Аграрная наука на Севере - сельскому хозяйству УДК 332.334.2 DOI 10.24412/cl-37231-2024-1-48-51
Джелиев А.К., магистрант 1 года обучения агрономического факультета Кцоева М.С., студентка 3 курса агрономического факультета Пех А.А., старший преподаватель кафедры землеустройства и экологии artur.gejmer@mail .ru
ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет» г. Владикавказ, Российская Федерация
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ НИЖНЕСАНИБАНСКОГО СП ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ ЗА 2021-2023 ГГ.
Аннотация. В статье представлены результаты исследований по определению эффективности функционирования системы управления земельно-имущественным комплексом Нижнесанибанского СП РСО-Алания за 2021-2023 гг. Применен метод, предложенный А.А. Варламовым и С.А. Гальченко. Сопоставлены плановые и фактические доходы местного бюджета по сегментам: земельный налог и налог на имущество физических лиц. Определены коэффициенты эффективности системы управления земельно-имущественным комплексом, предложены пути её совершенствования.
Ключевые слова: земельные ресурсы, муниципальное образование, бюджет, доходы, управление, земельный налог.
В настоящее время вопросы рационального использования и эффективного управления земельными ресурсами и имущественным комплексом муниципальных образований в Российской Федерации выходят на первый план, что связано, в первую очередь, с оптимизацией бюджетов различных уровней, отсутствием инвестиций из-за рубежа и другими процессами, протекающими в стране и мире [2, 4]. Система управления земельными ресурсами и имущественным комплексом базируется на ряде подсистем: экономической, социальной, информационной, экологической и другие [1], однако экономическая подсистема считается одной из приоритетных, поскольку позволяет определять степень самодостаточности местных бюджетов (на уровне городских и сельских поселений) [3]. Самодостаточности возможно добиться только путем налаживания эффективной системы взыскания индивидуально-безвозмездных выплат с собственников и арендной платы с пользователей объектов недвижимости, т. е. посредством совершенствования существующей земельной и фискальной политики. Это и многое другое определяет высокий уровень актуальности темы исследований.
Цель исследований - определение эффективности функционирования системы управления земельно-имущественным комплексом Нижнесанибанского сельского поселения Алагирского района РСО-Алания в 2021-2023 гг. Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач: изучение сведений контрольно-счетной палаты о доходах местного бюджета и его исполнении; анализ и сопоставление фактических и плановых поступлений по акту-
альным сегментам налоговых доходов; расчет коэффициента эффективности системы управления в разрезе изучаемых сегментов доходов и совокупных поступлений от них.
Научная новизна исследований состоит, во-первых, в том, что исследования подобного рода в Пригородном районе РСО-Алания никто не проводил и не проводит, во-вторых, в применении комплексного подхода при изучении проблемы эффективного управления имущественным и земельным комплексом муниципального образования.
Материалом для исследований послужили сведения КСП по МО Нижнеса-нибанское СП за 2021-2023 гг., сведения о доходах местного бюджета за исследуемый период. Для определения эффективности управления земельными ресурсами была использована методика А.А. Варламова и С.А. Гальченко, заключающаяся в сопоставлении фактических и расчетных земельных платежей на уровне муниципального образования и выявлении коэффициента эффективности управления, который, в случае эффективного управления земельным фондом, должен быть не ниже 1,01 (общероссийского).
Применена формула, приведенная ниже:
КЭф = Пф / Пр (1)
где: Кэф - коэффициент эффективности системы управления земельными ресурсами; Пф - фактические доходы местного бюджета от налоговых выплат, руб.; Пр - расчетные доходы от налоговых выплат, руб.
Объект исследований - селение Нижняя Саниба, является административным центром одноименного сельского поселения, расположенного на левом берегу реки Гизельдон, в 8 км к западу от республиканского центра - города Владикавказ (рис. 1а). Земельно-кадастровым делением территории Пригородного района селу, как кадастровому массиву, присвоен кадастровый номер 15:08:0230, в границах которого существует 30 кадастровых кварталов различной конфигурации (рис. 1б).
Рисунок 1 - Селение Нижняя Саниба на спутниковой (а) и Публичной кадастровой карте
Росреестра (б)
Изучив показатели доходной части местного бюджета и сведения КСП установили плановые и фактические поступления доходов по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. В 2021 году по земельному налогу в
бюджет сельского поселения планово должно было поступить 315,0 тыс. рублей, фактически поступило 317,4 тыс. рублей; по налогу на имущество физических лиц 50,0 тыс. рублей ожидалось, поступило не менее 34,8 тыс. рублей. В
2022 году доходы от земельного налога фактически поступили в объеме 326,6 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц 31,6 тыс. рублей. В
2023 году поступило от земельного налога 334,4 тыс. рублей при плане 320,0 тыс. рублей, по налогу на имущество физических лиц 82,5 тыс. рублей при плане в 45,0 тыс. рублей (табл. 1).
Таблица 1 - Доходы бюджета Нижнесанибанского СП Пригородного района РСО-Алания за 2021-2023 гг.
№ Сегмент доходов Ед. измерения 2021 2022 2023
П [5] Ф [6] П [5] Ф [6] П [5] Ф [6]
1 Земельный налог тыс. руб. 315,0 317,4 315,0 326,6 320,0 334,4
2 Налог на имущество ФЛ тыс. руб. 50,0 34,8 50,0 31,6 45,0 82,5
3 Совокупный налог тыс. руб. 365 352,2 365 358,2 365 416,9
Примечание: П - плановые поступления; Ф - фактические поступления.
По совокупному налогу ситуация несколько иная: плановые поступления в 2021 году составляли 365,0 тыс. рублей, фактические - 352,2 тыс. рублей; в 2022-2023 гг. - 365,0 и 358,2; 365,0 и 416,9 тыс. рублей.
Используя методику А.А. Варламова и С.А. Гальченко сопоставили фактические и плановые поступления, определили коэффициент экономической эффективности системы управления земельно-имущественным комплексом по сегментам доходов местного бюджета (рис. 2).
□ 2021 П2022 □ 2023
1,05
1,04 -
1,03 -
1,02 -
1,01 -
1
0,99 -
0,98 -
Земельный налог
□ 2021 П2022 П2023
2 1,8 1,6 1,4 1,2 1
0,8 0,6 0,4 0,2 0
Налог на им. ФЛ
□ 2021 П2022 □ 2023
1,2 -
1,15
1,1
1,05 -
1
0,95
0,9
0,85
Совокупный налог
Рисунок 2 - Сравнение коэффициента эффективности системы УЗР в зависимости от сегмента доходов бюджета Нижнесанибанского СП в 2021-2023 гг.
По земельному налогу коэффициент экономической эффективности в 2021 году составляет 1,007 (при общероссийском в 1,01), в 2022 году 1,036 (прирост составил 2,82%) и в 2023 году 1,045 (при приросте в 0,79%); это свидетельствует об эффективности системы управления имущественным комплексом в 2022-2023 гг.
По налогу на имущество физических лиц в 2021 году коэффициент составил 0,696, в 2022 году 0,632 (снижение на 9,2%) и в 2023 году 1,83 (прирост в 2,89 раз); это свидетельствует об эффективности функционирования системы в данном сегменте в 2023 году и обратной ситуации в 2021-2022 гг.
По совокупному налогу коэффициент эффективности в 2021 году составил 0,964, в 2022 году увеличился на 1,98% и составил 0,984, а в 2023 году прирост составил 16,37%, коэффициент - 1,142; это свидетельствует об отсутствии эффективности системы управления в 2021-2022 гг. и экономической эффективности её функционирования в 2023 году.
Результаты проведенного исследования неоднозначны: с одной стороны, в 2023 году система управления земельно-имущественным комплексом функционирует эффективно, с другой - два предыдущих календарных периода имеют отрицательные коэффициенты. Это может говорить необходимости корректировки вектора проводимой, органами власти местного самоуправления, земельной политики в части предоставления земельных участков в собственность (и пользование на праве аренды), осуществлении комплексных проверок, строящихся и уже возведенных объектов капитального строительства на предмет их функционирования, как жилых строений (без существования документов, удостоверяющих введение таких объектов капитального строительства в эксплуатацию).
Список литературы
1. Цораева, Э. Н. Расчет эффективности системы управления земельными ресурсами в Бесланском городском поселении Правобережного района РСО -Алания за 2021-2022 гг. / Э. Н. Цораева [и др.] // Материалы Межд. н.п. конф. с межд. участием, посв. 140-летию со дня рождения проф. В.Ф. Раздорского. -Владикавказ, Горский ГАУ, 2023. - С. 91-94.
2. Дзарахохова, Д. О. Определение экономической эффективности системы управления земельными ресурсами в Хумалагском сельском поселении Правобережного района РСО-Алания за 2021-2022 гг. и прогноз на 2023 год / Д. О. Дзарахохова [и др.] // Трансформация информационно-коммуникативной среды общества в условиях вызовов современности. - Комсомольск-на-Амуре, КнАГУ, 2023. - С. 430-432.
3. Цогоева, А. Р. Анализ экономической эффективности системы управления земельными ресурсами в г. Беслан за 2019-2021 гг. / А. Р. Цогоева [и др.] // Права человека в условиях развития информационного общества и институтов электронной демократии. - Владикавказ, Горский ГАУ, 2023. - С. 67-70.
4. Пех, А.А. Пути повышения экономической эффективности системы управления земельными ресурсами в Комсомольском СП Кировского района РСО-Алания в 2023 году / А. А. Пех [и др.] // Перспективы развития АПК в современных условиях. - Владикавказ, Горский ГАУ, 2023. - С. 63-65.
5. Приложение № 1 к решению Собрания представителей Нижнесанибан-ского сельского поселения Пригородного района РСО-А «О бюджете Нижнеса-нибанского сельского поселения Пригородного района РСО-А на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов».
6. АМС селения Нижняя Саниба [Электронный ресурс]. URL: http://ams-n-saniba.ru.