ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК: 332.3; 332.6 DOI: 10.24412/2071-6435-2023-2-117-131
РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ И ИХ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
В статье проведен анализ основных итогов изменения кадастровой стоимости сельскохозяйственных земель и осо-бенностй развития земельно-имущественных отношений в Удмуртии за последние 15 лет, с 2008 по 2022 год. Выявлено, что кадастровая стоимость увеличилась в 143 раза, пятая часть — 19,8% земель находятся в недооформленном состоянии, только 34,3% сельхозугодий по Удмуртии провели процедуру межевания. Разработана методика, позволяющая скорректировать возрастающие расходы сельхозтоваропроизводителей путем рационального использования земель и оптимизации затрат по налогу на землю. Методика предусматривает: 1) сбор данных о составе, структуре земель, расчет коэффициентов использования земли; 2) оценку интенсивности использования земли через связь коэффициентов рационального использования разных видов земель; 3) расчет показателей эффективности земли в растениеводстве и животноводстве; 4) расчет дополнительного эффекта при рационализации использования земель за счет сокращения потерь при уборке урожая и вовлечения земель в хозяйственный оборот. На примере хозяйств Малопургинского района проведены расчеты бюджетного эффекта, который составит более 1,5 млн рублей. Дополнительная прибыль в растениеводстве может составить 14088,3 тысячи рублей, в том числе прибыль от реализации зерновых может составить 2835,1 тысячи рублей. Эффект при вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемых сельхозугодий в размере 809 га с учетом затрат может привести к увеличению прибыли сельскохозяйственного производства в размере 4785,9 тысячи рублей. Расчеты показали, что дополнительные расходы на постановку земель на кадастровый учет, выплату налога на землю, на соблюдение агротехнических мероприятий, на освоение новых земель окупятся за счет дополнительного роста продукции и выручки. Хозяйства района смогут получить прибыль и улучшить земельно-имущественные отношения в муниципальном округе.
И. М.Гоголев
Ю. Р. Лутфуллин
Е. В. Марковина
И. А. Мухина
Ключевые слова: сельскохозяйственные угодья, кадастровая оценка, эффект, оценка, земельные участки, налог на землю, муниципальное образование.
Введение
В 2022 году впервые во всех регионах России прошла государственная кадастровая оценка земельных участков, независимо от категорий земель. Первые регионы начали проводить кадастровую оценку уже в 2018 году. Периодичность проведения этих мероприятий с тех пор несколько раз менялась. В Удмуртии первым законодательным документом, которым в регионе пользовались достаточно длительное время, являлось Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275, где были определены величины кадастровой стоимости по районам и категориям земель [12]. В настоящее время мы ориентируемся на данные кадастровой стоимости сельскохозяйственных земель 2022 года [6].
Цель исследования
В статье предложена квалиметрическая оценка определения инвестиционной безопасности муниципальных образований.
Нормативные материалы и методы исследования
Процесс формирования кадастровой стоимости обеспечен Методическими указаниями от 2017 года, когда «к ценообразующим факторам (характеристикам) объектов недвижимости относится информация об их физических свойствах, технических и эксплуатационных характеристиках, а также иная информация, существенная для формирования стоимости объектов недвижимости» [9]. Таковыми являются интегральные показатели, характеризующие плодородие почв, технологические свойства и местоположение, учитывающие особенности сельскохозяйственного и агроклиматического районирований территории.
Опираясь на вышеназванные нормативные документы, а также используя проводимые ранее исследования авторов [3; 4; 5;], рассмотрим основные итоги изменения кадастровой стоимости сельскохозяйственных земель Удмуртии за последние 15 лет, с 2008 по 2022 год (таблица 1).
1. В среднем по республике значение кадастровой стоимости 1 кв. метра сельхозугодий увеличилось в 143 раза (с 0,22 рубля до 31,48 рубля за 1 кв. метр).
2. Если в 2008 году наибольшая стоимость сельхозугодий была в городах, то с изменением административно-территориального деления и появлением муниципальных округов (вместо муниципальных образований) произошли и перестановки в «лидерах» и «аутсайдерах» по стоимости земли. Если с землями пригородных районов ситуация объяснима, то изменения районов с низким значением стоимости не вполне понятны. Принято считать, что кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения отражает в первую очередь качественный состав почвы. Наиболее значимые метаморфозы произошли со стоимостью земель в Глазовском муниципальном округе (стоимость с учетом административных изменений увеличилась в 1145 раз). Для сельхозтоваропроизводителей района это огромная нагрузка. Во многом это произошло за счет реорганизации муниципальных образований в муниципальные округа в Удмуртии, что сравняло стоимость земель городов и сельских населенных пунктов.
3. Увеличение цены земли растет непропорционально другим мезоэко-номическим показателям развития Удмуртии. Так, за указанный период:
— валовой региональный продукт увеличился (в фактических ценах) в 2,9 раза, индекс-дефлятор ВРП Удмуртии показывает увеличение в 2,58 раза, (физический объем ВРП увеличился на 12,2%);
— валовая продукция сельского хозяйства (в фактических ценах) увеличилась в 2,6 раза при росте цен на сельхозпродукцию в 2,19 раза, (физический объем валовой продукции увеличился только на 18%);
— потребительские цены увеличились в 2,62 раза.
Реорганизация муниципальных образований в муниципальные округа
еще больше обострила необходимость межевания, поскольку возникла необходимость согласования границ и площади надела с органами власти и собственниками соседних владений; объединения двух и более участков в единую территориальную единицу; проведение юридических сделок с землей.
Появилась практика предоставления кредита под залог земель, что тоже требует юридического оформления участков, следовательно, межевания.
Современные предприниматели в аграрной сфере, не оформляющих землевладение, несут определенные риски: отсутствие возможности реализации своих прав по распоряжению, управлению, владению земельным участком, санкции за незаконное использование земель.
Анализ отчетности по сельскому хозяйству районов (муниципальных округов Удмуртии) показал, что из общей площади сельхозугодий в размере 743891га в 2021 году пятая часть -19,8% земель — находится в недооформленном состоянии. Только 34,3% по Удмуртии провели процедуру межевания сельхозземель. Лидерами являются Шарканский, Воткинский, Малопургинский, Можгинский районы. В некоторых районах, например Алнашском, все сельхозугодья организаций используются на праве аренды (от муниципалитетов или физических лиц).
Высокая стоимость земель тормозит процесс оформления земель и постановки на кадастровый учет, поскольку определение собственника земли влечет за собой дополнительные расходы как на процедуру оформления, так и на увеличение затрат по налогу на землю.
Результаты и обсуждение
Предлагается скорректировать возрастающие расходы сельхозтоваропроизводителей с помощью следующих мероприятий.
1. Участие муниципальных округов в получении субсидий из бюджета региона для проведения кадастровых работ согласно соответствующему Порядку, предусмотренному Государственной программой по развитию сельского хозяйства [8]. Также важно понимать, что и на уровне государства с принятием Программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения у регионов имеется возможность обосновать и возместить затраты на регистрацию земельно-имущественных отношений с помощью федерального бюджета [12].
2. Рационализация использования имеющихся земель путем проведения агротехнических мероприятий по повышению урожайности сельхозкультур, при устранении потерь при уборке урожая.
3. Вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.
В этом случае можно будет получить не только бюджетный эффект, но и эффект для самих организаций.
На примере Малопургинского района рассмотрим возможности рационального использования земель и оптимизации затрат по налогу на землю.
1 этап. Сбор данных о составе, структуре земель, расчет коэффициентов использования земли.
Основой для расчетов послужили данные Министерства сельского
хозяйства и продовольствия Удмуртии, формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса (сельское хозяйство) за 2021 год.
Таблица 1
Показатели состава и структуры земель по сельхозорганизациям Малопургинского района Удмуртской Республики
Показатели Источник информации, формула расчета Значение
Исходная информация
Общая земельная площадь, га Форма9АПК 91000 31605
Площадь сельхозугодий Форма9АПК 91100 28132,9
в том числе:
произведено межевание Форма9АПК 91100 16216
используется организацией Форма9АПК91100 27323,9
передано в пользование другим лицам Форма9АПК 91100 412
Площадь пашни, га Форма9АПК91110 26361,9
Не используется общей земельной площади: Форма9АПК91000 1155
не используется сельхозугодий, га Форма9АПК 91100 809
не используется земель инфраструктуры Форма9АПК 91200 0
не используется прочих земель, га Форма9АПК 91400 346
Распределение земель по собственникам:
земли, находящиеся в собственности Форма 9АПК 91100.3 1 330,0
арендованные земли Форма 9АПК 91100.4 27598,5
недооформлено земель Форма 9АПК 91100.5 1318
Показатели интенсивности использования земель
Доля сельхозугодий, по которым проведено межевание,% (Проведено межевание*100/пл. с/х угодий) 57,6
Доля недооформ-ленных сельхозугодий^ (Недооформл*100/пл. с/х уг.) 4,7
Доля собственных земель (сельхозугодий)^ (Земли в собств*100/ с/х уг.) 4,7
Доля неиспользуемых с/х угодий,% (Не исп. с/х уг.*100/пл. с/х уг.) 2,9
Доля прочих(неиспользуемых) земель в общей земельной площади,% (Не исп. прочих*100/0бщая зем. площадь) 1,1
Кадастровая стоимость 1 кв.м сельхозугодий в муниципальном образовании, руб. Постановление Правительства УР № 565 38,72
Налог на землю (сельхозугодья),% Решение совета депутатов Малопургин-ского района [9] 0,3
Затраты на постановку на кадастровый учет 1 га(примерно), тыс. руб. Постановление Правительства УР от 28.10.21 № 584 1
Посеянная площадь, всего Форма 9АПК 92000 24971,2
Убранная площадь, всего Форма 9АПК 92000 19740,20
Посевная площадь зерновых Форма 9АПК 92100 11520,00
Убранная площадь зерновых Форма 9АПК 92100 9507,00
Доля земель, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот,% Сельхозуг.*100/0бщая зем. пл. 89,0
Коэффициент использования сельхозугодий (доля пашни),% к1 (Пашня*100/Сельхозугодья) 93,7
Коэффициент ис-
пользования паш- (Посевн. пл. всего*100/Пашня) 94,7
ни,% к2
Коэффициент ис-
пользования посе- (Убран. вс.*100/Посевн всего) 79,1
вов,% к3
Коэффициент ра-
ционального ис-
пользования пашни Убранная всего*100/Пашню 74,9
(с учетом потерь при уборке) к4
Коэффициент раци-
онального исполь-
зования с/х угодий Убранная всего*100/с/х уг.) 70,2
(с учетом потерь при уборке) к5
К использования посевов зерновых,% к6 Убран.пл.зерна*100/Пос.пл. зерна 82,5
С позиций земельно-имущественных отношений можно сделать выводы:
— доля земель, по которым не проведено межевание составляет почти половину (42,4%);
— хозяйства района используют преимущественно арендованные земли муниципалитетов и физических лиц, собственные сельхозугодья составляют 4,7%, при этом земля также предоставляется в пользование другим лицам в размере 412 га;
— в стадии оформления находится 4,7% сельхозугодий, то есть по ним четко не определен собственник и плательщик земельного налога.
Выводы с позиций рационального использования земель:
— в хозяйственный оборот вовлечено 89% земель, что соответствует среднему значению по региону;
— в хозяйствах наблюдаются потери при уборке валовой продукции растениеводства в целом и уборке зерновых культур.
2 этап. Предварительная оценка интенсивности использования земли.
Рациональное использование сельхозугодий с учетом потерь при уборке посевной площади можно оценить через следующую связь:
К = К * К (1)
рац. использ.с-хоз.угод. исп.с-х. угод. рац.использ.пашни 4 '
К = к • К = 0,937 • 0,749 = 0,702
5 14' ' '
В свою очередь, рациональное использование пашни зависит от размеров и доли посевов, а также размеров и доли убранной площади:
К = К * К (2)
рац. использ.пашни исп.пашни рац.использ.посевов 4 '
К4 = К2 • К3 = 0,947 ■ 0,791 =0,749
Объединив эти две формулы, получим связь:
К = К * К * К (3)
рац. использ.с-хоз.угод. исп.с-х. угод. использ.пашни использ.посевов 4 '
К5 = К1 • К2 • К3
0,702 = 0,937 * 0,947 * 0,791
На малое значение коэффициента рационального использования сельскохозяйственных угодий (0,702) в наибольшей степени оказывает влияние фактор низкого уровня использования посевов (0,791). Это означает, что из всей посевной площади вовремя и без потерь убирается только 79,1%. При производстве зерна данная величина составляет 82,5%.
Рассмотренные коэффициенты характеризуют резервы по дополнительному получению продукции в растениеводстве и целом в хозяйствах.
3 этап. Расчет показателей эффективности земли в растениеводстве и животноводстве.
Из большого количества показателей эффективности использования земли нами рассчитаны показатели по стоимостным результатам сельского хозяйства (таблица 2).
Сельское хозяйство Малопургинского района ориентировано на развитие животноводства, в частности молочное скотоводство, поэтому показатели эффективности использования земли в животноводстве значительно выше показателей растениеводства. Большая часть продукции, получаемой в растениеводстве, используется в дальнейшем в животноводстве.
Таблица 2
Показатели эффективности земли по сельхозорганизациям Малопургинского района Удмуртской Республики
Показатели Источник информации, формула расчета Значение
Урожайность зерновых, цс 1 га Форма 9АПК 92100.2(19) 17,8
К товарности продукции растение-водства,% Выручка от реализации раст.*100/Валовая прод. Раст. 26,8
Валовая продукция растениеводства на 100 га с/х угодий, тыс. руб. ВП раст.*100/пл. с/х уг. 1529,1
Валовая продукция на 1 га пашни, тыс. руб. ВП раст./пл. пашни 16,3
Выручка в растениеводстве на 100 га с/х угодий, тыс. руб. Выручка раст*100/пл. с/х уг. 393,6
Полная себестоимость реализованной продукции растениеводства на 100 га сельхозугодий, тыс. руб. Полн. себест. раст.*100/ пл. с/х уг. 225,7
Прибыль в растениеводстве на 100 га с/х угодий, тыс. руб. ВП раст.*100/пл. с/х уг. 85,7
Валовая продукция животноводства на 100 га с/х угодий, тыс. руб. (ВП жив.*100/с/х уг.) 3597,5
Выручка от реализации продукции животноводства на 100 га с/х угодий, тыс. руб. (Выр. жив.*100/с/х уг.) 4246,4
Полная себестоимость от реализации продукции животноводства на 100 га с/х угодий, тыс. руб. (Полн. себ. жив.*100/с/х уг.) 3822,7
Прибыль от реализации животноводства на 100 га с/х угодий, тыс. руб. (Приб. Жив.*100/с/х уг.) 423,7
К товарности продукции животноводства^ Выручка от реал. жив.*100/Валовая прод. жив. 102,4
4 этап. Расчет дополнительного эффекта при рационализации использования земель и вовлечения земель в хозяйственный оборот.
Предлагается провести расчет бюджетного эффекта в виде начисления налога по недооформленным землям.
Расчет эффекта производства продукции растениеводства при рациональном использовании земель (при устранении потерь при уборке) проводится с учетом коэффициентов использования земель (таблица
1), с помощью которых определим дополнительный выпуск валовой продукции, включая продукцию производства зерновых культур.
Современные условия развития продовольственной безопасности страны, повышение спроса на продукцию сельского хозяйства требуют повышения размера валовой продукции, что возможно при дополнительном использовании ресурсов [1; 2; 11]. Вовлечение в оборот неиспользуемых сельхозугодий потребует дополнительных затрат, а эффект от использования новых земель проявится в увеличении прибыли организации в целом. Результаты расчетов представим в таблице 3.
Таблица 3
Расчет эффекта от рационализации использования земель по сельхозорганизациям Малопургинского района Удмуртской
Республики
Показатели Формула расчета Значение
3.1. Расчет бюджетного эффекта
Затраты на постановку на кадастровый учет недооформленных земель, тыс. руб. Площадь недооформл.*За-траты на постановку на 1 га 1318,0
Начисления налога на землю (дополнительный эффект для бюджета МО), тыс. руб. Площадь недооформл.*Ка-дастр. Стоим.* Налог 1531,0
Затраты организаций на оформление земель и налог, тыс. руб. Затраты на учет +Доп. налог 2849,0
3.2. Расчет эффекта производства продукции растениеводства при рациональном использовании земель (при устранении потерь при уборке)
Дополнительный валовый сбор зерновых(при ликвидации потерь при уборке), ц Урож.*неубр. площадь 35831,4
Увеличение полной себестоимости реализации зерна, тыс. руб. ВС*Ктов.*Полн. себест. 1ц 6371,3
Увеличение выручки от реализации зерна, тыс. руб. ВС*Ктов.*Цена реализ.1ц 9206,4
Дополнительная прибыль от реализации зерна, тыс. руб. Доп. выручка — Доп. Полн. себест. 2835,1
Дополнительный выпуск валовой продукции в растениеводстве, тыс. руб. ДВП=ВП на 1 га с/х уг. *(1-к5)*площ. с/х уг. 123479,3
за счет использования сельхозугодий полностью под пашню (к1) ДВП(к1)=ВП на 1 га *(1-к1)*-площ. с/х уг. 26056,2
за счет рационального использования пашни без потерь при уборке (к4) ДВП(к4)=ДВП-ДВП(к1) 97423,1
за счет использования пашни под посевы (к2) ДВП(к2)=ВП на1 га пашни *(1-К2)*площ. пашни 21835,5
за счет ликвидации потерь при уборке посевов (к3) ДВП(к3)=ДВП(к4)-ДВП(к2) 75587,6
Увеличение выручки от реализации продукции растениеводства, тыс. руб. ВП раст. *К тов. 33031,6
Увеличение полной себестоимости реализации в растениеводстве, тыс. руб. К роста выручки*Полн. себест. 18943,2
Увеличение прибыли реализации в растениеводстве, тыс. руб. Выручка — Полн. себест. 14088,3
3.3. Расчет эффекта при вовлечении в оборот неиспользуемых сельхозугодий
Дополнительные затраты при освоении земель (растениеводстве на сенокосы и пастбища), тыс. руб. Площадь новых сельхозугодий *Затраты на 1га 40450,0
Увеличение прибыли от реализации продукции, тыс. руб. Прибыль * Прирост площади — Доп. затраты на освоение земель 4785,9
Эффект для бюджета Малопургинского района составит 1531 тысячу рублей, косвенный эффект может проявиться в поступлениях по единому сельскохозяйственному налогу от увеличения сельхозпродукции.
Выводы
Эффект для сельхозорганизаций при рационализации использования земель выразится в получении дополнительного выпуска валовой продукции растениеводства в размере 123479,3 тысячи рублей, увеличение на 29,8%, если сохранится неизменной структура земельной площади, то есть доля пашни в площади сельхозугодий 93,7%. В этом случае дополнительный выпуск валовой продукции растениеводства может составить 97423,1 тысячи рублей, в том числе наибольший прирост может дать ликвидация потерь при уборке посевов в размере 75587,6 тысячи рублей. Дополнительная прибыль в растениеводстве составит 14088,3 тысячи рублей, в том числе прибыль от реализации зерновых может составить 2835,1 тысячи рублей.
Эффект при вовлечении в хозяйственный оборот неиспользуемых сельхозугодий в размере 809 га с учетом затрат может привести к увеличению прибыли сельскохозяйственного производства в размере 4785,9 тысячи рублей.
Расчеты показали, что дополнительные расходы на постановку земель на кадастровый учет, выплату налога на землю, на соблюдение агротехнических мероприятий, на освоение новых земель окупятся за счет дополнительного роста продукции и выручки. Хозяйства района смогут получить прибыль и улучшить земельно-имущественные отношения в муниципальном округе.
Указанная методика может быть применена в практике хозяйствования сельскохозяйственных организации и в планировании управления аграрным производством в сельскохозяйственных районах региона и в целом субъекта Федерации.
Литература
1. Бессогонова Н. В., Александров Д. В., Решетова А. А. Организация управления инвестиционным потенциалом сельских территорий // Наука Удмуртии. 2022. № 2 (97). С. 63-70.
2. Доронина С. А., Мухина И. А., Марковина Е. В., Пименова Н. Б., Локтионов Н. А. Социальная безопасность сельских территорий как индикатор устойчивого развития экономики района // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 12-1. С. 114-119.
3. Осипов А. К., Мухина И. А., Городилова Е. А. Эффективность нормативно-правовых методов регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве: монография. Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. 127 с.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistic (дата обращения: 29 марта 2023 года).
5. Пименова Н. Б., Марковина Е. В., Мухина И. А. Использование кадастровой стоимости земли для определения бюджетного эффекта в сельскохозяйственных районах Удмуртии / В сборнике: V Национальная научно-практическая конференция «Землеустройство, экономика и управление в агропромышленном комплексе в период глобальных вызовов» г. Ижевск,
2023 год.
6. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 октября 2022 года № 565 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2022 года». URL: https://docs.cntd.ru/document/406310095?yscli d=lftm0u0lud700244835 (дата обращения: 29 марта 2023 года).
7. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» (с последующими редакциями). URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/428643194?ysclid=lftlvgqv8m304550136 (дата обращения: 29 марта 2023 года).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/H0r3EQe7gpGEJvEtf AClXtnJ4gt6Xpr2.pdf (дата обращения: 29 марта 2023 года).
9. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»ю URL: https://docs.cntd.ru/document/456065252?ysclid=lftm4td qi205001409 (дата обращения: 29 марта 2023 года).
10. Решение совета депутатов об установлении земельного налога на территории муниципального образования «Муниципальный округ Малопургинский район Удмуртской Республики». URL: https://www.malayapurga.ru/documents/3285.html (дата обращения: 29 марта 2023 года).
11. Чазова И. Ю., Мухина И. А. Контроль и анализ финансовой безопасности муниципальных образований (на примере Удмуртской Республики). Ижевск: Удмуртский университет, 2022. 146 с.
12. Akmarov P. B., Knyazeva O. P., Tretyakova E. S. Assessing the potential of the digital economy in agriculture / IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. "International Science and
Technology Conference "Earth Science". Chapter 1 2021.
References
1. Bessogonova N. V., Alexandrov D. V., Reshetova A. A. Organization of management of investment potential of rural territories. Nauka Udmurtii [Science of Udmurtia], 2022, no. 2 (97), pp. 63-70 (in Russian).
2. Doronina S. A., Mukhina I. A., Markovina E. V., Pimenova N. B., Loktionov N. A. Social security of rural territories as an indicator of sustainable development of the district economy. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law], 2022, no. 12-1, pp. 114-119 (in Russian).
3. Osipov A. K., Mukhina I. A., Gorodilova E. A. Effektivnost' normativno-pravovyh metodov regulirovaniya zemel'nyh otnosheniy v sel'skom hozyaystve: monografiya [The effectiveness of regulatory methods of regulating land relations in agriculture: monograph], Izhevsk: Izhevsk State Agricultural Academy, 2016, 127 p. (in Russian).
4. Official website of the Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistic (accessed: 29 March, 2023) (in Russian).
5. Pimenova. N.B., Markovina E. V., Mukhina I. A. Ispol'zovanie kadastrovoy stoimosti zemli dlya opredeleniya byudzhetnogo effekta v sel'skohozyaystvennyh rayonah Udmurtii [Using the cadastral value of land to determine the budgetary effect in agricultural areas of Udmurtia], in coll. V Nacional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya "Zemleustroystvo, ekonomika i upravlenie v agropromyshlennom komplekse v period global'nyh vyzovov" g. Izhevsk [V scientific and practical National Conference "Land management, economics and management in the agro-industrial complex in the period of global challenges" Izhevsk], 2023 (in Russian).
6. Resolution of the Government of the Udmurt Republic dated October 24, 2022 No. 565 "On approval of the results of determining the cadastral value of land plots in the Territory of the Udmurt Republic as of January 1, 2022". URL: https://docs.cntd.ru/doc ument/406310095?ysclid=lftm0u0lud700244835 (accessed: 29 November, 2023) (in Russian).
7. Resolution of the Government of the Udmurt Republic of November 24, 2008 No. 275 "On approval of the results of the State cadastral assessment of the lands of settlements in the Udmurt Republic as of January 1, 2007" (with subsequent revisions). Available at: https://docs.cntd.ru/document/428643194?ysclid=lftlvgqv 8m304550136 (accessed: 29 November, 2023) (in Russian).
8. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 731 dated May 14, 2021 "On the State Program for the Effective involvement in the Turnover of Agricultural land and the development of the Reclamation complex of the Russian Federation". Available at: http://static.government.ru/media/files/H0r3EQe7 gpGEJvEtfAClXtnJ4gt6Xpr2.pdf (accessed: 29 November, 2023) (in Russian).
9. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation No. 226 dated May 12, 2017 "On approval of methodological guidelines on State Cadastral Valuation". Available at: https://docs.cntd.ru/document/456065252?ysclid=lftm4tdqi205 001409(accessed: 29 November, 2023) (in Russian).
10. Decision of the Council of Deputies on the establishment of a land tax on the territory of the municipality "Municipal District of Malopurginsky district of the Udmurt Republic". Available at: https://www.malayapurga.ru/documents/3285.html (accessed: 29 November, 2023) (in Russian).
11. Chazova I. Yu., Mukhina I. A. Kontrol' i analiz finansovoy bezopasnosti municipal'nyh obrazovaniy (na primere Udmurtskoy Respubliki) [Control and analysis of financial security of municipalities (on the example of the Udmurt Republic)], Izhevsk: Udmurt University, 2022, 146 p. (in Russian).
12. Akmarov P. B., Knyazeva O. P., Tretyakova E. S. Assessment of the potential of the digital economy in agriculture / IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Ser. "International Scientific and Technical Conference "Earth Science". Chapter 1 2021.