18 (546) - 2013
Налогообложение
УДК 336.22
что даст введение нового налога
в россии
Ф. С. АГУЗАРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Е-mail: aguzarus@yandex. т Северо-Осетинский государственный университет им. к. Л. Хетагурова
В статье проведено научное исследование трансформации имущественных налогов. Описываются виды имущественных налогов физических лиц, их преимущества и недостатки. Показана их роль в налоговых доходах местных бюджетов. Анализируется необходимость введения налога на недвижимость.
Ключевые слова: недвижимость, оценка, инвентаризация, налогообложение, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на недвижимость.
Социально-экономические преобразования, проводимые в России, предопределяют необходимость формирования эффективной системы налогообложения. В современной налоговой практике остро стоит вопрос реформирования имущественных налогов (в частности, земельного налога и налога на имущество физических лиц). Имеет место ситуация, когда собственники имущества -физические лица:
- не регистрируют объекты недвижимости;
- скрывают их от муниципальных органов власти;
- занижают инвентаризационную и кадастровую стоимость имущества.
Такое положение приводит к сокрытию налогов и «выпадению» денежных средств из бюджета.
Налог на имущество физических лиц и земельный налог относятся к числу трудно собираемых налогов: поступления по ним очень малы. Предполагается коренным образом изменить систему имущественного налогообложения граждан путем объединения двух местных налогов в единый налог на недвижимость. Исследуемые налоги должны стать важным источником доходов местных бюджетов, а принципы взимания обязаны стимулировать эффективное использование имущества.
Недвижимое имущество - это физические объекты с фиксированным местоположением в пространстве и все, что неотделимо с ними связано как под поверхностью, так и над поверхностью земли. Объектами недвижимости выступают:
- земельные участки;
- здания, сооружения;
- обособленные водные объекты;
- многолетние насаждения;
- инженерные сооружения и сети и др.
Важное значение приобретает оценка недвижимого имущества, так как ее целью является установление определенного вида стоимости, в том числе налогооблагаемого.
В связи с существующей спецификой функционирования рынка недвижимости введение предполагаемого налога на недвижимость носит затяжной характер (например отсутствие информационного
ресурса). Администрирование объектов недвижимого имущества осуществляется конкретными государственными органами (БТИ, органы ФНС РФ и др.). Несоответствие либо полное отсутствие какого-либо показателя во взаимодействующих органах приводит к трудностям при взимании имущественных налогов.
С объектов недвижимого имущества в России взимаются следующие налоги:
- транспортный налог;
- налог на имущество организаций;
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Все эти налоги занимают незначительную долю в бюджетах территорий.
Рассмотрим роль и значение налогов на имущество физических лиц в структуре доходов бюджетов муниципального образования на примере местных бюджетов Республики Северная Осетия -Алания (Южный федеральный округ).
Местные бюджеты республики состоят из восьми бюджетов муниципальных образований и одного бюджета городского округа.
Удельный вес и динамика налогов на имущество физических лиц в структуре доходов бюджета г. Владикавказа за 2009-2011 гг. представлены в табл. 1.
Анализ данных табл. 1 показывает, что в 2009 г. доходы бюджета городского округа составили 1 148,3 млн руб. Из них налог на имущество - 50,1 млн руб., исполнение по налогу на имущество физических лиц - 4,1 млн руб., исполнение земельного налога - 45,9 млн руб. В общей сумме доходов
бюджета города доля налогов на имущество составила 4,4 %:
- 4,0 % - доля земельного налога;
- 0,4 % - доля налога на имущество физических
лиц.
В 2010 г. система налогов на имущество бюджета города изменилась. Транспортный налог перераспределяется в бюджеты муниципальных образований республики по решению законодательных органов субъекта. Налоговые и неналоговые доходы в бюджете г. Владикавказа в сумме достигли 1 627,2 млн руб. Из них налоги на имущество составили 96,6 млн руб.:
- налог на имущество физических лиц - 4,1 млн руб.;
- земельный налог - 67,1 млн руб.;
- транспортный налог - 25,4 млн руб.
Доля налогов на имущество в доходах бюджета города увеличилась до 6,0 %. Из них:
- доля налога на имущество физических лиц -0,3 %;
- доля земельного налога - 4,1 %;
- доля транспортного налога - 1,6 %.
В 2011 г. налоговые и неналоговые доходы бюджета города были исполнены в размере 1 862,5 млн руб. Из них налоги на имущество - 104,3 млн руб. В том числе:
- по налогу на имущество физических лиц -4,5 млн руб.;
- земельному налогу - 80,3 млн руб.;
- транспортному налогу - 19,5 млн руб.
Доля налогов на имущество снизилась до 5,6 %.
Причем доля налога на имущество физических лиц
Таблица 1
Удельный вес и динамика налогов на имущество физических лиц в структуре доходов бюджета г. Владикавказа за 2009-2011 гг.
2009 2010 2011
Показатель Фактически, Доля Фактически, Доля Фактически, Доля
млн руб. в доходах, % млн руб. в доходах, °% млн руб. в доходах, °%
Доходы, всего 1 148,3 100,0 1 627,2 100,0 1 862,5 100,0
Налоги на прибыль, доходы 763,3 66,5 849,4 52,2 950,8 51,0
Налоги на товары, реализуе- 50,9 4,4 - - - -
мые на территории РФ
Налоги на совокупный 97,1 8,5 305,6 18,8 369,4 19,8
доход
Налоги на имущество 50,1 4,4 96,6 6,0 104,3 5,6
В том числе:
- земельный налог 45,9 4,0 67,1 4,1 80,3 4,3
- налог на имущество 4,1 0,4 4,1 0,3 4,5 0,2
физических лиц
- транспортный налог - - 25,4 1,6 19,5 1,0
составила - 0,2 %, а транспортного налога - 1,0 %. Основное место занял земельный налог - 4,3 %.
Таким образом, за 2009-2011 гг. доля налогов на имущество составила 4,4, 6,0, и 5,6 % соответственно. Доля налога на имущество физических лиц постепенно снижалась: 0,4, 0,3, и 0,2 % соответственно. Наибольший удельный вес в системе имущественных налогов принадлежал земельному налогу: 4,0, 4,1, и 4,3 % соответственно.
Наиболее высокие поступления по налогам на имущество наблюдались в 2010 г. - 96,6 млн руб. (прирост составил 46,5 млн руб. Для сравнения - в 2011 г. - 7,7 млн руб.). Распределение поступлений по транспортному налогу в местные бюджеты Республики Северная Осетия - Алания заметно повлияло на годовые показатели 2010 г. В группе «Налоги на имущество» преобладали поступления по земельному налогу. Незначительными были показатели исполнения налога на имущество физических лиц.
Итак, можно сделать предварительные выводы. В целях достижения наиболее высоких результатов исполнения необходимо:
- усилить эффективную работу налоговых органов;
- повысить требования по проведению налогового контроля.
Оказывает прямое воздействие на невысокий уровень доходов, поступающих от налога на имущество физических лиц в местные бюджеты, и продолжающийся до сих пор процесс реформирования имущественного налогообложения.
Важную долю в налоговых доходах бюджета города занимают налоги на прибыль, доходы.
Удельный вес и динамика налогов на имущество физических лиц в структуре доходов бюджетов районов Республики Северная Осетия - Алания за 2009-2011 гг. отражены в табл. 2.
Из анализа данных табл. 2 видно, что в 2009 г. показатели доходов бюджетов районного значения Республики Северная Осетия - Алания исполнены в сумме 659,2 млн руб. Из них налогам на имущество принадлежит 50,7 млн руб. В сумме доходов доля налогов на имущество составила до 7,7 %. В их числе:
- доля налога на имущество физических лиц -
0,9 %;
- доля земельного налога - 6,7 %.
В 2010 г. налоговые и неналоговые доходы районов достигли 791,3 млн руб. Из них налоги на имущество - 102,5 млн руб. В том числе:
- по земельному налогу - 56,6 млн руб.;
- по транспортному налогу - 38,6 млн руб.;
- по налогу на имущество физических лиц -7,2 млн руб.
Доля налогов на имущество выросла в доходах бюджетов районов до 13,0 %, в том числе:
- земельного налога - 7,2 %;
- транспортного налога - 4,9 %;
- налога на имущество физических лиц -0,9 %;
- земельного налога - 7,2 %;
- транспортного налога - 4,9 %.
В 2011 г. налоговые и неналоговые доходы районов увеличились до 889,9 млн руб. Из них налоги на имущество составили 82,7 млн руб. В том числе:
- по земельному налогу - 55,0 млн руб.;
- по транспортному налогу - 22,0 млн руб.;
Таблица 2
Удельный вес и динамика налогов на имущество физических лиц в структуре доходов бюджетов районов РСо-Алания за 2009-2011 гг.
2009 2010 2011
Показатель Фактически, Доля Фактически, Доля Фактически, Доля
млн руб. в доходах, % млн руб. в доходах, °% млн руб. в доходах, °%
Доходы, всего 659,2 100,0 791,3 100,0 889,9 100,0
Налоги на прибыль, доходы 361,6 54,8 384,7 48,6 451,5 50,7
Налоги на товары, реализуемые 59,3 9,0 - - - -
на территории РФ
Налоги на совокупный доход 40,6 6,2 121,5 15,4 136,3 15,3
Налоги на имущество 50,7 7,7 102,5 13,0 82,7 9,3
В том числе:
- земельный налог 44,5 6,7 56,6 7,2 55,0 6,2
- налог на имущество 6,2 0,9 7,2 0,9 5,7 0,6
физических лиц
- транспортный налог - - 38,6 4,9 22,0 2,5
- по налогу на имущество физических лиц -5,7 млн руб.
Доля налогов на имущество снизилась в доходах бюджетов районов до 9,3 % (в 2010 г. - 13,0 %). В том числе:
- доля земельного налога - до 6,2 %;
- доля транспортного налога - до 2,5 %;
- доля налога на имущество физических лиц -до 0,6 %.
Таким образом, за 2009-2011 гг. доля налогов на имущество в бюджетах районного значения составляла: 7,7, 13,0 и 9,3 % соответственно. Наиболее высокие поступления по налогам на имущество наблюдались в 2010 г. - 102,5 млн руб. Наименее низкие показатели исполнения налогов на имущество выявлены в 2009 г. - 50,7 млн руб. В доходах бюджетов районов республики львиную долю занимают налоги на прибыль, доходы.
Динамика поступления налогов на имущество в местные бюджеты (бюджеты 8 районов и бюджет г. Владикавказа) Республики Северная Осетия -Алания за 2009-2011 гг. отражена на рисунке.
Как видно из анализа данных рисунка, за 20092011 гг. в местных бюджетах республики налоги на имущество в большей части сосредоточивались в бюджетах районного значения, где поступления налогов не стабильны. Что касается налогов на имущество в бюджете г. Владикавказа, то доходы от них также не стабильны. Наибольшие поступления по исследуемым налогам наблюдались в 2010 г.
Таким образом, проведенное изучение динамики налогов на имущество в доходах местных бюджетов Республики Северная Осетия - Алания за 200914
12
10
8
6
4
2
0
Динамика поступления налогов на имущество
физических лиц в местных бюджеты Республики Северная Осетия - Алания за 2009-2011 гг, %:
1 - бюджет г. Владикавказа; 2 - бюджеты районов
2011 гг. показало, что роль этих налогов в системе доходов незначительна. Анализ подтверждает, что они относятся к наиболее проблемным и трудносо-бираемым налогам. Такая же картина складывается в большинстве субъектов Российской Федерации.
В заключение целесообразно сделать следующие выводы и предложения.
Во-первых, вводить новый налог на недвижимость необходимо, так как это поспособствует наращиванию налоговых доходов местных бюджетов. Причем налог планируется вводить в поэтапном порядке в регионах, где проведена инвентаризация имущества. Цель проведения инвентаризации - определение рыночной стоимости недвижимости, которая гораздо больше инвентаризационной. Поэтому в связи с переоценкой имущества стоимость увеличится. Следовательно, увеличится и размер самого налога.
Во-вторых, очень важно правильно оценить стоимость имущества, так как именно первоначальная стоимость будет браться за основу при исчислении налога. При этом должны учитываться следующие показатели объектов недвижимого имущества:
- элитные;
- средние;
- ниже среднего;
- коммерческое и некоммерческое имущество.
В-третьих, в ходе инвентаризации недвижимого имущества скрытые объекты выявятся. Осуществление инвентаризации дает возможность создания единого кадастра объектов недвижимости (в первую очередь для решения задачи налогообложения). Именно отсутствие создания единого кадастра является основной причиной затяжного характера введения налога. Необходимо ужесточить формы и методы налогового администрирования для выявления неоформленного имущества граждан и организаций.
В-четвертых, следует установить налоговые льготы. В настоящее время сложилась ситуация, когда дорогостоящая недвижимость переходит в собственность по наследству либо выделяется государством. Для такой категории плательщиков необходимо установить справедливые налоговые льготы. Вместе с тем предлагается не облагать налогам площадь 30 м2 из расчета на одного человека. Размер налога должен быть сопоставим с доходами налогоплательщика. Основная задача нового налога -обязать граждан, имеющих в собственности достаточно большое количество дорогой недвижимости,
2009 г. 2010 г. 2011г.
платить с этого имущества существенные суммы налога, унифицировав льготы. При этом налоговое бремя для малоимущих граждан, проживающих в «стандартных» квартирах и не владеющих дополнительной недвижимостью, не должно увеличиться.
В-пятых, введение налога на недвижимость упростит процедуру исчисления и уплаты налога. В настоящее время собственных местных налогов всего два вида:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
После введения нового налога предполагается,
что останется один налог на недвижимость (он объединяет оба вида).
Список литературы
1. Агузарова Ф. С., Балаева Д. А. Роль налога на имущество физических лиц в формировании бюджета муниципального образования // Вестник СОГУ. 2012. № 2.
2. Агузарова Ф. С. Роль имущественных платежей физических лиц в налоговом потенциале (на примере РСО-Алания) // Налоговая политика и практика. 2012. № 3.
3. Асатрян С. Р., Донин Ю. Л. Какие изменения в налогообложении ожидают нас в 2012 году? // Финансовый вестник. 2012. № 1.
4. Березин М. Ю. Новый налог на недвижимость в российской налоговой системе // Финансы. 2011. № 4.
5. Власенкова Е. А. Имущественные налоги как источник доходов бюджетов субфедерального уровня: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2011. № 6.
6. ГолодоваЖ. Г., ГолодоваЮ. С. Трансформация налога на имущество физических лиц в России: предпосылки и направления // Финансы. 2010. № 3.
7. Горчикова Л. А. Возникновение объекта обложения недвижимого имущества // Финансовый вестник. 2010. № 9.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1995 № 51-ФЗ.
9. Котляров М. А. Кадастровая стоимость в системе налогообложения недвижимости. М. 2011.
10. Кузнецова О. С. Формирование налоговых доходов местных бюджетов: направления модернизации // Финансы и кредит. 2012. № 1.
11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
13. Налогообложение доходов и имущества физических лиц: ответы на сложные вопросы налогоплательщиков и налоговых агентов. М.: Омега-Л. 2011.
14. О налогах на имущество физических лиц: Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1.
15. Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов: одобрены Правительством Российской Федерации в 2011 г.
16. Юричева Л. Н. Налоги на имущество физических лиц. М.: Ось-89. 2009.
17. URL: http://www. minfin. ru.
9-13 июня 2013 г. в ГК «Измайлово» (г. Москва) оргкомитет международной олимпиады «Эрудиты планеты» приглашает команды образовательных учреждений принять участие в
летнем международном Интеллектуальном турнире—2013
для студентов и школьников России и зарубежных стран.
Турнир проводится в очной форме исключительно в командном зачете, количество команд от одного образовательного учреждения не ограничено. Состав команды - 6 человек.
Проживание в 2-х местных номерах ГК «Измайлово» корпус «ВЕГА».
Дополнительная информация по телефонам: (495) 979-96-19, 8-965-433-87-47, 8-901-524-03-53, а также e-mail: [email protected] и [email protected] www.erudites.ru