Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА СПИСАНИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИИ НА ОДИН АВТОМОБИЛЬ ЗА ЦИКЛ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА СПИСАНИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИИ НА ОДИН АВТОМОБИЛЬ ЗА ЦИКЛ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
137
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ХОЗЯЙСТВО / ТЕХНИКА / АВТОПАРК / ПРОБЕГ / РЕСУРС

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тойгамбаев С.К., Абенов А.Т.

Участок; планировка; техника; хозяйство; производственные средства; энерговооруженность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE NUMBER OF WRITE-OFFS AND MAINTENANCE PER VEHICLE PER CYCLE FOR THE ENTERPRISE

Plot; layout; Technics; economy; production facilities; power supply.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА СПИСАНИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ ОБСЛУЖИВАНИИ НА ОДИН АВТОМОБИЛЬ ЗА ЦИКЛ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

UDC 69

Toigambayev S.K., Abenov A.T. Determining the number of writeoffs and maintenance per vehicle per cycle for the enterprise

Определение числа списаний и технических обслуживании на один автомобиль за цикл для предприятия.

Toigambayev S. K.,

Professor of the Department of Technical Operation of Technological Machines and Equipment of Environmental Management, K. A. Timiryazev Russian State Agrarian University - MSHA.

Abenov A.T.

postgraduate student of the Department of Technical Operation of Technological machines and Equipment of Environmental Management. Russian State Agrarian University of the Moscow

Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev.

Тойгамбаев С. К.,

к.т.н., профессор кафедры технической эксплуатации технологических машин и оборудования природообустройства, ФГБОУ ВО РГАУ - МОХА имени К.А.Тимирязев.

Абенов А.Т.

аспирант кафедры техническая эксплуатации технологических машин и оборудования природообустройства. Российский государственный аграрный университет МОХА им. К.А.

Тимирязева.

Abstract. plot; layout; Technics; economy; production facilities; power supply. Keywords: power-to-weight ratio; company; economy; Technics; car park; mileage; resource Аннотация. участок; планировка, техника; хозяйство; производственные средства; энерговооруженность. Ключевые слова: энерговооруженность; предприятие; хозяйство; техника; автопарк; пробег; ресурс.

DOI 10.54092/25421085_2022_4_118

Рецензент: Сагитов Рамиль Фаргатович, кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по научной работе в ООО «Научно-исследовательский и проектный институт

экологических проблем», г. Оренбург

Базируясь на цикловом методе расчета рассчитывается производственная программа на год. Ресурсный пробег Lp и периодичности ТО-1 и ТО-2 и для конкретного ПТБ определяются с помощью коэффициентов, учитывающих категорию условий эксплуатации К1, модификацию подвижного состава К2 и климатический район, то есть:

Lp = Lp(Н)• К1 • К2 • К3; (1)

и = и^К • Кз, (2)

где Lp(Н) - нормативный ресурсный пробег автомобиля, км;

Ь(Н) - нормативная периодичность ТО 1-го вида (ТО-1 или ТО-2), км.

Lp = 300000 • 0,8ЮД1 = 204000 км L1 = 4000-0,8 -1 = 3200 км L2 = 12000-0,8 -1 = 9600 км Согласно нормативам периодичности ТО должны быть кратны между собой, а ресурсный пробег кратен периодичности ТО. Допускается отклонение от нормативов, периодичность ТО составляет ±10%. Расчеты приводятся по одной модели подвижного состава (КамАЗ-5511), а по остальным - в табличной форме (таблицы 1-8).

Таблица 1

Нормативы ресурсного пробега и периодичности ТО.

Подвижной Lp(H), L1(H), L2(H), Lp, Li, L2,

состав тыс. тыс. тыс. К1 К Кэ тыс. тыс. тыс.

км км км км км км

КамАЗ-53212 300000 4000 12000 0,8 1 1 240000 3200 9600

КамАЗ-54115 300000 4000 12000 0,8 0,95 1 228000 3200 9600

КамАЗ-55111 300000 4000 12000 0,8 0,85 1 204000 3200 9600

КамАЗ-65115 300000 4000 12000 0,8 0,85 1 204000 3200 9600

МАЗ-544008 300000 4000 16000 0,8 0,95 1 228000 3200 12800

МАЗ-551605 300000 4000 16000 0,8 0,85 1 204000 3200 12800

МАЗ-642208 300000 4000 16000 0,8 0,95 1 228000 3200 12800

ГКБ-8551 300000 4000 16000 0,8 1 1 240000 3200 12800

СЗАП-8543 300000 4000 16000 0,8 1 1 240000 3200 12800

Определение числа списаний и ТО на один автомобиль за цикл. Число технических воздействий на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега Lq (или Lp) к пробегу до данного вида воздействия. Ежедневное обслуживание (ЕО) согласно ОНТП подразделяется на ЕОс, выполняемое ежедневно при возврате подвижного состава, и ЕОт, выполняемое перед ТО и ТР. Число списаний (Nc), ТО-2 (N2), ТО-1 (N1), ЕОс (Nbo с) и ЕОт (Nbo т) за цикл на один автомобиль:

Nc = Lц / Lp = Lp / Lp = 1; (3)

N2 = Lp / L2 - Nc = Lp / L2 - 1; (4)

N1 = Lp / L1 - (Nc + N2) = Lp(1 / L1 - 1 / L2); (5)

Nbo с = Lp / lee; (6)

Nbo т = (N1+№)-1,6; (7)

где lee - среднесуточный пробег автомобиля, км;

1,6 - коэффициент, учитывающий выполнение Nbo т при ТР.

Определение числа ТО на группу (парк) автомобилей за год Годовой пробег автомобиля: Цг = Д раб. г • 1сс • ат; (8)

где Д раб. г - число дней работы предприятия в году, ат - коэффициент технической готовности за цикл.

ат =-г-¡-1-х, (9)

1 +1 сс (Дт_ТРК4 /1000 + ДкКк /ьк)

где Кх4 - коэффициент корректирования простоев подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации;

Кк - коэффициент учитывающий долю подвижного состава, определяемого в КР от их расчетного количества.

Если для подвижного состава КР не предусматривается, то составляющая Дк • Кк / Цк = 0. Д э. ц. = Цр / 1сс; (10)

Число дней простоя автомобиля в ТО-2 и ТР за цикл:

Д р. ц = Д то-тр • Цр-К2 / 1000; (11)

где Д то-тр - удельная норма простоя автомобиля, дней / 1000км. Годовое число ЕОс (£№о с. г.), ЕОт (£№о т. г.), ТО-1 (£N1), ТО-2 (£№) на группу (парк) автомобилей Аи составит:

£№о с. г = Аи Цг / 1сс = Аи Д раб. гат; (12)

£№о т. г. = £(N1 + №)-1,6; (13)

£N1 = Аи Ц /(1/ Ц - 1/ Ь); (14)

£N2 = Аи Цг /(1/ Ц - 1/ Цр); (15)

Таблица 2

Коэффициент технической готовности.

Подвижной состав lcc, км Д то-тр дни \ 1000 км Lp, тыс. км ат

КамАЗ-53212 280 0,53 240000 0,87

КамАЗ-54115 280 0,54 228000 0,87

КамАЗ-55111 200 0,54 204000 0,90

КамАЗ-65115 200 0,55 204000 0,90

МАЗ-544008 200 0,54 228000 0,90

МАЗ-551605 200 0,55 204000 0,90

МАЗ-642208 200 0,55 228000 0,90

ГКБ-8551 280 0,15 240000 0,96

СЗАП-8543 280 0,15 240000 0,96

Определение программы диагностических воздействий на весь парк за год Программа Д-1 и Д-2 на весь парк за год:

Шд-1г=Ш1д-1+2№ Д-1+ Штр д-1 = £N1 г+2№ г+0,1!М г = 1,1 ^N1 г+ !№ г; (16)

Шд-2 г= !№ Д-2+ Штр Д-2= !№ г+0,2 2№г = 1,2 !№ г; (1 7)

где Ш1 д-1, !№ д-1, Штр д-1 - соответственно число автомобилей, диагностируемых при ТО-1, после ТО-2 и при ТР за год; д-2, Штр д-2 - соответственно число

автомобилей, диагностируемых перед ТО-2 и при ТР за год.

Число автомобилей, диагностируемых при ТР (Штр д-1) составляет примерно 10% программы ТО-1 за год, а (Штр д-2) - 20% годовой программы ТО-2.

Таблица 3

Годовые пробеги подвижного состава и годовая производственная программа ТО.

Подвижной состав Lr, тыс.км XNeO с. г XNeO т. г. IN1 ENftl г ^Д-2 г

1 2 3 4 5 6 7 8

КамАЗ-53212 62118 4880,7 674,19 284,71 136,66 449,8 163,99

КамАЗ-54115 62118 2218,5 306,27 129,41 62,01 204,36 74,41

КамАЗ-55111 45900 7344 722,74 306 145,71 482,31 174,85

КамАЗ-65115 45900 1606,5 158,11 66,94 31,88 105,51 38,26

МАЗ-544008 45900 459 45,26 21,52 6,77 30,44 8,12

МАЗ-551605 45900 459 45,18 21,52 6,72 30,39 8,06

МАЗ-642208 45900 229,5 22,64 10,76 3,39 15,23 4,07

ГКБ-8551 68544 3182,4 439,68 208,85 65,95 295,69 79,14

СЗАП-8543 68544 3182,4 439,68 208,85 65,95 295,69 79,14

Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей. По видам технического обслуживания (ЕО, ТО-1, ТО-2) и диагностирования (Д-1 и Д-2) суточная производственная программа:

N с= Ш г / Драб.г i ; (18)

где г - годовая программа по каждому виду ТО или диагностированию в отдельности; Драб.г i - годовое число рабочих дней зоны, предназначенной для выполнения того или иного вида ТО и диагностирования автомобилей.

Число дней работы в году зон и участков определяется по видам работ, которое зависит от программы ТО и объемов работ ТР.

Таблица 4

Суточная производственная программа ТО.

Подвижной состав Драб.г ЕОс №ос.с Драб.г ЕОт №от.с Драб.г 1 N1 с Драб.г 2 N2 с N^1 с Nq-2 с

КамАЗ-53212 255 19,14 255 2,64 255 1,12 255 0,54 1,76 0,64

КамАЗ-54115 255 8,70 255 1,20 255 0,51 255 0,24 0,80 0,29

КамАЗ-55111 255 28,8 255 2,83 255 1,20 255 0,57 1,89 0,69

КамАЗ-65115 255 6,30 255 0,62 255 0,26 255 0,13 0,41 0,15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МАЗ-544008 255 1,80 255 0,18 255 0,08 255 0,03 0,12 0,03

МАЗ-551605 255 1,80 255 0,18 255 0,08 255 0,03 0,12 0,03

МАЗ-642208 255 0,90 255 0,09 255 0,04 255 0,01 0,06 0,02

ГКБ-8551 255 12,48 255 1,72 255 0,82 255 0,26 1,16 0,31

СЗАП-8543 255 12,48 255 1,72 255 0,82 255 0,26 1,16 0,31

Расчет годового объема работ по ТО и ТР. Для расчета годового объема работ предварительно для подвижного состава проектируемого ПТБ устанавливают нормативные трудоемкости ТО и ТР, а затем их корректируют с учетом конкретных условий эксплуатации. При количестве автомобилей в предприятии менее 50 и проведении моечных работ ручным способом, нормативы трудоемкости по данным ОНТП, принимаются с коэффициентом 1,3 - 1,5. Расчетная нормативная (скорректированная) трудоемкость ЕО с и ЕО т

1 ЕО с = ^ ЕО с • К2; (19)

1 ЕО т = ^ЕО т • К2; (20)

где К2 - коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава.

Трудоемкость ЕО 0(Н) ео т) составляет 50 % трудоемкости ЕОс (-(Н) ео с). Расчетная нормативная (скорректированная) трудоемкость (ТО-1, ТО-2) для подвижного состава проектируемого АТП:

- = К2 • К4 (21)

где -(Н)| - нормативная трудоемкость ТО-1 или ТО-2, чел.- ч; К4 - коэффициент, учитывающий число технологически совместимого подвижного состава.

Удельная расчетная нормативная (скорректированная) трудоемкость текущего ремонта: -тр = -(Н) тр К1 • К2 • Кз • К4 • К5 (22)

где -(н)тр - нормативная удельная трудоемкость ТР, чел/ч/1000 км;

К1 , Кз , К5 - коэффициенты, учитывающие соответственно категорию условий эксплуатации, климатический район и условия хранения подвижного состава.

Таблица 5

Трудоемкости ЕО, ТО и ТР.

Подвижной состав Вид технического воздействия Нормативные трудоемкости ЕО, ТО, чел-ч и ТР, чел-ч/1000км Коэффициенты корректирования Скорректированные нормативные трудоемкости ЕО, ТО, чел-ч и ТР, чел-ч / 1000км

К1 К2 Кэ К4 К5

1 2 3 4 5 6 7 8 9

КамАЗ-53212 ЕОс 0,40 1 0,40

ЕОт 0,20 1 0,20

ТО-1 7,5 1 1,55 11,63

ТО-2 24,0 1 1,55 37,2

ТР 5,5 1,2 1 1 1,55 0,9 9,21

КамАЗ -54115 ЕОс 0,40 1,1 0,44

ЕОт 0,20 1,1 0,22

ТО-1 7,5 1,1 1,55 40,92

ТО-2 24,0 1,1 1,55 12,79

ТР 5,5 1,2 1,1 1 1,55 0,9 10,13

КамАЗ -55111 ЕОс 0,40 1,15 0,46

ЕОт 0,20 1,15 0,23

ТО-1 7,5 1,15 1,35 11,64

ТО-2 24,0 1,15 1,35 37,26

ТР 5,5 1,2 1,15 1 1,35 0,9 10,59

КамАЗ -65115 ЕОс 0,5 1,15 0,58

ЕОт 0,25 1,15 0,29

ТО-1 31,2 1,15 1,35 48,44

ТО-2 7,8 1,15 1,35 12,11

ТР 6,1 1,2 1,15 1 1,35 0,9 10,23

МАЗ -544008 ЕОс 0,30 1,1 1,55 0,33

ЕОт 0,15 1,1 1,55 0,16

ТО-1 13,8 1,1 1,55 23,53

ТО-2 3,4 1,1 1,55 5,80

ТР 6,0 1,2 1,1 1 1,55 0,9 11,05

МАЗ -551605 ЕОс 0,30 1,15 0,34

ЕОт 0,15 1,15 0,17

ТО-1 13,8 1,15 1,35 21,43

ТО-2 3,4 1,15 1,35 5,28

ТР 6,0 1,2 1,15 1 1,35 0,9 10,06

МАЗ -642208 ЕОс 0,5 1,1 0,55

ЕОт 0,25 1,1 0,58

ТО-1 31,2 1,1 1,55 53,20

ТО-2 7,8 1,1 1,55 13,30

ТР 6,1 1,2 1,1 1 1,55 0,9 11,23

ГКБ-8551 ЕОс 0,15 1,6 0,24

ГКБ -8551 ЕОт 0,08 1,6 0,13

ТО-1 12 1,6 1,55 29,76

ТО-2 3 1,6 1,55 7,44

Подвижной состав Вид технического воздействия Нормативные трудоемкости ЕО, ТО, чел-ч и ТР, чел-ч/1000км Коэффициенты корректирования Скорректированные нормативные трудоемкости ЕО, ТО, чел-ч и ТР, чел-ч / 1000км

К1 К2 К3 К4 К5

1 2 3 4 5 6 7 8 9

ТР 1,7 1,2 1,6 1 1,55 1 5,06

СЗАП -8543 ЕОс 0,15 1,6 0,24

ЕОт 0,08 1,6 0,13

ТО-1 12 1,6 1,55 29,76

ТО-2 3 1,6 1,55 7,44

ТР 1,7 1,2 1,6 1 1,55 1 5,06

Годовой объем работ по ТО и ТР. Объем работ по ЕОс, ЕОт, ТО-1, и ТО-2 (Т ео с.г, Тео т.г, Т1 г и Т2 г) за год определяется произведением числа ТО на нормативное (скорректированное) значение трудоемкости данного вида ТО:

Т ЕО с.г = ZNeO с.г • t ЕО с ; (23)

Тео т.г = ZNeo т.г • tEoт; (24)

Ti г = ZNi г • ti ; (25)

Т2 г = Е№ г • t2; (26)

где £№о с.г , £№о т.г , £N1 г, £N2 г - соответственно годовое число ЕОс, ЕОт, ТО-1 и ТО-2 на весь парк (группу) автомобилей одной модели;

1 ео с , 1 ео т , , 12 - нормативная скорректированная трудоемкость соответственно тех же воздействий, чел/ч.

Годовой объем работ ТР, в чел/ч: Т тр г = L г А и 1 тр / 1000 ; (27)

где L г - годовой пробег автомобиля, км; А и - списочное число автомобилей; 1 тр - удельная нормативная (скорректированная) трудоемкость ТР, чел/ч на 1000 км пробега.

Таблица 6

Годовые объемы работ ЕО, ТО и ТР.

Подвижной Т ЕО с.г Т ЕО т.г Т1г Т2г ТТРг

состав чел/ч чел/ч чел/ч чел/ч чел/ч

КамАЗ-53212 1952,28 134,84 3311,18 5083,75 12586,35

КамАЗ-54115 5042,05 67,38 2537,45 1655,15 6292,55

КамАЗ-55111 3378,24 166,23 3561,84 5429,16 15554,59

КамАЗ-65115 931,77 45,85 1544,27 810,64 3286,90

МАЗ-544008 151,47 7,24 159,30 124,82 1014,39

МАЗ-551605 156,06 7,68 144,01 113,63 923,51

МАЗ-642208 5,92 0,95 810,24 54,13 515,48

ГКБ-8551 763,78 57,16 1962,67 15553,84 4508,82

СЗАП-8543 763,78 57,16 1962,67 15553,84 4508,82

Распределение объема ТО и ТР по производственным зонам и участкам Объем ТО и ТР распределяется по месту его выполнения по технологическим и организационным признакам. ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках. Работы по ЕО и ТО-1 выполняются в самостоятельных зонах. Постовые работы по ТО-2 и ТР обычно производятся в общей зоне. В ряде случаев ТО-2 выполняется на постах линии ТО-1, но в другую смену. Работы по диагностированию Д-1 проводятся на самостоятельных постах (линиях) или совмещаются с работами, выполняемыми на постах ТО-1. Диагностирование Д-2 обычно выполняется на отдельных постах. Для формирования объемов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участках, а также для определения числа рабочих по специальности производится распределение годовых объемов работ ТО-1, ТО-2 и ТР по их видам в процентах, а затем в чел/ч.

Годовой объем вспомогательных работ. Объем вспомогательных работ составляет при числе штатных производственных рабочих до 50 человек - 30%, от общего объема работ по ТО и ТР подвижного состава.

Таблица 7

Распределение трудоемкости вспомогательных работ.

Вид работы Автономное АТП, эксплуатационный филиал, % Трудоемкость, Чел/ч

Ремонт и обслуживание технологического

оборудования, оснастки и инструмента 20 5184,45

Ремонт и обслуживание инженерного

оборудования, сетей и коммуникаций 15 3888,34

Транспортные 10 2592,24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перегон автомобилей 15 3888,34

Приемка, хранение и выдача материальных

ценностей 15 3888,34

Уборка производственных помещений

и территории 20 5184,45

Обслуживание компрессорного оборудования 5 1296,11

Итого: 100 25922,27

Расчет численности производственных рабочих. Технологически необходимое число рабочих: Р т = Т г / Ф т , чел (28)

где Тг - годовой объем работ по зонам ТО, ТР или участку, чел/ч;

Фт - годовой (номинальный) фонд времени технологически необходимого рабочего при 1-сменной работе, ч.

Для профессий с нормальными условиями труда установлена 40 -часовая неделя, а

для вредных условий - 35-часовая. Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего (в часах) для 5-дневной рабочей недели:

Ф т = 8 • (Д к.г - Д в - Д п), (29)

где 8 - продолжительность смены, ч; Д к.г -число календарных дней в году; Д в - число выходных дней в году; Д п - число праздничных дней в году.

Принимают Ф т = 2070 ч для производств с нормальными условиями труда и 1820 ч для производств с вредными условиями.

Штатное число рабочих: Р ш1 = Т г / Ф ш , чел (30)

где Ф ш - годовой (эффективный) фонд времени штатного рабочего, ч.

Ф ш = Ф т - 8 • (Д от + Д у.п), (31)

где Д от - число дней отпуска для данной профессии рабочего;

Д у.п - число дней отсутствия на работе по уважительным причинам. Согласно ОНТП годовой (эффективный) фонд времени «штатного» рабочего для маляров составляет 1610 ч, а для всех других профессий рабочих-1820 ч.

Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей. В целях обеспечения качества выполнения профилактических работ ТО, суммарная трудоемкость операций сопутствующего ТР не должна превышать 15-20% трудоемкости соответствующего вида ТО при выполнении работ на поточных линиях и 30% - при выполнении работ на отдельных постах. Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен поточный метод ТО, рекомендована Положением и составляет 12-15 для ТО-1 и 5-6 для ТО-2 технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе ТО-1 и ТО-2 проводятся на отдельных специализированных и универсальных постах. На небольших АТП со списочным составом до 150 технологически совместимых автомобилей и при смешанном парке все виды диагностирования рекомендуется проводить на отдельном участке диагностирования, оснащенном комбинированным диагностическим стендом или совместно с ТО и ТР переносными приборами. Специализация постов ТР производится на основе принципа технологической однородности работ, при достаточном числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР (более пяти) и при загрузке поста не менее чем на 80% сменного времени. В нашем случае предприятие имеет небольшое количество разномарочного подвижного состава, которое по своей ремонтной специфике схоже друг с другом. Поэтому целесообразно проводить ТО-1, ТО-2 и ТР на отдельных универсальных постах. Работы по диагностике проводим на отдельном участке диагностирования, оснащенном комбинированным диагностическим стендом. Посты ТР располагаются в общем помещении с постами ТО-2 и ТО-1, а посты ТО-1 и ТО-2 в

различных. Посты ТО и ТР прямоточные одиночные. Посты ЕО имеют прямоточное расположение. Все виды работ по ТО-1, ТО-2 и ТР выполняются комплексными бригадами, за которыми закреплены отдельные группы автомобилей. Это позволяет повысить качество выполняемых работ.

Режим работы зон ТО и ТР. Режим работы зоны должен быть согласован с графиком выпуска и возврата автомобилей с линии. Если автомобили работают на линии 1; 1,5 или 2 рабочие смены, то ЕО и ТО-1 выполняют в оставшееся время суток (межсменное время).

При равномерном выпуске автомобилей продолжительность межсменного времени: Тмс = 24 - ( Тн + Тоб - Твып), (32)

где Тн, Тоб, Твып - соответственно продолжительность автомобилей на линии в наряде, обеденного перерыва водителя и выпуска автомобилей на линию, ч.

ТО -2 выполняют преимущественно в одну или две смены. Участок диагностирования Д-1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1. Диагностирование Д-1 после ТО-2 проводят в дневное время. Участок диагностирования Д-2 работает в одну или две смены. Суточный режим зоны ТР составляет одну, две, а иногда и три рабочие смены [6], из которых в одну (обычно дневную) смену работают все производственно-вспомогательные участки и посты ТР. В остальные рабочие смены выполняются постовые работы по ТР автомобилей, выявленные при ТО, диагностировании или по заявке водителя.

Укрупненный расчет постов ТО и ТР. Расчет постов обслуживания производится не через такт и ритм производства, а укрупнено и базируется на нормативах ОНТП. Число механизированных постов ЕОс для мойки (включая сушку и обтирку) подвижного

состава: х{МО. С = 0,70 №о.с.с / (Твоз , (33)

где 0,70 - коэффициент «пикового» возврата подвижного состава с линии;

Neo.cc - суточная производственная программа ЕОс;

Твоз - время «пикового» возврата подвижного состава в течение суток, ч;

N - производительность механизированной установки, авт /ч. Число постов ЕОс (по видам работ, кроме механизированных), ЕОт, Д-1, Д-2, ТО-1, ТО-2 и ТР (разборочно-сборочных и регулировочных работ, сварочно-жестяночных, деревообрабатывающих и окрасочных работ):

X = Тгф / ( Драб.гТсм С Рср Ли), (34)

где Тг - годовой объем работ соответствующего вида технического воздействия, чел/ч; ф - коэффициент неравномерности загрузки постов; Драб.г - число рабочих дней в году постов ЕОс; Тсм - продолжительность смены, ч; С - число смен; Рср - среднее

число рабочих, одновременно работающих на посту; Ли - коэффициент использования рабочего времени поста (ли = 0,85 - 0,98). Сводная таблица 8 постов ТО и ТР показывает их общее количество.

Таблица 8

Сводная таблица постов ЕО, ТО, ТР.

Посты по выдам работ Принятое количество постов

по результатам для разработки

расчета планировки

ЕО:

моечные 3 3

уборочные 1 1

заправочные 2 2

контрольно-диагностические 1 1

ТО-1 3 3

ТО-2 5 5

Текущий ремонт

Постовые работы:

регулировочные и разборочно-сборочные 10 10

сварочно-жестяницкие 2 2

окрасочные 2 2

Д-1, Д-2 1 1

Устранение мелких неисправностей, контрольно-диагностические и заправочные работы, входящие в объем работ ЕОс могут выполняться на соответствующих общих разборочно-сборочных постах ТР, постах Д-1 и ТО-1 во 2-ю или 3-ю смены в зависимости от режима работы этих постов. В этом случае отдельные самостоятельные посты по устранению мелких неисправностей, контрольно-диагностические и заправочные могут не предусматриваться.

Поточный метод ТО и диагностирования согласно ОНТП рекомендуется при следующих условиях:

1) для ТО-1 и Д-1 одиночных автомобилей - при расчетном числе рабочих постов три и более, а автопоездов - два и более;

2) для ТО-2 одиночных автомобилей - при расчетном числе рабочих постов четыре и более, а автопоездов - три и более.

Выводы.

Для повышения эффективности работы предприятия предлагается определить производственную программу проведения технических обслуживании и ремонтов, производится планировка производственного корпуса. Рассчитываются площади

производственных участков, определяются количество и виды необходимого оборудования, количество рабочих, в иных случаях модернизируется имеющийся разборо- сборочные стенды для оптимизации работ связанных с техническим обслуживанием и ремонтов техники.

References

1. Дидманидзе О.Н., Егоров Р.Н. Основы оптимального проектирования машино-тракторных агрегатов. / Москва, 2017.

2. Новиченко А.И., Подхватилин И.М. Оценка эффективности функционирования средств технологического оснащения АПК. / Природообустройство. 2013. № 2. С. 92-96.

3. Кузнецов Ю.А., Коломейченко А.В., Кулаков К.В., Гончаренко В.В. Практикум по экономике и организации технического сервиса./ Учебное пособие Орел, 2013. -300с.

4. Шмонин В.А., Теловов Н.К., Тойгамбаев С.К. Комбинированное орудие для глубокого рыхления почвы с внесением удобрений. Патент на изобретение RU 2500092 C1, 10.12.2013. Заявка № 2012126854/13 от 27.06.2012.

5. Тойгамбаев С.К., Слепцов О.Н. Математическое моделирование испытания топливных насосов низкого давления топливной системы дизеля. В сборнике: ЛОГИСТИКА, ТРАНСПОРТ, ЭКОЛОГИЯ - 2017. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 83-94.

6. Тойгамбаев С.К., Апатенко А.С. Определение состава подразделений мастерской для хозяйства Костанайской области./ Естественные и технические науки. 2020. № 8 (146). С. 207-212.

7. Тойгамбаев С.К., Соколов О.К. Оптимизация параметров участка ТО и ремонта машино- тракторного парка. / В сборнике: Вестник Международной общественной академии экологической безопасности природопользования (МОАЭБП). Москва, 2020. С. 5-21.

8. Тойгамбаев С.К., Евграфов В.А. Выбор критериев оптимизации при решений задач по комплектованию парка машин производственных сельскохозяйственных организации. В сборнике: Доклады ТСХА. 2019. С. 317-322

9. Martynova N.B., Bondareva G.I., Toygambaev S.K., Telovov N.K. Machine for carrying out work on deep soiling with the simultaneous application of liquid organic fertilizers. В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 42091.

10. V. Karpuzov, Golinitsky P. V., Cherkasova E., Antonova O. Toygambayev S. K. Development of the knowledge management process at the agro-industrial complex maintenance enterprise./ The materials of the ASEDU-2020 conference are publishedin the Journal of Physics: Conference Series - Vo-lume 1691. ASEDU 2020. Jour-nal of Physics: Conference Series. 1691 (2020) 012031. IOP Publishing.

doi:10.1088/1742-6596/1691/1/012031. Krasnoyarsk city. 11.20 g.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.