Научная статья на тему 'КОРРЕКТИРОВКА РАСЧЕТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ'

КОРРЕКТИРОВКА РАСЧЕТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
205
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / ПЕРИОДИЧНОСТЬ / РЕМОНТ / ТРУДОЕМКОСТЬ / CAR / FREQUENCY / REPAIR / LABOR INTENSITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тойгамбаев С.К., Апатенко А.С.

В статье представлены расчеты по определению затрат и реального времени постановки на техническое обслуживание или ремонт автомобилей. Скорректированные расчеты проведения ТО и ремонта автомобилей позволяют хозяйству боле четко спланировать работы с использованием машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADJUSTMENT OF CAR MAINTENANCE CALCULATIONS FOR THE ECONOMY OF KOSTANAY REGION

The article presents calculations for determining the costs and real time of setting up for maintenance or repair of cars. Adjusted calculations FOR maintenance and repair of cars allow the farm to plan more clearly the work with the use of cars.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКТИРОВКА РАСЧЕТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ХОЗЯЙСТВА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ»

UDC 621. 629.3; 669.54. 793

Toigonbaev S. K., Apatenko A. S. Adjustment of car maintenance calculations for the economy of Kostanay region

Корректировка расчетов технического обслуживания автомобилей для хозяйства

Костанайской области

Toigonbaev S. K.

Ph. D., Professor of the technical operation of technological machinery and equipment of environmental engineering. Russian state agrarian University named after K. A. Timiryazev.

Apatenko A. S.

doctor of technical Sciences, Professor of the Department of technical operation of technological machines and equipment of nature management. Russian state agrarian University of the Moscow

state Agricultural Academy named after K. A. Timiryazev.

Тойгамбаев С.К.

к.т.н., профессор кафедры техническая эксплуатации технологических машин и оборудования природообустройства. Российский государственный аграрный университет

МСХА им. К.А. Тимирязева.

Апатенко А.С.

д.т.н., профессор кафедры техническая эксплуатации технологических машин и оборудования природообустройства. Российский государственный аграрный университет

МСХА им. К.А. Тимирязева.

Abstract. The article presents calculations for determining the costs and real time of setting up for maintenance or repair of cars. Adjusted calculations FOR maintenance and repair of cars allow the farm to plan more clearly the work with the use of cars.

Keywords: car; frequency; repair; labor intensity.

Аннотация. В статье представлены расчеты по определению затрат и реального времени постановки на техническое обслуживание или ремонт автомобилей. Скорректированные расчеты проведения ТО и ремонта автомобилей позволяют хозяйству боле четко спланировать работы с использованием машин. Ключевые слова: автомобиль; периодичность; ремонт; трудоемкость.

Рецензент: Бойченко Олег Валериевич - доктор технических наук, профессор ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». Член-корреспондент Крымской академии наук, член-корреспондент РАЕ

Корректировка нормативов трудоемкости технического обслуживания автомобилей. Расчет периодичности технического обслуживания автомобилей Периодичность ТО-1 вычисляют по формуле:

Ц = Ц К, • К3 , (1)

где Ц - нормативная периодичность ТО-1, км; К - коэффициент

корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации, К = 1,0;

К - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий, К = 0,9.

Расчет скорректированных нормативов будем вести на примере автомобилей марки КамАЗ.

Значение периодичности ТО-1 составит: Ц = 3000 1,0•0,9 = 2700 км.

Периодичность ТО-2 вычисляют по формуле: ¿2 = Ц К К, (2)

где Ц - нормативная периодичность ТО-2, для автомобилей КамАЗ Ц = 12000 км.

Значение периодичности ТО-2 составит: Ц = 12000• 1,0 •0,9 = 10800 км.

Периодичность капитального ремонта: ¿КР=1НР • Кх К К, (3)

где Ц^р - нормативная периодичность капитального ремонта, км; К - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации

подвижного состава и организации его работы.

Значение периодичности пробега до капитального ремонта составит

1КР = 240000-1,0-1,0•0,9 = 216000 км.

После определения расчетной периодичности ТО-1 производят окончательную корректировку ее величины по кратности со среднесуточным пробегом автомобиля.

Для ТО-1: —^ =п , (4)

Цсс

где ¿сс - среднесуточный пробег автомобилей, км;

П - величина кратности пробега, п = 270%пп = 13,5.

200

Величина кратности пробега должна быть целым числом, поэтому округляем n=14. Окончательно определяем величину пробега до ТО-1:

LL i =П •Lcc, (5)

Ц = 14 •200 = 2800 км.

Ц

где п2 - величина кратности ТО-2, п2 = 1О80%£()д= 4. Окончательно скорректированная величина пробега до ТО-2

Цс 2 =п 2Ц. (7)

Определяем кратность ТО-2 в увязке с ТО-1: — = п2, (6)

L°2 = 4 •2800 = 11200 км.

Величину кратности капитального ремонта определяют в соответствие с

L

периодичностью ТО-1: —— = п,, (8)

Ц

где п3 - величина кратности капитального ремонта по отношению к ТО-1, п3 = 216000

¿800 = 77,1. Округляем величину кратности до целого числа п3=77. Окончательно определяем величину пробега до капитального ремонта:

Цс КР =П Ц1. (9)

1°кр = 77 •2800 = 215600 км.

Аналогичным методом корректируются периодичности для остальных марок грузовых автомобилей. Полученные значения заносятся в таблицу 1.

Таблица 1

Скорректированные значения периодичности ТО и пробега до КР.

Марка базового автомобиля Периодичность ТО и КР, км

ТО-1 ТО-2 КР

КамАЗ 2800 11200 215600

ЗИЛ 2800 11200 126000

ГАЗ 2800 11200 109200

УАЗ 3600 14400 126000

КАВЗ 3200 13000 224000

ГАЗ (легк.) 9000 18000 270000

Расчет трудоемкости технического обслуживания автомобилей. Трудоемкость ЕТО определяют по формуле: tЕО = tEQ К2 К5 КМ(ЕО), (10)

где ХЕ0 - нормативная трудоемкость ЕТО, чел.-ч.; К2 - коэффициент

корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы; К5 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей;

КМ(ео) - коэффициент, учитывающий степень механизации выполнения операций при ЕТО.

100 - С + С,)

КМ(ЕО) = ^фф , (11)

где См = 55% - снижение трудоемкости за счет механизации моечных работ; С0 =15% - снижение трудоемкости через применение обдува воздухом вместо обтирочных работ.

100 - (55 +15)

77" _ _V_¿_ —Г) -У

Км (ЕО) = 100 Трудоемкость ЕТО для автомобилей марки КамАЗ

= 0,5-1,0-1,15-0,3 = 0,173 чел.-ч.

Трудоемкость ТО-1 определяют из выражения:

А = ^ К2 'K5 'Км(1), (12)

где ^ - нормативная трудоемкость ТО-1, чел.-ч.; Км(1) - коэффициент, снижающий трудоемкость ТО-1 при использовании тупикового метода,

Км (1) = 1 А

Трудоемкость ТО-1 для автомобилей марки КамАЗ

^ = 5,7-1,0-1,15-1,0 = 6,6 чел.-ч.

Трудоемкость ТО-2 определяют по формуле:

12 =1Н -К 2 К 5 К М(2), (13)

где ^ - нормативная трудоемкость ТО-2, чел.-ч.; КМ(2) - коэффициент, снижающий

трудоемкость ТО-2 при использовании тупикового метода, КЩ2) =1,0.

Трудоемкость ТО-2 для автомобилей марки КамАЗ составит

=14,6-1,0-1,15-1,0 = 24,8 чел.-ч.

Трудоемкость общего диагностирования:

С

СД-1

1Д-1 = 11 100 , (14)

где Сдл - доля трудоемкости диагностических работ в общей трудоемкости ТО-1;

согласно [1] 8...10 %, Сдл принимаем 9 %.

Трудоемкость общего диагностирования автомобилей марки КамАЗ

9

^ , = 6,6--= 0,6 чел.-ч.

Д 100

Трудоемкость поэлементного диагностирования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

СД - 2

1Д-2 = 12 100 , (15)

где Сд_2 - доля трудоемкости диагностических работ в общей трудоемкости ТО-2;

согласно [1] 6.10 %, Сд_2 принимаем 7 %.

Трудоемкость поэлементного диагностирования автомобилей марки КамАЗ

7

^ 7= 24,8--=1,7 чел.-ч.

Д-2 100 Удельная трудоемкость текущего ремонта:

_ Т ■ К1 ■ К2 • К3 • К4(СР) ■ К5

ТР = 1000 , ( 16)

где -нормативная трудоемкость текущего ремонта на 1000 км пробега, чел.-ч. К

4(СР) - среднее значение коэффициента корректирования нормативной удельной

трудоемкости текущего ремонта в зависимости от пробега автомобилей с начала эксплуатации.

_ 5 • 1,0 • 1,0 • 0,9 • 1,1 • 1,15 _ 5,7 чел. - ч. ТР = 1000 = 1000 км '

Трудоемкость сезонного обслуживания (СО) составляет от трудоемкости ТО-2 ¿2 = 20 % (кроме автомобилей марки КамАЗ, для которых СО = 15,1 чел.- ч) для районов с умеренным климатом [1], отсюда:

1со = 0,2 • *2. (17)

Полученные значения трудоемкости заносим в таблицу 2.

Таблица 2

Скорректированные значения трудоемкости ЕТО, ТО-1, ТО-2, Д-1, Д-2, ТР, СО,

чел.-ч

Марка автомобиля Трудоемкость, чел.-ч.

ЕТО ТО-1 ТО-2 Д-1 Д-2 ТР СО

КамАЗ 0,17 6,6 24,8 0,6 1,7 5,7* 15,1

ЗИЛ 0,12 4,1 16,5 0,4 1,2 3,9* 3,3

ГАЗ 0,1 3,5 13,8 0,3 1 3,4* 2,8

УАЗ 0,07 2,1 8,3 0,2 0,6 1,8* 1,7

КАВЗ 0,41 10,7 35 1 2,5 10,6* 7

ГАЗ (легк.) 0,09 3,9 15,5 0,4 1,1 2,4* 3,1

* - трудоемкость ремонта на 1000 км. Определяем коэффициент технической готовности автомобилей. Коэффициент технической готовности определяется по формуле:

1

1 + Lcc (

d.

ТО и ТР 1000

+ -

d

КР

тер LKP

)

(18)

скорректированное значение

где 1-сс - среднесуточный пробег, км; бто и тр

продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ремонте, дн./1000км, вычисляется по формуле:

^ТО и ТР _ ^ТО и ТР ' К4(ср) ' (19)

где ётоиТР - нормативное значение продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ремонте, дн./1000км (определяется по [4]) ё"0иТР =0,53дн/1000км;

Кцср) - среднее значение коэффициента корректирования нормативной

продолжительности простоя в ТО и ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации, высчитывается по формуле:

а •к[пл + а •+ • •• + а • к\, \

_ 1 4(1) 2 4(2) п 4( п)

к :

4(ер )

(20)

а + а +... + а

12 п

где К'Щ), КЛт, К'л(п) - величины коэффициентов корректирования соответствующей группы; А1, А2, Ап - количество автомобилей по группам с одинаковым пробегом.

1 • 1,3 +1 • 1,3 + 3 • 1,3

K

4(cp )

= 1,3.

Отсюда:

d

ТО и ТР

= 0,53 --1,3 = 0,69 дн/1000км;

бкр - продолжительность простоя подвижного состава в капитальном ремонте, дней; ДР - средневзвешенную величину пробега автомобилей до капитального ремонта

вычисляют по формуле:

LKP ^КР

1 -

02' АКР А

(21)

где к - скорректированное значение пробега автомобилей до КР, км; Акр - количество автомобилей, прошедших капитальный ремонт, ед.; А - списочное количество автомобилей, ед.

K = 215600

0,2 -1 5

= 206976,:

1 + 200

0,69

+

22

= 0,86 ■

V1000 206976у

Расчет произведен по автомобилям марки КамАЗ, для остальных марок грузовых автомобилей расчет производится аналогично. Полученные значения заносим в таблицу 3.

Таблица 3

Скорректированные значения коэффициента технической готовности

1

1

Марка базового автомобиля Коэффициент технической готовности

КамАЗ 0,86

ЗИЛ 0,85

ГАЗ 0,85

УАЗ 0,87

КАВЗ 0,88

ГАЗ (легк.) 0,87

Определяем коэффициент использования автомобилей. Коэффициент

использования автомобилей аи вычисляется по формуле:

« = «г • К, (22)

365

где Др.г - количество рабочих дней в году, дн.; ат - коэффициент технической готовности парка; Ки - коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным причинам (принимают в

пределах 0,93.0,97), Ки = 0,95.

Полученные данные заносим в таблицу 4.

Таблица 4

Скорректированные значения коэффициента использования автомобилей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Марка базового автомобиля Коэффициент использования автомобилей

КамАЗ 0,68

ЗИЛ 0,67

ГАЗ 0,67

УАЗ 0,69

КАВЗ 0,7

ГАЗ (легк.) 0,69

Определяем годовую программу технического обслуживания автомобилей. Количество ЕТО

за год ЫЕТО, вычисляют по формуле:

¡=к

ЫЕТО = Х п р., (23)

г=1

где пр/ - число рабочих дней /-го автомобиля; к- число автомобилей данной марки. На примере автомобилей марки КамАЗ, количество ЕТО за год составляет

ЫгЕТО = 138 + 230 +199 = 567.

Количество устранений мелких неисправностей и ремонтов (УМР) за год Ы^р, обслуживаний, вычисляют по формуле:

ЫМ = (0,75...0,8) • ЫгЕТО. (24)

Для автомобилей марки КамАЗ количество УРМ составляет

N^p = 0,8 - 567 = 453,6 * 454.

Количество ТО-2 за год Nг2 определяют по формуле:

i=k

EL

2

i=k

Nr = (25)

2 Lc L2

где ¡-г/ - годовой пробег 1-го автомобиля данной марки, км. Количество ТО-2 за год для автомобилей марки КамАЗ составляет

Nr=116500 Я10. 2 11200

Количество ТО-1 за год N , вычисляют по формуле:

i=k

ZLri

тГ _ i=1 ЛТГ

N = ^--N2 . (26)

Ц

Количество ТО-1 за год для автомобилей марки КамАЗ составляет

= 116500 _ 17 _3!_

1 2800

Количество общего диагностирования за год ЫД_Х, обслуживаний определяют

по формуле: ЫД_1 = 1,1 • ЫД. (27)

Для автомобилей марки КамАЗ ЫД_Х составляет = 1,1 • 31 ~ 34.

Количество поэлементного диагностирования за год ЫД_2, воздействий, вычисляют

Д _2

по формуле: ЫД _2 = 1,2 • ИД. (28)

Для автомобилей марки КамАЗ ЫД^ составляет ЫД_2 = 1,2-10 «12.

Количество сезонных обслуживаний за год Нд0, обслуживаний, вычисляют по

формуле: ыД0 = 2 • А, (29)

где А - общее списочное количество автомобилей определенной марки, шт. Количество сезонных обслуживаний автомобилей КамАЗ за год составляет

ыД0 = 2 • 3 = 6.

Полученные данные заносим в таблицу 5.

Таблица 5

Годовая программа по техническому обслуживанию автомобилей

Наименование показателя Марка базового автомобиля

КамАЗ ЗИЛ З £ УАЗ КАВЗ ГАЗ 3110

Количество ЕТО, обслуживаний за год 567 579 2558 474 311 451

Количество УМР 454 463 2127 279 249 361

Количество ТО-2, обслуживаний за год 10 10 46 7 5 5

Количество ТО-1, обслуживаний за год 31 31 143 20 14 6

Количество диагностирования Д-2, воздействий за год 12 12 55 8 6 6

Количество диагностирования Д-1, воздействий за год 34 34 171 24 15 7

Количество сезонных обслуживаний, обслуживаний за год 6 6 34 6 2 4

Определяем трудоемкость технического обслуживания автомобилей. Годовую

трудоемкость ТгЕТО определяют по формуле:

тЕТО tЕТО ' nЕТО' (30)

где tEo - трудоемкость одного ЕТО, чел. - ч. (таблица 2). Годовая трудоемкость ЕТО автомобилей марки КамАЗ составляет

тгето = 0,17 • 567 = 96,39 - 96 чел.-ч. Годовая трудоемкость ТО-1 определяется по формуле:

тг = ti • Nr + ТГ. ,(1), (31)

где ti - трудоемкость одного ТО-1, чел.-ч. (таблица 2); Тгтр{Х) - трудоемкость

сопутствующего ремонта при проведении ремонта ТО-1, чел.-ч., вычисляют по формуле:

Ти = Стрц • ti • Nr, (32)

где Стр1 = 0,15...0,2 - регламентированная доля сопутствующего ремонта при проведении ТО-1 [2].

Для автомобилей марки КамАЗ готовая трудоемкость ТО-1 составляет

ТГ = 6,6 • 31 + 0,2 • 6,6 • 31 = 245,52 - 246 чел.-ч.

Годовая трудоемкость ТО-2 Тд, определяют по формуле:

ТД = t2 ■ Nr2 + Т^, (33)

где t2 -трудоемкость одного ТО-2, чел.-ч.; - годовая программа ТО-2,

обслуживаний; ТДр(2), - трудоемкость сопутствующего ремонта при ТО-2, чел.-ч.

ТсПр(2) = С^2 ■ t2 ■ Nr, (34)

где Стр2 = 0,15.0,2 - регламентированная доля сопутствующего ремонта при проведении ТО-2 [2].

Для автомобилей марки КамАЗ готовая трудоемкость ТО-2 составляет

ТД = 24,8 ■ 10 + 0,2 ■ 24,8 ■ 10 = 297,6 - 298 чел.-ч.

Годовые трудоемкости общего ТД_Х и поэлементного ТД_2 диагностирования определяют по формулам:

ТД-1 = t Д-1 ■ N Д-1; (35)

ТД-2 = tД-2 ■ NД-2- (36)

где Д-1, Д-2 - трудоемкости одного воздействия Д-1, Д-2, чел.-ч. Годовые трудоемкости общего и поэлементного диагностирования для автомобилей

КамАЗ составляет: Тд_х = 0,6 ■ 34 - 20 чел.-ч.; Тгд_2 = 1,7 ■ 12 = 20 чел.-ч.

Годовую трудоемкость сезонного обслуживания Тд0, определяют по формуле:

тCO = tco ■ a, (37)

где tea - трудоемкость одного сезонного обслуживания, чел.-ч. Для автомобилей марки КамАЗ годовая трудоемкость сезонного обслуживания

составляет тД0 = 15,1 ■ 6 - 91 чел.-ч.

Общая годовая трудоемкость технического обслуживания автомобилей определяется по формуле: ^Гг = ТД0 + ТД + ТД + ТД_Х + ТД_2 + ТД0 . (38)

^Тг = 96 + 246 + 298 + 20 + 20 + 91 = 771 чел.-ч. Полученные данные расчетов заносим в таблицу 6.

Таблица 6

Общая годовая трудоемкость ТО автомобилей

Трудоемкость обслуживания и ремонта, чел.-ч. Марка автомобиля

КамАЗ ЗИЛ ГАЗ УАЗ КАВЗ ГАЗ (легк)

ЕТО 96 69 256 33 128 41

ТО-1 246 153 601 50 180 28

ТО-2 298 198 762 70 210 93

Д-1 20 14 51 5 9 3

Д-2 20 14 55 5 10 7

СО 91 20 95 10 14 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суммарная годовая трудоемкость технического обслуживания 3967

Выводы.

Разработанная схема технического обслуживания и диагностирования позволяет качественно и в сжатые сроки провести диагностику и ТО техники, устранить обнаруженные неисправности и дать оценку о дальнейшей пригодности машины к эксплуатации. Проведение ТО при хранении техники выполняет специализированное звено по хранению техники во главе с заведующим машинным автопарком.

Conclusions.

The developed scheme of maintenance and diagnostics makes it possible to perform high-quality diagnostics and MAINTENANCE of equipment in a short time, eliminate detected malfunctions and assess the further suitability of the machine for operation. MAINTENANCE during the storage of equipment is performed by a specialized unit for the storage of equipment headed by the head of the vehicle fleet.

References

1. Варнаков В.В., Стрельцов В.В, Попов В.Н., Карпенков В.Ф. Организация и технология технического сервиса машин. Учебник. -М.: «КолосС». 2007. с. 278.

2. Саньков В.М., Евграфов В.А., Юрченко Н.И. Основы эксплуатации транспортных и технологических машин и оборудования. Учебник. -М.: «Колос». 2001. с. 254.

3. Тойгамбаев С.К., Евграфов В.А. Определение трудоемкости диагностирования автомобилей./ж. Естественные и технические науки. №12(138).М.:-2019.74с.

4. Тойгамбаев С.К. Математическое моделирование оптимизации парка машин и повышения надежности эксплуатации. Аспирант и соискатель. 2015. № 5 (89). С. 102106.

5. Тойгамбаев С.К., Евграфов В.А. Выбор критериев оптимизации при решений задач по комплектованию парка машин производственных сельскохозяйственных организации. Доклады ТСХА: Сборник статей. Вып. 291. Ч. II. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА. 2019. 674 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.