Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3,4-БЕНЗПИРЕНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ КИЕВА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3,4-БЕНЗПИРЕНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ КИЕВА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
18
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3,4-БЕНЗПИРЕНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ КИЕВА»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3,4-БЕНЭПИРЕНА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ КИЕВА

И. В. Веселая

Из Химической лаборатории канцерогенных веществ Киевского научно-исследовательского рентгено-радиологического и онкологического института

Известно, что в городах с развитой промышленностью и автотранспортом на блюдается значительно больший процент заболеваний населения раком легких по сравнению с сельским населением. Относительно большой процент заболевания городского населения раком легких многие авторы объясняют наличием канцерогенных веществ в окружающей среде.

Промышленные предприятия, использующие топливо с энергетической целью, а также подвергающие топливо термической переработке, выбрасывают в атмосферный воздух большое количество дыма. Дымовые выбросы состоят из твердых продуктов горения, содержащих многоядерные ароматические углеводороды, в том числе и канцерогенные. Не меньшую роль в загрязнении воздуха играют выхлопные газы автотранспорта и дорожная пыль. Так, по данным английских ученых Лайонса и Джон-стона (Lyons, Johnston)1, в выхлопных газах автомашин содержится 3 4-бензпирен, 1,2-бензантрацен, антранен и другие углеводороды. Дорожная пыль содержит те канцерогенные вещества, которые входят в состав сырьевых материалов, применяемых для покрытия шоссейных дорог и для изготовления автопокрышек. Для покрытия шоссейных дорог, например, применяются продукты переработки каменного угля — смола, деготь, битум, пек и другие вещества. Во всех этих веществах в большем или меньшем количестве содержатся канцерогенные вещества.

Среди канцерогенных веществ одним из самых активных и наиболее часто встречающихся в продуктах неполного сгорания топлива является 3,4-бензпирен.

Изучением загрязнения атмосферного воздуха 3,4-бензпиреном в различных городах и промышленных районах СССР занимались Б. П. Гуринов, В. А. Зоре, Л. А. Ильина, Л. М. Шабад (1953), П. П. Дикун, Л. М. Шабад, В. Л Норкин (1956). В. С. Серебренников (1957) и др. За рубежом этим вопросом занимались: в Англии — Уеллер (R. Waller)2, Купер (Cooper), Стоке и Кемпбелл (P. Stocks, Campbell, 1955); в США — Котин и др. (Kotin, Falk, Madera, Thomas)'.

Авторы обнаружили 3,4-бензпирен во всех пробах атмосферного воздуха, взятых в больших городах и промышленных районах

В настоящее время одним из наиболее распространенных методов определения 3,4-бензпирена является флуоресцентно-спектральный метод, разработанный в Институте онкологии АМН СССР П. П. Дикуном (1955, 1958).

В настоящей работе мы исследовали содержание 3,4-бензпирена в смолистых веществах из атмосферного воздуха, собранных аспирационным методом в Киеве. Пробы для определения 3,4-бензпирена собирали в весенне-летний период 1960 г. главным образом в промышленных районах города, а также на некоторых магистралях с большим движением автотранспорта.

Пробы отбирали при помощи водяных аспираторов. Через склянку Дрекселя с бензолом просасывали 10 м® атмосферного воздуха. Затем содержимое склянки Дрекселя переносили в колбу, удаляли бензол, к сухому остатку прибавляли пе-тролейный эфир и хроматографировали. Хроматографпрование проводили в колонках с активированной окисью алюминия. Для наблюдения за продвижением люминесцентных полос во время хроматографирования колонки освещали ультрафиолетовым светом от лампы ПРК-4, прошедшим через фильтр УФС-3. После хроматографирования из полученных фракций удаляли петролейный эфир и в бензольном растворе определяли 3,4-бензпирен по методу П. П. Дикуна.

Данные исследования представлены в таблице.

Как видно из данных таблицы, содержание 3,4-бензпирена в различных районах Киева колеблется в основном в пределах 0,022 — 0,92 у в 100 м* воздуха. Однако не во всех районах Киева нами были обнаружены такие сравнительно небольшие количества 3,4-бензпирена. В районе КРЭС обнаружено 0,5 у 3,4-бензпирена, т. е. в 22,7 раза больше, чем в парке имени Т. Г. Шевченко. Особенно большое количество 3,4-бензпирена найдено на территории Киевского асфальто-бетонного завода. В 100 м' воздуха на этом заводе обнаружено 18 у 3,4-бензпирена, т. е в 836,3 раза больше, чем в наименее загрязненном пункте.

В ботаническом саду университета, на улице Островского, в районе кабельного и мотоциклетного завода 3,4-бензпирен не обнаружен. Это, вероятно, можно объяснить тем, что воздух в этих районах в то время был сравнительно мало загрязнен

1 Цитировано по книге Л. М. Шабада и П. П. Дикуна «Загрязнение воздуха канцерогенными веществами». Л., 1959.

1 То же.

' То же.

Содержание 3,4-бензпирена в аспнрациэнных пробах

Место взятия . пробы

Содержание 3,4-бензпирена, i/l00 м}

Относительное количество 3,4 бенз-пирена

Парк имени Т. Г. Шевченко..........

Киевская ТЭЦ с западной стороны.......

» » » южной » .......

Соломенка, улица Островского, 1 ООО м южнее

Киезской ТЭЦ................

Площадь «Победы»...............

Вокзал •...................

Сталннка, фабрика имени Боженко.......

Ботанический сад Киевского университета . . . .

Киевский асфальто-бетонный завод.......

Завод «Арсенал» имени В. И. Ленина......

Подол, Красная площадь............

Святошино. завод «Красный экскаватор».....

Мотоциклетный завод . . < • . . •.......

Угол улиц 1 орького и Димитрова . •......

Подол, КР-С (восточнее КР-С на расстоянии

250 м)....................

Лукьяновка, кабельный завод..........

Завод «Большевик», Брестлитовское шоссе . . , .

0,022 0,062 0,083

Не обнаружено 0,073 0,092 0,068 Не обнаружено 18,0 0,042 0,030 0,053 Не обнаружено 0,048

0,50 Не обнаружено 0,056

Количества же воздуха, протянутого через поглотитель, было недостаточно для определения 3,4-бензпирена. В остальных обследованных нами пунктах найдены сравнительно небольшие концентрации 3,4-бензпирена. Примерно такое же количество 3,4-бензпирена было обнаружено Л. М. Шабадом и П. П. Дикуном (1959) в аспи-рационных пробах, собранных в Москве (от 0,018 до 0,08 у в 100 м3 воздуха), а также Б. П. Гуриновым, В. Д. Зоре, Л. А. Ильиной и Л М. Шабадом (1953) в других городах.

Таким образом, атмосферный воздух Киева, как и большинства промышленных городов, загрязнен 3,4-бензпиреном. Большое загрязнение атмосферного воздуха наблюдается в районах промышленных предприятий. Санитарно-гигиеническим организациям и Киевскому совнархозу необходимо обратить особое внимание на КРЭС и Киевский асфальто-бетонный завод, которые являются сильными источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Большие количества 3,4-бензпирена в атмосферном воздухе находят зарубежные авторы. Так, Уеллер1, исследовавший загрязненность воздуха ряда городов Англии, нашел, что содержание 3,4-бензпирена колеблется для Лондона от 1,3 до 4,6 у. Шеффильда — от 2, до 4,2 у, для Кеннока — от 0,6 до 3,2 у в 100 м* воздуха. По данным Купера2, в Сальтфорде найдено от 19,7 до 29 у в 100 мВ США загрязненность атмосферного воздуха изучалась Котиным» и сотрудниками. В Лос-Анжелосе и Санте-Фе авторы нашли 3 и 3,3 у 3,4-бензпирена в 100 м3 воздуха.

Как видно из приведенных данных, загрязнение атмосферного воздуха Киева примерно такое же, как и Москвы.

Загрязненность же атмосферного воздуха в городах зарубежных стран намного больше. Это можно объяснить тем, что в нашей стране уделяется больше внимания обеспечению гигиенических условий работы и жизни трудящихся.

Выводы

Исследовалось содержание 3,4-бензпирена в смолистых веществах из атмосферного воздуха, собранных аспирационным методом в Киеве.

Пробы для определения 3,4-бензпирена собирались в весенне-летний период 1960 г. 3,4-бензпирен в аспирационных пробах определялся спектрально-фотометрическим методом.

Содержание 3,4-бензпирена в атмосферной пыли города колеблется в основном от 0,029 до 0,092 у на 100 .и3 воздуха. В отдельных пунктах обнаружено 0,5 и 18 у 3,4-бензпирена в 100 м3 воздуха.

1 Цитировано по книге Л. М Шабада и П. П. Дикуна «Загрязнение воздуха канцеригенныи веществами». Л., 1959.

2 То же.

* То же.

ЛИТЕРАТУРА

Гуринов Б. П., Зоре В. А., Ильина Л. А. и др. Гиг. и сан., 1953 N* 2 сгр. Ш. —Дикун П. П., Шабад Л. М., Норкин В. Л. Там же, 1956,' Na I, стр. 6.— Дикун П. П. Вопр. онкол., 1955, № 4, стр. 24. — О н же. Там же, № 5. стр. 24. — О н же. Там же, 1958, № 3, стр. 289. — Серебренников В. С. Там же, 1957, № 4, стр. 486.— Он же. Здравоохр. Таджикистана, 1958, № 4, стр. 49.— Шабад Л. М., Дикун П. П. Загрязнение атмосферного воздуха канцерогенным веществом. Л., 1959.— Stocks Р., Campbell J. М., Brit. med. J., 1955, v. 2, p. 923.

Поступила 30/1 1961 i

-¿r -¿г -йг

ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА В ОСНОВНЫХ ЦЕХАХ ПРОИЗВОДСТВА ТВЕРДЫХ СПЛАВОВ

С. С. Салиходжаев, X. Я. Венгерская

Из Узбекского научно-исследовательского института гигиены и профзаболеваний и Республиканской санитарно-эпидемиологической станции

За последние годы в отечественной и зарубежной литературе публикуется все больше материалов по порошковой металлургии и применению ее продукции в машиностроении и других отраслях промышленности В семилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг. уделено особое внимание оснащению машиностроительной и других отраслей промышленности новейшими типами станков с режущим инструментом из сверхтвердых сплавов. В основе получения твердых сплавов лежит метод порошковой металлургии.

Получение и использование порошков тугоплавких металлов связано с выполнением ряда операций, при которых возможно поступление в воздух аэрозолей металлов высокой дисперсности различного состава (кальбид вольфрама, окисные соединения вольфрама, кобальт, титан и др.), а следовательно, и воздействия их на работающих.

В советской гигиенической литературе характеристика производства твердых сплавов с гигиенической точки зрения дана в ряде работ (Г. М. Пархоменко, 1918; М. Я- Мирский, 1956; И. В. Мезенцева, 1957; 3. С. Каплун и Н. В. Мезенцева, 1957 и 1959; Л. В. Попова, Г. Л. Василевская, 1958, и др.).

Целью настоящей работы являлось накопление дальнейших материалов об условиях труда и состоянии здоровья работающих в производстве твердых сплавов.

Объектом исследований явился комбинат жаропрочных и тугоплавких металлов, изготовляющий вольфрамовые штабики и твердые сплавы металлокерамическим способом. Изучали условия труда и состояние здоровья рабочих основных профессий (прессовщики, размольщики, восстановители, карбонизаторы, контролеры и др.).

Технологический процесс на изучаемом производстве в основном механизиро ван. Однако некоторые операции (взятие навесок, загрузка и выгрузка некоторых аппаратов, чистка лодочек и др.) выполняют вручную. На ряде участков имеет место поступление в воздухе рабочих помещений аэрозолей тугоплавких металлов (вольфрама, кобальта и др.).

При исследовании запыленности воздуха на основных рабочих местах установлено заметное содержание пыли металлов в воздухе (табл. 1).

Таблица 1

Содержание пыли в воздухе на основных рабочих местах при получении сложных вольфрамо-кобальтовых твердых сплавов (в мг/м3)

Содержание пыли

Отделение Рабочее место минимальное максимальное среднее

Прессование » Браковки Мокрого размола 1 > > » У ручных прессов......... При браковке сырых пластин .... Разгрузка дистилляторов . . . . • . Загрузка шаровых мельниц ..... 2,6 1,3 14,0 153,3 51,4 39,3 4,6 4,0 21,3 192,0 693,8 49,3 3,6 2.5 7.6 168,3 385,5 44,3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.