Научная статья на тему 'Оппортунизм в повести Чон Кванъёна "Капитан Ри"'

Оппортунизм в повести Чон Кванъёна "Капитан Ри" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕЯ / KOREA / СОВРЕМЕННАЯ КОРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / MODERN KOREAN LITERATURE / ОППОРТУНИЗМ / OPPORTUNISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федорова О.

Предметом работы является явление оппортунизма в том виде, в котором оно представлено в повести Чон Кванъёна «Капитан Ри». Повесть «Капитан Ри» (1962) одна из выдающихся представителей современной корейской литературы. Главный герой интересная для современного читателя личность с непростой судьбой. Оккупация, война, смена власти Ли Ингук научился быть полезным любому режиму. В данной статье рассмотрены примеры и мотивы оппортунистического поведения героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оппортунизм в повести Чон Кванъёна "Капитан Ри"»

катива (звательного падежа); 7) наречия; 8) зависимого уничижительного существительного; 9) уничижительных глаголов.

В заключение ко всему можно сделать вывод, что становление стилей речи обусловлено рядом факторов, таких как социальные и религиозные. Кроме того, за всё время существования корейского языка система уровней речи настолько прочно вошла в культуру, что стала важной частью менталитета, а на протяжении столь долгого времени ещё и приобрела вариативность и стала иметь возможность выражаться разными способами.

Литература

1. Куротченко К.Б. Корейский язык: учебное пособие. М.: Москва, 2005. 253 с.

2. Бречалова Е.В. Корейский язык. Справочник по глаголам. М.: Живой язык, 2012. 224 с.

3. Ким В.Н. Стилистика корейского языка. Ташкент.: Ташкент, 2011. 71 с.

LEVELS OF SPEECH IN THE KOREAN LANGUAGE AND WAYS OF THEIR EXPRESSION

ON THE WRITTEN Valentina Sarbitova, Fourth year student Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia Abstract: The subject of the article is the Korean language, the history of the emergence of styles ofpoliteness and their expression on the letter. The style of politeness is directly dependent on the influence of Confucianism, which has extended the hierarchical order to language. Consider writing styles through differences with the oral, ways of displaying courtesy in documents, books and other written resources. Keywords: Korea, Korean language, styles of politeness, written styles

Acknowledgments: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003).

ОППОРТУНИЗМ В ПОВЕСТИ ЧОН КВАНЪЁНА «КАПИТАН РИ»

Федорова О., студент 4 курса

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия

Аннотация. Предметом работы является явление оппортунизма в том виде, в котором оно представлено в повести Чон Кванъёна «Капитан Ри». Повесть «Капитан Ри» (1962) одна из выдающихся представителей современной корейской литературы. Главный герой — интересная для современного читателя личность с непростой судьбой. Оккупация, война, смена власти — Ли Ингук научился быть полезным любому режиму. В данной статье рассмотрены примеры и мотивы оппортунистического поведения героя. Ключевые слова Корея, современная корейская литература, оппортунизм.

Благодарности. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2016-INC-2230003).

Оппортунизм - приспособление к социальной ситуации, отход от принципов, поставленных целей и задач ради непосредственной выгоды. Общество имеет двоя-

кое отношение к оппортунистам: с одной стороны, они успешные граждане, с другой - разрушители системы.

Если говорить о причинах пробуждения человеческого оппортунизма, то среди основных можно выделить несколько: стремление получить как можно большую выгоду за наименьшие траты, отсутствие внутреннего или внешнего контроля, давление извне. Критика «оппортунизма» касается в основном поведения личности, а именно преследование эгоистичных интересов, вопреки групповым или личным этическим принципам и договоренностям. По вышеизложенным причинам, такое поведение считают нежелательным, незаконным, небезопасным и антисоциальным. Однако, оппортунизм может проявляться и как механизм защиты от «несправедливого» порядка.

Понятие «оппортунизм» часто связывают и с другим термином: «коллаборационизм». Его смысл варьируется от «сотрудничество с врагами своей родины во время оккупации ее фашистскими войсками в период второй мировой войны» до более широкого «сотрудничество с врагом».

И в самом деле, сотрудничество с оккупантами как нельзя более вписывается в линию поведения ущемленного и беззащитного человека в ту напряженную социопо-литическую ситуацию, в которой находилась Корея в первой половине XX века.

Любой, кто изучает историю Кореи хотя бы даже и недолго, знает о трагедии, которая настигла Корейский полуостров в конце XIX столетия, и как угнетенное состояние народа продолжалось вплоть до начала 50-х годов. XX век был особенно полон на печальные события: после упадка неспособной идти вместе со временем, умирающей династии и вассалитета по отношению к Китайской Империи, в 1910 Корея была аннексирована Японией, во время Второй мировой войны частично - Советским Союзом, а после погрузилась в гражданскую войну и стала марионеткой Америки.

Таким образом, на протяжении более чем пятидесяти лет, самосознание корейской нации было подавлено. Утрата в традиционных ценностях актуальности для современных реалий, кризис идентичности, потеря жизненных ориентиров точили корейцев всех возрастов.

Колониальная власть разработала целую систему идеологического воздействия на народные массы. Меры по успокоению тыла не могли ограничиваться репрессиями, изыскивались новые пути поддержания выгодного для японцев «общественного порядка». Система дополнительных приемов включала в себя меры по расколу и разобщению патриотических организаций, способствование и разжигание групповых распрей, насаждение в массах недоверия, подозрительности, настороженности друг к другу. Этого показалось недостаточным, в связи с чем был взят курс на идеологическую обработку населения колониальной Кореи и внедрение «политики ассимиляции». Под этим имелось в виду, что с 1930-х годов в Корее из всех сфер жизни вытеснялся корейский и жителям колонии пропагандировали, что Корея и корейцы - это то же самое, что Япония и японцы. В результате корейцы общались по-японски и были вынуждены вести японский образ жизни, находясь под властью режима, в котором они считались неполноценными пока являются корейцами. «Капитан Ри» - одно из лучших коротких произведений, которое рисует конфликт самоидентификации корейца в этот непростой период.

Протагонист Ли Ингук - хирург, амбиции которого направлены на получение денег и влияния. К своим пациентам он относится только как к источнику дохода и ресурсу нужных связей, инструменту выживания в случае кризиса. Сама по себе его личность обладает огромной жизненной энергией и способностью не теряться даже в критических ситуациях и выходить победителем даже из самых затруднительных положений. Поэтому при японской власти он прояпонски настроенный прилежный гражданин, после захвата северной части корейского полуострова Советской армией и заключения - полезный врач, который успешно учит русский язык, а в качестве беженца в Южную Корею - богатый хирург частной клиники.

Хотя автор напрямую и не осуждает оппортунистический аспект, и сам герой доволен своими поступками и достижениями, но в итоге Ли теряет и сына и жену, и неизвестно, какие будут отношения с уехавшей в Америку дочерью. Персонаж вроде бы и действует логичными путями, умело используя таланты ради личного благополучия и благополучия семьи, непосредственно не совершает предательств, но поскольку морального стержня у него нет, впечатления от него, как от члена общества, не могут быть однозначными.

Когда-то просто житель колонии, к моменту вручения отличительного знака от Имперского университета, он отделяется от людей его же нации. Выработанное чувство превосходства не только дистанцирует героя от Родины, но и стимулируют под-чинительно-манипулятивное поведение в отношении любого, кто обладает властью. Его антигуманистическая сторона личности - это то, каким видят его подчиненные и менее влиятельные люди.

Чувство пустоты, сомнений и потери не раз проскальзывают в описании доктора Ли. Со стороны его жизнь кажется прекрасной, однако под блестящей оберткой не осталось ничего ценного, что не было бы искорежено, извращено необходимостью менять парадигму поведения.

Герой подавляет прошлое, которое доставляет ему боль. Он утешает себя, что поступал наиболее эффективным вариантом, и возможно даже избежал гораздо больших неприятностей. С одной стороны, рефлексия в повествовании показывает насколько недальновидны в перспективе попытки поступать наиболее эффективно, не придерживаясь принципов; с другой - обнажает наивное и эгоистичное убеждение, что только главный герой влияет на окружающий мир, и именно его действия являются определяющими.

В середине повести раскрывается главный страх героя-оппортуниста - невозможность предсказать будущее, чувство неопределенности и бессилия. Отсюда и высокая чувствительность к комплиментам. Одобрение - это воздух, который помогает ему продолжать выживать в системе, подтверждение, что его путь самый правый.

Оппортунизм главного героя не может рассматриваться как однозначно плохая модель поведения. Привлекательная сторона Ли - отказ сдаваться перед трудностями. В каждом препятствии он видит возможность. Возможность выбраться из тюрьмы, заработать репутацию и деньги, возможность пристроить ребенка в Америку и стать членом американской семьи. Цитируя главного героя: е^,

^ # Ц^И [«Случались и рево-

люции, страны меняли своих господ, но Ли Ингук всегда выживал»].

Заключение. «Капитан Ри» входит в список обязательных произведений для прочтения школьниками в Южной Корее. В корейской интерпретации Ли Ингук определенно пугало, созданное в устрашение, эгоистичная и эгоцентричная персона, которая ловко преуспевает там, где многие порядочные люди терпят крах. Соответственно автор ни в коем случае не видит оппортунистическое поведение Ли Ингука в качестве ролевой модели. Ради справедливости стоит заметить, что он просто не оставляет герою выбора, кроме как идти по пути оппортуниста, или лучше сказать по пути потерь - потери себя, самоидентификации, семьи. Людей-хамелеонов сложно полюбить, посочувствовать ловушке, в которую они себя загоняют, но едва ли можно судить. Когда в обществе создаются условия, что по правилам выжить вообще невозможно, появляются те, которые отказываются считать себя его частью. Революционеры выбирают путь прямой конфронтации, оппортунисты избегают конфронтации и приспо сабливаются. И те, и другие в свою очередь видоизменяют новое возникшее общество. Однако в спокойные времена революционная деятельность носит мирный характер, в то время как оппортунисты, продолжая следовать пути отказа от принципов, расшатывают новый порядок.

Оппортунистами не становятся без причины. Войны, глобальные и локальные конфликты, как в пучину, затягивают в себя людей. Некоторые выходят из этого потока закаленными и обновленными, но история «Капитана» не о таких. «Капитан» - о тех, кто в первую очередь вынырнул из вод один и теперь в одиночестве вынужден плыть по течению, лавируя между опасных обломков прежнего мира, камней и тины.

Можно считать их лакмусовой бумажкой язв и слабостей режима, можно -кем-то вроде преступников. Нужные многие десятилетия спокойствия, чтобы оппортунисты получили возможность направить свои таланты и энергию в менее антисоциальное русло.

Литература

1. ^^^ = Chon Kwanyong Щ = Kapitan Ri / Chon Kwanyong. Seoul.: Asia publishers, 2015. 136 p

2. Buzo A. The making of modern Korea. Abingdon: Routledge, 2016. 300 p.

3. [Kim Seong-kon] Outsiders' view on Korean tales [Электронный ресурс] /The Korea Herald. Режим доступа: http://www.koreaherald.com/common_prog/newsprint.php?ud=20120508000867&dt=2 /, свободный. Проверено 28.09.2017.

OPPORTUNISM IN THE CHAPTER OF CHON KVANEYON "CAPTAIN RI" Olga Fedorova, Fourth year student Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia Abstract: The subject of the paper is the phenomenon of opportunism in the form in which it is presented in the story of Chon Kwenyon "Captain Ri". The story "Captain Ri" (1962) is one of the outstanding representatives of modern Korean literature. The main character is an interesting person for the modern reader with a difficult fate. Occupation, war, change of power —Lee Inguk learned to be useful to any regime. In this article, examples and motives of the hero's opportunistic behavior are considered. Keywords: Korea, modern Korean literature, opportunism.

Acknowledgments: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS -2016-INC-2230003).

ХАНГЫЛЬ - КАК ЛУЧШАЯ СИСТЕМА ПИСЬМЕННОСТИ В МИРЕ

Крицкая К.С., студент 2 курса

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, Казань, Россия

Аннотация. Лингвисты всего мира высоко оценивают научность теоретической системы хангыля и рациональность принципов, положенных в основу его создания. А голландский лингвист Говард Ф. Вос назвал хангыль самой совершенной системой письменности в мире. В результате исследований Оксфордского университета из 30 письменностей хангыль занял первое место по оригинальности, научности и рациональности. А с октября 1997 года хангыль был зарегистрирован в Юнеско как мировое наследие. Ключевые слова: корейский язык, хангыль, лингвистика, чосонгыль.

Благодарности. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2016-INC-2230003).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.