Научная статья на тему 'Ополченец в сознании носителей русского языка (по данным свободного ассоциативного эксперимента)'

Ополченец в сознании носителей русского языка (по данным свободного ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / НОМИНАЦИЯ / КОННОТАЦИЯ / FREE ASSOCIATIVE EXPERIMENT / LEXICAL MEANING / PSYCHOLOGICAL MEANING / NOMINATION / CONNOTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Татарникова Наталья Михайловна

Затрагивается проблема выбора номинации как одного из способов формирования общественного мнения средствами массовой информации. Рассматривается образ ополченца в языковом сознании русскоязычных респондентов. Методологическая основа исследования включает сопоставительный анализ ассоциаций и данных толковых словарей. Исследование проведено на основе метода словарных дефиниций и свободного ассоциативного эксперимента. В основу исследования положены данные свободного цепного ассоциативного эксперимента в однородной по возрастному, образовательному и социальному составу группе. Автор представляет подробную классификацию полученных реакций по целому ряду когнитивных признаков и делает попытку интерпретировать ее. С этой целью проводится анализ словарных дефиниций слова ополченец, относящихся к XIX и XX вв., и сопоставление с ними данных свободного ассоциативного эксперимента. Данная статья является продолжением исследования номинаций сторон внутриукраинского конфликта. Ранее аналогичными методами анализировалось психологическое значение стимула сепаратист, что позволяет в настоящей работе провести сопоставление образов, стоящих за двумя номинациями ополченец и сепаратист, используемыми в средствах массовой информации при освещении событий на юго-востоке Украины, и сделать попытку связать оценочное значение слова со степенью его понятности респонденту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A militiaman in consciousness of russian native speakers (according to data from a free associative experiment)

In article the author addresses the problem of selecting the category as one of the ways of formation of public opinion by the media. Paper examines the image of a militiaman in the language consciousness of Russian-speaking respondents. Methodological basis of research includes comparative analysis of association and data dictionaries. The study was conducted based on the method of dictionary definitions and of the free associative experiment. The survey is based on the chain of the free associative experiment in homogeneous in age, educational and social structure of the group. The author presents a detailed classification of the received reactions in a number of cognitive traits and makes an attempt to interpret it. With this purpose we analyzed dictionary definitions of the word militiaman, belonging to the 19 and 20 centuries, and compared them with free associative experiment data. This article is the second one devoted to the analysis of the nominations of the parties to the Ukrainian conflict. In a previous article, the same methods was used to analyze psychological value of the separatist stimulus, which allows to compare images behind the two nominations militiaman and separatist used in the media when reporting on events in the South-East of Ukraine, and to attempt to associate the estimated value with the degree of clarity to the respondent in the present work.

Текст научной работы на тему «Ополченец в сознании носителей русского языка (по данным свободного ассоциативного эксперимента)»

УДК 811.161.1

ОПОЛЧЕНЕЦ В СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА (по данным свободного ассоциативного эксперимента)

Н.М. Татарникова

Братский государственный университет (Братск, Россия)

Аннотация: Затрагивается проблема выбора номинации как одного из способов формирования общественного мнения средствами массовой информации. Рассматривается образ ополченца в языковом сознании русскоязычных респондентов. Методологическая основа исследования включает сопоставительный анализ ассоциаций и данных толковых словарей. Исследование проведено на основе метода словарных дефиниций и свободного ассоциативного эксперимента. В основу исследования положены данные свободного цепного ассоциативного эксперимента в однородной по возрастному, образовательному и социальному составу группе. Автор представляет подробную классификацию полученных реакций по целому ряду когнитивных признаков и делает попытку интерпретировать ее. С этой целью проводится анализ словарных дефиниций слова ополченец, относящихся к XIX и XX вв., и сопоставление с ними данных свободного ассоциативного эксперимента. Данная статья является продолжением исследования номинаций сторон внутриук-раинского конфликта. Ранее аналогичными методами анализировалось психологическое значение стимула сепаратист, что позволяет в настоящей работе провести сопоставление образов, стоящих за двумя номинациями - ополченец и сепаратист, - используемыми в средствах массовой информации при освещении событий на юго-востоке Украины, и сделать попытку связать оценочное значение слова со степенью его понятности респонденту.

Ключевые слова: свободный ассоциативный эксперимент, лексическое значение, психологическое значение, номинация, коннотация.

Для цитирования:

Татарникова Н.М. Ополченец в сознании носителей русского языка (по данным свободного ассоциативного эксперимента) // Коммуникативные исследования. 2017. № 1 (11). С. 133-141.

Сведения об авторе:

Татарникова Наталья Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры правоведения и философии

Контактная информация:

Почтовый адрес: 665709, Россия, Братск, ул. Макаренко, 40

© Н.М. Татарникова, 2017

E-mail: tatarnikova.nm@gmail.com Дата поступления статьи: 18.01.2017

Рассказывая о событиях на юго-востоке Украины, российские СМИ для обозначения защитников ДНР и ЛНР используют номинацию ополченец. Безусловно, выбор номинации стороны столь затяжного и кровопролитного конфликта в соседней стране играет серьезную роль в формировании общественного мнения о происходящем. Сказанным обусловлена актуальность предлагаемого исследования.

Анализируя выбор номинации, надо учитывать, что важную роль в этом играют не только значение слова, но и те ассоциативные связи, которые оно вызывает в сознании адресата, поскольку индивид воспринимает реальность не сквозь словарные дефиниции, а посредством тех концептуально-семантических сущностей, которые стоят за словом. Эти сущности формируются в сознании индивида в процессе усвоения им родного языка, культуры и, постоянно обновляясь, корректируются по мере накопления опыта. Поэтому тот культурный «шлейф», который сопровождает слово и составляет его психологическое значение, в значительной степени определяет восприятие номинации.

Изучение соотношения различных значений слова - лексикографического и психологического (психолингвистического или психологически реального, в терминах И.А. Стернина, З.Д. Поповой и A.B. Рудаковой [Попова, Стернин 2007; Рудакова 2014; Стернин 2010; Стернин, Рудакова 2011]] - позволяет более объемно описать основную единицу языка -слово. Такие исследования представляются необходимыми, поскольку позволяют выявить приращения к значению слова или актуализации определенных элементов его значения, которые возникают как след использования слова в тех или иных актах коммуникации.

Данная статья является продолжением исследования номинаций сторон внутриукраинского конфликта. В первой статье анализировались материалы свободного ассоциативного эксперимента на стимул сепаратист [Татарникова 2016]. В этой работе по мере необходимости будем сопоставлять результаты настоящего и предыдущего исследований.

Цель исследования - выявить психологическое значение слова ополченец, т. е. тот образ, который оно вызывает в сознании русскоязычной аудитории.

Для определения психологического значения слова ополченец использован метод словарных дефиниций и свободный ассоциативный эксперимент, проведённый осенью 2015 г. в Братском государственном университете на факультете энергетики и автоматики. Испытуемыми стали студенты первого курса (направления подготовки 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника», 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника»] в воз-

расте от 17 до 20 лет в количестве 87 человек. Им были предложены в качестве стимулов номинации противоборствующих сторон в конфликте на Донбассе, взятые из российских и украинских СМИ. Одним из стимулов было слово ополченец. На материале его ассоциатов мы попытаемся достичь поставленной цели.

Обоснуем выбор метода исследования. Свободный ассоциативный эксперимент, по мнению многих авторитетных исследователей, является одним из наиболее простых, популярных, апробированных и в то же время надежных психолингвистических методов, так как позволяет легко воспроизвести и проверить полученные с его помощью данные [Горошко 2005: 55]. Мы использовали цепной ассоциативный эксперимент, который, вслед за А.А. Леонтьевым, рассматриваем как разновидность свободного ассоциативного эксперимента [Словарь ассоциативных норм русского языка 1977: 5]. При проведении цепного эксперимента нередко испытуемому предлагают за ограниченное время записать на той карточке, где указано стимульное слово, любое возможное количество реакций на него. Однако при такой записи возникает опасность, что «^реакция является фактически реакцией не на первоначальный стимул, а на предшествующую реакцию, оказавшуюся новым раздражителем» [Горошко 2005: 54]. Для блокирования реакций не на первоначальный стимул, а на предшествующую реакцию мы размещали стимульное слово на каждой из трех карточек, предложенных испытуемому, при этом респондент должен был дать на него лишь один ассоциат. Карточки были пронумерованы, чтобы выявить реакции 1, 2 и 3-го порядка.

Эксперимент проводился в письменной форме анонимно с группами студентов. Перед ними ставилась задача записать первые пришедшие в голову ассоциации к слову. Какая-либо связь с современными или историческими событиями не устанавливалась.

Прежде чем говорить о результатах эксперимента, рассмотрим современное толкование лексического значения необходимых слов.

ОПОЛЧЕНЕЦ. Человек, вступивший в ополчение.

ОПОЛЧЕНИЕ. 1. Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии, преимущественно на добровольных началах [Ожегов, Шведова 1999: 455].

Эти слова зафиксированы и в «Толковом словаре» В.И. Даля со следующими лексическими значениями.

ОПОЛЧЕНЬЕ, войско, дружина, рать, особенно народная, собранная по чрезвычайному случаю, народное или земское войско.

ОПОЛЧЕНЕЦ, ратник, временный воин земского войска, поступающий, по миновании в нем надобности, в первобытное состоянье свое [Даль 1989: 682].

По данным толковых словарей, рассматриваемые слова не обладают оценочной окраской.

Информация о стимульном слове не случайно приведена из двух словарей - современного и отражающего состояние русского языка в середине XIX в. Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть, что с ним связано представление об историческом прошлом России, которое, как мы предполагаем, не может не накладывать отпечатка на отношение к реалии, стоящей сегодня за стимульным словом.

Обратим внимание на то, что в «Толковом словаре» В.И. Даля подчеркнут народный характер ополчения, в то время как в современной дефиниции слова указание на это отсутствует.

Результаты эксперимента оказались следующими. На стимул ополченец дано 120 различных реакций1, а с учетом повторов - 249 ассоциа-тов:

1] добровольное военное движение, вынужден, глава, человек (18], заложник, доброволец (13], Луганск(-а) (3], умный, война (17], военный (11], противник (2], Донецк, мирное население, защитник (12], Россия (2], боец, Украина (15], выдвиженец, ДНР, отважный, стрельба (2], жалость (2], власть, герой (3], мужик, солдат (5], пропаганда, служащий, снег, Дон-басс(-а) (4], протест, сепаратист (2], армия (3], восстание (3], чеченец, борец (3], Пожарский, народный, правда, свобода (4], ополчение (3], спецслужба, крестьянин, охраняет мирного жителя, оружие (2], история (4], поддержка, сало уронили, школа, Муха(-и) (2], Годунов, воин (4], военнослужащий, защита (8];

2] полк (2], человек, вставший на защиту родины, суровый, доспехи, спасение, поселенец, захватчик (2], пострадавший, палка, помощь (2], страдания, единорог, мир (2], нашествие, один, справедливость, нейтрал, опора, необученный, сбор, анархист, друг мой, партизан(-ы), красноармеец, угроза, террорист, воюет с мирным жителем, бедность, народ (2], бабай;

3] житель (2], вооруженный (2], неофашистское военное движение, ведущий, красный, принуждение, сопротивление, вроде бы хорошие, мужество, Москва, беспредел, «Зенит», борьба, гражданин, враг, новости, учитель истории, курды, воля, боль, движение, один из солдат ополчения, лицемер, взаймы, абсурд, повязка, рекрут, шапка-ушанка, стальной, право, событие, повстанцы, «Гюрза», ополченец, восставший.

В то же время есть нулевые реакции на стимул ополченец, т. е. испытуемые не записали ассоциат. Считаем возможным приравнять к нулевой реакции однократное повторение на карточке № 3 стимульного слова в качестве ассоциата. Но карточки, где участники эксперимента сообщают, что не понимают значения слова-стимула, отсутствуют (см. табл.].

1 Далее приведены реакции с сохранением орфографии испытуемого. Ассоциаты сгруппированы по карточкам, где они впервые или единственный раз зафиксированы. Цифры в скобках показывают количество повторов слова, причём не обязательно в данной группе карточек, а в эксперименте в целом.

Количество нулевых реакций на стимул ополченец

Карточка Количество нулевых реакций % нулевых реакций

№ 1 1 1,1

№ 2 4 4,6

№ 3 8 9

В среднем 4,9

Обращает на себя внимание следующий факт. При том, что на стимул ополченец дано на 8 % больше ассоциатов, чем на стимул сепаратист (249 против 230], разнообразие реакций на рассматриваемый в данной статье стимул существенно ниже и составляет 74,1 % по отношению к реакциям на слово сепаратист (120 различных реакций против 162]. Вероятно, более высокий уровень стереотипности реакций на стимул ополченец объясняется тем, что он понятен испытуемым в большей степени, чем стимул сепаратист, отсюда и незначительное количество нулевых реакций [Татарникова 2016: 206].

Интерпретируя полученные данные, мы сгруппировали все ассо-циаты по следующим когнитивным признакам.

Субъект (103 реакции]: глава, человек (18], заложник, доброволец (13], военный (11], противник (2], мирное население, защитник (12], выдвиженец, герой (3], мужик, солдат (5], служащий, сепаратист (2], чеченец, борец (3], боец, воин (4], военнослужащий, человек, вставший на защиту родины, поселенец, захватчик (2], пострадавший, анархист, друг мой, парти-зан(-ы), красноармеец, террорист, житель (2], гражданин, враг, курды, один из солдат ополчения, лицемер, рекрут, повстанцы, ополченец, восставший;

Событие (21 реакция]: война (17], восстание (3], событие;

То, что связано с событием (25 реакций]: добровольное военное движение, стрельба (2], армия (3], ополчение (3], спецслужба, оружие (2], страдания, нашествие, неофашистское военное движение, беспредел, полк (2], «Гюрза», Муха(-и) (2], народ (2], вооруженный (2];

Действие и деятельность (22 реакции]: протест, охраняет мирного жителя, поддержка, защита (8], спасение, помощь (2], угроза, воюет с мирным жителем, принуждение, сопротивление, борьба, опора, движение, вынужден;

Состояние, внутренние ощущения (10 реакций]: мир (2], свобода (4], правда, воля, боль, право;

Локус (27 реакций]: Луганск(-а) (3], Донецк, Россия (2], Украина (15], ДНР, Донбасс(-а) (4], Москва;

Характеристика (14 реакций]:умный, отважный, жалость (2], народный, суровый, справедливость, нейтрал, необученный, бедность, красный, вроде бы хорошие, мужество, стальной;

Сфера функционирования стимула (4 реакции]: власть, пропаганда, ведущий, новости;

Исторические параллели и источник сведений (11 реакций]: история (4], школа, доспехи, единорог, Пожарский, крестьянин, Годунов, учитель истории;

Нераспределенные реакции (11 реакций]: сало уронили, снег, палка, один, сбор, бабай, «Зенит», взаймы, абсурд, повязка, шапка-ушанка.

Безусловно, эта когнитивная группировка слов не является бесспорной. Кроме того, есть реакции, которые логично включить в несколько групп1. Тем не менее, как нам представляется, предложенная классификация позволяет достичь поставленной в статье цели.

Закономерно, что основная часть реакций относится к группе «субъект»: 103 в абсолютном значении, или 39,1 % в относительном2. Из них большая часть реализует семы, заложенные в словарной дефиниции слов ополченец и ополчение: 'человек', 'военный' ('военное формирование'], 'доброволец' ('на добровольных началах']. Это ассоциаты человек (18], доброволец (13], военный (11], солдат (5], боец, воин (4], военнослужащий, красноармеец, один из солдат ополчения, партизан. Всего 56 реакций, или более половины от входящих в группу.

Вполне ожидаемы и коррелируют с толкованиями в словаре ассоциаты из групп «событие» и «то, что связано с событием»: война (17], добровольное военное движение, стрельба, армия (3], оружие (2], вооруженный (2], страдания, нашествие, стрельба (2], полк (2], «Гюрза», Муха(-и) (2], народ (2]. Их приблизительно 14 %. Часть этих реакций реализует не только перечисленные семы, но и те, которые нашли отражение в «Толковом словаре» В.И. Даля [Даль 1989] - 'народная', 'собранная по чрезвычайному случаю' - и углубляют понимание стимульного слова историческими реминисценциями.

Наличие этих реминисценций подтверждается ассоциатами из группы «исторические параллели и источник сведений». Не всегда возможно однозначно определить, к какой именно группе следует отнести ту или иную реакцию. Поэтому можно рассматривать как имеющие отношение к названной группе и такие реакции, как Россия (2], Москва, в строгом смысле обозначающие локус, или мужик, партизан, вполне допускающие объяснение их появления памятью о событиях 1812 и 1941 гг.

Вероятно, именно исторической памятью можно объяснить тот факт, что нейтральный согласно СОШ стимул ополченец вызывает многочисленные положительные реакции у испытуемых: умный, отважный, народный, справедливость, вроде бы хорошие, мужество, защитник (12], герой (3], человек, вставший на защиту родины, друг мой, охраняет мир-

1 Например, ассоциаты солдат, военный, боец можно отнести не только к группе «субъект», но и к группе «то, что связано с событием». А реакцию Муха можно трактовать по-разному: как обозначение насекомого и гранатомета.

2 Здесь и далее проценты рассчитываются по отношению к максимально возможному количеству реакций - 261.

ного жителя, поддержка, защита (8], спасение, помощь (2], мир (2], свобода (4], правда, воля. Таких ассоциатов около 17 %. При этом таких реакций, которые говорят о негативных ассоциациях со словом, всего две -лицемер, воюет с мирным жителем. Таким образом, можно говорить, что в сознании испытуемых слово ополченец сопровождается положительной оценочной коннотацией.

В то же время анализируемый стимул воспринимается участниками эксперимента и в контексте сегодняшних политических реалий. Сказанное подтверждается тем фактом, что, несмотря на отсутствие установки на связь с нынешними событиями где бы то ни было, часть опрашиваемых соотнесла стимул ополченец именно с Украиной. Об этом свидетельствуют реакции из группы «локус», в которой 24 из 27 ассоциатов указывают именно на это государство. К ним можно добавить одну из нераспределенных реакций [сало уронили1), косвенным образом также отсылающую нас к Украине. Значит, около 8,5 % ответов демонстрируют имеющуюся в сознании испытуемых связь между стимульным словом и событиями в ДНР и ЛНР. Тем самым можно сделать вывод, что положительная коннотация слова ополченец существует как в историческом, так и современном контексте безотносительно к тому, к какому локусу оно привязано в сознании участников эксперимента.

Если сравнивать оценочные реакции на стимулы ополченец и сепаратист, то можно увидеть существенную разницу. Испытуемые дали на стимул сепаратист 58 оценочных реакций, что составляет 22,2 %, причем обращает на себя внимание то, что ассоциаты выражают только отрицательную оценку, положительнооценочных не зафиксировано. Таким образом, можно утверждать, что в сознании испытуемых стимул сепаратист нагружен отрицательной оценкой, которую толковый словарь у данного слова не фиксирует [Татарникова 2016: 208].

Подводя итог проведенному анализу, можно сказать следующее.

1. Психологическое значение слова, не совпадая с его лексическим значением, дополняет и обогащает последнее.

2. Тот образ, который вызывает стимул ополченец в сознании русскоязычной аудитории, характеризуется устойчивой положительной коннотацией, особенно заметной на фоне характеристик стимульного слова сепаратист.

3. Особенности психологического значения слова ополченец определяют эффективность его использования средствами массовой информации для формирования общественного мнения о конфликте на юго-востоке Украины.

1 В комментариях на медийном интернет-портале «Рамблер» это выражение регулярно используется по отношению к Украине и ее жителям.

Список литературы

Горошко Е.И. Проблема проведения свободного ассоциативного эксперимента // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Филологические науки». 2005. № 3. С. 53-61.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1989. Т. 2. 779 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: Восток-Запад, 2007. 314 с.

Рудакова A.B. Теоретические и прикладные проблемы психолингвистической лексикографии. Воронеж: Истоки, 2014. 183 с.

Словарь ассоциативных норм русского языка / под ред. A.A. Леонтьева. М.: МГУ, 1977. 192 с.

Стернин И.А. К разработке психолингвистического толкового словаря // Вопросы психолингвистики. 2010. № 2(12). С. 57-63.

Стернин И.А., Рудакова A.B. Психолингвистическое значение и его описание. Теоретические проблемы. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 192 с.

Татарникова U.M. Как номинация в СМИ влияет на тезаурус личности // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 3. С. 204-209.

References

Dal, V.I. (1989), Explanatory Dictionary of the Great Russian Language, in 4 volumes, Moscow, Russkii yazyk publ., Vol. 2, 779 p. (in Russian)

Goroshko, E.I. (2005), Problema provedeniya svobodnogo assotsiativnogo eksperimenta [The problem of the associative experiment]. Izvestya Volgogradskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. Serya "Filologicheskie nauki" [Proceedings of Volgograd State Pedagogical University. Series "Philological Sciences"], No. 3, pp. 53-61.

Leontiev, A.A. (1977), The dictionary of associative norms of the Russian language, Moscow, MSU publ., 192 p. (in Russian)

Ozhegov, S.I., Shvedova, N.Yu. (1999), Explanatory Dictionary of the Russian Language, Moscow, Azbukovnik publ., 944 p. (in Russian)

Popova, Z.D., Sternin, I.A. (2007), Kognitivnaya lingvistika [Cognitive Linguistics], Moscow, Vostok-Zapad publ., 314 p.

Rudakova, A.V. (2014), Teoreticheskie i prikladnye problemy psikholingvisticheskoi leksikografii [Theoretical and applied problems ofpsycholinguistic lexicography], Voronezh, Istoki publ., 183 p.

Sternin, I.A. (2010), To the development of psycholinguistic explanatory dictionary. Journal of Psycholinguistics, No. 2(12), pp. 57-63. (in Russian)

Sternin, I.A., Rudakova, A.V. (2011), Psikholingvisticheskoe znachenie i ego opisanie. Teoreticheskie problemy [Psycholinguistic meaning and description. Theoretical problems], Saarbrücken, LAP LAMBERT Academic Publ., 192 p.

Tatarnikova, N.M. (2016), Influence of media nomination on thesaurus of a personality. Issues of Social-Economic Development of Siberia, No. 3, pp. 204-209.

A MILITIAMAN IN CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN NATIVE SPEAKERS (according to data from a free associative experiment)

N.M. Tatarnikova

Bratsk State University (Bratsk, Russia)

Abstract: In article the author addresses the problem of selecting the category as one of the ways of formation of public opinion by the media. Paper examines the image of a militiaman in the language consciousness of Russian-speaking respondents. Methodological basis of research includes comparative analysis of association and data dictionaries. The study was conducted based on the method of dictionary definitions and of the free associative experiment. The survey is based on the chain of the free associative experiment in homogeneous in age, educational and social structure of the group. The author presents a detailed classification of the received reactions in a number of cognitive traits and makes an attempt to interpret it. With this purpose we analyzed dictionary definitions of the word militiaman, belonging to the 19 and 20 centuries, and compared them with free associative experiment data. This article is the second one devoted to the analysis of the nominations of the parties to the Ukrainian conflict. In a previous article, the same methods was used to analyze psychological value of the separatist stimulus, which allows to compare images behind the two nominations - militiaman and separatist - used in the media when reporting on events in the South-East of Ukraine, and to attempt to associate the estimated value with the degree of clarity to the respondent in the present work.

Key words: free associative experiment, lexical meaning, psychological meaning, nomination, connotation.

For citation:

Tatarnikova, N.M. (2017), A militiaman in consciousness of Russian native speakers (according to data from a free associative experiment). Communication Studies, No. 1 (11), pp. 133-141. (in Russian)

About the author:

Tatarnikova Natalia Mikhailovna, Dr., Associate Professor of Law and Philosophy Chair

Corresponding author:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Postal address: 40, Makarenko ul., Bratsk, 665709, Russia E-mail: tatarnikova.nm@gmail.com

Received: January 18, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.