Научная статья на тему 'Лексикография и психолингвистическое значение слова «Хлеб»'

Лексикография и психолингвистическое значение слова «Хлеб» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1211
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / FREE ASSOCIATIVE EXPERIMENT / ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / LEXICAL MEANING / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / PSYCHOLINGUISTIC VALUE / "ХЛЕБ" / "BREAD"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Устьянцева Елена Викторовна

В статье представлен анализ ассоциативного поля «хлеб» как фрагмента вербальной памяти человека, образа мира, отражающего культурные стереотипы в сознании носителей языка. С целью сопоставления психологической реальности слова «хлеб» и представлением содержания данного слова в словарной статье результаты проведенного нами ассоциативного эксперимента были интерпретированы по формальному и семантическому типу. Лексические значения слова «хлеб», зафиксированные в современных толковых словарях русского языка, нашли отражение в ассоциациях-реакциях испытуемых, однако были выявлены и некоторые неосознаваемые компоненты значения, что позволяет сделать выводы о развитии и формировании семантической структуры слова «хлеб», о возможном существовании других лексических значений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lexicography and psycholinguistic word meaning «bread»

The analysis of the associative field “bread” as fragment of verbal memory of the person, image of the world reflecting cultural stereotypes in consciousness of native speakers is presented in article. for the purpose of comparison of psychological reality of the word “bread” and submission of the contents of this word in an entry results of the associative experiment made by us were interpreted on formal and semantic type. the lexical meanings of the word “bread” recorded in modern explanatory dictionaries of Russian found reflection in associations reactions of examinees, however also some extramental components of value that allows to draw conclusions on development and formation of semantic structure of the word “bread”, on possible existence of other lexical meanings were revealed.

Текст научной работы на тему «Лексикография и психолингвистическое значение слова «Хлеб»»

Е.в. Устьянцева

УДк 81'23

лексикография и психолингвистиЧЕскоЕ значение слова «хлеб»

В статье представлен анализ ассоциативного поля «хлеб» как фрагмента вербальной памяти человека, образа мира, отражающего культурные стереотипы в сознании носителей языка. С целью сопоставления психологической реальности слова «хлеб» и представлением содержания данного слова в словарной статье результаты проведенного нами ассоциативного эксперимента были интерпретированы по формальному и семантическому типу. Лексические значения слова «хлеб», зафиксированные в современных толковых словарях русского языка, нашли отражение в ассоциациях-реакциях испытуемых, однако были выявлены и некоторые неосознаваемые компоненты значения, что позволяет сделать выводы о развитии и формировании семантической структуры слова «хлеб», о возможном существовании других лексических значений.

Ключевые слова: свободный ассоциативный эксперимент, лексическое значение, психолингвистическое значение, «хлеб».

Elena V. ustyantseva

lexicography and psycholinguistic word meaning

«bread»

The analysis of the associative field "bread" as fragment of verbal memory of the person, image of the world reflecting cultural stereotypes in consciousness of native speakers is presented in article. For the purpose of comparison of psychological reality of the word "bread" and submission of the contents of this word in an entry results of the associative experiment made by us were interpreted on formal and semantic type. The lexical meanings of the word "bread" recorded in modern explanatory dictionaries of Russian found reflection in associations reactions of examinees, however also some extramental components of value that allows to draw conclusions on development and formation of semantic structure of the word "bread", on possible existence of other lexical meanings were revealed.

Keywords: free associative experiment, lexical meaning, psycholinguistic value, "bread".

Ассоциации имеют большое значение в развитии и формировании семантической структуры слова, ее осмыслении. Свободный ассоциативный эксперимент является одним из способов выявления ассоциативных полей культурных и национальных образов, представленных в языковой картине мира. Он фиксирует актуальное для человека психологическое значение слова, очевиднее проявляет отличие его реальной семантики от значения, представленного в словаре. И.А. Стернин и А.В. Рудакова отмечают, что «психолингвистическое значение обычно шире и объемней, нежели его лексикографический коррелят (который, как правило, целиком входит в психолингвистическое значение, хотя его компоненты могут занимать в

психолингвистическом значении разное место по яркости)» [Стернин, Рудакова 2011]. Формулируемое в толковом словаре в результате применения принципа редукционизма значение целесообразно именовать лексикографическим, поскольку оно сформулировано (смоделировано) лексикографами специально для представления слова в лексикографических пособиях [Стернин, Рудакова 2012]. Под психолингвистическим значением ученые понимают упорядоченное единство всех семантических компонентов, которое актуализирует изолированно взятое слово в сознании носителей языка, в единстве более и менее ярких, ядерных и периферийных, все из которых реально связаны с данной звуковой оболочкой (лексемой) [там же: 176].

Экспериментальное исследование значений слова в психолингвистике позволяет говорить о возможности углубленного описания значений слов, приближающего описание значений в сознании носителей языка к реальному значению, представленному в языковом сознании рядового носителя языка [там же: 175].

Авторами ассоциативного эксперимента в практической психологии принято считать американских психологов Х.Г. Кента и А.Дж. Розанова. Психолингвистические варианты ассоциативного эксперимента были разработаны Дж. Дизе и Ч. Осгудом. В отечественной психологии и психолингвистике методика ассоциативного эксперимента была усовершенствована и апробирована в экспериментальных исследованиях А.Р. Лурии и О.С. Виноградовой.

На основе ассоциативного эксперимента создаются специальные словари «ассоциативных норм». К числу общеизвестных исходных относится словарь Дж. Диза. На русском языке первым словарем такого рода был «Словарь ассоциативных норм русского языка» под редакцией А.А. Леонтьева. В настоящее время наиболее полным словарем на русском языке является «Русский ассоциативный словарь» (составители: Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова).

Наибольшую сложность представляет интерпретация ассоциативного эксперимента. Значительный вклад в описание механизмов ассоциирования и в проблематику классификаций реакций внесли Дж. Локк, Ф. де Соссюр, А.А. Залевская, Н.В. Уфимцева, Н.И. Береснева, И.Г. Овчинникова, Ю.Н. Караулов, Е.И. Горошко и целый ряд других признанных исследователей. Заслугой ученых-психолингвистов данной группы является то, что им принадлежит разработка и апробация методики и методологии психолингвистических исследований языкового сознания как образа мира [Васильева 2014: 107].

Выбор той или иной классификации при анализе ассоциативных реакций зависит от целей исследования и от объемов статистических данных, полученных в ходе проведения ассоциативного эксперимента.

Цель данного фрагмента исследования - выявление возможности расхождения между психологической реальностью слова «хлеб» для носителей языка и представлением содержания данного слова в словарной статье на основе сопоставления данных ассоциативного эксперимента со словарями ассоциативных норм XX и XXI вв. При анализе результатов нашего исследования мы использовали два типа классификации: формальный и семантический. Первая классификация учитывает характер связи, вторая используется для реконструкции картины мира и языкового сознания.

Итак, в рамках проекта РГНФ 14-14-24004 «Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке» нами был проведен свободный ассоциативный эксперимент, который заключался в том, что испытуемым предлагалось отреагировать на слово «хлеб» таким количеством ответов, которое они успеют воспроизвести за одну минуту. Место проведения ассоциативного эксперимента г.Сосновоборск. Количество испытуемых - 163 человека в возрасте от 11 до 63 лет, среди них учащиеся и педагоги школ № 3 и 4, медицинские работники городской поликлиники.

Всего получено 510 реакций на стимул «хлеб». Формальная структура ассоциативного поля «хлеб» представлена 99 существительными, 18 прилагательными, 1 наречием и 4 словосочетаниями. Смысловая структура определяется ядром, околоядерной и периферийной зонами.

Наиболее частотными реакциями на слово-стимул «хлеб» являются: еда -83; вкусный - 34; пшеница - 25; мягкий - 23; белый - 14; мука, корочка, суп - 13; поле, всему голова - 12. Именно эти ассоциации входят в ядро ассоциативного поля «хлеб» и свидетельствуют о первичном представлении сибиряка о хлебе как о самом сытном и полезном пищевом продукте. Хлеб - растущая в поле пшеница, из которой изготавливается мука, идущая на выпечку такого продукта.

Среди менее распространенных реакций можно выделить следующие: свежий, зерно - 10; черный - 9; тесто - 8; батон, кушать, солнце - 7; бутерброд - 6; рожь, жизнь - 5, голуби, буханка, мельница, Россия, пища, деревня, черствый, запах, колбаса, молоко, выпечка, горячий, теплота - 4; мякиш, птицы, магазин, булка, голод, теплый, съедобный, небо, аромат - 3; квас, полезный, сгущенка, красивый, серый, хорошо, питание, золото, труд, насущный, ржаной, соль, работа, нива, рабочие, ужин, пышный, семья, каравай, бородинский, дрожжи, нежность, святость - 2.

Итак, околоядерная зона ассоциативного поля «хлеб» выражена реакциями, свидетельствующими о представлении о хлебе как о зерне, из которого изготавливается мука (мельница). Из муки замешивается тесто (дрожжи), и выпекается пищевой продукт в виде изделия какой-либо формы (батон, каравай, бородинский). Встречаются ассоциации, связанные с представлением о хлебе как злаке (рожь, нива), заработке (работа, рабочие, труд), самом важном и дорогом (солнце, жизнь, Россия, золото, насущный). Околоядерная зона ассоциативного поля «хлеб» также представлена реакциями, в которых реализуется основное значение слова «хлеб» (свежий, черный, красивый, пища, кушать, бутерброд, колбаса, голуби, буханка, деревня, запах, черствый, выпечка, горячий, мякиш, птицы, булка, теплый, съедобный аромат, полезный, серый, ржаной, соль, пышный, ужин, питание, магазин), и таких реакций, как видим, наибольшее количество.

Число единичных реакций - 59. Среди них: темный, кормилец, завтрак, кусок, крошки, обед, вода, горчица, горбушка, икра, кормить, столовая, кухня, стол (о пищевом продукте), круглый, крендель, калач, пирожок (о пищевом продукте из муки в виде изделия какой-нибудь формы), ростки, семя, молот, жито, крупа (о зерне, из которого делают муку, идущую на изготовление хлеба), колос, колосья, пашня, земледелец (о злаке), пекарня, пекарь (о тесте), картошка (об основном пищевом продукте какой-л. страны, местности), помощь, пропитание, жить на хлебах (о пропитании, иждивении), доступный, финансы, заработок, достаток, добывать хлеб (о заработке), ценность, спасение, здоровье, богатство, благо, спа-

сение от голода (о самом важном); а также сметана, хозяйство, история, карточки, огонь, мир, народ, русские, добро, традиция, завод, воспитание, детство, дом, Ленинград.

Сравним набор смыслов ассоциативного поля «хлеб» со значениями слова «хлеб», представленными в сводной словарной статье. Под сводной словарной статьей в рамках данного исследования понимается такая словарная статья, в которой отражаются все лексические значения слова «хлеб», зафиксированные в современных толковых словарях русского языка. При этом значения, отраженные в разных толковых словарях, обозначим как обязательные, а значения, встречающиеся только в одном из современных толковых словарей русского языка, - факультативные.

1. Хлеб - пищевой продукт, который выпекают из муки. Ты только попробуй, какой вкусный хлеб! 2. Хлеб - пищевой продукт из муки в виде изделия какой-нибудь формы. Ставить хлебы в печь. 3. Хлеб - зерно, из которого делают муку, идущую на выпечку такого продукта. Надо было прикинуть места для ссыпных пунктов, куда можно было бы хлеб свозить. (Фурманов). 4. Хлеб - растение, из зерна которого изготавливается мука и крупа. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие хлеба. (Короленко). 5. Хлеб - тесто, приготавливаемое для выпечки. Замесить хлебы. Хлебы поднялись. 6. Хлеб - об основном пищевом продукте (какой -л. страны, местности). Финики - хлеб пустыни. Картошка - второй хлеб. 7. Хлеб (перен.) - пропитание, иждивение (прост.). Заработать на хлебах. 8. Хлеб (перен.) - средство к существованию; заработок. Мой учительский хлеб. 9. Хлеб - о самом важном, необходимом для существования кого-, чего-л. Уголь - хлеб промышленности. Эти пьесы - насущный хлеб театра.

Значения «об основном пищевом продукте (какой-л. страны, местности)» («Новый словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой), «тесто, приготавливаемое для выпечки» и «о самом важном, необходимом для существования кого-, чего-л» («Большой толковый словарь русского языка» С.А. Кузнецова) являются факультативными.

Сопоставив реакции ядерной зоны ассоциативного поля «хлеб» со значениями данного слова, представленными в современных толковых словарях русского языка, можно увидеть, что языковое сознание сибиряков включает значения «пищевой продукт», «зерно» и «то же, что злак». Именно эти значения являются для информантов первичными и составляют основу русской ментальности.

Реакции околоядерной зоны ассоциативного поля «хлеб» отражают все значения данного слова, зафиксированные в современных толковых словарях русского языка, исключая значения «пропитание, иждивение» и «об основном пищевом продукте (какой-л. страны, местности)», встретившиеся, однако, в реакциях-ассоциациях периферийной зоны исследуемого ассоциативного поля (картошка, помощь).

Таким образом, все значения слова «хлеб», зафиксированные в современных толковых словарях русского языка, нашли отражение в языковом сознании сибиряков, однако основу их языковой картины мира составляют именно значения «пищевой продукт», «зерно» и «то же, что злак».

В ходе данного ассоциативного эксперимента были выявлены смыслы, которые никак не соотносятся ни с одним значением слова «хлеб», представленным в сводной словарной статье. Наличие таких неосознаваемых компонентов значения

указывает на то, что реальная семантика слова «хлеб» шире той, которая представлена в современных толковых словарях, и этот факт позволяет говорить о развитии семантической структуры слова «хлеб».

Попробуем сгруппировать данные ассоциации по смыслу и объяснить причину их возникновения при упоминании стимула «хлеб».

1. Добро, святость, теплота, нежность, хорошо. Возникновение таких реакций на стимул «хлеб» возможно, когда образ хлеба связан с чем-либо положительным, хорошим, ценным с точки зрения нравственности.

2. Голод, карточки, Ленинград, история. Такие реакции на стимул «хлеб» возникли в языковом сознании людей, для которых хлеб - это то, что способно приносить облегчение кому-либо в самые трудные минуты жизни.

3. Народ, русские, традиция. Хлеб - это национальное достояние; то, что переходит от одного поколения к другому и имеет высокую ценность.

4. Детство, воспитание, семья, дом. Хлеб - семейная ценность, объединяющая близких родственников.

5. Суп, колбаса, квас, молоко, сгущенка, сметана. Хлеб - пищевой продукт, который при употреблении с другими, преимущественно жидкими, пищевыми продуктами и блюдами создает специфические вкусовые ощущения.

Шестую группу составляют реакции небо, завод, огонь, хозяйство, которые по смыслу трудно отнести к какому-либо значению слова «хлеб».

Учитывая, что «лексическое значение - это содержание слова, отображающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, свойстве, процессе и пр.» [Языкознание. Большой энциклопедический словарь 1998: 261], можно говорить, на наш взгляд, о формировании новых значений слова «хлеб».

Одним из вариантов интерпретации результатов свободного ассоциативного эксперимента является классификация ассоциаций по синтагматическим и парадигматическим свойствам. Синтагматическими называют ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула и которые всегда выражают предикативные отношения. Парадигматические ассоциации представляют собой слова-реакции того же грамматического класса, что и слово-стимул [Белянин 2004: 51].

В результате свободного ассоциативного эксперимента стимул «хлеб» дал следующие парадигматические ассоциации: еда - 83; пшеница - 25; мука, корочка, суп - 13; поле, зерно - 10; тесто - 8; батон, солнце - 7; бутерброд - 6; рожь, жизнь - 5, голуби, буханка, мельница, Россия, пища, деревня, запах, колбаса, молоко, выпечка, теплота - 4; мякиш, птицы, магазин, булка, голод, небо, аромат - 3; квас, сгущенка, питание, золото, труд, соль, работа, нива, рабочие, ужин, семья, каравай, дрожжи, нежность, святость - 2, кормилец, завтрак, кусок, крошки, обед, вода, горчица, горбушка, икра, крендель, калач, пирожок, ростки, семя, молот, жито, колос, колосья, пашня, земледелец, пекарня, пекарь, картошка, помощь, пропитание, финансы, заработок, достаток, ценность, спасение, здоровье, богатство, благо, столовая, кухня, сметана, стол, хозяйство, история, карточки, крупа, огонь, мир, народ, русские, добро, традиция, завод, воспитание, детство, дом, Ленинград - 1.

Парадигматические связи данных слов-реакций отражают синонимические отношения, поэтому для сопоставительного анализа мы использовали «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н. Абрамова, в котором

представлены следующие синонимы к слову «хлеб»: заработок, пища; все едино, что хлеб, что мякина; добывать хлеб; жить на хлебах; из семи печей хлеб есть; и хлебом не корми, а сделай что-л.; кусок хлеба; отбивать хлеб; хлеба; хлеб-соль. Обнаруживаем совпадения: заработок, пища. Кроме того, словарная статья «хлеб» сопровождается отсылкой к словарным статьям «заработок» и «пища». Рассмотрим их. Синонимы к слову «заработок»: доход, приход, выручка, нажива, пожива, корысть, куш, жалованье, заработанная (задельная) плата; отнимать хлеб у кого (лишать заработка); свой кусок хлеба. Синонимы к слову «пища»: кушанье, снедь, еда, брашно, яства (множ. ч.), стол, харчи (харч), хлеб, хлеба, продовольствие, провизия, провиант, съедобное, съестные припасы, пищевое вещество, продукт потребления; лакомство, сласть, амврозия (пища богов); заработать на хлеб; тут тебе разносолов не приготовлено. Обнаруживаем совпадение: еда.

Синтагматические ассоциации на стимул «хлеб» были следующие: вкусный - 34; мягкий - 23; белый - 14; свежий - 10; черный - 9; кушать - 7; черствый, горячий - 4; теплый, съедобный - 3; полезный, красивый, серый, хорошо, насущный, ржаной, пышный, бородинский - 2; темный, кормить, круглый, жить на хлебах, доступный, добывать хлеб - 1.

Синтагматические связи отражают предметные отношения, поэтому для анализа синтагматического вида реакций целесообразно использовать «Словарь сочетаемости слов русского языка» как носитель общенациональной нормы [Жильцова, Васильева 2013]. В вышеназванном Словаре представлены следующие сочетания, отражающие синтагматическую связь: созревающие, озимые, яровые, обмолоченный, целинный, Орловский хлеб, столовый хлеб, бородинский хлеб, украинский хлеб, трудный хлеб, насущный, хороший, плохой, свежий, теплый, душистый, мягкий, черствый, вкусный, сырой, подгорелый, белый, черный, пшеничный, ржаной, кукурузный, ситный; выпекать, есть, привыкнуть к, заплатить за, намазать на, торговать, ссыпать, обмолачивать, любоваться, затеряться в, зарабатывать, отбирать.

Обнаруживаем совпадения: бородинский, насущный, свежий, теплый, вкусный, мягкий, черствый, белый, черный, ржаной.

Таким образом, национальные слова, зафиксированные в словарях, в небольшом количестве отразились в языковом сознании испытуемых. Большинство слов-реакций не зафиксированы в данных словарях, что еще раз подтверждает наши предположения о развитии и формировании семантической структуры слова «хлеб».

Далее сравним набор ассоциаций ядерной зоны с реакциями в Электронном ассоциативном словаре Приенисейской Сибири (ЭАСПС) (2014), «Словаре ассоциативных норм русского языка» А.А.Леонтьева (САНРЯ) (1967 - 1973) и «Русского ассоциативного тезауруса» (РАТ) (1988 - 1997).

Ядерная зона реакций на стимул «хлеб» в сравнении

Реакции на стимул «хлеб» по ассоциативному эксперименту, % (2013) % в ЭАСПС (2014) % в САНРЯ (1973) % в РАТ (1997)

Еда - 16 11 1,1 1,6

Вкусный - 7 Вкусно - 2 Вкусно - 2,52 3,6

Пшеница - 5 - 1,89 0,6

Мягкий - 4,5 - 1,26 3,8

Пшено - 3,3 - - -

Белый - 2,7 7 5,98 4,4

Мука - 2,5 5 0,31 -

Корочка - 2,5 - Корка - 0,16 -

Суп - 2,5 - - -

Поле - 2,4 - 1,26 1,3

Всему голова - 2,4 5 - 2,9

Первые позиции в САНРЯ занимают реакции «белый» и «вкусно», в РАТ - «белый», «мягкий» и «вкусный», в названных реакциях реализовано основное лексическое значение слова «хлеб». По результатам нашего ассоциативного эксперимента самой частотной оказалась реакция «еда», в которой также реализовано основное лексическое значение слова, и эта же реакция оказалась самой частотной в ЭАСПС. Однако восприятие образа хлеба все-таки разное. «Хлеб белый, вкусный, мягкий» - говорится как о любимом, значимом продукте питания, чувствуется положительное отношение к представленному образу. И «хлеб - еда» - сказано, как о ежедневной пище; эмоционально-оценочная составляющая никак не выражена.

Разное отношение информантов к образу хлеба, на наш взгляд, можно объяснить, во-первых, участием в ассоциативном эксперименте большого числа учащихся 11-16 лет, в то время как, например, данные САНРЯ были получены в результате анкетирования студентов 17-25 лет [Черкасова 2008]. В одной из своих работ мы уже делали выводы о том, что подростки 11 - 16 лет дают нейтральную оценку данному образу и с хлебом связывают в основном представление о еде. Но чем больше был возраст испытуемых, тем положительнее было их отношение к хлебу. Концепт «хлеб» является наиболее значимым для людей старше 45 лет: в их языковом сознании закрепилось отношение к хлебу как к чему-то главенствующему, первостепенному, основополагающему. С хлебом связывают представление о жизни, матери, семье, Родине [Устьянцева 2013: 20].

Во-вторых, рассматривая отношение информантов к образу хлеба, следует учитывать, что ассоциативные опросы проводились с большими временными интервалами (1973 - 1997 - 2013 - 2014). Все дальше от современного человека уходят отголоски блокадного Ленинграда и голодного послевоенного времени, все меньше молодое поколение понимает, как много значили 125 г. хлеба, составляющие суточный паек ленинградца в 1942 г.

И наконец, в-третьих, возможно и особое, другое отношение к хлебу жителей Приенисейской Сибири.

Статистическая обработка результатов ассоциативного эксперимента позволяет выявить особенности восприятия информантами рассматриваемого образа. Наибольшее число реакций свидетельствует о восприятии хлеба как пищевого продукта, т.е. в полученных ассоциациях в большинстве случаев реализуется основное значение слова «хлеб». В связи с этим нам было интересно понаблюдать, какие свойства хлеба как пищевого продукта в первую очередь вызвали реакцию и какую оценку этим свойствам дают испытуемые. Рассматривая атрибутивные сочетания ядерной зоны ассоциативного поля «хлеб», мы видим, что наибольшую частотность

обнаруживает реакция вкусный (6,6%), дающая оценку вкусовым свойствам хлеба. На втором месте по частоте употребления находится реакция мягкий (4,5%), на третьем - белый (2,7%), характеризующие хлеб по состоянию и цвету соответственно, в то же время эти реакции дают косвенную оценку и вкусовым свойствам хлеба. Так, белый хлеб по вкусу отличается от черного, и мягкий хлеб вкуснее черствого.

В околоядерной зоне ассоциативного поля «хлеб» наблюдаем следующие атрибутивные сочетания: свежий (1,9%), черствый, горячий (0,8%), теплый, съедобный (0,6%) - характеристика по вкусовым свойствам; черный (1,8%), серый (0,4%) - характеристика по цвету; полезный (0,4%) - характеристика по значимости; красивый, пышный (0,4%) - характеристика по внешнему виду. Как видим, наибольшее число реакций отражает вкусовые свойства хлеба. При этом в околоядерной зоне наблюдается преобладание оценочных реакций, которые в основном имеют положительную коннотацию.

Периферийная зона ассоциативного поля «хлеб» представлена одной реакцией - темный (0,2%).

Таким образом, анализ реакций-ассоциаций, в которых нашло отражение основное значение слова «хлеб», показал, что для испытуемых в приоритете вкусовые свойства хлеба, которым была дана положительная оценка.

Полученное в результате эксперимента ассоциативное поле слова «хлеб» -это не только фрагмент вербальной памяти человека, но и фрагмент образа мира, отражающего культурные стереотипы в сознании носителей языка.

Расхождения между психологической реальностью слова «хлеб» для носителей языка и представлением содержания данного слова в сводной словарной статье на основе сопоставления данных ассоциативного эксперимента со словарями ассоциативных норм XX и XXI вв. не выявлены. Даже факультативные значения слова «хлеб» нашли отражение в ассоциациях-реакциях информантов, войдя в околоядерную и периферийную зоны ассоциативного поля «хлеб» (только по результатам нашего ассоциативного эксперимента; реакции на стимул «хлеб» в САНРЯ и РАТ в иерархической последовательности не рассматривались). Однако ассоциации, не соотносимые по смыслу со значениями слова «хлеб», зафиксированными в современных толковых словарях, позволяют говорить о развитии и формировании семантической структуры слова «хлеб», о возможном существовании других лексических значений.

Рассматривая ассоциативное поле «хлеб», мы обратили особое внимание на реакции, отражающие основное значение данного слова, и выяснили, что отношение людей к хлебу изменилось. Если данные САНРЯ и РАТ свидетельствуют о восприятии хлеба как ценного, значимого продукта питания, заслуживающего бережного отношения, то данные нашего эксперимента и ЭАСПС говорят о восприятии хлеба как обычного повседневного пищевого продукта, отличающегося вкусовыми качествами, которым испытуемые дают положительную оценку.

литература

Белянин В.П. Психолингвистика: учебник. М.: Флинта, 2004. - 226 с.

Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000. - 1536 с.

Большой толковый словарь русского языка: 60000 слов / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: АСТ: Астрель, 2008. - 1268 с.

Васильева С.П. Ассоциативное поле «дом» в русском языковом сознании жителей Приенисейской Сибири // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2014. - № 2 (28). - С. 107 - 111.

Васильева С.П., Ильина А.Г. Семантическое поле «религия» по данным ассоциативного эксперимента // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2013. - № 3. - С. 162 - 166.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. В 2 т. М.: Рус. яз. Т.2: П - Я, 2000. - 1088 с.

Жильцова Т.П., Васильева С.П. Изучение языкового сознания методом ассоциативного эксперимента: этика // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2013. - № 3. - С. 157 - 161.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 240е изд., испр. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2010. - 640 с.

Русский ассоциативный тезаурус. URL: http://tesaurus.ru/dict/dict.php (дата обращения: 28.04.15).

Словарь ассоциативных норм русского языка / Под ред. А.А.Леонтьева. URL: http://it-daim.ru/Projects/ASIS/Leont/Index.htm (дата обращения: 28.04.15).

Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 4/ АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1988. - 800 с.

Стернин И.А., Рудакова А.В. Проблемы создания психолингвистического толкового словаря русского языка // Вопросы психолингвистики. - 2012. - № 16. -С. 174 - 183.

Стернин И.А., Рудакова А.В. Психолингвистическое значение слова и его описание. - Воронеж, 2011. - 192 с.

Устьянцева Е.В. Экспериментальные методики исследования концептов // Изучение языкового сознания жителей Приенисейской Сибири: материалы круглого стола. - Красноярск, 2013. - С.18 - 21.

Черкасова Г.А. Русский ассоциативный сопоставительный словарь. URL: http://it-daim.ru/Projects/ASIS/RSPAS/zapusk.htm (дата обращения: 28.04.15).

Электронный ассоциативный словарь Приенисейской Сибири (ЭАСПС). URL: http://react.ftn24.ru/statistic (дата обращения: 28.04.15).

Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.