Научная статья на тему 'ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ ЛОИКА ШЕРАЛИ'

ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ ЛОИКА ШЕРАЛИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
160
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОИК ШЕРАЛИ / НЕПОВТОРИМЫЕ ОБРАЗЫ / ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ / ПРЕКРАСНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ХУДОЖНИК СЛОВА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарофова Бубихаво

В художественную палитру Лоика Шерали входят все времена года со всеми своими неповторимыми красками и особенностями. В любовной лирике Лоика огромная роль отводится природе. Описывая прекрасные картины родного края, поэт усиливает воздействующую силу своих стихов. Лоик, создавая неповторимые образы и красочные пейзажи, проявляет неординарность истинного художника. Он может расширить палитру красок описываемых пейзажей полётом своей фантазии и в собственном неповторимом стиле запечатлеть их в сознании читателя. Все природные изменения, добавив поэтичные черты, в своих стихах он превращает в художественные шедевры. Лоик с самого начала своей творческой деятельности начал писать эмоциональные лирические стихи о природе и с особым осмыслением. Поэт глубоко проникается в описываемый материал, его фантазия работает буйно, стих полон ощущений, мыслей, чувствуется широта кругозора и неожиданные поэтические интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF NATURE IN THE LOVE LYRICS OF LOIQ SHERALI

The artistic palette of Loik Sherali includes all seasons with all its unique colors and features. In love lyrics Loika a huge role is given to nature. Describing the beautiful pictures of his native land, the poet enhances the influencing power of his poems. Loic, creating unique images and colorful landscapes, shows the originality of a true artist. He can expand the palette of colors described landscapes flight of his imagination and in his own unique style to capture them in the mind of the reader. All natural changes, adding poetic features, in his poems he turns into artistic masterpieces. From the very beginning of his creative activity Loiq began to write emotional lyrical poems about nature with special comprehension. The poet deeply penetrates into the material described, his fantasy runs wildly, the verse is full of sensations, thoughts, the breadth of horizons and unexpected poetic interpretations are felt.

Текст научной работы на тему «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ ЛОИКА ШЕРАЛИ»

ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ ЛОИКА ШЕРАЛИ

Шарофова БДж.

Таджикский государственный педагогический университет им.С.Айни

В художественную палитру Лоика Шерали входят все времена года со всеми своими неповторимыми красками и особенностями. В любовной лирике Лоика природа играет очень большую роль и занимает особое место. Описывая прекрасные картины родного края, поэт усиливает воздействующую силу своих стихов. Лоик, создавая неповторимые образы и красочные пейзажи, проявляет неординарность истинного художника. Он может расширить палитру красок описываемых пейзажей полетом своей фантазии и в собственном неповторимом стиле запечатлеть их в сознании читателя. Все природные изменения, добавив поэтичные черты, превращают свои стихи в художественные шедевры. Исследователь А.Абдуманнонов считает, что «.. .времена года в любовных стихотворениях Лоика создают радостные и печальные, обнадеживающие и болезненные чувства, становятся поводом для возникновения определенного рода соединения чувств и мыслей» [1, 92].

Лоик, с самого начала своей творческой деятельности, с особым осмыслением начал писать эмоциональные лирические стихи о природе. По стихотворению «Весна в горах» («Бак>ори куаистон»), написанном в 1966 году, видно, что поэт глубоко проникает в описываемый материал, его фантазия работает буйно, стих полон ощущений, мыслей, чувствуются широта кругозора и неожиданные поэтические интерпретации. Каждую деталь природы Лоик видит живым и подвижным. Для Лоика красота природы олицетворяет человеческую душу: Лола - раццосаи машъалдоре, Бойчечак - шафаци субцона. Сабзацо - кокули нобофтае,

Мезанад бод ба нармг шона... (2, 59). ***

Тюльпан - танцовщица с факелом, Подснежник - утренняя заря. Зелень - незаплетенные волосы, Ветерок их нежно расчесывает.

В своих стихотворениях поэт из весенних пейзажей создает изящные олицетворения. Так, во фрагменте одного стиха он уподобляет буйное молодое сердце быстротечной и бурной весенней речке: Ба мисли рудцои навбацорон Дили мо якраву гапнодаро буд. Сари мо масту пурсавдову цайрон,

Дили мо дар муцаббат худнамо буд [2, с. 74]. ***

Подобно рекам ранней весны, Наши сердца были упрямы и несговорчивы. Головы наши хмельные, полные страсти и удивления, Наши сердца были в любви показушными.

В этом стихотворении поэтом переданы возбужденность и волнения молодости, вызванные весной. Так как весна - это пора любви, то возлюбленную поэт сравнивает с бурной, непокорной рекой, она не может скрывать свое внутреннее, восторженное, возбужденное состояние.

Как большой мастер слова, Лоик выбирает такие размеры, метры, рифмы и рефрены для своих стихов, что стих становится более благозвучным, мелодичным, плавным и изящным.

В лирике Лоика много поэтических находок и открытий. Он постоянно старается изложить на бумаге, насколько возможно, содержание, смысл, описания и картины природы в новых формах и этим путем повышает совершенство, утонченность, изящество и красоту стихов, повышает, получаемое читателем, удовольствие от их чтения.

В поэзии Лоика весна и любовь это смысловые синонимы. Для Лоика весна является олицетворением возлюбленной. Он в своих стихах много раз вместо возлюбленной употребляет слово весна. Для него нет весны без любви, этой поры цветения и возрождения природы, поэтому весна и любовь для поэта являются синонимами.

Для поэта весна - это пора воспоминаний, особенно молодых лет, поры любви, жажды славы, времени надежд и исполнения желаний и всё это в воспоминаниях перелистывается, как страницы интересной и волнительной книги:

Бахрр мешавад... Ба>рри пурнигор мешавад. Замини хотироти ман Бунафшазор мешавад... Туро чу ёд оварам,

Дилам фигор мешавад (2, с. 144). ***

Наступит весна... Наступит многокрасочная весна. Поле моих воспоминаний Станет полем расцветших фиалок. Как только вспоминаю тебя Сердце разрывается моё.

Лоик - певец природы и ценитель весны, и он воспринимает весну, как пищу для души влюбленного, являясь причиной пробуждения у него любовных грез и делая его молодость более одухотворенной, содержательной и яркой. Поэт благодарит судьбу за такую весну, которая делает его молодость более красивой и пленительной.

Лоик немало стихотворений посвятил осени. Он считает, что это пора испытаний, раздумий, принятия важных решений. Приведем примеры:

Ману ту тирамоп гулчинг рафтем, Хазонпо зери по афтода буданд. Ба зери осмони сарду бемепр Дарахтон урён истода буданд... Ману ту тирамоп гулчинг рафтем, Н>ама гулбутапо бебарг буданд. Кг медонад, ки андар кисмати мо

Чг гулпое, ки гофилмарг буданд (3,618). ***

Я и ты, осенью пошли собирать цветы, Под ногами лежали упавшие листья. Под холодным и равнодушным небом, Деревья оголённые стояли... Я и ты, осенью пошли собирать цветы, Все кусты были без листьев, Кто знает, что в нашей судьбе Сколько цветов увяло преждевременно.

Как видно из приведенных примеров, большей частью в стихах Лоика лирический герой - это юноша. Через этот образ поэт передает свои раздумья, душевные волнения, свое понимание надежд и мечтаний, задач и желаний молодежи. Естественно, раз герой молод, то и его думы и мечты чистые. Если стих посвящен весне, то чувства лирического героя соответствуют этому времени года, если речь идет об осени, то и чувства героя приобретают другой оттенок.

Необходимо отметить, что поэзию и взгляды Лоика, особенно, в начале его поэтической деятельности, некоторые критики не поняли и в своих статьях и выступлениях негативно критиковали поэта.

Знакомство и крепкая связь с природой дают возможность поэту изображать судьбу человека в разных аспектах, в том числе показать её связь с природой, с красотой, указать место человека в непрерывном круговороте природы.

Для Лоика осень, как символ заката, пора испытаний, и поэт посвятил осени, как уже выше упоминалось, много стихов. Поэт образом осени, как бы, не дает забыть, что человеческая жизнь не бесконечна. Что осень - это пора подведения итогов пройденного жизненного пути. Поэт мечтает, чтобы каждый индивидуум прожил плодотворную и полезную жизнь.

Тирамо; асту барг мерезад Дар лабонаш таронаи падруд. Нигщи офтоб ;ам кунд аст,

Меравадхасталон бахонаихуд..(3, 118). ***

Осень настала падает листва, На устах её прощальная песня. И взгляд солнца холодный, Уходит уставшая душа в свой дом...

Лоик сопоставляет осень с путником, обращаясь к которому он советует вспомнить прошедшую весну и радоваться всему, что с ним произошло на этом пути. Лоик мастерски и поэтично подчеркивает связь всех времен года между собой. В частности, осень с ее желтыми листьями олицетворяет не нашедшее ответную любовь сердце лирического героя, а ее листопад указывает на конец страданий.

В сезон осени печаль и грусть охватывают не только природу, но и человека, ибо в эту пору увядает красота природы. Хотя шелест капель льющего дождя по стволам деревьев и на упавшие желтые листы, или аромат, исходящий с убранных полей, сена и трав, своеобразно приятны, тем не менее человека печалит нагота природы. Содержания стихотворения «Осенний дождь» («Борони тирамок») (1975) говорит об этом. На наш взгляд, это стихотворение Лоика построено очень интересно. При чтении его рождается ощущение, что с наступлением осени природа, с вершин красоты, постепенно спускается вниз, как бы прижимается к земле, листья, упавшие плоды деревьев, семена трав, злаковых, цветов осыпаются на землю.

В стихотворении «Осень» («Тирамок») (1965) поэт красивыми словами рисует также широкие осенние пейзажи. Поэт пишет, что чистое лицо неба стало хмурым, виноградники закопаны, сухие стебли хлопка остались без цветов и листьев, холмы обнажились от бархатистой зелени, заброшенные гнезда птиц среди ветвей остались беспомощными и удивленными. Далее поэт доводит до читателя мысль, что, к сожалению, человеческая жизнь имеет одно рождение, т.е. одну весну, и один конец, т.е. одну осень и её необходимо очень ценить.

Большинство поэтов зиме посвящают мало стихов. В творчестве Лоика зима также занимает не малое место. Зима для поэта средство, отображающее человеческие характеры и взаимоотношения людей. Например, в стихотворении «Слепой дождь» («Офтобборон»), которое, по-видимому, посвящено какой-то женщине, возможно, супруге поэта, времена года, в том числе зима, использованы с целью показать изменчивость её характера: Гщ л>уши бщорош, Гщ тирамщи гирён. Гщ цаури зимистонг,

Гщ чиллаи тобистон [3, 317]. ***

Иногда ты весеннее кипение, Иногда ты плачущая осень. Иногда ты гнев зимы, Иногда ты зной лета.

Поэт использует, образ зимы, чтобы напомнить радующейся жизни молодежи о бренности мира и о кратковременности жизни. При посредстве образа зимы поэт создает содержательные, изящные лирические стихи.

Лирический герой стихотворений Лоика сетует на неверность любимой, и говорит: «когда ты оценишь меня, моя жизнь подойдет к концу...». При этом Лоик сравнивает лед в сердце любимой женщины с зимними холодами. В его поэзии зима символизирует такие качества возлюбленной, как невнимательность, беспечность, своенравие и неприступность, чванливость и самовлюбленность: Хрдя овардам дили пуроташе,

Сардруу чунзимистонаммакун...[3, с.378]. ***

Принес в дар сердце, полное огня, Не будь холодной, как моя зима.

Анализ стихов Лоика Шерали показал, что он использовал времена года для отображения человеческих отношений, при этом создал свежие образы, а в стихи вдохнул новый смысл. Времена года для Лоика служат средством для описания душевного мира людей, в жизни которых есть место любви и надежде, мечте и намерениям, могуществу и силе, гордости и храбрости, одновременно в мире людей существуют лишения и неудачи, печали и беды, беспомощность и бессилие, провалы и поражения, а также неизбежное окончание жизни.

Таким образом, можно констатировать, что у Лоика изображение природы неотделимо от судьбы человека. Всё творчество Лоика направлено на пробуждение в таджикском народе чувства гордости за свой народ, за свою богатую историю, за самосознание и самопознание, пробуждение и укрепление любви к своей прекрасной Родине, к её несравненно прекрасной, разнообразной природе.

Для Лоика природа является местом блага и необходимости, она охватывает человека и его бытиё. Человек в объятиях природы достигает зрелости с пониманием ее красот. Природа для поэта - место проявления его бытия и небытия, вчерашних, сегодняшних и завтрашних дней, чувств, мыслей и взглядов. Мир мыслей и воспоминаний поэта полон цветами и запахом природы, ибо он вырос в ее объятиях, испытывает на природе свои находки и ищет утерянное в ее зеркале. Природа для поэта не является только основой наглядного изображения чувств и впечатлений, а зеркалом, отражающим его повседневное бытие. Такое сосуществование с природой дало поэту сначала чувство самосознания, затем мысли мирового масштаба. Поэтому, в стихах поэта природа, общество и он сам неразрывно связаны.

В стихотворении «Высохшая река» («Хушкруд») Лоик, если, с одной стороны, описывает пустой, иссохший, безжизненный пейзаж, с другой стороны, он очень изящно и выразительно вспоминает прежний вид реки, когда ее берега были полноводными, поцелуи ее волн давали ее устам воду, звезды освещали ее ночи, а влюбленные катались на лодках. В общем, поэт уподобляет жизнь реки жизни человека.

Худои Шарипов, проанализировав стих «Высохшая река» («Хушкруд»), пришел к такому важному выводу: «При первом взгляде возникает вопрос: Что такого поэтического есть в высохшей реке или там, где остался след от неё? Но, заинтересованный взгляд и воображение поэта увидели интересные вещи, и поэт создал красивый стих. Увидев след от высохшей реки, воображение поэта заставило вспомнить: её полные воды; до краев заполнившие берега; звезды в окружении лунного света; сочные поцелуи волн её берегов; влюбленных, катающихся на лодках и вновь возвратившихся к реальному состоянию бессилия, подобные «пустым объятиям». Целью этого олицетворения высохшей реки является показ неустойчивости благополучия в жизни, по словам поэта, превращение цветущего сада в «безжизненную степь» и наоборот. Поэтическая натура автора одарила сухой, бесцветный след реки красотой и создала стих. Антагонизм между сухостью, бесцветностью, красотой и жизненностью -есть антагонизм жизни и смерти.

Хушкруди зормонда зери гардун,

Сопилонаш як замон пуроб буданд.

Дар дили ту чун фуруги зиндагот,

Ахтарон дар палкаи маптоб буданд.

Бусапои обдори мавлпо,

Об медоданд амволи туро.

Ахтарон дар шишаи оби зулол

Нур медоданд шабпои туро.

Руи обат обруе доштанд,

Ошикон бо дилбарон завраксавор

Кап-капи гулдухтарон чун кап-капи амволи ту,

Мерасид аз пар канор...

***

Высохшая жалкая река под небом, Берега её когда-то были полны вод. В твоем сердце, как свет жизни, Звезды были в окружении лунного света. Сочные поцелуи волн Орошали твои волнения. Звезды в бутылках с прозрачной водой Озаряли твои ночи.

На твоей поверхности авторитет имели Влюбленные с возлюбленными, катаясь на лодках. Смех цветущих девушек, как смех твоих волн, Был слышен со всех сторон.

Когда поэт каменистую, безжизненную землю бывшей реки видит такой поэтичной и красивой, он пишет, что сердце читателя приходит в движение, ибо поэт приносит ему весть о вечной загадке жизни и смерти. Такого поэта надо считать великим поэтом. [114, 55].

Описание природы с участием человека в событиях - одна из основных особенностей поэзии Лоика. Поэт изображал, описывал и представлял человека в объятии природы, проверял суть его чувств и мыслей в состоянии неразрывной взаимосвязи и соединении этих двух миров.

В сочинении таких стихов Лоик имеет с природой объективную и субъективную связь. Его ум подготавливал объективное понимание вещей, событий для нахождения привлекательных описаний.

Такое объективное извлечение пользы и субъективное описание можно встретить во многих стихах Лоика, посвященных природе.

В мыслях поэт постоянно в связи с природой, окружающими предметами и социумом, готовый всегда найти применение своим мыслям и чувствам. Посредством мыслей и ощущений он раскрывает тайну бытия и его взаимосвязи с социумом. В этом ракурсе Лоик говорит от имени и устами камней и горных вершин, родников и источников, речушек и больших рек, растений и деревьев, цветов и кустарников. Иными словами, посвященные природе стихотворения Лоика свидетельствуют о той неразрывной связи, о которой мы говорили. Эта связь заставляет поэта олицетворять природу и предметы.

В целом, Лоик использовал элементы природы в любовной лирике для изложения высоких человеческих отношений, таких наилучших качеств человека, как: преданность, вера, патриотизм, любовь к Родине, семье, детям, мужество и отвага, правдивость и честность и т.п. Понимая духовное состояние влюбленного человека, поэт описывает его во взаимосвязи с явлениями общества и бытия. Природа и ее элементы с применением поэтических приемов, соблюдением пропорции речи, использованием народных словосочетаний и выражений, а также пониманием мудрости жизни, осознанием закономерностей жизни, противоречий философских явлений сумели придать любовным стихам поэта изящество и плавность.

ЛИТЕРАТУРА

1.Абдуманнонов А. Рассуждения из героической лирики / А. Абдуманнонов.-Душанбе: Садои Шарк - Душанбе, 1975, №>11. -С. 100-107.

2.Лоик Шерали. Куллиёт. Произведение из 2-х частей. Ч. 1. Ашъор /Лоик Шерали. - Душанбе: Адиб, 2008.-560 с.

3.Лоик Шерали . Куллиёт. Ч. I. Книга 1-ая и 2-ая. - Худжанд: Изд. им.Рахима Джалила. - Душанбе, 2001. - 722 + 710 с.

4.Шарифов Х. Балогат ва суханвар! - Душанбе: Ирфон, 2002. - 278 с.

ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ ЛОИКА ШЕРАЛИ

В художественную палитру Лоика Шерали входят все времена года со всеми своими неповторимыми красками и особенностями. В любовной лирике Лоика огромная роль отводится природе. Описывая прекрасные картины родного края, поэт усиливает воздействующую силу своих стихов. Лоик, создавая неповторимые образы и красочные пейзажи, проявляет неординарность истинного художника. Он может расширить палитру красок описываемых пейзажей полётом своей фантазии и в собственном неповторимом стиле запечатлеть их в сознании читателя. Все природные изменения, добавив поэтичные черты, в своих стихах он превращает в художественные шедевры.

Лоик с самого начала своей творческой деятельности начал писать эмоциональные лирические стихи о природе и с особым осмыслением.

Поэт глубоко проникается в описываемый материал, его фантазия работает буйно, стих полон ощущений, мыслей, чувствуется широта кругозора и неожиданные поэтические интерпретации.

Ключевые слова: Лоик Шерали, неповторимые образы, описание природы, прекрасные изображения, художник слова.

DESCRIPTION OF NATURE IN THE LOVE LYRICS OF LOIQ SHERALI

The artistic palette ofLoik Sherali includes all seasons with all its unique colors andfeatures. In love lyrics Loika a huge role is given to nature. Describing the beautiful pictures of his native land, the poet enhances the influencing power of his poems. Loic, creating unique images and colorful landscapes, shows the originality of a true artist. He can expand the palette of colors described landscapes flight of his imagination and in his own unique style to capture them in the mind of the reader. All natural changes, adding poetic features, in his poems he turns into artistic masterpieces.

From the very beginning of his creative activity Loiq began to write emotional lyrical poems about nature with special comprehension.

The poet deeply penetrates into the material described, his fantasy runs wildly, the verse is full cf sensations, thoughts, the breadth of horizons and unexpectedpoetic interpretations are felt.

Keywords: Loiq Sherali, unique images, description of nature, beautiful images, artist of the word.

Сведения об авторе:

Шарофова Бубихаво - соискатель кафедры таджикской литературы и методики её преподавания ТГПУ им.Садриддина Айни. E-mail.: eva-21-27@mail.ru.; тел.(+992) 907580048 About the author:

Sharofova Bubihavo - researcher in the Department of Tajik literature and methods of its teaching of TSPU named after Sadriddin Ayni; e-mail: eva21-27@mail.ru; tel.: (+ 992) 907580048

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.