УДК 82.0 (091)
О.С.зиявадинова Особенности изображения природы в лирике А.П. Размыслова
Аннотация. А. Размыслов сохраняет интерес к природным формам жизни на протяжении всего творческого пути. В художественном пространстве поэта живая жизнь природы, динамичный и органичный характер ее бытия выражают самую сущность природы - ее многообразие и вечную изменчивость. Она выступает не только в виде развернутых или свернутых статичных пейзажей (конкретных, символических природоописаний или «вечных» картин), но и в форме динамичной, постоянно меняющейся, живой стихии. В статье рассмотрена тема взаимоотношений природы и человека, которая естественно входит в художественный мир А. Размыслова и является составной частью его поэтической системы.
Ключевые слова: коми пейзажная лирика, А. Размыслов, человек, природа.
O.S. Ziyavadinova
Peculiarities of the Nature image in the lyrics of A.P. Razmyslov
Summary. A. Razmyslov keeps interest to natural forms of life throughout his creative career. Nature is permeated most of his lyrics. It is not only in the form of expanded or collapsed static landscapes (specific, symbolic nature descriptions or "eternal" paintings), but also in the form of dynamic, constantly changing, energetic elements. The article deals with the subject of the relationship of man and nature, which naturally included in the artistic world of A. Razmyslov and is a component of his poetic system.
Keywords: Komi landscape lyrics, A.Razmyslov, man, nature.
Существуют писатели, значение творчества которых со временем только возрастает: каждое поколение читателей находит в их произведениях нечто новое, созвучное эпохе, в которой они живут, одновременно актуальное и вечное; именно к числу таких творцов относится и А.П. Размыслов (1915-1943 гг.). Он сумел создать за свою недолгую, яркую жизнь художественный мир, отразивший самобытность его личности. В центре созданной им художественной системы одной из главнейших является тема взаимоотношений природы и человека. Ключевая особенность творческого мировоззрения А. Размыслова - природа для него не просто поэтический фон, пейзаж души лирического героя, но особый предмет символического изображения, проекция человеческих переживаний, необходимый материал для философского
размышления о мире - его происхождении, развитии: «Пемыд вор» («Темный лес»), «Эжва вылын» («На Вычегде»), «Тувсов стих» («Весеннее стихотворение»), «Арся войын» («Осенней ночью»), «Асъя серпас» («Утренняя зарисовка»), «Тулыс» («Весна») и др.
Особенностью коми менталитета является связь с родной природой, близость к природе и своего рода «внутреннее чувство природы», являющееся постоянным, основным качеством коми литературы. И. Ку-ратов, В. Савин, В. Чисталев, В. Лыткин, А. Размыслов дали начало литературной традиции в развитии художественного изображения природы, заложили основы разнообразных форм описаний природы. Стихотворение А. Размыслова «Пемыд вор», на наш взгляд, дает возможность увидеть точку соприкосновения-отталкивания в па-
раллели В. Чисталев - В. Лыткин - А.Раз-мыслов.
Особенностью поэзии В.Т. Чисталева (1890-1939) является то, что тема природы тесно связана с темой творчества, последнее осмыслено в сопоставлении бытия природы и жизни человека, окружающий человека мир рассматривается автором как источник вдохновения. Природа и человек, по мнению лирика, - два активных
Ог тод, код1 мено чужтл1с, Код1 быдт1с, верд1с-уд1с, Сьывны-мойдны йозо лэдзлгс... Гашко, лозов чод тусь пиын Быдми меой вор туй дорын, Да октгс кудъяс ветлысь-мунысь. Гашко, вор ты пыдос ваыс Волг меным потан пыдди, Чож-поткаыс овво сьывл1с. Гашко, волг лоня ворыс... Меным висьтъяс йологао Толысь югор чукортал1с.
Лирический герой В.Т. Чисталева чувствует себя частью природы, он обязан ей своим поэтическим талантом, последний понимается как возможности познания мира, дающиеся человеку природой. Композиционно стихотворение состоит из двух частей, переход от первой ко второй осуществляется в 3-4 строках, причем, вторая часть - пейзажная. В ней вырисовывается целостный образ окружающего мира; описание построено на перечислении конкретных мотивов и образов из естественной среды. В стихотворении постепенно возникают реалии, представляющие четыре мировые стихии: земля (черничные ягоды, лесная дорога), вода (лесное озеро), воздух (эхо), огонь (свет луны). Время действия данного стихотворения - вечность природ-
Висьо ко сьоломыд, курыд ко оломыд, Шудыд ко тэ ордо сутш кежло волома, Сэки тэ ва доро лэччы. Бадьяслон кышодчом, турунлон копрасьом, Эжвалон шлывгомыс, черилон тювкъялом
начала, в общении с естественной средой человек познает самого себя. Подобную зависимость поэт обнаруживает в собственной творческой биографии; это отражено в стихотворении "Поэзия артмом" («Рождение поэзии», 1923). Неслучайно в одном из своих ранних сборников он поставил это стихотворение в разделе "Водзкыв пыдди" («Вместо предисловия»), считая его своеобразным эпиграфом ко всему творчеству:
Кто родил меня - не знаю,
Кто вырастил, выкормил,
Вдохновил на песни о народе...
Может, среди черничных ягод
Вырос я около лесной дороги,
И собрал меня в пестер прохожий.
Может, вода со дна лесного озера
Была мне вместо люльки,
Пела мне песни лесная птица.
Может, лес был тихий.
Мне рассказы эхом
Доносил блик луны... [1, 44]
(здесь и далее перевод подстрочный наш - О.З)
ного бытия, его пространство - весь мир. Мировые стихии, несмотря на различные функции, связаны в данном случае с философскими понятиями - любовью, творческим началом в человеке. В содержательном плане стихотворение строится на оппозиции - «верх» - «низ», однако у коми поэта эти понятия не столько противопоставлены, сколько связываются. Природный мир распахивается для лирического героя, раскрывается для его поэтического дарования по вертикали и горизонтали.
В.И. Лыткин (1859-1981) - один из крупнейших коми поэтов и ученых ХХ века, подобно В.Т. Чисталеву, развивает идею о том, что природа является источником творчества, она усиливает жажду познания жизни, исцеляет от мирских тревог и забот:
Если сердце болит, если жизнь горька, Если счастье лишь на миг заглянуло, Тогда ты сойди к реке. Шелест ивы, качание трав, Плавное течение Вычегды, мелькание рыб
Бурдодас сьоломто тэнсьыд. Ськыд ко овныто, чорзьо ко сьоломыд,
Ичотсянь быдмигад шудтом ко воломыд,
Мун сэки сьод парма-воро.
Кузь кока пожомыс, дзор тошка коз пуыс,
Зарниа коръяснас кышодчысь кыдз пуыс
Небзьодас сьоломто тэнсьыд.
«Мудзом войтырлы»
В стихотворении «Пемыд вор» (1932) А. Размыслова перед нами - эпопея леса, жгучего ветра, свежего воздуха, лирический герой восторгается коми пармой, он начи-
Пемыд вор, тэнад кошджык пом?
Кон1 пемыд тшь помасьо тэнад?
Кымын поткалысь поткодлт вом?
Кымын зверос тэ быдтт ас дтад?
Во второй строфе поэтическое пространство расширяется, мы видим образы ветра, подпевающего лесу, трактовка которого эмоциональна, она передает трепет, волнение, восхищение лирического героя окружающим миром. Внешний мир произведения предстает как видимый и слышимый; чувственно-предметный, природный мир дан как принципиально не замкнутый, распахнутый до горизонта. Движение зрения идет по вертикали сверху вниз и обратно: вой северного ветра, песня, разливающаяся в лесу (верх), лес, нашептывающий сказки, звери, дичь бродячая (низ). Шум пармы, шум жгучего северного ветра - все эти звуки находятся в полной гармонии. Для коми человека, отношение к парме - это некая мера природных и духовных ценностей, при общении с ней происходит максимальное приближение человека к его сущности. Кроме того, в образе леса отражена душа коми человека, сильная, величественная, широкая и свободная. Эпический гимн темному лесу, коми парме увиден в повествовании глазами философа и поэта, влюбленного в жизнь, во все ее проявления, оценивающего окружающий мир в плане вечности, восхищающегося и преклоняющегося ее величавой красотой и мудрым равновесием. Стихотворение А.Размысло-
Вылечат сердце твое.
Если трудно жить, если сердце черствеет,
Если с детства несчастлив был, Иди тогда в темную парму - лес. Длинноствольная сосна, седобородая ель, Шелестящая золотой листвой береза Смягчат сердце твое. [2, 63] («Уставшим людям») 1921
нает свой монолог с показа общей картины дивного леса: древний лес, погруженный в себя, вскормивший зверей и вырастивший дичь, навевает радость и грусть:
Темный лес, где пределы твои?
Где заканчивается твоя темная чаща?
Сколько птиц ты вскормил?
Сколько зверей вырастил? [3, 7]
ва «Пемыд вор» по своему пафосу, материалу, общему тону схоже с рассмотренными произведениями В.Чисталева и В.Лыткина. Творчество А.Размыслова подобно творчеству В.Чисталева и В.Лыткина уникально для его эпохи по отразившемуся в нем поиску гармонии, смысла в мире, месте человека в этом мире, смысла и ценности человеческой жизни, его взаимоотношении его с окружающей природой.
А. Размыслов обладал особым чувством природы; он создал не обычные пейзажные зарисовки, а стремился рассказать о своих впечатлениях, навеянных природой, в каждом произведении коми лирик выражает целую гамму изменчивых чувств, переживаний, настроений, вызванных различными явлениями природы. Его лирику можно рассматривать как «дневник души», живущей личными предчувствиями, откликающимися на яркие впечатления, происходящие в окружающем мире. В произведениях «Тувсов стих» («Весенний стих»), «Тулыс» («Весна») утверждается мотив всеобщего движения, торжества природы, обновления мира, чувство гармонии, это не застывшая красота, не однообразные и неподвижные природные формы, а постоянная изменчивость, вечное обновление, динамика, лирический сюжет стихотворения составля-
ет бесконечное пробуждение, бесконечное движение. Мир весенней природы у А. Раз-
Лун шор кад. Дзгрдало шондг. Гажпырысь лым гогор сыло. Ошинь ув гож водзын помтог Челядьлон ворсом шы кыло. Польдома юыс йи улын, Дзольгоны, бузгоны шоръяс, Со од и воис нин тулыс, Менам дыр виччысянторйой! «Тулыс»
В художественном мире А. Размыслова движение - один из мотивов его натурфилософии, взгляд художника отмечается тем, что он группирует признаки явлений в картину и выделяет в привычной сфере ее новизну, неповторимость. Сюжеты движения присутствуют в богатом жизненном разнообразии: птицы щебечут, солнце блестит, сияет, вселяет радость, земля поет с небывалой, чудесной силой. Чувственно-видимый мир в стихотворениях становится эпическим потоком: о сложном, невидимом можно догадываться - это перемены в пространстве. Движение как поэтическое явление отражает в первую очередь очевидное, внешнее, эта форма или процесс бытия пронизывает природное описание, она преобладает в пейзажных ситуациях и утверждает мысль о всеобщей текучести, изменчивости сущего.
Произведение «Арся войын» («Осенней ночью») передает все многообразие осенней природы: заря спряталась за облако, еще недавно Вычегда переливалась серебристым светом, было тепло, сейчас целый день льет - моросит дождь, возле березы воет северный ветер, срывая золотистые листья. В произведении сохраняется естественная и характерная для образа осени минорная тональность, пейзаж вводит читателя в художественный мир, создает определенный эмоциональный настрой, ощущение тоски, печали, светлой грусти. Осень связана с увяданием, пейзаж печальный. Природная стихия наступившей осени в стихотворении коми лирика составляет его основу, способствует быстрому, стремительному движению, представляя, прежде всего художественную реальность постоянно изменчивой, отражающей ежесекундные ко-
мыслова поет, звенит, играет, переливается разными красками и звуками:
Полдень. Солнце сияет.
Вокруг весело тает снег.
Под окнами на солнце бесконечно
Слышны звуки детских игр.
Подо льдом река набухла,
Журчат, бурлят ручьи,
Вот и пришла весна,
Которую я с нетерпением ждал! [3, 35]
(«Весна»)
лебания пространства. Порывы этой стихии создают ощущение внезапной перемены, когда знакомые параметры реальности дополняют друг друга, неожиданно меняя образ мира.
В описании природы в данном случае следует отметить контрастную, заключительную ее часть; если в первой части изображается осеннее состояние природы, то в последней - внутреннее состояние лирического героя, его настроение. Характер осеннего пейзажа соотносится с мироощущением лирического героя, для которого важно некое внутреннее уподобление природной и человеческой жизни, что находит свое выражение в приеме психологического параллелизма, природа выступает в роли «барометра», который «показывает» состояние человеческой души. В последнем фрагменте текста акценты несколько смещаются, здесь мы видим откровенную тоску от наступления осени и ощущение потери от ухода любимой девушки. Образ осени олицетворяет грусть, одиночество, разлуку лирического героя. Именно пейзаж создает психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героя, изменения в его жизни.
В стихотворении «Ыло лэбоны» («Далеко летят») лирический герой, взглянув на мутное, осеннее небо, увидел летящий птичий клин журавлей. Суровый северный ветер выгоняет их далеко в чужие страны, где живут незнакомые люди, березовая роща в печали, природа осиротела без улетевшей родной стаи. Тональность текста напряженно-тоскливая. Умиротворенная торжественность начальных строф А. Размыслова дает возможность ощутить тихое восхищение поэта птицами, их первозданной красотой, перед
которой можно замереть в восторге, но которую нельзя понять и объяснить словами.
В.Н. Демин отмечает, что свое произведение «Медводдза любов» («Первая любовь», 1939) А. Размыслов строит как лирико-фи-лософскую поэму. Это размышление-рассказ о вечной молодости, поэма - воспоминание, поэма-размышление, размышление о любви, готовности к подвигу [4, 292]. Она охватывает семь лет жизни молодых людей, в которой говорится о двух встречах лирического героя с любимой девушкой. Исторические события в тексте подвергаются глубокому поэтическому и философскому осмыслению в авторских отступлениях, в размышлениях о природе, в которых отразилась философская мысль эпохи, мысль о месте человека в мире и его судьбе. В текст поэмы включено развернутое пейзажное описание, когда герой возвращается после долгого отсутствия в родное село, данное лирическое размышление, создающее эмоционально-экспрессивный настрой произведению выступает своего рода смысловым «кодом» ко всей поэме. Оно является «вставным текстом», становится репрезентантом смысловой доминанты произведения. Образ «милого сада» с цветущими зеленеющими деревьями, «зари», передающие хрупкость этого мира, который окружает героя, и «безжалостность времени, поглощающих этих беззащитных людей» [4, 293], вводит повествование в общий культурный контекст, расширяя при этом рамки конкретного художественного текста. Образ сада важен в структуре поэмы в целом, он является символом детства, утраченного рая. В
своем первом и главном значении образ сада воплощает образ созданного богом рая, ограниченного и отделенного от окружающего, недружелюбного человеку пространства. Внутренний сюжет может быть соотнесен с библейской образностью: он запечатлевает момент обретения героем опыта - вкушения от древа познания и изгнания из райского сада - из того места, где лирический герой умел любить и был счастлив, это момент перехода из одного состояния в другое, завершение старого и начало нового. Особенность данного пейзажа заключается в том, что он дается в искусном переплетении с описанием душевного состояния, характера жизни, судьбы лирического героя. Прием психологического параллелизма находит здесь наиболее полное отражение. Сад в произведении предстает как место встречи и воспоминаний, как настроение исчезнувшего идиллического мира, память о нём, сад детства, сказочный сад.
Описания природы в лирике А.П. Размыс-лова - важнейшая черта его поэтики, они обусловливают эстетическое и философское единство произведений и отражают логику его творческой эволюции. Художественной особенностью стихотворений поэта является их проникнутость поэтическим настроением и авторскими переживаниями, в которых отразились проблемы взаимодействия человека с миром природы.
Мир понимается автором как законченное, прекрасное, упорядоченное целое, где все элементы связаны в едином организме, человек выступает неотъемлемой частью всеобщего космического процесса.
Литература
1. Чисталев В.Т. Менам гора тулыс: Кывбура да прозаа гижoдъяс. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1980. С. 44.
2. Лыткин В.И. Дзoрдзав жо, коми му: стихи, поэма, рассказы, сказки В.И.Лыткин. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. С. 63.
3. Размыслов А. Медводдза любовь. Сыктывкар: Коми кн. изд- во, 1990. С. 7.
4. Демин В.Н. История и типология жанров коми поэзии. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. С. 292.
References
1. Chistalev V.T. Menam gora tulys: Kyvbura da prozaa gizhod"yas. Syktyvkar: Komi kn. izd-vo, 1980. S. 44.
2. Lytkin V.I. Dzordzav zho, komi mu: stikhi, poema, rasskazy, skazki V.I.Lytkin. Syktyvkar: Komi kn. izd-vo, 1985. S. 63.
3. Razmyslov A. Medvoddza lyubov'. Syktyvkar: Komi kn. izd- vo, 1990. S. 7.
4. Demin VN. Istoriya i tipologiya zhanrov komi poezii. Ekaterinburg: UrO RAN, 1997. S. 292.