Научная статья на тему 'Особенности даргинской пейзажной лирики (на примере творчества народного поэта Дагестана Магомеда Гамидова)'

Особенности даргинской пейзажной лирики (на примере творчества народного поэта Дагестана Магомеда Гамидова) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
229
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / DARGWA LITERATURE / ДАРГИНСКАЯ ПОЭЗИЯ / DARGWA POETRY / ЛИРИКА / LYRICS / ПЕЙЗАЖ / СТИХОТВОРЕНИЕ / LANDSCAPE POEM / ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА / LANDSCAPE LYRICS / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / LITERARY WORK / ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / POETRY ANALYSIS WORK / ESPECIALLY LANDSCAPE POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Убайдулаева Шамай Адзиевна

Пейзажная лирика в даргинской поэзии уже обрела самостоятельное существование, что является свойством зрелой литературы. В предшествующей литературе пейзаж не имел такого значения, являлся часто своего рода заставкой в стихотворениях на разные темы. Сегодня мы можем говорить не только про лирику и о природе, но и о различных функциях пейзажа в даргинской поэзии. Однако проблема эта в теоретическом отношении очень сложна, требует не только пристального внимания, но и в определенной степени большой осторожности при причислении того или иного произведения к собственно-пейзажной лирике. Для анализа даргинской пейзажной лирики мы выбрали лирические произведения народного поэта Дагестана Магомеда Халимбековича Гамидова (1930-2016). За свою долгую и яркую жизнь он сумел создать неповторимый художественный мир. В центре созданной им художественной системы одной из основных является тема взаимоотношений природы и человека. Характерной особенностью лирических произведений М. Гамидова является взаимопереходность пейзажной и любовной лирики. Исходя из этого, в статье рассматривается цикл стихотворений поэта «Туманы», в которой данная тема раскрыта наиболее полно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES DARGIN LANDSCAPE LYRICS (FOR EXAMPLE, THE WORK OF THE NATIONAL POET OF DAGESTAN MAGOMED GAMIDOV)

Landscape lyrics in dargwa poetry have already acquired independent existence, which is a property of Mature literature. In previous literature, the landscape had no such values were often a kind of screen saver in the poems on various topics. Today we can talk not only about the lyrics and about the nature and various functions of the landscape in dargwa poetry. However, the problem in this theoretical framework is very complex and requires not only attention, but also to a certain extent great caution when attributing a work of art by itself, the infinity lyrics. For the analysis of dargwa landscape lyrics we chose the lyrical works of the national poet of Dagestan Magomed Gamidov Alimbekovich (1930-2016). During his long and brilliant life, he managed to create a unique artistic world. In the centre he created art system is a major theme of relations between man and nature. A characteristic feature of the lyrical works Hamidov is vzaimopomoschi landscape and love poetry. On this basis, the article considers the cycle of his poems "Fog" in which this theme is developed most fully.

Текст научной работы на тему «Особенности даргинской пейзажной лирики (на примере творчества народного поэта Дагестана Магомеда Гамидова)»

филологические науки

Убайдулаева Шамай Адзиевна ОСОБЕННОСТИ ДАРГИНСКОЙ ...

УДК 821-35.12

ОСОБЕННОСТИ ДАРГИНСКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА НАРОДНОГО ПОЭТА ДАГЕСТАНА МАГОМЕДА ГАМИДОВА)

© 2017

Убайдулаева Шамай Адзиевна, доцент кафедры иностранных языков экономического факультета

Дагестанский государственный университет (367000, Россия, Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45, e-mail: h-yusupov@mail.ru)

Аннотация. Пейзажная лирика в даргинской поэзии уже обрела самостоятельное существование, что является свойством зрелой литературы. В предшествующей литературе пейзаж не имел такого значения, являлся часто своего рода заставкой в стихотворениях на разные темы. Сегодня мы можем говорить не только про лирику и о природе, но и о различных функциях пейзажа в даргинской поэзии. Однако проблема эта в теоретическом отношении очень сложна, требует не только пристального внимания, но и в определенной степени большой осторожности при причислении того или иного произведения к собственно-пейзажной лирике. Для анализа даргинской пейзажной лирики мы выбрали лирические произведения народного поэта Дагестана Магомеда Халимбековича Гамидова (1930-2016). За свою долгую и яркую жизнь он сумел создать неповторимый художественный мир. В центре созданной им художественной системы одной из основных является тема взаимоотношений природы и человека. Характерной особенностью лирических произведений М. Гамидова является взаимопереходность пейзажной и любовной лирики. Исходя из этого, в статье рассматривается цикл стихотворений поэта «Туманы», в которой данная тема раскрыта наиболее полно.

Ключевые слова: даргинская литература, даргинская поэзия, лирика, пейзаж, стихотворение, пейзажная лирика, литературное произведение, литературное творчество, особенности пейзажной лирики, поэтическое творчество, анализ произведения.

FEATURES DARGIN LANDSCAPE LYRICS (FOR EXAMPLE, THE WORK OF THE NATIONAL

POET OF DAGESTAN MAGOMED GAMIDOV)

© 2017

Ubaydulaeva Shamai Azieva, associate Professor of foreign languages Department of the economic faculty

Dagestan State University (367000, Russia, Makhachkala, M. Gadzhieva str., 45, e-mail: h-yusupov@mail.ru)

Abstract. Landscape lyrics in dargwa poetry have already acquired independent existence, which is a property of Mature literature. In previous literature, the landscape had no such values were often a kind of screen saver in the poems on various topics. Today we can talk not only about the lyrics and about the nature and various functions of the landscape in dargwa poetry. However, the problem in this theoretical framework is very complex and requires not only attention, but also to a certain extent great caution when attributing a work of art by itself, the infinity lyrics. For the analysis of dargwa landscape lyrics we chose the lyrical works of the national poet of Dagestan Magomed Gamidov Alimbekovich (1930-2016). During his long and brilliant life, he managed to create a unique artistic world. In the centre he created art system is a major theme of relations between man and nature. A characteristic feature of the lyrical works Hamidov is vzaimopomoschi landscape and love poetry. On this basis, the article considers the cycle of his poems "Fog" in which this theme is developed most fully.

Keywords: dargwa literature, dargwa poetry, the lyrics, the landscape poem, landscape lyrics, literary work, literary work, especially landscape poetry, poetry analysis work.

Наиболее детальное и глубокое исследование данной проблемы на наш взгляд получила в работе Г. И. Поспелова «Лирика» [1]. Поэтому позволим себе подробно остановиться на ней и выяснить, какие же требования предъявляет автор произведению, чтобы оно могло бы рассматриваться как образец пейзажной лирики и из каких соображений он при этом исходит. Отметив, что на более поздней стадии возникла лирика собственно-изобразительная чаще всего описательно-изобразительная и что «...в большинстве случаев предметом познания и изображения в ней бывают вид природы или, иначе, «пейзажи» автор уточняет, что же входит в это понятие» [1, с.117]. Пейзаж - это отдельное явление природы. Это вид природы, целая ее картина, в которую могут входить земной рельеф местности, и небо над ним, и вода на нем, и различная растительность его покрывающая, населяющие ее животные, а иногда и объекты человеческого труда - возделанные поля, дороги, частично постройки, и т.д.

Далее, остановившись на проблеме олицетворения природы на ранних стадиях развития человеческого общества, Г. Н. Поспелов выделяет следующие основополагающие критерии, которым должна соответствовать пейзажная лирика: «Но это были олицетворяющие изображения отдельных явлений природы. или же отдельных проявлений тех или иных стихий и сфер ее жизни.» [Там же, с. 117]. Однако, в древнем устном народном творчестве люди еще не доходили до осознания и изображения пейзажной - видов природы в их географическом и этнографическом своеобразии. Собственно, пейзажной лирики, в которой вид природы становился основным и единственным предметом изображения, тогда еще не было. [Там же, с.118]

Наибольший интерес представляет то, как исследователь проводит водораздел между пейзажной лирикой и пейзажным стихотворением с убедительным показом того, что это не одно и то же, а совершенно различные явления: «Эстетически одаренные лица вообще могут, испытывая очень сильное впечатление от какого-то вида природы с его неповторимыми, индивидуальными чертами попытаться выразить это впечатление в слове и применить для этого по традиции его ритмическую форму. В результате возникает пейзажное стихотворение, может быть даже, очень совершенное в словесно-ритмическом слове, но стихотворение фактически фактографическое, не имеющее никакого отношения к собственно-художественному творчеству» [Там же].

Характерной особенностью лирических произведений М. Гамидова является взаимопереходность пейзажной и любовной лирики. Такое соединение наметилось в его творчестве в 70-х годах Это новое явление для даргинской поэзии ярко проявилось не только в творчестве М. Гамидова, но и в произведениях других даргинских мастеров стиха, таких как Р. Рашидов и Х. Алиев [2]. Особенно ярко проявил себя Р. Рашидов, задушевные интонации которого покоряют искренностью проявления чувств и эмоций. Народнопоэтическая традиция знала только прием художественного параллелизма, использование которого предполагало выявление сходства состояния человеческой души с природным началом. Батырай на основе приема художественного параллелизма, развивая его, создал иную идейно-композиционную структуру, в основе которой лежит сравнение. В даргинской поэзии в целях создания лирической ситуации, характеристики героев первым к пейзажным зарисовкам обратился Р. Нуров. Традиции у Батырая и

Ubaydulaeva Shamai Azieva philological

FEATURES DARGIN LANDSCAPE ... sciences

Р. Нурова нашли своеобразное воплощение в поэзии Р. Рашидова, С. Рабаданова и Х. Алиева [3].

Пейзажная лирика - это словесное искусство и в ней находят свое особенное выражение все основные свойства искусства. Это относится, прежде всего, к ее тематике. Поэты изображают виды природы, делают их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за их характерности.

Итак, характерность природы - еще одна видовая черта пейзажной лирики. Наряду с указанными выше -географическим и этнографическим своеобразием, она отличается и социально-историческим своеобразием, если речь идет о проявлениях человеческой деятельности. Выступая в отношении последних как некий базис, характерность природы замыкает круг тех свойств, которыми должна обладать пейзажная лирика. Для поэта также важна установка: «Возродить утраченное чувство изумления перед миром природы, ее загадками и тайнами с тем, чтобы человек вновь почувствовал себя сыном земли» [4]. Исходя из всего этого, попытаемся теперь определить, какое место занимает пейзажная лирика в творчестве М. Гамидова и каковы ее основные качественные характеристики.

Сразу же отметим - в количественном отношении пейзажная лирика в творчестве поэта представлена очень ограниченным количеством произведений. Примечательно в этом отношении стихотворение «Савли» («Утренняя заря») [5, с. 16]. В первой же строфе поэт удачно использует прием олицетворения: Когда на синем небе гаснут звезды, Исходит пар от дремлющей земли, Когда прозрачен и прохладен воздух, -Умыв лицо, является Савли.

Явление природы - утренняя заря здесь изображается олицетворенным. Прием этот не новый, он часто встречается в фольклоре. Но, в отличие от произведений устного народного творчества, поэт использовал его творчески, придав ему новые оттенки и смысловую значимость. Достигается это в первую очередь тем, что здесь нет ни речевых интонаций, обращений, ни прямого диалога в виде вопросов, ни восклицаний со стороны лирического героя, призванных «одухотворить» олицетворение, заставляющих поверить в живой разговор субъекта и объекта, заменяющего собой момент медитации.

Следующая строфа указывает на этнографическое своеобразие изображаемой картины природы, и достигается это использованием слов «Сказочный Тулпар» (Тулпар - крылатый конь), которые подчеркивают, что речь идет о конкретном этносе, среда обитания которого, ее неповторимый колорит и изображается поэтом. Как сказочный Тулпар, одолевая Долины, реки, горы и поля, Летит Савли по утреннему краю -И благодарно греется земля.

В данной строфе намечается также переход к географическому своеобразию изображаемого, начало которого заложено в слове «горы». Очередная строфа усиливает этот оттенок и вкупе с новыми этнографическими реалиями, дает точнее указания на «принадлежность» пейзажа.

Савли, выходят за водой горянки, Она теперь особенно вкусна, Она сияет солнечной изнанкой, Рассветной чистотой напоена. А социально-историческое своеобразие, характерность пейзажа, а именно, что речь идет о горном крае с его устойчивыми патриархальными традициями, с размеренностью сельского уклада жизни, подчеркивается в следующей строфе:

Крестьянин в поле семена выносит, Хорошая примета в этот год, -Что каждое зерно по семь колосьев Под ласковое солнышко взметнет. 212

Удачно перекинутый мостик - от труда пахаря к труду поэта, - позволяет автору наряду с уподоблением их забот, их надежд, связанных с пробуждением природы без излишней риторики и поэтики в очень лаконичной форме восславить утреннюю зарю. И строки, словно борозды на поле, И теплый дух исходит от земли... И ты забыть не сможешь поневоле, Прекрасную и вечную Савли.

Проведенный нами краткий анализ произведения со своей очевидностью доказывает, что она соответствует всем требованиям описательно-изобразительной лирики, предметом познания и изображения которой чаще всего выступают пейзажи. А лирическая концовка - это разрешение нарастающего эмоционального напряжения, вывод и из размышления, обобщение [6].

К этой же категории чисто-пейзажной лирики относится и стихотворение Цуэри («Лёгкий ветерок») [7]. Следует, однако, отметить, что подобных стихотворений в творчестве М. Гамидова не так уж много. И даже те из них, которые по своему названию и по представленным в них картинам природы, казалось бы, должны соответствовать требованиям пейзажной лирики, на самом деле таковыми не являются. Так, в цикле «Туманы», объединившем два стихотворения «Весна» и «Осень» [8], - каждое из названных произведений начинается с картины природы.

По скатам гор с рассвета до заката, Подстегнутое ветром низовым, Вдаль катится туманное легато. Можно только догадаться, что здесь речь идет о весне, настолько картина расплывчатая, общая. Но автор и не ставил перед собой задачу описания весны. Об этом свидетельствуют следующие строки, которые поднимают уже новые проблемы, перекидывает к ней невидимый мостик.

.И, кажется, ушедшие когда-то, На берега, с которых нет возврата, Приходят ненадолго к нам живым. В этих строках уже проступает основной мотив -тоска лирического героя по ушедшей навсегда матери, который в дальнейшем конкретизируется, как бы уточняется и становится зримой и описание весны. .По склонам гор, карабкаясь упрямо, Ползут в аул туманы по весне, И в тишине вновь кажется, что мама Под их фатой торопится ко мне. Таким образом, картина природы полностью растворяется в основном мотиве, помогает лишь оттенить чувства лирического героя, выполняя вспомогательную роль.

Второе стихотворения цикла «Осень» так же начинается с описания осеннего пейзажа, причем картина ее намного детальнее, углубленнее. Листья,

Отпылали, как очаг, Ветер, одичав, Качает тисы, Кручей мглистой, Проскользнув по-лисьи, Тучи на седых арках Повисли.

Но в дальнейшем эта картина резко обрывается, незаметно уступая дорогу мотиву одиночества, которая, в свою очередь, плавно переходит в тему прожитой жизни, символизировать которую и призвана картина осенней природы. Заканчивается же произведение своеобразным отчетом лирического героя о прожитых днях и годах. Он в своем лирическом монологе как бы спорит с невидимым оппонентом, поставившим под сомнением выбранный им в жизни путь, оценивает свои поступки, соизмеряет их с конкретными реалиями эпохи, в которой ему пришлось прожить. А к тому же,

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

филологические науки

Убайдулаева Шамай Адзиевна ОСОБЕННОСТИ ДАРГИНСКОЙ ...

Что гораздо хуже, Сплетники, как жабы возле лужи, Квакают натужно, Севши в ряд:

«Все, что спел ты, в наши дни не нужно, Все, что сделал, Сделал невпопад». Я властям не расточал улыбки, Не был ни пройдошливым, Ни гибким, И прошла удача Стороной.

Но это уже не описательно-изобразительная лирика, предметом познания и изображения которой является пейзаж. Здесь мы уже имеем дело с лирикой повествовательной, а вернее - с лирикой медитативно-повествовательной. Особенность ее заключается в том, что в ее произведениях, собственно медитативной лирики выступает субъект медитации - лирический субъект. Это - безымянная личность, которая эмоционально размышляет о жизни, в которой типизирована характерность какого-то социального сознания. Но здесь лирический субъект, размышляя о жизни, вместе с тем перемещается в пространстве и времени. И перед нами подрастают все новые и новые явления. В результате возникает как бы лирический сюжет, состоящий, однако, только из внешнего чередования лирических эпизодов и не углубляющийся до какой-либо конкретности [9].

Именно так можно сказать и о проанализированных нами произведениях цикла «Туманы», и именно такого рода произведения в основном представлены в творчестве М. Гамидова. В них, как мы уже отметили, пейзаж играет вспомогательную роль при раскрытии основного мотива.

Стихи М. Гамидова, которые относятся к категории чисто-пейзажной лирики, становятся своеобразным откликом на определенное событие, они пронизаны духом высокой человечности, правдивости, добра [10]. Природа для поэта - источник постоянных размышлений. Особенностью пейзажной лирики является живописность и динамичность стиха. Таким образом, пейзажная лирика М. Гамидова внесла в даргинскую поэзию новые представления о красоте и неповторимости природы горного края, расширила образные ряды даргинской лирики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Поспелов Г.Н. Лирика. М.: Изд-во МГУ, 1976. С. 208.

2. Вагидов А.М. Поиск продолжается. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2000. 464 с.

3. Вагидов А.М. На перекрестке столетий (Творческие портреты, очерки и статьи о мастерах, тружениках и деятелях даргинской литературы). Махачкала: Общ.-политич. ж-л «Народы Дагестана», 2009. 200 с.

4. Сохряков Ю.И. Природа и человек (по страницам современной литературы) // Новое в жизни, науке, технике. М.: Знание, 1990. 78 с.

5. Гамидов М.Х. Осенние туманы / Переводы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997. 536 с., илл.

6. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. 664 с.

7. Гамидов М.Х. Лами («Пламя»). Махачкала: Даг-учпедгиз, 1976. 189 с.

8. Гамидов М.Х. Мусисирт («Горизонт»). Махачкала: Дагучпедгиз, 1983. 120 с.

9. Вагидов А.М. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. 268 с.

10. Хайбуллаев С.М. Поэзия высокого накала. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. 152 с.

Статья поступила в редакцию 28.10.2017 Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.