Научная статья на тему 'Поэтика природы и любви в творчестве Нурангиз Гюн'

Поэтика природы и любви в творчестве Нурангиз Гюн Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
220
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НУРАНГИЗ ГЮН / ПОЭТЕССА / ПРИРОДА / ПОЭЗИЯ / РОДИНА / ЛЮБОВЬ / ВЛЮБЛЁННЫЙ / NURANGIZ GUN / POET / NATURE / POETRY / LOVE / ENAMOURED / LYRICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мамедова Бахар

В данной статье анализируется природная и любовная лирика выдающейся самобытной азербайджанской поэтессы Нурангиз Гюн, занимающей особое место в азербайджанской литературе и отличающейся своим ярким неповторимым художественным почерком. Поэзия Н. Гюн отличается богатством и разнообразием стихов о природе. «Моя душа желает праздника», «Мечты в дороге», «Моя дорога», «Соловей в клетке» и другие произведения, которые привлекаются к анализу, являются наглядными поэтическими образцами природной лирики. В статье исследуются и такие знаковые образцы любовной лирики Н. Гюн как: «Элегия дереву любви», «Немного спустя», «Мы же были лебедями», «Давай вместе поцелуем солнце» и др. В статье также даётся обзор научных оценок и взглядов разных исследователей на творчество Нурангиз Гюн

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poetics of nature and love in Nurangiz Gun’s creation

This article examines the nature and love lyrics outstanding original Azerbaijani poetess Nurangiz Gun, occupies a special place in Azerbaijan literature and different bright unique artistic style. Poetry N. Gun’s differs riches and variety of poems about nature. "My soul wishes to holiday", "The dreams in the way", "My way", "The Nightingale" in the cage" and other works, which are involved in the analysis, are clear examples of the natural poetic lyricism. This article takes a look at such iconic designs love lyrics N. Gun’s as: "Elegy of love tree", "A little bit later", ”We were Swans", “Let’s kiss the sun together” and etc. The article also gives an overview of scientific assessments and views of different researchers on creativity Nurangiz Gun’s.

Текст научной работы на тему «Поэтика природы и любви в творчестве Нурангиз Гюн»

Поэтика природы и любви в творчестве Нурангиз Гюн

Мамедова Бахар,

доктор философии по филологии, доцент, Институт литературы имени Н. Гянджеви Национальной Академии Наук Азербайджана, baharmemmed3@gmail.com

В данной статье анализируется природная и любовная лирика выдающейся самобытной азербайджанской поэтессы Нурангиз Гюн, занимающей особое место в азербайджанской литературе и отличающейся своим ярким неповторимым художественным почерком. Поэзия Н. Гюн отличается богатством и разнообразием стихов о природе. «Моя душа желает праздника», «Мечты в дороге», «Моя дорога», «Соловей в клетке» и другие произведения, которые привлекаются к анализу, являются наглядными поэтическими образцами природной лирики. В статье исследуются и такие знаковые образцы любовной лирики Н. Гюн как: «Элегия дереву любви», «Немного спустя», «Мы же были лебедями», «Давай вместе поцелуем солнце» и др. В статье также даётся обзор научных оценок и взглядов разных исследователей на творчество Нурангиз Гюн. Ключевые слова: Нурангиз Гюн, поэтесса, природа, поэзия, родина, любовь, влюблённый

Нурангиз Гюн (1938-2014) - одна из самобытных поэтесс, занимающая особое место в азербайджанской литературе. Тематика её поэзии отличается разнообразием. Её произведения о природе, любви, родине, гражданах, различных странах, об их природе и людях, беспощадных войнах, об ударах, наносимых этим противостоянием по человеческим жизням и др., и по сей день остаются актуальными.

Общеизвестно, что как любого человека, также и поэта создаёт природа, формирует общество, возвышает любовь. У мастеров слова, черпающих духовную силу и вдохновение из природы, чаще всего главной темой бывает сама природа. Возможно, если бы не было волшебных красот природы, то человеку было бы трудно осознать и проявить свой поэтический дар. Не следует забывать, что поэтический дар - бесценное богатство, данное Творцом избранным людям.

Несомненно, одна из таких избранных личностей -блестящая поэтесса Нурангиз Гюн, и главным героем её стихотворений с самого начала является именно природа. Описание и воспевание природы, природных явлений занимают важное место в её поэзии.

В общем, стихи о природе по значению и содержанию делятся на три тематические группы: 1) восхваление лишь красот природы; 2) отождествление природы с родиной, поэтизация вечной, неувядаемой, незабываемой родной природы; 3) олицетворение природы; взаимовлияние человека и природы.

Все эти группы стихов отражены в поэзии Нурангиз Гюн, которой характерно особое отношение к природе, вплоть до её обожествления. Н. Гюн вкладывает душу в окружающую природу, что вызывает у читателей ответное чувство, заставляя их на себе ощутить впечатления автора. В природной лирике Н. Гюн один из распространённых приёмов - олицетворение. Природные явления, растения, животные, птицы, насекомые наделяются человеческими чертами, а их поведение сравнивается с деятельностью человека. Отметим, что Н. Гюн достигла большого мастерства в использовании данного приёма. Кроме того, в поэзии Н. Гюн природа служит не только объектом восторженного созерцания, но и по-своему объясняет поведение человека.

Следует отметить, что стихотворения Н. Гюн могут по праву считаться блестящими лирическими произведениями, нацеливающими душу читателя на постижение красоты природы. По мнению Н. Гюн, природа - хранитель высшей тайны бытия, для постижения которой человечество должно жить в полной гармонии с природой. И, конечно же, в поэзии Н. Гюн природа тесно связана с мотивом любви к Родине.

Таких стихов в творчестве Нурангиз Гюн достаточно, в частности, в раннем творчестве поэтессы преобладают стихи первой группы.

Восход солнца, алая заря на небосклоне, цветы, распускающиеся под золотистыми лучами, щебет птиц, вьющих гнёзда, летающих в поисках корма - главные темы

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о с

СП ^

о

сч

первых стихов поэтессы о природе. Например, в её стихотворении «Душа моя желает праздника» говорится о голосах птиц, пении птиц в природе, о радости, переполняющей сердце. Главные герои этого стихотворения -жаворонки. Их пение весной, полёт, поиски корма волнуют душу поэтессы. И лирический герой хочет отойти от тоски - печали, присоединиться к этим птицам и радоваться жизни. Н. Гюн относится с трепетной любовью ко всему - птицам, жукам, земле, дереву, листочку - и с любовью описывает их, потому что и она сама - часть природы. В этом стихотворении она выражает саму себя.

Во второй группе стихотворений поэтессы стихи о природе органично объединяются со стихами о Родине, и отделить их друг от друга невозможно, например: «Ясный ответ птицам, пространству, поэту и Родине», «Сны о земле», «Это не наше», «Сокровенные желания», «Лишь искры» и др. В этих стихах наряду с описанием красот природы происходит её освящение, потому что это - родная природа, это трава, цветок, земля Родины! Где бы ни был поэт, куда бы не отправился, лишь по возвращении на Родину его сердце трепещет, колени дрожат, дыхание прерывается, потому что это земля - великая Родина! Это её родина со всей её болью, тоской. Это её жизнь, мечта.

Выдающийся азербайджанский литературовед Яшар Гараев (1936-2002) в своей статье «Годы и пути поэзии» пишет: «Современный стих уже не укладывается в такие модели и схемы, как «Природная лирика», «Любовная лирика», «Общественная лирика». Определить границу между ними всегда было трудно, а сейчас это ещё более сложно. Сегодня проблема природы - первостепенная общественная и современная проблема. Роль родной природы в жизни человека и человечества не только как нравственно-этической, но и общественно-гражданский фактор очевидна» [1, 80].

Природа - общество - Родина - неразрывное целое. Они проявляются в гармоничной взаимосвязи. «Современная природная лирика интересует нас в первую очередь как выразитель гуманизма и гражданственности. Образ природы в современной лирике - чарующий, размышляющий, философский - это настоящий общественный образ» [1, 80]. В стихотворении «Сокровенные желания» Н. Гюн, оставаясь верной своим желаниям, мечтает о том, чтобы сбылись её сны: «Пусть будут спокойными ночи моей родины, пусть окна будут открыты Луне и Солнцу; пусть озарится светом родная земля; пусть честь родной земли будет превыше всего».

«Природные богатства - колыбель духовного богатства. Это понятие связано с проблемой ответственности, нравственной чистоты. Поэзия «Природы и «Общества», лирическая и общественная поэзия в настоящее время не противостоят друг другу» [1, 78]. Одно из известных стихотворений Н. Гюн - «Моя дорога». Стихотворение можно назвать дорогой жизни поэтессы и её лирического «Я», так как в стихотворении описывается дорога, по которой ей предстоит идти всю жизнь. И не только дорога, но и те добрые дела, за которые она ведёт борьбу:

На губах моих улыбка,

В глазах надежда и гордость,

Но душа моя плачет... [2, 9].

Поэтесса настолько реально описывает дорогу, что читатель ясно представляет её: горная дорога, заросшая травой. По этой старой дороге бредёт путница. И хотя на её губах улыбка, в глазах надежда, однако чувствуется, что она одинока, и поэтому у неё тонкая, ранимая душа, и если заговоришь с ней, то слёзы хлынут из её глаз рекой.

Возможно, она в одиночестве отправилась в этот дальний путь потому, что обиделась на кого-то. Но она не

показывает это из гордости. Она молча, с достоинством продолжает свой путь.

В этом нелёгком пути ей помогают прохладный ветерок, колыбельная и благословение матери. Несмотря на то, что «перед ней горы, отвесные скалы, холодное море», и совсем мало времени до заката солнца, она не сворачивает с пути, т.к. у неё есть конкретная цель. Но, нет, она вовсе не одинока:

За мной крутые спуски,

На плечах снопы солнечных лучей,

В моих объятиях моя Жале

Я иду, иду по дороге [2, 9, Жале - дочь Н. Гюн].

С ней снопы золотистых солнечных лучей, лепет, и беззаботный смех её ребёнка. Она будет идти по этой дороге до самого конца. Да, она далеко от людей, но с ней эти горы, ущелья, крутые спуски, перевалы!

Значит, лирический герой Н. Гюн черпает свою неиссякаемую силу из природы, ветра, величественных гор. Это стихотворение - искренняя и реальная правда жизни. Оно является манифестом всего творчества поэтессы.

Сабир Рустамханлы в предисловии к книге Нурангиз Гюн «Моя дорога» особо отмечает это стихотворение: «Строки «Я буду идти по этой дороге до самого конца» -яркое выражение смысла жизни поэтессы». Далее С. Ру-стамханлы пишет: «Но это - странная дорога. Несмотря на то, что Нурангиз ханум днями не выходит из дома, она постоянно в пути и в движении. Это дорога, где и материнское сердце, и желание прикоснуться к солнцу губами, это - литературный путь; это дорога встреч и разлук, подъёмов и спусков; эта дорога со всеми её извилинами, препятствиями - родная дорога.Стихотворения же - размышления поэтессы в дороге» [3, 4].

Подход С. Рустамханлы к этому стихотворению отличается оригинальностью, точностью и ясностью. И хотя стихотворение относится к разряду стихов о природе, однако в действительности оно реалистично, и природа, и дорога в нём символичны.

Стихотворение «В этот вечер» навеяно настроением, мечтами поэтессы в один из вечеров. «Если я захочу громко рассмеяться, обнять облака, не сочтут ли меня сумасшедшей?».

Поэтесса хочет присесть на лужайку в безмолвной тишине и поведать о своих переживаниях, ведь здесь, на этой зеленой лужайке она чувствует душу великого турецкого поэта Назима Хикмета. Лирический герой беседует с поэтом на его могиле.

Это стихотворение начинается с описания природы и завершается элегией, посвящённой Н. Хикмету, покоящемуся на этой зелёной лужайке вдали от родины. Поэтесса, величая Н. Хикмета «Одиноким Исполином беспечных турок», посвящает ему ещё одно стихотворение.

Поэтический отрывок из известного стихотворения Н. Хикмета, выбранный поэтессой в качестве эпиграфа, тоже является пейзажем: «Стоим над водой - кошка, чинара и я.» (перевод Музы Павловой - Б.М.). Поэтесса в этом же духе гармонично отвечает Н. Хикмету: «Мой паша! И мы тоже стоим над водой и отражаемся воде. Я, дракон и щенок. Рыбак уснул глубоким сном. Неизвестно, может даже он и умер в этих сумерках.».

Стихотворение плавно продолжается в поэтической манере, свойственной Н. Хикмету. Хотя размышления, чувства поэтессы витают вокруг озера и в них звучат грустные нотки, она всей душой любит эту землю, озеро, жизнь и неразрывно связана с ними. Благодаря волшебному перу Нурангиз Гюн частичка её родины превращается в живой, характерный образ.

Такие стихотворения Н. Гюн, как «Соловей в клетке», «Время само подтвердило», «Три искры», «Три утеше-

ния», «Трепетная лань», «Не страшно ли вам, журавли?», «Цветок лотоса, мост Сират и соловьи без клеток», «Без крыльев», «Светлый мир», «Лесная баллада», «Слушай меня, земля» можно включить в третью группу стихов о природе (Сират - в исламе: мост, который перекинут через Ад. Он тонкий, как волосок, и острый, подобно лезвию ножа. Под ним виднеются языки огромного пламени Ада.

В этих произведениях наряду с живым описанием природы особое место занимают размышления лирического «я» поэтессы, которые чаще носят философский характер, т.е. природа служит источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Например, поэтесса видит соловья в клетке, но ведь место соловья -прекрасный сад, цветник. Соловей, заточённый в клетку, не может петь. И поэтесса отдаёт последние деньги, покупает клетку и выпускает соловья на свободу.

Стихотворение пронизано не только любовью к природе, но и гуманизмом, добротой, благородством. Ведь для соловья, томящегося в клетке, нет ничего прекраснее свободы на цветущих лугах, в садах с прекрасными цветами:

Лети соловей!

Пусть свобода принесёт тебе счастье запоздалое [2,

39].

В стихотворении «Время само подтвердило» описывается судьба семени в цветочном горшке. Как бы за ним ни ухаживали, как бы ни взрыхляли его землю, ни поливали его водой, семя никак не произрастает и вянет. По мнению поэтессы, семя тоскует по глубокой плодородной земле, по лесу. Оно не может расти в тесном цветочном горшке без воздуха и это тоже - закономерность природы. Малейшее изменение ведёт к истощению, уничтожению. Некоторые сажают в цветочный горшок и дуб, но, естественно, он не будет таким же прекрасным, величественным, как в живой природе. Это будет лишь его жалкое подобие.

Как видно, в природной лирике поэтесса подходит к природе, её богатствам, красотам в более широком ракурсе. Во главу угла Нурангиз Гюн ставит патриотизм и гуманизм. Она тонко чувствует каждую травинку, цветок. С любовью описывая их, поэтесса говорит об охране природы. Водя читателя по живописным уголкам природы, автор призывает его к защите и охране природы. Дабы не нарушить порядок и гармонию в природе, поэтесса бьет тревогу с осторожностью. В стихотворении «Путешествие жуков» она тревожится о судьбе жуков, которые могут быть раздавлены ногой человека. Современные люди сравниваются с древними людьми на языке жуков. В стихотворении «Лесная баллада» речь идёт о плачевном состоянии леса, оставшемся без воды, в котором дуб высох и погиб, олень состарился, ёж стал одним из управляющих лесом, лиса повадилась ходить в другой лес, шакалы лишь брехали, лес заполнили змеи.

Таким образом, в поэзии Н. Гюн с филигранной точностью описываются и воспеваются красоты природы родной земли, её древние горы, реки, волшебные леса во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий. Благодаря Нурангиз ханум мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы.

В своих стихотворениях Нурангиз Гюн создаёт живой поэтический образ природы. В творчестве поэтессы пейзажи занимают особое место.

Значительная часть её стихотворений посвящена вечной теме - божественной любви, страданиям, разлукам. Это явствует из сборника её первых стихов «Белые крылья», опубликованного в 1986 г.: «Вот такие дела...»,

«Пустота», «Мы же были лебедями», «Колдунья - разлука», «Моя последняя любовь.» и др.

Особое внимание привлекает стихотворение «Вот такие дела.». Как видно, здесь нет описания большой любви. Здесь результат несчастной любви - боль, душевная рана. Литературный критик Вагиф Юсифли пишет: «Большинство любовных стихов построено на мотивах страданий, тоски. Великий Физули описывает красоту тоски, печали. В этих описаниях страдание далеко от его патологического значения» [4, 222]. Далее критик размышляет: «Сохранила ли любовь свою возвышенность, святость в современной поэзии? На протяжении веков любовь и поэзия воспринимались как два крыла; прекрасное чувство любви выражалось языком поэзии!» Исследователя радует тот факт, что «Свеча, зажжённая Физули, ещё не погасла. Мотыльки, порхающие вокруг этой свечи, гибнут один за другим, но эта свеча не жалеет своего света для нового влюблённого, пылающего огнём любви. Азербайджанские поэты, преклоняясь перед силой слова Физули, стараются сказать «новое слово» в поэзии и выразить свои чувства оригинальными средствами» [4, 222]. Стихотворение «Пустота» тоже короткое, но очень содержательное. Возможно, пустота возникает после умершей любви. Точнее, сначала была несчастная любовь, а затем - пустота. И как эхо этой пустоты появились следующие строки: Пустое безмолвие, Пустое.

Только верните мне хлыст! Я хочу отхлестать эту пустоту! [5, 44]. Лирический герой в своём стремлении отхлестать пустоту, словно хочет отомстить за свою умершую любовь! Либо он пытается заполнить эту пустоту зародившейся в нём ненавистью и презрением!

Мастерство Нурангиз Гюн заключается в умении лаконично выразить свою мысль. Поэтесса немногословна; она не ахает, не причитает, никого не упрекает, Не ищет виноватых, стойко переносит все тяготы, испытания и, молча извиваясь от боли, шепчет.

Выдающийся азербайджанский литературовед Камал Талыбзаде (1923-2006) пишет: «Любовь - самое высокое, вечное и святое чувство. Без настоящей, верной любви человек внутренние пуст и бессмыслен. Любовь возвышает человека, вдохновляет его на великие дела, поэтому поэт не отделяет стих от любви, именуя их близнецами, категорично заявляет, что при отсутствии одного из них человек не сможет достичь своей цели и высот» [6, 194]. В этом смысле любовная лирика Нурангиз Гюн своеобразна, оригинальна; в ней иное описание и воспевание любви:

Ты там...Я не знаю сейчас, Что тебе снится. Я здесь прижимаю к груди Муки и страдания..

К такому выводу приходит влюбленный на берегу озера, созерцая всё вокруг в лунном свете. Его любовь -на небесах, перед луной, отражающейся в озере: «Всё лицо залито слезами, - такова моя участь.», - говорит влюблённый. Значит, его возлюбленная, расставшаяся с ним, вовсе не страдает, чего не скажешь о влюблённом. Всё его лицо мокрое, по щекам струится вода, но это - не прохладная вода из озера, а его горючие слёзы.

В стихотворениях Н. Гюн «Элегия дереву любви», «Немного спустя», «Колдунья-разлука», «Мы же были лебедями» - крик души, любовные муки, горечь разлуки. Особое внимание привлекает гармоничное по форме и содержанию стихотворение «Мы же были лебедями», наводящее на глубокие размышления. Это стихотворе-

о о и и т

О

т э

т

й А

X £ т О

х

0

т О

01

и

А

ы о

и А

X X т

о с

СП ^

о

сч

ние - яркий пример того, как беречь и ценить свою любовь. Оно - одно из самых оригинальных стихотворений поэтессы:

Одно гнездо на двоих.

Одно зерно на двоих.. .Нам этого хватало.

Нашими соседями были зелёные озёра,

Но «та единственная капля» в наших клювах

Была утешением свыше. [7, 122].

Воистину, с милым рай и в шалаше. Главное - уметь ценить беречь эту божественную любовь! Увы, это дано не каждому влюблённому.

Лебеди, просыпавшиеся на заре под весёлое пение птиц, разрывавшие своим полётом облака на лазурном небосклоне, тянувшиеся к солнцу, плававшие по зеркальной глади воды под «райским деревом». Их песня была слышна повсюду. Увы, эти лебеди жили недолго. Беспощадный охотник навсегда прервал их песню. Одно лишь утешение - их лебединая песня навсегда осталась в сердцах людей и стала притчей во языцех.

Каждое стихотворение Нурангиз Гюн посвящено решению какой - либо жизненной проблемы. «..В центре этой проблемы - человек со всеми его желаниями, жизнью, судьбой размышлениями, трудом патриотизмом, любовью и ненавистью, надеждой и верой, радостями и горестями, вечной влюблённостью в природу и, наконец, гуманизмом» [8, 4]. Обычное житейское явление, факт, деталь, под пером мастера становится поэтическим образцом. Глубокие размышления поэтессы, её богатый внутренний мир находят путь к сердцу читателя, ибо каждая строчка отражает её искренние чувства и переживания. Естественно, любая идея, мысль - неоспоримый факт для художественного произведения. Это и составляет основу и дух творчества Н. Гюн. Каждое её стихотворение - и пейзажная, и любовная лирика - проникнуто глубокими философскими размышлениями и заключениями. В свойственной ей поэтической манере автор доносит до читателя и любовь, и ненависть, переполняющие её душу.

Как известно, жизнь полна противоречий. Лирический герой Н. Гюн даже среди этих контрастов остаётся верен своей любви. Он призывает свою возлюбленную к любви и верности. Его сжигает пламень любви, но он не сетует на судьбу, разлучившую его с любимой, на испытания, выпавшие на его долю. Лишившись «сада любви», он может лишь стать дождём, льющимся на этот сад. Только бы быть рядом со своей любовью. И как бы не сжигал его пламень любви, он не отступится от своей любви.

Противоречия, вздохи, стенания, муки разлуки нашли своё яркое отражение в поэзии Н. Гюн:

Эта разлука словно колодец,

Поглотивший мой смех.

Она иссушила меня. [7, 123].

Любовные мечтания - словно листья, побитые морозом, под ногами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таких стихах Н. Гюн звучат ноты бесконечной тоски, печали, безнадёжности. Однако поэтесса с её чуткой, тонкой душой вносит и мотивы оптимизма, хорошего настроения в свои стихи. Во всяком случае, её лирический герой по-своему счастлив, ибо он умеет по-настоящему любить и выражать свои чувства. Все его слова искренни, идут от души, и в то же время они разумны.

Иногда поэтесса подчиняется велению времени, однако она не сворачивает со своего пути и вопреки этому выдвигает свои требования.

Поэтесса, познавшая все стороны жизни, принимает жизнь такой, какая она есть; но как истинный мастер слова, она доносит до читателя правду жизни ясным, доступным языком и в реалистических деталях. Такой же подход у Н. Гюн к психологическим моментам: поэтесса стремится внести ясность и дать чёткое представление

об описываемом объекте. В основе её лирического творчества - поэтическая судьба, само жизненное поведение поэтессы. Только на этой почве рождается истинная поэзия.

В стихотворении «Давай вместе поцелуем солнце» говорится о несчастной любви, о разбитом сердце: «Ты всё же пришёл ко мне. Пришёл, но после каких невзгод? Будь проклята эта судьба. Ветер разрушил твой кров. Наша встреча подобна высохшему дереву. Наш цветник зарос травой и колючками.» [9, 145]

Лирический герой Н. Гюн осознаёт лишь горечь запоздалой встречи. Годы разрушили эту любовь, судьба жестоко обманула его, заставила рыдать и страдать!.. Даже Солнце тому свидетель!..

Каждая строчка этого оригинального стихотворения Н. Гюн - дни, месяцы, прожитые её лирическим героем. В этом стихотворении запечатлена часть её жизни. Встреча, которую она ждала долгие годы, теперь приносит ей не радость, а лишь разочарование и страдания. Если бы это произошло в своё время, то и её судьба сложилась бы по-другому. Но сейчас это ни к чему. И долгие рассуждения не в состоянии воскресить былые чувства. Платоническая любовь обречена на смерть! Любовная лирика Н. Гюн передаёт удивительный мир человеческих чувств и любовных переживаний.

Таким образом, в статье рассмотрены некоторые лирические стихотворения Нурангиз Гюн, которая по праву считается оригинальной самобытной поэтессой со своим ярким неповторимым художественным почерком. В её поэзии - глубина, жизненный опыт и многогранность души.

Литература

1. Яшар Гараев. Избранные труды. Том II. Баку, «Элм», 2015. 632 с.

2. Нурангиз Гюн. Моя дорога. Баку, «Адильоглу», 2004. 230 с.

3. Сабир Рустамханлы. Путь, пролегающий через моё сердце. //Нурангиз Гюн. Моя дорога. Баку, «Адильоглу», 2004, с.3-6.

4. Вагиф Юсифли. Пути и годы поэзии. Баку, «Мутар-джим», 2009. 404 с.

5. Нурангиз Гюн. Белые Крылья. Баку, «Язычы», 1986. 157 с.

6. Камал Талыбзаде. Литературное наследие и наследники. Баку, 1974, 320 с.

7. Нурангиз Гюн. Молитва солнцу. Баку, «Язычы», 1990. 152 с.

8. Теймур Керимли. Поэзия Нурангиз Гюн. Газета «525», 17 сентября 2005.

9. Нурангиз Гюн. Оставшимся. Баку, «Мутарджим», 2015. 168 с.

Poetics of nature and love in Nurangiz Gun's creation

Mammadova B.

N. Ganjevi Literature Institute Azerbaijan National Academy of Sciences

This article examines the nature and love lyrics outstanding original Azerbaijani poetess Nurangiz Gun, occupies a special place in Azerbaijan literature and different bright unique artistic style. Poetry N. Gun's differs riches and variety of poems about nature. "My soul wishes to holiday", "The dreams in the way", "My way", "The Nightingale" in the cage" and other works, which are involved in the analysis, are clear examples of the natural poetic lyricism. This article takes a look at such iconic designs love lyrics N. Gun's as: "Elegy of love tree", "A little bit later", "We were Swans", "Let's kiss the sun together" and etc.

The article also gives an overview of scientific assessments and views of different researchers on creativity Nurangiz Gun's.

Keyword: Nurangiz Gun, poet, nature, poetry, love, enamoured, lyrics

References

1. Yashar Garaev. Selected Works. Volume II Baku, Elm, 2015.632

s.

2. Nurangiz Gun. My way. Baku, Adiloglu, 2004.230 s.

3. Sabir Rustamkhanli. The path through my heart. // Nurangiz Gun.

My way. Baku, Adiloglu, 2004, p.3-6.

4. Vagif Yusifli. Ways and years of poetry. Baku, "Mutargim", 2009.

404 p.

5. Nurangiz Gun. White Wings. Baku, "Pagans", 1986. 157 p.

6. Kamal Talibzade. Literary heritage and heirs. Baku, 1974, 320 p.

7. Nurangiz Gun. Prayer to the sun. Baku, "Pagans", 1990. 152 p.

8. Teymur Karimli. Poetry of Nurangiz Gun. The newspaper "525",

September 17, 2005.

9. Nurangiz Gun. To the remaining. Baku, Mutardjim, 2015.168 s.

p

m

5

m

X

X

o

m

n

m

b

A

-i

O

-i

X

£

m

O

X

o

m

O

01

■o

A

u

o

n

A

X

X

m

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.