Научная статья на тему 'Своеобразие любовной лирики Н. Д. Ющенко'

Своеобразие любовной лирики Н. Д. Ющенко Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
217
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЛИРИКА / ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Проскурякова Ксения Сергеевна

В статье рассматриваются особенности любовной лирик и ишимской поэтессы Н.Д. Ющенко, в которой акцентируется внимание на трагической стороне светлого чувства, доказывается, что любовь в стихотворениях Н.Д. Ющенко связана с воспоминаниями, с разлуками и с невзаимной любовью лирической героини к возлюбленному или же наоборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Своеобразие любовной лирики Н. Д. Ющенко»

СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ

Н.Д. ЮЩЕНКО

Проскурякова Ксения Сергеевна, ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»,

г. Ишим

E-mail: sunny.proskuryakova@mail. ru

Аннотация: В статье рассматриваются особенности любовной лирики ишимской поэтессы Н.Д. Ющенко, в которой акцентируется внимание на трагической стороне светлого чувства, доказывается, что любовь в стихотворениях Н.Д. Ющенко связана с воспоминаниями, с разлуками и с невзаимной любовью лирической героини к возлюбленному или же наоборот.

Ключевые слова: литература, региональная литература, лирика, любовная лирика, любовь.

В современной филологической науке отмечается усиление интереса к региональной литературе. Это отчасти связано с тем, что в новом образовательном стандарте отводится значимое место региональному компоненту. В этой связи не последнее место принадлежит предметам, направленным на изучение истории определенного топоса. В настоящее время учителя литературы при разработке внеклассной деятельности учащихся все больше уделяют внимания изучению творчества писателей, художников, скульпторов, проживающих в том или ином регионе, так как знание основ своего края, региона, области помогает пробудить чувство сопричастности к событиям, которые там происходили, разбудить чувство гордости и патриотизма, связанное с деятельностью земляков.

Не исключением является и региональная литература, тем более что знание ее основ поможет постичь глубинные процессы, происходившие в истории русской литературы в целом [1]. Проблема исследования состоит в выявлении оригинального своеобразия поэтических текстов ишимской поэтессы Н. Ющенко, посвященных теме любви, раскрытие мастерства поэтессы в сфере интимной лирики. Постановка проблемы связана с тезисом о том, что Любовь -это всеобъемлющее чувство, которое не потеряло актуальности и по сей день. В мировой поэзии это светлое чувство воспевается уже много веков. Вспомним

Уильяма Шекспира, Александра Пушкина, Тараса Шевченко, Александра Блока и Беллу Ахмадулину. Все они увековечили любовь в своих произведениях. Имена таких литературных героев, как Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Татьяна и Онегин уже стали не просто символами, они - само олицетворение любви.

Свое бытование тема любви ведет от античности. Например, Катулл -известный поэт Древнего Рима, прославившийся как певец любви; легендарная Сафо, воспевшая это чувство.

В фольклоре стоит отдать должное русской народной песне и частушкам, но именно поэтических произведений, наполненных лирическими нотками, не было.

В эпоху Средневековья тема любви в поэзии приобрела теологическую форму, тогда поэты и писатели рассуждали о любви к Богу, а не к женщине.

Основной темой поэзии трубадуров стал образ Прекрасной Дамы, перед которой нужно благоговеть, покланяться и быть верным ей.

Но в отличие от средневековой европейской поэзии, в древнерусской литературе мы не увидим куртуазной лирики и поклонения идеальной женщине. Древнерусская литература не говорила о неземной и чувственной любви. Тема любви в поэзии русских авторов появилась лишь в 18 столетии и только в 19 веке она достигла своего апогея, проявившись в текстах Пушкина, Лермонтова, Полонского, Фета, Тютчева, Некрасова и продолжившись в творениях Блока, Есенина, Мандельштама, Пастернака и др. великих творцов [3]. Огромное количество авторов оставило после себя богатое наследие лирических произведений. Конечно, тема любви в поэзии будет постоянно приобретать новые формы, поэты будут воспевать новые идеалы красоты, но она останется основополагающей на многие столетия для большинства, авторов.

Как правило, стихотворения о любви можно разделить на подгруппы. Предложенное деление связано с установкой субъекта или объекта, на которые направлено чувство любви: любовь к матери, к любимому человеку, к природе, к Родине. Однако любовь также можно подразделить на горькую, печальную, трагическую, больную и т.д. Учитывая это, в рамках нашего исследования мы рассмотрим стихотворения Нины Ющенко, связанные с любовной тематикой, классифицируем их на группы, представив подробный описательный анализ.

Анализ архитектоники сборника «В родных просторах» позволил установить, что в него вошли стихотворения и поэмы. Всего в книге 18 разделов, которые называются Листы, каждый из которых имеет свое индивидуальное название, отражающее смысл содержания того или иного раздела. К примеру: «Дом моего детства...» (Лист 1), «Поёт мне птица о любви...» (Лист 4) и т.д. Дальнейшие статистические подсчеты свидетельствуют о том, что все тексты

распределены по Листам достаточно равномерно (от 7 до 11 стих.), за исключением Листа 1 (18 стих.), Листа 6, 17 (17 стих.), наибольшей наполняемостью отмечен Лист 8 (20 стих.), а минимальной Лист 18 (4 стих.). Всего в сборник вошло 206 стихотворений, отражающих тематическое многообразие лирики Н. Ющенко.

Отобрав тексты на любовную тематику, мы классифицировали их на три подгруппы:

а) стихотворения, в основе которых любовь, связанная с воспоминанием («Навалило снегу клёнам до бровей.»);

б) произведения, связанные с разлукой («День тёплый, серый.», «Своенравная, гордая, юная...»);

в) тексты, позиционирующие невзаимную любовь («Спасибо тебе - ты принёс мне...», «Зачем подчёркиваешь ты...», «Ласковой невстречей...»).

В стихотворении «Навалило снегу клёнам до бровей...»(1966 г.) лирическая героиня идёт не спеша по улице, по которой ходила и не раз, смотрит на «Тихое светлое окно - / Школьная привычка»[3;28]. Её воспоминание можно разделить на настоящее и прошлое. Настоящее время - это то, что лирическая героиня и герой стали взрослыми, у каждого своя жизнь, свои друзья. Она вспоминает прошлое - детство, в котором они были «вечными врагами». Её очень пугали его «колючие глаза», которые ей напоминали раннюю грозу, обходили друг друга, ссорились без повода. Сейчас он находится далеко, и героиня чувствует себя легко и свободно «Дышится как будто / мне без тебя легко...» [4, с. 29].

В стихотворении «День тёплый, серый...»(1969 г.) акцентирован временной аспект - зима. Показан обычный день, в котором «Дети лепят снежную бабу»[4, с. 88], «В доме хлопают двери» [4, с. 88]. А последние строчки, напротив, говорят о том, что этот день необычен. Необычность обусловлена разлукой влюбленных: «А мы расстались / вчера с тобою / опять надолго» [4, с. 88]. Лирическая героиня переживает расставание с любимым человеком. Даже если обратить внимание на цвета серый и черный (ср. «День тёплый, но серый», «В снегах чернеют деревья») становится очевидно, что эти цвета символизируют печаль, депрессию, меланхолию, проясняя внутреннее душевное состояние лирической героини. Но финал стихотворения все же оптимистичен, так как в серость дня вливается искорка света: «Весело вдруг выглянет / солнце» [4, с. 88]. Она символизирует надежду на светлое будущее и указывает на вероятность того, что влюблённые ещё увидятся.

Другое стихотворение «Своенравная, гордая, юная...»(1998 г.) открывается словами лирического героя, обращенными к возлюбленной, которые он произносил «душой холодея». Любовь оказалось невозможной по причине

того, он не дождался взаимности и уехал, став «на северном флоте матросом» [4, с. 97], позабыв «про зелёный мой дом» [4, с. 97]. Внутреннее состояние героини передано метафорически: «На окраине маялась речка» [4, с. 97]. Именно метафора помогает понять переживания девушки, которая не предполагала, что так всё обернётся и что он уедет. Отчасти она, словно пытается себя и его оправдать, когда в последних строках пытается подменить понятия: «Своенравная». Может, всё мнилось - / Может, «милая», - ты мне сказал?» »[4, с. 97].

В стихотворении «Зачем подчеркиваешь ты...»(1995 г.) говорится об ушедшей любви героя к лирической героине. Герою безразлична и даже презренна бывшая возлюбленная. Душа его опустошена, ничего уже не чувствует: «Твоей душевной немоты / давно знакомые черты / уж не добавят мне прозренья» [4, с. 93]. Очевидно, что и лирическая героиня это уже давно осознала, но возможно не хочет этому верить.

В стихотворении «Ласковой невстречей я обожжена...»(1968 г.) уже в самом заглавии, построенном на антиномиях слов «Ласковой» и «Невстречей», подчеркивается трагизм любви. Лирическая героиня «ласковой невстречей обожжена», что говорит о том, что Любовь не взаимна. В дальнейшем это подчеркивается и семантикой алого цвета: «от алого заката - / тонкие лучи» [4, с. 86]. Закат - заход, конец любви, тонкие лучи - любовь, которая иссякнет скоро, которой скоро не будет видно, она пропадёт. К алому добавляется белый цвет: «Снег истошно-белый / под окнами кричит» [4, с. 86]. С одной стороны, белый цвет снега - проявление зимнего времени года, а с другой - сигнал тревоги о том, как зимой умирает все живое, так и любовь между двумя людьми умерла, «замёрзла»: «И плечи мои зябнут - / неласковые плечи» »[4, с. 86]. Лирическая героиня хочет что-то ещё ощутить, почувствовать хоть какое-то тепло от любимого человека, но он холоден, неласков.

В стихотворении «Спасибо тебе - ты принёс мне...»(1970 г.) также, как и в предыдущем, говорится об ушедшей любви, но уже лирической героини. В противоположность предшествующему тексту в этом появляется чувство благодарности. Лирическая героиня благодарна своему возлюбленному за «синий свет», который он принёс. Синий свет - небо, покой, расслабление [2], то есть чувство защиты и спокойствия. Также она благодарит его и за то, что «было много любви» [4, с. 91], он её сильно любил, но её «сердце теперь стынет» [4, с. 91] и от этого никуда не скрыться.

Таким образом, проведенная классификация и последующий анализ подтвердили наше предположение о том, что в творчестве Н.Д. Ющенко отсутствуют тексты, в которых любовь поэтизируется как чувство, предназначенное дарить радость и наслаждение, напротив - в её произведениях

SCIENCE TIME

представлена любовь трагическая, которая заставляет страдать или героя или героиню. Любовь в стихотворениях поэтессы связана с воспоминаниями, с разлуками и с невзаимной любовью лирической героини к возлюбленному или же наоборот.

Литература:

1. Вьюшкова И.Г. Феномен цветописи в творчестве Н.Д. Ющенко // От текста к контексту. - 2013. - № 1. - С. 175 - 178.

2. Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/ color.htm

3. Тема любви в поэзии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// stihilove.ru/articles/article92.php

4. Ющенко Н. Д. «В родных просторах»: стихотворения. Поэмы. / Сост. - ред., статья и примеч. В. Н. Евсеева. Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2011. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.