Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (188).
Филология. Искусствоведение. Вып. 41. С. 158-161.
Ф. С. Фазылова
ТЕМА ЛЮБВИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШШРСШЙ ПОЭЗИИ
Статья посвящена актуальной проблеме башкирского литературоведения - любовной лирике в современной башкирской поэзии. В сравнительно-сопоставительном плане анализируются мотивы интимно-личных переживаний в произведениях Р. Сафина, Р. Гарипова, В. Ахмадеева, М. Карима, Т. Ганеевой и других.
Ключевые слова: любовь, современная башкирская поэзия, лирика, башкирская литература.
В современной башкирской поэзии тема любви занимает важное место. Трудно найти сейчас поэта-художника, который не обратился бы к этому божественному чувству. Однако «среди них сейчас не так много мастеров, которые всю жизнь верны теме любви и создали шедевры. Важно то, что настоящий художник всегда должен быть оригинальным»1 и искренним, так как искренность - это мир личности, соединенный с моральными переживаниями. Поэтому поэт всегда должен быть откровенным и задушевным. Только в этом случае его произведение близко воспринимается читателем.
Для современной любовной лирики характерны новая полифония, свежие мотивы и направления. Одним из таких направлений является интимная лирика.
Чувственные отношения между мужчиной и женщиной - это своего рода основа бытия, источник жизни. Любовь окрыляет человека, омолаживает; впрочем, она несет не только радость и счастье, но иногда - горе, страдание, даже гибель.
В интимной лирике, в частности, «живут» традиционные мотивы, например, тоска и печаль, разлука и ожидание и др. В творчестве каждого писателя они рассматриваются и отражаются своеобразно, с разных позиций. Возьмем для примера стихотворение Рафаэля Сафина «Люблю». В начале произведения предстает яркая картина: воспоминания поэта
о незабываемых минутах юности, неповторимых прекрасных мгновениях. Параллельно создается образ молодого лирического героя, влюбленного до безумия. Так в произведение врывается мотив «безумства».
Стихотворение имеет кольцевую композицию: поэт вновь возвращается к «заставившей потерять рассудок» «зеленеющей весне» - к временам своей юности. Он снова ощущает
горячее дыхание желтоволосой возлюбленной, и вновь перед ним предстает красавица река Ай, могучая Желтая гора.
Картина воспоминаний о «зеленой» юности мастерски изображается автором различными поэтическими средствами, художественными красками и тонами.
Необузданная юношеская любовь оставила свои огненные следы в душе поэта на всю жизнь. Даже по истечении долгих лет нежное и ласковое слово «Люблю!», произнесенное возлюбленной, все еще звучит, словно волшебная мелодия.
Нет зеленой горы моей юности в нынешнем дне,
А на желтой горе желтокосая девушка мне Прошептала «Люблю», и сверкнуло Янтарное слово2.
Испытание первых любовных чувств, незабываемые минуты божественной любви также тонко и убедительно описываются в стихотворении Р. Гарипова «Первая любовь». В нем образ влюбленного лирического героя изображается через радужные поэтические тона. В отличие от Р. Сафина, Р. Гарипов свою первую любовь сравнивает с первым весенним громом. Образ возлюбленной в душе поэта ассоциируется то с радугой, то с «огненной родинкой».
Словно первый гром ранней весны,
Грянув с небосклона юности моей,
Словно после весеннего дождя,
Ты радугою встала надо мной.
Может быть, тебя вечно не забуду,
А может, другую полюблю.
Однако твой образ незабвенный,
Предо мной всегда, везде3.
Такие мотивы, как «безумство» и преданность чисто-хрустальной любви, сохранение этих прекрасных, светлых чувств в душе на всю жизнь, свойственны и стихотворениям Р. Гарипова «Первая любовь как потрясает...», Ф. Гумерова «Я снова брожу по тропинкам молодости», С. Алибаева «Тоска по первой любви», М. Сиражи «Помнишь, дорогая?..», Х. Назарова «Не забуду», А. Багу-манова «Колокольчик», А. Атнабаева «Первая любовь», Я. Кулмыя «Влюбился», М. Каримова «Тоскую», З. Алтынбаевой «Первая любовь», Г. Якуповой «Первая любовь» и т. д.
Одно из волнующих, счастливых воспоминаний для каждого человека - это взаимная любовь, притяжение друг к другу и телом, и душой. Такое «золотое» время для любящих сердец ярко и красочно описываются в стихотворении Вафи Ахмадеева «Таинственная ночь».
Лил дождь в ночь близости нашей,
Горы стонали, ухали,
Гром гремел в ночи.
В маленьком доме Стучали громко два сердца4.
Вафа Ахмадеев, показывая любовь как естественное чувство, иллюстрирует это через природные явления. Такие сравнения как бы усиливают смысловую нагрузку главной идеи произведения.
Природа у поэта всегда в хаосе, в движении: открылись небесные врата, горы вздрогнули, подул резкий ветер и т. д.
В финале произведения явления природы изображаются параллельно с переживаниями лирического героя.
Омывал дождь горячую грудь,
Близко принял и гром небесный.
Когда соединились грозно небо и земля, Две души слились в одну.
Таинственная ночь под громом Встала уж позади,
Но все еще в сердцах -Следы молнии,
В ушах все еще - гром ночи5.
Наслаждение сладкими минутами любви также показано в стихотворении Мустая Карима «Прервав свой путь, с тобою остаюсь.» через поэтические картины и образы. Прервав свой путь, с тобою остаюсь Я в эту ночь.
Заботы с сердца смел рукою: пусть
Уходят прочь.6
Как видим, лирический герой охвачен одним желанием: остаться с любимой с глазу на глаз, лелеять горящие в душе любовные чувства. Он жаждет интимной тишины. По его мнению, только тогда влюбленные могут соединиться.
В последующих строках автор воспевает красоту и величие любви. Это звучит как гимн любви.
Пусть разум, страх, не знающие сна,
Спят в этот час.
Пусть не смыкает лишь любовь одна
Сегодня глаз6.
По идее и тематике стихотворение М. Карима созвучно с вышеназванным произведением В. Ахмадеева. В обоих доминирует образ ночи. Она, по мнению авторов, душевный и тайный собеседник всех влюбленных, свидетель воссоединения молодых любящих сердец. Тишина ночи еще больше добавляет божественную силу и жар в вино любви.
Ощущение божественного аромата любви наблюдается и в творчестве женщин-поэтесс. В этом отношении примечательны стихотворения Т. Ганеевой «Проведу ночь в объятиях твоих.», З. Янбердиной «Ягодка», Ф. Хар-расовой «Я растворяюсь, словно льдинка в твоих руках.», Г. Калимуллиной «Я - снежинка» и др.
В отличие от поэтов-мужчин, поэтессы более откровенны, чистосердечны. Такими качествами обладает героиня произведения Тамары Ганеевой «Проведу ночь в объятиях твоих.». Она - восхитительная натура, не скрывающая своих пылких чувств - открыто признается в любви. Ради любви она готова пойти на все: попасть в ад за грехи, испытать душевные переживания. Для нее самое важное это то, чтобы хотя бы на миг оказаться рядом с любимым человеком - провести с ним счастливые минуты. Стихотворение заканчивается жизнеутверждающими строками:
Пусть ресницы твои проткнут мои губы,
Пусть покроются синяками глаза.
Быть может, любовь раскачает свои права,
Если со временем мечется жизнь вперед7.
Несмотря на трудности, лирическая героиня бросает оптимистический взгляд на будущее. Она свято верит в благополучный исход событий. Ее кредо - «нет суда над любовью».
Подобные мотивы интимной лирики во всю мощь звучат в творчестве М. Каримова («Дождливая ночь»), Г. Шафикова («Незабываемые минуты»), Ф. Кузбекова («Слияние двух сердец») и т. д.
Любовь - это свободное и независимое чувство. Невозможно заставлять человека полюбить или, наоборот, разлюбить. Поэтому поэты всегда воспевают силу, красоту и величие чистой любви. Псевдолюбовь вызывает у них только чувство отвращения. Например, Сайфи Кудашев в своем стихотворении «Если не горит.» категорически выступает против корыстной любви:
Если не горят две души,
Воспламеняясь, в костре любви,
Чужды для них - и ласка, и тепло.
Хоть для них ложе - одно8.
Итак, по утверждению автора, прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Такие мысли активно поддерживаются и писателем Рау-илем Шаммасовым («Если не полюбишь.»). Он неискреннюю любовь сравнивает с разрушенным домом. «Без любви, - говорит автор, - человеческое сердце - и глухо, и слепо». Таким образом, оба поэта - и С. Кудашев, и Р. Шаммасов - в своих стихотворениях проводят параллель между любовью чистой и неискренней. Отсюда вытекает главная идея их произведений - с нелюбимым счастья нет. Такую жизненную философию защищает и Рафаэль Сафин в стихотворении «То ли дождь, то ли снег.». Он, как и Вафа Ахмадеев, вир-тоузно применяя художественный прием психологического параллелизма, через описания природных явлений удачно раскрывает человеческий характер:
Мечтательная весна!.. Неужели не знает она,
Что ей не пара суровая зима.
Как горячо ни люби, зима есть зима,
Что не спутник в жизни ей,
Неужели не знает она, дивана?..9
Как видим из контекста произведения, автор подводит читателя к мысли, что толь-
ко любящие и ценящие друг друга люди могут быть счастливыми. Такая идея красной нитью проходит и через творчество Р. Хиса-метдиновой («Преданность»), Ш. Биккулова («Истина»), А. Гарифуллиной («Любовь не выпрашивают»), Ф. Мухамедьянова («Смысл жизни»), З. Алтынбаевой («Клятва») и т. д.
Как гласит многовековая народная мудрость, любовь - это не только опьяняющий дурман, но и переживания. Поэтому в любовной лирике преобладают такие мотивы, как печаль и тоска, разлука, потеря любимого. Действительно, минутные обиды или расставание с любимым человеком оставляют в душе у каждого горькую печаль, разочарование. Как будто в сердце потухает свеча надежды. Лирическая героиня в стихотворении Гульшата Ахметкужиной «Режет душу неодолимая печаль» испытывает именно такие, порой трогательные, тоскливые чувства. Для придания эмоциональности своему произведению поэтесса применяет довольно большое количество тропов и фигур поэтической речи. Так, можно отметить использование авторских эпитетов («замолчавшая мечта»), олицетворений («хмурая печаль»), встречающихся в тексте на протяжении всего стихотворения.
Если героиня Г. Ахметкужиной страдает от незабываемой тоски, то героиня стихотворения Т. Карамышевой «Здравствуй, печаль!» вступает в другую роль. Она вновь зовет давно ушедшую печаль - с целью прогнать из души успокоенность и лень.
Здравствуй, печаль!
Здравствуй, забытый
В ножнах острый меч!10
Поэтесса считает, что человек, переживающий настоящую любовь, должен печалиться, страдать, а спокойствие - душевная подлость.
В любовной лирике встречается и еще один интересный, свежий мотив: лирический герой предостерегает любимого. В качестве иллюстрации можно привести стихотворение Зухры Кутлугильдиной «По мне будешь тосковать.»:
Кроме меня никто тебя
Так горячо и нежно
На всю жизнь не полюбит.
И преданной, как я, не станет11.
Как видим, в сердце молодой девушки все еще сохранилось чувство уважения и любви, хотя давно рассталась с возлюбленным. Своего любимого лирическая героиня все равно считает близким, поэтому и предостерегает его от опрометчивого шага. Далее она проявляет удивительное благородство натуры: от всей души желает счастья возлюбленному, чтобы другая обожала его так же сильно, как она, ведь только сам человек знает силу своего чувства.
Мотивы разлуки и минутных расставаний, любовных переживаний очень часто встречаются в интимной лирике. Наиболее образно они отражаются в произведениях С. Кудашева «Прощание», Ш. Биккулова «Виноват только я .», А. Игебаева «Страдание», Г. Ситдико-вой «Пожалеешь.», Б. Баимова «Светлая печаль» и др.
Для любовных отношений характерны и измены и, вследствие этого, чувство ненависти. Например, лирическая героиня стихотворения Рагиды Янбулатовой «Янтарное ожерелье» сердцем чувствует, что любимый с ней неискренен. Это естественное явление показано автором не через описания, а на уровне символов. Подаренные возлюбленным красивые янтарные бусы неожиданно рассыпаются. Этой деталью автор указывает на скорое расставание двух молодых людей.
Как знак любви на шею
Надел ты бусы красивые,
Неожиданно врассыпную
Покатились янтари12.
На наш взгляд, здесь автор использует глубоко психологическое утверждение. По мнению практических психологов, в любую работу или действие человек вкладывает частичку души: доброй или злой. То же самое и с подарками. Со временем они начинают оказывать влияние на человека: если подарок сделан от чистого сердца и с добрыми намерениями, он действует как амулет, оберег, если с завистью - начинает вредить, притягивать зло.
Таким образом, саморазрушение янтарного ожерелья раскрывает духовные черты подарившего его человека.
Героиня стихотворения Факихи Тугузбае-вой «Мелодия» также испытывает тяжкие душевные переживания: ее предал дорогой человек.
Моя душа окаменела -
Так тягостна твоя измена.13
На первый взгляд, кажется, что лирическая героиня испытывает ненависть к любимому. Однако ее злоба длится недолго. Она не желает мстить, вредить ему, потому что у нее слишком доброе сердце. Она принадлежит к тем возвышенным и богатым натурам, которые не знают расчета в любви. Героиня полностью отдается своему чувству, и потому оно прекрасно и неповторимо.
Поэты старшего поколения, такие как Мустай Карим («Влюбленные, я к вам обращаюсь!..»), Муса Гали («Сколько раз ты оберегла меня.»), Гилемдар Рамазанов («Если любишь»), в своих произведениях призывают быть чуткими и человечными к любимым, высоко ценить, беречь самое прекрасное чувство, которое называется любовью. Ведь оно так хрупко.
Таким образом, современная башкирская любовная лирика вышла на новые рубежи своего развития. Она отличается богатой палитрой красок и образностью. В ней раскрываются уникальность личности, удивительное богатство чувств, неповторимые оттенки переживаний.
Примечания
1 Бикбаев, Р. Эволюция современной башкирской поэзии. М., 1991. С. 43.
2 Сафин, Р. Белая музыка. Стихи. М., 1977. С. 35.
3 Гарипов, Р. Сочинения : в 3 т. Т. 1. Стихи, поэмы. Уфа, 1996. С. 33.
4 Ахмадеев, В. Цена слова. Стихи. Уфа, 1985. С. 54.
5 Там же. С. 55.
6 Карим, М. Долгая дорога. Стихи. Уфа, 2004. С. 210.
7 Ганеева, Т. Кипчаки. Поэма, стихи. Уфа, 1994. С. 133.
8 Кудаш, С. Сочинения : в 2 т. Т. 1. Уфа, 1989. С. 386.
9 Сафин, Р. Жду весну. Стихи, поэмы. Уфа,
1981.
10 Карамышева, Т. Молитвы моей души. Поэмы. Стихи. Уфа, 1998. С. 199.
11 Кутлугильдина, З. Зарево. Стихи. Уфа, 1989. С. 59.
12 Янбулатова, Р. Когда цветет калина. Стихи и песни. Уфа, 1976. С. 41.
13 Тугузбаева, Ф. Книга любви. Стихи. Уфа,
1982.С. 180.