Научная статья на тему 'ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ФЕНОМЕНОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В СОЧИНЕНИЯХ АЛЬ-ФАРАБИ, АБУ РАЙХАНА БЕРУНИ, АБУ АЛИ ИБН СИНЫ И МАХМУДА АЗ-ЗАМАХШАРИЙ'

ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ФЕНОМЕНОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В СОЧИНЕНИЯХ АЛЬ-ФАРАБИ, АБУ РАЙХАНА БЕРУНИ, АБУ АЛИ ИБН СИНЫ И МАХМУДА АЗ-ЗАМАХШАРИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ / ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ВПЕЧАТЛЕНИЕ / ВНЕШНИЙ ОБЛИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эргашев Пулат Собирович

В статье представлен психологический анализ наблюдений, описанных великими мыслителями первого ренессанса научно-творческой жизни в среднеазиатском регионе Аль-Фараби, Абу Райханом Беруни, Абу Али ибн Синой и Махмудом аз-Замахшарий об особенностях социального познания и социально-перцептивных процессах в восприятии и понимании человека человеком. В частности, показано внимание средневековых мыслителей к вопросам о значении отдельных базовых качеств личности как знаковых признаков в межличностном восприятии и познании человека человеком, роли внешности в формировании эмоционального отношения к объекту познания, связи социально-перцептивных навыков с другими качествами личности. Общий анализ их рассуждений, показал, как точно мыслители на уровне теоретических положений подмечали проявление того или иного социально-перцептивного явления. Хотя они опирались по большей части на теоретические методы познания, их наблюдения и философские обобщения в большинстве своем подтверждаются результатами современных психологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF SOME PHENOMENA OF SOCIAL COGNITION IN ESSAYS AL-FARABI, ABU REYHAN BERUNI, ABU ALI IBN SINA AND MAXMUDA AZ-ZAMAXSHARIY

The article presents a psychological analysis of the observations described by the great thinkers of the Renaissance periods of scientific and creative life in the Central Asian region Al-Farabi, Abu Rayhan Beruni, Abu Ali ibn Sina and Mahmud al-Zamakhshariy about the features of social cognition and socio-perceptual processes in the perception and understanding of man by man. In particular, it shows the attention of medieval thinkers to the questions of the significance of certain basic personality qualities as symbolic signs in the interpersonal perception and cognition of a person by a person, the role of appearance in the formation of an emotional attitude to the object of knowledge, the connection of social-perceptual skills with other personality qualities. A general analysis of their reasoning showed how accurately thinkers at the level of theoretical positions noticed the manifestation of a particular socio-perceptual phenomenon. Although they relied for the most part on theoretical methods of cognition, their observations and philosophical generalizations are mostly confirmed by the results of modern psychological research.

Текст научной работы на тему «ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ФЕНОМЕНОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В СОЧИНЕНИЯХ АЛЬ-ФАРАБИ, АБУ РАЙХАНА БЕРУНИ, АБУ АЛИ ИБН СИНЫ И МАХМУДА АЗ-ЗАМАХШАРИЙ»

Описание некоторых феноменов социального познания в сочинениях Аль-Фараби, Абу Райхана Беруни, Абу Али ибн Сины и Махмуда аз-Замахшарий

Description of some phenomena of social cognition in essays Al-Farabi, Abu Reyhan Beruni,

Abu Ali ibn Sina and Maxmuda az-Zamaxshariy

Эргашев Пулат Собирович.

Доктор психологических наук, начальник отдела «Психологического обеспечения» Международной школы Аль-Беруни, Узбекистан, Ташкент. pulat-ergashev@rambler.ru

Ergashev Pulat Sobirovich.

Doctor of Psychological Sciences, Head of the Department of "Psychological Support" of the Al-Beruni International School, Uzbekistan, Tashkent. pulat-ergashev@rambler.ru

Аннотация.

В статье представлен психологический анализ наблюдений, описанных великими мыслителями первого ренессанса научно-творческой жизни в среднеазиатском регионе Аль-Фараби, Абу Райханом Беруни, Абу Али ибн Синой и Махмудом аз-Замахшарий об особенностях социального познания и социально-перцептивных процессах в восприятии и понимании человека человеком. В частности, показано внимание средневековых мыслителей к вопросам о значении отдельных базовых качеств личности как знаковых признаков в межличностном восприятии и познании человека человеком, роли внешности в формировании эмоционального отношения к объекту познания, связи социально -перцептивных навыков с другими качествами личности. Общий анализ их рассуждений, показал, как точно мыслители на уровне теоретических положений подмечали проявление того или иного социально-перцептивного явления. Хотя они опирались по большей части на теоретические методы познания, их наблюдения и философские обобщения в большинстве своем подтверждаются результатами современных психологических исследований.

Annotation.

The article presents a psychological analysis of the observations described by the great thinkers of the Renaissance periods of scientific and creative life in the Central Asian region Al-Farabi, Abu Rayhan Beruni, Abu Ali ibn Sina and Mahmud al-Zamakhshariy about the features of social cognition and socio-perceptual processes in the perception and understanding of man by man. In particular, it shows the attention of medieval thinkers to the questions of the significance of certain basic personality qualities as symbolic signs in the interpersonal perception and cognition of a person by a person, the role of appearance in the formation of an emotional attitude to the object of knowledge, the connection of social-perceptual skills with other personality qualities. A general analysis of their reasoning showed how accurately thinkers at the level of theoretical positions noticed the manifestation of a particular socio-perceptual phenomenon. Although they relied for the most part on theoretical methods of cognition, their observations and philosophical generalizations are mostly confirmed by the results of modern psychological research.

Ключевые слова: межличностное познание, отношения, социальная перцепция, психическое состояние, впечатление, внешний облик.

Key words: interpersonal cognition, relationships, social perception, mental state, impression, appearance.

Процесс межличностого познания как в ситуации длительных, так и при кратковременных отношениях имеет сложный механизм, на который активно воздействует ситуация познания, особенности объекта и субъекта социальной перцепции. Как известно, с 50-60 гг. ХХ века проблемы восприятия и понимания человека человеком представляют собой предмет комплексных исследований в мировой психологической науке. Как результат исследований в этом направлении к настоящему времени были сформировано множество различных теорий, возникли отдельные научные школы. Однако несмотря на то, что это направление психологических исследований является относительно молодым, зачатки знаний в данной области, скрытых в древних философских трактатах, а также во многовековой житейской мудрости, позволяют предположить о большом

интересе к этой теме в древние времена. Как подтверждение этой мысли могут быть рассмотрены некоторые научно-философские взгляды мыслителей средневекового Востока о социально-перцептивных явлениях. В частности, в этой статье представлены некоторые воззрения Аль-Фараби, Абу Райхана Беруни, Абу Али ибн Сины, Махмуда аз-Замахшарий, раскрывающие их взгляды на тему процесса познания, и в первую очередь, познания человека человеком.

Действительно, в трудах многих мыслителей Востока затронуты не только философские, но и психологические проблемы. Но так как в то время психология еще не сформировалась как самостоятельная дисциплина, то и все психологические вопросы разбирались в трактатах по медицине и философии. Безусловно, изучение психологических взглядов мыслителей Востока, отраженных в этих медицинских и философских трактатах является актуальной задачей отечественной психологии. В связи с чем, в этой статье мы попытались осветить и проанализировать некоторые психологические взгляды воззрения мыслителей Востока по проблемам межличностного познания, в частности, по проблеме первого впечатления о другом человеке.

Абу Наср аль Фараби (873-950), великий мыслитель-энциклопедист Востока, первый в восточной средневековой философии, кто решительно поднял социальные вопросы и связал их с общефилософскими проблемами [10, с.18], а также подверг глубокому философскому анализу значение социальных контактов для материальной и духовной жизни человека.

В трудах Фараби, среди которых особое значение имеют «Источники философии», «Книга о значениях разума», «Трактат о государстве», «Субстанция», «Основы мудрости», широко представлены философские, физиологические и психологические основы приобретения знаний о предметах внешнего мира. В своей теории познания Фараби придавал большое значение анализу работы органов чувств, связывающих субъекта и объекта познания, психической базы, обеспечивающей как обогащение, так и сохранение, творческое использование приобретенного знания [2, с.287].

В рассуждениях Фараби о гносеологических проблемах особого внимания заслуживает то, что здесь мыслитель явно указывает на один важнейших факторов, способствующих продолжительности впечатления, которое оставляет объект познания у субъекта. Фараби совершенно четко определил, что длительность впечатления во многом зависит от силы раздражения. В трактате «Основы мудрости» Фараби писал: «Каждое из внешних чувств получает от воспринимаемого объекта впечатление соответственно его качеству. Если объект силен, то он оставляет впечатление на долгое время» [2, с.49], [6, с.156]. Вместе с тем, Фараби не отрицал роли других факторов в познании объективного мира. Например, ученый считал, что знание, приобретаемое через опыт, зависит от ряда условий, в которых существует и воспринимается объект, что, по сути, делает такое знание недостаточно достоверным [6, с.91]. Итак, несмотря на то, что вопросы межличностного восприятия и познания не рассматриваются в трудах Фараби как отдельный предмет анализа, его взгляды о структуре и механизмах познавательного процесса, несомненно, сыграли немаловажную роль в развитии общих представлений о проблемах познания людьми друг друга.

Абу Райхан Беруни (973-1048) величайший мыслитель, ученый - энциклопедист средневековья, по большей части известен своими научными исследованиями в области естественных наук, а также истории и этнографии. Однако в его произведениях, среди которых особое место занимают такие работы, как «Памятники минувших поколений», «Индия», «Геодезия», «Минералогия», «Канон Масъуда», также обсуждаются некоторые проблемы психологического содержания, в том числе, вопросы познания человека человеком.

Как известно, Абу Райхан Беруни (973-1048) ученый-энциклопедист средневековья, по большей части известен своими научными исследованиями в области естественных наук, а также истории и этнографии. Однако в его произведениях, среди которых особое место занимают такие работы, как «Памятники минувших

поколений», «Индия», «Геодезия», «Минералогия», «Канон Масъуда», также обсуждаются некоторые проблемы психологического содержания, в том числе, вопросы познания человека человеком.

Беруни отмечал большое значение внешнего облика в межличностном познании. «Красота лица и изящество стана, - писал мыслитель, - и то и другое приятно, и люди желают видеть их в тех, кто им встречается» [8, с.17]. Именно существенным значением физического облика, привлекательности в формировании первого впечатления о другом человеке Беруни объяснял, что не случайно в былые времена послами назначались люди с красивой внешностью [9, с.75]. В тоже время, Беруни призывает не делать поспешных выводов о человеке на основе его повседневного поведения в одной и той же ситуации, и советует понаблюдать за ним в ситуациях выполнения различной деятельности. «Пусть тебя, - писал Беруни, - не вводит в заблуждение то, что на уроке я выгляжу мягкосердечным и добрым, видел бы ты меня в бою, там я свирепее даже злых духов» [3, с.99]. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Беруни будучи видным естествоиспытателем также уделял некоторое внимание вопросам восприятия и познания людьми друг друга, в его рассуждениях немало мыслей, созвучных современным представлениям о проблемах социальной перцепции.

Среди арабоязычных философов наибольшим авторитетом по вопросам философии и психологии пользовался Абу Али ибн Сина (980-1037). В своих философских и медицинских трудах, среди которых наиболее крупными являются «Канон врачебной науки», «Книга исцеления», «Книга знания», «Книга спасения», а также специальных психологических работах таких, как «Брошюра о душе», «Поэма о душе», «Очерк о человеческих силах и их познаниях» он стремился дать углубленный анализ многих психических явлений. Нельзя не согласиться с утверждением А.К.Закуева о том, что психологическое учение Ибн Сины является звеном исторического развития психологической мысли, которое соединяет предшествующие учения с последующими. В этом отношении роль Ибн Сины достаточно велика и его психология, действительно имеет немало ценных и прогрессивных сторон [5, с.8].

В философском и психологическом творчестве Ибн Сины особое место занимает обсуждение вопросов, так или иначе связанных с проблемами восприятия и понимания человека человеком. Психологические взгляды Ибн Сины о проблемах межличностного познания широко представлены в его размышлениях о дружбе и дружеских взаимоотношениях. Например, в трактате «Рисолат фи илм ал-ахлок» («Трактат о морали») излагая мысли об условиях дружбы и товарищества, Ибн Сина отмечает, что желающий иметь друга должен быть осторожным по отношению с теми лицемерными, коварными людьми, которые выдают себя за друзей [4, с.156]. Однако причину ошибок в выборе друга Ибн Сина видел не только в обмане и хитрости объекта познания, но и в познавательных возможностях субъекта социальной перцепции, который по причине «своего недопонимания» также может ошибиться в выборе друга [4, с.155]. Для определения верного друга он советует обратить как тот или иной человек относился в детстве к своим близким, выполнял ли свой долг перед ними [4, с.156].

Ибн Сина считал, что настоящим другом не может стать человек, склонный к безделью, наслаждениям и эгоизму, имеющий пристрастие к увеличению своих богатств, неравнодушный к золоту, любящий азартные игры и близкий к таким людям, кто занимается бестолковыми разговорами, неуместными шутками и пустым времяпровождением [4, с.156]. Последнее дает основание полагать, что взгляды Ибн Сины о проблемах социальной перцепции представляют интерес не только и не сколько потому, что мыслитель детально обосновал необходимость целенаправленного познания другого человека для установления близких отношений, а поскольку он пытался выделить наиболее важные личностные особенности объекта восприятия, на которые необходимо обратить внимание в межличностном познании.

Махмуд аз-Замахшарий (1075-1144), который прославился, в основном как ученый филолог, а также теолог, в своем сочинении «Тонкие фразы» обсуждает некоторые психологические аспекты человеческого

бытия: «Глаза могут выдать душевное состояние - любовь или ненависть их владельца» [1, с.71], «На верном пути походка человека величественнее львиного шага» [1, с.52], «Красивая внешность никому не приносит признания, уважения и почести, наоборот, невзрачный и плохо одетый человек может достичь почитания в силу своих положительных качеств» [1, с.72]. Аз-Замахшарий отмечал, что не стоит смотреть на одежду человека чтобы познать его, необходимо пытаться узнать о его знаниях, и если знания считать отцом, то его кормление, важнее материнского. Однако в то же время мыслитель проводил такую анологию: "Красивый образ и милое лицо вызывает такое же приятно ощущение в душе как луна, появившеяся на небе темной ночью" [1, с.53], но в такой черте мужчины как склонность терять голову при виде красивой женщины, он видел признак слабости веры [1, с.78]. Но особенно внимательными быть призывал Аз-Замахшарий относительно тех людей, которые пытаются показывать себя щедрыми и благородными, будучи на самом деле нуждающимися и без чести, ибо они таким образом усыпляя внимание, могут в один прекрасный день подловить [1, с.56]. Безусловно, большинство таких рассуждений основываются на имплицитных представлениях, житейских наблюдениях, однако все же они заслуживают определенного внимания с исторической точки зрения.

Итак, вполне очевидно, что великих мыслителей средневекового Востока беспокоили наиболее сложные вопросы межличностных взаимоотношений, межличностного познания, на которые они не пытались дать исчерпывающие, ответы, а в большей мере, старались обратить внимание на их актуальность. В целом, можно сделать выводы о том, что:

1.Восточные мыслители подчеркивали, что межличностное познание является основным условием установления близких взаимоотношений.

2.Мыслители Востока, не отрицая роли внешности в формировании первого впечатления, считали необходимым познание личности человека для построения наиболее общих выводов о нем.

3.Восточные мыслители отмечали связь познавательной, аффективной и личностной сферы, пытались раскрыть ее механизмы.

4.Мыслители Востока отмечают существование некоторых социально- перцептивных явлений, однако их рассуждения ограничиваются, в основном, констатацией и описанием.

Безусловно, изучение психологических взглядов мыслителей Востока, будучи зачастую малоизученной областью исторического развития психологических знаний, является важной задачей современной истории психологии, выполнение которой помогло бы дополнить картину эволюции научных представлений в этой сфере. В заключение отметим, что дальнейшее, более обширное исследование научного и художественного наследия восточных мыслителей с точки зрения проблем социальной перцепции, могло бы помочь по-новому осмыслить их творчество и открыть большой пласт истории развития психологической мысли на Востоке.

Список используемой литературы:

1.Абул-л-косим Махмуд Аз-Замахшарий. Нозик иборалар. (Шархлар муаллифи ва тарж. У.Уватов. Нашрга тайёрловчи Асад Дилмурод). - Т., «Камалак», 1992. - 80 б.

2.Антология педагогической мысли Узбекской ССР / Составители: С.Р.Раджабов, К.Х.Хошимов, К.М.Муминходжаев, С.К.Каримова. - М.: Педагогика, 1986. -320 с. 2

3.Беруний Абу Райхон. Уйлар, хикматлар, на^ллар, шеърлар. Туп. ва нашрга тайёрловчи Абдусодик; Ирисов. - Т., «Ёш гвардия», 1973. - 104 б. 3

4.Болтаев М. Абу Али ибн Сина - великий мыслитель, ученый-энциклопедист средневекового востока/ Отв. ред. Э.Ю.Юсупов. - Ташкент: Фан, 1980. - 164 с. 4

5.Закуев А.К. Психология Ибн-Сины. Баку: Изд-во Акад. наук АзССР, 1958. - 89 с. 5

6.Казибердов А.Л., Муталибов С.А. Абу Наср ал Фараби: Исследования и переводы/ АН УзССР, Ин-т востоковедения им. Абу Райхана Беруни, Ин-т философии и права им. И.М.Муминова. - Ташкент: Фан, 1986. -200 с. 58

7.Маънавият юлдузлари: (Марказий Осиёлик машхур сиймолар, алломалар, адиблар) // Тупловчи ва масъул мухаррир: М.М.Хайруллаев/.- Тулдирилган кайта нашр. - Т.: Абдулла Крдирий номидаги халк мероси нашр., 2001. - 408 б. 6

8. Муминов И.М. Абу Райхан Беруни - выдающийся ученый энциклопедист// Беруний и гуманитарные науки. Докл. науч. сессии АН УзССР, посвещ. 998-й годовщине со дня рождении А.Р.Беруни. 3-4 сент. 1971 . -Ташкент, 1972. - С. 3-24. 7

9.Туракулов Э., Рахимов С. Абу Райхон Беруний: Рухият ва таълим тарбия хакида: Мактаб, олий билимгохларнинг укитув. ва талабалари учун укув.-мет. кулл. - Т.: Укитувчи, 1992. - 80 б. 11

10.Хайруллаев М. Форобий рухий процесслар ва таълим-тарбия тугрисида. Т.: Укитувчи,1967. - 96 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.