ОПИСАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ В МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Н. Л. КИЛЯЧКОВ, МГИМО МИД России
Современная развитая экономика — это сложная, многофункциональная система, которая позволяет обществу производить различные блага, делает возможным оптимальное распределение ресурсов, обеспечивает функционирование государства, играет важную социальную роль и выполняет целый ряд других функций. Для обеспечения ее непрерывной и слаженной работы, поддержания равновесия между встречными процессами производства и потребления необходимо постоянное пополнение и обновление запасов капитальных благ путем осуществления инвестиций. Опыт показывает, что хорошо работающие механизмы обеспечения инвестиционного процесса являются важнейшим условием опережающего экономического развития.
При изучении данного механизма в рамках экономики страны представляется недостаточным ограничиться качественным описанием критериев его эффективности или даже их количественной оценкой. Было бы интересно рассмотреть математическую модель, в которой бы эти критерии рассматривались системно, во взаимосвязи друг
с другом и с основными макроэкономическими показателями. Вариант такой модели был предложен Л. А. Чалдаевой в статье «Теоретические и методологические аспекты исследования механизма функционирования фондовой биржи» («Финансы и кредит», № 4, 2003 г., с. 66-80). Поскольку наши дальнейшие рассуждения будут связаны с моделью, рассмотренной в этой статье, представляется необходимым коротко описать ее.
Модель описывает взаимодействие между тремя основными группами экономических субъектов: бизнесом, домашними хозяйствами и государством. Финансовые потоки, связывающие их, изображены на вышеприведенной схеме. Обозначения на схеме расшифровываются следующим образом. Сектора «1», «2» и «3» означают основные группы экономических агентов — бизнес (производителей), государство и потребителей; ¡]3 — это факторные доходы и прибыль частных лиц, часть из которых привлекает государство в виде налогов по суммарной ставке /г. Обратный финансовый поток идет в виде сбережений / (1> и потребления / <2). Коэффициент Ь означа-
Налогообложение
Биржа и иные финансовые посредники
ет долю частного сектора в привлечении инвестиций; остальные средства государство привлекает в форме внутренних займов у населения. Полученные средства оно использует на выплату зарплаты госслужащим и осуществление трансфертных платежей (/2!), а также на государственное потребление ¡2Г Изображены также три потока, связывающие систему с внешним миром: добавленный продукт Д.я, вывоз капитала АдШ и тезаврация Аг
На основе описанной схемы составляется система дифференциальных уравнений, через которую можно определить, при каких значениях переменных и параметров идет накопление или, наоборот, отток средств у бизнеса, домохозяйств или государства.
Возможности для применения данной модели представляются весьма богатыми. С теоретической точки зрения она представляет интерес тем, что предлагает вариант цельного, системного описания инвестиционного процесса в экономике. С практической — модель позволяет определить характер инвестиционной ситуации в экономике, взяв в качестве исходных данных основные статистические показатели (ВВП, сбережения, чистый экспорт капитала и пр.). Поскольку эти показатели часто используются в качестве целевых при подготовке программ экономической политики, рассматриваемая модель позволяет выяснить, совместимы ли те или иные цели политики государства с расширением частных инвестиций. Подобная непротиворечивость правительственных программ очень важна для стран, где существует потребность в обновлении основных средств, в частности для России.
В соответствии с этими вариантами применения можно сформулировать основные требования к модели. Во-первых, следует как можно более точно установить экономический смысл ее звеньев и связей, а также допущения, лежащие в ее основе. Во-вторых, параметры, используемые в качестве входящих данных при расчетах, должны быть показателями, которые вычисляют и публикуют национальные или международные статистические службы. В рамках данной статьи мы попытаемся частично проверить соответствие модели первому требованию, а именно рассмотрим звенья и связи, представленные в вышеприведенной схеме взаимодействия бизнеса, домохозяйств и государства.
Начнем с точного определения объекта, который описывается моделью. Очевидно, что этим объектом является некий экономический комплекс, в котором действует одно и только одно государство. Иначе говоря, это национальная экономика. Однако сам термин «национальная экономика»
можно понимать двояко: либо как совокупность лиц и предприятий, действующих на территории данного государства, либо как любую деятельность лиц и фирм, находящихся под юрисдикцией данного государства. В первом случае объем экономики измеряется показателем ВВП, во втором — ВНП. Нам представляется более уместным использовать первое понимание термина, поскольку, во-первых, лица и компании той или иной страны взаимодействуют в процессе своей экономической деятельности со многими государствами, что может неразумно усложнить модель. Во-вторых, ВВП используется в мировой статистике гораздо чаще, чем ВНП, что делает его более подходящим показателем для наших целей.
Пополнение и использование накоплений прошлых лет рассматривается в модели как взаимодействие с внешней средой. Это позволяет заключить, что объектом моделирования является национальная экономика в данный момент времени. Экономические процессы, происходившие в прошлом и ожидаемые в будущем, не входят в предмет анализа'.
Итак, объектом описания модели является национальная экономика, рассматриваемая в данный момент времени. Внешней средой для модели является экономика других стран, а также прошлое и будущее национальной экономики. Первая составляющая будет далее называться внешней средой в пространстве, а вторая — внешней средой во времени.
Теперь рассмотрим допущения, лежащие в основе модели. Во-первых, из схемы видно, что инвестиции переходят от субъектов сбережений к инвесторам без потерь. Соответственно стоимость информации, необходимой для принятия инвестиционных решений, равна нулю. В реальной жизни проблема недостатка информации вызывает к жизни систему финансовых посредников (включающую банки, страховые компании, паевые фонды, профессиональных участников рынка ценных бумаг ч пр., а также фондовые биржи), которые за определенное вознаграждение переводят средства от субъектов сбережений к инвесторам. В экономике, описываемой моделью, финансовые посредники отсутствуют. Такая ситуация наблюдается только в случае самофинансирования инвестиций за счет нераспределенной
1 Прошлое национальной экономики оказывает влияние на настоящее через сбережения прошлых лег, которые инвестируются в экономику; будущее - через формирование запасов «на черный день», стабилизационных фондов и пр.
прибыли. Во всех остальных случаях плата за услуги финансовых посредников существует, и ей можно пренебречь, только если она составляет достаточно малую долю перечисляемых потоков2.
Во-вторых, предполагается, что инвестирование осуществляется в первую очередь за счет средств, формирующихся в национальной экономике. Следует, однако, помнить, что в противном случае - если главными источниками инвестиций являются накопления прошлых лет и иностранные капиталовложения — данная модель не принесет пользы, поскольку будет описывать лишь малую долю оборота денежных средств.
Центральным элементом модели являются три действующих стороны: производители, государство и потребители. Состав этих групп соответствует принятой в статистике ряда стран (в том числе США) классификации экономических агентов, выделяющей среди них бизнес, государство и домохозяйства. В уравнениях рассчитываются лишь потоки, существующие между ними. Из рассматриваемого кругооборота средств исключаются трансакции, происходящие внутри каждой из групп: производственное потребление, коммерческое кредитование, самофинансирование инвестиций и оказание услуг одними домохозяйствами другим (например репетиторство, частный извоз, ремонтные работы, сдача квартир и т. п.). В результате такое понимание модели может вызвать ряд сложностей при практическом применении, ибо все эти сделки, как правило, учитываются статистикой; более того, на некоторых рынках (воды, электроэнергии) разделить конечное и производственное потребление затруднительно.
Однако возможна другая трактовка модели. В ней подгруппами «1», «2» и «3» подразумеваются не организации, а определенные процессы: в группу «1» входит производство (формирование факторных доходов), «2» — государственное управление (перераспределение факторныхдоходов), «3» — потребление, сбережение и инвестирование (использование факторных доходов). Такой подход позволяет полностью учесть все финансовые потоки в экономике, а также самофинансирование инвестиций.
Рассмотрим финансовые потоки, описываемые моделью, в рамках обеих трактовок. Это позволит нам четче увидеть разницу между ними и даст возможность выбрать наиболее удобную.
Стрелка на схеме отображает движение факторныхдоходов: заработной платы, процента, ренты и прибыли. При первом подходе к толкованию модели этот поток лишь отчасти включает в себя про-
цент, ренту и прибыль, поскольку часть земли и инвестиционных ресурсов фирмы получают от других фирм, то же самое относится и к распределению дивидендов. При втором же подходе факторные доходы учитываются полностью: и те, что поступают от фирм частным лицам (заработная плата, проценты по вкладам и облигациям, дивиденды), и те, что получают другие компании (проценты по кредитам, вкладам и облигациям, арендная плата, дивиденды), и те, что остаются внутри фирмы (использование собственных ресурсов, нераспределенная прибыль).
Обратный финансовый поток в рамках первой трактовки отражает платежи населения бизнесу в форме потребления (/?/2;) и инвестиций иа>), а также те средства, которые не доходят до национальных компаний, уходя за границу (Апш в статье Л. А. Чалдаевой; по мнению автора, изданной величины имеет смысл особо выделить чистый экспорт N1), в накопления (АТ) и государству в виде займов (/,//;х("/-Д)). Вторая трактовка описывает потоки, направленные от сектора «3» к сектору «1», с помощьютехже величин, однако понимает их шире, не связывая исключительно с платежами населения. Это позволяет учесть такие явления, как производственное потребление, финансирование инвестиций предприятиями (в том числе самофинансирование), вывоз капитала компаниями и государством и некоторые другие.
Финансовые потоки, связанные с деятельностью государства, показаны в схеме двумя стрелками доходов (от налогообложения и от займов) и двумя стрелками расходов, направленных к секторам «1» и «3». Касательно налогообложения необходимо отметить следующее. Все разнообразие государственных сборов можно, не слишком погрешив против истины, свести к четырем основным налогам: на доходы физических лиц (или подоходный), на прибыль, универсальный акциз (налоге продаж или НДС) и таможенные пошлины. Они начисляются на разные виды денежных потоков и, соответственно, должны обозначаться в модели разными переменными. Налоги на прибыль и на доходы физических лиц взимаются с факторных доходов, поэтому их следует отражать так же, как и на схеме.
2 Платой за услуги балкон (в процентах от перечисляемых средств) можно считать разность между стачкой по выдаваемым кредитам и но привлекаемым депозитам. Для страховых компаний такой платой будет доходность инструментов, в которые они осуществляют вложения; для фондовых бирж -отношение доходов биржи к объемам совершаемых на них сделок. По мнению автора, платой за услуги финансовых посредников можно пренебречь, если она будет примерно на порядок меньше величин Ь и /?.
При этом г| будет обозначать их суммарную ставку-1. Акцизы входят в цену приобретаемых товаров, так что их следует обозначать в виде отчислений от величины потребления ¡у<2) по ставке 9. Наконец, пошлины также включаются в цену потребляемых товаров, но на этот раз зарубежных. Соответственно их надо изображать как поток, возвращающийся к сектору «2» от чистого импорта и составляющий долю X от величины валового импорта.
Однако для простоты расчетов имеет смысл отражать налогообложение так же, как это делается в оригинальной версии модели. При этом г| обозначает суммарную налоговую нагрузку, величину потребления ¡ь(2) следует брать без НДС, а чистый импорт N1 высчитывать как импорт за вычетом пошлин минус экспорт (также за вычетом пошлин, если такие имеются). На схеме эти два способа учета налогообложения можно изобразить следующим
образом (при второй трактовке модели): *----
1. Ь(1-Х)-Е 2.
^__/ ^^ Ы1=1-Е
^ /№Г) /№(/-Г|) ^
9 9 9 с
Хотя первый способ более точен с экономической точки зрения, он значительно усложняет модель математически, поэтому второй способ представляется лучшим, несмотря на поправки к статистическим показателям, которые он требует.
Кредиты привлекаются государством, главным образом, через эмиссию облигаций. Покупателями этих облигаций выступают домохозяйства, производящие компании и финансовые посредники. Последние, в свою очередь, также пользуются средствами, которые они привлекли у домохозяйств и фирм реального сектора. При первой трактовке модели поток ¡у<0 представляет собой средства, ко-
' Данное описание сделано в рамках второй трактовки модели. В соответствии с первой, 1-1 является ставкой подоходного налога. Прибыль компаний при этом вообще не учитывается в модели (за исключением доли от тех дивидендов, которые получают домохозяйства), поэтому налог на прибыль должен присутствовать как параметр — отдельная стрелка, направленная от сектора «I» к сектору «2».
торые население направляет на инвестиции внутри экономики, втом числе через систему финансовых посредников. Поэтому коэффициент р будет представлять собой долю средств частных лиц, которая была направлена на приобретение государственных облигаций как самими частными лицами, так и финансовыми посредниками (банками и пр.), привлекавшими их средства. Займы государства у компаний реального сектора должны учитываться отдельно — в качестве параметра. При второй трактовке содержание данных показателей проще: означает весь объем кредитов и первичных вложений в финансовые инструменты в национальной экономике за счет внутренних источников, а (3 — долю государственных облигаций в объеме кредитования и вложений в ценные бумаги.
Поскольку внутренние госзаймы осуществляются на условиях возвратности и платности, помимо потока / /V 1-$) в модели должен учитываться поток выплат государства по процентам и возвращению основной суммы долга, направленный от сектора «2» к сектору «1». Мы обозначим его как ¡21(", тогда как параллельный поток ¡2<2>, будет отражать трансферты и зарплату государственных служащих.
Наконец, нельзя забывать о таком источнике государственных доходов, как факторные доходы (процент и прибыль) от государственных инвестиций. Этот финансовый поток необходимо выделить при первой трактовке модели. При использовании второй это делать необязательно, поскольку данные средства будут учтены в переменной //г
Расходы современного государства можно разделить на следующие статьи: потребление товаров и услуг, необходимых для выполнения функций государства; заработная плата госслужащих; трансферты различным группам населения; государственные инвестиции; расходы на обслуживание государственного долга. Потребление и инвестиции в обеих трактовках направлены от государства к сектору «1», зарплата служащих и трансферты — к сектору «3». Что касается расходов на обслуживание госдолга, то в первой трактовке модели эти расходы должны быть направлены как к сектору «1», так и к сектору «3» (ведь и компании, и домохозяйства могут предоставлять государству кредит). При второй же трактовке они направлены только к сектору «3» (поскольку кредитование государства есть форма инвестирования и поэтому связана с распределением факторных доходов).
М=1х(1-А,)-Е
В первоначальном варианте схемы отсутствуют переменные, отражающие деятельность государства по привлечению средств из-за рубежа и выводу средств из национальной экономики. Такие процессы могут выступать в форме предоставления кредитов внешним заемщикам, получения процентов и основной суммы долга от внешних заемщиков, осуществления внешних государственных займов, выплат процентов и основной суммы долга внешним кредиторам или же увеличения и сокращения государственных резервов. Все эти потоки средств можно отразить с помощью двух переменных: сальдо по финансовым операциям и чистой тезаврации.
Наконец, осталось определить место в модели государственного сектора. Поскольку большая часть госпредприятий вынуждены действовать в рыночной среде, их деятельность можно рассматривать вместе с деятельностью частных компаний. Те же отличия, которые существуют, разумно включить в те или иные потоки, связанные с государственной деятельностью (например, безвозмездное финансирование — в государственное потребление).
С учетом всех изложенных замечаний схему модели (в рамках второй трактовки) можно изобразить следующим образом:
2.
3.
1ц
Большая часть обозначений на схеме уже объяснялась в тексте. Следует отметить лишь А — факторные доходы зарубежных лиц (проценты, прибыль в форме дивидендов); Адш 2 — вывоз капитала государством; Д — вывоз капитала частным сектором (вложения в ценные бумаги зарубежных эмитентов, в зарубежные проекты, перевод средств за границу); АТ2 — чистое накопление средств государством (через резервы ЦБ, стабилизационные фонды и пр.) и АТ3 — чистое накопление средств частным сектором.
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
1. Объектом, который описывает рассматриваемая модель, является национальная экономика вданный период времени. Модельописываетэкономику, в которой инвестиции делаются, главным образом, из внутренних источников. Предполагается, что услуги финансовых посредников бесплатны. Возможны две трактовки модели: согласно первой под секторами 1, 2, 3 подразумеваются группы экономических агентов (бизнес, домохозяйства, государство), согласно второй — группы трансакций (образование, распределение и перераспределение факторных доходов). Структура модели(набор переменных и параметров и взаимосвязи между ними) при обеих трактовках практически совпадает, однако экономический смысл переменных и параметров существенно различается.
4. Вторая трактовка модели (сектора как группы трансакций) более полно учитывает финансовые потоки в экономике и требует менее сложных показателей, поэтому она является предпочтительной.