Научная статья на тему 'Опережающее обучение в современной методике преподавания иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях'

Опережающее обучение в современной методике преподавания иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ADVANCED TRAINING / METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронжина Наталия Александровна, Плотнова Светлана Владимировна, Гаврилова Вера Викторовна

Иноязычная подготовка студентов в медицинских образовательных учреждениях является чрезвычайно важной составляющей профессиональной подготовки медицинского работника. Изучение иностранного языка по профессиональному направлению сейчас приобретает особое значение для будущих врачей, и именно преподаватель должен найти такие формы и методы, чтобы этот процесс был интересным и желанным для студентов. Одним из эффективных методов обучения в современных условиях является опережающее обучение. Деятельностная направленность опережающего обучения обучение в современной методике преподавания иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях обосновывает усиление мотивированности обучения, личностной ценности и значимости образования с целью обеспечения успешной профессиональной реализации выпускников медицинских учебных заведений. Практическая реализация указанных приоритетов опережающего обучения предполагает изменение характера преподавания содержания традиционных учебных курсов в медицинских образовательных учреждениях: особую актуальность приобретает предоставление информации о новых тенденциях развития той или иной отрасли медицины, а также о ее связи с наиболее перспективными направлениями развития медицинской науки и практики. При этом особенно важным становится изменение системы педагогического образования, ведь ключевой фигурой новой эры научных знаний и информации должен стать педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ронжина Наталия Александровна, Плотнова Светлана Владимировна, Гаврилова Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED TRAINING IN MODERN METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Foreign language training of students in medical educational institutions is an extremely important component of professional training of a medical worker. Learning a foreign language in a professional direction is now becoming particularly important for future doctors, and it is the teacher who must find such forms and methods that this process is interesting and desirable for students. One of the most effective methods of training in modern conditions is advanced training. Activity orientation advanced education training in modern methods of foreign language teaching at medical educational institutions justifies the increased motivation of learning, personal values and the importance of education to ensure successful professional development of graduates of medical educational institutions. The practical implementation of these priorities of advanced training involves changing the nature of teaching the content of traditional training courses in medical educational institutions: providing information about new trends in the development of a particular branch of medicine, as well as its connection with the most promising areas of development of medical science and practice, becomes particularly relevant. At the same time, it is particularly important to change the system of teacher education, because the key figure in the new era of scientific knowledge and information should be a teacher.

Текст научной работы на тему «Опережающее обучение в современной методике преподавания иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях»

Опережающее обучение в современной методике преподавания иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях

Ронжина Наталия Александровна,

преподаватель кафедры иностранных языков, Приволжский исследовательский медицинский университет (ФГБОУ ПИМУ МЗ РФ)

E-mail: nglunatasha@mail.ru

Плотнова Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, Приволжский исследовательский медицинский университет (ФГБОУ ПИМУ МЗ РФ) E-mail: plot2008n@yandex.ru

Гаврилова Вера Викторовна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, Приволжский исследовательский медицинский университет (ФГБОУ ПИМУ МЗ РФ) E-mail: veviga@yandex.ru

Иноязычная подготовка студентов в медицинских образовательных учреждениях является чрезвычайно важной составляющей профессиональной подготовки медицинского работника. Изучение иностранного языка по профессиональному направлению сейчас приобретает особое значение для будущих врачей, и именно преподаватель должен найти такие формы и методы, чтобы этот процесс был интересным и желанным для студентов. Одним из эффективных методов обучения в современных условиях является опережающее обучение. Деятель-ностная направленность опережающего обучения обучение в современной методике преподавания иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях обосновывает усиление мотивированности обучения, личностной ценности и значимости образования с целью обеспечения успешной профессиональной реализации выпускников медицинских учебных заведений.

Практическая реализация указанных приоритетов опережающего обучения предполагает изменение характера преподавания содержания традиционных учебных курсов в медицинских образовательных учреждениях: особую актуальность приобретает предоставление информации о новых тенденциях развития той или иной отрасли медицины, а также о ее связи с наиболее перспективными направлениями развития медицинской науки и практики. При этом особенно важным становится изменение системы педагогического образования, ведь ключевой фигурой новой эры научных знаний и информации должен стать педагог.

Ключевые слова: опережающее обучение, методика преподавания иностранного языка, качество профессиональной подготовки, метод проектов.

Изучение иностранного языка было и является обязательным в медицинских учебных заведениях. Усилия преподавателей были направлены на то, чтобы студенты овладели разговорные фразы и основные грамматические явления, умели читать и переводить. На сегодняшний день требования к владению иностранным языком существенно изменились. Интеграция РФ в глобальную экономическую систему, внедрение Болонской системы в образовательный процесс, расширение международных контактов - все это повлияло на процесс подготовки будущих медицинских специалистов. Понятно, что возрастает роль иностранного языка, как основного средства международного общения.

В современных условиях наблюдается растущая динамика в различных областях жизнедеятельности человека: меняются экономические, социальные, геополитические, научно-технические условия; трансформируются жизненные ценности и социальные ориентиры. Система образования, будучи одной из наиболее динамичных сфер общественного развития, не может не реагировать на эти изменения. Против эта реакция не должна носить характер последствий, а должна опережать перспективные изменения в общественном развитии. Только своевременная адаптация системы образования к изменениям внешней среды позволит согласовать образовательные услуги, которые она предлагает, с текущими и перспективными индивидуальными, общественными и производственными потребностями.

Актуальность развития опережающего образования при изучении иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях обусловлена необходимостью повышения уровня адаптивности системы медицинского образования к внешним вызовам, в частности: приведение в соответствие с требованиями информационной образовательной среды ресурсного обеспечения медицинских учебных заведений всех типов; обеспечение соответствия содержания медицинского обучения и структуры подготовки кадров потребностям работодателей; формирование инновационного научно-методического обеспечения учебного процесса.

Таким образом, возникла объективная необходимость реформирования системы образования. Однако такое реформирование должно носить не спонтанный характер, а быть упорядоченным и направленным на долгосрочные цели развития общества. Основной целью реформирования должно стать создание новой, опережающей мо-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

дели преподавания иностранных языков. Новая модель должна формировать личность на основании ориентации форм, содержания и технологий обучения не на прошлое состояние общества, а на его перспективное развитие. Опережающее обучение в современной методике преподавания иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях должно быть направлено на подготовку обучающихся к жизнедеятельности в условиях становления информационного общества, требованием которого является подготовка индивидов с гибким общеобразовательным и профессиональным уровнем, развитой способностью к непрерывному саморазвитию и обогащению.

В то же время остаются недостаточно разработанными вопросы относительно обоснования места и роли опережающего обучения в современной методике преподавания иностранного языка в медицинских образовательных учреждениях.

Целью статьи является обоснование приоритетов, целей и принципов опережающего обучения иностранному языку с позиций достижения соответствия структуры и качества профессиональной подготовки в медицинских образовательных учреждениях.

Разработке концепции опережающего обучения посвящены труды многочисленных исследователей: С.Г. Вершиловского, К.К. Колина, А.Е. Марона, А.И. Субетто, А.Д. Урсула, Т.А. Урсул и др. Все указанные авторы, обосновывая актуальность перехода к опережающему обучению, рассматривают его как залог устойчивого развития цивилизации, предотвращения и преодоления глобальных катастроф.

Так, А.И. Субетто отмечает, что в условиях информационной цивилизации ХХ1 века образование как процесс превращается в самый главный компонент всех технологий производства, социальных и экономических процессов. По его мнению, сейчас происходит становление новой образовательно-педагогической формации, что проявляется изменением парадигмы профессионализма и парадигмы педагогической науки.

В связи с этим А.И. Субетто подчеркивает, что «устойчивое развитие «в мире перемен» и, соответственно, в мире высокой качественной динамики возможно только при выполнении Закона Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе» [7].

А.Д. Урсул и Т.А. Урсул обосновывают целесообразность перехода к опережающему обучению, исходя из требований информационного общества и необходимости опережения бытия сознанием в период глобальных трансформаций цивили-зационного развития [8, 9]. В этой связи они подчеркивают, что в процессе «устойчивой футуриза-5 ции» система образования приобретает две новые о глобальные функции. Сущность первой функции (ноогуманистическая) сводится к ориентации об° разовательного процесса на выживание и непре-ав рывное поступательное устойчивое развитие все-

го человечества. Вторая функция (экологическая) акцентирует внимание на нения биосферы, природы вообще (Земли и Космоса), обеспечении благоприятных экологических условий. Исходя из этого, указанные авторы отмечают: «Система образования должна изменить парадигму построения и функционирования в плане неуклонного движения к опережающему обучению. Совершенно ясно, что наука, меняя свою ориентацию с постнеоклассической, техногенно-экономической на гуманистическую и экологическую, должна опережать природо-преобразующую деятельность людей. И в этой связи опережающее обучение имеет существенное значение как еще один, возможно, даже самый важный, механизм формирования образовательной парадигмы XXI в.» [9].

Аналогичную точку зрения высказывает К.К. Колин, который тоже подчеркивает актуальность опережающего характера образования, исходя из тезиса, согласно которому опережение бытия сознанием является сегодня необходимым условием решения многих проблем современности и, в первую очередь, важнейшей проблемы -выживания и дальнейшего безопасного развития цивилизации. Указанный автор совершенно справедливо подчеркивает, что «без информатизации формирование качественно новой формы будущего глобального образования в принципе невозможно, и поэтому наиболее радикальные инновационные процессы, как можно ожидать, будут связаны с переходом к информационному обществу, что является важной составляющей планетарного перехода на путь устойчивого развития. Информационному обществу с устойчивым развитием, основанное на знании и информации, должна соответствовать новая глобальная опережающая инновационно-образовательная система» [4, с. 84].

Рост значимости опережающего обучения обусловлен не только его ролью в обеспечении устойчивого цивилизационного развития, но и кризисом существующей системы образования. Причем этот кризис носит универсальный характер для всех развитых стран, что проявляется в дезориентации образовательных концепций, их направленности на промышленный этап развития общества, а не на требования информационной революции. Кризис образования вызвал нарастание напряжения между системой образования и рынком труда, производством. Основной причиной этого кризиса является повышение требований к образовательно-квалификационному уровню работника, его личностных характеристик и неспособность действующей системы образования готовить кадры в соответствии с текущими и перспективными индивидуальными и общественными потребностями.

Очень важно тщательно подобрать учебный материал, который бы дополнял и углублял знания студентов медицинских образовательных учреждений по профильным дисциплинам и способствовал развитию навыков работы с профессионально-ориентированными текстами.

Сегодня, когда наблюдается тенденция к синтезу опыта и современности, преподаватели-практики и ученые-методисты (все чаще обращаются к методике опережающего обучения, подкрепленной телекоммуникационными технологиями. Рассмотрим, как реализуются начертанные программой цели обучения английскому языку для профессионального общения медицинского персонала с помощью данной методики. Практическая цель, которая должна отвечать конкретным академическим и профессиональным потребностям учащихся (студентов), предусматривает формирование языковой, речевой, стратегической, социолингвистической и прагматической компетенций.

Умения в чтении, аудировании, говорении и письме, составляющих речевую компетенцию, в контексте обучения по методике опережающего обучения формируются интегрировано, поскольку коммуникация, которая возникает во время работы в телекоммуникационном пространстве, происходит в аутентичных условиях, и один вид речевой деятельности постоянно и органично переходит в другой. Эти умения развиваются благодаря построению учебного процесса на основе принципа вариативности: применении разнообразных видов, форм, режимов работы.

Трансформации, происходящие сегодня в системе медицинского образования, характеризуются переносом акцента на самообразование как во время обучения, так и на протяжении всей жизни. Принцип автономии - один из ключевых для методики опережающего обучения.

Работа в режиме опережающего обучения требует наличия третьего уровня развития автономии, когда учащимся предоставляется большее право голоса в выборе целей, содержания и методов обучения. Те возможности, которые в этом плане предлагают информационные технологии, можно сравнить с популярными в западной методике учебными ресурсными центрами (self-access centers), где можно воспользоваться печатными, аудио - и видеоматериалами, учебными компьютерными программами, работать в парах и микрогруппах, получать консультации и все необходимое для самостоятельной работы. Это создает условия для развития учебных умений (связанных с интеллектуальными процессами и с организацией учебной деятельности и ее корреляцией), а также способности к само - и взаимоконтролю. Таким образом, реализуется образовательная цель обучения. Изучение английского языка с помощью профессионально ориентированных телекоммуникационных проектов развивает познавательный мотив - стремление проникнуть в сущность понятий. Диалог культур, возникающий при выполнении международных телекоммуникационных проектов, создает дополнительные возможности познания [5].

В современных медицинских образовательных учреждениях принцип опережающего обучения реализуется так: студентам предлагаются коммуникативные проблемные задачи, которые не-

сколько превышают их возможности. Работая над проектом, они сами выбирают способы деятельности, определяет свое незнание, исправляют свои ошибки, то есть строят собственный путь решения проблемы, приобретая таким образом новые знания, совершенствуя навыки и умения и в итоге - достигая качественно нового уровня развития. При этом наблюдаются прогрессивные изменения во всех трех аспектах: интеллектуальном, личностном и деятельностном. Основным критерием развития интеллекта является умение самостоятельно, творчески решать задачи разных типов.

Проектная работа в условиях опережающего обучения способствует совершенствованию особенностей мышления, обеспечивающие креативность личности: широкий диапазон, высокая степень гибкости и адаптивности, широкая воображение, ассоциативность, высокая степень категоризации, неординарность. Развитие студента как личности соотносится прежде всего с усложнением мотивационной сферы, рефлексивности, самооценки [3].

Психологическая структура деятельности студента улучшается в плане целеустремленности, установления отношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны деятельности. Использование в методике опережающего обучения принципов обучения в сотрудничестве (cooperative learning) способствует социализации студентов: формированию коммуникативных умений, умений общаться с различными социальными группами (студентами, представителями разных профессий), а также умений общаться с помощью электронных средств связи (электронной почты, форума, чата). Конечный продукт деятельности можно сделать доступным для определенного круга лиц или широкой общественности, разместив его на Интернет.

Работа с аутентичными материалами в аутентичных ситуациях общения, то есть погружение в природную культурно-языковую среду создает все условия для реализации социокультурной цели - достижение широкого понимания важных и разноплановых международных социокультурных проблем, для того, чтобы действовать должным образом в культурном многообразии профессиональных и академических ситуаций.

Таким образом, применение методики опережающего обучения является эффективным средством реализации целей обучения английскому языку для профессионального общения.

Литература

1. Вершловский С.Г. Непрерывное образование (историко-теоретический анализфеноме-на): монография / С.Г. Вершловский. - СПб.: Санкт-Петербургская академия последипломного педагогического образования, 2007.148 с.

2. Калинина С.В. Система менеджмента качества образовательных услуг вуза: моногра-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

фия / С.В. Калинина - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2010.- 228 с.

3. Козловский Д.В. Педагогические риски реализации инновационной технологии перспективно-опережающего обучения на занятиях по иностранному языку в вузе // Риски в современном образовательном пространстве. Саратов.- 2018. - С. 99-112.

4. Колин К.К. Актуальные философские проблемы информатики: в 2 т. / К.К. Колин; под ред. К.И. Курбакова. - М.: КОС-ИНФ, 2009. -Т. 1: Теоретические проблемы информатики, 2009.- 222 с.

5. Марковина И.Ю. Иностранный язык в медицинском вузе: оптимальные модели обучения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. № 14 (725). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannyy-yazyk-v-meditsinskom-vuze-optimalnye-modeli-obucheniya (дата обращения: 22.09.2020).

6. Моложавенко В.Л. Внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов / В.Л. Моложавенко // Высшее образование сегодня.- 2009.- № 9. - С. 84-87.

7. Субетто А.И. Социальное качество жизни: категория и основы становления теории / А.И. Субетто // Экономика качества.- 2015.- № 1(9) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// eq-journal.ru/pdf/09/%D0%A1%D1%83%D0%B1 %D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BE.pdf

8. Урсул А.Д. Образовательная революция ХХ1 века в перспективе устойчивого будущего / А.Д. Урсул // Знания. Понимание. Умение.-2009.- № 2. - С. 11-19.

9. Урсул А.Д. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул // Со-циодинамика.- 2015.- № 1. - С. 11-74 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/ pr/article_14001.html

ADVANCED TRAINING IN MODERN METHODS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Ronzhina N.A., Plotnova S.V., Gavrilova V.V.

Privolzhsky Research Medical University

Foreign language training of students in medical educational institutions is an extremely important component of professional training of a medical worker. Learning a foreign language in a professional direction is now becoming particularly important for future doctors, and it is the teacher who must find such forms and methods that this process is interesting and desirable for students. One of the most effective methods of training in modern conditions is advanced training. Activity orientation advanced education training in modern methods of foreign language teaching at medical educational institutions justifies the increased motivation of learning, personal values and the importance of education to ensure successful professional development of graduates of medical educational institutions. The practical implementation of these priorities of advanced training involves changing the nature of teaching the content of traditional training courses in medical educational institutions: providing information about new trends in the development of a particular branch of medicine, as well as its connection with the most promising areas of development of medical science and practice, becomes particularly relevant. At the same time, it is particularly important to change the system of teacher education, because the key figure in the new era of scientific knowledge and information should be a teacher.

Keywords: advanced training, methods of teaching a foreign language, quality of professional training, project method.

References

1. Vershlovsky S.G. Continuous education (historical and theoretical analysis of the phenomenon): monograph / S.G. Vershlovsky. Saint Petersburg: Saint Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education, 2007, 148 p.

2. Kalinina S. V. quality management System of educational services of the University: monograph / S.V. Kalinina - M.: state educational institution "Educational and methodological center for education on railway transport", 2010.- 228 p.

3. Kozlovsky D.V. Pedagogical risks of implementing innovative technology of advanced training in foreign language classes at a University // RSCI in the modern educational space. Saratov.-2018. - P. 99-112

4. Kolin K.K. Actual philosophical problems of Informatics: in 2 vols. / K.K. Kolin; ed. by K.I. Kurbakov. - M.: KOS-INF, 2009. -Vol. 1: Theoretical problems of Informatics, 2009.- 222 p.

5. Markovina I. Yu. Foreign language in medical school: optimal learning models // Bulletin of the Moscow state linguistic University. Education and pedagogical Sciences. 2015. No. 14 (725). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannyy-yazyk-v-med-itsinskom-vuze-optimalnye-modeli-obucheniya (accessed 22.09.2020).

6. Molozhavenko V. L. intra-University quality control system for training specialists / V.L. Molozhavenko // Higher education today.- 2009. - No. 9. - P. 84-87.

7. Subetto A.I. Social quality of life: category and fundamentals of theory formation / A.I. Subetto // Economy of quality.- 2015.-№ 1(9) [Electronic resource]. - Access mode: http://eq-journal. ru/pdf/09/%D0%A 1%D1%83% D0%B1% D0%B5%D1 %82% D1 %82%D0%BE.pdf

8. Ursul A.D. educational revolution of the XXI century in the perspective of a sustainable future / A.D. Ursul // Knowledge. Understanding. Skill.- 2009. - No. 2. - P. 11-19.

9. Ursul A.D. education for sustainable development: first results, problems and prospects / A.D. Ursul, T.A. Ursul // Sociodynam-ics.- 2015. - No. 1. - P. 11-74 [Electronic resource]. - Mode of access: http://e-notabene.ru/ pr/article_14001.html

о с

u

CM О)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.