Научная статья на тему 'ОПЕРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ВУЗА'

ОПЕРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университет / вуз / кафедра / сотрудники / студент / операционная модель / показатели / учебный процесс / исследования / публикации / оценка деятельности / система управления

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронов Михаил Владимирович, Елкина Лариса Владимировна, Кремков Михаил Витальевич

в статье рассмотрены направления и особенности деятельности кафедры университета (вуза) и описаны механизм и пути проведения комплексной оценки эффективности ее деятельности на системной основе с использованием совокупности различных показателей, характеризующих уровень учебного процесса, передаваемые студентам знания, климат в коллективе сотрудников кафедры, участие сотрудников и студентов в научных исследованиях, а также перспективы дальнейшего развития кафедры. При этом разработана и предложена для практического использования операционная модель оценки деятельности кафедры и описаны ее основные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронов Михаил Владимирович, Елкина Лариса Владимировна, Кремков Михаил Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ВУЗА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОПЕРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАФЕДРЫ ВУЗА Воронов М.В.1, Елкина Л.В.2, Кремков М.В.3

1Воронов Михаил Владимирович - профессор, академик Международной академии наук высшей

школы

Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва;

2Елкина Лариса Владимировна - старший преподаватель Приднестровского государственного университета, г. Тирасполь;

3Кремков Михаил Витальевич - профессор, иностранный член Российской академии

естественных наук, Центр пропаганды науки Академии наук Республики Узбекистан, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены направления и особенности деятельности кафедры университета (вуза) и описаны механизм и пути проведения комплексной оценки эффективности ее деятельности на системной основе с использованием совокупности различных показателей, характеризующих уровень учебного процесса, передаваемые студентам знания, климат в коллективе сотрудников кафедры, участие сотрудников и студентов в научных исследованиях, а также перспективы дальнейшего развития кафедры. При этом разработана и предложена для практического использования операционная модель оценки деятельности кафедры и описаны ее основные компоненты.

Ключевые слова: университет, вуз, кафедра, сотрудники, студент, операционная модель, показатели, учебный процесс, исследования, публикации, оценка деятельности, система управления

Как известно, в основу деятельности каждого высшего учебного заведения (далее -вуза) и перспектив его развития обычно положена его миссия, в соответствии с которой вуз позиционирует себя в системе высшего образования страны и осуществляет свою деятельность. Вместе с тем, наверное, имеет место общий для всех государственных вузов перечень основных целей и направлений их деятельности, основными из которых являются:

1. Участие в поддержании и развитии отраслей экономики в ряде профилирующих сфер его деятельности путем подготовки соответствующих кадров молодых специалистов, аспирантов, а также проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

2. Обеспечение решения ряда социальных задач, как в сфере молодежной политики, так и путем участия в области занятости населения страны (региона), направлением в соответствующие организации своих выпускников.

В настоящее время подавляющее большинство государственных вузов имеют статус университета. Представляется полезным рассматривать этот его статус с содержательной стороны. Традиционно, чтобы соответствовать этому статусу, в вузе должны реализовываться, как минимум, два условия:

- полученное образование должно быть системным и в достаточной мере широким (универсальным) с последующей узкой специализацией на кафедрах в последние годы обучения, особенно в магистратуре;

- в вузе в обязательном порядке должна проводиться научная работа, выполняться научные исследования по профилю специальных кафедр, причем и сотрудниками, и студентами.

Формально эти требования в той или иной мере выполняются. Однако, развитие цивилизации в целом и сопутствующее ему усложнение отраслей экономики и нашего бытия обусловливают потребность в системном видении мира и, как следствие, подготовки выпускников, способных не только соответствовать ситуации на момент их выпуска, но и быть готовыми активно участвовать и применять полученные знания на практике по месту их будущей работы.

В этой связи образовательные программы должны охватывать широкий спектр передаваемых студентам знаний. Например, программы технического профиля должны включать дисциплины гуманитарного направления и единство и системность окружающего мира. Так, любой менеджер или экономист должен знать и всегда учитывать основные законы природы (в первую очередь законы сохранения материи) и общественного развития, знать основы экономики и применять их в своей практике, а инженер или конструктор - хорошо знать производство, инновационные технологии в своей сфере и принимать во внимание законы природы и правила поведения человека как личности, и как члена коллектива. К сожалению, такой интегративный взгляд, как правило, не прививается выпускникам и в будущей деятельности ими в должной мере не используется.

В настоящее время необходимость научной работы студентов является не только непременной традиционной составляющей процесса обучения в университете. Научная работа также обусловлена условиями деятельности будущих выпускников, поскольку их работа все в большей мере будет сродни исследовательской деятельности, а рутинные операции будут выполняться автоматическими и автоматизированными комплексами и инженерными компьютерными системами. Эта тенденция стала очевидной, что и обусловливает необходимость осуществления научной работы студентов на достаточно высоком уровне.

Несомненно, деятельность университета, как организационной системы и непременного элемента высшего образования, определяют весь состав его подразделений и служб. Вместе с тем, важнейшими его составляющими в плане выполнения миссии университета являются кафедры.

Чтобы вуз выполнял возложенные на него задачи должным образом, он реализует определенный набор функций, адекватная оценка исполнения которых является неотъемлемым компонентом процесса управления вуза. Основными подразделениями вуза, обеспечивающие реализацию его целевого назначения являются факультеты и кафедры.

Действительно, каждая кафедра реализует подготовку по отдельным учебным дисциплинам, а выпускающие специализированные тематические кафедры еще также разрабатывают учебные планы, организуют и реализуют деятельность по их выполнению. Кроме того, и на это следует обратить внимание, в рамках деятельности кафедр осуществляется соединение большинства происходящих в вузе процессов обучения, проведения исследований, знакомства студентов с производственными процессами, а также аттестации студентов и выпускников и, как следствие, -закладываются основы эффективности деятельности вуза в целом (см. рис.1.).

Рис. 1. Обобщенная модель функционирования кафедры вуза.

Поэтому можно выделить три взаимосвязанных обобщенных аспекта деятельности кафедры: - качество подготовки выпускников; - объем и уровень НИОКР; - а также уровень внутренней культуры кафедры (см. рис.2.)

Следует отметить в деятельности кафедр ряд важных, на наш взгляд, аспектов социальной и социально-экономической направленности. Именно на кафедрах формируется и поддерживается внутренняя культура вуза, его климат. Известно, что нахождение в соответствующей среде вуза не только формирует психологический климат в самом вузе, но и оказывает влияние на людей близких к его студентам и сотрудникам, а выпускники вуза продолжают, вообще говоря, переносить дух и созидательную атмосферу своего вуза на всю последующую их деятельность на предприятиях и организациях.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рис.2. Структурная модель оценки деятельности вуза. 49

Наконец, внутренняя культура является мощным инструментом, применяемым в процессах управления вуза [1]. Не следует сбрасывать со счетов и то, что именно кафедры являются кузницами значительного числа работников интеллектуального труда высшей квалификации, а от направленности и качества их деятельности зависит в итоге и будущее развитие места их работы и в интегральном обобщении и страны в целом.

Именно поэтому представляется весьма актуальной задача совершенствования управления кафедрой вуза, для решения которой необходимо обеспечить адекватный решаемым задачам уровень оценки ее состояния, деятельности и возможность к развитию. Несомненно, работа в этом направлении повсеместно ведется. Однако, реализуется она в рамках фиксации исключительно потенциальных формальных показателей. В этой связи сегодня речь идет в первую очередь о повышении уровня адекватности получаемых оценок, определении реального образовательного и научного потенциала кафедры и об уровне эффективности его фактического использования [2]. На этом пути встают весьма серьезные трудности. Среди них можно особо выделить способность реагирования кафедры на новшества и появляющиеся новые знания в сфере их деятельности, многоуровневость агрегированности показателей, субъективность участвующих в рассматриваемых процессах акторов, качественный характер многих показателей оценки их деятельности и др. Формирование механизмов измерения таких показателей и является основной задачей настоящего исследования.

Проведенные исследования позволяют сформулировать следующее.

1.Необходим сбор полного объема информации (подчеркнем слово «полный») о деятельности кафедры, что при современном бурном развитии информационных технологий, хотя и является весьма сложной задачей в реализации соответствующей технологии, но современные информационные системы и программное обеспечение открывают на этом пути новые возможности.

2.Следует провести системный анализ деятельности кафедры с целью выявления: состава и структуры, материального и приборного обеспечения, целей, задач и перспектив развития кафедры в конкретных условиях ее деятельности. В предлагаемой нами модели оценки качества деятельности кафедры введены три группы показателей. Этими обобщенными группами являются формальные показатели состояния, достигнутые реальные результаты и оценки потенциальных возможностей (рис. 3).

Рис. 3. Структура компонентов оценки кафедры.

Исходя из анализа реализуемых функций кафедры нами были выявлены и определены следующие совокупности показателей:

1) Оценка условий осуществления образовательной деятельности:

• Оценка процессов организации деятельности кафедры

• Оценка результатов деятельности кафедры

• Оценка качества условий деятельности кафедры

• Кадровый потенциал сотрудников

• Потенциал студентов

• Учебно-методическое и дидактическое обеспечение образовательных программ (основной и дополнительных)

• Информационные ресурсы

• Социальные условия для студентов и сотрудников

• Материально-техническое обеспечение

• Научный и инновационный потенциал

2) Оценка качества протекающих на кафедре процессов:

• Обеспечение лидирующей роли руководства кафедры в вопросах качества и постоянного улучшения всех аспектов ее деятельности

• Реализация образовательных программ (основной и дополнительной)

• Осуществление академической мобильности

• Осуществление воспитательной работы

• Осуществление различных видов практик студентов

• Осуществление общего управления на кафедре, включая управление персоналом, инфраструктурой, материальными и информационными ресурсами, технологиями и т.п.

3) Оценка качества результатов деятельности

• Результативность набора студентов

• Результативность научных и инновационных исследований

• Эффективность учебно-методической деятельности

• Признание кафедры в образовательной деятельности в мире и стране

• Обеспечение качества подготовки студентов

• Обеспечение качества подготовки выпускников

• Эффективность подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов и докторов наук)

• Удовлетворенность потребителей

• Удовлетворенность персонала и обучающихся

• Результаты, которых добилась кафедра в отношении запланированных целей повышения качества подготовки специалистов.

С целью практической реализации этой системы показателей, применяемых для оценки состояния и деятельности кафедры, необходимо обеспечить выполнение следующих, обязательных действий.

Во-первых, разработать подходы для оценки агрегированных количественных и качественных показателей состояния и результатов деятельности кафедры, базирующиеся на результатах совокупности объективных исходных показателей. Одной из основных задач, решаемой в ходе данных исследований, является оценка значений характеристик как описание отличительных свойств исследуемого объекта/показателя. Имея некоторое множество характеристик объекта, можно в той или иной мере описать его в целом или в аспекте его конкретной деятельности. Какие характеристики необходимо иметь для решения поставленной задачи, зависит от характера задачи, сложившейся ситуации, имеющихся возможностей и ряда иных факторов. Каждая характеристика несет в себе различный объем сведений о тех или

иных сторонах исследуемого объекта. В общем же случае наличие большего количеств характеристик позволяет полнее описывать состояние данного объекта.

Вместе с тем, наличие большого количества разноплановых объектов/показателей обусловливает трудности формирования правил вычисления значений агрегированных показателей, особенно когда они носят качественный характер. Для преодоления такого рода трудностей был разработан метод оценки абстрактных характеристик [3], суть которого в следующем. При изучении объекта, как правило, удается выделить множество числовых непосредственно измеримых показателей. По их значениям, используя, например, механизм комплексного оценивания, по уровням могут быть агрегированы все более и более обобщенные характеристики [4]. Тем самым на базе объективных измеримых показателей могут быть получены значения абстрактных характеристик высокого уровня агрегирования.

Во-вторых, следует сформировать систему согласованных показателей (ССП) оценки состояния и деятельности конкретной исследуемой кафедры. Ключевым здесь является разработка правил (формул, алгоритмов) определения значений агрегированных показателей через значения их образующих, о которых сказано выше.

В отличие от других методов проведения оценки объекта использование ССП обеспечивает, согласно [5], следующее:

• связывание целей объектов различного уровня управления, что позволяет обеспечить единство стратегии и тактики деятельности объекта;

• использование для оценки деятельности объекта как количественных, так и качественных показателей, в том числе объективных и субъективных показателей, предложенных нами в работе [6];

• своевременное реагирование на изменения, несоответствующие выбранной стратегии.

Инструментальный механизм ССП в приложении к управлению вузом, как методика управления и реализации стратегии, заключается в преобразовании стратегических целей вуза в систему конкретных измерителей эффективности реализации целей всех уровней. Так, М.В.Ниязова [7] предлагает включать в технологию разворачивания стратегических целей следующие показатели по этапам управления (каскадирование) вуза:

• разработку карты целей вуза;

• определение набора показателей для каждой цели и обоснование их применимости;

• проверку согласованности системы показателей - экспертную оценку вертикальной и горизонтальной сбалансированности показателей;

• мониторинга показателей эффективности карты ССП определяется правильностью составления и способностью вуза совершенствовать его информационную обеспеченность, в том числе согласно [8, 9];

• декомпозицию системы показателей общевузовской карты целей на подразделения организационной структуры и назначение ответственных лиц -доведение до нижнего уровня планирования и учета, установление связи стратегии с оперативным управлением и др.;

• установление механизма обратной связи посредством движения сверху вниз по перспективам и реагирование на недопустимые отклонения показателей.

Сбалансированная система показателей помогает согласовать интересы сотрудников различных подразделений и служб вуза, а также штатного состава кафедры.

Поскольку все показатели деятельности вуза и его кафедр окажутся соединенными соответствующими связями, то изменение значения любого конкретного показателя позволит автоматически проводить перерасчет всех других их показателей.

В-третьих, в рамках системы информационной поддержки деятельности вуза [8, 9] будет весьма целесообразно построить компьютерную подсистему диагностики кафедр, обеспечивающую проведение мониторинга, учета, контроля, анализа их деятельности.

Несмотря на тесную связь всех компонентов кафедры, как объекта исследования, ее состояние целесообразно представлять в виде совокупности состояний шести функциональных подсистем: - кадровый потенциал; - учебно-методическое и дидактическое обеспечение образовательных программ; - информационные ресурсы; -материально-техническое обеспечение; - научно-исследовательская работа и публикационная активность преподавателей; - учебно - воспитательная работа со студентами. Исходя из функций, поставленных перед каждой подсистемой, будет определен список показателей, характеризующих деятельность кафедры.

Для успешной работы и улучшения показателей работы кафедры необходимо выявлять те показатели, которые наиболее сильно влияют на обобщенные результаты ее деятельности, а также с помощью целевого введения соответствующих корректур совершенствовать учебно- методическую, профессионально-педагогическую и научно-исследовательскую деятельность ее сотрудников и кафедры в целом. В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Кафедра является ключевым подразделением деятельности университета.

2. Многоаспектность деятельности кафедры, представляющая при этом некую единую систему, обусловливает трудности оценивания реального состояния и возможностей по совершенствованию ее деятельности.

3. Для проведения объективной оценки деятельности кафедры получены группы показателей, для которых сформирована система согласованных показателей.

4. Для построения правил формирования значения агрегированных показателей использован метод оценки абстрактных характеристик.

5. В системах информационной поддержки управления вузов должна разрабатываться подсистема оценки состояния и деятельности кафедр.

Список литературы

1. Стеклова О.Е. Организационная культура: учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2007.

2. Воронов М.В., Елкина Л.В. О моделировании оценки остаточного потенциала вузовской кафедры. Сб. Материалы XIII Международной конференции «Математическое моделирование в образовании, науке и производстве», 6-7 октября 2023 г., Тирасполь, С. 83-85.

3. Воронов М.В., Леонова Н.Г. Мониторинг процессов функционирования вуза: монография. М.: Изд-во СГУ, 2015, 166 с.

4. Бурков В.Н., Новиков А.Д. Теория активных систем: состояние и перспективы. -М.: Синтег, 1999, 128 с.

5. Никитчук Т.А. Сбалансированная система показателей: история, особенности, цел евая направленность. Журнал прикладных исследований, 2019, № 4, С. 23-26.

6. Кремков М.В. Определение эффективности деятельности учебных и научных учреждений. Сб. Материалы УШ Международной научно-методической конференции «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития», 17 -18 ноября 2016 г., Беларусь, Минск, С.267-271.

7. Ниязова М.В. Оценка результатов деятельности ВУЗа и система сбалансированных показателей. Журнал Проблемы науки и образования, 2007, №4 (24), С. 87-95.

8. Кремков М.В., Воронов М.В. К вопросу информатизации процесса обучения: моделирование структуры знаний учебных текстов. Журнал АН РУз «Проблемы информатики и энергетики», 2022, №3, С. 91-96.

9. Кремков М.В., Воронов М.В. Организация процесса обучения специалистов на основе инновационных информационных технологий и моделирования учебных текстов. Сб. Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы энергетики в условиях цифровизации экономики», 24-26 ноября 2022 г., Узбекистан, Бухара, С. 608-611.

РОЛЬ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ Асадова И.Б.1, Джаббарова Н.Э.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Асадова Ирада Беюкага - кандидат химических наук, доцент, 2Джаббарова Нателла Эйюбовна - кандидат химических наук, доцент, кафедра химии и технологии неорганических веществ, химико-технологический факультет, Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: представленная статья посвящена анализу методов обучения студентов в высших учебных заведениях. Выделена особая роль химического эксперимента, который готовит будущего специалиста - инженера-химика для дальнейшей работы на промышленных объектах, или в научно-исследовательских институтах. Определена роль инновационных технологий и технических средств в процессе обучения.

Ключевые слова: химический эксперимент, инновационные технологии, преподаватель, студент.

Современное общество, в связи с глобальной информатизацией, подвержено определенным модификациям, требующим высококомпетентных молодых специалистов. Студенту, закончившему ВУЗ, необходимо стать бакалавром высокого уровня, который компетентен как в рамках своего профиля, так и в других областях знаний. Выпускнику ВУЗа нужны умения интегрировать знания из других наук в свою профессию.

За последние двадцать лет, мы наблюдаем проблему низкого уровня базовых знаний, отсутствие осознания химии с другими точными наукам, слабое понимание причины и следствия тех или иных явлений, неумение формулировать свои мысли в научном ракурсе. В такой ситуации преподаватель ВУЗа стремится формировать у обучающихся навыки самостоятельного мышления. Одна из основных целей преподавателя не просто передавать химическую информацию, а уметь с помощью логического мышления, связывать эти знания с близкими по профилю науками и специальностями. Все эти моменты и особенности знаний основной и сопряженных наук могут возникать при работе на промышленных объектах. Кроме того, особенностью химических дисциплин в технических вузах, является то, что за счет небольшого объема курса, необходимо освоение знаний из всех областей химии. Ведь именно наука химия закладывает теоретические основы понимания химических явлений, современных научных представлений о веществе и раскрывает механизмы превращений одних веществ в другие.

Практика показывает, что критерием профессиональной зрелости личности, является не только компетентность специалиста в выбранной специальности, а умение связывать эти знания с происходящими явлениями в производстве и обществе. Можно сказать, необходим философский подход к происходящему. Кроме того, одним из важных критериев зрелости специалиста является умение самостоятельно осваивать необходимые знания, как духовную потребность личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.