Научная статья на тему 'Управленческий учет в высших учебных заведениях'

Управленческий учет в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1247
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ВУЗЫ / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парасоцкая Н.Н.

В статье рассматриваются предложения по введению управленческого учета в вузах, который обеспечит руководителей вуза необходимой информацией о внешней и внутренней среде, конкурентах, предпочтениях клиентов. Предложены основные объекты учета, архитектоника управленческого учета, представляющая собой совокупность взаимосвязанных элементов, система сбалансированных показателей система сбалансированных показателей, которая является единым системным учетным механизмом, увязывающим отдельные элементы учета. Система сбалансированных показателей это эффективный инструмент оценки результативности деятельности вуза, а также оценки его общественной полезности. Она позволит выявлять конкурентные преимущества вуза и включает в себя процессы учета, анализа, планирования и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Парасоцкая Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческий учет в высших учебных заведениях»

Управленческий учет

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Н. Н. парасоцкая,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета в коммерческих организациях Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Управленческий учет в высших учебных заведениях, являясь одним из эффективных звеньев управления вузом, представляет собой учетно-аналитическую систему, необходимую для интегрирования релевантной информации. Система позволяет оценивать и анализировать деятельность вуза в целях принятия управленческих решений, направленных на повышение результативности его деятельности. Управленческий учет прежде всего ориентирован на анализ и обобщение всей учетной информации, необходимой для управления вузом.

До недавнего времени в России все высшие учебные заведения представляли собой бюджетные организации, в условиях управления которых вполне был применим камеральный бухгалтерский учет (учет кассы и предполагаемых доходов и расходов) [1]. Безусловно, внедрение управленческого учета в подобных условиях способствовало бы повышению эффективности расходования бюджетных средств государства. Однако от руководства вуза этого не требовалось, да и сами они не были заинтересованы в данном перспективном направлении развития вуза. В настоящее время ситуация мало изменилась: система управленческого учета отсутствует даже в тех государственных вузах, которые имеют высокие ежегодные рейтинги.

Что касается частных вузов, то здесь складывается совершенно другая ситуация. В силу того, что большинство из них имеет довольно простую

структуру, формирование управленческого учета в них осуществить не так затруднительно, как в государственных вузах. Тем не менее частные вузы также сталкиваются с серьезными проблемами, вызванными, прежде всего, отсутствием методологии управленческого учета применительно к особенностям вуза.

Обратимся к зарубежному опыту [2]. В американских вузах ведение управленческого учета, будучи широко распространенным, находится на достаточно высоком уровне. Один из университетов (American InterContinental University) даже реализует, в частности, управленческий учет. Необходимо отметить, что опыт американских коллег мало подходит для условий, сложившихся в России в области управления вузами. Более подходящим для нашей страны может стать опыт старейших университетов Германии.

Если в конце прошлого века финансовая деятельность вузов Германии была жестко регламентирована, то за последнее время ситуация крайне изменилась. На сегодняшний день правительство страны согласует с вузом так называемый глобальный бюджет, предоставляя ему свободу в осуществлении своей финансовой деятельности. При этом от руководства университета требуется введение разветвленного управленческого учета. Эта задача с немецкой основательностью реализуется вузами страны. Так, в университете города Карлсруэ было создано специальное подразделение для внедрения

управленческого учета, которое позволяет постепенно развивать его методологию.

Важно отметить, что в связи с вступлением России в ВТО существует большая вероятность того, что вузы нашей страны могут столкнуться с высокой конкуренцией зарубежных университетов. Это является важным фактором, подтверждающим необходимость повышения эффективности использования ресурсов вуза. Кроме того, отсутствие системы управленческого учета в вузе может привести к его неэффективной финансово-хозяйственной деятельности, особенно в условиях, когда значительную долю средств вуз должен зарабатывать самостоятельно (фандрайзинг).

В условиях рыночной экономики система управленческого учета в вузе позволит наиболее рационально осуществлять финансовую деятельность вуза, которая должна быть практически реализуемой, четко поддерживать миссию университета, а также гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Помимо всего прочего данные управленческого учета чрезвычайно важны на всех стадиях стратегического управления вузом: при разработке миссии, определении стратегических целей, разработке и реализации стратегий, мониторинге и анализе, оценке результатов деятельности.

Ввиду того, что вузы имеют довольно сложную структуру и в них осуществляются весьма нелегкие процессы, внедрение системы управленческого учета потребует больших усилий и немалого количества исследований.

Как известно, успешная деятельность вуза в первую очередь связана с достижением целей, соответствующих его миссии. При этом необходимо постоянно сопоставлять достигнутые результаты с затраченными на них ресурсами. Эту и другие задачи поможет решить система вузовского управленческого учета. Приведем наиболее важные из них [2]:

■ определение себестоимости подготовки специалистов, ее зависимость от специальности, численности групп и потоков, состава кафедр по квалификации и другие для принятия соответствующих организационных решений;

■ определение себестоимости выполнения различных работ (проведение конференций, приглашение влиятельных людей на встречи со студентами, предоставление грантов лучшим студентам и др.);

■ определение наиболее оптимальных цен за услуги;

■ обоснование управленческих решений о кооперации с другими организациями (прежде всего с зарубежными вузами);

■ распределение накладных расходов;

■ минимизация налогов;

■ оценка эффективности различных программ, проектов, а также деятельности подразделений.

В качестве перспективного ориентира стоит выделить организацию сотрудничества между российскими вузами, а также между вузами и научно-исследовательскими организациями на региональном уровне. Представляется очевидным, что в крупных городах России, где функционируют эффективные государственные вузы, имеющие высокий рейтинг в стране, кооперация за счет синергетических эффектов могла бы поднять их суммарный потенциал на весьма высокий уровень. Здесь управленческий учет позволил бы принимать наиболее эффективные решения.

Важно понимать, что вуз — это сложный многофункциональный объект. В его укрупненной модели выделяются следующие основные объекты управленческого учета:

— ресурсы вуза, обеспечивающие целесообразный и эффективный труд сотрудников;

— объект воздействия — потенциальные клиенты (абитуриенты и их родители, выпускники, население) и обучаемые граждане;

— организационные и управленческие процессы, составляющие в совокупности образовательную, научную, производственную и другую деятельность вуза;

— результаты деятельности вуза.

Все перечисленные группы объектов учета взаимосвязаны и находят отражение в едином учетном процессе. Их классификация и характеристика представлены в табл. 1.

Анализируя позиции различных авторов по составным частям управленческого учета, следует заключить, что нет четкого и целостного представления системы управленческого учета в разрезе ее элементов, степени их взаимосвязанности и взаимообусловленности. Система управленческого учета в вузе определяется как совокупность целостно функционирующих взаимосвязанных элементов: системы сбалансированных показателей, бюджетирования, ориентированного на результат, классификации и учета затрат, калькулирования, внутреннего контроля, управленческой отчетности, управленческого анализа и подготовки информа-

Таблица 1

Классификация и характеристика объектов управленческого учета вуза

Группа объектов Характеристика объекта

1. Ресурсы вуза

Персонал Административно-управленческий персонал. Профессорско-преподавательский состав. Вспомогательный учебный персонал. Хозяйственный персонал

Здания Учебные помещения. Офисные помещения. Вспомогательные помещения (лестницы, проходы). Помещения, сданные и используемые на условиях аренды

Оборудование Учебное: учебная мебель (столы, стулья, доски), учебная техника, лабораторное оборудование, приборы, учебные машины и стенды, компьютеры, компьютерное сетевое оборудование и т. д. Офисное: мебель, компьютеры и т. д. Оборудование, используемое в научных целях. Оборудование, используемое в коммерческих целях

Библиотека Читальные залы, книжное хранилище, компьютеры, книги, периодические издания и т. д.

Издательство —

Социальная инфраструктура Столовые, буфеты, базы отдыха, актовые залы, медицинские центры и т. д.

Обеспечивающая хозяйственная структура Транспортная служба. Мастерские. Телефонные станции. Узлы теплоснабжения, котельные. Тепловые, электрические и водные сети и т. д.

2. Объект воздействия

Потенциальные клиенты Абитуриенты и их родители, выпускники, население

Обучаемые граждане Студенты, аспиранты, докторанты, специалисты, повышающие квалификацию; слушатели и т. д.

3. Организационные и управленческие процессы

Вид деятельности Образовательные услуги, научная деятельность, производственная, консалтинговая и т. д.

Направления деятельности Маркетинговая, учебная, административно-хозяйственная, информатизация, международная, инновационная, кадровая деятельность и др.

4. Результаты деятельности вуза

Финансовые Доходы вуза по источникам поступлений. Затраты материальных и финансовых ресурсов на подготовку выпускника и другие виды услуг. Расходы вуза по статьям расходов бюджетной классификации, направлениям деятельности и т. д. Финансовые результаты по видам деятельности, подразделениям и т. д.

Нефинансовые результаты Степень достижения целевых показателей вуза в отношении общества, клиентов, процессов, формирования корпоративной культуры, деловой репутации и т. д.

Источник: [3].

ции для принятия проблемных управленческих решений.

Рассмотрим подробнее перечисленные элементы предлагаемой системы управленческого учета в вузе.

1. Система сбалансированных показателей, представляющая собой важный инструмент стратегического управления, позволяющий реализо-вывать стратегию, ориентированную на качество

и постоянное улучшение всех видов деятельности вуза, всех его бизнес-процессов.

2. Бюджетирование, ориентированное на результат, расцениваемое как основа важной управленческой функции планирования, как самая эффективная на сегодняшний день форма финансового планирования и управления, позволяющая максимально точно конкретизировать цели вуза и выражать их в финансовых терминах, в денежном

измерении. Основным объектом бюджетирования в вузе является финансовая деятельность по обеспечению всех бизнес-процессов. Роль бюджетирования в системе управленческого учета вуза заключается в том, чтобы представить необходимую финансовую информацию на предстоящий период, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов вуза в максимально удобной форме для управленца (менеджера), представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

3. Классификация и учет затрат, калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг). Учет затрат и калькулирование образовательных услуг (продукции, работ) в вузе предполагают:

— экономическое обоснование классификации затрат и их группировки для исчисления себестоимости образовательных услуг (продукции, работ);

— определение и четкое разграничение затрат, включаемых и не включаемых в себестоимость образовательных услуг;

— распределение косвенных расходов;

— определение объема калькулируемых услуг, видов калькуляционных единиц;

— установление периодичности (сроков) калькулирования.

4. Внутренний контроль. Рассматривается в качестве неотъемлемой части системы регулирования и важнейшего инструмента конкурентоспособного и эффективного вуза. Функционирование системы управленческого учета в вузе должно быть подчинено необходимости построения эффективного механизма строгого и действенного внутреннего контроля за реализацией различных функций, обеспечивающих возможность эффективного управления современным вузом.

5. Управленческая отчетность. Управленческая отчетность в вузе играет большую функциональную роль и определяется:

— как информация обратной связи, необходимая менеджменту, ориентированному на достижение целей и решение задач, стоящих перед вузом;

— как система, интегрирующая в себе фактические, плановые, прогнозные данные, расчетные показатели, характеризующие количественные и качественные результаты функционировании вуза и т. д.

6. Управленческий анализ в вузе, сопровождая управленческий учет и базируясь на нем, представляет собой процесс интерпретации его данных (о

ресурсах, об объеме услуг, о затратах, о финансовых результатах и др.) в целях получения информации, необходимой для управления и контроля за деятельностью вуза, за обоснованностью и сбалансированностью принятых планов, выбранных целей и стратегий.

7. Подготовка информации для принятия проблемных управленческих решений. Сложная среда функционирования современного вуза создает вызовы и проблемы неструктурированного, незнакомого и нового характера. Подготовка информации для проблемных управленческих решений выделена в отдельный элемент системы бухгалтерского управленческого учета в вузах, так как решение возникающих управленческих проблем требует зачастую специального учетного информационно аналитического обеспечения.

В системе управленческого учета возможно формирование информации как фактического, так и прогнозируемого, стратегического характера. Но основное назначение — это, конечно же, формирование информации, используемой в управлении для осуществления планирования, оценки и контроля внутри вуза, обеспечения и использования его материальных, финансовых, интеллектуально-трудовых ресурсов, направленных на получение высоких экономических результатов и достижение тактических и стратегических целей, эффективное управление структурными подразделениями. Данная система управленческого учета в вузе может показаться достаточно сложной, однако, как писал Ч. Гарри-сон [4]: «Подобно всякому сложному механизму механизм учета надо рассматривать и оценивать не столько под углом зрения простоты конструкции, сколько под углом зрения тех результатов, которые он дает, и той легкости и экономии, с какой он работает. Отвергать какую-либо систему учета по той лишь причине, что ее конструкция сложна, столь же нелепо, как отрицать превосходство современного автомобиля над паровой повозкой Тревефика, повергшей в трепет и удивление наших предков в 1802 г.».

На взгляд автора, обозначенные контуры системы управленческого учета позволят создать целостную и эффективную систему управления вузом для достижения оперативных, стратегических целей и выполнения его миссии.

Рассмотрим подробнее сбалансированную систему показателей (ССП). Наиболее продвинутые вузы ставят целью разработку собственных показателей, что позволяет построить оценочный

Лепестковая диаграмма агрегированных показателей целевых ориентиров Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

профиль, характеризующий деятельность вуза и степень достижения поставленных целей. ССП — эффективный инструмент разработки аналитических показателей и сопоставления их фактических значений с целевыми ориентирами.

В качестве объектов ССП выделяются стратегические цели развития вузов в разрезе пяти основных перспектив, наиболее полно характеризующих их деятельность:

1) общественная значимость;

2) потребители и другие заинтересованные стороны;

3) внутренние бизнес-процессы;

4) инфраструктура и сотрудники;

5) финансы.

Исходя из вышеперечисленных показателей, можно сделать вывод о том, что управленческий учет в своем стратегическом содержании существенно расширяется, а его объекты выходят за рамки традиционного микроэкономического восприятия.

Важно отметить, что ССП является эффективным инструментом не только для внутренней оценки результативности деятельности вуза и трансформации стратегических целей в конкретные мероприятия, но и внешней, поскольку позволяет получить информацию для процедур лицензирования, аттестации и аккредитации.

Основная выгода от внедрения ССП заключается в том, что все структурные подразделения вуза начинают двигаться в одном направлении, так как на всех уровнях управления возникает единое понимание стратегии.

Более того, внедрение ССП позволит увеличить прозрачность планов развития вуза не только для внутренних сотрудников, но и для внешних заинтересованных лиц.

Лепестковая диаграмма, построенная для 12 групп агрегированных показателей целевых ориентиров Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), позволяющая наглядно оценить степень достижения вузом ключевых факторов успеха, приведена на рисунке [3].

Лепестковая диаграмма, представляя оценочный профиль вуза, дает возможность графически отобразить степень достижения вузом его стратегических целей и сделать выводы о том, в каких направлениях вузу необходимо развиваться для повышения эффективности деятельности. Таким образом, показатели ССП становятся объектами системы управленческого учета и основой для организации учетно-аналитической системы.

Рост расходов на высшее образование, а также усиление рыночных тенденций и конкуренции в связи с процессами глобализации в ближайшем будущем неизбежно потребуют введения в вузах управленческого учета.

Как удалось выяснить автору, современное управление в вузах требует создания новой информационной системы, в которой формируется информация, имеющая ценность для принятия эффективных управленческих решений, определяющих будущее состояние вузов и их место на экономическом и образовательном поле.

Мысль Р. Обера: «Бухгалтерский учет — это информационный инструмент на службе управления предприятием» [5], получает все большее признание и в сфере высшего профессионального образования. Поэтому организацию системы управленческого учета в вузах следует рассматривать как необходимое и логическое следствие эволюционного развития бухгалтерского учета в системе высшей школы.

В настоящее время методология управленческого учета для вузов в России не разработана, а прямое применение зарубежного опыта, как правило, оказывается неэффективным. В этой связи каждому российскому вузу, желающему повысить эффективность своей деятельности, необходимо провести ряд специфических исследований рабочих процессов,

создать собственную сбалансированную систему показателей с учетом особенностей хозяйственно-финансовой деятельности вуза. Чем быстрее в вузе начнется подготовка к внедрению управленческого учета, тем скорее он сможет повысить эффективность своей деятельности и занять лидирующие позиции не только на территории России, но и на международной арене.

Список литературы

1. Дульзон А. А. Проблемы управленческого учета в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 3.

2. Камеральный бухгалтерский учет. URL: http://works. tarefer. ru/13/100012/index. html.

Щ Публикация годовой и квартальной Г / отчетности В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.

Тел.: (495) 989-9610, e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.