Научная статья на тему 'Рейтинговая модель оценки результатов деятельности кафедры в системе стратегического управления вузом'

Рейтинговая модель оценки результатов деятельности кафедры в системе стратегического управления вузом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедрачук Илья Александрович

В статье рассмотрены особенности рейтинговой оценки деятельности кафедр. Определены цели и задачи рейтинговой оценки, приведены группы показателей и механизм их формирования. Показана взаимосвязь процессов планирования и отчетности кафедры с рейтинговой оценкой ее деятельности. Предложена методика формирования части фонда премиальных выплат кафедры на основе рейтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бедрачук Илья Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING MODEL OF THE EVALUATION OF THE RESULTS OF THE ACTIVITY OF DEPARTMENT IN THE SYSTEM OF STRATEGIC MANAGEMENT OF THE UNIVERSITY

In the article the special features of the rating estimation of the activity of departments are examined. Purposes and tasks of rating estimation are determined, the groups of indices and the mechanism of their formation are given. The interrelation of the processes of planning and account of department with the rating estimation of its activity is shown. The procedure of the formation of the part of the fund of the bonus payments of department on the basis of rating is proposed.

Текст научной работы на тему «Рейтинговая модель оценки результатов деятельности кафедры в системе стратегического управления вузом»

IX. КАФЕДРА

УДК 378.11

И.А. Бедрачук1

Рейтинговая модель оценки результатов деятельности кафедры в системе стратегического

управления вузом

В статье рассмотрены особенности рейтинговой оценки деятельности кафедр. Определены цели и задачи рейтинговой оценки, приведены группы показателей и механизм их формирования. Показана взаимосвязь процессов планирования и отчетности кафедры с рейтинговой оценкой ее деятельности. Предложена методика формирования части фонда премиальных выплат кафедры на основе рейтинга.

Проблема оценки эффективности деятельности учебных подразделений в вузах в настоящее время является одной из актуальных. В сложившихся условиях такая оценка необходима для создания условий повышения эффективности труда профессорско-преподавательского состава (ППС), качества образовательного процесса, а также развития предпринимательской активности кафедр. В большинстве случаев оценка деятельности осуществляется на основе комплексного интегрированного показателя - рейтинга кафедры. Стоит отметить, что не может быть универсальной системы рейтинговой оценки работы кафедр, поскольку все вузы весьма существенно отличаются друг от друга по своему статусу, профилю подготовки, численности обучающихся, масштабам научной и инновационной работы и другим признакам.

Целью деятельности кафедры, как основного объединения профессорско-преподавательского состава родственными учебными дисциплинами, состоит в достижении наиболее высоких результатов по обеспечению соответствия кафедры и вуза в целом общегосударственным требованиям, закрепленным образовательными стандартами высшего профессионального образования.

Цель рейтинговой оценки деятельности кафедр, в отличие от цели самой деятельности, состоит в формировании и определении такого числового показателя оценки, который должен, прежде всего, помочь администрации вуза, в эффективном управлении на основе анализа упорядоченного по величинам показателя списка кафедр.2

1 Бедрачук Илья Александрович, аспирант, ассистент кафедры «Финансы и налоги», научный руководитель Мальцева Г алина Ивановна, доктор экономических наук, первый проректор ВГУЭС, заведующий кафедрой «Финансы и налоги» ИМБЭ ВГУЭС;

аспирантура по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». Email: ilya.bedrachuk24@vvsu.ru Тел. +7 4232 404376

2 О методологии рейтинг-оценивания деятельности кафедр высшего учебного заведения: Препринт. — Самара: СамГАПС, 2004. — 24 с.

Ряд вузов имеет накопленный опыт рейтинговой оценки деятельности кафедр. Анализ разработанных Положений о рейтинговой оценке показывает, что в основном кафедра занята выполнением трех основных видов деятельности:

^ формированием ППС как коллектива сотрудников;

^ реализацией педагогической деятельности;

^ реализацией научной деятельности.

Каждый вид деятельности описывается некоторым перечнем конкретных видов работ. По мнению автора, такая классификация видов деятельности кафедр может быть характерна для классического исследовательского университета, но не является достаточно полной для университета предпринимательского типа, использующего стратегический подход в решении вопросов улучшения качества образовательной и научной деятельности.

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) в качестве метода управления организацией с целью повышения эффективности ее деятельности выбран метод, основанный на системном подходе к деятельности организации - система сбалансированных показателей (ССП - Balanced ScoreCard, BSC). Данный метод управления позволяет ВГУЭС, как университету предпринимательского типа, связать стратегические цели вуза с бизнес-процессами и повседневными действиями сотрудников на каждом уровне управления, а также осуществлять контроль за реализацией стратегии.

Достижение стратегических целей университета невозможно представить без многогранной деятельности его основного персонала - профессорско-преподавательского состава. Поэтому деятельность кафедры может включать в себя еще и стратегические направления деятельности университета, определяемые требованиями модернизации всей системы профессионального образования. Значительная часть таких требований отражена в показателях аккредитации учреждений образования, как в России, так и за рубежом, хотя содержание и формы оценки в разных странах различные и зависят от национальных особенностей системы образования, исторических традиций и социальнокультурных условий.

К этим показателям в России относятся:

^ содержание и уровень подготовки;

^ качество подготовки;

^ воспитательная деятельность образовательного учреждения;

^ спектр реализуемых основных образовательных программ;

^ возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования;

^ научная, научно-техническая деятельность и ее результативность;

^ методическая работа;

^ квалификация педагогических работников1.

Основными задачами рейтинговой оценки деятельности кафедр во ВГУЭС являются: ^ определение текущего состояния и уровня педагогической и научноисследовательской работы;

^ совершенствование планирования работы кафедр;

^ получение единых комплексных критериев для оценки и контроля уровня работы кафедр;

^ стимулирование видов деятельности, способствующих достижению стратегических целей университета, выполнению кафедрами аккредитационных показателей, повышению рейтинга университета в целом;

1 Приказ Рособрнадзора № 1938 от 30.09.2005 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»

^ формирование информационной базы данных по деятельности кафедр, институтов и университета.

Для оценки эффективности деятельности кафедры во ВГУЭС разработана система показателей деятельности кафедры, которые подразделяются на 9 групп:

1. Качество кадрового потенциала.

2. Реализуемые образовательные программы.

3. Учебная работа.

4. Учебно-методическая работа.

5. Научные исследования.

6. Международная деятельность.

7. Полезность обществу.

8. Материальная база.

9. Проектная деятельность.

В каждой группе показателей, как правило, выделено 2 вида показателей: базисные и индикативные1, являющиеся показателями достижения стратегических целей университета и входящие в интегральные показатели ССП. Базисные показатели вводятся для характеристики основных стратегических направлений развития кафедры, служат для характеристики текущего состояния и динамики движения в направлении достижения стратегических целей по направлениям. Сами виды показателей устанавливаются на достаточно долгосрочный период, их нормативные значения соответствуют желаемому уровню для университета.

Примеры базисных показателей представлены в таблице 1.

Таблица 1 -Базисные показатели деятельности кафедры Стратегическая цель уни- Г руппа показателей Примеры базисных показа-

верситета телей кафедры

Квалифицированный Качество кадрового Доля ППС со степеня-

и мотивированный персо- потенциала ми и (или) званиями

Расширение ассорти- Реализуемые образо- Число реализуемых ос-

мента программ и услуг вательные программы новных образовательных

программ ВПО

1 Нормативно-методические основы управления кадрами ППС в вузе (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) / отв. ред. Мартыненко О.О. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006

Формирование систе- Учебная работа

мы качества подготовки выпускников

Успеваемость студентов каждой специальности (направления) по результатам

Формирование систе- Учебно-методическая Полнота учебно-

мы качества подготовки работа методического комплекта

выпускников дисциплины (УМКД)

Динамичная научная Научные исследова- Объем финансирова-

среда, интегрированная с ния ния научных исследований

реальным сектором эконо- из внешних источников

Университет - объект гордости жителей города и края

Развитая материальнотехническая база

Полезность обществу Участие студентов ка-

федры в проектах воспитательной направленности

Материальная база

Состояние закрепленного за кафедрой лабораторного фонда и специализированных аудиторий

Проектно- Проектная деятель- Количество преподава-

ориентированная органи- ность телей и сотрудников ка-

зационная структура федры, участвующих в про-

ектах университета

Индикативные показатели вводятся для характеристики процесса движения в направлении стратегических целей. В стратегическом управлении осуществляется декомпозиция целей до конкретных мероприятий, реализация которых служит непосредственно достижению целей. Выполнение этих мероприятий характеризуется набором показателей, которые сами по себе не являются свидетельством достижения стратегических целей, а лишь характеризуют движение в направлении достижения стратегических целей. Для них устанавливается не нормативное, а рекомендованное на данный период значение.

Индикативные показатели носят вспомогательный характер, могут достаточно часто изменяться, дополняться как по видам, так и по рекомендованным для них значениям.

Примеры индикативных показателей представлены в таблице 2.

Рейтинг кафедры проводится по результатам работы за учебный год и дает возможность направленно концентрировать внимание ППС на решении актуальных задач повседневной и долгосрочной деятельности.

Таблица 2 -Индикативные показатели деятельности кафедры

Стратегическая цель университета

Квалифицированный и мотивированный персонал

Рост доходов

Формирование системы качества подготовки выпускников

Формирование системы качества подготовки выпускников

Динамичная научная среда, интегрированная с реальным сектором экономики

Группа показателей

Качество кадрового потенциала

Реализуемые образовательные программы

Учебная работа

Учебно-методическая

работа

Научные исследования

Примеры индикативных показателей кафедры

Количество кандидатов наук в возрасте до 30 лет

Денежная обеспеченность по закрепленным ООП в среднем на одного студента

Посещаемость занятий студентами кафедры

Количество изданных учебников и учебнометодических изданий с грифами

Количество ВКР в области фундаментальных и поисковых научных исследований

Укрепление позиций Международная дея- Число программ, реа-

России в АТР

тельность

лизуемых в партнерстве с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зарубежными вузами

Университет - объект Полезность обществу

Количество ВКР, реко

гордости жителем города и

мендованных к внедрению

края

на предприятиях и органи-

зациях

Взаимосвязь рейтинга кафедр, процессов планирования и отчетности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Принятие управленческих решений на основе рейтинговой оценки деятельности кафедры

К процессу планирования работы кафедры следует подходить с позиций SWOT-анализа, т.е. анализа сильных и слабых сторон, а также возможностей и вероятных рисков на основе рейтинговой оценки результатов деятельности.

Отчетность кафедры характеризует уровень выполнения планов. На основании данных рейтинговой оценки будут приниматься управленческие решения по направлениям работы кафедры, в том числе стратегическим, которые найдут отражение в планах на работы на следующий учебный год.

Для расчета рейтинга кафедр необходимо каждому показателю деятельности кафедры сопоставить численное значение, определяющее сравнительную значимость этого показателя в общей структуре. Концепция построения системы рейтинговых показателей оценки деятельности кафедр должна учитывать различную важность разделов системы показателей по отношению к стратегическим целям университета. Так коэффициенты значимости разделов и показателей внутри разделов утверждаются решением ректората и могут изменяться от года к году.

Рейтинговое число кафедры определяется по формуле:

Планирование работы кафедры

Принятие решений по направлениям деятельности кафедры

Отчетность кафедры

Рейтинг кафедры

где а- количество баллов, соответствующее нормированному значению ]-ого показателя;

А ^ - количественное значение ]-ого показателя деятельности кафедры ьой кафедры.

В настоящее время рейтинговая оценка деятельности кафедр находит широкое применение в управлении современным университетом и является эффективным способом стимулирования кафедр к повышению качества образовательного процесса и научной деятельности.

Во ВГУЭС рейтинг кафедр используется при определении размера фондов премиальных выплат кафедр, что выступает важным инструментом мотивации и стимулирования труда ППС.

Так часть фонда премиальных выплат, выделяемого на кафедры, распределяется между кафедрами в зависимости от величины рейтинга кафедры. Размер этой части фонда премиальных выплат устанавливается следующим расчетом:

Ф хR■

Ф = -

i=l

где Фг - величина рейтинговой части фонда премиальных выплат ьой кафедры;

Фк - общий фонд премиальных выплат всех кафедр к распределению с учетом рейтинга кафедры;

^ - рейтинг ьой кафедры в баллах;

П - число кафедр.

Таким образом, размер фонда премиальных выплат каждой конкретной кафедры различен и зависит от результатов работы, учитываемых в рейтинговой оценке.

Подводя итог, отметим, что, применяя гибкие системы оплаты по результатам деятельности, руководство университета стремится к стимулированию роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогической и научной работы, а также развитию творческой инициативы преподавателей, что, безусловно, влияет на результаты работы университета в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.