УДК 81'32
З. Б. Долгих
старший преподаватель каф. португальского языка переводческого факультета МГЛУ, соискатель; e-maiL: [email protected]
ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ КАК МЫСЛИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ ГРАДУИРОВАНИЯ (на материале португальского языка)
В статье затрагивается вопрос истории возникновения, существования и развития операционализма как научно-философского подхода к исследованию явлений. Несмотря на то, что на определенном этапе операционалисты столкнулись с трудностями операционалистского истолкования научного знания, благодаря опе-рационализму как подходу были по-новому расставлены акценты и подчеркнуто то огромное значение, которое имеют в современной науке количественные понятия и измерительные операции, что, собственно говоря, и увековечило данный подход в истории философии ХХ в. Автор предпринимает попытку по-новому раскрыть идею операциональных определений и операционализма как эффективной стратегии анализа процессов градуирования в португальском языке.
Ключевые слова: операционализм; операционализация; операциональный; стратегия; подход; метод; градуирование; градуирующие средства.
Z. B. Dolguikh
Senior Lecturer, Post-graduate Student, Department of the Portuguese Language, Faculty of Translation and Interpreting, MSLU; e-mail: [email protected]
OPERATIONALISM AS A MENTAL STRATEGY AND AN EFFECTIVE WAY OF ANALYZING GRADATION PROCESSES (based on the Portuguese language)
The article touches upon the history of emergence, existence and development of operationalism as a scientific and philosophical approach to the study of phenomena. In spite of the fact that at a certain stage operationalists faced difficulties of operationalist interpretation of scientific knowledge, thanks to operationaHsm as an approach, many accents were pLaced in a new way, besides the huge vaLue of quantitative concepts and measuring operations in modern science was emphasized. In fact that immortalized this approach in the history of philosophy of the XX century. The author makes an attempt to rediscover the idea of operational definitions and operationalism as an effective strategy for the analysis of graduation processes in the Portuguese Language.
Key words: operationaLism; operationaLization; operationaL; strategy; approach; method; graduation / gradation; gradating means.
Идея операциональных определений - основная идея операциона-лизма - вытекает из некоторых общих предпосылок развития научного знания, лежащих вне философии. Как мы уже говорили, сама по себе эта идея не является новой. Связь значения понятия с совокупностью действий, на основе которых формируется это значение, вытекает из повседневной человеческой практики. Операционализм только подчеркнул особую роль операциональных определений в естественных науках в качестве средства анализа исходных допущений, на основе которых строится их концептуальный аппарат. Такая интерпретация понятий науки в определенной мере выражала отдельные особенности теории относительности и квантовой механики, что снискало особую популярность операционализму в 1930-1950 гг. Однако основоположник операциональной теории Бриджмен, будучи талантливым ученым (в 1946 г. ему была присуждена Нобелевская премия за работы в области экспериментальной физики) впоследствии осознал и признал определенные трудности операционалистского истолкования научного знания, заявив, что значение физических понятий в полной мере не исчерпывается измерительными операциями. Тем не менее благодаря операционализму как подходу были по-новому расставлены акценты и подчеркнуто то огромное значение, которое имеют в современной науке количественные понятия и измерительные операции, что и увековечило данный подход в истории философии ХХ в.
Принципиально новым и по сей день актуальным здесь оказывается понятие одновременности событий, которое определяется операционально, т. е. включает указания на последовательность операций - действий наблюдателей, кроме того, для однозначного истолкования результатов этих операций, - указание на систему отсчета, в которой находятся приборы и / или наблюдатели. Таким образом, очевидно, что экспериментальная процедура может выступать как средство выявления точного смысла некоторых понятий, для чего в их определение должен входить метод, позволяющий в каждом конкретном случае на основе (возможно мысленного) эксперимента решить, осмысленно ли (правильно ли) применение этого понятия в данном случае или нет. Иначе говоря, каждое такое понятие приобретает строгий смысл лишь в операциональном контексте, т. е. тогда,
когда указана последовательность актуально (или потенциально) осуществимых операций (действий), фактическое выполнение которых (или мысленное его прослеживание) позволяет шаг за шагом выявить смысл этого понятия и гарантировать его «непустоту» (dic.academic. гиШс.т//епс_рЫ1озорНу/869/).
Достаточно важным является тот факт, что операционалисты, отвечая на основной вопрос философии, первичным объявляют «опыт», включая в содержание этого понятия и ощущения, и эксперимент, и логические действия, рассматривая все их как совокупность операций субъекта. При этом операции представляются не только как средство обнаружения различных свойств объекта, но и как самостоятельно существующая реальность.
В конечном счете, операционализм отрицает существование объективно-общего, представляя общее как субъективную «конструкцию» на основе наших действий, которой в природе ничего не соответствует. Иначе говоря, не только общее, но и единичное конструируется нашими действиями, поэтому естественно, что предмет познания с точки зрения операционализма - не объективная реальность, а операции субъекта в процессе выработки той или иной идеи. Несмотря на критическую позицию по отношению к прагматизму (сложившуюся в 1930-е гг. в качестве реакции на примитивизм прагматизма в решении гносеологических проблем естествознания), операционализм в определенном смысле дополняет его: прагматисты интересуются практическим применением, полезностью, значимостью выработанных идей, операционалисты же занимаются исследованием того, как работает мысль, порождающая идею; т. е. прагматист исследует процессы применения готовых понятий, операционалист исследует процессы создания понятий [Всемирная энциклопедия 2002].
Операционализация понятий - процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Операционализация требует конкретного определения переменных, чтобы обеспечить объективность исследования и получаемых результатов. Кроме того, что операциональные определения позволяют производить измерения (к примеру, в психологии операциональными являются такие определения, как интроверсия, агрессия, нейротизм и пр.), они выполняют еще одну важную функцию: обеспечивают возможность повторить исследование, а значит, соблюсти одно
из главных условий научности исследования - воспроизводимость, а также критерии наблюдаемости, проверяемости и измеримости.
По сути, концептуализация - процесс, обратный операционали-зации, в ходе которого одиночные конкретные результаты измерений формулируются в более общих терминах. Хотя именно такие обобщения нужны для науки, нельзя забывать о том, что они связаны с риском неоправданного распространения частных выводов на общую ситуацию.
Операционализация - это описание психологического конструкта в терминах действий или операций, которые необходимо произвести, чтобы его измерить. Иными словами, если определение конструкта дает ясное понимание того, как мы будем его измерять, то это определение операциональное.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что градуирование как процесс в языке - операциональное понятие, потому что дает представление о том, как оно должно и может измеряться. Градуа-торы (операторы градуальности) - операциональное понятие, так как предоставляют нам понимание того, какую функцию выполняют (градуируют, обеспечивают реализацию операции градуирования) и впоследствии могут быть (в качестве операторов) воспроизведены в других исследованиях для измерения других понятий и явлений.
Операционализация может быть описана пошагово от абстрактного уровня до самого конкретного через последовательное описание теоретического конструкта, индикаторов, переменных, оценок, при этом теоретический конструкт - обычно абстрактен и не может быть непосредственно измерен; индикаторы - феномены, составляющие конструкт; переменные - компоненты индикаторов, которые могут быть измерены; оценка - возможные методы измерения переменных.
К примеру, в психологии экзаменационная тревожность - конструкт; индикатор - волнение перед сдачей устного экзамена; переменная - дрожь в голосе; оценка - наличие дрожи в голосе при устном ответе на экзамене.
Применительно к языку конструкт - это устойчивый вид упорядоченности, вид композиции элементов в тех или иных отношениях. Конструкт - стержень, который объединяет все средства в систему и содержит набор действий, обеспечивающих интеграцию всех составляющих дискурсивной деятельности.
В нашем случае можно сказать, что градуирование - конструкт, операциональные смыслы градуирования могут быть представлены в виде конструкта, объектные же - в виде способа изложения содержания высказывания (текста). Индикатор в таком случае - повышение или понижение степени признака, переменная - градуатор / оператор, оценка - понимание собеседником.
Операционализация психологического конструкта «экзаменационная тревожность» могла быть осуществлена и по-другому. Например: индикатор - вегетативные расстройства; переменная - потоотделение; оценка - интенсивное потоотделение на некоторых участках тела. Или индикатор - чувство тревоги и неуверенности; переменная - желание избежать общения с экзаменатором; оценка - субъективная оценка желания избежать общения с преподавателем.
Иная операционализация конструкта градуирование также возможна. К примеру, шкала градуирования - конструкт, индикатор -движение по шкале вниз или вверх относительно нормы, переменная один шаг / ступень по шкале вниз или вверх, оценка - достижения той или иной прагматической цели со стороны собеседника.
Разные способы операционализации предполагают различные способы ее проверки. Вне зависимости от способа операционализа-ции важно умение осознавать и анализировать тот путь операциона-лизации, который был проделан, а также отмечать те закономерности и ограничения, которые были выявлены.
Ценность операционального подхода к анализу феномена градуирования состоит в том, что именно такой подход в определенной мере дает возможность предпринять попытку разложить градуирование на элементарные части и процессы оперирования некими единицами или элементами. Однако, на наш взгляд, свести описание существенных сторон мыслительных процессов и явлений говоря про речевое мышление человека, исключительно к «оперированию знаками», означает отвлечься от важнейшего психологического содержания мышления как деятельности реального человека, а значит, всерьез исказить и значительно обеднить анализ изучаемого феномена. Следуя за Выготским и выделяя при анализе речевого мышления знак, предметную отнесенность и значение знака, мы говорим о том, что «оперируя знаками», человек оперирует значениями, а через них, по сути, предметами реального мира и их свойствами.
Таким образом, следует отметить, что операциональный подход выходит за рамки описания человеческого мышления и языковых процессов и механизмов исключительно как манипулирование знаками. Необходимо также учитывать, что при решении мыслительных задач человеком такие реальные функциональные образования, как смысл (операциональный и личностный) стоят на одной чаше весов с ценностью объектов для человека, с его опытом, в связи с чем они непосредственно участвуют в процессах управления деятельностью по решению задачи и осуществлению той или иной операции.
Осмысление структуры градуирования как операциональной категории и системного феномена более чем существенно для понимания сюжетных ходов процессов градуирования. Выяснение того, как части этой системы соединены между собой, дает возможность предсказать поведение системы.
Градуирование как система обладает эмерджментным свойством, или возникающим свойством в тот миг, когда она функционирует. Как и любая система, она может быть чрезмерно громоздкой, плохо управляемой и склонной к поломкам. В природе, как и в языке, есть верхняя граница жизнеспособности. В мире систем большее не означает лучшее. Благодаря градуированию люди воспринимают мир объемно. Температура, давление, эмоции, музыка, огонь, сознание, нравственные нормы, здоровье, голод, память, боль являются возникающими (эмерджментными) свойствами, способными к градуированию (в объективной и субъективной шкале интенсивности признака) [О'Коннор, Макдермотт 2016, с. 31-37].
В рамках операционального подхода градуирование может рассматриваться как операциональная категория, указывающая путь, порядок выполнения определенных действий для получения и упорядочивания данных о рассматриваемом предмете или явлении и формирования конечного образа, общей картины.
Операциональные средства есть конкретные выражения концептуальных средств. Концептуальные средства существуют в виде некоего образца, стандарта профессиональных действий, операций, процедур. Этот образец или стандарт является опорной базой формирования конкретных операциональных средств в конкретном акте коммуникации.
Субъективность градуального понятия и объективность средств его выражения представляют сложное переплетение семантического и грамматического в языковых единицах, реализующих операцию градуирования. Система градуальных средств выражения отражает картину мерительного отношения говорящего. От точки зрения, опыта градуирующего субъекта, а также его целей, задач и эмоционального состояния, зависит выбор средств выражения мерительных отношений, средств градуирования (градуаторов или операторов градуирования), а также эффективная реализация операции градуирования, адекватное восприятие собеседником.
Анализ процесса создания и использования правил и принципов сочетаемости градуирующих единиц с опорным словом лежат в основе операционального подхода к изучению явления градуирования и способов реализации градуирования в тексте и дискурсе. При этом нельзя не подчеркнуть тот факт, что различные коммуникативные ситуации диктуют необходимость использования своих специфических операциональных средств, в данном случае средств градуирования. В лингвистическом плане операциональные средства - это средства, выбор которых основан на имеющемся у коммуниканта практическом опыте их использования в речи, с помощью которых коммуникант решает конкретные задачи и достигает определенных целей.
Целеобразование или целеполагание есть одно из важнейших проявлений деятельности мышления, однако цель не всегда с самого начала поставлена: даже если она ставится извне, то бывает достаточно неопределенной, допускающей неоднозначное толкование. Задача как данная цель в определенных условиях должна быть сформулирована. Следовательно, градуирование - это не просто решение, но и одновременно формулирование задачи, таким образом, оно может рассматриваться как процедура решения задачи, которая определяется как цель, данная в определенных условиях. Например:
Digam o que disserem, Barack Obama vai ficar na historia dos Estados Unidos como o homem que enterrou definitivamente a guerra fria [Garcia 2016, c. 77]. - «Что бы вы ни говорили, Обама останется в истории США как человек, который окончательно покончил с "холодной войной" / окончательно похоронил "холодную войну"».
Muitos médicos receiam que estas técnicas, totalmente diferentes das praticadas no passado, nao sejam ainda bem aceites [Guerreiro 2016,
c. 41]. - «Многие врачи опасаются, что эти техники, совершенно не похожие на используемые ранее, пока не будут приняты по-настоящему / по-настоящему приняты».
Коммуникант оперирует градуирующими средствами, руководствуясь определенной целью, а также определенными правилами, сложившимися в языковой коммуникации (осознанно или на уровне интуиции), при этом он способен в процессе коммуникации оттачивать мастерство правильного и эффективного применения, а также создавать новые правила использования градуирующих средств. Например, mesmo: в значении «так», «очень», «весьма», «действительно», «настолько», «по-настоящему» выполняет функцию указания на степень величины признака: estou mesmo muito cansada, а при употреблении с прилагательными в сравнительной степени имеет градосему «указание на степень различия признака в сравниваемых и сопоставляемых объектах или явлениях» [Воротников 1987], несет достаточно высокую степень экспрессивности («гораздо», «значительно», «действительно сильно»): isto é mesmo melhor, esse assunto é mesmo mais simples. Или, например,próprio: может не только иметь значение «личный», но и выделительное, подтверждающее значение, при этом усиливающее качественный признак предмета: «точно тот, тот самый, именно он, тот же, этот, сам, самый» (Foi aprópria Juliana quem me fez o convite. - «Жулиана сама меня пригласила»), т. е. функционировать как своеобразный усилитель степени качества и нести функцию пояснения и выделения [Григоренко 1987].
Как уже было сказано, основными рабочими понятиями в рамках операциональной концепции являются: операция, операциональные средства, а также операциональная модель как модель цикличной причинности.
Операция - это, по сути, процесс манипуляции единицами (операциональными средствами) - за счет которых осуществляются преобразование значения по заданным правилам; операциональная модель -данные и сведения о задаче, представленные или накапливаемые (в виде кодового описания) в памяти решающей системы (в нашем случае в памяти человека). Например, чтобы показать наивысшую степень уверенности и одновременно аргументировать свою позицию (суждение о качестве, признаке объекта или явления) с целью убедить собеседника, говорящий на португальском языке традиционно использует такие
средства, как: absolutamente, completamente, obviamente, realmente и пр. в сочетании с прилагательными определенного типа. Например:
A multidâo sentia-se obviamente feliz [Carvalho 1994]. - «Толпа была очевидно счастлива».
или
Hilário Rego admite que teve uma relaçâo com Joana Costa: "Tivemos um relacionamento amoroso, mas foi consensual. Mas nâo tive nada com a Juliana, isso é absolutamente falso [Matos 2016, c. 43]. - «Илариу Регу, состоявший в отношениях с Жулианой Кошта, признает: "Между нами была любовная связь, но по обоюдному согласию. Ничего другого с Жулианой у меня не было, это абсолютная ложь"».
Иными словами, можно говорить о том, что в основе коммуникативного поведения мыслящего человека лежит сложный, но конечный и вполне определенный комплекс правил переработки информации и проведения операций по заданным правилам. Анализируя вопрос, описывает ли операциональный подход действительные процессы человеческого мышления или же он абстрагируется от некоторых его характеристик, которые могут являться наиболее существенными, необходимо отметить, что ответ может быть извлечен как из опыта моделирования процессов, так и из опыта теоретического и экспериментального анализа процессов мышления и их языковых реализаций.
Смысл и эффективность операционального подхода не только в выявлении рутинных, шаблонных, готовых, сложившихся правил и механизмов, но и отражение специфики творческих, эмоциональных процессов. Моделирование таких операций, как градуирование, в рамках операционального подхода, не только не закрывает путь для сотрудничества лингвистов, психологов и кибернетиков, но и помогает следовать принципам междисциплинарности, делая такое сотрудничество продуктивным, а также учитывая специфику подсистем, т. е. специфику человеческого мышления по сравнению с информационными процессами, реализуемыми машинами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воротников Ю. Л. Функционально-грамматическая сфера градационности признака в современном русском языке : дис. ... канд. филол. наук. М., 1987. 214 с.
Всемирная энциклопедия. Философия ХХ век. М. : АСТ ; Минск : Харвест,
Современный литератор, 2002. 976 с. Григоренко Т. Н. Способы интенсификации в португальском языке. М., 1987. 204 с.
О'Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем : пер. с англ. 10-е изд. М. : Альпина Паблишер, 2016. 256 с. Carvalho M. de. Um deus passeando pela brisa da tarde. 1994. URL : www.
corpusdoportugues.org/x.asp (дата обращения: 19.06.2016). Garcia D. A galinha americana e os Cohiba de Cuba // Sábado. 2016. № 621. P. 77. Guerreiro C. O regresso dos eletrochoques // E. A Revista do Expresso. 2016. № 2256. P. 41.
Matos V. Fui vítima de tráfico humano // Sábado. 2016. № 621. P. 43.