Научная статья на тему 'Операции центральных банков как инструмент отмывания денег'

Операции центральных банков как инструмент отмывания денег Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
895
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / РИСК / КОРРУПЦИЯ / ХИЩЕНИЕ / ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каратаев М. В.

В статье рассматриваются вопросы вовлечения центральных банков различных стран мира в процессы отмывания доходов, полученных незаконным путем. Проводится анализ системы рисков, которые возникают у коммерческих банков в связи с проведением по их счетам указанных операций. На основе результатов анализа предлагается методика оценки риска вовлечения российских банков в процессы легализации преступных доходов, определяются механизмы управления указанным риском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операции центральных банков как инструмент отмывания денег»

Банковский менеджмент

Удк 336.717

операции центральных банков как инструмент отмывания денег

М. В. КАРАТАЕВ, аспирант кафедры денег, кредита и ценных бумаг Е-mail: [email protected] Всероссийский заочный финансово-экономический институт

В статье рассматриваются вопросы вовлечения центральных банков различных стран мира в процессы отмывания доходов, полученных незаконным путем. Проводится анализ системы рисков, которые возникают у коммерческих банков в связи с проведением по их счетам указанных операций. На основе результатов анализа предлагается методика оценки риска вовлечения российских банков в процессы легализации преступных доходов, определяются механизмы управления указанным риском.

Ключевые слова: банк, риск, коррупция, хищение, отмывание доходов, модель, управление.

Отмывание преступных доходов и финансирование терроризма представляют собой два типа финансовых преступлений с разрушительными эффектами, которые скрываются за, казалось бы, безобидными финансовыми трансакциями. Криминальные доходы — от полученных мелкими наркодилерами до средств, похищаемых из государственной казны правительственными чиновниками, обладают способностью коррумпировать и в конечном счете дестабилизировать положение экономических субъектов, общества или даже целиком национальных экономик. В связи с этим создание эффективного механизма противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, является одной из наиболее злободневных проблем современности.

Банки объективно занимают центральное место в мировой финансовой системе, поэтому практически все схемы отмывания в той или иной степени связаны с ними. Кредитные организации распола-

гают широкими возможностями для выявления подозрительных финансовых сделок и идентификации их участников. Но проникновение в банковскую систему преступного капитала неизбежно влечет за собой повышение ее рисков. Последствия возникающих рисков для коммерческих банков могут быть различными: от ущерба деловой репутации и уплаты штрафов государству до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Традиционно отмывание денег ассоциируется у специалистов в этой области с незаконной прибылью от уличной торговли наркотиками или оружием, которая появляется в виде наличных денег и отмывается путем размещения на счетах финансовых учреждений через подставных лиц или фирмы-однодневки. Однако отмывание денег связано не только с указанными видами криминальной активности. Например, в России в общей массе преступлений, предшествующих легализации, около 35 % составляют присвоения и растраты, 30 % — мошенничества и 15 % — незаконное предпринимательство, что значительно расширяет круг возможных участников операций по отмыванию денег. Таким образом, банкам необходимо учитывать, что незаконные доходы могут быть также получены в безналичной форме путем осуществления мошеннических действий, совершения должностных преступлений, уклонения от уплаты налогов и пр. А участниками схем по отмыванию денег становятся не только фирмы-однодневки и подставные лица, но и крупные компании (в том числе с государственным

участием), органы государственной власти и даже центральные банки. Классические модели, описывающие процесс отмывания денег, не учитывают данный сегмент, что может быть объяснено низким уровнем коррупции в западных странах, отлаженной системой государственного контроля целевого использования бюджетных средств, эффективной работой правоохранительных органов и т. д. В то же время для большинства государств с переходной экономикой, в том числе и для России, а также развивающихся стран вопрос вовлечения государственных структур в процессы отмывания незаконно полученных доходов является крайне актуальным.

Отличительной особенностью риска вовлечения центральных банков стран мира в процессы отмывания доходов, полученных незаконным путем, является его тесная корреляция с политической ситуацией в стране и деятельностью государственного аппарата. Несмотря на то, что ключевым элементом правового статуса центральных банков большинства стран является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что они выступают как особые публично-правовые институты, обладающие исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения, деятельность центрального банка лежит в правовом поле конкретного государства, ее затрагивают определенные законодательные и нормативные акты, экономические потрясения и политические события в стране. Например, по результатам анализа политической и экономической независимости центральных банков бывших социалистических стран, который был проведен экспертами Института экономики переходного периода, самые автономные национальные банки — в странах Восточной Европы и Балтии, наиболее зависимые — в Узбекистане, Украине и Белоруссии. По 16-балльной системе самую высокую оценку получили центральные банки Венгрии, а также Боснии и Герцеговины (15 баллов), довольно зависимым признан национальный банк Республики Беларусь (6 баллов), независимость Банка России вместе с национальными банками Казахстана, Туркмении и Румынии оценена в 11 баллов. Это говорит о существенности влияния политических событий в стране на деятельность национальных регуляторов. По данным МВД России, на территории нашей страны действует свыше 5 тыс. организованных преступных групп, специализирующихся на отмывании незаконно полученных доходов, которые установили контроль над более чем 40 тыс. хозяйствующих субъектов, среди которых около 1,5 тыс. предприятий и организаций государственного сектора экономики

и ряд структур кредитно-финансовой сферы. В современных условиях ни один российский банк не может гарантировать, что его счета не используются в целях отмывания преступных доходов. При этом риск коммерческих банков оказаться вовлеченными в процессы легализации преступных доходов не уменьшается в связи с тем, что кредитная организация участвует в операциях по отмыванию денег, осуществляя расчеты по поручению государственных компаний или органов государственной власти.

Не вдаваясь в детали процесса нецелевого использования государственных фондов, отметим, что необходимым элементом любого из возможных сценариев является использование финансовой и прежде всего банковской системы в целях придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами, полученными в результате совершения правонарушения, т. е. в процессе легализации незаконно полученных доходов. Для этого участники процесса отмывания денег должны иметь счета в коммерческих банках, причем в настоящее время наблюдается тенденция к поиску посредников, имеющих выходы на международные или солидные западные банки. Как следствие, особо подвержены риску вовлечения в схемы легализации преступных доходов с участием центральных банков крупные коммерческие банки, которые имеют генеральную лицензию и осуществляют международные расчеты. А к числу клиентов повышенного уровня риска могут быть отнесены публичные должностные лица, государственные компании и центральные банки. Таким образом, в целях оценки вероятности вовлечения коммерческого банка в процессы легализации преступных доходов через операции государственных органов и центральных банков можно выделить два основных параметра: субъектный состав и индивидуальные характеристики проводимых операций. Рассмотрим более подробно указанные механизмы.

Для повышения эффективности управления риском вовлечения в процессы легализации преступных доходов коммерческим банкам рекомендуется уделять повышенное внимание операциям с участием публичных должностных лиц или Politically Exposed Persons (PEP). К числу PEP относятся лица, на которых возложены (или были ранее возложены) важные публичные функции в государстве, и лица, обремененные общественным доверием (например, главы государств или правительств, ведущие политики, высшие правительственные чиновники, должностные лица судебных органов, высшие военные чиновники, руководители государственных корпо-

раций, высшие должностные лица политических партий, члены правящих королевских семей, главы или влиятельные представители религиозных организаций), а также лица с аналогичными функциями в международных и внутренних государственных организациях.

Основными рисками, связанными с обслуживанием публичных должностных лиц, являются:

— возможность их прямого или косвенного контроля над расходованием государственных, общественных, международных средств;

— связанная с этим опасность злоупотребления средствами путем их использования в личных целях или присвоения.

Поэтому риски несут любые источники богатства клиентов — публичных должностных лиц, в отношении которых не существует объяснений. К таким рискам можно отнести:

— отсутствие источников дохода или наличие источников, которые не могут быть подтверждены;

— отсутствие убедительных причин для осуществляемых многочисленных денежных переводов за рубеж;

— неожиданные поступления крупных сумм от государственных органов или государственных компаний, включая центральные банки;

— случаи, когда источники богатства публичных должностных лиц представляются как комиссия, полученная по государственным контрактам на закупку товаров или оказание услуг.

Таким образом, основная цель контроля деятельности PEP для банка заключается в минимизации риска вовлечения в финансовые операции клиента, направленные на осуществление противоправной (в том числе коррупционной) деятельности, либо осуществляемые в целях ее сокрытия.

Убедительной иллюстрацией репутационных и финансовых потерь коммерческого банка вследствие вовлечения в процессы легализации преступных доходов через оказание услуг клиентам, которые относятся к категории публичных должностных лиц, является опыт банка Риггс (Riggs Bank). Это кредитная организация с почти 200-летней историей считалась до недавнего времени одним из краеугольных камней финансового сообщества США. Риггс часто называли «президентским» банком, поскольку в нем имели счета около 20 президентов и 95 % посольств иностранных государств в США. Начиная с апреля 2002 г. надзорные органы Соединенных Штатов выявили в Риггсе ряд серьезных нарушений требований «антиотмывочного» законодательства, выразившихся, в частности, в

непредставлении информации о подозрительных операциях по счетам бывшего чилийского диктатора Аугусто Пиночета и президента Экваториальной Гвинеи бригадного генерала Нгуема Мбасого.

Президент Чили в 1974—1989 гг., главнокомандующий вооруженными силами в 1989—1998 гг., впоследствии пожизненный сенатор Аугусто Пиночет растрачивал средства с секретных государственных счетов, получал «откаты» от производителей оружия, средства от контрабандах и продажи кокаина, а также от проведенной в Чили приватизации. Личное состояние А. Пиночета в виде наличности и золотых слитков, а также государственных облигаций западных стран и акций крупнейших компаний оценивается в 2 млрд долл., при этом его основная часть (около 1,7 млрд долл.) находится в частных финансовых институтах Великобритании, США, Колумбии, Панамы, Германии, Испании, на Каймановых островах и Багамах. Часть средств перечислена на счета различных компаний, ряд из которых создавался для проведения одной единственной импортной операции, при этом комиссионные шли на счета А. Пиночета. Например, по данным британской газеты The Independent, А. Пиночет получил 16 млн долл. за приобретение чилийскими вооруженными силами 200 немецких танков «Леопард» через нидерландскую компанию, зарегистрированную на Багамских островах.

В январе 2005 г. банк Риггс и его крупнейшие акционеры согласились перечислить 9 млн долл. в фонд помощи жертвам режима Аугусто Пиночета и признали в суде вину в непредставлении сообщений о подозрительных операциях, Им пришлось выплатить штраф в 19 млн долл. До июня 2005 г. общая сумма выплаченных банком штрафов и компенсаций составила 59 млн долл., гонорары адвокатам и консультантам достигли 35 млн долл., а суммарные потери в стоимости акций превысили 130 млн долл.

Другим примером использования своего положения в личных целях является президент Нигерии (1993—1998 гг.) Сани Абача. Правительство Нигерии вовлекло генерала и его семью в расхищение государственных средств в особо крупных размерах. Из бюджета с помощью мошенничества, поддельных контрактов, комиссий, принятия взяток и перекачивания средств непосредственно из министерства финансов Нигерии было украдено около 4 млрд долл. Через центральный банк страны средства размещались на банковских счетах в Великобритании, Швейцарии, Лихтенштейне, Австрии, Франции, Сингапуре, Гонконге, Ливане и США.

На постсоветском пространстве наиболее показательным является ситуация на Украине.

П. Лазаренко — премьер-министр Украины в 1996—1997 гг., в настоящее время скрывается от украинского правосудия в США, где в 2006 г. был приговорен к 9 годам тюремного заключения и штрафу в 10 млн долл. за финансовые злоупотребления и отмывание денег. По данным ООН, за год своего премьерства П. Лазаренко похитил из казны Украины около 200 млн долл., что составляет 2 % расходной части бюджета Украины в 1996 г.

Последние события в Киргизии свидетельствуют о том, что в периоды политической нестабильности публичные должностные лица предпринимают попытки вывести остатки государственных средств за рубеж и покинуть страну, опасаясь обвинений в свой адрес. Например, по заявлению руководителя аппарата главы временного правительства Киргизии Э. Байсарова, президент Киргизии К. Ба-киев и его семья опустошили казну страны, оставив лишь 986 млн сомов (около 16 млн евро). В связи с наличием опасений, что банки, контролируемые К. Бакиевым, захотят вывести фонды из страны, временное правительство заморозило функционирование банковской системы и ввело внешнее управление в коммерческих банках, которые могут иметь отношение к семье экс-президента. В результате предпринятых мер в ячейках нескольких банков страны были обнаружены золотые слитки и 20 млн долл. наличными, принадлежавшие друзьям и родственникам бывшего лидера Киргизии. Однако, по информации временного министра финансов Киргизии Т. Сариева, в 2010 г. из контролируемого семьей Бакиева банка было перечислено за рубеж 172 млн долл. При этом сообщается, что сотрудники Национального банка Киргизии в сговоре с руководством АзияУниверсалБанка, Манас Банка, банка «Иссык-Куль» и Кыргызкредитбанка разработали специальную схему отмывания денег, похищенных со счетов центрального банка. В связи с тем, что денежные средства были переведены из киргизских банков в банки-корреспонденты других стран, новое правительство Киргизии вероятно предпримет меры по их возврату, и история с вовлечением национального банка страны в процессы отмывания денег будет иметь продолжение.

Как правило, влиятельные политические лица относятся к категории "У1Р-клиентов, что предполагает более льготные условия обслуживания. Поэтому у руководства банка должно быть изначально сформировано понимание того, что операции данного клиента подлежат пристальному контролю, независимо от тех выгод, которые может получить банк, обслуживая клиента. Причастность к кор-

рупционным скандалам и отмыванию денег может сильно подорвать имидж российских кредитных организаций на международном финансовом рынке и с большой долей вероятности повлечет закрытие корреспондентских счетов в иностранных банках и прекращение каких-либо деловых отношений. Так уже было в 2004 г., когда Union Bank of California и филиал ABN Amro в Нью-Йорке в целях минимизации собственных рисков вовлечения в процессы отмывания денег через операции банков-корреспондентов объявили о закрытии корреспондентских счетов всех российских банков, а также банков СНГ, Центральной и Восточной Европы.

Необходимо отметить, что непосредственное обращение влиятельных политических лиц в финансовые институты с целью отмывания доходов имеет место лишь в исключительных случаях. Среди наиболее распространенных схем можно выделить использование третьих лиц для отмывания незаконно полученных доходов. Сутью данной схемы является привлечение для осуществления финансовых операций лиц, которые связаны с публичным должностным лицом родственными или доверительными отношениями. Поэтому операциям данных клиентов банки также должны уделять повышенное внимание. Наглядной иллюстрацией действия подобной схемы могут служить результаты исследования экономического состояния китайского общества, обнародованные Исследовательским отделом Государственного совета КНР совместно с китайской Академией социальных наук. В ходе исследований экономического состояния общества выяснилось, что в КНР 90 % высших постов в пяти основных отраслях (банковская сфера, рынок ценных бумаг, внешняя торговля, разработка и освоение земель, капитальное строительство) занимают дети высокопоставленных чиновников. В 2007 г. в Китае проживали 3 220 чел., личное состояние каждого из которых превышало 100 млн юаней (14 млн долл.), среди них 2 932 чел. — это дети высокопоставленных чиновников. По заявлению китайских властей, за последние 30 лет коррумпированные чиновники страны присвоили более 50 млрд долл. госсредств, а только в 2009 г. сотрудниками Государственного ревизионного управления КНР выявлены факты нецелевого расходования бюджетных средств и хищений на сумму 13,8 млрд долл. Большинство нарушений происходило на стадии утверждения проектов, принятия решений, выделения государственных займов, проведения публичных торгов и тендеров, передачи государственных средств, управления земельными и минеральными ресурсами. Необходимо

отметить, что только в последние годы за границу уехали более 4 тыс. чиновников, которым были предъявлены обвинения в коррупции и отмывании денег. А власти Китая признали виновными в легализации преступных доходов более 600 банков и финансовых компаний, работающих на территории страны, среди которых крупнейшая в мире по размерам активов японская финансовая группа Mitsubishi UFJ. Общая сумма уплаченных банками штрафов составила 56,3 млн юаней (7 млн долл.). Легализация чиновниками средств, нажитых незаконным путем, — одна из основных проблем китайской экономики. Только по данным официальной статистики ежегодные объемы отмывания денег в стране превышают 400 млрд юаней (50 млрд долл.), а намеченное на первую половину 2006 г. IPO Bank of China в свое время находилось под угрозой срыва из-за скандала, в котором оказалось замешано руководство банка, когда в начале февраля 2006 г. топ-менеджеры этого банка С. Чаофань и С. Гуоджунь были пойманы при попытке отмыть 485 млн долл.

Во всех приведенных случаях центральные банки соответствующих стран являлись активными участниками схем хищения и отмывания доходов, выступая в качестве стороны проводимых операций. В связи с этим коммерческим банкам целесообразно уделять повышенное внимание операциям с центральными банками, государственными корпорациями, равно как и с публичными должностными лицами и членами их семей. Банкам также необходимо учитывать характер соответствующих операций, их периодичность и объемы, а также политическую ситуацию в стране или соответствующем регионе. Стоит также отметить, что клиент первоначально может не подпадать под определение влиятельного политического лица, поэтому банкам следует предпринимать разумные и доступные меры для получения информации о возможном изменении статуса своих клиентов в связи с их вовлечением в политическую и государственную деятельность.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки риска вовлечения коммерческих банков в процессы легализации доходов, полученных незаконным путем, при обслуживании российских публичных должностных лиц и государственных структур, включая Банк России. Основанием для повышенного внимания банков к клиентам, занимающим высокие посты в федеральных и региональных органах власти, является высокая вероятность их вовлечения в коррупционные схемы и процессы нецелевого использования бюджетных средств. Предпринятые государством в последние годы антикризисные меры

и меры социальной поддержки граждан в рамках национальных проектов повлекли выделение значительных бюджетных средств. Сотни миллиардов рублей направлены на поддержку моногородов, социальной инфраструктуры и финансирование долгосрочных федеральных программ, в том числе таких, как Форум АТЭС во Владивостоке, Всемирная летняя универсиада в Казани, XXII Олимпийские игры в Сочи, инновационный центр в Сколково. По уровню коррупции в 2009 г. Россия находилась на 146 позиции вместе с Камеруном, Эквадором, Кенией и Зимбабве (поднявшись со 147 места в 2008 г.) Ежегодные потери консолидированного бюджета РФ (включая государственные внебюджетные фонды) составляют от 500 до 800 млрд руб. Поэтому риски коммерческих банков оказаться вовлеченными в процессы легализации незаконно полученных доходов государственными служащими различного уровня являются весьма существенными.

Как отметил Президент России Д. А. Медведев на встрече с членами общественной палаты РФ, пренебрежение законом является одной из характерных черт современной России. При этом по информации Национального бюро Интерпола при МВД России, наши нечистые на руку сограждане, нередко чиновники разных уровней, продолжают активно скупать недвижимость за рубежом на средства, полученные противозаконным путем. Основные страны, куда выводятся деньги, — Кипр, Испания, Чехия, Болгария, Хорватия и Австралия. Отметим, что перевести в указанные страны крупные суммы денег, минуя российскую банковскую систему, невозможно. Таким образом, использование банков является наиболее простым и легким способом сокрытия теневых доходов и их легализации. Именно поэтому с кредитно-финансовой сферой связано до 40 % преступлений в экономической сфере, а более трети преступлений, выявленных в 2009 г. в кредитно-финансовой сфере, связаны с легализацией преступных доходов.

По оценкам Банка России, коммерческие банки страны ежегодно проводят фиктивные операции на сумму 1,5—2 трлн руб. Ежемесячный объем операций по обналичиванию средств составляет от 50 до 80 млрд руб., по переводу средств в пользу нерезидентов — 3-4 млрд долл. Обращает на себя внимание, что до 90 % объема операций по обналичиванию приходится на Москву и Московскую область. Именно московские банки становятся чаще объектом отзыва лицензий на осуществление банковских операций на основании нарушений законодательства в области противодействию отмыванию

денег. Из 128 отозванных с 01.02.2002 по 01.07.2010 за нарушения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» лицензий только 10 % банков были зарегистрированы в регионах РФ. Аномально высокая концентрация услуг по отмыванию в центре похищенных у государства средств скорее всего не случайна, как и тот факт, что в федеральном бюджете год от года растет число закрытых бюджетных статей. Согласно подсчетам сотрудников Института экономики переходного периода, в 2003 г. были засекречены 36,2 % всех расходов страны, в 2004 г. - 37,9 %, в 2005 г. - 41,4 %, в 2006 г. — 44 % бюджетных статей и расходов, что составляет почти 2 трлн руб. В бюджете на 2006 г. впервые появились секретные статьи в разделах бюджета «Жилищно-коммунальная сфера», «Образование», «Культура» и «СМИ», а в бюджете 2007 г. засекречены 5,4 % прикладных научных исследований в области национальной экономики.

В то же время риск оказаться вовлеченным в процессы легализации доходов, незаконно полученных государственными служащими, характерен не только для банков Москвы и Московского региона. Например, 21.12.2009 в США был задержан депутат Законодательного собрания Приморского края Ю. Степанченко, объявленный в международный розыск по подозрению в мошенничестве и легализации денежных средств, похищенных из регионального бюджета. По данным следствия, предприятие ЗАО «ДВ Стройсвязькомплекс», которое возглавлял чиновник, похитило из бюджета Приморского края не менее 180 млн руб., выделенных на реализацию целевых программ в области жилищного строительства, которые по каналам офшорного транзита через коммерческие банки региона были выведены за границу.

Необходимо также учитывать, что в настоящее время Россия является государством, в кредитных организациях которого размещается достаточно большое количество денежных средств граждан и финансовых организаций из стран бывшего СССР, в том числе бывших политических лидеров стран ближнего зарубежья, законность источников денежных средств которых порой вызывает большие сомнения.

В целях управления риском вовлечения в процессы легализации доходов, полученных преступным путем, банкам рекомендуется помимо изучения участников проводимых операций (субъектного состава) проводить анализ параметров и индивидуальных характеристик операций на предмет их соответствия

деятельности клиентов и той идентификационной информации, которую последние о себе предоставили. Отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается в банк, несоответствие характера и объемов проводимых клиентом операций заявленной им цели, направлениям деятельности или для физических лиц — информации об источниках доходов, месте работы, занимаемой должности или социальном статусе должны послужить сигналом для углубленной проверки банком операций клиента. Указанные действия призваны помочь коммерческим банкам выявлять операции по легализации доходов, полученных преступным путем, в случае, когда одним из участников операции является центральный банк, а операция — следствием мошеннических действий или хищения средств.

Ситуации, связанные с попытками хищения средств со счетов центральных банков стран мира, возникают довольно часто. Например, 07.06.2010 полиция Объединенных Арабских Эмиратов предотвратила попытку ограбления центробанка страны, когда злоумышленники по поддельным документам пытались похитить более 14 млрд долл. Другим примером может служить Иран, где только за последний год были предприняты три попытки хищения средств со счетов центрального банка по подложным документам. Наиболее одиозная попытка хищения средств со счетов Банка России предпринята 13.11.2009, когда в московское ОПЕРУ № 1 были предъявлены два фальшивых платежных поручения от имени Пенсионного фонда РФ, по которым Банк России перевел средства в размере 1,25 млрд руб. на счет фирмы ООО «СпецТехПром» в банке ООО КБ «Кубань» (г. Москва). Со счета ООО «СпецТехПром» средства в тот же день ушли в российское представительство Deutsche bank, после чего незамедлительно были переведены шестью траншами в другие банки для компаний, имеющих счета во втором по величи -не активов банке Кипра Marfin Popular Bank Public Co Ltd. Таким образом, два крупных коммерческих банка в силу недостаточной осмотрительности оказались вовлеченными в процесс легализации незаконно полученных доходов. При этом банком плательщика являлся Банк России.

Примером использования российских банков в целях отмывания доходов, полученных путем хищения средств из бюджета другого государства, является так называемое «туркменское дело», когда с резервного счета Центрального банка Туркмении в германском Deutsche bank в сентябре 2002 г. исчез 41 млн долл. По версии следствия хищение

средств проведено при участии сотрудника отдела корреспондентских отношений и международных платежей Центрального банка Туркмении, который, имея доступ к кодам системы международных банковских платежей SWIFT, списывал деньги с резервного счета ЦБ, переправляя их в иностранные банки. В частности, 1,25 млн долл. ушли в гонконгский HSBS, 18,75 млн долл. — в латвийский Parex Bank, 20 млн долл. поступили в Русский депозитный банк (Москва) и впоследствии были отмыты через Индустриальный экспортный банк.

Резюмируя изложенное, отметим, что при проведении операций с участием публичных должностных лиц и/или центральных банков, кредитные организации потенциально принимают на себя риск вовлечения в процессы придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами, полученными в результате противоправной, в том числе коррупционной, деятельности. В целях управления принимаемыми рисками банкам необходимо разработать стратегию, представляющую собой набор правил, на основе которых принимаются управленческие решения и способы выбора варианта этих решений. Цель стратегии — на основании доступной информации о клиенте и его бизнес-активности определить потенциальный риск проведения им через банк операций по легализации преступных доходов, тем самым оценив риск вовлечения банка в процессы отмывания денег через оказание услуг клиенту Проведенный анализ показывает, что выявляя и оценивая риски вовлечения клиентов в процессы легализации преступных доходов, банкам целесообразно использовать критерии, указанные на рис. 1.

Особенности клиентской базы й корреспондентской сети" банка

Субъектный состав операции

Анализ

Действующие международные: санкции

Продукты и услуги, прёдлагаемБШ банком, и особенности их

щщршшшш

Индивидуальные характеристики операции

Ивдивцпуашные харакгержшки участники опгращш

Наличие подтверждающих документов

Рис. 1. Основные параметры анализа в целях управления риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов

В основу положен принцип определения риска по каждому клиенту в зависимости от отдельных показателей его организационного профиля, видов и размеров совершаемых операций, действующих международных и национальных санкций, наличия внешней негативной информации о клиенте и пр. Все показатели, оказывающие влияние на оценку риска клиента, разделены на два блока:

— показатели, характеризующие субъектный состав операции;

— показатели, отражающие индивидуальные характеристики проводимой операции.

Данное разделение носит во многом условный характер, так как все компоненты системы должны рассматриваться во взаимодействии и дополняют друг друга в целях анализа. Рассмотрим более подробно компоненты системы.

В целях управления рисками, связанными с вовлечением в процессы легализации незаконных доходов, банком должны предприниматься меры по идентификации клиентов и выгодоприобретателей, сбору и анализу дополнительной информации в соответствии с принципом «знай своего клиента». Это необходимо для выявления оснований, свидетельствующих или позволяющих предположить, что проводимые клиентом операции могут быть связаны с отмыванием доходов, полученных незаконным путем. В основе подхода лежат три ключевых требования:

— неформальная идентификация всех клиентов перед установлением с ними деловых отношений;

— постоянный мониторинг деятельности клиента на предмет ее соответствия целям, заявленным клиентом;

— информирование руководителей банка и уполномоченных органов о возможных фактах легализации преступных доходов клиентами банка.

Идентификация клиентов, установление и идентификация выгодоприобретателей осуществляется банком согласно порядку, определенному положением Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В этом документе закреплен набор обязательных идентификационных данных, которые должны быть зафиксированы банком при установлении договорных отношений с клиентом. В

целях управления риском вовлечения в процессы легализации преступных доходов банку целесообразно обратиться к клиенту для получения дополнительной информации о его деятельности, составе учредителей, дочерних структурах и пр. На основании сведений, которые клиент представил при установлении договорных отношений с банком (информация о видах деятельности, структуре собственности и управления, кредитной истории и т.д.), формируется его организационный профиль. При применении риск-ориентированного подхода изучение клиента включает в себя также процесс верификации полученных при идентификации данных из независимых источников и проверку их достоверности.

Одним из основных элементов управления риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов является принцип «знай своего клиента», который предусматривает получение, накопление, анализ и оценку информации о клиенте и совершаемых им операциях. Процесс изучения клиента начинается с момента его обращения в банк с целью установления договорных отношений и продолжается до прекращения обязательств между клиентом и банком. Особое внимание при этом необходимо уделять клиентам банка, которые являются резидентами государств, предоставляющих льготный налоговый режим и/или не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), государств, не участвующих в международном сотрудничестве в области борьбы с легализацией преступных доходов, и государств с повышенным уровнем коррупции. А также резидентам государств, в которых незаконно производятся или через которые перенаправляются наркотические вещества. Основанием для повышенного внимания к операциям клиента является отсутствие информации о клиенте — юридическом лице в официальных справочных изданиях или в иных открытых источниках информации, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам.

Основные параметры участников операции, которые должны быть проанализированы банком в целях управления риском вовлечения в процессы легализации преступных доходов, представлены на рис. 2

Анализируя субъектный состав операции, банку необходимо также уделять внимание изучению контрагентов по операциям своих клиентов. Основаниями, свидетельствующими о повышенном риске вовлечения банка в процессы отмывания денег, являются ситуации, когда невозможно точно установить конт-

Оценка риска участника операции

Период деятельности

Размер уставного капитала

Учредители/распорядители/собственники

Место регистрации

Вид деятельности —

Рис. 2. Параметры оценки риска участника банковской операции

рагентов клиента. Например, при переводе денежных средств за границу на счет, открытый на анонимного владельца, или при поступлении денежных средств из-за границы со счета, открытого на анонимного владельца. Повышенное внимание рекомендуется уделять операциям, когда получатель денежных средств либо работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности — нерезидент, не являющийся стороной по договору/контракту, предусматривающему импорт/экспорт клиентом-резидентом работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. А также когда в договоре/контракте предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, о которых из международных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с отмыванием доходов. К высокому риску с позиций вероятности вовлечения банка в процессы отмывания незаконно полученных доходов должны быть отнесены операции клиентов по экспорту/импорту высокотехнологичных, дорогостоящих товаров, результатов интеллектуальной деятельности, услуг в области маркетинговых исследо-

Гражданство

Место жительства

Место работы

Должность

Представитель

Возраст

ваний, консультационных и юридических услуг, когда контрагентом выступает малоизвестная на рынке компания. Нуждаются в пристальном внимании и операции по получению клиентом денежных средств от иностранных общественных, неправительственных организации, фондов и иных некоммерческих организации в качестве финансовои помощи, в том числе в виде грантов, премии или финансирования гуманитарных программ.

Анализ риска вовлечения банка в процессы отмывания преступных доходов необходимо проводить через сопоставление данных, полученных на этапе изучения клиента, с параметрами проводимых клиентом операции. Индивидуальные характеристики операции отражают вероятность вовлечения клиента в процессы легализации преступных доходов, рассчитанную на основании анализа используемых им банковских продуктов и параметров совершаемых сделок.

Помимо параметров оценки индивидуальных характеристик, указанных на рис. 3, отличитель-нои особенностью операции по отмыванию денег, полученных в результате хищения средств государственных структур со счетов в центральных банках, являются их значительные абсолютные объемы, которые в разы превышают все предшествующие операции клиента. Поэтому не связанное напрямую с деятельностью клиента неожиданное существенное увеличение сальдо на счете, которое впоследствии переводится в другую кредитную организацию или используется для целеи покупки иностраннои валюты (с переводом в пользу нерезидента), ценных бумаг на предъявителя, должно быть в обязательном

порядке изучено банком на предмет правомерности и законности целеИ клиента. Выявить данные операции достаточно просто, используя в качестве базы анализа среднее значение сумм проводимых операции, так как отклонения от них могут являться признаком возможнои незаконнои активности клиента.

На основании данных о количестве и объеме осуществляемых операции в разрезе по видам деятельности клиента за расчетныи период, определяются тенденции по увеличению/уменьшению операционной активности клиента. Дополнительному анализу рекомендуется подвергать все операции клиента на сумму, превышающую для нормального распределения значение среднеквад-ратического отклонения по дебетовым и кредитовым оборотам клиента (формулы 1, 2, 3):

а =,

(х - х/)

(1)

где х. — сумма одной операции г-го вида;

х/ — среднее значение суммы операции г-го вида за год;

п. — количество операций г-го вида.

IД,

Дср =-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2)

где Д^ — среднее значение суммы списаний со

ср

счета клиента за период;

Д. — сумма разовой операции по списанию

денежных средств со счета клиента;

N — число операций по списанию средств со

счета клиента за период.

Рис. 3. Параметры оценки индивидуальных характеристик операций

/=1

кр

V — j-1

(3)

кр

где Кср — среднее значение суммы зачислений на

Ср

счет клиента за период;

К — сумма разовой операции по зачислению денежных средств на счет клиента; ^кр — число операций по зачислению средств на счет клиента за период. По результатам оценки объема проводимых операций к категории высокорискованных относятся исходящие платежи, сумма которых превышает величину Дср + 3ст, и входящие платежи размером более Кср + 3ст. В целях управления риском

ср

вовлечения в процессы легализации преступных доходов банку необходимо располагать исчерпывающей информацией по указанным операциям, включая информацию об источниках и направлении движения денежных средств, основаниях совершения операции (копии договоров, контрактов, счетов фактур, товарно-транспортных накладных, грузовых таможенных деклараций и пр.), сторонах сделки и конечном получателе денежных средств.

В целях комплексности анализа риска проводимой операции необходимо также учитывать режим действующих санкций Совета Безопасности ООН и правительств иностранных государств, поскольку его нарушение может повлечь применение к банку мер воздействия со стороны отечественных и иностранных органов правопорядка. Например, за работу с клиентами из стран, на которые наложены экономические санкции США (в частности, Ирана, Мьянмы, Судана, Кубы и Ливии), министерство юстиции США в 2010 г. оштрафовало один из крупнейших швейцарских банков Credit Suisse на 536 млн долл., а в 2009 г. за подобные действия британский банк Lloyds TSB Bank был оштрафован на сумму в 350 млн долл.

В настоящее время международные финансовые институты и банковское сообщество усиливают внимание к вопросам предотвращения использования национальных и мировой финансовых систем в целях отмывания доходов, полученных преступным путем. Следствием стали не только создание в каждой стране национальных органов финансовой разведки и введение уголовной ответственности за участие в процессе отмывания денег, но и разработка механизмов наднационального регулирования вопросов предотвращения использования финансовой сферы в целях легализации преступных доходов. В связи с этим российские банки, участвующие в международном сотрудничестве, становятся объек-

тами пристального контроля не только со стороны российских финансовых властей, но и иностранных банков-корреспондентов, зарубежных финансовых разведок, наднациональных организаций и объединений. Таким образом, они уже не могут игнорировать современные требования, которые иностранные контрагенты предъявляют к репутации своих деловых партнеров. Поэтому политика современного банка должна быть нацелена на предотвращение использования его продуктов в преступных целях и разработку механизмов управления потенциально возникающими рисками.

При оказании банковских услуг публичным должностным лицам и центральным банкам иностранных государств кредитные организации принимают на себя риск вовлечения в процессы легализации доходов, полученных в результате незаконной (в том числе коррупционной) деятельности. Структурная особенность данного риска заключается в том, что в отдельных случаях с увеличением финансовой активности по счетам указанных клиентов риск банка быть вовлеченным в процессы легализации доходов, полученных незаконным путем, возрастает до критических величин. Складывается ситуация, когда возможные финансовые потери банка от реализации риска вовлечения в процессы отмывания денег с учетом вероятности их наступления превышают экономические выгоды от обслуживания клиента. Предложенный механизм анализа операций клиентов через оценку субъектного состава и индивидуальных характеристик проводимых операций позволяет банкам эффективно выявлять и идентифицировать потенциально рисковые ситуации, что дает возможность управлять риском вовлечения в процессы легализации преступных доходов.

Список литературы

1. Соответствие нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства. Стенограмма выступления председателя Банка России С. М. Игнатьева на парламентских слушаниях. 20.02.2007.

2. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20100610070053. shtml.

3. URL: http://project-mvest.org/2008/04/23/kitajskaya-fabrika-millionerov.html.

4. URL: http : //www.prime-tass.ru/ news/ 0 / %7B8050F195-69E0-45CA-84BA-705E48EEE54D%7D.uif.

5. URL: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_ mId_4901_aId_377020.html.

6. URL: http://realty.newsru.com/article/19dec2008/ nterpol.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.