Научная статья на тему 'ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ В ОБУЧЕНИИ КРИТИЧЕСКИМ МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ'

ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ В ОБУЧЕНИИ КРИТИЧЕСКИМ МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / критическое мышление / логика / язык / понятие / определенные и неопределенные понятия / практические занятия / education / critical thinking / logic / language / concept / definite and indefinite concepts / practical classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Наталья Петровна

В отечественной системе образования проекты по критическому мышлению находятся в фокусе внимания. Высшая школа внедряет в свои учебные планы дисциплины по развитию критических навыков. В статье рассматриваются программные установки курса «Логика и критическое мышление», в частности, предметом обсуждения становятся операции с понятиями как возможные инструменты борьбы с бессодержательностью мышления. Цель статьи состоит в углублении вопроса о методах и приемах в работе с неопределенными понятиями на занятиях по логике и критическому мышлению. Источником для рассмотрения проблематичных сюжетов служит университетская педагогическая практика. Показывается особый статус в естественном языке и языке науки понятий, являющихся не вполне определенными. Осуществляется изучение интеллектуально-речевого опыта с учетом классификации содержания и объема как определенных, так и неопределенных понятий. Анализируются достижения участников проекта в осознании аксиологической нагруженности лексических единиц и принципиальной трудности в механизмах работы с неопределенными понятиями профессионального дискурса. Акцентируется внимание на возможностях развития критической рефлексии учащихся посредством погружения в дискуссионную тематику о корректном истолковании информации, неопределенных понятиях в нормативных документах, востребованности учета семантических колебаний под влиянием процессов культурного и социального характера. Делается вывод о когнитивном присвоении учащимися специфики представлений об употреблении неопределенных понятий, совершенствовании умений в оперировании понятиями, понимании многосложности познавательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONS WITH CONCEPTS IN TEACHING CRITICAL THINKING SKILLS

In the national education system, projects on critical thinking are the focus of attention. The higher school introduces disciplines on the development of critical skills into its curricula. The article discusses the curriculum settings of the course «Logic and critical thinking», in particular, operations with concepts as possible tools to combat the meaninglessness of thinking become the subject of discussion. The purpose of the article is to deepen the question of methods and techniques in working with vague concepts in logic and critical thinking classes. The source for the consideration of problematic subjects is the university pedagogical practice. The special status of concepts that are not completely defined in the natural language and academic language is shown. The study of intellectual and speech experience is carried out taking into account the classification of the content and scope of both definite and indefinite concepts. The achievements of the project participants in realizing the axiological meaning of lexical units and the fundamental difficulty in the mechanisms of working with vague concepts of professional discourse are analyzed. Attention is focused on the possibilities of developing students’ critical reflection by immersing them in discussion topics about the correct interpretation of information, vague concepts in normative documents, the need to take into account semantic fluctuations under the influence of cultural and social processes. The conclusion is made about the cognitive appropriation by students of the specifics of ideas about the use of vague concepts, the improvement of skills in operating with concepts, the understanding of the complexity of the cognitive process.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ В ОБУЧЕНИИ КРИТИЧЕСКИМ МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ»

УДК 378.147+161.1 ББК 74.48+87.4

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-234-240

ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ В ОБУЧЕНИИ КРИТИЧЕСКИМ МЫСЛИТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ

Н. П. Суханова

Аннотация. В отечественной системе образования проекты по критическому мышлению находятся в фокусе внимания. Высшая школа внедряет в свои учебные планы дисциплины по развитию критических навыков. В статье рассматриваются программные установки курса «Логика и критическое мышление», в частности, предметом обсуждения становятся операции с понятиями как возможные инструменты борьбы с бессодержательностью мышления. Цель статьи состоит в углублении вопроса о методах и приемах в работе с неопределенными понятиями на занятиях по логике и критическому мышлению. Источником для рассмотрения проблематичных сюжетов служит университетская педагогическая практика. Показывается особый статус в естественном языке и языке науки понятий, являющихся не вполне определенными. Осуществляется изучение интеллектуально-речевого опыта с учетом классификации содержания и объема как определенных, так и неопределенных понятий. Анализируются достижения участников проекта в осознании аксиологической нагруженности лексических единиц и принципиальной трудности в механизмах работы с неопределенными понятиями профессионального дискурса. Акцентируется внимание на возможностях развития критической рефлексии учащихся посредством погружения в дискуссионную тематику о корректном истолковании информации, неопределенных понятиях в нормативных документах, востребованности учета семантических колебаний под влиянием процессов культурного и социального характера. Делается вывод о когнитивном присвоении учащимися специфики представлений об употреблении неопределенных понятий, совершенствовании умений в оперировании понятиями, понимании многосложности познавательного процесса.

© Суханова Н. П., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ключевые слова: образование, критическое мышление, логика, язык, понятие, определенные и неопределенные понятия, практические занятия.

Для цитирования: Суханова Н. П. Операции с понятиями в обучении критическим мыслительным навыкам // Наука и школа. 2024. № 3. С. 234-240. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-234-240.

OPERATIONS WITH CONCEPTS IN TEACHING CRITICAL THINKING SKILLS

N. P. Sukhanova

Abstract. In the national education system, projects on critical thinking are the focus of attention. The higher school introduces disciplines on the development of critical skills into its curricula. The article discusses the curriculum settings of the course «Logic and critical thinking», in particular, operations with concepts as possible tools to combat the meaninglessness of thinking become the subject of discussion. The purpose of the article is to deepen the question of methods and techniques in working with vague concepts in logic and critical thinking classes. The source for the consideration of problematic subjects is the university pedagogical practice. The special status of concepts that are not completely defined in the natural language and academic language is shown. The study of intellectual and speech experience is carried out taking into account the classification of the content and scope of both definite and indefinite concepts. The achievements of the project participants in realizing the axiological meaning of lexical units and the fundamental difficulty in the mechanisms of working with vague concepts of professional discourse are analyzed. Attention is focused on the possibilities of developing students' critical reflection by immersing them in discussion topics about the correct interpretation of information, vague concepts in normative documents, the need to take into account semantic fluctuations under the influence of cultural and social processes. The conclusion is made about the cognitive appropriation by students of the specifics of ideas about the use of vague concepts, the improvement of skills in operating with concepts, the understanding of the complexity of the cognitive process.

Keywords: education, critical thinking, logic, language, concept, definite and indefinite concepts, practical classes.

Cite as: Sukhanova N. P. Operations with concepts in teaching critical thinking skills. Nauka i shkola. 2024, No. 3, pp. 234-240 DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-234-240.

Введение

В настоящее время отечественной высшей школой особое значение придается проектам обучения критическому мышлению. Навыки критического осмысления действительности становятся обязательными в освоении образовательных программ. Курсы по критическому мышлению читаются в вузах как самостоятельные либо представлены составной частью дисциплины, зачастую, социально-гуманитарного блока. В Новосибирском государственном университете экономики и управления «НИНХ» реализуется программа курса «Логика и критическое мышление». На современном этапе мы имеем дело с тем, о чем Е. Д. Смирнова говорила

как о перспективном пути в развитии логики, имея в виду идею расширения сферы логического: «Логика сегодня выступает не только как теория рассуждений, но и как определенный аспект познавательной деятельности - как основа схем построения "картины мира"» [1, с. 119]. Логика предоставляет свой инструментарий для обсуждения подходов и принципов в организации критического мышления.

Логико-ориентированный курс формирования критических навыков призван служить развитию рациональности, критичности мышления, способствовать выстраиванию искусной аргументации, стройному логическому анализу собственных суждений и рассуждений оппонента. Актуальность курса подкрепляется также необходимостью свободного ориентирования в потоках информации участников проекта. В рамках курса решаются разные задачи, одна из которых представляется принципиально важной и размышлениями о ней продиктована данная статья, цель которой - показать фундаментальное значение в работе с бессодержательностью мышления позиций курса, посвященных операциям с неопределенными понятиями, а также подвергнуть анализу проблематичные сюжеты использования понятий, с опорой на имеющуюся педагогическую практику.

Методологическим основанием в изучении вопросов работы с понятиями в обучении критическим мыслительным навыкам служат концепции таких ученых, как В. Н. Брюшинкин, А. А. Ивин, И. Н. Грифцова, В. И. Свинцов, Г. В. Сорина, Н. С. Юлина, Дж. Дьюи, М. Липман, Л. Нельсон, М. Притчард, Р. Рид, Э. Шарп и др.

Обращение к теме понятия продиктовано тем, что, сталкиваясь с неправильным или неаккуратным употреблением понятий, мы рискуем получить неадекватное или частичное непонимание, ошибочное толкование, а порой и полное отсутствие понимания. И если неопределенность в свете, например, «парадоксальной методологии» В. С. Меськова может послужить пусковым механизмом для выстраивания такой концепции образовательной системы, «содержанием которой будет рассмотрение парадоксов как вех решения задач» [2, с. 175], то существование понятий в естественном языке и языке науки, являющихся не до конца определенными, может оказаться причиной разногласий и споров. В этой связи особую важность приобретают факты фиксации неопределенности в языке, правильного употребления неопределенных понятий, умения выйти из затруднительной ситуации. Погружение в проблемы использования неопределенных понятий в речевой практике позволяет учащимся увидеть ситуацию в новом свете, прояснить собственное представление, мыслить более четко и содержательно.

Классификация неопределенных понятий

Интерес к неопределенным понятиям возникает в ходе изучения учащимися вопросов отношений между понятиями и операций с ними. «Идея критического мышления заключается в том, что любые предположения открыты к дискуссии» [3, с. 197]. Так, в ходе обсуждения участниками курса по логике и критическому мышлению осознается тот факт, что интеллектуально-речевая практика наполнена множеством понятий, которые имеют вполне ясное содержание и очерченный объем, поскольку известны существенные его задающие признаки и достаточно однозначно определяется отношение объема к имеющемуся множеству. Ясное содержание и очерченный объем позволяют говорить о том, что некое понятие является определенным. Однако далеко не все понятия в своих логических характеристиках содержания и объема обладают высокой степенью строгости и полноты. Те понятия, которые не имеют ясного содержания и четко очерченного объема, будут неопределенными. Покажем

отличие между неопределенными и определенными понятиями, соотнеся данные понятия с итогами их отрицания в границах известного универсального класса.

Рассматривая, например, понятие «мастер спорта», учащиеся обнаруживают, что универсальный класс будет являться множеством мастеров спорта и делиться на два подмножества: «мастер спорта» и «не мастер спорта». Понятие «не мастер спорта» есть отрицание понятия «мастер спорта». Итак, подмножество мастеров спорта охарактеризовать не сложно, поскольку в это подмножество входят только люди, провозглашенные мастерами по установленной форме. Так же просто характеризуется и подмножество не мастеров спорта, ведь оно состоит из спортсменов, которым это государственное звание не присвоили. В отношении любого спортсмена вопрос, является ли он мастером спорта, решается конкретно и однозначно. О понятии «мастер спорта» можно говорить как об определенном понятии. «Схемы - искусственные структуры, а потому они, конечно, отличаются от стройных длинных пассажей естественного языка» [4, с. 28], пишет А. С. Боброва, но в целом примерно таким образом и производится рассуждение членов учебной группы.

Далее участники в ходе практического занятия анализируют понятия «выдающийся спортсмен» и «не выдающийся спортсмен». Может показаться, что эти два понятия сопоставимы с предыдущими примерами, но все не так очевидно. Скорее всего, результативное выступление на международных соревнованиях соответствует обозначению спортсмена как выдающегося, в то время как только лишь участие в этих соревнованиях будет недостаточным для данной характеристики. Есть оценки, которые классифицируют статус спортсменов (звания, разряды), и нормативы к таким оценкам закреплены на официальном уровне, что позволяет говорить о ясном содержании этих понятий и их четко очерченном объеме. Но есть и другие оценки, которые не имеют такого статуса, хотя прибегают к ним весьма часто, говоря как о спортсмене высокого статуса, так и о начинающем, показавшем, скажем, один неординарный результат. Все дело в том, что трудно найти четкую границу в оценочном наборе, дабы она отделила выдающихся спортсменов от тех, кому не следует приписывать эти качества. В результате обсуждения учащиеся приходят к заключению о том, что мы не имеем здесь четко очерченный объем понятия и, соответственно, можем характеризовать понятие «выдающийся спортсмен» как неопределенное.

Неопределенные понятия: можно ли их избежать?

Практикуясь в оценке понятий, участники курса «Логика и критическое мышление» фиксируют тот факт, что с неопределенными понятиями приходится сталкиваться довольно часто в языковой действительности. Для этого есть свои причины, и одной из них является сложная устроенность мышления, его основанность на «координационной связи между понятиями» [5, с. 36], не позволяющая идеально точно выразить в языке все нюансы рассматриваемых предметов. Возможно, такова природа самого языка, требующего проникновения в оттенки смыслов, контекстуальности, присутствия временных рамок. Постоянное становление, динамическая сущность языковой реальности не позволяет жестко установить лексические единицы, отформатировать смысловые границы имен. На примере понятия «молодой специалист» студенты отчетливо формулируют эту проблему.

В ходе дебатов учащиеся поступательно приходят к мысли о невозможности отказа от использования неопределенных понятий в силу аксиологической нагруженно-сти многих понятий. Сравнивая понятия «успевающий слушатель курсов» и «способный слушатель курсов», они отмечают, что первое понятие предполагает однозначно

трактуемую информацию, речь идет о слушателе своевременно и успешно сдающем экзамены курсов. В случае способного слушателя курсов уже не возникает подобной определенности, наоборот, отмечается размытость и ценностная окраска данного понятия. Для характеристики понятия «способный слушатель курсов» требуется объяснение того, кто нарекает слушателя курсов способным и почему. Например, преподаватель этих курсов может отмечать слушателя как способного ввиду креативно проводимой им работы на занятиях, а для директора этих курсов слушатель может быть способным по соображениям привлечения его на эти курсы уже в статусе сотрудника, исходя из его деловых качеств.

Достижением участников проекта является понимание, полученное с помощью собственных изысканий, о принципиальной трудности в отношении определенности сложных объектов. К примеру, понятие «право» полипарадигмально, разными исследователями трактуется в зависимости от задач, которые они решают, и, как подчеркивает в своем исследовании Ю. В. Костин, понятие права может являться в разных образах: «Право - особая система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, официальный, цивилизованный и наиболее эффективный регулятор общественных отношений, важнейшая социальная, культурная и нравственная ценность» [6, с. 218]. Выявление неопределенных понятий, обнаружение границ определенности способствует наращиванию учащимися опыта критической рефлексии и осознанию многослойности в понимании процессов знаниевой реальности.

Употребление неопределенных понятий

Глубже погружаясь в суть проблемы, учащиеся могут прийти к выводу о том, что неопределенные понятия представляют собой угрозу для корректного истолкования информации и результатов познавательной деятельности. В соответствии с этим аудитория задается вопросами: как избавиться от неопределенных понятий в речевой практике, заслуживают ли эти понятия особого негативного статуса в обсуждении, следует ли прибегать к замене неопределенных понятий в нормативных документах, как минимизировать использование неопределенных понятий, возможно ли в принципе нивелирование трудностей, или неопределенные понятия отражают сложность устроения языка? Надо сказать, что само формулирование этих вопросов направляет движение дискуссионного обсуждения в сообществе участников образовательного проекта.

Развитие критической рефлексии, являясь одним из векторов, направляющих поисковую работу группы, «ведущим принципом которой будет обучение мышлению как исследованию» [7, с. 65], продуцирует в числе педагогических задач такую, как осмысление многослойности языка, скепсис в отношении строгости мыслительной практики. Учащиеся открывают для себя наличие и взаимосвязь разных уровней интеллектуально-речевой сферы и обнаруживают то, что не везде требуется высокая степень понятийной определенности. Так, обыденная речевая практика вполне комфортна в коммуникативном плане и с большой степенью размытости значения понятий. Однако если речь идет о профессиональной лексике или же научном дискурсе, тогда вопрос имеет весомое значение. Например, для специализирующихся в области правоохранительной деятельности студентов тема неопределенности приобретает особое звучание, когда они сталкиваются с такими понятиями, как «неприемлемое поведение», «нарушение спокойствия», «несоблюдение общественного порядка» и пр. Конкретно взятая ситуация всегда отлична от инструкции, статьи закона и требует в своей квалификации учета проблемы неопределенных понятий.

Проводимая учебная деятельность в отношении операций с понятиями показывает учащимся принципиальную неразрешимость требования исключительной точности в языке и мышлении. Как справедливо отмечает А. А. Ивин, учет неопределенности «сразу же не только усложняет, но и меняет всю картину» [8, с. 44]. Решая ситуационные задачи, анализируя сообщения, выстраивая дискуссии, участники проекта показывают востребованность учета семантических колебаний под влиянием исторических, культурных, социальных процессов. Безусловна необходимость поступательной работы с неопределенными понятиями и использование для этого всех возможных средств. Изучая специфику особенностей употребления понятий, учащиеся демонстрируют совершенствование собственных навыков в отношении избегания грубых ошибок и проникновения в тонкости применения неопределенных понятий.

Заключение

Овладение концептуальным аппаратом дисциплины для развития профессиональных умений выражается в когнитивном присвоении, которое в свою очередь, как об этом пишут в статье Г. В. Сорина и И. Н. Грифцова, «непосредственно связано с реализацией познавательной деятельности» [9, с. 10]. Неопределенные понятия являются неизбежным порождением самого познавательного процесса, они показывают его динамическую сущность и противоречивость, возможно, не поддающуюся объяснению на данном этапе. Обнаружение учащимися трудностей манипулирования данными понятиями является ценным результатом их работы, так же как и понимание того, что оттачивание неопределенных понятий не означает исправления каких-либо субъективных представлений, но репрезентирует последующий процесс углубления знаний о действительности.

Присвоение обучающимися представлений о тонкостях в формировании критических навыков с опорой на формально-логические знания составляет одну из релевантных задач образовательного курса. Изучение неопределенных понятий вызывает несомненный интерес учащихся, оно раздвигает рамки возможностей употребления понятий, раскрывает происхождение проблемы многозначности. Программные установки курса по логике и критическому мышлению предполагают обучение действенным способам работы с неопределенными понятиями. Вводимые неопределенные понятия, способствующие активизации мыслительного процесса, рассматриваются с использованием специальных упражнений, визуального контента, текстов, планов для обсуждений и исследовательских задач. Педагогическая практика показывает интересные результаты, полученные в ходе дискуссионных и игровых методов работы на практических занятиях. Приобретаемый опыт преобразуется учащимися как в последующем учебном процессе, так и в формате научных публикаций на студенческих конференциях различного уровня. Трудоемкий процесс обучения мыслительным навыкам в конечном итоге нацелен на то, чтобы каждый участник проекта стал рефлексирующим и критически мыслящим индивидуумом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смирнова Е. Д. Природа логического знания и обоснование логических систем // Логические исследования. 2017. Т. 23, № 1. С. 105-120.

2. Меськов В. С. «Матетика и будущее педагогики»: парадоксологический подход к анализу проблем, рассмотренных на конференции // Вопросы философии. 2019. № 4. С. 173-184.

3. Щеглова И. А. О роли критического мышления в зарубежных образовательных системах // Наука и школа. 2018. № 6. С. 193-200.

4. Боброва А. С. Аргументативные схемы как способ изучения рассуждений // Философский журнал. 2021. Т. 14, № 2. С. 21-34.

5. Шаршов И. А., Кузякина А. С. Сущность системно-логического мышления в условиях профильного обучения // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, № 174. С. 35-41.

6. Костин Ю. В. Проблемы соотношения права и нравственности в современной юридической науке // Учен. зап. Орловского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 1. С. 218-223.

7. Суханова Н. П. Экологический подход в изучении образования: критическое мышление как эффективный экосистемный конструкт // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер.: Философия. 2022. № 2 (60). С. 63-68.

8. Ивин А. А. Практическая логика. М.: Юрайт, 2023. 223 с.

9. Сорина Г. В., Грифцова И. Н. Поиск формы в научной коммуникации // Ценности и смыслы. 2021. № 6 (76). С. 6-20.

REFERENCES

1. Smirnova E. D. Priroda logicheskogo znaniya i obosnovanie logicheskikh system. Logicheskie issle-dovaniya. 2017, Vol. 23, No. 1, pp. 105-120.

2. Meskov V. S. "Matetika i budushchee pedagogiki": paradoksologicheskiy podkhod k analizu problem, rassmotrennykh na konferentsii. Voprosy filosofii. 2019, No. 4, pp. 173-184.

3. Shcheglova I. A. O roli kriticheskogo myshleniya v zarubezhnykh obrazovatelnykh sistemakh. Nau-ka i shkola. 2018, No. 6, pp. 193-200.

4. Bobrova A. S. Argumentativnye skhemy kak sposob izucheniya rassuzhdeniy. Filosofskiy zhurnal. 2021, Vol. 14, No. 2, pp. 21-34.

5. Sharshov I. A., Kuzyakina A. S. Sushchnost sistemno-logicheskogo myshleniya v usloviyakh profilnogo obucheniya. Vestn. Tambovskogo un-ta. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2018, Vol. 23, No. 174, pp. 35-41.

6. Kostin Yu. V. Problemy sootnosheniya prava i nravstvennosti v sovremennoy yuridicheskoy nauke. Uchen. zap. Orlovskogo gos. un-ta. Ser.: Gumanitarnye i sotsialnye nauki. 2008, No. 1, pp. 218-223.

7. Sukhanova N. P. Ekologicheskiy podkhod v izuchenii obrazovaniya: kriticheskoe myshlenie kak effektivnyy ekosistemnyy konstrukt. Vestn. Tverskogo gos. un-ta. Ser.: Filosofiya. 2022, No. 2 (60), pp. 63-68.

8. Ivin A. A. Prakticheskaya logika. Moscow: Yurayt, 2023. 223 p.

9. Sorina G. V., Griftsova I. N. Poisk formy v nauchnoy kommunikatsii. Tsennosti i smysly. 2021, No. 6 (76), pp. 6-20.

Суханова Наталья Петровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» e-mail: n.p.suhanova@edu.nsuem.ru

Sukhanova Natalya P., PhD in Philosophy, Associate Professor, Assistant Professor, Philosophy and Humanities Department, Novosibirsk State University of Economics and Management e-mail: n.p.suhanova@edu.nsuem.ru

Статья поступила в редакцию 19.07.2023 The article was received on 19.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.