Научная статья на тему 'КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЦЕНАРИИ ВНЕДРЕНИЯ'

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЦЕНАРИИ ВНЕДРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИКА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ПОСТМОДЕРН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Н. П.

Рассматриваются интерактивные формы обучения в развитии навыков критического мышления. Акцентируется внимание на целях университетского образования эпохи постмодерна. Университетом нового поколения манифестируются компетенции критического мышления, креативности, работы с информацией. В качестве учебной дисциплины критическое мышление в вузе осмысливается сквозь призму логических знаний. Показывается фундаментальность подхода, предполагающего обращение к логике и теории аргументации в анализе критического мышления. Исследуются эффективные практики обучения искусству мыслить критически, среди которых обучение через дискуссию, решение прикладных проблем, игровые методики. Делается вывод о том, что критическое мышление, являющееся ключевым навыком, транслирующимся в пространстве обучения, требует внедрения в учебный процесс интерактивных интеллектуальных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING IN THE UNIVERSITY EDUCATION SYSTEM: IMPLEMENTATION SCENARIOS

The article discusses interactive forms of learning in the development of critical thinking skills. The article focuses on the goals of postmodern university education. The new generation university manifests the competencies of critical thinking, creativity, and working with information. As an academic discipline, critical thinking in higher education is understood through the prism of logical knowledge. The article shows the fundamental nature of the approach, which involves an appeal to logic and the theory of argumentation in the analysis of critical thinking. The article examines effective practices of teaching the art of thinking critically, including learning through discussion, solving applied problems, and game techniques. It is concluded that critical thinking, which is a key skill that translates in the learning space, requires the introduction of interactive intellectual tools into the learning process.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЦЕНАРИИ ВНЕДРЕНИЯ»

УДК 16+378.1

DOI 10.24147/1812-3996.2021.26(4).57-61

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СЦЕНАРИИ ВНЕДРЕНИЯ

Н. П. Суханова

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 24.04.2021

Дата принятия в печать 30.11.2021

Дата онлайн-размещения 17.12.2021

Ключевые слова

Критическое мышление, логика интерактивное обучение, информация, образование, общество, постмодерн

CRITICAL THINKING IN THE UNIVERSITY EDUCATION SYSTEM: IMPLEMENTATION SCENARIOS

N. P. Sukhanova

Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia

Abstract. The article discusses interactive forms of learning in the development of critical thinking skills. The article focuses on the goals of postmodern university education. The new generation university manifests the competencies of critical thinking, creativity, and working with information. As an academic discipline, critical thinking in higher education is understood through the prism of logical knowledge. The article shows the fundamental nature of the approach, which involves an appeal to logic and the theory of argumentation in the analysis of critical thinking. The article examines effective practices of teaching the art of thinking critically, including learning through discussion, solving applied problems, and game techniques. It is concluded that critical thinking, which is a key skill that translates in the learning space, requires the introduction of interactive intellectual tools into the learning process.

Аннотация. Рассматриваются интерактивные формы обучения в развитии навыков критического мышления. Акцентируется внимание на целях университетского образования эпохи постмодерна. Университетом нового поколения манифестируются компетенции критического мышления, креативности, работы с информацией. В качестве учебной дисциплины критическое мышление в вузе осмысливается сквозь призму логических знаний. Показывается фундаментальность подхода, предполагающего обращение к логике и теории аргументации в анализе критического мышления. Исследуются эффективные практики обучения искусству мыслить критически, среди которых обучение через дискуссию, решение прикладных проблем, игровые методики. Делается вывод о том, что критическое мышление, являющееся ключевым навыком, транслирующимся в пространстве обучения, требует внедрения в учебный процесс интер, активных интеллектуальных инструментов.

Article info

Received 24.04.2021

Accepted 30.11.2021

Available online 17.12.2021

Keywords

Critical thinking, logic, interactive learning, information, education, society, postmodernity

Метод критического мышления известен людям со времен Сократа, но активным изучением этого метода научное сообщество занимается относительно недавно. О критическом мышлении заговорили еще в начале XX в., человеку понадобились новые компетенции, которые смогли бы удовлетворить его растущие потребности. Современное нам общество переживает глубочайшие изменения, мы

наблюдаем разного рода кризисы практически повсеместно. Образование как общественный институт также не находится в стороне от происходящих перемен. Всепроникающий постмодерн ориентирует университет на «полицентризм, фрагментацию, деконструкцию, стилизацию, коллаж, моделирование и симулякры, сериацию» [1, с. 77]. Если для классического университета, как и для модернистского, ха-

рактерно представление о ключевой установке образования как нацеленного на передачу знания и создание новых знаний, формирование человека знающего и умеющего, то для эпохи постмодерна значимыми будут уже другие ориентиры, университет здесь «объединяет и примиряет миссии преподавания, исследования, социальной услуги и сохранения национального своеобразия культуры» [2, с. 46]. Развитие критического мышления, ключевого навыка XXI в., выходит на первый план в образовательных проектах. Именно навыки критического мышления позволяют эффективно взаимодействовать с огромным количеством информации и объективно смотреть на различные события и явления. Целью данной статьи является исследование феномена критического мышления как образовательного тренда. На сегодня актуальным является рассмотрение подходов к определению понятия критического мышления, изучение стратегий обучения критическому мышлению, понимание того, как образуется культура мыслить критически.

«Образовательная проблема непрерывной подготовки "человеческого ресурса", способного обеспечить экономический успех государству, бизнесу и индивидуальному благополучию, требует пересмотра взглядов» [3, с. 100]. Университет нового поколения, отвечая на вызовы времени, запускает новые курсы, среди которых будет и учебный курс, посвященный критическому мышлению. Один из первых исследователей критического мышления Джон Дьюи рассматривал его как конечную интеллектуальную цель образования и утверждал, что сформированное в процессе обучения критическое мышление несет огромную ценность, как для всего общества, так и для каждой личности отдельно [4]. Как учебная дисциплина в вузе критическое мышление может предполагать выстраивание учебного предмета, в основе которого находится актуальная интерпретация логики. В эту учебную дисциплину входят умения четко формулировать вопросы и ответы на них, навыки составления понятий, умение проводить методическое сомнение, выявлять недостатки и слабые места суждения, учет креативного мышления. В рамках дисциплины необходимо научиться рационализировать понятия и систематизировать информацию, независимо от ее происхождения. Также характерны стремление к структурированности, системности, ясности, анализу, различение разных сторон ситуации, критическая оценка поступающей информации. Необходимо отметить, что философский подход к анализу критического мыш-

ления традиционно предполагает обращение к теории аргументации и логике и это отличает его от изысканий филологов, педагогов, психологов в области критического мышления. Философский подход фундаментален, поскольку философы «пытаются посмотреть на основы рациональных способностей, умения ставить вопросы, о которых говорят специалисты смежных дисциплин» [5, с. 27].

Логика в качестве базисного основания в развитии критического мышления избирается такими учеными, как М. Липман, У. Ф. Лау Джо, Б. К. Турчевская, И. В. Брылина, А. С. Боброва, А. Г. Пушкарский, О. Э. Иванова, В. Н. Брюшинкин, Н. А. Ходикова, А. А. Поляруш, И. Н. Грифцова, Г. В. Сорина, А. В. Тягло, Н. А. Калашникова, С. Б. Токарева, Л. А. Клюкина, В. В. Линьков и др. Логика как вводный курс выступает по отношению к «интеллектуальной деятельности, ибо она учит тому, как корректно работать с понятиями, правильно выстраивать рассуждения» [6, с. 46]. Конструируя взаимосвязь логического и критического, исследователи рассматривают критическое мышление с разных сторон, однако основными его характеристиками выделяются гибкость мышления, рефлексивность, умение широко смотреть на ситуацию. Для эффективного внедрения критического мышления человеку необходимо сформировать определенные умения. Отличительными характеристиками критического мышления являются ясность, обоснованность, точность. Критические установки предполагают также скептическое отношение к рассматриваемому явлению или предмету. Это вовсе не означает недоверия ко всему окружающему, но является допущением того факта, что с течением времени взгляды могут измениться.

Умение анализировать и собирать информацию является одним из значимых навыков критического мышления. Сбор информации из источников, рассмотрение разных точек зрения и проверка на соответствие с реальными событиями позволяет всесторонне разобраться в вопросе. Анализ данных помогает увидеть общую картину мира. Для исследования внешних и внутренних процессов необходимо использовать наблюдение. Изучение различных процессов способствует развитию мышления и креативности, направленной «на преодоление "ситуаций разрыва", на решение задач, для которых не срабатывают традиционные способы и средства» [7, с. 265]. Важным пунктом является умозаключение, корректная работа с которым предполагает освоение законов логики. С помощью этой науки можно

увидеть различные связи и отношения между явлениями. Рационализация - это применение законов разума, аналогии, индукции и дедукции. Этот навык востребован, чтобы увидеть слабые и сильные стороны различных точек зрения. Рефлексивность, осмысление собственных поступков и мыслей позволяет проанализировать имеющиеся идеи и события. Благодаря рефлексивности можно посмотреть на собственные доводы отвлеченно, скорректировать поведение для достижения результата. Несмотря на то, что критическое мышление есть вид мышления, основанный на рациональности, для его эффективного применения следует обладать и творческими навыками. Творческий подход позволяет решить проблему нестандартно и взглянуть на нее иначе. Навык систематизации информации требуется для упрощения ее восприятия. При помощи структуры легче воспринимать отдельные компоненты этой системы, а также четко становится видна иерархическая последовательность, что очень важно для критического анализа. Соотношение двух или более объектов дает возможность оценить контрасты и сходство между различными предметами и событиями. Выявление причины и следствия производится для понимания четкой связи этих двух компонентов, результативного анализа различных процессов. Синтез нужен для видения общей картины, после изучения большого количества информации синтез поможет свести ее воедино и сопоставить разные мнения и факты. Расстановка приоритетов содействует отделению важного от второстепенного. Резюмирование обычно является завершающим этапом, который сводит все предыдущие этапы воедино. После резюмирования можно составить свою точку зрения и заняться прогнозированием. Все эти навыки в совокупности разрешают шире рассмотреть понятие критического мышления и понять его многогранную сущность.

Критическое мышление есть довольно сложное явление, тем не менее, каждый человек способен развить в себе специальные навыки. Внедрение интерактивных форм обучения становится важнейшим направлением совершенствования подготовки студентов. Данные формы обучения делают учебный процесс более результативным. Задачи интерактивных методов заключаются в том, чтобы заложить определенный фундамент знаний и сформировать соответствующие навыки мышления. В итоге у студентов пробуждается неподдельный интерес к дисциплинам, которые они изучают, что способствует формированию собственной позиции и умению аргументированно представлять свою точку

зрения, учащиеся «с высокой степенью готовности вовлекаются в учебную и научно-исследовательскую работу, в ходе которой ими приобретаются необходимые навыки критического мышления» [8, с. 17].

Существует большое количество стратегий, которые помогают формировать искусство мыслить критически [9]. Наиболее эффективными практиками являются обучение через дискуссию, решение прикладных проблем, игровые методики. В ходе таких занятий, помимо взаимодействия с преподавателем, студенты взаимодействуют и друг с другом. Совокупное и регулярное использование этих приемов помогает натренировать ум и сформировать ключевые навыки критического мышления.

Обучение через дискуссию предполагает обсуждение многогранного вопроса равноправными участниками. Дискуссия может быть в виде «круглого стола» или дебатов, для которых необходимо наличие полярных точек зрения. Любой вид дискуссии формирует у ее участников аналитические способности, системность мышления, эмоциональный интеллект, умение планирования. Метод «круглого стола» базируется на сочетании тематической дискуссии с групповой консультацией. В ходе диалога, который ведется по заданной теме, выявляется несколько проблем, решение которых выносится на общее обсуждение. Каждый дискутирующий должен подкреплять высказанное им мнение аргументами: например, это могут быть иллюстрации наглядных материалов, такие как диаграммы, схемы, графики и др. Очевидно, что для того чтобы отстаивать собственную точку зрения, выступающие должны быть не только хорошими знатоками изучаемого материала, но также должны уметь оценивать его критически. Тогда выступление студентов не сводится к простым докладам, а принимает характер собственного аргументированного рассуждения на заданную тему с опорой на изученный материал. Немаловажным моментом является стимулирование развития исследовательских навыков в дискуссионном формате обучения, что составляет первостепенное значение в вопросах совершенствования эффективного мышления. Аргументационная база, приводимая учащимися, предполагает наличие доказательств и конкретных фактов, а они, как правило, содержатся в научной литературе и других источниках информации. Именно поэтому студентам следует уметь правильно сортировать и анализировать имеющуюся информацию, быть готовыми к сотрудничеству и диалогу. Образование в современных условиях предполагает тесную взаимосвязь «с субъек-

том, направляющим познание; именно направляющим, а не управляющим» [10, с. 48]. Использование метода «круглого стола» в преподавании помогает студентам закрепить полученные знания, восполнить пробелы, предложить собственные векторы развития, а также повысить свою дискуссионную культуру.

Обращение к решению прикладных проблем является действенным способом в развитии навыков критического мышления. Метод успешно работает, позволяя оперировать наличными теоретическими знаниями в практике соотнесения их с реальностью. Самостоятельное решение прикладных задач развивает творческий потенциал и увеличивает вовлеченность человека, решающего задачу. Для решения прикладной проблемы учащемуся необходимо проанализировать положение дел, подобрать наилучший метод решения, выбрать инструменты для реализации и совершить интеллектуальное действие. Прикладные проблемы довольно легко воспринимаются, они могут разрешаться посредством «мозгового штурма», который в преподавательской практике является одним из популярных приемов, позволяющих стимулировать творческую активность и креативное мышление у студентов. Суть данного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов в различных обстоятельствах, «необходимо погрузить обучаемого в ситуацию критического мышления и предоставить ему возможность выбирать модель дальнейших действий» [11, с. 19]. Участники события предлагают нетривиальные решения исследуемой проблемы.

Обучение интерактивного формата проводится также в ходе деловой игры, члены которой моделируют предметные реалии своей будущей профессии. Креативное выстраивание возможных сценариев профессиональной деятельности, систем межличностных отношений задает каждому, вовлеченному в игру, определенную роль и функцию, согласно которой учащиеся должны решать свои задачи. Во время игры студенты учатся сотрудничать, приобретают деловые навыки, компетенции студентов формируется еще до того, как начнется их реальная профессиональная деятельность. Игровые методы позволяют выстраивать навыки критического мышления через воображаемую или совершенно реальную ситуацию, когда представители действия выступают в различных ролях. Учащиеся с интересом вступают в игру, их мотивация обусловлена соревновательностью процесса и желанием достижения победного результата. Тренинги и мастер-классы также отно-

сятся к формам интерактивного обучения искусству критического мышления. Во время занятия образуются небольшие коллективы, в которых ведется самостоятельная работа согласно заданной теме. Преподаватель предлагает на выбор некоторые формы и методы работы, а учащиеся сами определяют для себя наиболее удобный и интересный способ. Для образовательного процесса создаются такие условия, которые позволяют каждому студенту быть включенным в процесс обучения, где идет обмен опытом и мнениями и взаимоотношения носят характер сотрудничества. Конечная цель тренингов и мастер-классов есть профессиональное воспитание студентов.

В эпоху постмодерна, когда «назначение образования как могущественного инструмента возрастной социализации, состоящее в обеспечении полифундаментального перехода от незнания, незрелости к духовному, гражданскому возмужанию, сугубо деформируется» [12, с. 135], трудно переоценить значение применения навыков критического мышления в процессе обучения, а также в процессе профессиональной деятельности. Учитывая постоянно и быстро меняющиеся потребности общества, будущие выпускники должны обладать навыками эффективного мышления, а также быть готовыми адаптироваться к новым социальным условиям. Именно поэтому главная задача современных вузов состоит в создании таких программ обучения, которые будут соответствовать актуальным требованиям. Общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, разрешающих профессиональные задачи, имея крепкую образовательную базу, креативное мышление и творческий подход. «В основе образования 3.0 (образование XXI в.) не оборудование, не программное обеспечение, а образ мышления» [13, с. 2152].

Критическое мышление является одним из важнейших качеств современного человека, выпускник вуза с неразвитыми аналитическими способностями не выдержит конкуренцию на рынке, навыки критического мышления позволяют продуктивно работать с большим количеством информации. Применение интерактивных форм обучения результативно в отношении формируемой компетенции критического мышления и личных качеств студентов. Интерактивное обучение есть действенный интеллектуальный инструмент, помогающий учащимся усвоить необходимые профессиональные знания лучше, а также приблизить их к практике. В результате студенты оказываются более подготовленными к само-

Вестник Омского университета 2021. Т. 26, № 4. С. S7-61

ISSN 1812-3996-

стоятельному мышлению, анализу, выявлению причинно-следственных связей, что будет играть решающую роль в их дальнейшей профессиональной деятельности. Взращивание высококвалифицированного специалиста, творчески и нестандартно подхо-

дящего к производственным вопросам, критически мыслящего, требует внедрения в университетское образование критического мышления как интерактивно организованного курса обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ореховский П. А., Разумов В. И. Время карнавала: российские высшая школа и наука в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 3, ч. 1. С. 77-94.

2. Колесников А. С. Гуманитарные науки и университет в эпоху постмодерна // Вестн. СПб. ун-та. Философия и конфликтология. 2018. Т. 31. № 4. С. 41-47.

3. Корниенко Н. А. Каким быть образованию в XXI веке? // Философия образования. 2020. Т. 20. № 2. С. 100-116.

4. Дьюи Дж. Демократия и образование. М. : Педагогика-Пресс, 2000. 382 с.

5. Боброва А. С. Критическое мышление. Проблема определения // Рацио. RU. 2017. № 1 (18). С. 26-36.

6. Сорина Г. В., Грифцова И. Н. Аристотелевская логика: эволюция поиска предмета // Вестн. Моск. унта. Сер. 7: Философия. 2018. № 1. С. 45-49.

7. БоровинскаяД. Н. Измерение социального запроса на креативное образование // Вестн. Том. гос. унта. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 264-271.

8. Суханова Н. П. Приоритетность критического мышления: новые практики современной высшей школы // Alma mater (Вестн. высш. шк.). 2021. № 3. С. 14-17.

9. Иванова О. Э. Оценка стратегий критического мышления человека новой генерации // Социодина-мика. 2019. № 6. С. 35-48.

10. Иванова С. В. Формирование «человека познающего» как актуальная задача образования // Ценности и смыслы. 2021. № 1 (71). С.44-49.

11. Луньков А. С. «Развитие навыков критического мышления»: опыт внедрения курса // Проблемы современного образования. 2020. № 6. С. 16-22.

12. Ильин В. В. Приглашение к дискуссии: образование в эпоху техногнозиса // Вестн. Моск. гос. обл. унта. Сер.: Философские науки. 2020. № 2. С. 134-141.

13. Черных С. И., Паршиков В. И. «Паралич анализом» или осмысленное образование // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т. 8, № 4. С. 2148-2159.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Суханова Наталья Петровна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 56; e-mail: konfngi@yandex.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Суханова Н. П. Критическое мышление в системе университетского образования: сценарии внедрения // Вестн. Ом. ун-та. 2021. Т. 26, № 4. С. 57-61. DOI: 10.24147/1812-3996.2021.26(4).57-61.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sukhanova Natalya Petrovna - Candidate of Phylo-sophical Sciences, Docent, Docent of the Department of Philosophy and Humanitarian Sciences, Novosibirsk State University of Economics and Management, 56, ul. Kamenskaya, Novosibirsk, 630099, Russia; e-mail: konfngi@yandex.ru.

FOR GTATIONS

Sukhanova N.P. Critical thinking in the university education system: implementation scenarios. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2021, vol. 26, no. 4, pp. 57-61. DOI: 10.24147/1812-3996.2021.26(4).57-61. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.