DOI 10.24411/2076-1503-2020-10542 СИТНИКОВА Анастасия Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков БУ ВО «Сургутский государственный университет»
e-mail: sitnikova_surgu@mail.ru
СИМОНОВА Ольга Алексеевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО «Сургутский государственный университет»
e-mail: simonova_oa@surgu.ru
ЧМЫХ Инна Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и переводоведения БУ ВО «Сургутский государственный университет»
e-mail: inna_eug@mail.ru
РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы развития навыков критического мышления студентов при обучении иностранному языку. Раскрывается сущность понятия «критическое мышление» в философском и психолого-педагогическом контексте, представлены этапы работы с текстом и особенности организации деятельности студентов при реализации технологии развития критического мышления в иноязычном образовании.
Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, иноязычное образование.
SITNIKOVA Anastasia Yurievna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Foreign Languages Department,
Surgut State University
SIMONOVA Olga Alekseevna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Linguistics and Translatology,
Surgut State University
CHMYKH Inna Evgenievna,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Linguistics and Translatology,
Surgut State University
DEVELOPING STUDENTS' CRITICAL THINKING SKILLS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Annotation. The article deals with the study of developing students' critical thinking skills in foreign language teaching. The essence of the concept of "critical thinking" is revealed, the stages of working with the text and the features of the organization of students' activities in the process of using the critical thinking development technology in language education are presented.
Key words: critical thinking, technology for the development of critical thinking, foreign language education.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
Образование XXI в. характеризуется тем, что каждому студенту необходимо непрерывно повышать уровень владения информацией и развивать свою информационную грамотность. Для ее достижения требуются следующие навыки: критически, со знанием дела оценивать информацию; эффективно и рационально получать информацию; креативно, а самое главное - правильно использовать полученную информацию в учебных и личных целях [8 с. 7, 8].
Иностранный язык, как учебная дисциплина, имеет огромный потенциал для формирования навыков критического мышления, поскольку является многосложным психолого-педагогическим и психофизиологическим процессом, где обучающая программа способна опираться на понимание языка не только как системы знаков, но и в качестве коммуникативно-когнитивного механизма, участвующего в переработке информации, а также как инструмента, способствующего активизации познавательной деятельности студентов, а именно: проводить эффективный анализ и оценку информации; четко формулировать идеи и мысли, используя навыки устного общения во всем многообразии иноязычных форм и контекстов; успешно изъясняться на различные темы, отстаивая свою точку зрения и принимая мнения других.
Технология развития критического мышления представляет собой совокупность идей и технологических методов групповых способов преподавания, сотрудничества, развивающего обучения. Она известна как общепедагогическая, над-предметная целостная система, формирующая навыки манипуляции с информацией во время чтения и письма и направленная на овладение базовых навыков открытого информационного пространства, а также развитие качеств человека открытого общества, вовлеченного в межкультурное взаимодействие.
Учитывая современные требования к качеству преподавания иностранного языка, достижение высокой эффективности поставленных задач может обеспечить такая система психологического и интеллектуального расширения, которая формирует у личности устойчивые элементы критического характера мышления. Ее значимая особенность как интеллектуального механизма -«способность анализировать проблемы любой сложности, обнаруживать или устанавливать целостные связи, обозначать противоречия, находить пути, наиболее подходящие для их разрешения, прогнозировать вероятные варианты развития подобных решений» [5, с. 69].
В работах по психологии, педагогике и философии понятие критического мышления зачастую
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
используется в совершенно различных смыслах. Содержание этого понятия фиксируется при помощи таких характеристик, как «рефлексия», «скептицизм», «рациональность», «логичность» и др. [6, с. 419].
В философском контексте распространение получило определение основателя Института развития философии для детей (Institute for the Advancement of Philosophy for Children) М. Лип-мана, согласно которому критическое мышление - «это размышление, (1) которое обеспечивает решение, потому, что (2) использует логические условия, (3) корректирует себя и (4) чувствительно к контексту» [7, с. 89].
Известный британский исследователь образования и критического мышления Х. Сигел: «Критически мыслящий человек руководствуется аргументами грамотно: он обладает природной склонностью или стремлением доверять аргументам и действовать в соответствии с ними, а также способностью адекватно оценивать убедительность аргументов в зависимости от контекста» [9, с. 23].
Оценочный характер критического мышления отмечается и в определении, принадлежащем В.Н. Брюшинкину: «Критическое мышление -последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям» [1, с. 30].
И.А. Горьков считает, что критическое мышление отличается такими ключевыми характеристиками, как (1) логическая строгость (анализ понятий и логической структуры рассуждений), (2) диалогичность (сократический диалог, оценка вопросов и различных точек зрения), (3) рефлексия и скептицизм (стремление к корректировке своих и чужих мыслей), (4) зависимость от контекста (гибкость и изменчивость) [2, с. 62].
Опираясь на технологию развития умений критического мышления, преподавателями проводятся модульные занятия, каждый из которых представляет собой совокупность логически взаимосвязанных между собой трех этапов. Эти этапы отличаются присущими им задачами и целями, а также набором приемов, направленных первостепенно на активизацию исследовательской и творческой деятельностей, а далее - на осмысление и обобщение полученных знаний. Часто данные этапы встречаются в научной литературе в качестве стадий.
Первая стадия - «вызов» - постановка предположений, в ходе которой обучающиеся активизируют имевшиеся у них ранее знания по представленной проблеме, классифицируют и систематизируют информацию перед изучением нового материала. Данная стадия является пери-
одом пробуждения интереса к теме, когда определяются цели изучения предстоящего учебного материала. При этом преподаватель здесь выполняет по большей мере координирующую роль.
Первая стадия выполняет следующие функции:
- мотивационную (стимулирование к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме посредством целого ряда определенных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; прогнозирование содержания; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.));
- информационную (вызов «на поверхность» уже имеющихся знаний по данному вопросу);
- коммуникационную (т.е. бесконфликтный обмен взглядами, мнениями).
В процессе реализации стадии вызова важно учитывать нижеследующие правила:
- каждый студент имеет право выражать свою точку зрения относительно изучаемой проблемы, причем делая это свободно, без боязни совершить ошибку и быть исправленным преподавателем;
- все высказывания фиксируются, поскольку каждое из них будет важным элементом для последующей работы, причем, на данном этапе не существует «правильных» и «неправильных» высказываний;
- необходимо рациональное комбинирование индивидуальной и групповой видов деятельности, обеспечивающих возможность каждому студенту актуализировать свои знания и опыт, а также позволит услышать другие точки зрения, изложить свое мнение без риска ошибиться.
Роль преподавателя на данном этапе работы состоит в стимулировании студентов к повторению уже знакомой им информации по изучаемой теме, в содействии бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксировании и систематизации материалов, полученных от студентов.
Вторая стадия - «осмысление» является содержательной, основной целью которой является непосредственная и осмысленная работа студента с информацией в тексте. Процесс чтения сопровождается деятельностью студента (маркировка, ведение дневника, составление таблиц), которая позволяет отслеживать собственное понимание [3, с. 373, 374]. Важно учесть, что понятие «текст» имеет весьма широкое понимание: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
На второй стадии необходимо выделить следующие функции:
- информационную (ознакомление с новой информации по теме);
- систематизирующую (классификация полученной информации по категориям знаний - поня-
тия различного класса, законы и закономерности, значимые факты).
Данная стадия подразумевает вступление студента в контакт с новыми идеями или информацией посредством чтения текстов, прослушивания лекции, просмотра видеоматериала. Студент обучается отслеживать свое понимание, старается сопоставить полученные данные со своим собственным опытом и знаниями, не игнорировать свои упущения и пробелы, а наоборот, акцентировать внимание на неясности, записывая новые вопросы и делая пометки или записи о том, что не понял с дальнейшей целью выяснить это в будущем. Так же важным является наблюдение за процессом знакомства с новым материалом, что именно привлекло внимание обучаемых, какие аспекты более или менее интересны и почему. Каждый студент делится мнением о том, каким образом ему удалось догадаться о значении слов, какие ориентиры способствовали ему в этом, или, что, наоборот, сбило с толку, помешало выполнению того или иного задания. Последующая отработка, анализ и обсуждение прочитанного или услышанного, закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой деятельности должны присутствовать две составляющие - личный поиск и обмен идеями, причем индивидуальный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
Преподаватель на этом этапе выступает в качестве непосредственного источника новой информации и старается ясно и доходчиво ее предоставить, он также осуществляет мониторинг степени активности студентов, рекомендует различные приемы для вдумчивой и осмысленной деятельности и размышления. Наряду с этим чрезвычайно важно уделить особое внимание реализации смысловой стадии, выделить время для второго прочтения, прослушивания или просмотра, повторно обратиться к тексту на новом «витке» его понимания, восприятия, чтобы прояснить некоторые затруднительные моменты.
Третья стадия - «рефлексия» является стадией размышления. Данный этап характеризуется тем, что здесь студент формирует личностное отношение и фиксирует его либо при помощи своей позиции в дискуссии. Именно в этом этапе происходит активное переосмысление собственных суждений, представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
На третьем этапе реализуются следующие функции:
- коммуникационная (обмен мнениями относительно новой информации);
- информационная (приобретение нового знания);
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
- мотивационная (стимулирование к дальнейшему расширению информационного поля);
- оценочная (соотнесение новых данных и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка деятельности).
На данном этапе необходимо сочетать индивидуальную и групповую работу студентов. В ходе индивидуальной работы они не только отбирают наиболее значимый для понимания изучаемого вопроса материал, для достижения поставленных ранее индивидуальных целей, но и предлагают новые идеи, выражая своими собственными словами, самостоятельно выстраивает причинно-следственные связи. Этап рефлексии эффективно способствует развитию навыков критического мышления.
Ведущая роль преподавателя на заключительном этапе - вернуть студентов к первоначальным записям-предположениям; побудить вносить изменения, корректируя изначальные заметки; дать исследовательские, творческие или практические задания в рамках изучаемой темы.
Студенты соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, приобретенные на данной стадии. Стадия осмысления по методике развития навыков критического мышления необходима в первую очередь для того, чтобы обучающиеся сами смогли проанализировать, насколько успешно им удалось достичь поставленных целей и решить возникшие в процессе ознакомления с новым материалом вопросы и противоречия.
Среди отличительных для данного этапа видов заданий выделяют: заполнение таблиц, кластеров; исследования по отдельным вопросам темы; организация устных и письменных «круглых столов»; написание творческих работ; анкетирование и опросы;сочинение,эссе, письмо;организация различных видов дебатов и дискуссий и т.д. [4, с. 310]. Результаты исследований могут быть представлены в устной и письменной форме, в качестве творческих заданий, а также графически.
Стадия рефлексии характеризуется размышлениями студентов о полученной в ходе учебного процесса информации. Закрепляя полученный опыт, они меняют и пополняют свои знания, расширяя свое информационное поле и видение решения той или иной проблемы. Живой обмен мнениями и идеями между студентами дает возможность ознакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать своего собеседника, аргументировано и обоснованно защищать свое мнение.
Таким образом, применение технологии на занятиях по иностранному языку способствует развитию навыков критического мышления у сту-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020
дентов, благодаря подбору разнообразного материала и перечню интерактивных подходов. Она позволяет уделить больше внимания речевой практике, достичь значительных успехов в усвоении материала; выполнить и решить все поставленные воспитательные и развивающие задачи с каждым участником группы.
Список литературы:
[1] Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация: сб. ст. / под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. - Калининград, 2003. - С. 29-34.
[2] Горьков И.А. Критическое мышление и современное гуманитарное образование // Вестник БФУ им. И. Канта. Сер. «Философия, педагогика, психология». - 2017. - № 1. - С. 62-68.
[3] Егоров А.И., Егорова Ю.А. Интерактивные технологии в обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы I науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Саратов: Изд-во СГМУ им. В.И. Разумовского, 2019. - С. 370-375.
[4] Симонова О.А., Чмых И.Е., Коккезов Д.У. Обучение иноязычному говорению с применением технологии критического мышления // Образование и право. - 2019. - № 8. - С. 307-311.
[5] Atkinson W. William (2012). The Art of Logical Thinking. - NC.: LuluPress. - 227 p.
[6] Daniel M-F., Auriac E. (2011). Philosophy, Critical Thinking and Philosophy for Children // Educational Philosophy and Theory. - Vol. 43. - № 5.
- P. 415-435.
[7] Lipman M. (2003). Thinking in Education. -2nd ed. - Cambridge University Press. - 212 p.
[8] Romanov V.A., Egorova Yu. A., Egorov A.I., etc. Informational and Communicative Competence as an Indication of Educator's Professionalism // News of science and education № 2: materials of the XV International scientific and practical Conference. 2019. - Sheffield: Science and education LTD. - 2019.
- C. 7-12.
[9] Siegel H. (1988). Educating reason: Rationality, Critical Thinking, and Education. New York: Routledge. - 191 p.
Spisok literatury:
[1] Bryushinkin V.N. Kriticheskoe myshlenie i argumentaciya // Kriticheskoe myshlenie, logika, argumentaciya: sb. st. / pod red. V.N. Bryushinkina, V.I. Markina. - Kaliningrad, 2003. - S. 29-34.
[2] Gor'kov I.A. Kriticheskoe myshlenie i sovre-mennoe gumanitarnoe obrazovanie // Vestnik BFU im. I. Kanta. Ser. «Filosofiya, pedagogika, psi-hologiya». - 2017. - № 1. - S. 62-68.
[3] Egorov A.I., Egorova YU.A. Interaktivnye tekhnologii v obuchenii inostrannomu yazyku studen-tov neyazykovyh napravlenij podgotovki // Pedagog-icheskoe vzaimodejstvie: vozmozhnosti i perspektivy: materialy I nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchast-iem. - Saratov: Izd-vo SGMU im. V.I. Razumovskogo, 2019. - S. 370-375.
[4] Simonova O.A., CHmyh I.E., Kokkezov D.U. Obuchenie inoyazychnomu govoreniyu s prime-neniem tekhnologii kriticheskogo myshleniya // Obra-zovanie i pravo. - 2019. - № 8. - S. 307-311.
[5] Atkinson W. William (2012). The Art of Logical Thinking. - NC.: LuluPress. - 227 p.
[6] Daniel M-F., Auriac E. (2011). Philosophy, Critical Thinking and Philosophy for Children // Edu-
cational Philosophy and Theory. - Vol. 43. - № 5. - P. 415-435.
[7] Lipman M. (2003). Thinking in Education. -2nd ed. - Cambridge University Press. -212 p.
[8] Romanov V.A., Egorova Yu. A., Egorov A.I., etc. Informational and Communicative Competence as an Indication of Educator's Professionalism // News of science and education № 2: materials of the XV International scientific and practical Conference. 2019. - Sheffield: Science and education LTD. - 2019. - C. 7-12.
[9] Siegel H. (1988). Educating reason: Rationality, Critical Thinking, and Education. New York: Routledge. - 191 p.
ЮРКОМ ПАНИ
www. law- books, ru
Л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2020