УДК 378
Ставрук Марина Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сургутского государственного университета [email protected]
Данилюк Людмила Георгиевна
аспирант, старший преподаватель кфедры иностранных языков Сургутского государственного университета [email protected]
Использование
ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Marina A. Stavruk
candidate of pedagogical Sciences, associate professor at the Department of foreign languages Surgut State University [email protected]
Lyudmila G. Danilyuk
graduate student, senior lecturer at the Department of foreign languages.
Surgut State University [email protected]
The use of
TECHNOLOGY CRITICAL THINKING IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE STUDENTS
Аннотация. В статье рассматривается важность критического мышления в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей с использованием конкретных примеров педагогической деятельности и учебных материалов занятий. Очевидно, что студентам необходимо уметь хорошо ориентироваться в глобальном информационном пространстве, уметь критически оценивать ситуацию, вырабатывать систему собственных взглядов и суждений, противостоять манипуляциям. В условиях постоянно изменяющейся политической, экономической и социальной обстановки студенты должны иметь свои собственные взгляды, убеждения и набор аргументов для их выражения.
Ключевые слова: критическое мышление, технология критического мышления, стадия вызова, стадия осмысления, фаза рефлексии.
Annotation. This article highlights the importance of critical thinking in the process of teaching foreign language students with concrete examples of teaching and learning materials practice. It is obvious that students need to be able to orient themselves in the global information space, to be able to assess the situation critically, to develop a system of their own views and opinions and to resist manipulation. In a constantly changing political, economic and social situation, students must have their own attitudes, beliefs and a set of arguments for their own expression.
Keywords: critical thinking, critical thinking technology, stage of challenge, stage of reflection, phase of reflection.
В настоящее время система образования призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. В силу этого формирование критического мышления студентов приобретает особую актуальность. В статье рассматривается важность критического мышления в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей с использованием конкретных примеров педагогической деятельности и учебных материалов занятий. Очевидно, что студентам необходимо уметь хорошо ориентироваться в глобальном информационном пространстве, уметь критически оценивать ситуацию, вырабатывать систему собственных взглядов и суждений, противостоять манипуляциям. В условиях
постоянно изменяющейся политической, экономической и социальной обстановки студенты должны иметь свои собственные взгляды, убеждения и набор аргументов для их выражения. Именно таких критически мыслящих и нестандартно рассуждающих выпускников требует общество и ждут работодатели. По мнению китайского ученого Фок Шуй Че, «критическое мышление важно для выпускника вуза для его соответствия личным, социальным и профессиональным требованиям постоянно меняющегося общества. Студенты должны постоянно тренироваться в выработке и оценке идей, так как успех в работе в большей степени зависит от навыков мышления» [4, с. 84].
Технология критического мышления является системой стратегий и методических приемов,
109
предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, аргументированно выражать свои мысли (устно и письменно), вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, способность решать проблемы и самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность), сотрудничать и работать в группе, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Рассмотрим определение «критического мышления», предложенное российскими и зарубежными учеными. В основе технологии формирования критического мышления в процессе говорения лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «... всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [1, C. 218], а также идеи Д. Дьюи и Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве преподавателя и студента, о необходимости использования аналитически-творческого подхода к любому материалу. Под критическим мышлением в обучающей деятельности российские ученые ИЮ. Загашев и С.И. Заирбек понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также мышление оценочное и рефлексивное, для которого знание является не конечной, а отправной точкой; аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах [2, с. 189].
Согласно определению европейского ученого Дж. Хэлперна, критическое мышление - это динамическое использование когнитивных навыков или стратегий, направленных на достижение определенной цели [5, с. 6]. По мнению C. Бэйера, когнитивные навыки, основанные на логических предположениях и аргументации, являются центральным звеном критического мышления, позволяющего оценивать факты, отделять основное от второстепенного, делать умозаключения и формулировать выводы [5, с. 8]. С. Латтук напрямую связывает критическое мышление с коммуникативными умениями и навыками студентов, необходимыми им для профессионального успеха и личностного роста. Р. Клиффорд обнаружил, что человек, открытый новым идеям, интеллектуально развитый, имеющий определенный опыт, более склонен к критическому мышлению [5, с. 9]. Критическому стилю мышления присущи: открытость, гибкость, рефлективность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, умение находить, перерабатывать и передавать требуемую информацию. Работа с различными источниками информации предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку своей точки зрения по опреде-
ленному вопросу и способность отстоять эту точку зрения [6, C. 258].
Педагогика критического мышления требует принимать во внимание знания, веру, доказательства, причинно-следственные отношения, выводы [8, с. 131]. А. Вентцель предложил теоретическую модель «критического мышления». По мнению ученого критико-аналитическое мышление: 1) основывается на достоверных фактах; 2) зависит от конкретной задачи и определенного контекста; 3) является основой познания в разных научных областях; 4) усиливается при взаимодействии когнитивных, мотивационных, нейрофизиологических составляющих; 5) нуждается в создании образовательной среды, способствующей его развитию; 6) может принимать коллективные и индивидуальные формы; 7) рекомендуется для систематического применения в процессе преподавания для всех кате го р ий обучающихся [6, с. 129].
Критическое мышление содержит три ключевые позиции: критическое восприятие информации, желание проверить чужое мнение и готовность уа ааывать все точки зрения. Критическое мышление - это набор определенных навыков: 1) различие между проверяемыми фактами и их оценкой; 2) определение надежности источника; 3) определение фактической точности утверждений; 4) выделение главного от второстепенного; 5) выявление неоднозначности аргументов и суждений; 6) выявление логических несоответствий в рассуждения и аргументах; 7) определение силы аргументации [5, с. 31].
В настоящее время в системе образования существует значительный интерес к этому способу мышления, а также увеличивается озабоченность по поводу того, как развивать его в студентах, независимо от их возраста, происхождения и способностей. С одной стороны, все более распространяющееся тестирование позволяет определять уровень знаний студентов, с другой стороны, тесты ведут к упрощению мышления и сужению знаний, способствуя быстрым и необоснованным ответам студентов. По мнению американской ученой А. А. Патриции, «... учебные заведения получают выгоду, когда студенты проницательны и внимательны к миру вокруг них и проявляют способность думать глубоко и гибко о важных проблемах, то есть, когда они мыслят критически и аналитически» [7, с. 19].
Предметом рассмотрения данной статьи является использование технологии критического мышления в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Технологии критического мышления, применяемая на уроках иностранного языка, включает три технологических этапа: 1) вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации); 2) осмысление содержания (получение новой информации); 3) рефлексия (осмысление, рождение нового знания).
Фаза вызова (evocation) предполагает постановку целей преподавателем заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы
110
учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. Можно дать возможность студенту самому сформулировать цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу познания. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Основной задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности студентов. Немаловажным аспектом при реализации этой фазы является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. В процессе реализации фазы вызова: 1) студенты могут свободно высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем; 2) на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; 3) целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы: когда индивидуальная работа позволяет каждому студенту актуализировать свои знания и опыт, а групповая работа позволяет услышать другие мнения и изложить свою точку зрения. Обмен мнениями способствует выработке новых идей, которые часто являются достаточно продуктивными. Роль преподавателя состоит в том, чтобы стимулировать студентов к актуализации имеющихся знаний, бесконфликтному обмену мнениями в группах, а также фиксации и систематизации информации, полученной от студентов. При успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе.
Фаза осмысления содержания (realization of meaning) предполагает достижение понимания содержания обучения студентами. Важным моментом является получение новой информации по теме занятия. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, просмотр видеоматериала, направленные на индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность студентов, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Важное значение имеет качество отобранного материала [3, 257]. На фазе осмысления содержания студенты: осуществляют контакт с новой информацией; пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие вопросы; готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Фаза рефлексии (reflection) развивает рефлексивное мышление, фокусируя внимание на основной информации, предполагает тщательное взвешивание, оценку и личный выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Рефлексивный анализ
направлен на понимание смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. В процессе вербализации неорганизованные мысли студентов структурируются, превращаясь в новое знание. Живой обмен идеями между студентами дает возможность расширить свой вокабуляр и кругозор. Таким образом, основным результатом работы в режиме технологии развития критического мышления, является развитие представлений, идей и практического опыта студентов в динамике, по мере работы на стадиях вызова, осмысления содержания и рефлексии.
Рассмотрим применение технологии критического мышления на практических занятиях по курсу «Деловой английский язык» у студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» в ГБОУ ВПО «Сур-гутски й государственный университет».
Для развития навыков критического чтения используем модель X. Райт, состоящую из трех взаимосвязанных блоков: 1) идентификация и организация текста (структура, жанр, основная тема, идея, ключевые слова и концепты); 2) осмысление текста (цель написания, аргументы за и против, оценка информации, логические выводы); 3) обобщение и критические выводы (вопросы, ответы и мнение читателей, сравнение, генерализация, синтез, новые знания и гипотезы). В работе используем тексты проблемного характера из учебника «Английский для делового общения» Яна Маккензи: «Что такое менеджмент?», «Межкультурный менеджмент», «Как создается реклама?», «Способы продвижения товара на рынке», «О роли инвесторов в бизнесе», «Слияния, поглощения и выкупы», «Социальная ответственность бизнеса», «Для чего существуют правительства?», «Налоги и пути их снижения», «Бизнес цикл» с целью их последующего обсуждения в группах и выражение своего мнения по проблеме текста.
Для развития навыков говорения и эффективной коммуникации студентов в контексте критического мышления используем проблемные задания и ситуации в рамках курса «Деловой английский язык». В процессе изучения темы «Менеджмент» студентам предлагается ответить на вопросы: «Что такое менеджмент? Является ли менеджмент наукой или искусством? Набор ли это врожденных качеств или технологии, которым можно обучить?» Далее студентам предлагается дискуссия о том, какими навыками должен обладать современный руководитель: способен ли он планировать деятельность компании, мотивировать и координировать действия команды, контролировать процесс выполнения заданий и способствовать профессиональному развитию сотрудников. При изучении темы «Работа и мотивация» студенты участвуют в дискуссии о выборе стиля управления согласно различным теориям менеджмента. Во время прохождения темы «Менеджмент и культурное разнообразие» студентам предлагается ответить на вопрос: «Думаете ли вы, что культура вашей страны сходна с культурой соседних стран - партнеров по бизнесу? Имеют ли они сходные технологии управления, включающие: отношение к работе,
111
иерархию и организацию менеджмента?» При изучении темы «Устройство на работу» студенты размышляют над вопросом: «Какова роль женщины в бизнесе? Почему так мало женщин управляют компаниями? И будет ли ситуация изменяться в дальнейшем?» Тема «Трудовые отношения» включает обсуждение вопроса о роли профсоюзной организации в управлении производством и бизнесом. Проблемным является вопрос о том, какие задачи должны решать профсоюзы: открытие предприятия, нормы рабочего времени и условия труда, прием на работу новых сотрудников». Следующая тема «Банковское дело» требует разрешения студентами следующей ситуации - получение ссуды. Задание звучит так: «Три группы начинающих бизнесменов думают о получении ссуды для организации бизнеса. С этой целью они обращаются в местное отделение банка. Необходимо найти ряд аргументов для того, чтобы убедить банкиров выдать им ссуду. При этом банкиры могут выбрать лишь одну самую убедительную группу». При изучении темы «Акции и облигации» студенты решают проблему этического характера: в какой бизнес стоит инвестировать деньги: в экологический проект, производство оружия, открытие молочной кухни, продажу алкоголя, фермерское хозяйство, строительный бизнес? Может ли цель получения прибыли оправдывать любые средства? Возможно ли получение денег любой ценой?» Тема «Налоги и налогообложение» включает дискуссию «Использует ли правительство вашей страны механизмы влияния на экономику, такие как: увеличения денежных вливаний, снижения налогов и т.д. с целью подъема экономической активности во время предвыборной компании? Можно ли считать эти действия
Литература:
1. Выготский Л.С. Вопросы психологии. Собрание сочинений в 6 томах. М. : Академия, 2005. Том 1. 218 с.
2. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек СПб. : Изд-во «^ьянс «Дельта», 2009. 284 с.
3. Ставрук М.А. О повышении роли информационно-коммуникационных технологий в иноязычном образовании. Инновации и инвестиции 2014. № 5. С. 256-259.
4. Fok Sh.Ch. Teaching Critical Thinking Skills in a Hong Kong Secondary School // Asia Pacific Education Review Vol. 3, # 1, China, 2012, 83-91 p.
5. Halpern J. Defining critical thinking // Literature Review on critical thinking and its instructional approaches. London, 2013. 48 p.
6. Harvey S. Epistemology, Critical thinking, and Critical Thinking Pedagogy // Kluwer Academic Review. Netherlands, 2009. 127-140 p.
7. Patricia A.A. Thinking Critically and Analytically about Critical-Analytic Thinking : an Introduction // Educational Psychology Review. New York, 2014. 23 p.
допустимыми?» Несомненно, что для решения вышеуказанных проблем студенты должны обладать критическим мышлением. Критически мыслящие студенты демонстрируют честность в суждениях, задают вопросы, формулируют идеи, устанавливают причинно-следственные связи, основывают свои суждения на фактах, иными словами, становятся интеллектуально независимыми личностями.
Таким образом, технология критического мышления является инструментом для развития личности, умеющей сопоставлять и анализировать факты, выражать свое мнение и решать жизненные и профессиональные ситуации. Очевидно, что выпускнику вуза недостаточно обладать лишь большим объемом знаний в определенной области. Будет успешен лишь тот, кто может применять полученные знания на практике в случае возникновения неординарных ситуаций и принятии самостоятельных решений. Работодатели ищут не энциклопедически грамотных специалистов, а людей, умеющих быстро решать проблемы и критически мыслить.
Достижение определенных результатов от применения данной технологии возможно лишь при совместных согласованных усилиях преподавателей и студентов вуза. С одной стороны, это продуманные учебные планы, с другой стороны, заинтересованные студенты. При этом сам преподаватель должен быть критически мыслящей личностью и побуждать студентов к высказыванию их мнений и суждений. Только в этом случае молодые люди смогут соответствовать требованиям нового времени и противостоять вызовам информации и технологий.
Literature:
1. Vygotskii L.S. Voprosy psikhologii : Sobranie so-chinenii v 6 tomakh. M. : Akademiya, 2005. Tom 1. 218 s.
2. Zagashev I.O. Kriticheskoe myshlenie : techno-logiya razvitiya / I.O. Zagashev, S.I. Zair-Bek SPb. : Izd-vo «Al'yans «Del'ta», 2009. 284 s.
3. Stavruk M.A. O povyshenii roli informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v inoyazychnom obrazovanii // Innovatsii i investitsii. 2014. № 5. 256-259 s.
4. Fok Sh.Ch. Teaching Critical Thinking Skills in a Hong Kong Secondary School // Asia Pacific Education Review Vol. 3, # 1, China, 2012, 83-91 p.
5. Halpern J. Defining critical thinking // Literature Review on critical thinking and its instructional approaches. London, 2013. 48 p.
6. Harvey S. Epistemology, Critical thinking, and Critical Thinking Pedagogy // Kluwer Academic Review. Netherlands, 2009. 127-140 p.
7. Patricia A.A. Thinking Critically and Analytically about Critical-Analytic Thinking : an Introduction // Educational Psychology Review. New York, 2014. 23 p.
112
8. Meredith K. Classrooms of wonder and wisdom: Reading, writing, and critical thinking for the 21stcentury // International Review of education. 2012. № 5. 192-98 p.
8. Meredith K. Classrooms of wonder and wisdom: Reading, writing, and critical thinking for the 21stcentury // International Review of education. 2012. № 5. 192-98 p..
113