Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ'

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД / ОБУЧЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИКА / ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суханова Наталья Петровна

Развивающийся образовательный проект «Логика и критическое мышление», в отношении которого продолжается поиск его предметной области, рассматривается с целью анализа результатов практики реализации проблемного метода. Обучение критическому мышлению с ориентацией на проблемнодеятельностную парадигму трансляции знания предполагает культивирование исследовательского образования. Акцентируется внимание на вопросах личного поиска и собственного достижения учащихся, преодолении сковывающего влияния авторитетов. Анализируются механизмы активации самостоятельного мышления, разрешения возникающих затруднений, перерастающих в опыт рефлексии и саморефлексии. Программа развития навыков логического и критического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM METHOD IN IMPLEMENTING A CRITICAL THINKING PROJECT

The developing educational project “Logic and Critical Thinking”, in relation to which the search for its subject area continues, is considered in order to analyze the results of the practice of implementing the problem method. Teaching critical thinking with a focus on the problem-activity paradigm of knowledge translation presupposes the cultivation of the research education. Attention is focused on the issues of personal search and students’ own achievement, overcoming the constraining influence of authority. The mechanisms of activation of independent thinking, the resolution of emerging difficulties, which develop into the experience of reflection and selfreflection, are analyzed. The program for the development of logical and critical thinking skills in combination with the problem method creates conditions for the systematic perception of educational practices by students. The conclusion is drawn about the practical importance of logic in the system of modern education and the need for further study of a logical-oriented program of critical thinking.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ»

► ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

УДК 167.7+378.147 doi: 10.31862/2218-8711-2022-1-23-30

ББК 87.4+74.48

ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО КРИТИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ

PROBLEM METHOD IN IMPLEMENTING A CRITICAL THINKING PROJECT

Суханова Наталья Петровна

Доцент кафедры философии и гуманитарных наук, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», кандидат философских наук, доцент E-mail: n.p.suhanova@edu.nsuem.ru

Sukhanova Natalia P.

Assistant Professor at the Department of Philosophy and Humanities, Novosibirsk State University of Economics and Management, Russia, PhD in Philosophy, Associate Professor E-mail: n.p.suhanova@edu.nsuem.ru

Аннотация. Развивающийся образовательный проект «Логика и критическое мышление», в отношении которого продолжается поиск его предметной области, рассматривается с целью анализа результатов практики реализации проблемного метода. Обучение критическому мышлению с ориентацией на проблемно-деятельностную парадигму трансляции знания предполагает культивирование исследовательского образования. Акцентируется внимание на вопросах личного поиска и собственного достижения учащихся, преодолении сковывающего влияния авторитетов. Анализируются механизмы активации самостоятельного мышления, разрешения возникающих затруднений, перерастающих в опыт рефлексии и саморефлексии. Программа развития навыков логического и критического

Abstract. The developing educational project "Logic and Critical Thinking", in relation to which the search for its subject area continues, is considered in order to analyze the results of the practice of implementing the problem method. Teaching critical thinking with a focus on the problem-activity paradigm of knowledge translation presupposes the cultivation of the research education. Attention is focused on the issues of personal search and students' own achievement, overcoming the constraining influence of authority. The mechanisms of activation of independent thinking, the resolution of emerging difficulties, which develop into the experience of reflection and self-reflection, are analyzed. The program for

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Суханова H. П., 2022

мышления в сочетании с проблемным методом создает условия для системного восприятия учащимися образовательных практик. Делается вывод о практическом значении логики в системе современного образования и необходимости дальнейшего изучения логико-ориентированной программы критического мышления.

the development of Logical and critical thinking skills in combination with the problem method creates conditions for the systematic perception of educational practices by students. The conclusion is drawn about the practical importance of logic in the system of modern education and the need for further study of a logical-oriented program of critical thinking.

Ключевые слова: образование, проблемный метод, обучение, критическое мышление, логика, язык.

Keywords: education, the problem method, training, critical thinking, logic, language.

Для цитирования: Суханова Н. П. Проблемный метод в реализации проекта по критическому мышлению // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 23-30. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-23-30.

Cite as: Sukhanova N. P. Problem method in implementing a critical thinking project. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 23-30. DOI: 10.31862/2218-87112022-1-23-30.

Введение. Программа обучения, построенная на основе обсуждения проблем и критического взаимодействия участников дискуссии, является сократической в своей основе. Диалог и совместное участие в аргументативном процессе характеризуют активистскую проблемно-деятельностную модель трансляции философских знаний. Сократа можно считать основателем неавторитарного стиля преподавания посредством устной беседы, он стоит у истоков традиции критической философии. Дискуссии, посвященные вопросам улучшения качества мышления, акцентированы на противопоставлении традиционной образовательной парадигме педагогической стратегии, сократической в отношении принципов развития саморефлексивности мышления.

Современной образовательной стратегией, являющейся исследовательской, рефлексивной в своей методологии, продуцировано появление многообразных курсов по критическому мышлению в отечественной высшей школе. На данном этапе наблюдается существенное разноголосие в отношении возможностей различных дисциплин, как философских, так и нефилософских, в развитии навыков мыслить критически.

Проблема данного исследования заключается в обнаружении особенностей проблемного подхода в осуществлении проекта по формированию критического мышления в университетском образовании. Цель исследования состоит в анализе результатов практики реализации проблемного метода в рамках кампусного курса «Логика и критическое мышление». Задачи исследования сосредоточены на фокусировании вопросов повышения эффективности мышления в подготовке учащихся вуза.

Объекты и методы исследования. Объектом исследования является мышление как орудие познания окружающего мира. Предметом исследования выступает критическое мышление, контекстом для рассмотрения которого становится наука логики. Дисциплинарная идентификация концепта критического мышления осуществляется в рамках проекта «Логика и критическое мышление».

Проблемно-ориентированный метод в преподавании получает прочное философское обоснование, начиная с конца XIX столетия. Н. Гартман, В. Виндельбанд, Дж. Мур предлагали организовывать учебный процесс с учетом рациональной реконструкции проблемных ситуаций и вопросов. Для Б. Рассела проблемное обучение в философском образовании виделось как «вид мыслительной тренировки сквозь призму логики и математики» [1, с. 17]. В представлении Дж. Дьюи проблемно-решающий метод в образовании направлен на достижение продуктивного решения проблемы и сопоставим с исследовательскими способами экспериментальной науки. По его убеждению, «если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами - некритическое мышление, минимум рефлексии» [2, с. 18]. Для М. Липмана задача исследования-диалога состояла не только в решении проблемной задачи, но и в поиске наилучшего высказывания, обогащения языковой и коммуникативной практики [3].

Обоснование проблемной модели обучения и конструктивистского взгляда на мышление получило философское и педагогическое фундирование в трудах таких российских ученых, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев, В. И. Булгаков, В. А. Лекторский, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, Г. П. Щедровицкий и др. Проблемный подход прочно утвердился в арсенале современного профессионального обучения, он устойчиво практикуется педагогами, учитывая сегодняшнюю необходимость «актуализировать методики преподавания, позволяющие формировать навыки генерации новых идей» [4, с. 64]. Внедрение программ по критическому мышлению в университетское образование требует пересмотра и детального анализа методологии проблемного подхода.

Результаты и их обсуждение. Специфика организации курса по логике и критическому мышлению в соответствии с методологическими установками проблемного обучения детально уточняется для студенческой аудитории. Логика выступает в качестве программного ориентира в формировании культуры правильного и системного мышления. Являясь способом мышления, направленным на выявление структурных особенностей рассуждения, проверку его истинностного значения и обоснованности, критическое мышление опирается на логику как необходимый инструмент его развития [5]. Существуя во взаимосвязи с такими видами мышления как творческое, проблемное, логическое, критический способ мысли предполагает развитие навыков рефлексии и самоанализа, аналитической деятельности, оперирования с терминами, высказываниями, выводами и вопросами. Для критического мышления характерны самостоятельность суждений и любознательность, умение фокусироваться на проблеме и находить эффективный выход из нее, принятие осознанных решений и отстаивание собственной точки зрения. Критическое мышление как основа всякой рациональности является продуктивным методом рассуждения, опирающимся на логические правила.

Выстраивание программы обучения в рамках курса «Логика и критическое мышление» с ориентацией на проблемно-деятельностную парадигму трансляции знания, предполагает культивирование исследовательских методов в образовании.

Традиционный метод передачи знания - сообщение о достижениях в развитии идей и спорах ученых - в развитии навыков логического и критического мышления не является действенным. Эти конструкции воспринимаются учащимися как материалы к сведению, известные имена откликаются эхом в иерархии авторитетов [6].

Проблемное обучение как метод организации обучения основывается на получении новой информации не только с помощью теоретических знаний, но и с помощью практического разрешения поставленных проблем. Характерной чертой этого типа обучения является развитие творческого и креативного мышления. Проблемный принцип предполагает выявление и разрешение проблемной ситуации, для которой характерно наличие противоречий и «не существует заранее известных результатов на выполненное задание, когда у ученика есть возможность не отвечать по шаблону, а, например, задавать самому вопросы» [7, с. 38]. В ходе обсуждения и решения проблемной задачи мысли человека движутся от известного к неизвестному и в обратном порядке, результат мыслительной практики может быть прогнозируем лишь до определенной степени.

Для проблемного подхода характерно отношение к авторитетным фигурам в истории науки, когда введенные ими конструкты и проблемы рассматриваются не в качестве неоспоримого знания, а в качестве работающих практически средств, служащих идее рассуждать разумно в практике жизнедеятельности человека. Разбирая на занятии, например, вопрос о характеристике имени, учащиеся могут заново обнаруживать аргументы А. Арно и П. Николь для различения реальных определений (определений вещи) и номинальных определений (определений имени) [8].

Анализируя категорию имени в редакции Т. Гоббса, студенты могут обнаружить слабые и сильные стороны содержания понятия: «Имя есть слово, произвольно выбранное нами в качестве метки, чтобы возбуждать в нашем уме мысли, сходные с прежними мыслями» [9, с. 83]. Возможно, трактовка учащихся окажется достаточно узкой и уязвимой, однако она будет являться результатом личного поиска и окажется собственным достижением. Проблемный подход позволяет преодолеть сковывающее влияние авторитетов.

Логическая проблематика может быть тесно взаимосвязана с содержанием философских концепций. Анализируемые студентами на занятиях тексты строго систематизируются и структурируются, чтобы избежать излишней дисциплинарной подачи логического знания. Классификация материала на специфические разделы и позиции не несет для неофита особой смысловой нагрузки, представляя для него только определенный предметный каркас.

В реальности проблемы, которые встречаются человеку в жизненных ситуациях, всегда многослойны, предстают в совокупности гносеологических, онтологических, аксиологических, логических и других проблем. Учащемуся легче на конкретном примере проблемной ситуации вычленять предметные ракурсы и осваивать специфику критического, логического, эпистемологического рассуждения вместо того, чтобы сначала усвоить специальную терминологию и категориальный аппарат дисциплины,

после чего обнаруживать их применение. Критическое мышление «основано на универсальных интеллектуальных ценностях, которые выходят за пределы разделений между предметными дисциплинами: ясности, достоверности, точности, взаимной логической согласованности, релевантности, обоснованных фактах» [10].

Как любая программа, реализуемая в вузе, программа по логике и критическому мышлению разработана по определенному плану, имеет схему выстраивания материала. Здесь рассматриваются вопросы языка и мышления, логических оснований критического мышления, производится анализ суждений и умозаключений как форм отражения действительности, изучаются особенности и характеристики критического мышления, представляются эвристические методы поиска новых идей и логико-эпис-темические аспекты аргументации.

Задача программы - активировать механизмы самостоятельного мышления. Эти механизмы активируются, когда учащиеся встречаются с неопределенной проблемной ситуацией, которую необходимо четко задать и очертить. Обнаружение сути проблемной ситуации, самостоятельное разрешение возникающих затруднений перерастает в опыт рефлексии и саморефлексии.

В качестве примера можно обратиться к стартовой проблеме курса «Логика и критическое мышление» - проблеме отношения мышления и языка. Постижение техники мышления предполагает осознание логической формы мышления отдельно от его содержания и специальный анализ логических структур мышления, поскольку «не существует мышления беспредпосылочного, опирающегося только на себя» [11, с. 87].

Учащимся следует уяснить, что для подлинного понимания сущности происходящих явлений им требуется дисциплинировать мышление, для чего необходимо овладеть логикой, как его орудием. Учитывая неразрывную связанность мышления и языка, важно корректным образом обращаться с языковыми средствами. Тогда логика предстанет в качестве пропедевтики к искусству мыслить критически, а надлежащее понимание природы языковых явлений выступит органоном логических знаний.

Прояснение проблемы мышления и языка подталкивает участников проекта к видению перспективы направления будущих изысканий, к каковым относятся изучение доказательства и аргументации как методов обоснования знания, освоение ключевых законов спора, выстраивание конструкции эффективной защиты тезисов, объяснение законов мышления как логических законов и логическая оценка языка как средства критического мышления.

Рассуждая о законах мышления, многозначности понятий, языковых ловушках, природе знака, учащиеся пробуют «практиковать сложность» [12, с. 115]. Проблемные задания, например, связанные с вопросом определения понятий, позволяют учащимся получить представление о том, что логический подход к мышлению состоит не только в описании его в качестве средства для познания действительности, но здесь мы имеем дело с нормированием интеллектуальных операций посредством проработки конкретных принципов, с которыми данные операции коррелируют.

Проблемный подход к анализу интеллектуальных операций, среди которых классификация, доказательство, аргументация и другие, продуктивен в отношении построения абстрактных конструкций, служащих для выражения характерных особенностей

изучаемых мыслительных структур. Эквивалентные интеллектуально-речевые схемы фиксируются учащимися в обобщенной форме и конкретизируются в предметной смысловой организации. Проблемное обучение открывает возможности исследования механизмов критического мышления, действующих в интеллектуальных принципах и операциях логической нормы.

Преодолев трудность в постижении проблем логико-философского дискурса, участники проекта приходят к более глубокому пониманию взаимосвязанности курса с другими гуманитарными дисциплинами. Проблемный метод в реализации программы развития навыков критического мышления создает условия для системного восприятия учащимися образовательных практик. К примеру, необходимо решить задачу, связанную с анализом и реконструкцией текста, описанием знания, которое в нем зафиксировано. Эта задача может привести к объяснению того, как текст выстраивался и использовался, в чем состоят отличительные черты его функционирования, каковы структура и особенности знака. На этой почве создается фундамент для понимания учащимся факта, что представлявшиеся ему разрозненными знаковыми системами в описании реальности дисциплины являются взаимосвязанными. Мышление требует целостности, «надо приложить к мышлению немалые усилия» [13, с. 62]. Движение в сторону от мозаичности к осознанию дисциплинарной интегрированности образовательных систем делает более осмысленным процесс обучения для студента.

Выводы. Философскому сообществу предстоит решение важной задачи, поставленной современным образованием, - обучить навыкам анализа, рассуждения и критического мышления. Традиция размышлять об основных принципах и операциях мышления определяется как владение логикой. Понимание своеобразия логической теории, принципов организации мыслительной деятельности является ценностью, значимость которой осознают учащиеся в ходе реализации курса «Логика и критическое мышление». Поднимая вопрос о практическом значении логики в системе образования XXI столетия, Я. Хинтикка полагает, что это великолепная возможность для корпуса философских дисциплин, обучая студентов тонкостям анализа и последовательностям вывода, внести весомый вклад в развитие высшего образования и стать профессионально востребованным. Однако осуществление возможности фундаментального укоренения логико-ориентированной программы критического мышления только предстоит, поскольку «образовательная миссия логики и других разделов теоретической философии не была увязана с их исследовательской миссией» [14, с. 86].

Сложившаяся ситуация такова, что сегодня мы наблюдаем масштабное введение курсов, посвященных критическому мышлению, в учебные планы университетов. Эти курсы существенно разнятся, каждый из них может иметь свою методологическую специфику и быть ориентирован на определенную аудиторию. Проекты по критическому мышлению в образовании будут эволюционировать и далее, а значит, по-прежнему остро будет стоять вопрос их содержания, методов внедрения, категориальной очерчен-ности, и результаты практики проблемного подхода в образовательном проекте «Логика и критическое мышление» показывают происходящие на данном этапе поисковые процессы, эпистемологический статус которых подлежит дальнейшему изучению.

Список литературы

1. Рассел Б. Искусство мыслить. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. 240 с.

2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Юрайт, 2021. 166 с.

3. Lipman M. Thinking in education. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 316 р.

4. Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Петрунева Ю. В. Проблемы дидактики высшей школы: неразрезанные страницы // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8-9. С. 56-68. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-56-68.

5. Суханова Н. П. Логика как инструмент развития критического мышления // Проблемы современного образования. 2021. № 2. С. 19-26. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2021-2-19-26.

6. Цыганаш А. В. Проблемы перехода от традиционных форм обучения к методам проблемного обучения у студентов первых курсов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-1. С. 354-360.

7. Какое образование для нас ценно? Материалы «круглого стола» / [Пружинин Б. И., Ажимов Ф. Е., Арламов А. А. и др.] // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 34-58. DOI: https://doi.org/10.7868/S0042874418060031.

8. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения. М.: Наука, 1991. 412 с.

9. Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 621 с.

10. Scriven M., Paul R. Defining Critical Thinking // 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform. 1987. URL: https://www.criticalthinking.org/ pages/defining-critical-thinking/766 (дата обращения: 16.09.2021).

11. Ивин А. А., Никитина И. П. Контекстуальная аргументация в гуманитарных науках // Вестник ВГИК. 2017. № 3 (33). С. 84-97.

12. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс-Культура, 1992. С. 107-121.

13. Крокинская О. К. «Люди не мыслят»: Гераклит и когнитивные проблемы культуры // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2020. Т. 6, № 3. С. 52-66. DOI: https://doi.org/10.18413/2408-932X-2020-6-3-0-5.

14. Хинтикка Я. Философские исследования и общее образование // Вопросы философии. 2014. № 4. С. 84-89.

References

1. Russel B. Iskusstvo myslit. Moscow: Ideya-Press, Dom intellektualnoy knigi, 1999. 240 p. (In Russian)

2. Dewey J. Psikhologiya i pedagogika myshleniya. Moscow: Yurayt, 2021. 166 p. (In Russian)

3. Lipman M. Thinking in education. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 316 p.

4. Petruneva R. M., Vasilyeva V. D., Petruneva Yu. V. Problemy didaktiki vysshey shkoly: nerazrezannye stranitsy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2021, Vol. 30, No. 8-9, pp. 56-68. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-56-68.

5. Sukhanova N. P. Logika kak instrument razvitiya kriticheskogo myshleniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 2, pp. 19-26. DOI: https://doi.org/10.31862/2218-8711-2021-2-19-26.

6. Tsyganash A. V. Problemy perekhoda ot traditsionnykh form obucheniya k metodam problemnogo obucheniya u studentov pervykh kursov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. No. 54-1, pp. 354-360.

7. Pruzhinin B. I., Azhimov F. E., Arlamov A. A. et al. Kakoe obrazovanie dlya nas tsenno? Materialy "kruglogo stola". Voprosy filosofii. 2018, No. 6, pp. 34-58. DOI: https://doi. org/10.7868/S0042874418060031.

8. Arno A., Nicole P. Logika, ili Iskusstvo myslit, gde pomimo obychnykh pravil soderzhatsya nekotorye novye soobrazheniya, poleznye dlya razvitiya sposobnosti suzhdeniya. Moscow: Nauka, 1991. 412 p. (In Russian)

9. Hobbes T. Sochineniya. In 2 vols. Moscow: Mysl, 1989. Vol. 1. 621 p. (In Russian)

10. Scriven M., Paul R. Defining Critical Thinking. In: 8th Annual International Conference on Critical Thinking and Education Reform. 1987. Available at: https://www.criticalthinking. org/pages/defining-critical-thinking/766 (accessed: 16.09.2021).

11. Ivin A. A., Nikitina I. P. Kontekstualnaya argumentatsiya v gumanitarnykh naukakh. Vestnik VGIK. 2017, No. 3 (33), pp. 84-97.

12. Mamardashvili M. K. Soznanie i tsivilizatsiya. In: Mamardashvili M. K. Kak ya ponimayu filosofiyu. Moscow: Progress-Kultura, 1992. Pp. 107-121.

13. Krokinskaya O. K. "Lyudi ne myslyat": Geraklit i kognitivnye problemy kultury. Nauchnyy rezultat. Sotsialnye igumanitarnye issledovaniya. 2020, Vol. 6, No. 3, pp. 52-66. DOI: https:// doi.org/10.18413/2408-932X-2020-6-3-0-5.

14. Hintikka J. Filosofskie issledovaniya i obshchee obrazovanie. Voprosy filosofii. 2014, No. 4, pp. 84-89.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1

Статья поступила в редакцию 19.09.2021 The article was received on 19.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.