Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОЕКТНАЯ РАБОТА / ПАНДЕМИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскресенская Нина Олеговна, Скворцова Елена Михайловна

В статье рассматриваются проблемные ситуации в сфере высшего гуманитарного образования, снижающие качество подготовки специалистов. Основное внимание уделяется ведущим российским вузам финансово-экономического профиля. В исследовании используются профильные аналитические материалы, интернет-ресурсы, материалы СМИ. Показано, что проблемы в сфере высшего гуманитарного образования многообразны, носят комплексный характер, связаны с общественными предпочтениями, текущей ситуацией в стране и общим вектором государственной политики. На основе проведенного анализа предлагаются возможные пути преодоления выявленных проблем. Для совершенствования высшего гуманитарного образования психология участников образовательного процесса должна быть постоянно в центре внимания исследователей, тренинги и командная проектная работа должны стать обязательным элементом образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN EDUCATION IN MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND WAYS TO OVERCOME THEM*

The article deals with problematic situations in the field of higher humanitarian education, which reduce the quality of training of specialists. We paid primary attention to the leading Russian universities of the financial and economic profile. We based our research on Internet resources and media materials. We have shown that the problems in the field of higher education in the humanities are diverse, complex, associated with social preferences, the current situation in the country and the general vector of state policy. Based on the analysis, we proposed possible ways of overcoming the identified problems. To improve higher education in the humanities, the psychology of the participants in the educational process should constantly be at the centre of the attention of researchers. Also, training and team project work should become an obligatory element of the educational process.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

оригинальная статья

DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-5-57-63 УДК 378(045)

гуманитарное образование в современной России: проблемы и пути их преодоления*

Н. О. Воскресенская3, Е. М . Скворцоваь

Финансовый университет, Москва, Россия а огд/0000-0002-2014-6790; ь огд/0000-0002-2965-7415

аннотация

В статье рассматриваются проблемные ситуации в сфере высшего гуманитарного образования, снижающие качество подготовки специалистов . Основное внимание уделяется ведущим российским вузам финансово-экономического профиля. В исследовании используются профильные аналитические материалы, интернет-ресурсы, материалы СМИ. Показано, что проблемы в сфере высшего гуманитарного образования многообразны, носят комплексный характер, связаны с общественными предпочтениями, текущей ситуацией в стране и общим вектором государственной политики . На основе проведенного анализа предлагаются возможные пути преодоления выявленных проблем. Для совершенствования высшего гуманитарного образования психология участников образовательного процесса должна быть постоянно в центре внимания исследователей, тренинги и командная проектная работа должны стать обязательным элементом образовательного процесса .

Ключевые слова: гуманитарное образование; проблема; критическое мышление; проектная работа; пандемия; дистанционные образовательные технологии

Для цитирования: Воскресенская Н. О., Скворцова Е. М. гуманитарное образование в современной России: проблемы и пути их преодоления. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(5):57-63. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-5-57-63

original paper

Humanitarian Education in Modern Russia: Problems and Ways to Overcome Them**

N. O. Voskresenskayaa, E. M. skvortsovab

Financial University Moscow a https://orcid. org/0000-0002-2014-679; b https://orcid. org/0000-0002-2965-7415

abstract

The article deals with problematic situations in the field of higher humanitarian education, which reduce the quality of training of specialists .We paid primary attention to the leading Russian universities of the financial and economic profile . We based our research on Internet resources and media materials. We have shown that the problems in the field of higher education in the humanities are diverse, complex, associated with social preferences, the current situation in the country and the general vector of state policy. Based on the analysis, we proposed possible ways of overcoming the identified problems . To improve higher education in the humanities, the psychology of the participants in the educational process should constantly be at the centre of the attention of researchers .Also, training and team project work should become an obligatory element of the educational process .

Keywords: humanitarian education; problem; critical thinking; project work; pandemic; distance learning technologies

For citation: Voskresenskaya N. O., skvortsova E. M. Humanitarian education in modern Russia: Problems and ways to overcome them. Gumanitarnye Nauki. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(5):57-63. (In Russ.). DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-5-57-63

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств Научного фонда Финуниверситета.

** The article was prepared based on the research results carried out at the expense of the Scientific Fund of the Financial University.

© Воскресенская Н.О., Скворцова Е .М., 2021

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА. АКТУАлЬНОСТЬ,

цели и задачи исследования

Функционирование любого государства в современном мире, уровень его экономического, политического, культурного развития, степень влияния на мировой арене напрямую зависят от состояния национальной системы образования. Гуманитарное образование играет особую роль в жизни страны: влияя на мировоззрение обучающихся и, следовательно, на общественные настроения, оно определяет не только интеллектуальный, но и нравственный потенциал населения. Именно правильно выстроенное гуманитарное образование способно заложить в сознание гражданина стремление строить деловые и личностные контакты на принципах сотрудничества, равенства, диалога и взаимного уважения — условия, необходимые для успешного развития всех отраслей народного хозяйства. Для подготовки не просто «узких специалистов», но воспитания личности — человека, знающего историю своей страны, понимающего процессы, происходящие в настоящем, способного предвидеть возможные векторы будущего развития, необходимо именно гуманитарное образование. Уровень преподавания гуманитарных дисциплин, таким образом, является вопросом первостепенной важности для российского общества и государства. Цель данной научной работы — выявить основные проблемы, снижающие качество гуманитарного образования в российских вузах, и определить возможные пути их устранения.

МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ

В работе используются методы аналитического исследования: историко-сравнительный, исто-рико-генетический, историко-системный. В круг источников профильной информации вошли монографии, статьи в научных журналах, сборники материалов конференций по проблемам образования, материалы об организации учебного процесса по преподаванию гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях России, размещенные на их официальных сайтах. На процесс в области гуманитарного образования наиболее негативное воздействие оказывают проблемы «истинные», причины которых — в самих участниках процесса, и «масштабные», охватывающие все стороны. Они и являются предметом данного научного анализа; проблемы «точечные» и «случайные», характерные для отдельных вузов, не входящих в группу лидеров российского образования, в статье не рассматриваются.

РЕЗУлЬТАТЫ

Гуманитарное образование в современной российской высшей школе, построенное на тех же основаниях, что и многие десятилетия назад, по ряду важных параметров отстает от модерниза-ционных процессов, происходящих в обществе. Современная ситуация рядом экспертов оценивается не просто как проблемная, но как кризисная [1]. Одна из причин такого положения вещей кроется в общественных настроениях и, как следствие, в государственных образовательных стратегиях, когда в обществе превалирует технократический подход в оценке приоритетов в образовании: гуманитарные специальности отодвигаются на второй план; ведутся разговоры о том, что в стране готовятся «избыточные количества гуманитариев» (в том числе экономистов и юристов); идет устойчивое сокращение числа бюджетных мест в вузах по таким фундаментальным гуманитарным направлениям подготовки, как «философия» и «история». В ряде вузов число бюджетных мест за последние 10-15 лет сократилось в 2-4 раза [2]. Подобные сдвиги влекут за собой структурные перестройки вузов, когда вместо специализированных факультетов и кафедр создаются укрупненные синтетические учебно-научные подразделения, обучение студентов осуществляется в формате общего профиля, подготовка уникальных, «штучных» специалистов становится трудновыполнимой задачей, а утрата редких научных специальностей — неизбежной реальностью. Зафиксируем эти негативные тенденции как проблемы макроуровня и по сути своей организационного характера. Выход из положения возможен путем взаимодействия педагогической общественности с государственными структурами. Точное установление потребностей национальной экономики в специалистах гуманитарного профиля позволило бы снять многие спорные вопросы.

Условием, необходимым для обеспечения высокого уровня подготовки специалистов гуманитарного профиля, является готовность и способность студентов эффективно участвовать в образовательном процессе. Однако за последние два десятилетия уровень пороговых знаний абитуриентов снизился, а их навыки аналитического анализа нередко оказываются недостаточно высокими. Одна из причин — «клиповое сознание», присущее многим представителям молодежи: студенты часто проявляют лишь кратковременный интерес и лишь к отдельным

темам, обсуждаемым на лекциях и семинарах, и для поддержания их интереса подача материала должна вестись в яркой мультимедийной форме, с неожиданными поворотами и интерпретациями. Предпочтение игрового формата и незаинтересованность в проведении тщательного научного анализа свидетельствуют о том, что не все студенты обладают качествами, нужными для успешного освоения дисциплин гуманитарного цикла, — речь идет о критическом мышлении [3].

Человек, не обладающий критическим мышлением, вряд ли способен видеть закономерности, случайности, противоречия в развитии анализируемых систем, определять факторы, под влиянием которых происходят те или иные изменения, выстраивать внутренне цепочки доказательств. Актуальность задачи по выработке критического мышления была осознана педагогическим сообществом [4], в ряде российских вузов в последние годы стали читать учебные курсы, призванные сформировать критическое мышление студентов. Очевидны сложности на пути решения данной проблемной ситуации — существуют разночтения в понимании сущности феномена мышления как такового и неясности в определении содержания различных видов мышления, когда, предлагая различать мышление критическое, логическое и творческое, исследователи часто расходятся в раскрытии их характеристик [5]. Отметим и крайнюю скудость [3] научной и учебно-методической литературы по данной теме. Для выработки критического мышления у студентов недостаточно занятий, проводимых в традиционной манере, нужны специальные тренинги, разработка которых, в свою очередь, представляет значительные сложности

[6]. Было бы целесообразно предлагать студентам такие курсы, как «Философия науки и техники», «Ценности современного мира»; знакомить студентов с различными формами мировоззрения — научным и вненаучным, так как для полноценного гуманитарного образования важно понимать особенности их диалога и взаимосвязи

[7]. В случае одобрения такого подхода потребуется перестройка учебных планов, разработка новых рабочих программ и соответствующих комплектов оценочных средств для проверки сформированных навыков логического, критического и творческого мышления студентов.

Разработка комплектов оценочных средств для текущего и промежуточного контроля с целью оценки мыслительных стратегий обучающихся

является сложной научной и методической задачей [8]. К традиционно используемым для таких проверок тестам многие преподаватели относятся с сомнением, — тесты в данном случае должны проверять не просто знание фактов, а умение мыслить. Для проверки уровня сформированности у студентов навыков критического мышления (т.е. способности выбирать определенный, а именно оптимальный алгоритм действий в конкретной ситуации) авторы предлагают погрузить обучаемого в «ситуацию критического мышления», предоставив ему свободу выбора действий [3]. Так как правильных вариантов действий может быть несколько, результаты тестов и их трактовки будут носить неоднозначный характер. Устранение этой неоднозначности также является сложной методологической проблемой.

Сформированность навыков критического мышления может быть проверена и в публичных дискуссиях, которые должны быть обязательным элементом практических занятий. Важно, однако, что победителями в них нередко оказываются не те студенты, которые действительно обладают сформированным рациональным и критическим мышлением, а те, кто обладает даром публичных выступлений, знанием пиар-технологий, способностью манипулировать общественным мнением; студенты, наделенные определенными чертами характера — настойчивостью, решительностью, склонностью к доминированию. Данная проблема носит междисциплинарный характер и требует от преподавателей знания психологии. Для ее устранения студентов следует учить приемам межличностной коммуникации с целью распознавания и противодействия манипулятивным коммуникационным приемам. Важной является и проблема инклюзивного образования [9].

Выстраивание правильных коммуникативных стратегий — обязательное условие успешной групповой работы студентов и подготовки ими групповых проектов [10]. Групповая проектная работа исключительно важна для выработки критического мышления. Хорошие результаты может дать аналитическая работа в группах для разбора кейсов, групповые дебаты с заранее распределенными ролями, ролевые игры. Однако некоторые студенты не склонны включаться в процесс подготовки групповых проектов, предпочитая оставаться «на периферии»; кто-то из участников может быть слишком критически настроен по отношению к коллегам или же, напротив,— некритически воспринимать дейст-

вия партнеров по команде. Итогом становятся тупиковые коммуникативные ситуации, при которых члены команды оказываются не в состоянии договориться о совместных действиях, и командная работа останавливается. Развивая у студентов навыки критического мышления путем сопоставления и оценивания различных точек зрения партнеров по команде по одному и тому же вопросу, важно также развивать терпимость к инакомыслию и умение с уважением относиться к другим мнениям и мирно решать проблемы [11]. Разработка учебных курсов для формирования интеллектуальных и нравственных качеств студентов, а также необходимых коммуникативных навыков и умений — одна из самых значимых задач высшего гуманитарного образования.

Огромную роль в успехе образовательного процесса в высшей школе играет качество информации, предоставляемой студенческой аудитории. В современном научно-информационном обществе, в условиях, когда объем информации стремительно растет, часть информации, сообщаемой студентам, имеет свойство быстро устаревать. Соответственно теряют актуальность и многие учебные материалы, но часто не сами факты, а их трактовки и подходы к анализу. В новых условиях причинно-следственные связи между явлениями и процессами могут видеться иначе. Задача обновления и учебного материала, и аналитических инструментов представляется очевидной. Следует, однако, учитывать, что значительная часть исторической и философской информации в принципе не подвержена процессам старения. Данная проблема связана с подготовкой учебных и учебно-методических материалов, — они должны соответствовать новейшему уровню развития науки, и их постоянное обновление представляется обязательным, так как использование устаревших учебников, практикумов, рабочих учебных программ, упор на традиционные материалы и игнорирование материалов новейших способны затруднить подготовку высококлассных специалистов гуманитарного профиля.

Устаревший контент и неактуальные учебно-методические материалы подводят нас к еще одной масштабной проблеме гуманитарного образования, — обозначим ее как «фактор преподавателя». Значимы все элементы образовательного процесса: содержание учебных курсов, способы подачи информации, коммуникационные технологии, используемые преподавателем

для связи со студентами, система контроля знаний студентов. Если преподаватель не склонен совершенствоваться в своем предмете, и его роль сводится преимущественно к простому информированию студентов, которым предоставляются «вчерашние истины» в форме догматов, то результативность образовательного процесса вряд ли может быть высокой. Это не означает, однако, что от всех элементов традиционной — классической — школы следует отказаться, — лучшей стратегией будет реформирование «устаревших элементов» при тщательном сохранении элементов «работающих».

Еще одна проблемная ситуация — работа вузов в чрезвычайных условиях, к которым может быть отнесена и современная пандемия. Отметим мгновенную реакцию преподавательской общественности на эту проблему — появились научные работы, в которых текущая проблемная ситуация была комплексно проанализирована [12]. Подобные эпидемиологические ситуации не могут быть исключены в дальнейшем, и механизм, способный обеспечить быстрый и успешный перевод образовательного процесса из очной формы в дистанционный цифровой формат, представляет значительный интерес. Анализ работы российских вузов с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях пандемии 2020-2021 гг. показал, что вузы подошли к ней с разной степенью готовности, хотя вопросы использования цифровых технологий в российском образовательном пространстве активно обсуждались уже с 1990-х гг., и в распоряжении вузовских администраций было значительное количество эффективных инструментов для проведения дистанционных занятий со студентами. Среди наиболее значимых выводов касательно применения цифровых технологий в гуманитарном образовании (как в чрезвычайных условиях пандемии, так и в «мирное» время) выделим необходимость максимального расширения поля цифровизации, которую следует рассматривать как важнейший и все усиливающийся тренд в деле организации учебного процесса, следование которому способно повысить эффективность образовательного процесса в целом [13].

Курс на цифровизацию полностью соответствует тенденциям развития образовательных практик ведущих университетов мира [14]: онлайн-технологии активно развиваются на различных образовательных платформах по

всем дисциплинам [15, 16], будущее высшего гуманитарного образования неминуемо связано с цифровыми технологиями и дистанционным обучением1. Дистанционное образование позволяет многократно расширить информационную базу, увеличить скорость обработки и получения информации, дополнить возможности виртуального восприятия изучаемых процессов и явлений, преумножить число контактов с профильными специалистами. Отметим, что в России реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий закреплена на законодательном уровне (ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании», ред. от 01.03.2020). Активная разработка онлайн-курсов ведется и в Финансовом университете при Правительстве РФ.

Многие преподаватели оценили возможности дистанционных образовательных технологий как качественно новый и более эффективный уровень взаимодействия со студентами, однако часть профессорско-преподавательского состава остается скептически настроенной в отношении данных инноваций. Очевидно, что дистанционная форма обучения поставит перед преподавателями задачу по переработке учебно-методических материалов, пересмотру традиционных способов их подачи на лекционных и семинарских занятиях, выработке новых подходов при контроле и оценке знаний студентов. Наиболее востребованными станут преподаватели, способные быстро создавать и актуализировать эффективные в педагогическом отношении онлайн-курсы. Весьма вероятна ситуация, что сработает «механизм естественного отбора», и преимущество останется за теми, кто освоит новейшие цифровые образовательные технологии, а от услуг части преподавателей вузы будут вынуждены отказаться [17].

Еще одной проблемой высшего гуманитарного образования, решение которой необходимо для оптимизации учебного процесса, является задача по выработке индивидуальных образовательных траекторий студентов. Многие вузы успешно работают в этом направлении, а некоторые откладывают перевод студентов на индивидуальные учебные планы, предлагая им элективные курсы с очень узким кругом дисциплин. Ограничение возможности студентов выбрать те дисциплины,

1 Online Humanities Courses. Harvard University. URL: https:// onnne-learning.harvard.edu/subject/humanities; Online Courses in Humanities Studies in USA 2021. URL: https://www.onlinestudies. com/Courses/Humanities-Studies/USA/.

которые они считают нужными и интересными для себя, является явной проблемой высшего гуманитарного образования. Вместе с тем, очевидно, что ни один вуз не способен удовлетворить все учебные запросы студентов только своими силами,— это невозможно ни в научно-теоретическом, но в организационном отношении. Выходом из данной ситуации может быть информирование студентов о доступных профильных курсах в других университетах, преподаваемых как в очном, так и в дистанционном формате: дистанционные технологии позволяют прослушать интересующие студентов курсы онлайн, без перемещения во времени и пространстве.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Проведенный анализ показывает, что наша страна, нуждаясь в специалистах гуманитарного профиля, сталкивается с серьезными проблемами в сфере высшего гуманитарного образования, решение которых есть обязательное условие устойчивого развития современной России. Для оптимизации образовательного процесса в сфере преподавания гуманитарных дисциплин в Финансовом университете целесообразно:

1. Признать приоритетность задач по развитию и внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс и последовательно развивать цифровую инфраструктуру Финансового университета; разработать модели организации учебной работы в Финансовом университете в цифровом формате.

2. Создать виртуальные 3D- и 4D-лаборатории для проведения на их основе практических занятий со студентами с целью формирования более полных и точных представлений об изучаемых процессах и явлениях.

4. Актуализировать учебно-методические материалы по гуманитарным дисциплинам, в том числе рабочие программы дисциплин, методические рекомендации и задания для самостоятельной и проектной работы, подготовить комплекты кейсов и тестовых заданий с учетом использования возможностей цифровых технологий.

5. Сформировать блок элективных дисциплин гуманитарного цикла для предоставления студентам Финансового университета возможности формировать индивидуальные образовательные траектории на уровне бакалавриата и магистратуры.

6. Определить задачу по выработке навыков критического мышления у студентов в качестве

приоритетной и разработать методики и тренинги для их формирования.

7. Определить задачу по выработке навыков межличностных коммуникаций у студентов при-

оритетной; разработать методики для их формирования. Тренинги и командная проектная работа должны стать обязательным элементом образовательного процесса в Финансовом университете.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Чурилова Н. А. Проблемы современного образования. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/ library/2020/08/23/problemy-sovremennogo-obrazovaniya-0.

2. Ковтун Е. Н., Бородкин Л. И., Кротов А. А. Гуманитарная катастрофа. Аккредитация в образовании. 2013;(62):48-51.

3. Луньков А. С. Развитие навыков критического мышления»: Опыт внедрения курса. URL: http://www. pmedu.ru. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-16-22.

4. Суханова Н. П. «Логика и критическое мышление»: установки кампусного курса. Проблемы современного образования. 2019;(6):15-20.

5. Шалак О. М. Понятие и сущность критического мышления в сфере делового общения. Вестник Псковского гос. университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;(5):81-91.

6. Мельникова Е. П. Критерии и показатели оценки сформированности у студентов критического мышления. Среднее профессиональное образование. 2009;(12):55-58.

7. Воробьева Т. П. Ценностно-смысловые ориентиры содержания обучения и стратегия развития отечественной системы образования. Молодой ученый. 2015;18(98):441-444.

8. Жогова И. Г., Кузина Е. В. Развитие критического мышления в контексте профессионально-ориентированного обучения студентов высшей школы. Язык и культура. 2017;(38):227-239.

9. Ореховская Н. А., Воеводина Е. В., Серегина Т. Н., Райдугин Д. С. Инклюзивное образование: социальные проблемы. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018;8(1):11-21.

10. Gantasala V. P. Team Work in Higher Education: an exploratory study in an UAE University. URL: https://www. researchgate.net/publication/316738669_Team_Work_in_Higher_Education_an_exploratory_study_in_an_UAE_ University. D01:10.15640/smq.v4n1a2.

11. Parker G. Team Players and Teamwork: New Strategies for Developing Successful Collaboration. San Francisco: Jossey-Bass; 2008.

12. Kurshan B. The Pandemic & Higher Education: Old Problems, New Opportunities. URL: https://www.forbes.com/sites/ barbarakurshan/2020/06/15/the-pandemic — higher-education-old-problems-new-opportunities/?sh=50864b86d676.

13. Кущева Н. Б., Терехова В. И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России. Проблемы современной экономики. 2018;1(65):191-194.

14. Kaplan A. M., Haenlein M. Higher Education and the Digital Revolution: About MOOCs, SPOCs, Social Media, and the Cookie Monster. Business Horizons. 2016;59(4):441-450.

15. Kellogg S., Edelmann A. Massively Open Online Course for Educators (MOOC-Ed) Network Dataset. British Journal of Educational Technology. 2015;46(5):977-983.

16. Fu J. S. ICT in Education: A Critical Literature Review and Its Implications. International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT). 2013;9(1):112-125.

17. Игнатьев В. П., Архангельская Е. А. Инновационные технологии в образовании. Проблемы современного образования. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе. 2020;(6):148-160. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-148-160

references

1. Churilova N. A. Problems of modern education. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/08/23/ problemy-sovremennogo-obrazovaniya-0 (accessed on 01.03.2021). (In Russ.).

2. Kovtun E. N., Borodkin L. I., Krotov A. A. Humanitarian disaster. Akkreditatsiya v obrazovanii = Accreditation in Education. 2013;(62):48-51. (In Russ.).

3. Lunkov A. S. Development of critical thinking skills: Experience of course implementation. URL: http://www. pmedu.ru. (In Russ.). DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-16-22

4. Sukhanova N. P. Logic and critical thinking: campus course settings. Problemy sovremennogo obrazovaniya = Problems of modern education. 2019;(6):15-20. (In Russ.).

5. Shalak O. M. The concept and essence of critical thinking in the sphere of business communication. Vestnik Pskovskogo gosudarstviennogo. universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki = Bulletin of the Pskov State University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2017;(5):81-91. (In Russ.).

6. Melnikova E. P. Criteria and indicators for assessing the formation of students of critical thinking. Sredneye professional'noye obrazovaniye = Secondary vocational education. 2009;(12):55-58. (In Russ.).

7. Vorobyova T. P. Value-semantic guidelines for education content and the development strategy of the domestic education system. Molodoy uchenyy = Young Scientist. 2015;18(98):441-444. (In Russ.).

8. Zhogova I. G., Kuzina E. V. Development of critical thinking in the context of professionally oriented teaching of higher education students. Yazyk i kul'tura = Language and culture. 2017;(38):227-239. (In Russ.).

9. Orekhovskaya N. A., Voevodina E. V., Seregina T. N., Raidugin D. S. Inclusive Education: Social Issues. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018;8(1):11-21. (In Russ.).

10. Gantasala V. P. Team Work in Higher Education: an exploratory study in an UAE University. URL: https://www. researchgate.net/publication/316738669_Team_Work_in_Higher_Education_an_exploratory_study_in_an_UAE_ University. DOI:10.15640/smq.v4n1a2.

11. Parker G. Team Players and Teamwork: New Strategies for Developing Successful Collaboration. San Francisco: Jossey-Bass; 2008.

12. Kurshan B. The Pandemic & Higher Education: Old Problems, New Opportunities. URL: https://www.forbes.com/sites/barbarakurshan/2020/06/15/the-pandemic — higher-education-old-problems-new-opportunities/?sh=50864b86d676.

13. Kushcheva N. B., Terekhova V. I. Modern digital educational environment in higher education in Russia. Problemy sovremennoy ekonomiki = Problems of modern economy. 2018;1(65):191-194. (In Russ.).

14. Kaplan A. M., Haenlein M. Higher Education and the Digital Revolution: About MOOCs, SPOCs, Social Media, and the Cookie Monster. Business Horizons. 2016;59(4):441-450.

15. Kellogg S., Edelmann A. Massively Open Online Course for Educators (MOOC-Ed) Network Dataset. British Journal of Educational Technology. 2015;46(5):977-983.

16. Fu J. S. ICT in Education: A Critical Literature Review and Its Implications. International Journal of Education and Development using Information and Communication Technology (IJEDICT). 2013;(9):112-125.

17. Ignatiev V. P., Arkhangelskaya E. A. Innovative technologies in education. Problemy sovremennogo obrazovaniya = Problems of modern education. 2020;(6):148-160. (In Russ.). DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-148-160

информация об авторах

Нина Олеговна Воскресенская — кандидат исторических наук, доцент, доцент Департамента гуманитарных наук, Финансовый университет, Москва, Россия novoskresenskaya@fa.ru

Елена Михайловна Скворцова — кандидат исторических наук, доцент, доцент Департамента гуманитарных наук, Финансовый университет, Москва, Россия EMSkvortsova@fa.ru

ABOUT THE AUTHORs

Nina O. Voskresenskaya — Cand. Sci. (History), Associate Professor, Associate Professor of Department of

Humanities, Financial University, Moscow, Russia

novoskresenskaya@fa.ru

Elena M. Skvortsova — Cand. Sci. (History), Associate Professor, Associate Professor of Department of Humanities,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Financial University, Moscow, Russia

EMSkvortsova@fa.ru

Статья поступила 20.04.2021; принята к публикации 15.06.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received on 20.04.2021; accepted for publication on 15.06.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.