Научная статья на тему 'Оперативное управление пассажирским транспортом'

Оперативное управление пассажирским транспортом Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
231
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Соловьёв И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оперативное управление пассажирским транспортом»

Соловьёв И.А.

Аспирант, кафедра организации перевозок и дорожного движения Ростовского государственного строительного университета

ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Процесс реформирования на автотранспорте в России объективно требует перехода к новому поколению систем управления, информационного обеспечения и безопасности перевозок.

В настоящее время многие города Российской Федерации проводят мероприятия по модернизации имеющихся или созданию новых систем управления транспортом на основе информационных и навигационных технологий.

В настоящее время разрабатывается и внедряется в эксплуатацию различные виды бортовой аппаратуры для навигационных систем, появился реальный выбор для транспортников по цене и надежности таких приборов. Данные устройства будут использоваться для замены устаревшего оборудования работающих (АСДУ-А, НЭЖАН, и прочих аналогов).

Интеллектуальные транспортные системы рассматриваются сегодня как инструментальные средства объективного контроля за работой общественного транспорта. Такие системы предоставляют возможности по действительно объективной оценке качества предоставляемых услуг, качества выполнения муниципального заказа и договорных обязательств, обеспечивающих автоматизированное управление транспортом.

В настоящее время для обеспечения навигации и позиционирования широко используются спутниковые системы навигации с высокой точностью определения местоположения для всех потребителей на любом месте и в любое время. Навигационные системы составляют неотъемлемую часть инфраструктуры государства и напрямую влияют не только на безопасность, но и на развитие промышленного производства в целом.

Система NAVSTAR-GPS, принадлежащая департаменту обороны США, включает 24 спутника. Эти спутники размещаются на шести орбитах, на каждой орбите находятся 4 спутника. Также в созвездии спутников, системы NAVSTAR, включены еще три запасных аппарата. Период обращения аппаратов составляет 12 часов. Для управления созвездием на Земле расположены 5 контрольных баз, вместе с центром управления. Центр управления непрерывно получает данные о состоянии космических аппаратов, синхронизирует работу системы, посылает управляющие воздействия спутникам для коррекции их орбит и коррекции бортовых часов. Контрольные станции на Земле следят за положением спутников на орбите, уточняют их положение, проводя изменения по командным радиолиниям.

В России действует аналогичная система спутниковой навигации ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система), принцип работы которой во многом подобен GPS.

Сегодня в автомобильном бизнесе очень быстро растет спрос на информационные технологии, обеспечивающие повышение эффективности и безопасности работы автотранспорта, а также защиту окружающей среды. Разработка интеллектуальных транспортных систем, которой в развитых странах уделяют серьезное внимание, требует совершенно новой концепции взаимодействия автомобиля и дорожной инфраструктуры.

Оборудование общественного пассажирского транспорта системами спутниковой навигации ГЛОНАСС-GPS направлено, прежде всего, на исключение самовольных сходов водителей с маршрутов, несанкционированные отправки в автопарк до вечернего окончания работы, длительные простои на остановках в ожидании заполнения салонов.

Также применение системы спутниковой навигации позволит руководителям транспортных предприятий и работникам уполномоченных организаций наглядно контролировать соблюдение установленных графиков движения общественного пассажирского транспорта и как следствие оперативно реагировать на внешние факторы.

Создания центра спутникового мониторинга на базе систем ГЛОНАС/GPS в системе организации движения общественно пассажирского транспорта позволит муниципалитету на более качественном уровне решать следующие задачи:

- разработка схем рациональных сквозных и промежуточных маршрутов и графиков движения транспортных средств на базе логистических методов с расчетом доставки «точка-точка»;

- оперативное и централизованное управление прохождением транспортных средств по всем маршрутам и остановочным комплексам (контрольным точкам) в соответствии с рассчитанными (заданными) графиками и маршрутами движения;

- своевременные действия по предотвращению аварийных нештатных и критических ситуаций;

- мониторинг состояния транспортного средства и предоставление оперативной информации удаленному потребителю о местонахождении транспортного средства, и его состоянии.

Среди перспективных направлений развития системы управления движением следует выделить дальнейшее внедрения технологий интеллектуальных транспортных систем.

Так предоставление приоритета соответствующим образом оборудованному общественному транспорту, при проезде регулируемых пересечений, в результате пересчета и изменения режима работы светофорной сигнализации позволит повысить провозную способность улично-дорожной сети.

Внедрение технологий ГЛОНАСС-GPS как одной из составляющих частей комплексной реорганизации дорожного движения, в которую входят также введение односторонних транспортных схем на самых проблемных магистралях, строительство развязок, надземных и подземных пешеходных переходов, установка современных светофоров и камер видеонаблюдения и т.д. позволит коренным образом улучшить транспортную ситуацию крупных городов.

Для крупных городов, где в перевозках общественным пассажирским транспортом задействовано несколько операторов оптимальным решением проблемы согласованной работы маршрутов, обслуживаемых различными перевозчиками, является создание единой «Центральной Диспетчерской Службы» (ЦДС), использующей в своёй работе технологию ГЛОНАСС-GPS.

ЦДС создаётся для осуществления контроля и оперативного диспетчерское управление движением по маршрутам регулярных перевозок в режиме реального времени. ЦДС организует получение, обработку и хранение информации об исполненном движении общественного транспорта, выполняющего регулярные перевозки пассажиров и ручной клади на территории города, а также формирует отчеты об осуществлении перевозок пассажиров и ручной клади на территории города.

Задача ЦДС - обеспечение централизованного диспетчерского управления работой общественного транспорта, выполняющего регулярные перевозки, и сбор объективной информации о его функционировании.

Функции ЦДС:

1) организация централизованного диспетчерского управления движением транспортных средств путем непрерывного контроля в режиме реального времени, оперативного регулирования, учета и анализа движения;

2) разработка маршрутных расписаний, выполнение оперативной корректировки

расписания движения и другой эксплуатационной документации в зависимости от дорожной ситуации, погодных условий и иных факторов, влияющих на соблюдение расписания движения и безопасность пассажирских перевозок;

3) мониторинг работы городского пассажирского транспорта и контроль за соблюдением установленных маршрутов и расписаний движения;

4) поддержание связи с водителями транспортных средств, в целях обеспечения соблюдения расписания движения и безопасности пассажиров и транспортных средств;

5) выработка управляющих воздействий и оперативная передача соответствующей информации водителю, о необходимости изменения (корректировки) движения в связи с дорожной ситуацией и иными факторами, влияющими на соблюдение расписания движения и безопасность пассажирских перевозок;

6) в исключительных случаях, связанных с дорожной ситуацией, проводить оперативное изменение маршрута регулярных перевозок, с согласованием проводимых изменений с уполномоченной организацией и Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

7) организация использования резервного подвижного состава, в целях своевременной замены технически неисправного транспортного средства или для усиления движения на отдельных наиболее загруженных направлениях (маршрутах);

8) централизованный прием и обработка аварийных сигналов, информации о состоянии улично-дорожной сети, поступающей от водителей транспортных средств, перевозчиков, и незамедлительное принятие мер в соответствии с действующими инструкциями;

9) формирование оперативных справок и форм выходной информации о перевозках, работе отдельных транспортных средств, маршрутов и перевозчиков;

10) формирование и представление уполномоченной организации обобщенных отчетных данных о работе городского пассажирского транспорта;

11) создание и ведение архивов данных о работе пассажирского транспорта, (включая информацию о работе транспортных средств, наряды, протоколы действий диспетчеров и водителей и т.д.).

Предполагается, что в целях выполнения своих функций ЦДС направляет перевозчику и (или) водителю обязательные для выполнения указания по вопросам:

1) представления информации о ситуации на маршруте;

2) изменения (корректировке) движения в целях обеспечения соблюдения расписания движения и безопасности пассажирских перевозок;

3) своевременного представления информации о поломках и технических неисправностях, не позволяющих продолжать работу на линии;

4) оперативной перестановки транспортных средств с маршрута на маршрут, в пределах обслуживаемых перевозчиком маршрутов.

Комплексное прогнозирование, проведённое на основе оперативной информации, полученной ЦДС, позволит смягчить, а в ряде случаев и предупредить негативные последствия заторовых ситуаций и аварийного схода транспортных средств с маршрута, за счёт оперативной корректировки показателей работы других маршрутов на смежном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.