Научная статья на тему 'Внедрение системы мониторинга как возможность повышения эффективности работы городского пассажирского транспорта'

Внедрение системы мониторинга как возможность повышения эффективности работы городского пассажирского транспорта Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1137
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ / ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПАССАЖИРОВ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ / МАРШРУТНАЯ СЕТЬ / THE MONITORING SYSTEM / THE EFFECTIVENESS OF THE WORK OF CITY PASSENGER TRANSPORT / PASSENGER SAFETY / QUALITY OF SERVICE OF PASSENGERS / THE ROUTE NETWORK

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Попова И. М., Беликов А. П., Попова Е. А.

Изучены возможности навигационной системы ГЛОНАСС в сфере функционирования городского пассажирского транспорта. Показаны функциональные возможности данной навигационной системы. Проведен анализ параметров, влияющих на эффективность работы автотранспортных предприятий. Рассмотрено внедрение системы мониторинга в ОАО «Автокомбинат №2» г. Саратова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF THE SYSTEM OF MONITORING AS AN OPPORTUNITY TO INCREASE THE EFFICIENCY OF URBAN PASSENGER TRANSPORT

Opportunities navigation system GLONASS in the sphere of urban passenger transport studied. The functionality of the navigation system are shown. Analysis of the parameters influencing the efficiency of the motor transportation enterprises, was held. Introduction of the system of monitoring in «Avtokombinat №2».

Текст научной работы на тему «Внедрение системы мониторинга как возможность повышения эффективности работы городского пассажирского транспорта»

УДК 656.13

И.М. Попова, А.П. Беликов, Е.А. Попова ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Изучены возможности навигационной системы ГЛОНАСС в сфере функционирования городского пассажирского транспорта. Показаны функциональные возможности данной навигационной системы. Проведен анализ параметров, влияющих на эффектив-

ность работы автотранспортных предприятий. Рассмотрено внедрение системы мониторинга в ОАО «Автокомбинат №2» г. Саратова.

Система мониторинга, эффективность работы, городской пассажирский транспорт, безопасность пассажиров, качество обслуживания пассажиров, маршрутная сеть

I.M. Popova, A.P.Belikov, E.A. Popova

INTRODUCTION OF THE SYSTEM OF MONITORING AS AN OPPORTUNITY TO INCREASE THE EFFICIENCY OF URBAN PASSENGER TRANSPORT

Opportunities navigation system GLONASS in the sphere of urban passenger transport studied. The functionality of the navigation system are shown. Analysis of the parameters influencing the efficiency of the motor transportation enterprises, was held. Introduction of the system of monitoring in «Avtokombinat №2».

The monitoring system, the effectiveness of the work of city passenger transport, passenger safety, quality of service of passengers, the route network

В настоящее время обеспечение эффективной работы городского пассажирского транспорта (ГПТ) является одной из важнейших задач в стратегическом развитии транспортной отрасли. Пассажирский транспорт имеет огромное значение в жизни человека по причине его массового использования, обусловленного выполнением таких операций, как доставка пассажиров к местам работы или учебы, а также на культурно-массовые мероприятия. Однако при осуществлении данных операций каждый перевозчик должен ставить перед собой задачи, которые в дальнейшем обеспечат эффективную работу: экономия эксплуатационных расходов, повышение качества транспортных услуг и объема перевозок, а также повышение их безопасности [1].

В процессе оказания транспортных услуг перевозчики сталкиваются с определенными проблемами, связанными с управлением движением транспортных потоков, контролем работы подвижного состава, повышением качества транспортного обслуживания населения и вопросами безопасности перевозочного процесса. Многие из этих проблем могут быть решены путем внедрения системы мониторинга пассажирского транспорта, которая позволит диспетчерской службе автотранспортных предприятий отслеживать работу каждого автобуса на линии, а также контролировать расход топлива, технические параметры, безопасность пассажиров при помощи спутниковых систем слежения. Мониторинг, прежде всего, направлен на устранение последствий отклонений фактических параметров процесса перевозок пассажиров от заданных. Благодаря использованию систем мониторинга существенно повышается уровень безопасности пассажиров, работа водителей становится более дисциплинированной, сокращаются эксплуатационные расходы. Следует отметить, что использование этой системы возможно независимо от размера автопарка и формы собственности предприятия.

В настоящее время в России контроль транспортных объектов осуществляется при помощи двух систем: отечественной системы ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система) и американской системы NAVSTAR GPS (GPS-мониторинг). Использование оборудования, совмещающего ГЛОНАСС и GPS-контроль, повышает надежность работы системы за счет возрастания числа спутников, по которым осуществляется навигация, а также снижает риски. Широкий спектр возможностей систем мониторинга делает их незаменимыми при решении задач, связанных с управлением пассажирскими перевозками.

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» была внедрена автоматизированная радионавигационная система в ОАО «Автокомбинат №2» г. Саратова.

Основными целями внедрения данной системы являются обеспечение надежного и безопасного функционирования пассажирского транспорта, совершенствование транспортного комплекса и удовлетворение потребностей населения в транспортных услугах.

Внедрение автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками способствует повышению безопасности перевозок, эффективности и рентабельности транспортного комплекса за счет применения новых технологий управления на основе инструментальных средств, обеспечивающих необходимый уровень оперативного реагирования в обычной обстановке и чрезвычайных ситуациях.

Автоматизированная система «Г ЛОНАСС» М2М-СіїуВш обеспечивает выполнение основных технологических функций управления транспортом, а именно:

— создание эффективных систем информационного обеспечения безопасности перевозки пассажиров, своевременного обнаружения мест дорожно-транспортных происшествий;

— осуществление оперативного вызова аварийно-спасательных служб, скорой помощи и ГИБДД;

— осуществление автоматического контроля движения маршрутных транспортных средств, выполняющих перевозочную работу, выдачу в автоматическом режиме сообщений об отклонениях от запланированных расписаний, схем движения, скоростных режимов;

— получение и выдачу сообщений о дорожных, погодных условиях одному транспортному средству, группе автобусов или всем оборудованным единицам;

— формирование и выдачу оперативных справок о работе отдельных транспортных средств и автотранспортных предприятий в целом.

На терминалах отображается полная информация о движении транспортного средства по маршруту следования: за предыдущий и текущий период, интервал времени между остановками, опоздания и нагоны. Связь между водителем и диспетчером может проходить двумя способами: голосовые вызовы и короткие текстовые сообщения.

В ОАО «Автокомбинат №2» 540 автобусов, работающих на регулярных маршрутах г. Саратова, были оснащены навигационными блоками. Стоимость одного навигационного блока составляет от 17000 до 19000 рублей. Система М2М включает телематическую платформу, в состав которой входит пользовательское программное обеспечение (ПО), телематический сервер с установленным серверным ПО и навигационно-связное оборудование. Данная система изображена на рис. 1.

Рис. 1. Схема построения системы M2M-CityBus [2]

Рис. 2 Функциональные возможности программного обеспечения М2М-CityBus [2]

Программное обеспечение М2М-СйуВш предназначено для автоматизации работы пассажирских предприятий, осуществляющих перевозки по фиксированным маршрутам и графикам. Если мы будем рассматривать функциональные возможности программного обеспечения М2М-СйуВш на уровне диспетчерской службы пассажирских предприятий, то к полученным параметрам будут отно-

ситься отображение скорости, местоположения и направления движения транспортного средства на электронной карте в режиме реального времени. Отображение сетки маршрутов на карте города позволяет провести контроль и анализ, а также мониторинг нарушений маршрутизированного движения (рис. 2).

Таким образом, системы мониторинга и управления транспортом используются не только в целях слежения, но и выполняют ряд других функций при установке дополнительного навигационносвязного оборудования. Так, например, возникает возможность контроля расхода топлива. Кроме того, системы слежения позволяют более эффективно планировать маршруты, а также сокращать несанкционированные простои. Опыт внедрения оборудования на указанном предприятии показывает, что внедрение навигационных систем слежения позволяет повысить эффективность использования транспортных средств до 35%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гудков, В.А. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин. М.: Горячая линия - Телеком, 2004. 448 с.

2. http://www.m2m-zab.rU/pages/7: M2M - City Bus

Попова Ирина Михайловна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте»

Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Беликов Андрей Павлович -

кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобили и двигатели» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А., генеральный директор ОАО «Автокомбинат №2»

Попова Елена Андреевна -

студентка 1 курса автомеханического факультета Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Irina M. Popova -

Ph.D., associate professor of the department «Organization of transportations and management on transport» of Gagarin Saratov State Technical University

Andrey P. Belikov -

Ph.D., associate professor of the department «Cars and motors» Gagarin Saratov State Technical University, general director of «Avtokombinat №2»

Elena A. Popova -

a first-year student of automotive faculty Gagarin Saratov State Technical University

Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.