УДК 656.13
Ю.А. Славина, С. А. Гусев
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО
ТРАНСПОРТА
Проведен анализ существующих систем национальных стандартов по использованию современных навигационных комплексов для использования их в управлении на городском пассажирском транспорте. Проанализирована законодательная база для внедрения систем позиционирования на транспорте, в том числе на городском пассажирском.
Дана численная характеристика показателей являющаяся базой для внедрения системы глобального позиционирования. Рассмотрены вопросы осуществления постоянного контроля и мониторинга ситуации с использованием автомобильных транспортных средств, расходу топлива и других эксплуатационных материалов, в целом позволяющая повысить эффективность их эксплуатации
Навигация, пассажир, город, комплекс, логистика, планирование, транспорт
Y.A. Slavina, S.A. Gusev
THE USE OF MODERN NAVIGATION SYSTEMS FOR IMPROVEMENT
OF URBAN TRANSPORT
The analysis of existing systems of national standards for the use of modern navigation systems for use in management in urban passenger transport. Analyzed the legal framework for the implementation of positioning systems in transport, including urban passenger. Dana numerical characteristic indicators are the basis for the introduction of a global positioning system. The problems of continuous control and monitoring of the situation with the use of motor vehicles, fuel and other operating materials, allowing to increase the overall efficiency of their operation
Navigation, passenger, city center, logistics, planning, transport
В большинстве крупных городов Российской Федерации в настоящее время существует проблема четкой организации движения городского пассажирского транспорта. Множество негативных факторов влияет на такие показатели его работы: среднее время одной поездки пассажира в сети городского пассажирского транспорта, фактическое время рейса транспортного средства, фактическое время оборота транспортного средства, интервал движения транспортных средств на маршруте. К таким факторам относятся: транспортные задержки (в результате высокой плотности транспортного потока), планировочные особенности улично-дорожной сети города, состояния дорожного полотна, недостаточный контроль за транспортными средствами на линии.
Вследствие этого ставится задача преодоления сложившейся ситуации на городском пассажирском транспорте, которую возможно решить путем использования спутниковой навигации ГЛОНАСС ил ГЛОНАСС/GPS.
Осенью 2011 года произошли изменения в Российском автомобильном законодательстве, в соответствии с которым использование на пассажирском транспорте аппаратуры ГЛОНАСС стало обязательным.
Также были внесены изменения в «Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозки более 8 человек». Поправки вступили в силу в 2012 году (первая часть - 1 января 2012 года, вторая - 1 июля 2012 года). В соответствии с ними: «Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащенных в уста-
новленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАССЮР8 и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении» и «Грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются: использование транспортных средств, не оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ОР8 и (или) не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и (или) не прошедших предрейсового технического осмотра» (рис. 1).
Рис. 1. Комплекс национальных стандартов
Таким образом, начиная с 1 июля 2012 года отсутствие системы ГЛОНАСС в общественном транспорте будет считаться грубым нарушением лицензионных требований (т.е. это затронет и перевозчиков, получивших лицензии до 1 января 2012 года).
Система ГЛОНАСС позволяет формировать маршрутную сеть и расписание движения, информировать пассажиров о прибытии транспорта в режиме реального времени, оптимизировать расписания, контролировать пассажиропотоки, рассчитывать время поездок, получать данные по выполненной транспортной работе.
Данные функции актуальны в условиях высокой загруженности дорог крупных российских городов.
Навигационно-информационные системы мониторинга и диспетчеризации на наземном общественном транспорте уже действуют в 102 городах в 52 субъектах РФ. Внедрение системы, безусловно, повысит эффективность работы и привлекательность пассажирского транспорта.
В настоящее для города Саратова будет целесообразным внедрение аппаратно-программного комплекса «АвтоТрекер».
Это интеллектуальный многофункциональный контрольно-навигационный комплекс, позволяющий в реальном времени контролировать местонахождение подвижных объектов с помощью встроенной системы спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС; состояние их ключевых узлов и агрегатов; осуществлять автоматизированный контроль путем запрограммированных действий на заданные события; дистанционное управление и обмен сообщениями с использованием сотовой (GSM) связи (рис. 2).
В состав системы мониторинга автомобильного транспорта, реализованной на основе комплекса «АвтоТрекер», входят следующие основные компоненты:
а) подвижный сегмент (бортовое оборудование): Бортовой Блок и периферийные (контрольные и управляющие) устройства;
б) серверный сегмент;
в) рабочие места диспетчеров и администраторов системы;
г) система глобального спутникового позиционирования (GPS и ГЛОНАСС);
д) система сотовой мобильной связи стандарта GSM.
Рис. 2 .Проекты в рамках использования системы ГЛОНАСС
Рис. 3. Разработанные системы безопасности в рамках реализации ГЛОНАСС
Первоначально современные бортовые блоки целесообразно устанавливать на автобусах большой вместимости, работающих на маршрутах соединяющих центр города с главными пассажирообразующими точками при наличии на них мощного устойчивого пассажиропотока. В г. Саратове таковым является маршрут № 2Д «Саратоворгсинтез - пос. Юбилейный».
Внедрение комплекса «АвтоТрекер», по данным производителей, позволяет решить следующие задачи:
а) определение местонахождения, скорости и направления движения объекта на карте местности с использованием геоинформационных систем;
б) определение двоичных событий на борту: факт движения; открывание дверей, капота, крышки бензобака; поднятие кузова; присутствие в салоне; включение двигателя; нажатие тревожной кнопки и т.п.;
в) измерение параметров перевозки груза и пассажиров: температура в кузове/салоне; факт и направление вращения бака растворовоза и т.п.;
г) контроль расхода топлива: по штатному датчику в бензобаке, по расходомеру в бензопроводе, по информации о впрыске топлива в двигатель;
д) определение количества пассажиров: по фотоэлементам, по датчикам присутствия;
е) обмен данными с центральным сервером посредством сотовой сети;
ж) формирование маршрутов с разрешенными, обязательными и запрещенными событиями в каждой точке, скоростным режимом, временем посещения объектов и т.п.
и) оперативную связь диспетчера с водителем: с помощью двусторонней голосовой связи или одностороннего прослушивания салона, коммуникационного пейджера (АТ Панель);
к) подключение дополнительного внешнего оборудования: Р08-терминалов, информационных табло, автоинформаторов и т.п.;
л) автономное (по заданной программе) или удаленное (со стороны диспетчера) управляющее воздействие на объект: перекрытие бензопровода, отключение электрических цепей, блокировку дверей, кузова и т.п.;
м) генерацию большого количества отчетов о работе автомобиля или группы автомобилей: о пробеге, событиях на борту, посещении объектов, расходе топлива и т.п.;
н) обмен информацией о работе автомобиля с другими информационными системами;
п) документирование всех событий в базе данных, обработку и хранение накопленной статистической информации о работе автопарка.
Рис. 3 показывает масштабы и численную характеристику для внедрения системы ГЛОНАСС для внедрения. Установка оборудования системы ГЛОНАСС на транспортные средства различных ведомств позволит повысить эффективность их эксплуатации, осуществлять постоянный контроль и мониторинг ситуации с использованием транспорта, расходом топлива и других эксплуатационных материалов.
Гусев Сергей Александрович -
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.
Славина Юлия Андреевна -
аспирантка кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте»
Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А.
Статья поступила в редакцию 03.04.13, принята к опубликованию 30.04.13
Sergey. A. Gusev -
Ph.D., Associate Professor of»Organization of Transportation and Transport Management», Gagarin Saratov State Technical University
Julia А. Slavinа -
Post-graduate student of the Department «Organization of Transportation and Transport Management», Gagarin Saratov State Technical University