Научная статья на тему 'ГЛОНАСС на практике!интервью с коммерческим директором ГК «М2М телематика»Алексеем Анатольевичем Смятских'

ГЛОНАСС на практике!интервью с коммерческим директором ГК «М2М телематика»Алексеем Анатольевичем Смятских Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
161
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЛОНАСС на практике!интервью с коммерческим директором ГК «М2М телематика»Алексеем Анатольевичем Смятских»

ГЛОНАСС на практике!

Интервью с коммерческим директором ГК «М2М телематика» Алексеем Анатольевичем Смятских

Алексей Анатольевич, как в целом обстоят дела с внедрением технологий ГЛОНАСС на уровне федеральных ведомств и муниципальных образований?

На данный момент федеральные органы власти реализуют проекты, связанные с созданием отраслевых и ведомственных систем управления автопарками, на основе навигационных технологий. Такая работа ведется в МВД и МЧС, а также в других структурах, связанных с нашей повседневной деятельностью. В качестве примера можно привести проект "Система Управления Мобильными Нарядами по г. Москве" (СУМН), реализованный ГК "М2М телематика" по заказу Правительства Москвы. СУМН, начиная с января 2009 года, успешно функционирует в УВД по Северному, Северо-Восточному, Юго-Восточному административным округам города, а также ГУВД по г. Москве.

Всего к СУМН подключено более 600 автомобилей, несущих патрульно-постовую службу. В 2010 г. проводится дооснащение транспортных средств необходимым навига-ционно-связным оборудованием.

Основная цель разработки СУМН является автоматизация процессов управления и взаимодействия всех функциональных и тер-

риториальных подразделений ГУВД при несении патрульно-постовой службы, а также сокращение времени реагирования на происшествия и совершенные преступления. Так, благодаря СУМН в 2009 г. на севере Москвы по горячим следам было задержано более 300 нарушителей.

Местоположение патрульных машин видно на экране диспетчерской, откуда, в свою очередь, ведется управление нарядами. При поступлении сообщения о преступлении, в район, где оно произошло, выезжает ближайший автомобиль милиции. Таким образом, ГЛОНАСС/GPS-решения позволяют отслеживать местоположения и маршрут движения патрульных машин, иными словами, экономить время реагирования на совершенные преступления.

В течение 2009 г. СУМН не раз демонстрировалась первому заместителю Председателя Правительства РФ С.Иванову, министру внутренних дел РФ Р. Нургалиеву, мэру Москвы Ю. Лужкову, и получала высокие оценки.

Еще один пример — проект создания единой автоматизированной системы навигационного диспетчерского контроля выполнения госзаказа на содержание автомобильных дорог федерального значения в Федеральном Дорожном Агентстве (ФДА). На сегодняшний день это один из самых крупных отраслевых проектов в стране, реализованных в части внедрения навигационного оборудования на базе ГЛОНАСС. Сейчас происходит оснащение транспортных средств спутниковой аппаратурой, внедрение систем мониторинга и управления транспортом в управлениях дорог, которых в общей сложности насчитывается около 35, плюс порядка 160 дорожно-эксплуатационных предприятий, где создаются рабочие места диспетчеров-технологов. В проекте принимает участие более 40 региональных партнеров ГК "М2М телематика".

В самое ближайшее время стартует ключевой проект федерального сетевого оператора ОАО "НИС" — ЭРА ГЛОНАСС, в рамках которого МЧС отводится важнейшая

роль, связанная с реагированием на чрезвычайные ситуации. Здесь речь, в первую очередь, идет об оснащении транспорта МЧС навигационно-связным оборудованием, обеспечением служб МЧС в режиме реального времени информацией обо всей происшествиях на транспорте вне зависимости от его отраслевой принадлежности.

Что касается региональных и муниципальных органов власти, то могу сказать, что последние два года регионы активно внедряют ГЛОНАСС на уровне пассажирских перевозок, перевозок опасных грузов, жилищно-коммунального хозяйства. Это благоприятная тенденция, которая в ближайшие два года только усилится. Еще несколько лет назад госзаказчикам приходилось долго объяснять и доказывать, что технологии ГЛОНАСС способны упорядочить процесс пассажирских перевозок. Я имею в виду повышение регулярности перевозок, контроль за соблюдением интервалов движения, скоростных режимов, снижение уровня загруженности дорог, сокращение расходов на ГСМ, контроль несанкционированного использования транспортных средств, обеспечение безопасности перевозок и прочее. Сейчас ситуация начинает меняться. Представители местных администраций сами проявляют инициативу, интересуются вопросами внедрения систем мониторинга и управления транспортом.

Приведите, пожалуйста, примеры наиболее крупных проектов на базе ГЛОНАСС в регионах?

Один из самых крупных проектов использования технологий ГЛОНАСС реализуется в Алтайском крае, где ГЛОНАСС/GPS-обо-рудованием оснащена все дорожная техника и весь городской электрический транспорт г. Барнаула. Система мониторинга и управления транспортом внедрена на станции скорой медицинской помощи. На данный момент идет развитие проекта в направлении оснащения пассажирских перевозок внутри Алтайского края. Это межгород, пригород и

межобластные перевозки.

В Тамбове развернута "Городская навига-ционно-информационная система "Тамбов-Навигация". Проект "Тамбов-Навигация" стартовал в 2008 году. В его рамках организована Центральная Городская Диспетчерская Служба (ЦГДС). Телематическим ГЛОНАСС/GPS-оборудованием М2М-Cyber GLX оснащен как коммерческий, так и муниципальный транспорт: общественный транспорт (автобусы, троллейбусы), автотранспорт частных перевозчиков, скорая помощь, дорожная техника, автомобили службы спасения и легковой транспорт. Доступ к поступающей в ЦГДС информации имеют все службы города, а также органы ГИБДД, охраны общественного порядка, экстренной медицинской помощи. Водители автотранспорта имеют прямую связь с ситуационным центром, чтобы докладывать о возможных криминальных и чрезвычайных ситуациях. За время реализации проекта "Тамбов-Навигация" значительно повысилось качество транспортного обслуживания населения.

Единая автоматизированная региональная навигационно-информационная система диспетчерского управления перевозками создана в Рязани в мае 2009 года на базе Центральной Диспетчерской Службы (ЦДС). ГЛОНАСС/GPS-оборудованием оснащен как коммерческий, так и муниципальный транспорт: общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси), скорая помощь, транспорт ЖКХ, дорожно-строительный транспорт.

Рязань — один из первых российских городов, где были реализованы информационные сервисы для населения, основанные на технологиях спутникового позиционирования ГЛОНАСС. Информацию о пробках можно узнать в Интернете на сайте www.probki62.ru, следить за общественным транспортом Рязани можно на сайте www.bus62.ru. Также реализовано информирование через мобильную связь. Например, можно просто с мобильного телефона зайти на портал bus62.ru и выбрать информацию о прибытии автобуса к нужной остановке. ГЛОНАСС/GPS-решения, внедренные в Рязани, позволили существенно повысить показатели работы общественного транспорта: достигнута экономия топлива (до 27%), выровнять график движения, сократить интервалы движения транспорта.

Региональный партнер ГК "М2М телематика" — "М2М телематика Рязань", совместно с министерством автомобильных дорог Рязанской области реализует национальный

проект "Образование — Сельский школьный автобус" по оснащению школьных автобусов системой ГЛОНАСС. Оборудованием системы уже оснащены автобусы в городе Рыбное.

Кто является разработчиком нави-гационно-связного оборудования на базе ГЛОНАСС?

ГК "М2М телематика" представляет собой уникальный пример холдинга, который предоставляет полный спектр услуг: от разработки и производства ОЕМ ГЛОНАСС/GPS-модулей до поставки региональных навига-ционно-информационных систем транспортного комплекса, включая оборудование и аппаратно-программные продукты.

Насколько конкурентоспособно российское ГЛОНАСС-оборудование?

Отечественные разработки абонентского оборудования конкурентоспособны. Более того, превосходят по своим функциональным возможностям аналоги, которые на российском рынке представлены, как правило, Юго-Восточной Азией. В отечественных разработках учитывается и опыт эксплуатации, и условия эксплуатации, включая особенности климатических условий, и изношенность парка техники".

Почему на данный момент приоритетен именно пассажирский транспорт, когда мы говорим о внедрении ГЛОНАСС-решений?

Потому что речь идет о безопасности человеческой жизни. Ежегодно на дорогах погибают более 30 тыс. человек. Благодаря использованию спутниковой навигации можно обеспечить безопасность пассажирских перевозок. На практике доказано, что внедрение ГЛОНАСС/GPS-решений способно повысить трудовую дисциплину водителей, ведь каждую минуту диспетчер отслеживает перемещение транспорта — скорость и направление движения, остановки, соблюдение графика маршрута и многое другое.

Кроме того у водителей появляется возможность оперативной связи с диспетчерским пунктом (так называемая "тревожная кнопка") в случае возникновения непредвиденных ситуаций на дороге. Спутниковая навигация способствует повышению эффективности работы скорой помощи, МЧС, милиции и других служб.

В каких еще сферах востребованы технологии ГЛОНАСС?

Технологии ГЛОНАСС прочно входят в нашу повседневную жизнь. Уже сейчас спутниковая навигационная система применяется на транспорте, в ЖКХ, здравоохранении, сельском хозяйстве, логистике, строительстве, торговле, нефтегазе, финансовой сфере и пр.

Какие преимущества дает использование систем мониторинга и управления транспортом на базе ГЛОНАСС/GPS? Какова эффективность внедрений?

Во-первых, это повышение качества транспортного обслуживания, снижение уровня загруженности дорог. Во-вторых, повышение оптимизации работы автотранспорта, включая снижение расходов на ГСМ (около 30%), полный контроль уровня топлива, несанкционированного использования транспорта и спецтехники. В-третьих, обеспечение безопасности пассажирских и грузовых перевозок, снижение уровня аварийности и смертности на дорогах.

Будут ли технологии ГЛОНАСС использоваться в Сочи? В частности, в рамках подготовки к Олимпиаде?

Конечно, ведь одним из основных вопросов в преддверии Олимпиады является грамотное формирование транспортной инфраструктуры города. Администрация Сочи внедряет в транспортную систему города самые высокотехнологичные решения. На данный момент при участии ГК "М2М телематика" реализуется проект по созданию Автоматизированной Системы Мониторинга и Автоматизации г. Сочи (АСМД).

Внедрение АСМД позволяет осуществить централизованный мониторинг, диспетчеризацию и контроль использования автотранспорта в городе, обеспечить дополнительную безопасность пассажирских/грузовых перевозок, повысить экономическую эффективность управления автотранспортом и качество обслуживания местного населения и отдыхающих в целом.

Основными преимуществами использования автоматизированной системы мониторинга и диспетчеризации города Сочи является: рациональное использование ресурсов транспортных средств и рабочего времени водителей, существенная экономия топлива,

сокращение времени прибытия бригад оперативных служб на вызовы, обеспечение оперативной информацией о движении транспорта пассажиров, выявление случаев несанкционированного использования транспортных средств и воровства топлива и многое другое.

По итогам первого этапа развития АСМД в Сочи, автоматизированная система была внедрена в двух сегментах — пассажирские перевозки и ЖКХ. Оборудование — абонентские ГЛОНАСС/GPS терминалы M2M-Cyber GLX — установлены на муниципальных автобусах предприятий МУП "Сочиавтот-ранс" и МУП "Лазаревское", а также на машинах для уборки мусора МУП "САХ". В рамках следующего этапа планируется оборудовать абонентскими терминалами M2M-Cyber GLX такси, машины скорой помощи, МЧС и УВД города.

Технические возможности, предоставляемые АСМД, рассчитаны на все службы города Сочи: коммунальное хозяйство, строительство, пассажирские/грузовые перевозки, скорая медицинская помощь.

В последнее время в прессе обсуждается тема Интеллектуальных Транспортных Систем. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что они из себя представляют и для чего служат?

Интеллектуальная Транспортная Система (ИТС) объединяет в едином информационном пространстве несколько систем: систему управления транспортом, систему управления дорожным движением, системы информирования пассажиров. Подобный комплексный подход обеспечивает высокую эффективность внедрения каждой отдельной развернутой системы мониторинга и управления транспортом и дает некий синергетиче-ский эффект.

Комплексное использование навигационных технологий и технологий управления дорожным движением в ИТС обеспечит решение следующих ключевых задач: мониторинг и управление различными видами транспорта на уровнях предприятия, администраций муниципальных образований и субъектов РФ; предоставление информации в реальном масштабе времени об организации транспортного обслуживания; адаптивное управление дорожным движением с учетом транспортной ситуации и погодных условий; оперативное предоставление информации в службы реагирования в случае возникновения криминальных и чрезвычайных ситуаций на транспорте и мн. др.

Приведите, пожалуйста, пример внедрения ИТС.

Это Дубна. Проект Интеллектуальной Транспортной Системы Дубны реализуется ГК "М2М телематика". На данный момент мы развернули там практически все элементы навигационных систем и сейчас работаем в направлении развития проекта по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением, организации системы информирования пассажиров.

Если говорить о результатах таких внедрений, то, безусловно, это повышение регулярности движения. В Дубне мы добились практически 99% регулярности движения, причем это не отчетная, а фактическая цифра реального движения автобусов. По внедрению на станциях скорой помощи мы можем говорить о двух показателях. Первый — существенное сокращение времени прибытия бригады врачей к больному, а второе — количество успешных реанимаций, когда бригада скорой помощи не только вовремя прибывает к больному, но направляются врачи совершенно определенной специализации. Такие показатели, в первую очередь, имеют социальный эффект, а не экономический. Поэтому во всех проектах (региональных, муниципальных) мы придаем большое значение обязательному внедрению на подстанциях скорой медицинской помощи ГЛОНАСС/GPS-решений.

Как известно, технологии ГЛОНАСС активно применялись на выборах в регионах РФ. Насколько знаем, было использовано навигационно-связное оборудование ГК "М2М телематика". Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте.

"М2М телематика" выступила техническим партнером проекта по использованию спутниковых навигационных систем на базе ГЛОНАСС в избирательном процессе.

14 марта совместно с нашим рязанским региональным партнером — "М2М телематика Рязань", мы оборудовали автомобили, предназначенные для перевозки документов строгой отчетности с избирательных участков в территориальные избирательные комиссии, абонентскими телематическими терминалами. Таким образом, участники избирательного процесса получили возможность с высокой точностью отслеживать перемещение транспортных средств, перевозящих бюллетени и протоколы.

На диспетчерских пунктах, развернутых в Центральной избирательной комиссии Москвы и территориальной избирательной комиссии Рязани, демонстрировалось перемещение транспортных средств в режиме реального времени с частотой каждые 5 секунд.

Региональные партнеры ГК "М2М телематика" также оказали техническую поддержку на выборах в Вологодской и Омской областях 14 марта 2010 г.

С точки зрения решения технической реализации не было никаких проблем, поскольку это совершенно стандартная архитектура системы, когда у нас появляются диспетчерские центры, оснащается транспорт оборудованием системы ГЛОНАСС и осуществляется контроль за передвижением транспорта в реальном времени.

Насколько успешно развивались ГЛОНАСС/GPS-решения ГК "М2М телематика" в прошлом году?

Продолжается развитие линейки продуктов для различных отраслей экономики: нави-гационно-связных терминалов, программно-аппаратных комплексов, что, в свою очередь, позволяет учитывать требования Заказчиков в полном объеме. На сегодняшний день интерес представляет уже не просто мониторинг местоположения на карте, а реальный контроль работы всех транспортных средств, повышение эффективности работы всех служб компании в целом.

Если говорить про итоги, то за прошедший год ГЛОНАСc/GPS-решения "М2М телематики" внедрили более чем 400 компаний. В коммерческую эксплуатацию были запущены новые отраслевые решения для ЖКХ на основе программных комплексов М2М-ЖКХ Администрация® и М2М-ЖКХ Предприятие®. Наши специалисты реализовали новую версию web-доступа CyberWeb 2.0. Также были разработаны и введены в эксплуатацию новые версии специализированного программного обеспечения CyberFleet®, специализированного ПО для мониторинга пассажирского транспорта M2M-CityBus.

С учетом пожеланий заказчиков состоялся ряд обновлений основного ПО CyberFleet®. Специалисты компании осуществляли мониторинг пожеланий клиентов при пользовании решениями "М2М телематики" и постоянно работали над их совершенствованием, что, в свою очередь, позволило поддерживать сервисное обслуживание пользователей на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.