Научная статья на тему 'Программный инструментарий для оптимального функционирования системы управления работы городского пассажирского транспорта с использованием систем спутниковой навигации'

Программный инструментарий для оптимального функционирования системы управления работы городского пассажирского транспорта с использованием систем спутниковой навигации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
896
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПЕТЧЕРИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК / МОНИТОРИНГ РАБОТЫ ТРАНСПОРТА / ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Клочков Михаил Аркадьевич, Чиркова Любовь Сергеевна

В статье подводятся некоторые итоги выполнения научного исследования «Развитие и координация работы городского пассажирского транспорта в Удмуртской Республике (г. Ижевск) на период 2010 2014 годы», а также обобщен личный опыт авторов, связанный с практической разработкой программного обеспечения для решения задач организации и мониторинга работы общественного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программный инструментарий для оптимального функционирования системы управления работы городского пассажирского транспорта с использованием систем спутниковой навигации»

№1(31)2011

М. А. Клочков, Л. С. Чиркова

Программный инструментарий для оптимального функционирования системы управления работы городского пассажирского транспорта с использованием систем спутниковой навигации

В статье подводятся некоторые итоги выполнения научного исследования «Развитие и координация работы городского пассажирского транспорта в Удмуртской Республике (г. Ижевск) на период 2010-2014 годы», а также обобщен личный опыт авторов, связанный с практической разработкой программного обеспечения для решения задач организации и мониторинга работы общественного транспорта.

Введение

Использование современных компьютерных технологий в различных отраслях экономики может оказывать существенное влияние на их развитие. В данной работе описываются результаты исследований, полученные в рамках НИР, а также процессы разработки и практического внедрения программно-технического комплекса на предприятии ОАО «Удмуртав-тотранс».

Нормативной базой для НИР в транспортной отрасли является Республиканская целевая программа «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики (УР) №246 от 7 сентября 2009 г. Цель данной программы — создание условий для дальнейшего комплексного развития пригородного и городского транспорта в Удмуртии, обеспечивающих потребности населения, направленных на повышение безопасности пассажирских перевозок и улучшение качества предоставляемых транспортных услуг.

В рамках реализации целевой программы было заложено выполнение НИР. Основным заказчиком выступило Министерство промышленности, транспорта и связи УР. Работа велась в соответствии с техническим заданием, состоящим из четырех основных разделов.

В техническом задании на основе предоставленных заказчиком баз данных по городской транспортной сети, с учетом перспектив развития г. Ижевска, демографической ситуации, экономических аспектов требовалось определить тенденции изменений транспортных пассажирских потоков городского сообщения, разработать структуру системы оптимального управления и координации работы пассажирского транспорта городского сообщения, а также инструментарий для ее оптимизации.

Были поставлены следующие задачи:

• предложить технические решения, обеспечивающие стабилизацию работы всех видов пассажирского транспорта и устойчивое функционирование транспортной системы УР как в настоящий момент, так и на перспективу дальнейшего развития;

• разработать механизм удовлетворения платежеспособного спроса на перевоз-

№1(31)2011

ку пассажиров, обеспечения безопасности и качества перевозок;

• определить условия для финансового оздоровления организаций транспорта и привлечения инвестиций в транспортную отрасль;

• определить механизмы снижения эксплуатационных расходов городского пассажирского транспорта (ГПТ) и повышения потребительских свойств автомобильного транспорта.

Разработка программно-технического комплекса для решения задач мониторинга и диспетчеризации ГПТ велась параллельно с выполнением технического задания и не входила в список основных задач по НИР.

Обзор программных продуктов, используемых предприятиями, входящими в инфраструктуру системы городских пассажирских перевозок

В настоящее время существует множество программно-технических комплексов для автоматизированного обслуживания системы организации пассажирских перевозок. Принцип их работы основан на получении кодированного сигнала с космических спутников, работающих в двух системах GPS (США) и ГЛОНАСС (Россия). Европейский союз также создает собственную спутниковую навигационную систему Га-лилео (Galileo). Ожидается, что она войдет в строй в 2013 г.

Основным недостатком спутниковой навигационной системы является то, что при определенных условиях сигнал может не доходить до приемника или приходить со значительными искажениями или задержками. Например, практически невозможно установить свое точное местонахождение в квартире внутри железобетонного здания, в подвале или в тоннеле. Уровень приема сигнала от спутников может существенно ухудшиться и под плотной листвой деревьев или из-за очень большой облачности. Нормальному приему сигналов могут препятствовать

помехи от многих наземных радиоисточников, а также от магнитных бурь.

Особенностью GPS считается полная зависимость условий получения сигнала от Министерства обороны США. Отечественный аналог не имеет достаточного количества надежно работающих спутников на орбите, поэтому в настоящее время точность определения координат системой ГЛОНАСС отстает от аналогичных показателей для GPS.

Учитывая недостатки глобальных спутниковых навигационных систем, предлагается на выбор использовать программно-технические комплексы, поддерживающие возможность приема сигнала из всех трех названных ранее систем.

По данному критерию были выбраны системы, представленные в табл. 1.

Система спутникового мониторинга автотранспорта «АвтоГРАФ» предназначена для определения местоположения любого транспортного средства (ТС), принадлежащего автотранспортному предприятию, общего пробега, расхода топлива, средней скорости, направления движения. Весь процесс движения по маршруту и связанные с ним события отображаются на карте города в режиме анимации. Для функционирования этой системы на транспортном средстве необходимо наличие специального оборудования.

Если требуется отслеживать перемещения ТС непосредственно в ходе рейса, то используется устройство АвтоГРАФ GSM. В противном случае — АвтоГРАФ, которое накапливает информацию о передвижении ТС в энергонезависимой памяти, после чего эти данные переписываются через USB-порт в компьютер. В диспетчерском пункте устанавливается специальная программа, предоставляющаяся бесплатно.

Программное обеспечение «АвтоГРАФ» выполняет следующие функции:

• считывание с устройства АвтоГРАФ и сохранение траектории движения автомобиля;

• обработка сохраненных данных набором фильтров;

ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА /-

1 №1(31)2011

Таблица 1

Программное обеспечение (ПО) с использованием систем спутниковой навигации

Название программно-технического комплекса Производитель Опыт внедрения (с какого года) Примерная стоимость ПО и оборудования

АвтоГРАФ ООО «ТехноКом», г. Челябинск 2005 ПО бесплатное, минимальная стоимость прибора —11 000 руб.

АСУ-Навигация, АСУ-Автоконтроль, РМТ, АСМ-ПП НПП «Транснавигация», г. Москва 2004 ПО — дорого, стоимость оборудования от 2000 до 30000 руб. в зависимости от функционала

Position Report ЗАО «ИТС-Софт», г. Москва 2006 Стоимость ПО зависит от количест-ваТС, рассчитать ее можно, оформив заявку на сайте; оборудования — от 12000 руб.

• деление траектории движения автомобиля на рейсы;

• отображение траектории движения на карте;

• автоматический выбор подходящей карты из заданного списка;

• воспроизведение движения автомобиля;

• ведение списков автомобилей, водителей и контрольных точек;

• автоопределение маршрута по контрольным точкам;

• упрощенное оформление отчета для печати;

• экспорт данных в программы OziExplor-ег и MS Excel;

• составление и печать отчетов по рейсам: продолжительность и время движения, средняя и максимальная скорость, пробег;

• составление и печать отчетов по пройденным контрольным точкам: время прибытия, число прибытий, время нахождения в пути;

• составление и печать отчетов по скорости: графики «время — скорость» в заданном масштабе, периоды отсутствия сигнала.

Автоматизированная радионавигационная система диспетчерского управления пассажирским транспортом «АСУ-Навигация» обеспечивает объективный инструментальный контроль и учет выполнения транс-

портной работы, оперативное определение мест ДТП и чрезвычайных происшествий, за счет чего повышается эффективность оказания медицинской помощи, эвакуации пострадавших и проведения мероприятий по линии МЧС, а также мобилизационной готовности.

«АСУ-Навигация» реализована на базе программных продуктов, разработанных НПП «Транснавигация» под методическим руководством Минтранса РФ и Московского автомобильно-дорожного института (МА-ДИ-ГТУ).

Автоматизированные функции диспетчерского управления:

• непрерывный автоматический сбор навигационной информации о местоположении транспортных средств с помощью бортовых спутниковых навигационных приемников;

• автоматическое обнаружение и формирование в «горячих окнах» диспетчерской программы информации о всех отклонениях в работе ТС от запланированных параметров транспортного процесса (нарушения графиков движения, сход с запланированного маршрута, отказы оборудования);

• проведение управляющих воздействий диспетчера по регулированию транспортных процессов (изменение интервалов движения, переключения на другой маршрут, изменение режимов движения, оформление

№1(31)2011

сходов по причинам и восстановление контроля движения, изменение наряда и т.д.);

• обеспечение речевой связи диспетчера с водителями ТС, запись в базу данных компьютера переговоров в эфире и их воспроизведение по запросу за любой прошедший период времени;

• визуальное отображение местоположения ТС на видеограмме города, региона или на схеме маршрута движения в реальном масштабе времени. Запись информации о движении ТС в базу данных компьютера и воспроизведение по запросу записанного движения транспортных средств за любой прошедший период времени с визуальным отображением на электронной видеограмме;

• информирование пассажиров путем вывода информации о движении ТС в реальном масштабе времени, в сети Интернет, на сотовых телефонах, коммуникаторах посредством получения справок по телефону в СаИ-центрах;

• автоматизированное определение мест возникновения дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных и критических ситуаций, эффективная организация мобилизационных мероприятий с визуализацией на электронной карте местоположения и движения отдельных ТС или их групп.

На информационных табло пассажиров в реальном масштабе времени непрерывно (с интервалом не более 1 мин.) отображается информация из вычислительного комплекса автоматизированной системы управления транспортом о фактическом времени прибытия на данную остановку очередного автобуса (троллейбуса, трамвая).

Вся применяемая радиотехническая и навигационная аппаратура имеет российские сертификаты соответствия. Основные технические и технологические решения тестировались и модернизировались при внедрении систем в следующих городах: Брянск, Краснодар, Сочи, Казань, Волгоград, Волжский, Сургут, Норильск, Якутск, Тула, Саратов, Ярославль, Архангельск, Кемерово, Москва (для 5 парков) и т.д., всего более 50 систем.

Программный комплекс Position Report является ядром системы мониторинга транспорта. В зависимости от масштаба системы используется локальная либо сетевая версия программного комплекса. Position Report применяется совместно с комплектами GPS (GPS/ГЛОНАСС) — спутникового навигационного оборудования и абонентским оборудованием систем связи GSM, Inmarsat D+, которые размещаются на мобильных объектах.

Основные функции программного комплекса Position Report:

• формирование базы данных объектов (транспорта и терминалов), ввод информации о контролируемых объектах и установленного на объектах оборудования, ввод в базу данных и редактирование информации о подсистеме радиосвязи, средствах, используемых для связи с объектами, и параметров средств связи;

• опрос контролируемых объектов, установка и изменение параметров опроса объектов, а также опрос объектов об их местоположении и состоянии с регистрацией полученной информации в базе данных;

• просмотр информации в реальном времени (в темпе обновления данных), загрузка и проигрывание «черных ящиков» бортовых терминалов;

• вывод местоположения контролируемых объектов на электронный план местности в реальном времени;

• визуальное и звуковое оповещение оператора о наступлении таких событий, как срабатывание датчиков, выход контролируемых параметров объекта за определенные пределы (температура, влажность), нажатие тревожной кнопки водителем ит.д.;

• работа с геозонами (в версии 2.0): создание и редактирование географических зон на электронном плане, привязка местоположения объектов к зонам, определение и фиксация моментов входа объектов в заданную зону (зоны) и/или выхода объектов из нее;

• анализ маршрутов (в версии 2.0): перемещений контролируемых объектов с уче-

№1(31)2011

том информации о заданном для объекта маршруте движения.

На основании проведенного анализа были сделаны следующие выводы.

1. Наиболее перспективным для внедрения является программно-технический комплекс «АвтоГРАФ» фирмы «ТехноКом» (г. Челябинск). Выбор обоснован такими критериями, как соотношение «цена — качество», возможность разработки собственного программного обеспечения под поставляемую платформу.

2. Предложения НПП «Транснавигация» и ЗАО «ИТС-Софт» имеют замечания по высокой стоимости и низкому уровню технической поддержки.

Описание структуры и механизма саморазвивающейся и адаптируемой к изменению внешних условий системы управления и организации пассажирских перевозок

Сфера городских пассажирских перевозок (ГПП) имеет социально-значимый характер, прежде всего связанный с обеспечением надежных и бесперебойных перевозок населения, в том числе с выполнением социального заказа местных и региональных властей по перевозке льготных категорий граждан.

ГПП формируется на основе регионального и местного законодательства, в соответствии с которым организуется процесс допуска предприятий к перевозке, осуществляются контроль и возмещение потерь от перевозки льготных категорий граждан. По существующему законодательству региональные власти отвечают за финансирование работы городского пассажирского транспорта, а муниципальные — за организацию маршрутов и их распределение между перевозчиками. В некоторых ситуациях муниципальные и региональные власти работают несогласованно, что обусловливает неэффективную организацию ГПП.

Современное состояние системы ГПП с учетом произошедших на рынке транс-

<5

портных услуг преобразований характери- | зуется наличием определенных проблем ^ и в первую очередь это отсутствие единой ^ системы управления городскими пассажир- ^ скими перевозками, что приводит к неэф- § фективной работе подвижного состава, по- | вышенной загрузке транспортной сети горо- ^ да, что в целом неблагоприятно сказывается ^ на качестве обслуживания пассажиров.

Эффективность функционирования системы перевозок во многом зависит от слаженной работы региональных и муниципальных властей города. На рисунке 1 представлена схема взаимодействия участников системы ГПП.

Муниципальный логистический центр (далее — МЛЦ) позволяет объединить и координировать возможности муниципальных и региональных властей для эффективного функционирования системы ГПП, обеспечить требования, предъявляемые пассажирами при наличии комплексного, постоянно действующего мониторинга рынка перевозок и адаптации системы управления городскими пассажирскими перевозками к изменяющимся условиям.

Ситуация, в настоящее время сложившаяся в сфере пассажирского транспорта г. Ижевска, характеризуется ростом количества предложений по обеспечению транспортного обслуживания населения частными перевозчиками по перевозке пассажиров от мест проживания до мест работы или учебы. Управление системой движения городского пассажирского транспорта сталкивается с неравными условиями работы разных видов транспорта на рынке услуг. Данная проблема дополняется существующим противоречием между интересами перевозчика и пассажира: для перевозчика выгодно сократить количество транспортных средств на линии при одновременном увеличении наполнения, так как это снижает затраты (для коммерческого транспорта) или убытки (для муниципального транспорта); пассажиру выгодно увеличение числа ТС.

Для успешного внедрения предлагаемой системы прежде всего необходимо чет-

№1(31)2011

функциональная составляющая координирующая составляющая

Рис. 1. Схема взаимодействия участников системы ГПП г. Ижевска

ко сформулировать задачи, которые будут решаться логистическим центром (рис. 2). На основании поставленных целей должны быть выработаны критерии оценки успешности его функционирования.

Применение предлагаемого подхода позволяет перевозчикам сконцентрировать финансовые потоки и управление на основных видах деятельности, не отвлекаясь на второстепенные функции.

Прежде всего это координация и регулирование работы всех видов общественного транспорта: муниципального и частного, городских и пригородных автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси, также постоянный мониторинг пассажиропотоков, унификация билетов и тарифов на проезд в разных видах транспорта.

Кроме того, МЛЦ должен разработать программу повышения эффективности про-

Маршруты пассажирских транспортных средств г. Ижевска

Неперевезенные пассажиры

Организация городских пассажирских перевозок в г. Ижевске

Перевезенные пассажиры

АО

Муниципальный логистический центр

Рис. 2. Организация функционирования МЛЦ г. Ижевска

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№1(31)2011

водимых конкурсов для муниципального и республиканского бюджета, прозрачности финансовых потоков, качества обслуживания пассажиров и следить за ее реализацией.

Наконец, МЛЦ формирует перспективное планирование развития городского пассажирского транспорта и осуществляет контроль и управление его работой — прежде всего контроль за типажом (количества, конфигурации, характеристик: числа стоячих и сидячих мест, экологических параметров) автобусов на каждом маршруте, графиком движения, дислокацией остановок, тарифами.

Таким образом, МЛЦ является структурой, которая осуществляет сугубо технологические (с точки зрения организации перевозочного процесса), управленческие функции и функции контроля.

Структурно МЛЦ состоит из следующих элементов (рис. 3):

• отдел маркетинговых исследований;

• единая диспетчерская служба;

• юридический отдел;

• финансовый отдел;

• служба персонала;

• контрольно-ревизионный отдел;

• отдел организации перевозок;

• бухгалтерия;

• отдел логистики.

Цель функционирования компаний-перевозчиков — выполнение перевозок. В предложенной структуре системы ГПП перевозчики взаимодействуют с логистическим центром и передают ему несвойственные им виды работ, выполнение которых происходит с участием специалистов центра.

Предполагается, что перевозчики будут заключать договоры на обслуживание в МЛЦ и передавать в его распоряжение часть своих транспортных средств для оперативного вмешательства в складывающуюся ситуацию и проводить расчет транспортной работы каждого перевозчика.

Анализ возможности создания единой диспетчерской службы как для муниципального, так и для коммерческого транспорта

Логистический центр, оказывая услуги, отличные от основного профиля его деятельности, должен координировать работу перевозчиков посредством единой диспетчерской службы (ЕДС). На рисунках 4 и 5 представлены структура и механизм функционирования данной службы.

Рис. 3. Типовая структура МЛЦ г. Ижевска

№1(31)2011

Текущая информация о городских пассажирских транспортных перевозках

Маршруты пассажирских транспортных средств г. Ижевска

1

Осуществление мониторинга и управления пассажирскими перевозками в случаях сбоев или внештатных ситуаций АО

Отчеты для анализа, прогноза и управления городскими пассажирскими перевозками

Единая диспетчерская служба в составе МЛЦ

Рис. 4. Организация функционирования ЕДС в г. Ижевске

Создание ЕДС в г. Ижевске позволит решить следующие задачи:

• оптимизировать перевозки пассажиров;

• точно рассчитать выполнение транспортной работы по каждому перевозчику;

• оперативно восстанавливать движение в случае внештатной ситуации;

• регулировать скорость и интервалы движения;

• получать полную автоматизацию текущих и отчетных диспетчерских документов;

• освободить диспетчера от механических видов работ, что даст возможность сосредоточить их внимание на организации движения;

• координировать расписание работы всех видов общественного транспорта.

В результате реализации указанных задач значительно улучшится дисциплина перевозок, повысятся безопасность движения, а также качество контроля технического состояния транспортных средств.

Внедрение программно-технического комплекса для решения задач диспетчеризации и мониторинга пассажирских перевозок на предприятиях ОАО «Удмуртавтотранс»

ОАО «Удмуртавтотранс» (далее — Общество) создано в процессе приватизации путем преобразования государственного уни-

тарного предприятия УР «Удмуртавтотранс». Общество является правопреемником государственного унитарного предприятия УР «Удмуртавтотранс», а также ОАО «Уваавто-транс», ОАО «Игринское автотранспортное предприятие», ОАО «Можгинское автотранспортное предприятие», ОАО «Боткинское автопредприятие», ОАО «Глазовское автотранспортное предприятие». Перечисленные автотранпспортные предприятия находятся в крупных районных центрах УР, а именно в поселках Ува, Игра, городах Можга, Вот-кинск и Глазов.

В рамках комплексной автоматизации производственной деятельности предприятия была поставлена задача создания специального программного модуля, работающего совместно с программно-техническим комплексом «АвтоГРАФ» и реализующего следующие функции:

• отображение информации о движении различных групп ТС в единой табличной форме;

• обеспечение цветовой индикации таких событий, как отклонение ТС от заданного маршрута, нарушение графика прохождения контрольных точек, нахождение ТС на маршруте либо в парке;

• вывод тестовой информации по всем «критическим» событиям с привязкой к конкретному ТС по запросу диспетчера и реализация списка возможных ответных действий;

№1(31)2011

Маршруты пассажирских транспортных средств г. Ижевска

Единая диспетчерская служба в составе МЛЦ

Рис. 5. Детализация механизма работы ЕДС в г. Ижевске

• конвертация структуры данных, используемых программой «АвтоГРАФ» (в частности, распознавание записи трека движения ТС);

• обеспечение хранения и обработки необходимой информации в единой базе данных с возможностью удаленного подключения через сеть;

• обеспечение взаимодействия с рабочей конфигурацией «1С-Рарус: Автотранспорт, редакция 5», а именно загрузка и выгрузка данных в путевые листы ТС.

Разработчики системы «АвтоГРАФ» предоставляют открытый программный интерфейс к СОМ-серверу, и благодаря этому

в системе возможно подключение сторонних программных модулей. Необходимо отметить отсутствие предоставляемых функций работы с записанными треками,что, например, осложняет решение задачи расчетов отклонений от маршрута.

Перечислим следующие подзадачи, связанные с определением событий, подлежащих регистрации и отображению в разработанном программном модуле, дополняющем возможности основной системы:

• преобразование данных из геодезической системы координат в декартову;

• расчет минимального расстояния от ТС до записанного трека маршрута, представ-

№1(31)2011

ляющего массив опорных и контрольных точек в виде ломаной в пространстве;

• формирование самого массива из файла (*.plt), копирование и редактирование треков;

• фиксирование времени прохождения контрольных точек;

• ведение записей по всем событиям и возможность выгрузки в файл формата Microsoft Word;

• отображение происходящих событий в графической форме в виде цветовой таблицы и звуковая сигнализация.

Все ТС вручную разбиваются диспетчером на необходимые для контроля группы. Для отображения оперативной информации была выбрана табличная форма представления данных, в ячейках которой записан государственный регистрационный номер ТС. При наступлении очередного события для каждого ТС соответствующая ячейка закрашивается определенным цветом, например, красному цвету соответствует сход ТС с маршрута, желтому — нарушение времени прохождения контрольной точки, зеленому — отсутствие нарушений, ТС находится на маршруте. Дополнительно в ячейках выводится значение отклонения ТС от заданного маршрута в метрах

либо временное значение отклонения от графика прохождения контрольной точки в минутах.

Данные для таблицы обновляются с интервалом 3 мин. (это связано с настройками обмена данными между датчиками ТС и обрабатывающим сервером).

Помимо цветовой индикации событий, реализовано звуковое оповещение диспетчера. Если по какой-либо ячейке таблицы кликнуть левой кнопкой мыши, появляется дополнительное окно, содержащее следующую информацию:

• обозначение текущего маршрута;

• список текущих нарушений;

• краткие сведения из выписанного путевого листа.

Диспетчеру предоставлена возможность «разрешить» нарушение, если оно связано с производственной необходимостью. В этом случае он должен установить то значение времени, в период которого будет действовать «разрешение». Также можно вручную сменить текущий маршрут либо снять ТС с маршрута.

Через форму главного окна программы (рис. 6) реализуются функции работы с треками маршрутов и контрольными точками, обмен внешними данными с системой

Рис. 6. Главное окно программы

№1(31)2011

«1С-Рарус: Автотранспорт», выгрузка всех нарушений в отдельный файл.

Решение следующих задач было связано с реализацией привязки разработанного модуля к имеющейся на предприятии конфигурации 1С:

• загрузка начальных данных из путевых листов, сформированных в программе 1С;

• расчет отдельных пробегов ТС по каждому из заданий путевого листа, определение моментов времени захода на задание и схода, общего и нулевого пробега, расхода топлива;

• выгрузка полученных значений в выписанные путевые листы и в случае расхождений с номинальными значениями подстановка вместо них реальных значений, рассчитанных с помощью системы «АвтоГРАФ».

Отметим, что основная сложность в процессе реализации перечисленных задач состояла в том, что в конфигурациях 1С на всех пяти основных подразделениях ОАО «Удмур-тавтотранс» формы путевого листа и процессы ее заполнения были различными.

Заключение

Для крупных населенных пунктов проблема управления транспортным потоком и связанных с его функционированием экономических задач весьма актуальна.

Авторами предложены механизмы работы и структура Муниципального логистического центра (МЛЦ) как отдельного структурного подразделения Администрации города, осуществляющего функции организации и управления пассажирскими перевозками. Единая диспетчерская служба (ЕДС) является неотъемлемой частью Муниципального логистического центра.

Все компании-перевозчики обязуются заключать договор на обслуживание в ЕДС как необходимое условие для начала перевозки пассажиров по заданному маршруту.

Диспетчерские службы компаний-перевозчиков должны в обязательном порядке наладить обмен данными с ЕДС. Условием нормального функционирования этой служ-

бы является исполнение всеми без исключения перевозчиками единых правил городских пассажирских перевозок, один из пунктов которых — обязательное заключение ими договора на обслуживание в ЕДС.

При создании программного обеспечения авторами были использованы стандартные математические методы, такие как преобразование координат, а также некоторые дополнительные построения.

По результатам практического внедрения автоматизированной системы диспетчеризации ГПП можно сделать следующие выводы:

• для успешного внедрения необходимо наличие единых форм электронных документов, регламентов их заполнения и единой базы данных;

• важным является наличие в штате предприятия специалистов, обеспечивающих процесс внедрения;

• создание правовой базы для обеспечения ГПП с использованием систем спутниковой навигации.

Необходимо отметить, что в целом сложную транспортную обстановку в Ижевске не изменить только созданием ЕДС, требуется разгрузить наиболее популярные направления, например, дороги, соединяющие центр города и район железнодорожного вокзала. Однако упорядочение движения при помощи ЕДС сможет сократить число ДТП.

Описок литературы

1. Клочков М. А., Чиркова Л. С. Применение средств машинной графики в задаче контроля за движением транспорта с использованием навигационных приборов систем GPS и ГЛОНАСС // Труды Первой международной конференции «Трехмерная визуализация научной, технической и социальной реальности. Кластерные технологии моделирования». Ижевск, 2009. Т. 2. С. 165-167.

2. Попова И. М. Организация управления городскими пассажирскими перевозками на принципах логистического аутсорсинга. Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб, 2009. — 16 с.

3. http://www.citforum.ru/hardware/articles/gps_glo-nass/ (дата обращения: 08.02.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.