Научная статья на тему 'Совершенствование транспортного обслуживания населения'

Совершенствование транспортного обслуживания населения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2049
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ИНФОРМАЦИЯ / ВНЕДРЕНИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / GPS/ГЛОНАСС / АВТОМАТИЗАЦИЯ / MONITORING / INFORMATION / IMPLEMENTATION / AUTOTRANSPORT / GPS/GLONASS / AUTOMATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Андреев К.П.

В статье рассмотрены проблемы городского пассажирского транспорта и для повышения качества обслуживания пассажиров предложены пути решения. Проанализировав существующие автоматизированные системы учета пассажиров и систем контроля за подвижным составом, была предложена модернизированная информационная система, которая позволяет пассажирам получать информацию не только о времени прибытия транспортного средства на остановочный пункт, но так же и о степени его заполнения по информационным табло, находящиеся на остановочных пунктах. Благодаря внедрению данной системы появится возможность автоматизированного отслеживания количества пассажиров в общественном транспорте путем считывания инфракрасными датчиками, расположенные над входными дверями. Также произойдет оптимизация расписания движения и маршрутной сети. Данная система позволит сократить количество рейсов в «межпиковое» время при сохранении сложившегося уровня качества транспортного обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Андреев К.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPROVEMENT OF TRANSPORT SERVICE OF THE POPULATION

The article considers the problems of urban passenger transport and to improve the quality of passenger service proposed solutions. After analyzing the existing automated system of registration of passengers and control systems for rolling stock, were offered a streamlined information system that allows passengers to obtain information not only about the time of arrival of the vehicle at the stop point, but also on the degree of filling in information displays located at bus stops. Thanks to the introduction of this system will be the possibility of automated tracking of the number of passengers on public transport by reading the infrared sensors located above the entrance doors. There will also be the optimisation of schedules and route network. This system will reduce the number of flights to “miekowo” time while maintaining the current level of transport service quality.

Текст научной работы на тему «Совершенствование транспортного обслуживания населения»

3. Использование более крупных судов при фиксированной грузовой базе может осуществляться либо за счет рационализации маршрутов по схеме «хаб-фидер», либо за счет организации маятникового движения судов по маршруту.

4. Предложенные модели учитывают как выгоды от использования более крупных судов, так и потери при их недогрузке.

5. На основании предложенных моделей предложены качественные оценки различных вариантов организации доставки грузов: прямые рейсы, шаблон «хаб-фидер», маятниковый маршрут.

6. Сделанные допущения позволяют получить аналитические формулы, полезные для оценки общих экономических закономерностей и практически значимые при предварительных расчетах в укрупненных показателях.

7. Предложенная методика позволяет формировать конкретные расчетные схемы, основанные на подобных моделей, не требующие соблюдения сделанных упрощающих предположений.

Литература:

1. Martin Stopford. Maritime Economics. Taylor & Francis e-Library, 2003, p.513.

2. Regional shipping and port development. UN, NY, 2007,

3. Payer, H.G., (2002), "Economic and Technical Aspects of Mega-Container Ships", Paper presented to Conference of the International Association of Maritime Economists, Panama

4. Кузнецов А.Л. Морские и сухопутные порты в новой мировой системе грузораспределения // Эксплуатация морского транспорта. Ежеквартальный сборник научных статей. N 1(55) 2009, с.9-12

5. Кузнецов А.Л. Механизмы оптимизации вместимости судов // Транспорт: наука, техника, управление. 2011. № 8. с. 18 - 23.

6. Кириченко А.В. Схемы обработки морских торговых судов с контейнерным грузом / А.В. Кириченко, А.Л. Кузнецов // Транспорт Российской Федерации, тематическое приложение, 2014, с.45-47.

УДК 656.051

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Андреев К.П., магистрант 1 курса, кафедра «Автомобили и автомобильное хозяйство», ФГБОУВО «Тульский государственный университет (ТулГУ)», РФ, г. Тула., e-mail: kosta066@yandex.ru телефон: 8-910-900-96-98

В статье рассмотрены проблемы городского пассажирского транспорта и для повышения качества обслуживания пассажиров предложены пути решения. Проанализировав существующие автоматизированные системы учета пассажиров и систем контроля за подвижным составом, была предложена модернизированная информационная система, которая позволяет пассажирам получать информацию не только о времени прибытия транспортного средства на остановочный пункт, но так же и о степени его заполнения по информационным табло, находящиеся на остановочных пунктах. Благодаря внедрению данной системы появится возможность автоматизированного отслеживания количества пассажиров в общественном транспорте путем считывания инфракрасными датчиками, расположенные над входными дверями. Также произойдет оптимизация расписания движения и маршрутной сети. Данная система позволит сократить количество рейсов в «межпиковое» время при сохранении сложившегося уровня качества транспортного обслуживания.

Ключевые слова: мониторинг, информация, внедрение, автомобильный транспорт, GPS/ГЛОНАСС, автоматизация.

THE IMPROVEMENT OF TRANSPORT SERVICE OF THE POPULATION

Andreev K., 1st year graduate student, Department of «Automobiles and automobile economy», of the «Tula state University (Tulgu)», Russia,

Tula., e-mail: kosta066@yandex.ru phone: 8-910-900-96-98

The article considers the problems of urban passenger transport and to improve the quality of passenger service proposed solutions. After analyzing the existing automated system of registration of passengers and control systems for rolling stock, were offered a streamlined information system that allows passengers to obtain information not only about the time of arrival of the vehicle at the stop point, but also on the degree of filling in information displays located at bus stops. Thanks to the introduction of this system will be the possibility of automated tracking of the number of passengers on public transport by reading the infrared sensors located above the entrance doors. There will also be the optimisation of schedules and route network. This system will reduce the number of flights to "miekowo" time while maintaining the current level of transport service quality.

Keywords: monitoring, information, implementation, autotransport, GPS/GLONASS, automation.

В современных условиях городской пассажирский транспорт является одной из важнейших составных частей городского хозяйства и оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие города Рязань, которое немыс-лимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. Пассажирский общественный транспорт является одной из значи-мых отраслей хозяйства, так как из-за отсутствии у большинства граждан личных транспортных средств, проблема своевременного и качественного удовлетворения спроса на перевозки перерастает из чисто транс-портной в социальную, определяющую отношение населения не только к качеству оказываемых транспортных услуг, но и в целом к тем процессам, которые происходят в регионах и стране[1].

В таких условиях необходимы совместные усилия специалистов транспортников, центральных и региональных органов управления, которые должны быть направлены на совершенствование функционирования транспортного комплекса. Создаются различные программы и приложения с целью помощи населению в выборе маршрута, расчета времени ожидания и пути.

Введение комплексной автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками позволяет повысить рентабельность транспортных предприятий. Среди источников окупаемости наиболее важными являются:

- полная компенсация из бюджета средств, затраченных на перевозку пассажиров льготных категорий (на основании предъявленной детальной формализованной отчетности);

- прирост суточной выручки за счет уменьшения количества безбилетников и контроля объема сданной выручки персоналом (на основе подсчета фактического количества перевезенных пассажиров);

- экономия горюче-смазочных и расходных материалов, предотвращение их несанкционированного отбора;

- эффективное планирование и контроль над соблюдением расписания и маршрутов движения (на основе данных систем навигации, связи и подсчета пассажиров);

- повышение общего ресурса работы транспортных средств;

- повышение лояльности существующих и привлечение дополнительных пассажиров;

- экономия кадровых ресурсов (в частности, оптимизация службы кондукторов);

- оптимизация контрольно-ревизионной службы;

- авансирование пассажирами оказываемых им транспортных услуг[2].

В ряду проблем наиболее насущными являются отсутствие эффективных механизмов компенсации из бюджета затрат на перевозку

пассажиров льготных категорий, безбилетный проезд или проезд по фиктивным проездным документам, малая степень или отсутствие автоматизации учета транспортной работы и диспетчеризации подвижного состава, формирования рабочей и отчетной документации, дефицит кадров, нарушение режимов труда и отдыха водителя и т.д.

Решением этих проблем является внедрение автоматизированных технологий, позволяющих переложить функции традиционно выполняемые человеком на более эффективные и беспристрастные автоматизированные системы. До недавних пор создание таких технологий тормозилось отсутствием соответствующих программно-технических средств, прежде всего бортовых, обладающих необходимым набором технических характеристик и приемлемых по стоимости[3].

Общим недостатком таких систем является не предоставление информации о наполненности и месте нахождения транспортных средств обычным пассажирам. В данной статье рассматриваются мероприятия, которые имеют своей целью объединение систем определения местоположения транспортных единиц по сигналам глобальной спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС и систем автоматизированного учета пассажиров, и предоставление этой информации пассажирам на остановочных пунктах. Это позволит не только повысить удобство пользования маршрутным транспортом, но и обеспечит более равномерное распределение пассажиров по маршрутным транспортным средствам.

Одним из важнейших показателей в статистике пассажирских перевозок является количество пассажиров в заданный момент времени. Подсчет пассажиров сегодня полностью автоматизирован и выполняется специальной системой, включающей в себя аппаратные и программные модули для эффективной обработки данных. Эта система имеет следующие возможности:

1. Автоматическую регистрацию каждого пассажира.

2. Обработка собранной информации по заданному алгоритму.

3. Хранение статистики и результатов расчетов в памяти системы и ее передача по беспроводным каналам связи в базу данных.

4. Автоматическое составление оптимального расписания движения различных видов транспорта по заданным маршрутам.

5. Создание отчетности и ее вывод в удобном наглядном виде, импорт данных в другие приложения и множество других функций[4].

Проведя анализсуществующих систем автоматизированного учета пассажиров и систем контроля за подвижным составом, можно выделить основные, которые широко используются в различных городах России:

1. Интернет сайты bus62.ru и citybus62.ru, которые выполняют функции учета и контроля выпуска подвижного состава на маршрутную сеть, открытия движения, начала работы подвижного состав на линии, движения подвижного состава на маршрутах, времени завершения транспортной работы на линии.

Реализация функций учета и контроля движения транспортных единиц на линии осуществлена в типовой системе на основе регулярного определения местоположения транспортных единиц по сигналам глобальной спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС (метод спутниковой навигации). Обеспечен визуальный контроль местоположения и движения транспортных единиц на основе использования электронной карты. Электронная карта обеспечивает (при ее использовании в задачах оперативного контроля и управления) эффективное визуальное представление ситуации на маршруте в целом и по каждой подвижной единице в процессе принятия решений и реализации управляющих воздействий диспетчером, а так же при возникновении чрезвычайной ситуации.

Анализ исполненного движения транспортного средства на линии производится:

- в реальном времени для формирования оперативных справок по принадлежности диспетчеру системы (диспетчеру транспортного предприятия, специалистам центральной диспетчерской службы);

- по установленному регламенту на определенные часы суток диспетчеру транспортного предприятия, специалистам и руководителям службы эксплуатации транспортного предприятия, специалистам ЦДС;

- в целом за сутки диспетчеру транспортного предприятия, специалистам и руководителям службы эксплуатации транспортного предприятия, специалистами ЦДС.

Повышение качества транспортного обслуживания пассажиров во многом базируется на обеспечении органов управления городским пассажирским транспортом всех уровней актуальной аналитической информацией о фактических объемах и динамике пассажиропотоков

на городских маршрутах. Данная информация необходима как для оценки текущего состояния перевозок, так и для определения объективных потребностей населения в этом виде услуг[5,6].

2. Автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков (АСМ-ПП), которая является одной из наиболее действенных автоматизированных систем анализа пассажиропотоков, позволяющей в максимально автоматизированном виде проводить комплексный анализ пассажиропотоков с применением самых эффективных методик, разрабатываемых в нашей стране в течение последних десятилетий, в том числе и тех, которые применялись для анализа данных ручных методов обследований. Система внедрена и эффективно используется в Москве и в ряде других городов России.

Основной функцией АСМ-ПП является создание и автоматизированное ведение информационной базы пассажиропотоков для решения следующих аналитических задач органами управления перевозками:оценка текущего состояния перевозок;оценка объективных потребностей населения в транспортных услугах;совершенствование транспортного обслуживания населения;повышение эффективности использования подвижного состава городского пассажирского транспорта; оптимизация маршрутной сети города.

Транспортные средства оборудуются специальной аппаратурой для подсчета количества вошедших и вышедших пассажиров на каждом остановочном пункте.Таким образом, автоматизированные системы мониторинга пассажиропотоков позволяют формировать объективную информацию о перевозках пассажиров на маршрутах наземного пассажирского транспорта в реальном времени. Такая информация может использоваться в системе планирования и организации перевозок для корректировки маршрутной сети и составления расписаний, максимально приближенных к спросу на перевозки[7].

3. Технология «Штрих-М: Транспорт»—это комплекс технических и технологических решений для предприятий пассажирского городского пригородного и междугородного транспорта любых форм собственности, направленных на повышение экономической эффективности и качества процесса перевозки пассажиров, позволяющий обеспечить полный контроль работы персонала и подвижного состава. Комплексные решения технологии наиболее полно учитывают все возможные факторы пассажирских перевозок.

Технология «ШТРИХ-М: Транспорт»предназначена для решения задач автоматизации любой сложности как отдельно взятых, так и объединенных на уровне города или региона пассажирских транспортных предприятий.

Автоматизация пассажирского транспортного предприятия, предусмотренная технологией «Штрих-М: Транспорт» позволяет переложить функции традиционно выполняемые человеком на более эффективные и беспристрастные автоматизированные системы. Универсальный набор аппаратно-программных средств размещается как на подвижном составе, так и стационарно на автоматизированных рабочих местах транспортных предприятий, центрального диспетчерского центра, автовокзалах, остановочных пунктах и т. д.

Технология «ШТРИХ-М: ТРАНСПОРТ» обладает свойствами модульности и масштабируемости, что обеспечивает возможность ее поэтапного внедрения, расширения ее функциональных возможностей, развития с уровня отдельно взятого предприятия на региональный уровень[8].

4. Автоматизированная система учета пассажиропотока (АСУПП). Комплексная система АСУПП позволяет производить учет пассажиропотока с привязкой ко времени и станциям следования транспортного средства, а также отслеживать маршрут передвижения транспортного средства при помощи системы GPS. Позволяет осуществлять автоматизированный оперативный сбор и обработку информации о пассажиропотоке на общественномтранспорте.Пред-лагаемое комплексное решение обеспечивает выполнение задач автоматического расчета суммы оплаты за проезд по установленным тарифам и диспетчеризации транспортных средств построенное на основе современных систем связи и спутниковой навигации. Поступающая, из системы, информация позволяет создать оптимальные организационные условия для принятия управленческих решений, оценить эффективность используемых платежных систем и обеспечить внедрение электронных платежных систем.

Система АСУПП решает следующие задачи:мониторинг мобильных объектов - отслеживание текущих координат, направления, и скорости движения мобильных объектов на электронной карте в режиме реального времени;количественный

учет пассажиропотока;автоматическое распознание пройденного маршрута;автоматический расчет суммы оплаты за проезд пассажирами согласно тарифам маршрута;высокоточный учёт пройденного километража и расхода топлива;контроль соответствия фактического и планового маршрутов - позволяет задавать маршруты и контрольные зоны на электронной карте, получать соответствующие сообщения в разнообразной форме о входе, выходе и нахождении в пределах зоны, отклонениях от маршрута транспортных средств;создание индивидуальной отчетной документации;получение отчетов о количестве перевезенных пассажирах, сумме оплаты за проезд, фактическом пробеге, расходе топлива, остановках и т.д.[9].

Рассмотрев действующие системы автоматизированного мониторинга, для повышения качества обслуживания населения городским общественным транспортом, предлагается следующая информационная система (Рисунок 1). Предлагаемая модернизация системы информационного обеспечения на пассажирском транспорте общего пользования позволяет пассажирам получать информацию не только о времени прибытия транспортного средства на остановочный пункт, но так же и о степени заполненияТС. Данная возможность системы обеспечивает выбор пассажиром транспортного средства с минимальным заполнением салона, для возможности более комфортного проезда, как следствие, распределение пассажиров между транспортными средствами происходит более равномерно. Для города данная система обеспечивает повышение безопасности процесса перевозки за счет снижения «гонки за пассажиров» между перевозчиками.

Сайты bus62.ru citybus62.ru

Рисунок 1 - Схема работы информационной системы

Данная схема предполагает установку оборудования, считывающего количество вошедших и вышедших пассажиров, на подвижной состав. Она подразумевает использование инфракрасных датчиков, производящих автоматизированный подсчет пассажиров. Погрешность подсчета общего числа вошедших и вышедших пассажиров в течение одного рейса - 4.. .7% в зависимости от наполнения ТС.

Данные, получаемые от оборудования на подвижном составе, несут информацию о количестве пассажиров, находящихся в транспортном средстве.

Передача информации осуществляется через GSM/GPRS сети в диспетчерский пункт, откуда направляется на информационное табло на остановочных пунктах и на интернет-сайт мониторинга пассажирского транспорта.

На информационном табло содержаться сведения о номере маршрута, пункте отправления, времени прибытия, наличие мест в транспортном средстве. Наличие свободных мест обозначается на табло в виде сигналов разного цвета: зеленый означает наличие свободных посадочных мест; желтый - наличие стоячих мест и отсутствие посадочных; красный - полную загрузку транспортного средства.

Спутниковая система ГЛОНАСС/GPS-мониторинга основывается на технологии определения местонахождения объекта с помощью спутниковых приёмников GPS и ГЛОНАСС и передачи данных на центральный сервер мониторинга. Центральный сервер принимает поступающие данные, отображает автомобили на карте и позволяет видеть и анализировать историю их перемещений и происходивших событий.

Системы автоматизированного учета пассажиров на транспорте основываются на технологии передачи данных со специализированного оборудования, через GSM/GPRS сети в диспетчерский центр.

Благодаря внедрению этой системы появится возможность автоматизированного отслеживания количества пассажиров в общественном транспорте. Оптимизация расписания движения и маршрутной сети.

Данная система позволит сократить количество рейсов в «межпиковое» время при сохранении сложившегося уровня качества транспортного обслуживания. Сокращение потребности в ТС в часы «пик» за счет ликвидации мало загруженных маршрутов. Совершенствование маршрутной сети возможно как по пути изменения действующих маршрутов, так и введения новых, в том числе укороченных, экспрессных или кольцевых, там, где наблюдаются значительные локальные пассажиропотоки.

Важно подчеркнуть, что наличие такой системы мониторинга позволяет переходить к более гибкой маршрутизации и системе расписаний, учитывающих сезонность и другие особенности пассажиропотоков.

В качестве отдельного показателя повышения эффективности перевозочного процесса от внедрения этой технологии стоит отметить эффект от получения комплексной информации о фактической нагрузке ТС, т.е. информации о том, сколько пассажиров в течение каких отрезков времени и на каких участках трассы маршрутной сети перевозит конкретное ТС. Данная информация, получаемая ежедневно по каждому парку, способствует полноценному измерению фактических объемов транспортной работы, показателей эффективности элементов маршрутной сети и формированию перечня корректирующих показателей для учета расхода и списания топлива в зависимости от наполнения салона ТС и скоростных режимов его движения.

Заполнение транспортных средств зависит от модели поведения пассажиров. При отсутствии информации о времени прибытия и наличие мест в подвижном составе, пассажиры зачастую делают выбор в пользу первого попавшегося, совпадающего с маршрутом их следования. Из-за этого происходит неравномерное распределение пассажиропотока по транспортным средствам.

При наличии у пассажиров на остановочных пунктах такой информации распределение станет более равномерным, возрастет удобство использования транспорта простыми пассажирами.

Литература:

1. Власов В.М., Ефименко Д.Б., Богоумил В.Н. Информационные технологии на автомобильном транспорте. - Москва: Академия, 2014.

2. ГОСТ 32422-2013 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом. Требования к архитектуре и функциям. - Москва: Стандартинформ, 2014

3. Остроух А.В., Куфтинова Н.Г. Разработка Автоматизированной системы обследования пассажиропотоков // Автоматизация и управление в технических системах. - 2014.

4. Филатов С. А. Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом [Текст] / С. А. Филатов, Д. Б. Ефименко // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.3. — С. 95-97.

5. Общественный транспорт Рязани [Электронный ресурс] URL: http://www.bus62.ru/

6. Общественный транспорт Рязани [Электронный ресурс] URL: http://citybus62.ru/

7. Технология «АСМ-ПП» [Электронный ресурс] URL: http:// www.glonass-iv.ru/index.php/2010-08-06-06-33-02/127-asm-pp

8. Технология «Штрих-М Транспорт» [Электронный ресурс] URL: http://www.shtrih-m.ru/print/?id=6365

9. Автоматизированная система учета пассажиропотока (АСУПП) [Электронный ресурс] URL: http://navidev.biz-gid.ru/ products/unit?pid=210758

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.