Полякова Н.М. студент
Научный руководитель: Попов В.И., к.т.н.
доцент
кафедра пожарной безопасности объектов защиты (в составе УНК «Государственный надзор») ФГБУВО «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
ОПЕРАТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ МЧС РОССИИ
НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
Аннотация: Чрезвычайные ситуации в стране за последние годы характеризуются своей непредсказуемостью, унося жизни людей и оставляя после себя многочисленные разрушения и бедствия. Это обязывает органы управления РСЧС принимать меры по наращиванию возможностей сил и средств, осуществлять необходимые организационные и другие мероприятия по совершенствованию реагирования на чрезвычайные ситуации, стремясь ликвидировать их в возможно короткие сроки. Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что аварийно-спасательные работы наиболее эффективны в первые трое суток.
Ключевые слова: Чрезвычайная ситуация, РСЧС, реагирование на
ЧС.
Polyakova N.M. student
Scientific supervisor: Popov V.I., candidate of technical sciences
associate professor
department offire safety of objects ofprotection (as part of the UNC
"State Supervision")
Ivanovo Fire and Rescue Academy State Fire Service of the Ministry of Civil Defense, Emergency Situations and Elimination of Consequences of
Natural Disasters of the Russian Federation
PROMPT RESPONSE OF THE FORCES AND MEANS OF THE
EMERCOM OF RUSSIA TO EMERGENCIES SITUATIONS
Abstract: Emergency situations in the country in recent years have been characterized by their unpredictability, taking people's lives and leaving behind numerous destructions and disasters. This obliges the management bodies of the
Emergency Situations Ministry to take measures to increase the capabilities of forces and means, to carry out the necessary organizational and other measures to improve the response to emergency situations, striving to eliminate them as soon as possible. The experience of emergency response shows that rescue operations are most effective in the first three days.
Keywords: Emergency situation, emergency response, emergency response.
Актуальными проблемами реагирования на чрезвычайные ситуации на всех уровнях являются: совершенствование их прогнозирования, создание необходимых группировок сил РСЧС, повышение уровня их технической оснащенности, расширение зон ответственности и предназначения, что дает возможность прикрыть все регионы и потенциально опасные объекты на территориях регионов.
При возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера на территории Российской Федерации структурные подразделения ЦА МЧС России в составе постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - РГПК), оперативного штаба (далее - ОШ) РГПК осуществляют управление силами и средствами МЧС России в зоне ЧС.
Департамент оперативного управления совместно со структурными подразделениями ЦА организует управление силами и средствами МЧС России. В Российской Федерации существует двухуровневая система реагирования на чрезвычайные ситуации: территориальная и федеральная.
При возникновении (угрозе возникновения) ЧС локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, а также пожаров решение об оповещении и сборе должностных лиц МЧС России, входящих в состав РГПК и ОШ РГПК, принимается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее -Министр) или заместителем Министра, являющимся руководителем РГПК, на основании доклада старшего оперативного дежурного МЧС России и исходя из складывающейся обстановки.
При возникновении (угрозе возникновения) ЧС регионального и межмуниципального характера и пожаров главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России) во взаимодействии с органами управления РСЧС в составе соответствующих оперативных штабов ликвидации ЧС и тушения пожаров (далее - ОШ ЛЧСП) организуют координацию действий привлекаемых сил и средств функциональных и территориальной подсистем РСЧС.
При возникновении (угрозе возникновения) ЧС локального и муниципального характера и пожаров решение об оповещении и сборе ОШ
ЛЧСП, направлении оперативной группы (далее - ОГ) центров управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России (далее - ЦУКС) принимается руководителями соответствующих ГУ МЧС России на основании оценки складывающейся обстановки.
Основу системы реагирования на чрезвычайные ситуации на территориальном и федеральном уровнях составляют:
1) органы управления, подготовленные к принятию решений и их реализации по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; силы ликвидации чрезвычайных ситуаций (спасательные силы общего назначения, аварийно-спасательные подразделения, нештатные спасательные подразделения и т.п.);
3) материально-технические средства (техника, специальное оборудование, одежда, энергетические установки, продовольствие и т.д.), поступающие в распоряжение органов управления для обеспечения действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) финансовые резервы, предназначенные для восстановления затраченных материальных ресурсов и оплаты стоимости работ, выполняемых привлекаемыми со стороны силами и средствами;
5) информационные ресурсы объекта в части решения задач по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций (план действий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, планы городов, населённых пунктов и объектов, планы коммуникаций, систем пожаротушения, систем связи и оповещения и др.).
Создание системы реагирования на чрезвычайные ситуации на территориальном уровне, определение потребности в силах и средствах, состава органов управления является обязанностью соответствующего руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления, предприятия и организации.
В систему реагирования на чрезвычайные ситуации на федеральном уровне входят:
-ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности в федеральных органах исполнительной власти;
-федеральные силы спасения, в состав которых входят: соединения и воинские части войск гражданской обороны, поисково-спасательная служба МЧС России,
Государственная противопожарная служба, силы реагирования на морских акваториях, учреждения и организации МЧС России, обеспечивающие деятельность сил.
Кроме того, МЧС России имеет:
-материальные и финансовые ресурсы, выделяемые Правительством Российской Федерации на предупреждение и ликвидацию возникающих чрезвычайных ситуаций;
-силы реагирования специализированные на проведение глубоководных и других работ, организации по очистке территорий от нефтепродуктов;
-органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, их аварийно -спасательные формирования, материально-технические, финансовые и материальные чрезвычайные резервы и ресурсы;
-экстренное (оперативное) реагирование на ЧС планируется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых возможно возникновение ЧС:
-локальной - силами и средствами организации;
-муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
-межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
-межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Экстренное (оперативное) реагирование на чрезвычайные ситуации осуществляется силами, уполномоченными на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
Силы субъекта Российской Федерации, уполномоченные на проведение АСДНР (аварийно-спасательных службы, подразделения пожарной охраны), находятся в оперативном подчинении соответствующего территориального органа управления МЧС России.
К экстренному (оперативному) реагированию на ЧС также могут привлекаться силы и средства аварийно-спасательных формирований организаций с последующей компенсацией затрат в соответствии с расходными обязательствами ответственных за ликвидацию ЧС сторон.
При этом порядок компенсации затрат может быть определен в планах по привлечению сил и средств к ликвидации ЧС, если иное не оговорено законодательством.
Непосредственными участниками АСДНР являются: личный состав органов управления и подразделений, уполномоченных на проведение
таких работ (аварийно-спасательных и поисково-спасательных служб, подразделений пожарной охраны), аварийно-спасательных формирований организаций, добровольные спасатели и пожарные, военнослужащие, сотрудники и работники других ведомств, принимающих непосредственное участие в ликвидации ЧС.
Участники АСДНР при ликвидации ЧС обязаны: -выполнять требования законодательства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов и настоящего Наставления;
-неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно -спасательных работ;
-неукоснительно выполнять распоряжения, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;
-поддерживать в установленном порядке оперативную связь; -соблюдать правила охраны труда;
-обеспечивать эффективную, бесперебойную работу закрепленной за подразделением техники и оборудования, следить за их сохранностью, принимать меры по выявлению и устранению неисправностей;
-следить за изменениями обстановки в зоне ликвидации ЧС, подаваемыми командами и сигналами, вносить коррективы в собственные действия по усмотрению руководителя ликвидацией ЧС или других оперативных должностных лиц, а также самостоятельно с последующим докладом непосредственному руководителю;
-проявлять взаимовыручку, активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи.
Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).
Участники АСДНР при ликвидации ЧС имеют право: -осуществлять действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства и настоящего Наставления;
-проникать в места распространения (возможного распространения) опасных факторов ЧС;
-создавать условия, препятствующие распространению опасных факторов ЧС и обеспечивающие их ликвидацию;
-использовать на безвозмездной основе средства связи, транспорт, оборудование предприятий.
Участники АСДНР при ликвидации ЧС при продолжительном времени ведения работ обеспечиваются питанием и условиями для отдыха в установленном порядке.
Участники АСДНР при ликвидации ЧС, виновные в неисполнении, обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), умышленном причинении при проведении работ по ликвидации ЧС вреда здоровью спасаемых граждан, нанесении ущерба природной среде, материальным и культурным ценностям, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 15.02.2016)«0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
2. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (ред. от 14.04.2015) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
3. Приказ МЧС РФ от 28.02.2003 № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения».
4. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. Безопасность жизнедеятельности. - 7-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2012.
5. Горелик, В.А. Исследование операций и методы оптимизации: Учебник / В.А. Горелик. - М.: Академия, 2014.
6. Каменецкая Н.В., Медведева О.М., Голубчикова А.А., Сапун А.М., Шипеев Б.С.Оптимизация процессов оперативного реагирования сил и средств МЧС России на чрезвычайные ситуации с применением методов исследования операций //Сборник научных статей по итогам седьмой международной научной конференции // Общество с ограниченной ответственностью "КОНВЕРТ" (Москва), 2020.
7. Каммерер Ю.Ю., Харкевич А.Е. Аварийные работы в очагах поражения. - М.: Энергоатомиздат, 2013.
8. Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. - М.: Наука, 2019.
9. Ширяев, В.И. Исследование операций и численные методы оптимизации / В.И. Ширяев. - М.: Ленанд, 2017.
10. Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебное пособие / Г.С. Ястребов; Под ред. Б.В. Кабарухин. - Рн/Д: Феникс, 2013.