Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ МЧС РОССИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ ЗАДАЧИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ВНЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ГАРНИЗОНОВ'

О ПРОБЛЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ МЧС РОССИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ ЗАДАЧИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ВНЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ГАРНИЗОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ / ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ГАРНИЗОН / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев Евгений Борисович

Рассматривается порядок управления подразделениями МЧС России, направленными для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределы пожарно-спасательных гарнизонов, в которых они дислоцируются повседневно, а также предложены возможные пути повышения эффективности системы управления этими подразделениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондратьев Евгений Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF MANAGING MEANS AND FORCES OF EMERCOM OF RUSSIA ELIMINATING EMERGENCIES OUTSIDE FIRE AND RESCUE GARRISONS

PURPOSE. The article examines the problem of managing means and forces of EMERCOM of Russia that are sent to eliminate emergencies outside the fire and rescue garrisons where they are permanently deployed. METHODS. The analysis of the existing system of managing means and forces eliminating emergencies has shown the lack of a legal framework concerning organization of managing means and forces of EMERCOM of Russia, performing tasks outside fire and rescue garrisons, and, consequently, the ineffectiveness of the management system. FINDINGS. In order to manage off-duty multi-discipline search and rescue teams performing tasks outside fire and rescue garrisons it is necessary to set up management bodies in these teams as well as control points and provide them with technical means for sustainable and continuous management. In this respect, the order of tasks performance outside fire and rescue garrisons and the management organization must be legally registered. RESEARCH APPLICATION FIELD. The work results are proposed to be used while eliminating emergencies of regional, interregional and federal character involving means and forces that are usually deployed on the territory of other subjects of the Russian Federation. CONCLUSIONS. Legal regulations of management procedures of means and forces of EMERCOM of Russia carrying out search-and-rescue and other urgent operations outside fire and rescue garrisons will allow to increase the efficiency of means and forces of EMERCOM of Russia while eliminating emergencies.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ МЧС РОССИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМИ ЗАДАЧИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ВНЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ГАРНИЗОНОВ»

Кондратьев Е. Б. О ПРОБЛЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ МЧС РОССИИ,

выполняющими задачи по ликвидации чрезвычайных

СИТУАЦИЙ ВНЕ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ГАРНИЗОНОВ

Рассматривается порядок управления подразделениями МЧС России, направленными для проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределы пожарно-спасательных гарнизонов, в которых они дислоцируются повседневно, а также предложены возможные пути повышения эффективности системы управления этими подразделениями.

Ключевые слова: пожарно-спасательный гарнизон, сводный отряд, система управления, аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

В настоящее время остаются актуальными вопросы эффективного управления группировками сил и средств региональных центров МЧС России, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера регионального, межрегионального, а также федерального масштаба [1, 2].

На сегодняшний день в структуре всех региональных центров МЧС России, после сокращения региональных специализированных пожарно-спасательных частей и количества спасательных центров МЧС России, в непосредственном подчинении начальника регионального центра имеется только один спасательный центр (в Дальневосточном региональном центре - два, в Северо-Кавказском - ни одного), один авиационно-спасательный центр и региональный поисково-спасательный отряд (РПСО), сил и средств которых недостаточно для ликвидации крупных ЧС.

В контексте практической работы основной целью управления силами и группировками сил является эффективная реализация их потенциальных возможностей при выполнении задач в установленные сроки.

Требованиями, предъявляемыми к управлению силами, являются устойчивость, непрерывность, оперативность и скрытность [3].

Для управления силами и средствами РСЧС при ликвидации ЧС создается система управления - совокупность функционально связанных органов управления, пунктов управления, систем связи, оповещения, комплексов

средств автоматизации, а также автоматизированных систем, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации (рис. 1) [4]. Техническая основа системы управления представляет собой совокупность организованных во времени и пространстве (космосе, воздухе, воде, суше) информационных, вычислительных и телекоммуникационных систем, предназначенных для обеспечения управления силами и средствами в едином информационном пространстве и любых условиях.

Рисунок 1. Состав системы управления силами

Эффективность данной системы управления силами и средствами РСЧС прошла проверку временем, доказав правильность выстроенных уровней управления за 25 лет существования МЧС.

Вместе с тем, возникают определенные проблемы при управлении группировкой сил, созданной для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) и поступающей в распоряжение руководителя ликвидации ЧС.

Как правило, руководителем ликвидации ЧС регионального и межмуниципального уровня является заместитель главы субъекта Российской Федерации, либо сам глава региона. Для проведения АСДНР в его распоряжении - силы и средства субъекта РФ, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), дислоцирующиеся в субъекте, в том числе и МЧС России, а также силы и средства муниципальных образований и организаций, участвующих в ликвидации. Этих сил чаще всего не хватает для ликвидации крупных ЧС. Поэтому

ОШ ГУ МЧС по субъекту РФ МОШ ЛЧС ОШЛЧС субъекта РФ

ОШ РЦ МЧС России

НЦУКС МЧС России

Подразделения ФПС терр. ПСГ

Подразделения ФПС местн. ПСГ

Формирования ОИВ субъекта РФ

Формирования ОМСУ

Формирования объектов

Формирования терр. органов ФОИВ

Рисунок 2. Состав сил, осуществляющих АСДНР (вариант)

региональным центром направляются силы и средства МЧС России из других субъектов федерального округа, а по решению руководства МЧС России - и из других федеральных округов.

Вариант состава сил, осуществляющих АСДНР, представлен на рисунке 2.

Кроме того, подразделения ФПС, ГИМС и РПСО МЧС России включаются в состав аэромобильной группировки и могут быть отправлены в любую точку нашей страны [5]. Следовательно, эти подразделения могут выполнять задачи не только за пределами района выезда (зоны ответственности), но и за пределами субъекта РФ, в котором они базируются.

Однако данные формирования в штатном расписании не имеют средств и подразделений связи для обеспечения непрерывного управления ими вышестоящим органом управления за пределами пожарно-спасательного гарнизона. Штатные УКВ-радиостанции пожарных машин не позволяют обеспечивать связь на расстоянии свыше 60 км, при этом других средств связи в штате отрядов ФПС не имеется.

В существующей организационной структуре только спасательные воинские формирования МЧС России способны самостоятельно совершать марш в район ЧС и проводить АСДНР: в их распоряжении средства и подразделения связи, способные обеспечить непрерывное и устойчивое управление на расстоянии до 300 км в движении и до 1 500 км на месте.

Таким образом, начальники территориальных органов МЧС России (главным образом, региональных центров) вынуждены формировать группировку сил для ликвидации ЧС за счёт численности подразделений МЧС России других субъектов РФ ввиду недостаточности сил, имеющихся в распоряжении начальника ГУ МЧС России, в зоне ответственности которого произошла ЧС. В то же время, подразделения ФПС нацелены, в основном, на выполнение задач в закреплённом районе выезда и пожарно-спасательном гарнизоне, поэтому в их штате не предусмотрены ни структуры, ни оборудование для обеспечения непрерывного управления ими при выполнении задач в отрыве от гарнизона.

Рассмотрим существующий на сегодня порядок управления подразделениями МЧС России, направляемыми за пределы пожарно-спасательного гарнизона. Он включает в себя проведение следующих этапов:

- формирование сводных отрядов (групп) в местах (пунктах) сбора;

- совершение марша в районы выполнения задач по проведению АСДНР;

- размещение в районе выполнения задачи (районе сосредоточения);

- участие в проведении АСДНР;

- убытие в пункты постоянной дислокации (базирования).

Каждый этап состоит из ряда составляющих. И если этап формирования отрядов

(включая оповещение, сбор личного состава, построение колонны и т. д.) не вызывает вопросов ни на нормативном уровне, ни при практической реализации, то остальные требуют рассмотрения.

Проблемы управления сводными отрядами (группами) от ГУ МЧС России по субъектам РФ начинаются с началом совершения марша от пунктов сбора этих отрядов к районам сосредоточения в зоне ЧС.

В настоящее время нормативно не урегулированы вопросы по порядку совершения маршей, размещению в полевых условиях и другие особенности действий при выполнении задач подразделениями ФПС, ГИМС и РПСО МЧС России за пределами гарнизонов. Поэтому целесообразным было бы принятие ведомственного нормативного акта, например, наставления или устава, определяющего эти особенности:

- показатели марша (средняя скорость движения, периодичность и сроки привалов, величина суточного перехода, порядок всестороннего обеспечения, управления и пр.);

- правила размещения подразделений в полевых условиях (нормы на размещение, организация питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания, порядок хранения имущества, эксплуатации и ремонта техники);

- организация управления при размещении и проведении АСДНР, а также другие вопросы.

На практике управление колоннами подразделений ФПС на марше осуществляется только через сеть стандарта GSM операторов сотовой связи, зачастую с использованием личных мобильных телефонов.

Говорить об устойчивости и непрерывности управления в данном случае не приходится, так как даже европейская часть Российской Федерации не полностью покрыта сетью сотовой связи. Кроме того, сама сеть подвержена воздействию опасных факторов техногенного и природного характера, террористических групп.

По прибытии сводного отряда (группы) в распоряжение руководителя работ старший отряда (группы) фактически поступает в распоряжение начальника ГУ МЧС России, являющегося, как правило, заместителем руководителя межведомственного оперативного штаба ликвидации ЧС (МОШ ЛЧС). При этом порядок приёма прибывшего формирования ничем

не регламентирован (составление акта приёма в подчинение, издание приказа, отправление донесения о приёме в подчинение).

И если система управления в звене уровней «федеральный» - «межрегиональный» -«региональный» - «муниципальный» - «объектовый» отлажена, то систему управления силами, проводящими АСДНР, нельзя оценить как эффективную.

Полная ясность, имеющаяся в отношении органов управления, пунктов управления и технической основы системы управления в звене от НЦУКС МЧС России до МОШ ЛЧС, отсутствует для вышеуказанных элементов системы управления в звене «МОШ ЛЧС -сводный отряд». Особенно сложно решается вопрос со сводными отрядами, прибывшими из других субъектов Российской Федерации.

Разберем составляющие этого звена по элементам. Общее руководство сводным отрядом осуществляет старший отряда. Он решает вопросы организации размещения, быта, питания и снабжения (в первую очередь ГСМ). Реальным руководством проведения АСДНР он не занимается.

Пункт управления сводным отрядом фактически отсутствует и сводится к месту размещения старшего отряда. Нет отдельной палатки или помещения (транспортного средства) с развёрнутыми рабочими местами и круглосуточным дежурством. На практике, распоряжения и указания к старшему отряда официально не поступают, решение на применение сил и средств он не принимает, донесения и отчеты в МОШ ЛЧС не высылает. Документация, в том числе журнал учёта отданных и полученных распоряжений, не ведется, задачи подчиненным ставятся устно без последующего документального оформления.

Говоря о средствах управления, следует отметить, что при ликвидации крупных ЧС удалённость сил, выполняющих задачи по проведению АСДНР, может составлять от нескольких километров до нескольких десятков километров, а при ЧС федерального масштаба (например, наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году) - нескольких сотен километров. Поэтому техническую основу системы управления не могут составлять маломощные переносные радиостанции, дальность которых не превышает 2-3 километра, а также связь стандарта GSM местных операторов сотовой связи по указанным выше причинам.

Рассматривая систему управления силами АСДНР в пределах региональной или межрегиональной ЧС, можно предположить, что удаление сил, проводящих АСДНР, от МОШ ЛЧС может составлять в среднем до 10-15 км (наводнение в Крымском районе Краснодарского края в 2012 г.).

В то же время, прибывшие в зону ЧС подразделения ФПС не имеют иных средств связи, кроме штатных УКВ-радиостанций, установленных на пожарных автомобилях, а проводная и радиорелейная связи с ними не предусматривается. Таким образом, система управления силами, осуществляющими АСДНР, требует доработки.

Первым шагом должно стать нормативно-правовое регулирование порядка применения подразделений за пределами пожарно-спасательного гарнизона, которое определит вопросы управления на марше и при выполнении задач. Выстроенная система управления позволит создать систему связи.

Тем не менее, очевидно, что существует необходимость наличия в составе сводных отрядов штабов (органов управления) и пунктов управления, оснащённых средствами связи, способными обеспечить устойчивое, непрерывное, оперативное и скрытное управление.

Проведём аналогию со спасательными воинскими формированиями: в спасательной роте (38 человек) штаба нет, ей управляет командир роты, а штаб создается в спасательном отряде (94 человека). Таким образом, штаб сводного отряда целесообразно создавать в подразделениях численностью более 50 человек, а в малочисленных подразделе-

ниях (до 50 человек) управлять ходом проведения АСДНР может старший со своим заместителем (помощником), при этом дополнительно назначается ответственный за обеспечение отряда.

Пункт управления в обоих случаях может быть аналогичен командно-наблюдательному (наблюдательному) пункту спасательной роты, спасательного отряда [6].

Говоря о технической основе системы управления, по мнению автора, следует создавать в подразделениях ФПС, ГИМС, РПСО штатные подразделения связи, оснащённые необходимым количеством аппаратуры связи, кабеля и, в первую очередь, аппаратными связи, смонтированными на транспортных средствах подвижности.

При этом нет необходимости иметь отдельные аппаратные радиорелейной связи, каналообразования, коммутаторы и прочее. Достаточно иметь по одной комплексной аппаратной связи, в которой будут смонтированы средства каналообразования (радиорелейные, проводные, спутниковой связи), оконечная аппаратура и аппаратура коммутации. Радиостанции КВ-диапазона могут быть как переносные, так и автомобильные комбинированные, например, Р-142НМР.

Это позволит существенно повысить эффективность управления силами и средствами ликвидации ЧС, в части выполнения требований, предъявляемых к управлению, по устойчивости, непрерывности и оперативности, тем самым реализовать на новом качественном уровне потенциальные возможности группировок сил при проведении АСДНР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буравлёв А. И. Оптимальное управление логистической системой при обеспечении восстановительных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2012. - № 4. - С. 17-22.

2. Калач А. В., Шуткин А. Н, Шимон Н. С. Создание и развитие высокоманевренной службы экстренного реагирования в Российской Федерации // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. - 2013. - № 4 (9). - С. 24-28.

3. Концепция развития системы управления МЧС России до 2030 года.

4. Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций: утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.05.2010 г. № 4.

5. Методические рекомендации по созданию, оснащению и порядку применения аэромобильных групп территориальных органов МчС России: утв. 30.05.2014 г.

6. Наставление по организации действий подразделений спасательных воинских формирований МЧС России. - М., 2011.

Kondratyev E.

ON THE PROBLEMS OF MANAGING MEANS AND FORCES OF EMERCOM OF RUSSIA ELIMINATING EMERGENCIES OUTSIDE

FIRE AND RESCUE GARRISONS

ABSTRACT

Purpose. The article examines the problem of managing means and forces of EMERCOM of Russia that are sent to eliminate emergencies outside the fire and rescue garrisons where they are permanently deployed.

Methods. The analysis of the existing system of managing means and forces eliminating emergencies has shown the lack of a legal framework concerning organization of managing means and forces of EMERCOM of Russia, performing tasks outside fire and rescue garrisons, and, consequently, the ineffectiveness of the management system.

Findings. In order to manage off-duty multi-discipline search and rescue teams performing tasks outside fire and rescue garrisons it is necessary to set up management bodies in these teams as well as control points and provide them with technical means for sustainable and continuous management. In this respect, the order of tasks performance

outside fire and rescue garrisons and the management organization must be legally registered.

Research application field. The work results are proposed to be used while eliminating emergencies of regional, interregional and federal character involving means and forces that are usually deployed on the territory of other subjects of the Russian Federation.

Conclusions. Legal regulations of management procedures of means and forces of EMERCOM of Russia carrying out search-and-rescue and other urgent operations outside fire and rescue garrisons will allow to increase the efficiency of means and forces of EMERCOM of Russia while eliminating emergencies.

Key words: fire and rescue garrison, a multi-discipline search and rescue team, control system, search-and-rescue and other urgent operations.

REFERENCES

1. Buravlev A.I. Optimal control of logistics system, while ensuring the remediation of emergency situations. Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoi zashchity. 2012, no. 4, pp. 17-22. (in Russ.)

2. Kalach A.V., Shutkin A.N., Shimon N.S. Creation and development of highly maneuverable emergency response in the Russian Federation. Vestnik Voronezhskogo instituta GPS MChS Rossii. 2013, no. 4, pp. 24-28. (in Russ.)

3. Concept of development of system of the EMERCOM of Russia until 2030. (in Russ.).

4. The manual on organization and management operative (emergency) response in case of emergencies. Approved on May 28,

2010. (in Russ.).

5. Methodological guidance for establishing, equipping and use of airmobile groups of territorial bodies of EMERCOM of Russia. Approved on May 30, 2014. (in Russ.).

6. Instruction on the organization of actions of divisions of rescue military units of the EMERCOM of Russia. Approved on

2011. (in Russ.).

c u I State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

EVGENi KONDRATYEV n •

I Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.