Научная статья на тему 'Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе'

Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
501
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гоу Фсин России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе»



УГОЛОВНО-И СПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА

Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе

После создания 27 февраля (12 марта) 1879 года Главного тюремного управления в составе Министерства внутренних дел пенитенциарная система получила мощный импульс для самостоятельного развития. Наряду со многими направлениями деятельности обрела свое оформление и потенциал к дальнейшему развитию оперативная служба.

Опыт, наработанный в царской России, администрация мест лишения свободы во многом продолжала использовать и в период становления Советской республики. Поначалу в атмосфере революционных преобразований 1917 года доминировало пренебрежительное отношение к прошлым тюремным порядкам, оперативно-следственная работа расценивалась как постыдное занятие, провокаторство. При этом особое внимание обращалось на предотвращение и раскрытие преступлений гласными средствами и методами, в основном путем «революционной законности, когда субъективное сознание одного или нескольких людей полностью заменяло собою формальное право». Но советская власть в кратчайшие сроки осознала, что ей не обойтись без специальных органов, осуществляющих оперативно-агентурную деятельность. Полагаться только на гласную работу было недальновидно и весьма неэффективно, поскольку преступники действовали скрытно, умело конспирируя свои криминальные замыслы.

Одновременно начинает создаваться нормативная база, регулирующая деятельность оперативных подразделений. Оперативная деятельность, осуществляемая правоохранительными органами, поддерживалась государством как решительный способ борьбы с преступностью.

К началу 1930-х годов накопилось немало предпосылок для реформирования структуры пенитенциарной системы. В частности, концентрация преступников в одном месте способствовала многочисленным преступлениям внутри самих пенитенциарных учреждений, зарождению преступных замыслов и преступных банд (групп), преследующих цели совершения дальнейших преступлений, в том числе побегов.

Единая система оперативного обслуживания в уголовно-исполнительной системе отсутствовала, а ее функции осуществлялись в пределах своих полномочий подразделениями уголовного розыска, которые, имея собственный фронт работы, не всегда вникали в специфику мест лишения свободы. Такое положение вещей не только не приносило положительных результатов, но и вредило деятельности исправительных учреждений.

8 мая 1935 года НКВД СССР был издан приказ № 00170 «О передаче агентурно-оперативного обслуживания тюрем и колоний Отделам Мест Заключения УНКВД». Тем самым оперативное обслуживание мест лишения свободы было передано оперативным подразделениям, входящим в структуру уголовно-исполнительной системы. На оперативные аппараты УИС возлагались в основном задачи по предупреждению преступлений в местах лишения свободы, побегов, бандитизма, хищений, диверсионно-вредительских актов, розыску лиц, уклоняющихся от отбывания наказания.

В суровые военные годы, наряду с исполнением уже привычных функций по противодействию преступлениям, оперативно-чекистским аппаратам приходилось

бороться и с организованной враждебной деятельностью, а также выявлять среди бывших военнослужащих Красной армии, попавших в плен или в окружение, изменников Родины и вражеских агентов.

В период Великой Отечественной войны и после ее завершения разгул преступности в разрушенной недоедающей стране достиг большого накала. Произошло это потому, что война привела к понижению и без того сравнительно невысокого материального уровня жизни советских людей, значительному увеличению числа сирот и безнадзорных детей. Последствия этого процесса не могли не сказаться на поведении молодежи и создали благоприятные условия для ее «обработки» ворами-рецидивистами.

В 1950-1960 годы изменилась общая концепция уголовно-исполнительной системы: теперь главной задачей стало исправление и перевоспитание правонарушителей. В это же время режимно-опера-тивные аппараты были переименованы в оперативные.

В декабре 1974 года приказом МВД Советского Союза было введено в действие Наставление по оперативной работе в исправительно-трудовых учреждениях, в котором указывалось, что «важнейшее место в системе мер по борьбе с преступностью в местах лишения свободы занимает именно оперативная работа, основным содержанием которой является содействие исправлению осужденных, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений».

В 1998 году Главное управление исполнения наказаний из состава Министерства внутренних дел передано в структуру Министерства юстиции Российской Федерации, в дальнейшем в 2004 году была создана Федеральная служба исполнения наказаний.

Развитие общества предопределило изменения в уголовной и уголовно-исполнительной политике страны в целом, что, в свою очередь, положило начало реформе пенитенциарной системы в 2009 году.

В этом же году появляется ведомственный нормативный документ, регламентирующий организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Проводимая реформа не оставила в стороне и оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы. Указом Президента Российской Федерации от 03.10.2016 № 519 «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний» было создано Главное оперативное управление.

Деятельность оперативных подразделений учреждений и органов УИС и в настоящее время продолжает доказывать свою эффективность, что, несомненно, выражается в спокойном рабочем функционировании исправительных учреждений, подтверждается цифровыми показателями раскрытия, предотвращения и пресечения правонарушений и преступлений. При этом совершенствуются методы работы с лицами, содержащимися под стражей, и осужденными к лишению свободы.

Правовая основа деятельности оперативных подразделений также актуализируется и развивается, что выражается в совершенствовании действующего законодательства в области оперативно-розыскной деятельности согласно тенденциям развития гражданского общества.

Так, рассматриваются законодательные инициативы о внесении дополнений в Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В частности, предлагается дополнить перечень оперативно-розыскных мероприятий исследованием компьютерной информации; задачи ОРД - установлением имущества, которое необходимо для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа и других имущественных взысканий или имущества, подлежащего конфискации, а также принятие открытого документа с указанием Перечня оперативных подразделений ФСИН России, обслуживающих места ограничения свободы в связи с развитием альтернативных видов наказаний.

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ И ПРАКТИКА

В последнее время государством предприняты шаги, направленные на открытие деятельности оперативных подразделений для общества, что способствует уменьшению настороженности и формированию у граждан доверия к работе оперативных служб.

Развитие оперативной службы в учреждениях и органах УИС направлено на создание структуры, способной не только в полном объеме выполнять поставленные задачи, своевременно реагировать на социальные процессы в стране и обществе, но и предугадывать и предупреждать отрицательные события.

Оперативные подразделения находятся в авангарде решения задач и достижения целей, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Им доступны к познанию не только открытая часть жизнедеятельности учреждений, но и проходящие там скрытые процессы. Владение такой информацией позволяет оперативным подразделениям решать особо сложные и важные задачи эффективно и в короткий срок.

Материально-техническая база оперативных подразделений с каждым годом централизованно обновляется и дополняется современной специальной техникой и автотранспортом.

Первоначальное обучение, а также повышение квалификации личного состава оперативных подразделений происходит на специализированных кафедрах образовательных организаций уголовно-исполнительной системы: Университета ФСИН России, Академии ФСИН России, ВЮИ ФСИН России, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России и ряда межрегиональных учебных центров на базах территориальных органов ФСИН России.

В обучении будущих оперативных сотрудников задействован профессорско-преподавательский состав, за плечами которого имеется продолжительный прак-

тический опыт работы в оперативных подразделениях и службах. Длительное время возглавляющие специализированные кафедры Академии ФСИН России полковник внутренней службы кандидат юридических наук Казак И. Б. и ВЮИ ФСИН России полковник внутренней службы кандидат юридических наук Агарков А. В. помогают на методическом уровне в решении проблемных вопросов, возникающих в практической деятельности оперативных подразделений территориальных органов ФСИН России.

Научное сопровождение оперативно-розыскной деятельности в учреждениях и органах УИС осуществляет ФКУ НИИ ФСИН России и ФКУ НИИИТ ФСИН России. Любой желающий оперативный сотрудник имеет возможность оформить свои практические изыскания и передовой опыт в научных статьях ведомственных журналов как открытого, так и закрытого содержания, а также путем проведения диссертационных исследований.

От профессионализма оперативных сотрудников, четкого следования закону во многом зависит судьба лиц, содержащихся под стражей и осужденных к лишению свободы, их полноценное возвращение в общество.

Высокий уровень профессионализма и пример для подчиненных на протяжении многих лет показывают руководители оперативных подразделений ГУФСИН России по Красноярскому краю майор внутренней службы Слепов А. Ю., УФСИН России по Республике Карелия полковник внутренней службы Козлов А. В., УФСИН России по Республике Коми полковник внутренней службы Ковалев М. М., УФСИН России по Алтайскому краю полковник внутренней службы Казаринов А. В., УФСИН России по Тверской области полковник внутренней службы Смирнов К. В.

Не забывает оперативная служба своих ветеранов, являющихся хранителями опыта и традиций, среди них: Бондарев В. В., Иванов С. В., Калинин Ю. И., Краев В. К.,

Магаляс А. Ф., Максимов Н. Г., Мордвинов А. Д., Муканов Ю. И., Мясников Н. А., Николаев Н. М., Педин С. Б., Петрухин Э. В., Самсонов А. С., Соколов Е. В., Ширяев Л. А. и многие другие.

Неоценимый вклад в становление и развитие Главного оперативного управления Федеральной службы исполнения наказаний внес генерал-лейтенант внутренней службы Гнедов Е. В.

ГОУ ФСИН России

Уважаемые коллеги!

Приказом ФСИН России от 23.03.2016 № 193 8 мая объявлено Днем работника оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы.

Деятельность уголовно-исполнительной системы немыслима без подразделений, обеспечивающих личную безопасность осужденных и сотрудников исправительных учреждений, раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания, розыск осужденных, совершивших побег, а также уклоняющихся от отбывания наказания, содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Это важная, сложная, напряженная, ответственная работа. Для того чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности сотруднику необходимо обладать многими качествами: высоким профессионализмом, самообладанием, хладнокровием, терпением, умением находить нестандартные решения, оптимальной физической формой, высокими моральными принципами и преданностью службе.

Оперативные подразделения традиционно находятся на передовых позициях в достижении целей, стоящих перед пенитенциарным ведомством, и наши сотрудники с честью справляются с возложенными на них задачами.

От всего сердца поздравляю вас с Днем работника оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы и желаю спокойных трудовых будней, здоровья, удачи, профессионального роста и везения!

Начальник Главного оперативного управления ФСИН России генерал-майор внутренней службы Васильев Н. Л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.