Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ИЗ КОТОРЫХ ИМИ БЫЛ СОВЕРШЕН ПОБЕГ'

К ВОПРОСУ О ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ИЗ КОТОРЫХ ИМИ БЫЛ СОВЕРШЕН ПОБЕГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТБЫВАНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ / МЕСТО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РОЗЫСКА УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / РАЗЫСКИВАЕМОЕ ЛИЦО / ПОБЕГ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тураев Дмитрий Эдуардович

В статье рассматриваются наиболее типичные проблемы с которыми сталкиваются сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при возвращении осужденных в исправительные учреждения из которых ими был совершен побег в случаях когда разыскиваемое лицо задерживается за пределами региона по месту дислоцирования исправительного учреждения из которого был совершен побег, а также будут предложены возможные пути решения этой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тураев Дмитрий Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TYPICAL PROBLEMS ENCOUNTERED BY THE EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM IN THE PROCESS OF RETURNING PRISONERS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF WHICH THEY HAD ESCAPED

In article the most typical problems which the staff of institutions and bodies of penal correction system at return of convicts to correctional facilities faces from which them are considered escape in cases was made when the wanted person is late outside the region in the place of location of correctional facility from which escape was made and also possible solutions of this problem will be offered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ИЗ КОТОРЫХ ИМИ БЫЛ СОВЕРШЕН ПОБЕГ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

DOI 10.47643/1815-1329_2020_11 _149

К ВОПРОСУ О ТИПИЧНЫХ ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ИЗ КОТОРЫХ ИМИ БЫЛ СОВЕРШЕН ПОБЕГ ТУРАЕВ Дмитрий Эдуардович,

научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: turaevde@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются наиболее типичные проблемы с которыми сталкиваются сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при возвращении осужденных в исправительные учреждения из которых ими был совершен побег в случаях когда разыскиваемое лицо задерживается за пределами региона по месту дислоцирования исправительного учреждения из которого был совершен побег, а также будут предложены возможные пути решения этой проблемы.

Abstract: In article the most typical problems which the staff of institutions and bodies of penal correction system at return of convicts to correctional facilities faces from which them are considered escape in cases was made when the wanted person is late outside the region in the place of location of correctional facility from which escape was made and also possible solutions of this problem will be offered.

Ключевые слова: отбывание уголовного наказания, место лишения свободы, подразделения розыска уголовно-исполнительной системы, разыскиваемое лицо, побег, уголовно-исполнительная система.

Keywords: serving of criminal sanction, place of detention, divisions of search of penal correction system, wanted person, escape, penal correction system.

Среди преступлений, совершаемых в местах лишения свободы, большой общественный резонанс представляют побеги и уклонения от отбывания наказания. Стоит отметить то факт, что общественная опасность, рассматриваемых преступлений, заключается не только в нарушении принципа неотвратимости наказания, но и в отрицательном влиянии на нормальное функционирование исправительных учреждений (далее - ИУ), так как лица, совершившие побеги из исправительных учреждений, в условиях нелегального существования нередко вновь совершают преступления. К таким преступлениям чаще всего относятся грабежи и кражи совершаемые беглецами с целью завладения преступным путём различным имуществом необходимым для поддержания своего нелегального положения. К такому имуществу чаще всего относится: различная одежда, продукты питания, транспортные средства и так далее, при этом нередко вовлекая в противоправную деятельность и других граждан. Однако нередки случаи совершения и более тяжких преступлений, посягающих на жизнь и здоровье граждан.

Факт совершения побега из мест лишения свободы, из-под стражи или конвоировании, ровно как уклонение разыскиваемого лица от отбывания уголовного наказания виде лишения свободы, приводит к незамедлительной реакции учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), выражаемая в привлечении большого количества сил и средств. В связи с этим, большая часть сотрудников, задействованная при проведении первоначальных розыскных мероприятий, проведение которых направлено на проведение мероприятий направленных на установление местонахождения разыскиваемого лица на

время проведения мероприятий направленных на возвращение осужденного в ИУ, из которого был совершен побег (незаконное отсутствие), перестает выполнять свои непосредственные обязанности, что в первую очередь относится к оперативным подразделениям, подразделения режима и надзора, воспитательной службе.

В ходе проведения розыскных мероприятий для возвращения осужденного в исправительное учреждение, сотрудникам учреждений и органов УИС приходится сталкиваться с рядом трудностей, прежде всего обусловленных большим количеством случаев, когда разыскиваемое лицо задерживается за пределами региона по месту дислокации ИУ из которого им был совершен побег (незаконное отсутствие) или уклонение от лишения свободы, что приводит к большому количеству проблемных вопросов связанных с последующей организацией деятельности направленной на возвращение разыскиваемого осужденного обратно в ИУ.

Так при осуществлении розыска и задержания осужденных, совершивших побег из мест лишения свободы, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, часто возникают случаи задержания данных лиц, в том числе на территории других субъектов Российской Федерации. Что в свою очередь может приводить к ситуациям, когда осуществление доставки решения суда или заверенных в установленном порядке копий решений суда между территориальными органами ФСИН России в течении 48 часов в настоящее время не представляется возможным. Например, при задержании в г. Москве разыскиваемого лица за УФСИН России по Хабаровскому краю, сотрудникам УФСИН России по Хаба-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020.№ 11(191)

ровскому краю требуется в течении 48 часов доставить в орган внутренних дел по месту нахождения осужденного, копию судебного решения, заверенную установленных образом печатью суда, вынесшим данное процессуальное решение.

При этом решение данной проблемы зачастую возложено на сотрудников подразделений розыска территориальных органов ФСИН России, и выражается в том, что указанные сотрудники не только организуют и осуществляют взаимодействие с сотрудниками МВД, непосредственно осуществляющими задержание разыскиваемого лица за пределами региона дислокации исправительного учреждения из которого был совершен побег, но и осуществляют, последующее доставление необходимых материалов к ним можно отнести: судебное решение, заверенное установленным образом печатью суда, вынесшим данное процессуальное решение и иные материалы, в территориальный орган МВД по месту нахождения разыскиваемого осужденного. Нередки случаи, когда сотрудники подразделений розыска вынуждены использовать возможности экспресс-доставки документов в тех регионах РФ, где имеется возможность пересылки документов по средствам авиаперевозок, оплачивая данные предоставление данных услуг из личных средств, либо и вовсе использовать имеющийся в распоряжении личный автотранспорт чтобы обеспечить доставление необходимых документов в установленный законодательством срок, а именно 48 часов, нередко преодолевая при этом значительные расстояния. Так как в случае непредставления территориальным органом ФСИН России документов, послуживших основанием для задержания лица сотрудниками МВД России (48 часов с момента фактического задержания разыскиваемого лица) орган полиции обязан освободить задержанное лицо на основании ст.14 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».[1]

И в случае, освобождения разыскиваемого лица, достигнутые результаты и затраты времени сотрудников подразделений розыска приведшие к задержанию лица сотрудниками МВД России территориального органа РФ по месту фактического задержания осужденного будут напрасными, так как разыскиваемое лицо в этой ситуации избежит ответственности и продолжает уклоняться от отбывания наказания. Что означает то, что сотрудникам подразделения розыска придётся сначала проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения разыскиваемого лица и его последующее доставление в органы внутренних дел.

Стоит отдельно упомянуть принципиальный момент, по нашему мнению после передачи разыскиваемого

осужденного сотрудниками подразделений розыска УИС в органы внутренних дел, либо задержания сотрудниками полиции разыскиваемого лица на срок до 48 часов на основании пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» задача подразделений розыска может считаться полностью выполненной, в следствии имеющегося на это нормативно закрепленного в законодательстве основания: полученных от сотрудников МВД России документов установленного образца о задержании разыскиваемого лица, что позволяет снятие лица с розыскных учетов. Дальнейшей законодательно-установленной компетенции у подразделений розыска на дальнейшее осуществление мероприятий направленных на возвращение осужденного в учреждение их которого им был совершен побег, а также решения вопросов помещения разысканных осужденных в следственные изоляторы, нет.

Что означает только одно, мероприятия по дальнейшему доставлению разыскиваемого осужденного в учреждение, из которого был совершен побег (незаконное отсутствие) в соответствии с нормами ведомственных приказов возлагается на сотрудников отделов и групп специального учета УИС.

При доставлении осужденных указанной категории в следственные изоляторы ФСИН России, необходимо предоставить судебное решение, либо копию решения суда, заверенные лицом (органом) их вынесшим.

В соответствие с частью 3 статьи 5 ФЗ от 15.07.1995 № 103 - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [2] основанием для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ.

На основании пункта 6-8 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС, утвержденного приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 [3], основанием для приема в следственный изолятор (далее-СИЗО)[4] подозреваемого и обвиняемого является судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ [5]. Документы, являющиеся основанием для приёма в СИЗО, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Таким образом, приведение норм данных нормативно-правовых актов обусловлено, так как в каждом из них определяются конкретные основания для помещения в СИЗО, однако данные основания применимы только для подозреваемых и обвиняемых, а категория (статус) «осужденного» в данных основаниях не предусматривается.

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Основания для помещения в СИЗО только для подозреваемых и обвиняемых определены неслучайно. При доставлении в СИЗО лиц данных категорий органами внутренних дел, предъявляются документы (процессуальное решение с мерой пресечения в виде заключения под стражу), которые до этого момента в органы и учреждения УИС не поступали в связи с чем, существует необходимость проверки и определения их подлинности, в том числе и вступление в законную силу процессуального решения. В связи с этим законодателем и было предусмотрено, что данные документы должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Однако, в отношении осужденных ситуация несколько иная. При осуждении лиц к лишению свободы (замене неотбытого наказания, не связанного с изоляцией от общества на лишение свободы), приговор в отношении данного лица поступает на исполнение в подразделение специального учета территориального органа ФСИН России. Фактически с момента регистрации приговора в территориальном органе, он поступает во внутренний документооборот УИС. И если возникают ситуации связанные с отсутствием каких-либо обязательных реквизитов, либо имеющимися сомнениями в их подлинности, выявленными расхождениями в данных, подразделение специального

учета обращается в суд, вынесший данное решение, с целью установить или устранить возникшие вопросы послужившие поводом для обращения в суд.

В настоящее время для решения изучаемой проблемы имеется необходимость определения типового порядка действий в случаях когда приговор к лишению свободы (решение о замене неотбытого наказания не связанного с изоляцией от общества на лишение свободы) уже имеется в документообороте УИС, а лицо задерживается за пределами региона по месту дислокации данного учреждения.

В долгосрочной перспективе представляется актуальным внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующих данную деятельность:

- Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в части добавления отдельной категории «осужденных» к уже имеющимся в основаниях содержания под стражей ч.2 ст.5 данного нормативно-правового акта: обвиняемым и подозреваемым);

- Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 (в части добавления отдельной категории «осужденных» к уже имеющимся в основаниях для приёма в СИЗО).

Библиография:

1. 2.

Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ "О полиции" (редакция от 08.06.2020 года);

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ"0 содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле-ний"(редакция от 27.12.2019 года);

Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189"Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы"(редакция от 31.05.2018 года);

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (редакция от 27.12.2019 года);

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерацииот 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (редакция от 27.10.2020 года).

4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.