Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2342
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самелюк Михаил Алексеевич

В статье представлены результаты анализа оперативно-розыскной деятельности специализированных подразделений таможенных органов Российской Федерации. Автором выявлены тенденции, присущие работе подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предложены пути решения возникающих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIVE SEARCH ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN MODERN CONDITIONS

The results of the analysis of the operative search activities of customs specialized units of the Russian Federation are presented in the article. The author identifies the tendencies inherent in the work of customs authorities units that carry out operative search activities, and suggests ways of solving the arising problems.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

правоохранительная деятельность

law enforcement activity

М. А. Самелюк

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье представлены результаты анализа оперативно-розыскной деятельности специализированных подразделений таможенных органов Российской Федерации. Автором выявлены тенденции, присущие работе подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предложены пути решения возникающих проблем.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; подразделения; тенденции; таможенные органы.

The results of the analysis of the operative search activities of customs specialized units of the Russian Federation are presented in the article. The author identifies the tendencies inherent in the work of customs authorities units that carry out operative search activities, and suggests ways of solving the arising problems.

Keywords: operative search activity; operative search events; units; trends; customs authorities.

В условиях нарастающей конфронтации между Россией и рядом стран мира, увеличения потока контрабандного товара, перемещаемого через таможенную границу, изменения парадигмы работы таможенных органов Российской Федерации (РФ) особенно актуальной становится деятельность оперативно-розыскных подразделений таможенных органов.

Рассмотрим состояние оперативно-розыскной деятельности таможенных органов в современных условиях. Для начала определим правовую основу данной деятельности и раскроем организацию рассматриваемых органов.

С вводом в действие 12.08.1995 Федерального закона об «Оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ (ФЗ об ОРД) оперативные подразделения таможенных органов официально стали субъектом современной оперативно-розыскной деятельности. Так, в ст. 1 ФЗ об ОРД оперативно-розыскная деятельность определяется как «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод

M. A. Samelyuk

OPERATIVE SEARCH ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN MODERN CONDITIONS

человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [1].

Понятие ОРД является базовым (общим) для всех уполномоченных ФЗ об ОРД государственных органов (ст. 13) - субъектов ее осуществления. Последние могут вводить ведомственное определение термина «оперативно-розыскная деятельность», отражая в нем специфику определенного органа [2].

Перечень оперативных подразделений таможенных органов РФ, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия определены приказом ФТС России от 17.04.2012 № 715 [3].

К оперативным подразделениям таможенных органов, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность в полном объеме, установленном ФЗ об ОРД1, относятся:

1) Главное управление по борьбе с контрабандой;

2) подразделения по противодействию коррупции (Управление по противодействию коррупции, подразделения по противодействию коррупции региональных таможенных управлений и таможен);

3) оперативно-поисковые подразделения (Региональное оперативно-поисковое управление, оперативно-поисковые подразделения оперативных таможен и таможен);

4) подразделения радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры (Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, оперативно-технические службы - филиалы Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, оперативно-технические подразделения оперативных таможен и таможен);

5) оперативно-розыскные подразделения оперативных таможен, таможен и таможенных постов;

6) подразделения по борьбе с контрабандой наркотиков оперативных таможен, таможен и таможенных постов;

7) подразделения по борьбе с особо опасными видами контрабанды оперативных таможен и таможен;

8) оперативно-аналитические подразделения оперативных таможен и таможен;

9) организационно-инспекторские подразделения оперативных таможен;

10) подразделения оперативных учетов оперативных таможен;

11) подразделения организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений оперативных таможен;

12) подразделения по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспорте оперативных таможен;

1 К оперативным подразделениям таможенных органов, правомочным осуществлять оперативно-розыскную деятельность в неполном объеме (использование конфиденциального содействия граждан, а также проведение оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств), отнесены подразделения специального назначения (специальные отряды быстрого реагирования таможен и оперативных таможен, подразделения организации и контроля за деятельностью специальных отрядов быстрого реагирования оперативных таможен).

13) подразделения по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями оперативных таможен;

14) подразделения сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран оперативных таможен.

При этом следует отметить, что ряд локальных правовых актов устанавливает перечень должностных лиц (субъектов), которые допускаются к осуществлению оперативно-розыскной деятельности на различных уровнях управления, с учетом существенных различий в компетенции указанных лиц, проявляющихся в объеме их полномочий при организации оперативно-розыскной деятельности, а также в возложении на них персональной ответственности за результативность борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела. Эти лица организуют повседневную работу сотрудников оперативных подразделений и принимают личное участие в проведении наиболее сложных и ответственных оперативно-розыскных мероприятий.

Анализ статей уголовного законодательства, по которым работают оперативные подразделения таможенных органов, позволяет провести группировку преступлений, которые выявляют рассматриваемые нами подразделения. Для этого используем метод аналогии, взяв за основу методологической подход, приведенный в монографии «Особенности квалификации административных правонарушений в таможенной деятельности в условиях Евразийского экономического союза» [4, с. 7-12], называя их «преступления в сфере таможенного дела».

Преступления в сфере таможенного дела можно классифицировать по сферам их негативного воздействия на определенные виды общественных отношений:

1) преступления в сфере экономической деятельности (ст. 173.1, ст. 173.2, ст. 174, ст. 174.1, ст. 189, ст. 190, ст. 193, ст. 193.1, ст. 194, ст. 200.1, ст. 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ));

2) преступления против общественной безопасности (ст. 226.1 УК РФ);

3) преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 229.1 УК РФ).

Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по производству неотложных следственных действий и предварительному расследованию в форме дознания за девять месяцев 2020 г. выглядят следующим образом [5]: таможенными органами возбуждено 1 750 уголовных дел, из которых в суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 52 уголовных дела. В отношении конкретных лиц возбуждено 1 120 уголовных дел. Судами по 24 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры. Из вышеприведенной статистики следует, что только одно из 33-34 уголовных дел, возбужденных таможенными органами, направляется прокурорами в суды с обвинительными актами/постановлениями.

Такая же картина наблюдалась и в предшествовавшие годы: 2017 г. - возбуждено 2 103 уголовных дел, направлено в суды 118 уголовных дел, вынесены обвинительные приговоры по 85 уголовным делам; 2018 г. - 2 054/109/75; 2019 г. -2 014/90/51 соответственно [5].

По нашему мнению, причины подобного положения вещей могут заключаться и в том, что результаты оперативно-розыскной деятельности не в полной мере могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, а также в объединении уголовных дел в одно производство.

Представляет интерес процентное соотношение статей, по которым таможенными органами возбуждаются уголовные дела. Доля уголовных дел, производство дознания по которым осуществляется таможенными органами, от общего количества дел, возбуждаемых таможенными органами, составляет не более 25% [5].

При этом тенденция выявления и пресечения преступлений, дознание по которым осуществляется таможенными органами, выглядит следующим образом: доля уголовных дел, возбуждаемых по ст. 200.1 УК РФ, составляет примерно 3% от общего числа уголовных дел и в период 2017-2020 гг. остается стабильной. Так, в 2017 г. доля преступлений указанной категории составляла 3%, в 2018 г. -4,3%, в 2019 г. - 3,5%, за девять месяцев 2020 - 3% [5]. Подобного рода «стабильность» обусловлена спецификой преступления «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов». Выявляются такого рода противоправные деяния на международных пунктах пропуска (аэропорты, МАПП) в ходе таможенного контроля физических лиц, пересекающих границу. С точки зрения обнаружения признаков состава преступления, квалификации и сбора доказательств, а также установления лица, совершившего противоправное деяние, указанная категория преступления является достаточно простой.

Как правило, для квалификации достаточно установления места, времени и иных обстоятельств совершения преступления, а также лица, его совершившего. В условиях аэропорта или МАПП это не составляет значительного труда. Сбор доказательств, как правило, не требует сложных экспертиз, расчетов и привлечения различного рода экспертов/специалистов, дознание не нуждается также в оперативном сопровождении. Учитывая изложенное, а также тот факт, что граждане пересекают границу РФ ежегодно (за исключением обстоятельств, при которых перемещение граждан ограничивается в связи требованиями государственных органов власти), процент выявляемых правонарушений, связанных с незаконным перемещением валюты, остается практически неизменным.

С выявлением и пресечением преступлений, предусмотренных ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» УК РФ, ситуация складывается несколько иначе. Составляя примерно пятую часть от общего числа возбуждаемых таможенными органами уголовных дел, доля преступлений данной категории ежегодно снижается. Так в 2017 г. выявленные преступления указанной категории составляли 22%, в 2018 г. - 17%, в 2019 г. - 17%, за девять месяцев 2020 г. - 15% [5].

Данная тенденция может свидетельствовать в том числе и о некотором снижении уровня профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов, в должностные обязанности которых входит выявление и пресечение преступлений, т. е. прежде всего сотрудников оперативных подразделений.

Информация является отправной точкой оперативной работы таможенных органов [6, с. 70-73]. Однако от получения оперативно значимой информации до реализации оперативных материалов путем возбуждения уголовного дела может пройти от года до двух и более лет. Вместе с тем в условиях системы, предполагающей увеличение количества выявляемых преступлений, не требующих проведения каких-либо мероприятий по установлению обстоятельств их совершения и лиц, причастных к совершению, качество работы по оперативным материалам значительно снижается. В данных условиях возбуждаются уголовные дела по составам, имеющим формальный признак преступления (например, преступление,

предусмотренное ст. 193 УК РФ, выявляемое, как правило, органами валютного контроля).

Причиной низкой выявляемости указанных преступлений стало также повсеместное привлечение сотрудников оперативных подразделений к различного рода мероприятиям: участию в рейдах по торговым точкам в целях выявления немаркированной, контрафактной, санкционной продукции; работе подразделений по таможенному контролю после выпуска товаров и т. д.

Снижению числа уголовных дел по ст. 194 УК РФ может способствовать, на наш взгляд, появление новых относительно законных схем таможенного оформления иностранных товаров в государствах - членах Евразийского экономического союза, предполагающих значительное уменьшение объема причитающихся к оплате таможенных платежей.

Эти факты позволяют констатировать, что в 2017-2020 гг. наблюдается явное снижение количества выявляемых преступлений, наносящих реальную угрозу экономической безопасности РФ [5], однако уровни экспорта и импорта меняются незначительно.

Уголовные дела по вышеуказанным составам с обвинительными заключениями дознавателями таможенных органов направляются в суд. В связи с этим таможня как орган дознания заинтересована в проведении необходимого комплекса мер, направленных на выяснение всех обстоятельств дела и привлечение виновных к уголовной ответственности. При этом, как правило, направляемые материалы рассматриваются судами «в особом порядке», т. е. без представления доказательств при согласии привлекаемых к ответственности лиц с предъявляемым обвинением.

Основной объем возбуждаемых таможенными органами уголовных дел, в соответствии с подследственностью, предполагает проведение исключительно неотложных следственных действий в установленные сроки. Собранные доказательства по уголовному делу и иные материалы, имеющие значение, дознавателями таможенных органов передаются в основном в органы Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), где и осуществляется дальнейшая работа по изобличению причастных лиц и т. д.

Преобладающий объем таких дел составляют уголовные дела по ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ, связанные с контрабандой наркотических средств, а также психотропных и сильнодействующих веществ. Указанные категории дел, как правило, выявляются в ходе таможенного контроля международных почтовых отправлений (МПО) и не предполагают значительной оперативной составляющей. Количество уголовных дел, связанных с контрабандой наркотиков, остается стабильно высоким и не меняется в связи с закрытием границ и сокращением числа лиц, пересекающих границу РФ. Основной объем подконтрольных веществ выявляется в МПО, число которых в период пандемии только увеличилось [5].

Количество уголовных дел, связанных с контрабандой стратегически важных товаров, возрастает за счет усиления контроля на границах [5]. Проблема расследования данных преступлений, по нашему мнению, кроется в том, что после направления материалов дела в МВД России таможенные органы не получают поручений на осуществление оперативного сопровождения или проведения оперативно-розыскных мероприятий. Также органы МВД России, как правило, не сообщают о принятом решении по делу, ввиду чего у дознавателя таможни отсутствуют сведения как о ходе расследования, так и о судебных перспективах.

Преступления, предусмотренные ст. 193 «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» УК РФ, выявлялись и продолжают выявляться в таможенных органах, как правило, подразделениями валютного контроля. Доля возбужденных уголовных дел такого рода от общего числа дел составляла в 2017-2020 гг. примерно десятую часть. После направления возбужденных дел в следственные органы МВД России до суда доходило менее 1% от направленных. Одной из причин такой ситуации, на наш взгляд, является отсутствие профильной подготовки следователей, расследующих уголовные дела указанной категории. При этом объемы выявляемых только таможенными органами денежных средств, невозвращенных в Россию, возросли с 24 млрд руб. в 2017 г. до 47 млрд руб. в 2020 г. [5].

В 2020 г. в УК РФ внесены изменения, что привело к фактической декриминализации указанного состава: к уголовной ответственности может быть привлечено лицо, если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере превышает сто миллионов рублей, а в особо крупном размере - сто пятьдесят миллионов рублей (в редакции от 01.04.2020 № 73-ФЗ). Ранее деяния, предусмотренные указанной статьей, признавались совершенными в крупном размере в случае превышения суммы не-зачисленных или невозвращенных средств девяти миллионов рублей, а в особо крупном размере - сорока пяти миллионов рублей.

Предполагается, что в 2021 г. количество уголовных дел по ст. 193 УК РФ, возбуждаемых таможенными органами РФ, не превысит 5-10 дел в год.

Несмотря на то, что объемы выявляемых денежных средств, незаконно переводимых на счета иностранных контрагентов, возросли с 14 млрд руб. в 2017 г. до 31 млрд руб. в 2019 г., количество уголовных дел, возбуждаемых таможенными органами по ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» УК РФ остается достаточно стабильным и составляет около 10% от общего числа возбуждаемых таможенными органами уголовных дел [5]. Уголовные дела по ст. 193.1 УК РФ, как и дела по ст. 193 УК РФ, после проведения неотложных следственных действий направляются в органы МВД России.

Причин такого уровня приговоров, помимо тех, что были названы ранее, несколько:

- применяемая система судебных штрафов (лицо не привлекается к уголовной ответственности, если возмещает нанесенный ущерб и оплачивает штраф);

- истечение сроков давности;

- переквалификация составов преступления (в результате проведения повторных стоимостных экспертиз) в административные правонарушения и т. д.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 № 24 в Государственную Думу РФ представлен законопроект о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, вводящий определение термина «уголовный проступок». Уголовным проступком признается «совершенное лицом впервые преступление небольшой или средней тяжести, предусмотренное частями первой и второй статьи 193.1, частью первой статьи 194 Уголовного кодекса РФ». Это означает, что один из составов преступления, дознание по которому

осуществляется таможенными органами, в ближайшее время может перестать быть преступлением.

Также следует обратиться к статистике изъятия таможенными органами из незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ:

2017 г. - изъято более 389 кг наркотических средств и психотропных веществ, более 6 кг прекурсоров, более 2,2 т сильнодействующих веществ;

2018 г. - изъято около 82 кг наркотических средств и психотропных веществ, более 3 кг прекурсоров, свыше 68 кг сильнодействующих веществ;

2019 г. - изъято более 2 411 кг наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, более 322 кг сильнодействующих веществ;

девять месяцев 2020 г. - изъято 251,4 кг наркотических средств, психотропных веществ, 132,7 кг сильнодействующих веществ.

Данные цифры незначительны по сравнению с выявленным объемом незаконного оборота наркотиков в целом по стране [5].

Распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 была принята «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Среди «Основных стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации» под позицией 7 обозначена «Правоохранительная деятельность таможенных органов»: «В условиях появления ранее неизвестных вызовов и угроз в сфере национальной безопасности, имеющих комплексный и взаимосвязанный характер, возрастает необходимость совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов» [7]. Однако в части совершенствования оперативно-розыскной деятельности значится только «цифровизация документирования оперативно-разыскной деятельности». Данное направление, безусловно, актуально, «современный этап развития общества характеризуется все возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений» [8, с. 106], однако, по нашему мнению, в Стратегии следовало бы уделить больше внимания развитию оперативно-розыскной деятельности в таможенных органах.

Целью совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов является расширение и использование функционала информационно-программных средств таможенных органов, системы внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия для оптимизации производства по делам об административных правонарушениях и уголовным делам. Основные задачи в этой области следующие:

- формирование запросов и получение сведений с применением информационно-программных средств таможенных органов и иных федеральных органов исполнительной власти для ускорения сроков производства по делам об административных правонарушениях и уголовным делам;

- автоматизация процессов выявления потенциально возможных рисков принятия неправомерных решений таможенными органами по административным и уголовным делам и информирования о выявленных фактах риска соответствующих должностных лиц, при высоком уровне риска блокировка действий по

принятию должностными лицами таможенных органов решений сомнительного характера, связанных с расследованием административных и уголовных дел;

- цифровизация документирования оперативно-разыскной деятельности (наличие информационного массива и шаблонов электронных дел оперативного учета) [6].

Вместе с тем подобное совершенствование оперативно-розыскной деятельности может вступить в противоречие со ст. 12 «Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» ФЗ об ОРД. По нашему мнению, совершенствование оперативно-розыскной деятельности таможенных органов не может быть сведено только к цифровизации документирования.

Таким образом, проведенный в рамках данной статьи анализ современного состояния оперативно-розыскной деятельности специализированных подразделений таможенных органов позволил выявить тенденции, присущие работе данных подразделений, а также установить проблемы, затрудняющие повышение результативности их деятельности. Ключевая тенденция - особенность функционирования специализированных подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, - заключается в наличии дисбаланса между декларируемыми задачами, стоящими перед данными органами, и практикой правоприменения. На основе выявленных автором тенденций предложены пути решения возникающих проблем, способствующие совершенствованию работы подразделений таможенных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

2. Словарь внешнеэкономических и таможенных терминов / под ред. В. Б. Мантусова. М., 2018. 821 с.

3. Приказ ФТС России от 17.04.2012 № 715 «Об утверждении перечня оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности» (зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2012 № 24058) // Российская газета. 2012. 18 мая.

4. Кожуханов Н. М, Туганов Ю. Н, Севостьянова Е. В. Особенности квалификации административных правонарушений в таможенной деятельности в условиях Евразийского экономического союза: монография. М.: Граница, 2018. 148 с.

5. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/.

6. Кожуханов Н. М. Институт права «информация» в таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2011. № 3. С. 70-73.

7. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 22. Ст. 3572.

8. Кожуханов Н. М. О целесообразности введения в теорию и практику таможенного права термина «информационная безопасность таможенной деятельности» // Вестник Российской таможенной академии. 2010. № 2. С. 106-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.