Научная статья на тему 'Некоторые современные проблемы, возникающие при обнаружении признаков таможенных преступлений'

Некоторые современные проблемы, возникающие при обнаружении признаков таможенных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1074
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ДОЗНАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ-КИНОЛОГ / ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ / SMUGGLING / INQUIRY / CUSTOMS / OPERATIVE-SEARCH ACTIVITY / CANINE SPECIALIST / JURISDICTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбанова Елена Михайловна

Предмет исследования современное уголовно-правовое и уголовно-процессуальное законодательство, регулирующее таможенные правоотношения. Объект исследования отношения, возникающие по поводу обнаружения признаков таможенных преступлений, органами компетентными в их расследовании. Цель исследования обозначить проблемы, возникающие в правоохранительной деятельности таможенных органов. Задачи: анализ, уголовно-процессуального, уголовно-правового и оперативно-розыскного законодательства, отнесенного к компетенции таможенных органов. Изменения в законодательстве от 07.12.2011г. повлекли множество вопросов, возникающих у правоприменителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some modern problems arising when detecting signs of customs offences

Subject of the research the modern criminal law and criminal procedure legislation governing customs regulations. The object of the study relationships arising on the signs of customs offenses by the competent authorities in their investigation. The purpose of the study to identify the problems that arise in law enforcement activities of customs authorities. Objectives: the analysis of criminal procedure, criminal law and search legislation within the competence of customs authorities. Changes in legislation from 07.12.2011 resulted in a number of questions arising from law enforcement bodies.

Текст научной работы на тему «Некоторые современные проблемы, возникающие при обнаружении признаков таможенных преступлений»

УДК 342 ББД 67 К - 93

Курбанова Елена Михайловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин технологического факультета Майкопского государственного технологического университета, т.: 8(909)4674393.

НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ

ОБНАРУЖЕНИИ ПРИЗНАКОВ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

(рецензирована)

Предмет исследования - современное уголовно-правовое и уголовнопроцессуальное законодательство, регулирующее таможенные правоотношения. Объект исследования - отношения, возникающие по поводу обнаружения признаков таможенных преступлений, органами компетентными в их расследовании. Цель исследования - обозначить проблемы, возникающие в правоохранительной деятельности таможенных органов. Задачи: анализ, уголовно-процессуального, уголовно-правового и оперативно-розыскного законодательства, отнесенного к компетенции таможенных органов. Изменения в законодательстве от 07.12.2011г. повлекли множество вопросов, возникающих у правоприменителей.

Ключевые слова: контрабанда, дознание, таможенные органы, оперативнорозыскная деятельность, специалист-кинолог, подследственность.

Kurbanova Elena Michailovna, Candidate of Law, assistant professor of the department of Civil and Criminal Legal disciplines of the Technological Faculty of Maikop State Technological University, tel.: 8 (909) 4674393.

SOME MODERN PROBLEMS ARISING WHEN DETECTING SIGNS OF

CUSTOMS OFFENCES (reviewed)

Subject of the research - the modern criminal law and criminal procedure legislation governing customs regulations. The object of the study - relationships arising on the signs of customs offenses by the competent authorities in their investigation. The purpose of the study

- to identify the problems that arise in law enforcement activities of customs authorities.

Objectives: the analysis of criminal procedure, criminal law and search legislation within the competence of customs authorities. Changes in legislation from 07.12.2011 resulted in a number of questions arising from law enforcement bodies.

Keywords: smuggling, inquiry, Customs, operative-search activity, canine specialist, jurisdiction.

Преступления, связанные с незаконным пересечением предметов через таможенную границу Таможенного Союза составляют реальную угрозу безопасности России. В период с января по декабрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4539 уголовных дел, что на 10,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (4116 дел).

Наибольшее число возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Центрального - 1139, Северо-Западного (включая Калининградский регион) -871, Приволжского - 783 и Дальневосточного -460 таможенных управлений.

Увеличение количества возбужденных уголовных дел отмечено в регионе деятельности Северо-Западной, Калининградской, Приволжской, Уральской, Центральной и Дальневосточной оперативных таможен, а также во Внуковской, Домодедовской, Центральной энергетической и Шереметьевской таможнях.

На протяжении 2011 года в структуре таможенных преступлений преобладала контрабанда, доля которой в общем количестве возбужденных уголовных дел составила 90%.

По статье 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК России) возбуждено 4065 уголовных дел (в 2010 году - 3719 дел). По статье 193 УК России «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» возбуждено 300 уголовных дел (в 2010 году - 260 дел), удельный вес которых от общего числа возбужденных таможенными органами уголовных дел составил около 7%.

В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК России) возбуждено 79 уголовных дел (в 2010 году - 137 дел).

Также в 2011 году возбуждено 10 уголовных дел по статье 226.1 УК России «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массово-

го поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей» и 85 уголовных дел по статье 229.1 УК России «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».

Предметами преступлений, квалифицируемых по статьям 188, 226.1, 229.1 УК России, чаще всего являлись:

- наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества (далее

- наркотики) - 1599 уголовных дел;

- товары народного потребления - 389 уголовных дел;

- средства наземного транспорта - 370 уголовных дел;

- лес и лесоматериалы - 243 уголовных дела;

- продукты питания - 205 уголовных дел.

В период с января по декабрь 2011 года таможенными органами Российской Федерации из незаконного оборота изъято свыше 447 кг наркотиков. Из них: героина -136,7 кг, марихуаны - 42,9 кг, кокаина - 27 кг, опия - 10,5 кг, гашиша - 167 кг.[6]

Данные статистики указывают на существенный объем работы, профессионализм сотрудников таможенных органов. Кроме того, в настоящее время существует четкая и функциональная система, противостоящая преступным перемещениям через таможенную границу Таможенного союза.

Однако положения Уголовно-процессуального кодекса существенно изменились в части подследственности таможенных преступлений. Таможенные органы исключены из органов производящих дознание, статья 188 УК РФ утратила силу, а ст. 194 УК РФ передана для производства следствия в Следственный комитет Российской Федерации, ст. 189 УК РФ - компетенция следователей Федеральной службы безопасности РФ, так же как и новая ст. 229.1 УК РФ - Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические

средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, введенная Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ. Кстати эта же статья указана законодателем и в компетенции ФСКН РФ (п.5 ч.2 ст. 151 УПК РФ). Похожая ситуация и со ст. 226.1 УК РФ. По мнению законодателя, следствие по этой статье могут вести как следователи ФСБ РФ, так и следователи органов внутренних дел РФ, причем и в первом и во втором случае статья указывается полностью, без указания на ее части.

По такому деянию как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ) следствие проводят следователи органов внутренних дел Российской Федерации, но могут проводить и следователи того органа который выявил это преступление. Информация о перемещение средств в иностранной валюте за пределы Российской Федерации указывается во внешнеторговом контракте, а так же в декларации таможенной стоимости, соответственно, признаки преступления могут быть выявлены таможенными органами, банками или налоговой службой, но ни один из этих органов не является органов следствия. Соответственно при обнаружении признаков данного преступления материалы могут быть переданы только в органы внутренних дел.

Интересна так же и ситуация со ст. 190 УК РФ (Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран). Законодатель в п.5 ст.151 указывает, что предварительное следствие по данной статье может проводиться также следователями органа, выявившего данное преступление, но конкретного органа, компетентного в расследовании этого преступления не названо. Исходя из функций правоохранительных органов Российской Федерации, скорее всего предварительное следствие по данной статье будут проводить следователи ФСБ РФ [1].

Утратив силу ст. 188 УК РФ оставила много вопросов. Во-первых, произошла декриминализация так называемой товарной контрабанды (ч.1 ст.188 УК РФ). Данное деяние теперь наказывается Кодексом об административных правонарушениях [2].

Кроме того, в Уголовный кодекс законодатель так и не посчитал необходимым внести преступления за контрабанду редких животных и растений и (или) находящих-

ся на грани исчезновения. Хотя и общественная опасность и современное криминологическое состояние указывают на данную необходимость. Так, по данным Интерпола, незаконная торговля редкими видами зверей, птиц, растений имеет оборот в 6-9 млрд. долларов в год. В нелегальном бизнесе она занимает второе место после торговли наркотиками. По словам Натальи Дроновой, эксперта Всемирного фонда дикой природы, "черный" рынок животных в России - это отлаженная система. Десять лет назад, когда начиналась мода на домашнюю экзотику, рынок был стихийным - зверей привозили и тут же продавали на Птичьем рынке. Тогда можно было организовать рейд и поймать преступника за руку. Теперь торговля ушла в Интернет.

Прибыль российских фирм, работающих на рынке экзотов, составляет до пяти млн. долларов в год. Доходность этого бизнеса составляет от 500 до несколько тысяч процентов. Например, у мадагаскарских браконьеров лемур покупается за пять долларов, а в Москве он продается за 1,5-2 тысячи долларов. Макака в Заире стоит около 70 долларов, в Москве - от 300 до 800 долларов. Примерные цены "черного" рынка: азиатская леопардовая кошка - 10 тысяч долларов; амурский тигр - 10-20 тысяч долларов; дальневосточный леопард - 20 тысяч долларов; дымчатый леопард -35 тысяч долларов; гепард - 30 тысяч евро; африканский слон - 120 тысяч долларов; удав - 400-600 долларов; питон - 2-2,5 тысячи долларов; кенгуру - 30-40 тысяч долларов; амазонская пиранья - 50-100 долларов; ягуар - 10-15 тысяч долларов; южноамериканский попугай - 1-1,5 тысячи долларов.

Особое место на рынке экзотов занимают рептилии и паукообразные. Крупные рептилии, редкие виды змей - удовольствие очень дорогое. Они требуют тщательного ухода и специальных террариумов, которые стоят немалых денег. Насекомые же, наоборот, стоят не очень дорого - порядка 30 долларов. Паук-птицеед стоит 3-3,5 тысячи рублей.

Реальная же стоимость каждого конкретного заказа зависит от состояния животного, возраста, сроков выполнения заказа, транспортных расходов, времени года и т. д. Многие животные при доставке гибнут от болезней, недостатка кислорода или переохлаждения. Но, несмотря на это, торговля экзотическими животными остается высокоприбыльным бизнесом. [4]

23 марта 2011 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «Об ответственном обращении с животными». Законопроект, за

который проголосовали 438 депутатов, регулирует отношения по обращению с животными-компаньонами (домашними животными), служебными животными и животными, используемыми в культурно-зрелищных мероприятиях. Под действие закона не попадут дикие животные, продуктивные животные, то есть животные, которые содержатся с целью извлечения прибыли, сельскохозяйственные животные, а также животные, относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа.

По словам первого заместителя председателя комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганова, следует продолжить работу над законодательством в сфере обращения с животными и разработать еще три законопроекта. По его словам, в правовом поле есть масса пробелов, касающихся ответственности за контрабанду животных. «Эта проблема международного уровня. Существует устойчивый черный рынок, у контрабандистов хорошо налаженные каналы поставок», - отметил он.

Парламентарий привел несколько примеров: обученный сокол на черном рынке стоит 100 тысяч долларов, лемуров закупают у Мадагаскарских браконьеров за пять долларов, а перепродаются они в Москве за 2000 долларов. Идет и поток контрабанды животных из России. В Приморье бурых медведей браконьеры убивают ради продажи желчи и лап, которые очень ценятся и широко используются в восточной медицине. (В Китай 1 кг медвежьих лап поставляют по 1000 долларов, желчь - 2000 долларов).

«К сожалению, российское законодательство в этом отношении, пожалуй, самое либеральное», - подчеркнул Драганов. Кроме того, необходимо на законодательном уровне сформировать дополнительные механизмы защиты животных и урегулировать правила перемещения животных через границу, отметил он.

Драганов призвал экспертное сообщество и общественные организации помочь законодателям в работе над соответствующими документами. «В дополнение к сегодняшнему законопроекту нужно разработать еще три законопроекта. Один, касающийся регулирования порядка перемещения животных через границу, два других должны предусматривать ужесточение норм ответственности. С одной стороны должны быть приняты изменения в КОАП, с другой - в уголовное законодательство», - подчеркнул депутат Госдумы [5].

Полностью соглашаясь с депутатом, мы считаем, что следует внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, дополнив его статьей 259.1 -

«Контрабанда животных, в том числе и относящихся к природным ресурсам континентального шельфа, их производных, либо их частей, а так же редких и исчезающих растений», включив данную статью в Главу 26. Экологические преступления.

Так же необходимо внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, добавив данную статью в подследственность Следственного комитета РФ. Кроме того, учеными и практиками в области административного права так же необходимо рассмотреть возможность внесения изменений по поводу административной ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного Союза животных.

Литература:

1. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс РФ : [федер. закон : принят Гос. Думой 18 дек. 2001 г. : по состоянию на 2 февр. 2010 г.]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс РФ [федер. закон принят Гос. Думой 13 июня 1996 г.]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности : [федер. закон : принят Гос. Думой 5 июля 1995 г.] // Собр. Законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

4. http://eco.ria/ecoinfogr/20100416/223188897

5. http://www. gosnews.ru

6. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Статистика за 2011г. URL: http: //www.customs.ru/index.php?option

=com newsfts&vie\¥=category&id=51 &Itemid=1977&limitstart=20.

References:

1. The Russian Federation. Laws. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation: [FL: accepted by the State Duma on December 18, 2001:. on 2 February 2010]. RLS “ConsultantPlus”.

2. The Russian Federation. Laws. Criminal Code [adopted by the State Duma on June 13, 1996] (current version). RLS “ConsultantPlus”.

3. The Russian Federation. Laws. On operative-search activity:[FL: adopted by State Duma on July 5, 1995] // Coll. Russian legislation. 1995. № 33. Art. 3349.

4. http://eco.ria/ecoinfogr/20100416/223188897

5. http://www.gosnews.ru

6. Official website of the Federal Customs Service of the Russian Federation. Statistics for 2011. URL: http://www.customs.ra/mdex.php?option

=com newsfts&view=category&id=51&Itemid=1977&limitstart=20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.