Научная статья на тему 'ООО "Газпром трансгаз Уфа": увеличение потребления КПГ в городах с низкозагруженными АГНКС'

ООО "Газпром трансгаз Уфа": увеличение потребления КПГ в городах с низкозагруженными АГНКС Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ООО "Газпром трансгаз Уфа": увеличение потребления КПГ в городах с низкозагруженными АГНКС»

т

Транспорт и экология

ООО «Газпром трансгаз Уфа»: увеличение потребления КПГ в городах с низкозагруженными АГНКС

Т.А. Бакиев, начальник НТЦ ООО «Газпром трансгаз Уфа»,

А.А. Бычков, начальник группы маркетинга и обслуживания АГНКС ИТЦ ООО «Газпром трансгаз УФА»

ООО «Газпром трансгаз Уфа» принимает активное участие в реализации стратегической политики ОАО «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива в регионах Российской Федерации. Мероприятиям по популяризации использования в Республике Башкортостан компримированного природного газа (КПГ) в двигателях внутреннего сгорания газотранспортное дочернее предприятие традиционно уделяет особое внимание.

В конце апреля по инициативе руководства Общества был проведен тематический семинар-совещание «Использование природного газа в качестве моторного топлива в г. Октябрьский. Планы. Перспективы». В рамках семинара обсуждались положительные и отрицательные аспекты использования метана автотранспортом, а также была организована выставка автомобилей, работающих на КПГ. Владельцы машин демонстрировали работу двигателей и делились своим опытом.

Организаторами мероприятия выступили ООО «Газпром трансгаз Уфа» и администрация г. Октябрьский, со-организатором - министерство экологии и природопользования Республики Башкортостан.

Место проведения было выбрано не случайно. На сегодняшний день АГНКС-500, находящаяся в г. Октябрьский, наименее загружена среди 11 метановых заправок, эксплуатируемых ООО «Газпром трансгаз Уфа» в регионе. По итогам 2012 г. суммарная загрузка АГНКС по отношению к проектной мощности составила около 5 %.

Тем не менее за последние два года при поддержке местной мэрии

и благодаря активным действиям, предпринятым специалистами ООО «Газпром трансгаз Уфа», использование природного газа автомобильным транспортом в г. Октябрьский начало стремительно увеличиваться. Сегодня здесь эксплуатируется уже более 140 газобаллонных автотранспортных средств, тогда как в начале 2010 г. подобных машин в городе насчитывалось не более десятка. Реализация КПГ на данной АГНКС с 2010 г. выросла более чем в три раза.

В совещании приняли участие не только руководители муниципалитета, но и всех ключевых предприятий города, а также представители бизнес-сообщества. Были обсуждены вопросы, касающиеся общей ситуации по

газификации автомобильного транспорта, перспектив развития данного направления, а также принятия необходимых мер по увеличению объемов реализации газомоторного топлива.

Как отметил в своем вступительном слове первый заместитель главы администрации г. Октябрьский Алексей Шмелев, число автомобилей на территории города неуклонно увеличивается, что не может не отражаться на экологической ситуации. Поэтому развитие транспорта, работающего на метане, по его мнению, является весьма перспективным направлением.

В свою очередь заместитель генерального директора по производству

«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (34), июль 2013 г.

ООО «Газпром трансгаз Уфа» Василь Хакимов подчеркнул, что на местной АГНКС число заправок метаном сегодня составляет не более 50-55 в сутки, что весьма немного для города с населением более 100 тыс. чел. И это при том, что метан в три раза дешевле популярного бензина Аи-92. Василь Хакимов добавил, что использование природного газа в качестве топлива является единственным экологическим мероприятием, реализованным не на бумаге, а на практике, и имеющим столь высокую экономическую эффективность.

Впрочем, экономия - не самый главный аргумент в пользу метана. Интерес к этому топливу вызван также назревшими экологическими проблемами. За последние 20 лет «вклад» автотранспорта в загрязнение атмосферы вырос вдвое, жители городов буквально задыхаются от выбросов из выхлопных труб.

С учетом того, что нынешний год в Российской Федерации объявлен Годом охраны окружающей среды, особое место в программе совещания заняла тема экологических преимуществ использования газомоторного топлива, которую участникам осветил начальник территориального управления министерства экологии и природопользования Республики Башкортостан Артур Хайертдинов. По его словам, заметно оздоровить экологическую ситуацию может перевод автомобилей на природный газ - самый чистый из всех существующих видов топлива. Сажа и другие опасные канцерогенные примеси, образующиеся при сгорании жидкого топлива, при использовании в двигателях внутреннего сгорания метана отсутствуют полностью. Не случайно по экологичности показатели газовых двигателей в пять раз превосходят последние евростандарты, применяемые к дизелям. Этот факт был

наглядно продемонстрирован после совещания с помощью полотняной салфетки. Поднесенная на некоторое время к выхлопной трубе метанового автомобиля, она осталась такой же белой, какой и была.

Начальник группы маркетинга и обслуживания АГНКС инженерно-технического центра ООО «Газпром трансгаз Уфа» Антон Бычков рассказал об опыте использования КПГ в качестве моторного топлива в других городах Республики Башкортостан. По его словам, в Уфе и Стерли-тамаке уже давно практически все городские автобусы, маршрутные такси, частные грузовые автомашины переоборудованы под метан, и при этом количество газобаллонной техники продолжает ежемесячно увеличиваться. Вслед за коммерческими и частными предприятиями на природный газ начали переходить муниципальные и бюджетные организации. Больше всего это заметно в Стерлитамаке и Мелеузе, где, например, весь санитарный автотранспорт еще в 2011 г. был переведен на природный газ. В столице республики крупнейший пассажирский перевозчик ГУП «Башавтотранс» запустил пилотный проект по эксплуатации газовых автобусов заводского исполнения производства концерна MAN.

В ближайшее время предпринимательскому сектору г. Октябрьский еще предстоит перенять этот опыт, однако, судя по заявлениям, прозвучавшим на семинаре-совещании от представителей бизнеса, уже на этапе развития этого сегмента рынка они успели оценить все экономические преимущества газомоторного топлива и активно включиться в данный проект.

Так, среди предприятий г. Октябрьский, наиболее активно использующих метан, стоит отметить ООО «Европласт». Генеральный директор компании Ирек Насибуллин ощутил выгоду и оценил эффективность использования компримиро-ванного природного газа в качестве моторного топлива на автомобилях своего предприятия. «Когда мы начали переоборудовать машины, - вспоминает руководитель предприятия, - больше всего сопротивлялись водители, доходило даже до порчи газового оборудования, а подоплека здесь одна - в отличие от бензина, газ в конце дня не перельешь».

Среди негативных сторон использования газомоторного топлива можно отметить значительную массу баллона - в среднем 50 кг плюс 5-7 кг топлива. Но примерно столько же

«Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (34), июль 2013 г.

11^ ffHi ОТПИТ I мтШ| Т1Г1Г т~1|П^ПТ11ГТЯИ1И>1%-

Транспорт и экология

весит и полный бак жидкого топлива. Кроме того, было отмечено, что баллоны занимают до 30 % пространства в багажнике. Но у кого этот отсек заполнен на 100 %? Освидетельствование и обслуживание газобаллонного оборудования на одну машину обходится в среднем до 1 тыс. руб./год. Эти затраты с лихвой покрывает экономия за счет дешевизны газа.

Как отметил Ирек Насибуллин, имеющий в своем автопарке более 70 ед. газомоторной техники, инвестиции, вложенные в переоборудование, уже многократно себя оправдали и продолжают приносить немалую прибыль. И таких примеров множество.

Подобные заявления не остались без внимания других участников и гостей совещания, которые в ходе обсуждения интересующих вопросов делали соответствующие выводы. Так, технический директор градообразующего предприятия ОАО «АК ОЗНА»

заявил о намерении перевести на использование КПГ 20 % автопарка организации. Представителями ряда крупных предприятий города рассматривалась возможность создания собственных пунктов по переоборудованию автотранспорта на газобаллонное оборудование и его сервисному обслуживанию.

Уже после семинара-совещания в ходе осмотра газобаллонной техники высказали желание начать работы по переводу ведомственного автопарка на газ представители руководства компаний ОАО «Октябрьские электрические сети» и Октябрьскгаз - филиал ОАО «Газ-сервис».

В настоящее время специалистами ООО «Газпром трансгаз Уфа» оказывается методическая и консультационная помощь вышеуказанным предприятиям по вопросам подбора газотопливной аппаратуры и переоборудования автотранспортных средств.

Можно с уверенностью сказать, что проведение подобных мероприятий является связующей нитью в консолидации интересов с одной стороны государственных и муниципальных органов власти, для которых вопрос сохранения окружающей среды за счет снижения токсичности выбросов от автомобильного транспорта - один из первоочередных, и с другой стороны бизнес-сообщества, которое данный проект привлекает своей высокой экономической эффективностью.

В планах на текущий год ООО «Газпром трансгаз Уфа» предусмотрена организация проведения в подобном формате аналогичного совещания еще в одном перспективном с точки зрения развития газомоторного направления городе Республики Башкортостан - Салавате, где данный проект также должен найти свою поддержку со стороны местной администрации.

шш

D0Ü "Бэпсити» - ведущий лроиэводитель автомобильных баппонов для сжижен кого углеводородного raja, занимающий лидирующую по зицию на российском рынке Компания явпявтся эксклюзивным по ставщиком газовых баллонов на конвейер Горьковского автомобиль ног о завода (ГАЗ).

ПРОДУКЦИЯ

г.Москва, 119071. Ленинский проспект 29, Офис No 623 +7 (495) 955 41 95 bal citybalcity.ru www.balclty.ru

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВАЛЛОНЫ ЦЛЯ СУП

Тороидальные и спаренные баллоны - от 42 до 95 л Цилиндрические баллоны - от 30 до 220 л

ГАЗГОЛЬДЕР m.ñ

На предприятии компании йивдрена н действует система менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИС0 9001 2008 (И30 9(Ю1 2008} баллоны сертифицированы л о Международным л рави лап ЁЭК ООН № 67 01 с дополнениями 1 Э, а также на нютватсгаиэ требованиям Технического регламента "О безопасности колесных 1ранспор1ных средств".

АИИИИР ШШД ЛЪаъ ¡ЯД «Транспорт на альтернативном топливе» № 4 (34), июль 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.