Научная статья на тему 'ОНТОЛОГИЯ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО'

ОНТОЛОГИЯ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР ИВАНОВИЧ ЛИНИЦКИЙ / ФИЛОСОФИЯ / БЫТИЕ / ОНТОЛОГИЯ / МАТЕРИАЛИЗМ / СПИРИТУАЛИЗМ ДУАЛИСТИЧЕСКИЙ / ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЙ И МОНИСТИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Еникеева Н.К.

В статье приведен анализ онтологических взглядов профессора философии П.И. Линицкого. Приводятся размышления философа о бытии, анализ материалистической и спиритуалистической (дуалистической, плюралистической и монистической) концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОНТОЛОГИЯ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО»

7. Линицкий П. Мышление и познание // Вера и разум. - 1897. - № 16. -С. 469-494.

8. Линицкий П. Об образе существования абсолютного или отношение между безусловным и условным // Вера и разум. - 1890. - № 4. - С. 151-170.

9. Линицкий П. Общий взгляд на философию // Труды Киевской духовной академии. - 1867. - Т. IV, № 10. - С. 52-88.

10. Линицкий П.И. О формах и законах мышления / П.И. Линицкий. -Харьков: Тип. Губ. Прав., 1895. - 84 с.

11. Линицкий П.И. Сочинения: в 5 т. Т. 1: Основные вопросы философии. Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту / Ред. А.Г. Волков. - Мелитополь: Изд. дом МГТ, 2012. - 455 с.

ОНТОЛОГИЯ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО

© Еникеева Н.К.1

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье приведен анализ онтологических взглядов профессора философии П.И. Линицкого. Приводятся размышления философа о бытии, анализ материалистической и спиритуалистической (дуалистической, плюралистической и монистической) концепций.

Ключевые слова Петр Иванович Линицкий, философия, бытие, онтология, материализм, спиритуализм дуалистический, плюралистический и монистический.

Одной из главных тем философии на протяжении многих веков, начиная со времен античности и по настоящее время, остается учение о бытии. Отечественная философская мысль в основе своей является онтологичной. Православные философы теисты, любомудрствующие в отечественных духовных академиях в XIX веке выстраивали свои концепции бытия. Отечественные теисты обосновывали реальность внешнего мира и единство мира субъективного и объективного.

Одним из теистических философов, выстроивших четкую онтологическую концепцию был Петр Иванович Линицкий (1839-1906), заслуженный ординарный профессор Киевской духовной академии, доктор богословия.

Основу своих взглядов Петр Иванович видел в патристике, античной философии, немецкой классической философии. В своих умозаключениях он следовал русской философской традиции, не отделявшей изучение вопросов познания от вопросов бытия.

1 Аспирант.

В одном из своих произведений «Основные вопросы философии. Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту» Петр Иванович дает ответы на вопросы о сущности вещей, о познании, о мышлении, о системе философии. Раскрывая систему философии, автор проводит анализ эмпирической системы философии, рационалистической системы и описывает синтез философских систем.

Большой интерес представляют взгляды философа на рационалистическую систему философии. Раскрывая понятие бытия, П.И. Линицкий выделяет область качественных явлений: идеальную сторону качественного бытия и реальную сторону качественного бытия; бытие количественное (пространство и время, число, материю и силу); соотносит два вида бытия: душу и тело; рассматривает субстанциональность души и свободу воли; раскрывает суть учения о безусловном (бытие безусловного, его познаваемость, понимание безусловного и условного и философское значение вопроса о безусловном).

Понятие бытия является наиболее простым в понимании из всех универсальных понятий. Понятие бытия можно найти во всех известных языках, оно широко используется в общении. Но какое из понятий, бытие или причина, родилось раньше? Философ полагает, что «бытие». Причина предполагает какое-либо отношение к чему-либо уже существующему.

Проведя не сложные наблюдения, можно заметить, что все вещи происходят одна из другой, таким образом, получая бытие заимствованное, но не собственное. Отсюда напрашивается вывод, что существует бытие незаимствованное, существующее через себя и в себе.

Таким образом, появляется два вида бытия - первичное, незаимствованное - содержащее сущность второго - явления первого. Свойство первичного бытия - есть единый мир, проявляющийся в связях между явлениями. Из этого исходят признаки основного бытия: единство и неизменяемость.

Философу необходимо ответить на вопрос: что, из всего окружающего нас мира, из всей окружающей нас реальности является некой первичной субстанцией, от которой произошло вторичное бытие? В отечественной философской традиции можно выделить два направления, каждое из которых давало свой ответ на поставленный вопрос. Эти направления - материализм и спиритуализм.

«Философия на этот вопрос дает два противоположных ответа: по одному, сущность вещей есть материя; по другому же, не материя, а дух есть бытие основное, первоначальное и наиболее существенное» [10, с. 46].

Материалисты утверждают, что первоосновой вещей является материя. Но насколько материя может соответствовать признакам первичного бытия -единству и неизменности?

Наукой доказано, что материя неизменна. Может изменяться тело, которое создано этой материей, оно создается, разрушается и вновь создается.

Но если взвесить удельный вес химических элементов, составляющих это тело, он окажется неизменяемым.

В подтверждение этой неизменности свидетельствует то, что всем телам присущи определенные свойства, при различном сочетании неких обязательных для всех, но взятых в разных соотношениях составные элементы образуют разные тела. Но если рассмотреть все элементы, то выясняется, что они одинаковы для всех тел.

Другой точкой зрения, подтверждающей единство материи является тот факт, что тела состоят из некой неделимой частицы, так как любое делимое тело не может делиться до бесконечности. Такой неделимой частицей является атом.

Однако следует обратиться к такому состоянию материи, как движение. Выделяют два вида движения: частичное и массовое. При частичном движении некое тело поступает молекулярно, например, тепло, а во втором случае, тело движется неделимо посредством некоего импульса, который может быть дан от какого-либо толчка одного тела об другое. Но не все тела соприкасаясь воздействуют друг на друга. Во всем мировом пространстве в движение эти тела приводит эфир. Эфир заполняет собой все пространства от больших между телами, до малых - между частицами тела. Из этого следует, что пустоты нет нигде. Таким образом, следует предположить, что существуют два вида материи: более плотная и менее плотная, не осязаемая (эфир).

Все движение происходит в двух направлениях: от центра и к центру. Так постепенно в центре скапливается некая масса, со временем отделяющаяся от общей массы и образующая новые тела. Другие тела со временем разрушаются. Так движется вся масса: без цели, без начала и без конца.

Но если рассмотреть материю с позиции существования тел органических и не органических, становится понятным, что необходимо определиться с одним из двух выводов: либо следует признать существование двух первооснов, что отрицает сам принцип единой первоосновы, либо признать что в неорганической материи жизнь существует также как и в органической, но лишь в некой потенциальной, скрытой форме. Эта потенциальность раскрывается только в органической сущности. Что приводит к отрицанию материализма.

«Материализм понимает материю как совокупность движущихся частиц, т.е. таких, которым может быть свойственно одно лишь чисто внешнее изменение, состоящее в перемещении, изменении своего положения. Если же допустить существование в частицах материи некоторого подобия чувствительности, то этим предполагается уже в материи сторона субъективная, - элемент духовности» [10, с. 51].

В противоположность материалистам, спиритуалисты утверждают, что единство и неизменность больше присущи не внешнему проявлению - материи, а внутреннему - духу. Потому в основе их концепции лежит дух, а материя рассматривается ими как нечто не существенное.

Дух признается единым непосредственно и неизменяемым (тождество сознания). Однако в духе есть разные свойства и явления. Потому можно говорить о духе условном и безусловном.

Определяя своей основной задачей объяснить соотношением материи и духа, спиритуализм обрастает разными точками зрения, которые можно, по мнению П. Линицкого объединить в три группы: «а) спиритуализм дуалистический; Ь) спиритуализм плюралистический и с) спиритуализм монистический» [10, с. 53].

Спиритуализм дуалистический признает материю как особое начало наряду с бытием духа, но подчеркивает ее подчиненность, последнему.

Представителями дуалистического спиритуализма были Платон, Аристотель, Декарт.

Спиритуализм плюралистический отрицает материю как некое особое начало, подчиненное духу, потому что в таком случае сложно отделить одно от другого, напротив, если их абсолютно отделить одно от другого, тогда сложно найти нечто общее, объединяющее. Поэтому материя как особое начало отрицается спиритуалистами этого направления. Материя рассматривается ими как явление, порожденное множеством существующих нематериальных субстанций. «Существует бесконечное множество индивидуальных, простых, душеподобных существ» [10, с. 54]

Этими существами у Лейбница, например, выступают монады, у Гер-барта - реальности.

В спиритуализме монистическом главной задачей является необходимость найти связующее звено между единством и противоположностью.

«И дух человеческий, и материальная природа равно суть явления иного, отличного от них, безусловного, неограниченного, начала, именуемого субстанцией (Спиноза), началом тождества, единства идеального и реального (Шеллинг), абсолютной идеей (Гегель)» [10, с. 60].

Подводя итог, следует сказать, что П.И. Линицкий считает дух основным началом, он един, в отличие от множественной материи и он деятелен, в отличие от пассивной материи. Если признать материю началом, тогда следует отрицать дух, но если абсолютным началом признать дух, материя не нуждается в отрицании. Она будет орудием у деятельностного духа.

Список литературы:

1. Линицкий П. Абсолютное есть ли идея или же действительное существо? // Вера и разум. - 1890. - № 1. - С. 1-27.

2. Линицкий П. Абсолютное само в себе и в отношении к конечному // Вера и разум. - 1889. - № 21. - С. 375-406.

3. Линицкий П. Вера и знание // Вера и разум. - 1889. - № 22. - С. 217-239.

4. Линицкий П. Критическое обозрение обычных взглядов и суждений о различных видах общественной деятельности и началах общественного благоустройства // Вера и разум. - 1884. - Ч. 1 - С. 26-64.

5. Линицкий П. Материя и дух как всеобщие начала бытия // Вера и разум. - 1890. - Т. II. Ч. II. - С. 341-364.

6. Линицкий П. Мышление и познание // Вера и разум. - 1897. - № 16. -С. 469-494.

7. Линицкий П. Об образе существования абсолютного или отношение между безусловным и условным // Вера и разум. - 1890. - № 4. - С. 151-170.

8. Линицкий П. Общий взгляд на философию // Труды Киевской духовной академии. - 1867. - Т. IV, № 10. - С. 52-88.

9. Линицкий, П.И. О формах и законах мышления / П.И. Линицкий. -Харьков: Тип. Губ. Прав., 1895. - 84 с.

10. Линицкий П.И. Сочинения: в 5 т. Т. 1: Основные вопросы философии. Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту / Ред. А.Г. Волков. - Мелитополь: Изд. дом МГТ, 2012. - 455 с.

РЕЛИГИОЗНО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР «ФИЛОСОФИИ МУЗЫКИ» Е.Н. ТРУБЕЦКОГО

© Ноздрина А.П.1

Новороссийский политехнический институт (филиал) КубГТУ, г. Новороссийск

В статье анализируются произведения Е.Н. Трубецкого в контексте музыкального творчества и религиозно-экзистенциальной философии «Серебряного века».

Ключевые слова музыка, композитор, музыкальная душа, музыкальное понимание, богоискательство.

Русские философы рубежа ХЖ-ХХ веков в идейном пространстве интеллектуального и религиозно-экзистенциального бытия по-своему осмысливали культурно-историческую специфику отечественной философии. В начале XXI века «происходит выявление и спецификация их жизненно-мировоззренческих устоев, из которых вырастали интеллектуальные позиции» [1, с. 67]. Значение философии зависит от свойственных только ей критериев, поскольку «она одна служит посредницей между действительностью и идеалом» [7, с. 150]. Философская вера призывает человека подняться над областью относительного и пробиться к сфере трансцендентального, «восстановить и укрепить пошатнувшуюся в нас веру в идеал» [7, с. 151]. Настало время обратиться к психологическим особенностям личности русских философов, культурным и экзистенциальным основаниям их воспитания и самообразования, формированию их ценностных установок и ориентиров.

1 Доцент кафедры Общенаучных дисциплин, к.ф.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.