Научная статья на тему 'ГНОСЕОЛОГИЯ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО'

ГНОСЕОЛОГИЯ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТР ИВАНОВИЧ ЛИНИЦКИЙ / ФИЛОСОФИЯ / ПОЗНАНИЕ / ГНОСЕОЛОГИЯ / ЭМПИРИЗМ / РАЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Еникеева Н. К.

В статье приведен анализ гносеологических взглядов профессора философии П.И. Линицкого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГНОСЕОЛОГИЯ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО»

ное место «гипотезы Бога» в конкретных теоретических концепциях, что и показывает история развития эволюционных учений.

Список литературы

1. Агностицизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wiki-pedia.org/агностицизм (дата обращения: 5 мая 2016).

2. Бэр К. Взгляд на развитие наук // Избранные произведения русских естествоиспытателей первой половины XIX века. - М.: Соцэкгиз, 1959. - 660 с.

3. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография). - М.: Изд-во АН СССР, 1957. - С. 15-36.

4. Дарвин Ч. О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.ru/book/darvin_charlz/proishogde-nie_vidov.html (дата обращения: 5 мая 2016).

5. Ирвин У Обезьяны, ангелы и викторианцы. Дарвин, Гексли и эволюция. - М.: Мол. гвардия, 1973. - 463 с.

6. Кювье Ж. Рассуждение о переворотах на поверхности Земного шап-ра. - М.; Л.: Биомедгиз, 1937. - 368 с.

7. Ламарк Ж.-Б. Избр. произв: в 2 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - Т. I. -968 с.; 1959. - Т. II. - 895 с.

8. Ларичев В.Е. Сад Эдема. - М.: Политиздат, 1980. - 112 с.

9. Ляткер Я.А. Декарт. - М.: Мысль, 1975. - 198 с.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. Том 4. - СПб.: ТОО «Петрополис», 2003. - 850 с.

11. Скибицкий М. Бог и «верующие» ученые. - М.: Политиздат, 1976. -110 с.

12. Храпко Р.И. Религия и наука [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mai.ru/upload/iblock/2cd/nauka-i-religiya.pdf (дата обращения: 5 мая 2016).

ГНОСЕОЛОГИЯ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО

© Еникеева Н.К.1

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье приведен анализ гносеологических взглядов профессора философии П.И. Линицкого.

Ключевые слова: Петр Иванович Линицкий, философия, познание, гносеология, эмпиризм, рационализм.

1 Аспирант.

Одним из знатоков русской философской мысли, В.В. Зеньковским (18811962), русским религиозным философом, богословом, была дана следующая характеристика русской философии: «В русской философии ... есть некоторые своеобразные особенности, которые вообще отодвигают теорию познания на второстепенное место. За исключением небольшой группы правоверных кантианцев, русские философы очень склонны к так называемому онтологизму при разрешении вопросов теории познания, т.е. к признанию, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Иными словами - познание признается лишь частью и функцией нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, - а потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения нашего к миру [1, с. 17].

Петр Иванович Линицкий (1839-1906), заслуженный ординарный профессор Киевской духовной академии, доктор богословия является ярчайшим представителем русской религиозной философии.

В целом ряде своих работ, изданных в Киеве и Харькове в период с 1881 по 1904 годы, Петр Иванович раскрывает теорию познания: «Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту», «Пособие к изучению вопросов философии», «Мышление научное и ненаучное», «Краткий очерк основных начал философии», «О познании», «О необходимости метафизики», «Основные вопросы философии».

Изучая творчество философа, легко проследить влияние на него взглядов философов традиционной немецкой классической школы. Однако, это влияние было положено на взращенную на русской духовной традиции личность.

Вопрос о соотношении бытия и познания занимал еще умы античных философов. Перед мыслителями стаяла задача определить независимы ли по отношению друг к другу бытие и познание, возможно они тождественны, или между ними имеется некая взаимосвязь?

Предполагая, что между познанием и бытием существует некая взаимосвязь, следует вывод, что они отделимы друг от друга, а также познаватель-ность становится главенствующей. Познание стремится узнать сущность бытия, тем самым ставя бытие в подчиненной положение предмета познания. А соотносить эти два понятия будет познающая личность.

Частные науки познают являемые объекты, которые рассматриваются разными науками в своем многообразии. Объект познается субъектом. Те отношения, в которые вступают в данном случае объект и субъект становятся познаваемыми.

При проведении анализа очень важно обратить внимание на то, каким именно образом явление предстает перед субъектом познания. Философия должна отделить все то, что присуще субъекту в являемом, а что можно отнести к его объективной стороне.

«В отношении к познанию как явлению, данному для сознания самого субъекта познающего, философствующий ум ставит тот же вопрос, как и в отношении вещей познаваемых, именно он спрашивает о сущности познания, разумея под сущностью то, что служит первоначальным, единым (т.е. тожественным у всех субъектов познающих, отсюда всеобщность - признак единства) и неизменным, всегда имеющимся во всяком познании (отсюда необходимость - другой признак) основанием его [11, с. 62].

Представители эмпиризма началом познания называли чувственное восприятие (их иначе называли сенсуалистами). Чувственное воспринималось как внутренними так и внешними чувствами и неразрывно связанными с ними способностями: памятью и воображением. Представление формируется из того, что было воспринято через чувства, преобразовано памятью и преподнесено воображением. Поэтому представлением является основной формой познания. Чувственное восприятие не может существовать само по себе. В ходе переработки его памятью, оно обращается к уже существующему и обработанному ранее сложившемуся представлению.

Чувственное восприятие можно назвать представлением или идеей. Новые представления по сравнению со старыми, ранее существующими окрашены более ярко, более эмоционально.

Накапливаясь, представления создают группы, которые П.И. Линицкий называет ассоциациями. Любое даже самое сложное знание является ассоциацией представлений. Для того, чтобы дольше помнить, лучше воспроизвести, передать ассоциацию другому, человек пользуется словами.

От природы человек обладает памятью, воображением, восприятием, а вот изобрел он язык. Из этого, по мнению П.И. Линицкого, следует, что существует две формы познания. Естественная форма - данная природой - познание, и искусственная - созданная человеком - различные словесно-логические формы. Из них возникли искусственно созданные рассудок и разум.

«Вообще, самое познание, в особенности научное, есть дело человека, а только первые элементы познания человек имеет от природы, и таковые составляют в собственном и тесном смысле опыт» [11, с. 63].

Основываясь на этом выводе, эмпиризм разделяет два понятия: объективная составляющая и субъективная. В этом и заключается значение познания.

«Все произведенное в познании самим человеком, следовательно, все словесно-логические формы выражения и изложения познания - все это объективного значения не имеет, не выражает собою бытия вещей. Даже истинность и ложность как принадлежность предложений означают не отношение (соответствия или несоответствия) познания к бытию, а отношение согласия или несогласия между собою слов и обозначаемых ими представлений» [11, с. 63].

Представители рационалистического направления напротив, считали, что естественным и данным от природы разум, а его выразителем стал язык.

Без этого не возможна природность человека. Следовательно, первичную основу познания составляет деятельностный, мыслящий разум.

Разум деятелен потому, что он сам участвует в процессе восприятия. Все образы передаются с помощью слов, языка, который является проявлением разума. Язык был создан человеком, потому что только он (человек) обладал способностью мыслить. В основе мышления заключена идея. Из утверждения, что первоначальным свойством человеческого духа является мышление, следует, что существуют некие первоидеи, изначально являющиеся человеческому духу. Их можно назвать врожденными.

На это утверждение у рационалистов есть две позиции. Платон и Декарт говорили об изначальном существовании этих идей в душе человека. В процессе жизни, разуму необходимо особым образом структурировать эти идей, чтобы стало возможным использовать эту систему. Другой теорией, утвердившейся позже в трудах Аристотеля, Лейбница, Канта является теория о том, что изначально не дано никаких определенных идей и истин. Есть только некие общие формы, способы мыслить, как только их включили в работу, они начинают управлять познавательной деятельностью и становятся правилами и законами.

«Такого рода формы или способы познавательной деятельности как предваряющие всякий опыт и в отличие от положений, основанных на опыте, называются началами априорными» [11, с. 63].

Рационалистическое и эмпирическое философствование по мнению Петра Ивановича Линицкого взаимно исключают друг друга. Наряду с этим, рационализм готов принять в себя все значимое, существующее в эмпиризме. Эмпиризм же напротив, отрицает все, чтобы ни предложил ему рационализм.

Не следует забывать, что по мнению Линицкого познать сущность вещей возможно лишь двумя способами: либо эмпирически, либо рационально.

Список литературы:

1. Зеньковский В.В. История русской философии Т. 1 Ч. I. - Париж, УМСЛ-РКБ88, 1948. - 469 с.

2. Линицкий П. Абсолютное есть ли идея или же действительное существо? // Вера и разум. - 1890. - № 1. - С. 1-27.

3. Линицкий П. Абсолютное само в себе и в отношении к конечному // Вера и разум. - 1889. - № 21. - С. 375-406.

4. Линицкий П. Вера и знание // Вера и разум. - 1889. - № 22. - С. 217-239.

5. Линицкий, П. Критическое обозрение обычных взглядов и суждений о различных видах общественной деятельности и началах общественного благоустройства // Вера и разум. - 1884. - Ч. 1 - С. 26-64.

6. Линицкий П. Материя и дух как всеобщие начала бытия // Вера и разум. - 1890. - Т. II, Ч. II. - С. 341-364.

7. Линицкий П. Мышление и познание // Вера и разум. - 1897. - № 16. -С. 469-494.

8. Линицкий П. Об образе существования абсолютного или отношение между безусловным и условным // Вера и разум. - 1890. - № 4. - С. 151-170.

9. Линицкий П. Общий взгляд на философию // Труды Киевской духовной академии. - 1867. - Т. IV, № 10. - С. 52-88.

10. Линицкий П.И. О формах и законах мышления / П.И. Линицкий. -Харьков: Тип. Губ. Прав., 1895. - 84 с.

11. Линицкий П.И. Сочинения: в 5 т. Т. 1: Основные вопросы философии. Об умозрении и отношении умозрительного познания к опыту / Ред. А.Г. Волков. - Мелитополь: Изд. дом МГТ, 2012. - 455 с.

ОНТОЛОГИЯ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЛИНИЦКОГО

© Еникеева Н.К.1

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета,

г. Уссурийск

В статье приведен анализ онтологических взглядов профессора философии П.И. Линицкого. Приводятся размышления философа о бытии, анализ материалистической и спиритуалистической (дуалистической, плюралистической и монистической) концепций.

Ключевые слова: Петр Иванович Линицкий, философия, бытие, онтология, материализм, спиритуализм дуалистический, плюралистический и монистический.

Одной из главных тем философии на протяжении многих веков, начиная со времен античности и по настоящее время, остается учение о бытии. Отечественная философская мысль в основе своей является онтологичной. Православные философы теисты, любомудрствующие в отечественных духовных академиях в XIX веке выстраивали свои концепции бытия. Отечественные теисты обосновывали реальность внешнего мира и единство мира субъективного и объективного.

Одним из теистических философов, выстроивших четкую онтологическую концепцию был Петр Иванович Линицкий (1839-1906), заслуженный ординарный профессор Киевской духовной академии, доктор богословия.

Основу своих взглядов Петр Иванович видел в патристике, античной философии, немецкой классической философии. В своих умозаключениях он следовал русской философской традиции, не отделявшей изучение вопросов познания от вопросов бытия.

1 Аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.