Научная статья на тему 'Особенности предмета философии в трудах П. И. Линицкого'

Особенности предмета философии в трудах П. И. Линицкого Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
167
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.И. ЛИНИЦКИЙ / ТЕИЗМ / ФИЛОСОФИЯ / ГНОСЕОЛОГИЯ / ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ / НАУКА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЕТОД / ПРЕДМЕТ / P.I. LINITSKY / THEISM / PHILOSOPHY / EPISTEMOLOGY / SUBJECT OF PHILOSOPHY / SCIENCE / WORLDVIEW / METHOD / SUBJECT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Луценко Виктория Евгеньевна, Климова Оксана Михайловна

Предметом исследования, представленного в статье, выступает учение представителя Киевской духовной академии, крупнейшего «православного рационалиста» Петра Ивановича Линицкого о предмете философии. На основе анализа отдельных работ П.И. Линицкого делаются выводы о сущности философии, ее предмете, задачах и значении в жизни общества. Признавая универсальным характер философии, философ считает, что ее цели также должны быть универсальными. Целью философии является то значение, которое принадлежит ей в образовании и развитии духовной жизни человечества. Философ-теист признает, что философия стремится к разъяснению основных побуждений и целей во всех сферах деятельности человека. Обращается внимание на определение русским ученым универсальности характера философии, ее особенное значение среди других наук. Основную цель науки философ видит в формировании общего мировоззрения, и в этом, он считает, состоит существенная задача философии, вытекающая из природы разума человека, который стремится к единству в познании и соединению частного с общим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Луценко Виктория Евгеньевна, Климова Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Subject of Philosophy in the Works of P.I. Linitsky

The subject of the study is the teaching of the representative of the Kiev Theological Academy, the largest «Orthodox rationalist» Petr Ivanovich Linitsky, on the subject of philosophy. Based on the analysis of individual works of P.I. Linitsky, conclusions about the essence of philosophy, its subject, tasks and significance in the life of society are drawn. Recognizing the universal nature of philosophy, the philosopher believes that its goals should also be universal. The purpose of philosophy is the meaning that belongs to it in the education and development of the spiritual life of mankind. Theist philosopher recognizes that philosophy seeks to clarify the main motives and goals in all areas of human activity. Attention is drawn to the definition of the universality of the nature of philosophy, its special significance among other sciences by Russian scientists. The philosopher sees the main goal of science in the formation of a common worldview, and he believes that it consists of the essential task, stemming from the nature of the human mind, which strives for unity in knowledge, as well as for combining the particular with the general.

Текст научной работы на тему «Особенности предмета философии в трудах П. И. Линицкого»

УДК 101.3Линицкий

Луценко Виктория Евгеньевна

кандидат философских наук, доцент Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел РФ

Климова Оксана Михайловна

кандидат философских наук, старший преподаватель Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел РФ

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ В ТРУДАХ П.И. ЛИНИЦКОГО

Lutsenko Victoria Evgenievna

PhD, Assosiate Professor, Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Klimova Oksana Mikhailovna

PhD, Senior Lecturer, Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

FEATURES OF THE SUBJECT OF PHILOSOPHY IN THE WORKS OF P.I. LINITSKY

Аннотация:

Предметом исследования, представленного в статье, выступает учение представителя Киевской духовной академии, крупнейшего «православного рационалиста» Петра Ивановича Линицкого о предмете философии. На основе анализа отдельных работ П.И. Линицкого делаются выводы о сущности философии, ее предмете, задачах и значении в жизни общества. Признавая универсальным характер философии, философ считает, что ее цели также должны быть универсальными. Целью философии является то значение, которое принадлежит ей в образовании и развитии духовной жизни человечества. Философ-теист признает, что философия стремится к разъяснению основных побуждений и целей во всех сферах деятельности человека. Обращается внимание на определение русским ученым универсальности характера философии, ее особенное значение среди других наук. Основную цель науки философ видит в формировании общего мировоззрения, и в этом, он считает, состоит существенная задача философии, вытекающая из природы разума человека, который стремится к единству в познании, а также к соединению частного с общим.

Ключевые слова:

П.И. Линицкий, теизм, философия, гносеология, предмет философии, наука, мировоззрение, метод, предмет.

Summary:

The subject of the study is the teaching of the representative of the Kiev Theological Academy, the largest «Orthodox rationalist» Peter Ivanovich Linitsky, on the subject of philosophy. Based on the analysis of individual works of P.I. Linitsky, conclusions about the essence of philosophy, its subject, tasks and significance in the life of society are drawn. Recognizing the universal nature of philosophy, the philosopher believes that its goals should also be universal. The purpose of philosophy is the meaning that belongs to it in the education and development of the spiritual life of mankind. Theist philosopher recognizes that philosophy seeks to clarify the main motives and goals in all areas of human activity. Attention is drawn to the definition of the universality of the nature of philosophy, its special significance among other sciences by Russian scientists. The philosopher sees the main goal of science in the formation of a common worldview, and he believes that it consists of the essential task, stemming from the nature of the human mind, which strives for unity in knowledge, as well as for combining the particular with the general.

Keywords:

P.I. Linitsky, theism, philosophy, epistemology, subject of philosophy, science, worldview, method, subject.

До Октябрьской революции русская религиозная философия включала в себя достаточное количество различных школ и направлений. Наиболее значительным направлением среди них можно выделить духовно-академический теизм, с которого начинается отечественное любомудрие.

Не обладая какой-то официальной философией, исследователи в своих взглядах были в первую очередь связаны с пониманием соотношения философии и религии. Руководствуясь желанием сблизить православие и науку, известные представители киевской философской школы давали собственные оригинальные трактовки понятию и значению философии. Рассуждая о том, что между богословием и философией существует множество общих вопросов, они видели свою цель в религиозно-философской интерпретации духовных, психических и материальных процессов.

К одним из таких представителей академической философии можно отнести воспитанника Харьковской духовной семинарии, а впоследствии и профессора философии Петра Ивановича Линицкого. Именно его взгляды оказали весьма значительное влияние и определили «лицо» киевской философской школы конца XIX - начала XX в., тяготевшей к научному объяснению метафизических тайн.

Своеобразие философских взглядов заслуженного профессора Киевской духовной академии нашло отражение в таких трудах, как «Общий взгляд на философию», «Обзор философских ученый», «Пособие к изучению вопросов философии (элементы философского миросозерцания)» и др.

Называя П.И. Линицкого крупнейшим «православным рационалистом», исследователи отмечают, что он стремился в своей философской системе согласовать с требованиями разума основные мировоззренческие принципы православия.

Как и все представители философского теизма, П.И. Линицкий был полон желания сблизить интересы человеческого разума с религиозным духом русского народа. Взаимосвязь философии и религии, по мнению мыслителя, заключается в том, что религия содержит в себе умозрительные представления о Боге, мире, человеке. Философия же стремится к образованию общего мировоззрения, тем самым она соприкасается с религиозными представлениями и нередко смешивается с ними. Взаимовыгодное сотрудничество религии и науки П.И. Линицкий видел в том, что благодаря религиозной вере мы можем говорить о возвышении достоинства науки, а потребность в знании обращается в бескорыстную и возвышенную любовь к истине.

Основным вопросом, на который философ-теист стремится найти ответ в своих произведениях, является определение понятия философии и ее сущности. Поэтому размышления об этой проблеме занимают значительное место в его творческом наследии.

Признавая исключительное значение философии в различных областях знаний, культуре и образовании, отличительным признаком предмета философии от других наук можно признать тот факт, что у каждой науки имеется свой предмет исследования, в то время как предметом исследования в философии является не предмет, а отношении к познанию. Поэтому для Линицкого философствовать - это значит рассуждать и познать истину настолько, насколько это возможно. Основным способом познания первичного, основного бытия вещей, которое он признает предметом философии, П.И. Линицкий считает рассуждение и мышление.

Объединяя философию и рассуждение, П.И. Линицкий утверждал, что не каждое рассуждение можно считать философским. Размышления человека над собственными потребностями, отношениями к другим нельзя признать философскими, так как целью человека является приобретение собственной выгоды, тогда как цель философских размышлений сводится к познанию истины. Философ признает, что познать истину - это значит сформировать знание о том, что является неизменным и не теряет своей силы относительно человеческой жизни. Отличие человека думающего, по мнению философа, заключается в том, что над ним не довлеют привычки. Признавая одно и отвергая другое, человек поступает так не потому, что одно привычное, а иное нет, а потому, что абсолютно убежден в истинности одного убеждения и ошибочности другого. В этом случае рассуждение человека строится не на желании выгоды для себя и другого, а на любви к истине, и вопрос пользы становится для него второстепенным.

Ученый полагает, что отличительным признаком философии является то, что философские знания основываются на разуме и признают достоянием только те доводы, которые получены с помощью сознательного и методического размышления.

На начальном этапе своих размышлений П.И. Линицкий ограничивал предмет философии познанием, выстраивая перед ней задачи соотношения субъекта и объекта. Позже, раскрывая основные задачи философии, он указывает, что она призвана решить две основные проблемы: создать научную философию и объединить науку с религией. Решение этих задач сводится к образованию такой философской системы, которая, с одной стороны, соответствовала бы потребностям философской науки и в то же время, с другой, служила бы потребностям человеческого духа, который проявляется в религиозной вере.

Не отрывая философию от религии, П.И. Линицкий указывает на то, что хотя христианство и сообщает нам высшее и совершенное знание, но это совсем не означает, что человек свободен от обязанности познания высшей идеи через самостоятельное размышление.

Таким образом, резюмирует П.И. Линицкий, говорить о полноте философского знания невозможно, если только не изучены действительность и явление предмета. Познать бытие и истинную сущность предмета мы можем не только из непосредственного наблюдения, а также с помощью рассуждения и мышления. Итак, целью философского рассуждения можно считать познание первичных основ бытия и жизни.

В основе любого познания, по мнению философа, лежит наблюдение и систематизация полученных знаний. На этом этапе происходит простое ознакомление с предметом, познание того, каким он существует в действительности и как проявляется в зависимости от разных положений и условий. Основой полученных знаний в данном случае являются представления выгоды и пользы. Такие знания не в состоянии удовлетворить жажду познания, так как демонстрируют

то, каким является предмет в действительности. П.И. Линицкий считает, что наблюдение и приобретение опыта невозможно, если мы только наблюдаем явления, но не думаем о них. Только через рассуждение и мышление возможно познание предмета, его сущности. Мышление является философским только тогда, когда основной целью является исследование первичных основ бытия. Познание сущности - это познание первоначальной основы, определение свойств и причин, почему вещи они существуют именно так, а не иначе [1, с. 56].

Отсюда вытекают основные задачи философии: первая - показать, как относится это первичное (основное) к вторичному, вторая - сделать знания о нем убедительным и обоснованным.

Придя в своих рассуждениях к тому, что задача философии состоит в установлении единства миросозерцания, мыслитель утверждает, что исследование в данном случае имеет только синтетический характер. «Синтез - это истинный прием или способ философского познания» [2, с. 10].

Признавая синтез наиболее совершенным методом познания, Линицкий абсолютно не отрицает, что методом философского исследования можно признать и метод аналитико-синтети-ческий. Отличительной чертой этого процесса как результата исследований в других науках является то, что он всегда носит только теоретический или практический характер. Ученый признает, что философский синтез благодаря своей всеобщности объединяет в себе значение теоретического и практического принципа, поэтому его можно назвать полным и совершенным.

К раскрытию понятия философии П.И. Линицкий подходит с желанием определить ее место при создании общей духовной науки. Устанавливая научный статус философии, П.И. Линицкий признает ее универсальность и полагает, что ее положения и истины также универсальны. Основным назначением философии можно считать соединение опытного и математического познания.

Однако синтез опытного и математического познания ограничивается объективным созерцанием, в то время как в основе умственного созерцания основными лежат представления о времени и пространстве. Только благодаря абстрактному мышлению устраняются эти объективные пределы. Соединяя в себе опытное и математическое знание, философия приводит нас к истине.

П.И. Линицкий признавал, что, для того чтобы лучше понять философию, нужно обратиться к античности. Только она была способна заменить науку и религию. Люди в философии искали не только знания в собственном понимании слова, но и убеждения, необходимые для жизненной практики.

Философ-теист видит в ней некую установившеюся систему, общепризнанную другими науками, а также включающую в себя все их разнообразие. Это может привести изучающего философию в состояние сомнения и к тягостному чувству умственной неудовлетворенности. Поэтому, считает философ, для человека, который изучает философию, особенно важно надежное и опытное руководство.

Особенность философских положений, как признает ученый, указывает на то, что они способны действовать на душу человека возбуждающим образом. Философские мысли способны воздействовать на волю познающего, так как переживаются, т. е. воспринимаются не только умом, но и чувством.

Обозначая, что своеобразие философского знания заключается в отсутствии у него самостоятельного предмета, П.И. Линицкий отмечает, что это обстоятельство не является доказательством ее несамостоятельности. Отсутствие самостоятельного предмета, напротив, является отличительной чертой и указывает на то особенное, важное значение, принадлежащее только ей среди других наук.

Исходя из природы разума человека, который стремится к целостности в познании, а также к соединению частного с общим, основная задача философии заключается в образовании общего мировоззрения.

Являясь универсальной и самодостаточной, философия не стоит в стороне от других наук, напротив, она активно взаимодействует с ними, но при этом не теряет своей самостоятельности. Утратить свою самостоятельность философия может, по мнению П.И. Линицкого, только тогда, когда будет механически объединять в себе знания, данные другими специальными науками. Однако такое невозможно, так как она стремится к познанию основ бытия и ставит своей целью познать внутреннюю взаимосвязь, которая определяет единство всего существующего. Для того чтобы достичь таких целей, недостаточно простого объединения выводов позитивных наук, так как в этом случае «ощущалось бы отсутствие руководящей идеи, обоюдной связи и последовательности между отдельными частями созданной системы, т. е. ощущалось бы отсутствие именно того, к чему всегда стремилась философия...» [3, с. 52].

Киевский теист указывал, что философия ставит своей задачей постижение сущности вещей независимо от условий их существования, в то время как позитивные науки признают связь вещей и явлений на уровне текучих, случайных условий. Отличительным признаком философии

от любой позитивной науки является то, что ее значение определяется собственной сущностью, в то время как важность любой позитивной науки определяется предметом ее исследования.

Кроме того, отличие истории философии от истории позитивных наук, П.И. Линицкий видит в том, что прогресс, который возможен в позитивных науках, нехарактерен для философии. Ей всегда суждено быть повторением и изменением того, что уже было давно высказано и исследовано лучшими и благородными умами человечества.

Анализируя историю науки, философ-теист приходит к выводу, что она не может полностью решить хотя бы один из важнейших вопросов, так как каждый новый период в ее развитии будет раскрывать новые аспекты извечных вопросов, тем самым двигаясь к их основательному исследованию.

По мнению П.И. Линицкого, «философия как стремление к постижению истины во всем, что может быть предметом человеческого познания, является необходимым явлением умственной деятельности и поэтому не ограничивается каким-то определенным временем, наоборот, каждая более значительная философская система настолько служит выражением философии своего времени, насколько она удовлетворяет потребности общества. Но, с другой стороны, принципиально отличаясь от конкретных философских систем, собственно философия в них и через них проявляется. Поэтому постепенное развитие философии осознается, во-первых, в исторической последовательности обоюдных внутренних связей между системами, а во-вторых, в отношении их с общеисторического развития человечества» [4, с. 57].

Таким образом, важной характеристикой философского знания является его исторический характер, так как идеи, сформулированные в процессе исторического развития, сохраняют свою актуальность и для современности, и для будущего. Каждое новое поколение в процессе своего исторического развития обращается к философским идеям, поэтому в определенном смысле философские идеи являются вечными. Изучая историю философии, необходимо изучать также ближайшие связи: условия, характер, направление жизни, а также степень знаний определенного народа в определенный исторический период, т. е. философия выступает как степень исторической зрелости мировоззрения, является выражением «умственного сознания человечества в разные исторические времена и у разных народов» [5, с. 59].

Признавая необходимость философии для развития наук и общества в целом, П.И. Линицкий не соглашается с общественным мнением, признающим философию как нецелесообразную и бесполезную для общественной жизни. Философия является необходимым компонентом для развития науки и общественной жизни. И как бы ни скептически некоторые относились к философии и ученые, изучающие ее, никто не может отрицать заслуг.

Среди представителей философии мы знаем много благородных людей своего времени, и только те народы смогли достичь наибольшего успеха в науке, образовании, которые имели свою национальную философию. Поэтому серьезно отрицать философию невозможно. П.И. Линицкий признает, что только необразованность или непонимание может быть причиной отрицания философии.

Возникновение философии возможно только при определенной исторической зрелости общества: «Потребность в философствовании возникает только тогда, когда все виды искусства достигнут расцвета. Но, кроме этого, ближайшим фактором возникновения философии является прежде всего сомнение, как начало проявления философского сознания. В общем, чисто теоретический интерес познания двигает вперед прогресс философии, но, чтобы этот интерес мог развиваться и даже существовать, для этого необходима определенная отчужденность от страстей и волнений практической жизни» [6, с. 59].

Философия является венцом развития национальной культуры особой формой самосознания человеческого духа. Она всегда имеет национальные особенности, так как является выражением самосознания народного духа, тогда как наука является достоянием общечеловеческим. Национальный характер в ней проявляется в той степени, насколько она является предметом философской обработки и впитала в себя влияние философских идей. Об особенностях мировосприятия и миропонимания определенной нации можно судить по тому, какие философские традиции получают развитие в рамках данной национальной культуры.

В своих трудах П.И. Линицкий проводит мысль о том, что философия необходима для развития как науки, так и общественной жизни. «И только те народы достигли наибольшего в области образования и науки, которые обладают своей национальной философией, или, по крайней мере, ознаменовали себя более или менее значительными произведениями и имеют достойных внимания представителей в области философии» [7, с. 473].

П.И. Линицкий признает ошибочным желание противопоставить общечеловеческое национальному признаку. Культура, утверждает философ, никогда не была и не может быть отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т. е. национальная, и в этом смысле

она есть общечеловеческая [8]. Существование общечеловеческого невозможно отдельно от национального, так как оно развивается на почве национальной жизни.

Основывая свою концепцию на толковании философии как мировоззрения, П.И. Линицкий указывал, что именно оно становится для человека системой смысложизненных координат, определяет его миропонимание, миросознание и поведение.

Признавая мировоззренческий смысл философии, П.И. Линицкий признает и ее задачу в предоставлении глубинного смысла человеческим знаниям и в результате этого возвышение человека над житейскими мелочами, что вносит в жизнь единство, гармоничность и целостность [9, с. 58].

Для профессора философии, Петра Ивановича Линицкого, изучение философии - это не простое зазубривание понятий и сущности законов, а постижение проблем человеческого бытия. Это уникальная возможность самоопределения и утверждения человеком себя. Рассматривая философию как потребность человеческой природы, философ-теист не видит необходимости в том, чтобы философия как мышление о сущности бытия вещей всегда и везде проявлялась с одинаковой силой. Поэтому, считает философ, в Европе и на Востоке, в Китае и Индии можно видеть абсолютно разные типы философских учений [10].

Основная проблема, с которой столкнулась философия второй половины XIX в., считает Линицкий, - это конфликт между ней и естествознанием. Ученый глубоко убежден, что, достижения философии нельзя признать истинными, в то же время, используя только методы естественных наук, нельзя раскрыть тайны духа [11]. Выступая против попыток заменить философию конкретными науками, важность философии автор видит в том, что только с ее помощью можно преодолеть духовный кризис общества. Проблемой признания философии как независимой отрасли знания является прежде всего выяснение ее предмета и метода. Философия как наука всегда обладала своим специфичным предметом и методом исследования, которые нельзя приравнивать к предметам и методам других наук [12].

Таким образом, признавая философию как науку, П.И. Линицкий рассуждает о необходимости философии как особого знания. Признавая ее универсальность, он определяет ей важное место в системе наук, приходя к заключению, что философия необходима для социальной жизни.

Подтверждая значительную роль философии в духовной жизни общества, он подчеркивал, что философия вносит в процесс познания единство, целостность и гармоничность. Внешние формы рационалистической системы мыслителя проникнуты мировоззренческим содержанием, объем которого наполнен духовностью. Все, что П.И. Линицкий в своей теории относил к сфере философского осмысления, направлено на осмысление прежде всего проблем человека, выяснение ее морально-духовных начал.

Ссылки:

1. Линицкий П. И. О познании. Харьков, 1895. 132 с.

2. Леонидов Д. В. Абсолютное бытие в гносеологии православного теизма // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Вып. 3. Уссурийск, 2001. 176 с.

3. Линицкий П.И. Общий взгляд на философию // Труды КДА. Киев, 1867. Т. IV, кн. № 10. 264 с.

4. Линицкий П.И. Мышление научное и ненаучное. Харьков, 1894. 234 с.

5. Линицкий П.И. Общий взгляд на философию.

6. Линицкий П.И. Пособие к изучению вопросов философии. Киев, 1892. 425 с.

7. Аскоченский В.И. История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819. СПб., 1863. 276 с.

8. Там же.

9. Там же.

10. Линицкий П.И. Очерки истории философии древней и новой. Киев, 1902. 293 c.

11. Леонидов Д.В. Указ. соч.

12. Линицкий П.И. Философская пропедевтика // Вера и разум. 1906. № 15. С. 14-18.

References:

Askochensky, VI 1863, The History of the Kiev Theological Academy on its Transformation in 1819, St. Petersburg, 276 p., (in Russian).

Leonidov, DV 2001, 'Absolute Being in the Epistemology of Orthodox Theism', Problemislavyanskoykulturiicivilizacii, vol. 3, Ussuriysk, 176 p., (in Russian).

Linitsky, PI 1867, 'A General View of Philosophy', Trudi KDA, Kiev, vol. 4, no. 10, 264 p., (in Russian). Linitsky, PI 1892, A Guide to the Study of Philosophy, Kiev, 425 p., (in Russian). Linitsky, PI 1894, Scientific and Unscientific Thinking, Kharkov, 234 p., (in Russian). Linitsky, PI 1895, About Cognition, Kharkov, 132 p., (in Russian).

Linitsky, PI 1902, Essays on the History of Ancient and New Philosophy, Kiev, 293 p., (in Russian). Linitsky, PI 1906, 'Philosophical Propaedeutics', Vera i rasum, no. 15, pp. 14-18, (in Russian).

Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Дубина Юлия Юрьевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.