Научная статья на тему 'Онтологические и эпистемологические аспекты оснований философии науки'

Онтологические и эпистемологические аспекты оснований философии науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1045
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛЬНОСТЬ / ДИНАМИЧЕСКИЕ РАВНОВЕСИЯ / ПОЗНАНИЕ / ОНТОЛОГИЯ / ПАРАДИГМА / ЦЕННОСТИ / КРИТЕРИЙ / ИДЕАЛ / НОРМА / КАРТИНА МИРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

При развитии любой науки, а также при изучении её как академической дисциплины необходимо периодически обращаться к основаниям философии науки как к системе координат, которые определяют все эти процессы. В работе рассмотрены важнейшие компоненты, образующие основания философии науки. При этом особое внимание уделено идеалам и нормам исследовательской деятельности, научным картинам мира, понятиям «парадигма», «реальность», «система координат мира». Особое значение при этом имеют «критерии научного знания», представляющие собой набор свойств (необходимых признаков) научного знания, качественно его отличающий от других видов знания: философского, художественного, обыденного, религиозного и т.п. С ними связаны фундаментальные проблемы: экспериментальная проверка основных положений науки, верификация категорий, лежащих в основании гуманитарных наук и т.п. Выделяются следующие группы критериев: объективные законы мира, строгая доказательность (достоверность) и возможность воспроизведения результатов, практическое освоение действительности, предвидение будущего. «Основания философии науки» являются краеугольным камнем научной философии в целом. Это поле знания охватывает большую часть современной философии за исключением направлений иррационального толка. «Основания» обеспечивают формирование когнитивной системы знания для философии науки, техники и прилегающих к ним областей, способствуют развитию важнейших характеристик ключевых этапов развития науки. На их основе формируется ядро научной методологии, позволяющей исследовать научные и научно-философские вопросы по всем научным направлениям. Все «основания» имеет ярко выраженные как онтологические аспекты (пределы динамических равновесий и образованные из них ячейки), так и эпистемологические, связанные с интерпретацией исследуемых процессов. Особенно наглядно онтологические аспекты оснований философии науки проявляются в «научных картинах мира», а эпистемологические в «идеалах и нормах исследовательской деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontological and Epistemological Aspects of the Bases of the Philosophy of Science

In the development of any science, as well as in studying it as an academic discipline, it is necessary to refer periodically to the foundations of the philosophy of science, as the coordinate system that defines all these processes. The paper discusses the most important components that form the basis of the philosophy of science. At the same time, special attention is paid to the “ideals and norms of research”, “the scientific pictures of the world”, the concepts of “paradigm”, “reality”, “world coordinate system”. The “criteria of scientific knowledge”, which are a set of properties (necessary attributes) of scientific knowledge that qualitatively distinguishes it from other types of knowledge: philosophical, artistic, trivial, religious, etc., are of particular importance. Fundamental problems are associated with them: experimental verification of the basic principles of the sciences, verification of the categories laying in the foundations of the humanities, etc. The following groups of criteria are distinguished: objective laws of the world, rigorous evidence (authenticity) and the ability to reproduce the results, practical learning of reality, foreseeing the future. “The bases of the philosophy of science is the cornerstone of scientific philosophy as a whole. This field of knowledge covers most of modern philosophy with the exception of the directions of the irrational sense. “Foundations” provide the formation of a cognitive knowledge system for the philosophy of science, technology and the areas adjacent to them. Contribute to the development of the most important characteristics of key stages in the development of science. On their basis, the core of scientific methodology is formed, which allows to investigate scientific and philosophical issues in all scientific fields. All the “bases” have pronounced ontological aspects (the limits of dynamic equilibria and the cells formed from them), as well as epistemological, associated with the interpretation of the studied processes. The ontological aspects of the foundations of the philosophy of science are particularly well manifested in the “scientific pictures of the world”, and the epistemological aspects in the “ideals and norms of research”.

Текст научной работы на тему «Онтологические и эпистемологические аспекты оснований философии науки»

УДК 1/14

Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова

Онтологические и эпистемологические аспекты оснований философии науки

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. При развитии любой науки, а также при изучении её как академической дисциплины необходимо периодически обращаться к основаниям философии науки как к системе координат, которые определяют все эти процессы. В работе рассмотрены важнейшие компоненты, образующие основания философии науки. При этом особое внимание уделено идеалам и нормам исследовательской деятельности, научным картинам мира, понятиям «парадигма», «реальность», «система координат мира». Особое значение при этом имеют «критерии научного знания», представляющие собой набор свойств (необходимых признаков) научного знания, качественно его отличающий от других видов знания: философского, художественного, обыденного, религиозного и т.п. С ними связаны фундаментальные проблемы: экспериментальная проверка основных положений науки, верификация категорий, лежащих в основании гуманитарных наук и т.п. Выделяются следующие группы критериев: объективные законы мира, строгая доказательность (достоверность) и возможность воспроизведения результатов, практическое освоение действительности, предвидение будущего. «Основания философии науки» являются краеугольным камнем научной философии в целом. Это поле знания охватывает большую часть современной философии за исключением направлений иррационального толка. «Основания» обеспечивают формирование когнитивной системы знания для философии науки, техники и прилегающих к ним областей, способствуют развитию важнейших характеристик ключевых этапов развития науки. На их основе формируется ядро научной методологии, позволяющей исследовать научные и научно-философские вопросы по всем научным направлениям. Все «основания» имеет ярко выраженные как онтологические аспекты (пределы динамических равновесий и образованные из них ячейки), так и эпистемологические, связанные с интерпретацией исследуемых процессов. Особенно наглядно онтологические аспекты оснований философии науки проявляются в «научных картинах мира», а эпистемологические - в «идеалах и нормах исследовательской деятельности».

Ключевые слова: реальность, динамические равновесия, познание, онтология, парадигма, ценности, критерий, идеал, норма, картина мира.

N. N. Kozhevnikov, V. S. Danilova

Ontological and Epistemological Aspects of the Bases of the Philosophy of Science

Abstract. In the development of any science, as well as in studying it as an academic discipline, it is necessary to refer periodically to the foundations of the philosophy of science, as the coordinate system that defines all these processes. The paper discusses the most important components that form the basis of the philosophy of science. At the same time, special attention is paid to the "ideals and norms of research", "the scientific pictures of the world", the concepts of "paradigm", "reality", "world coordinate system". The "criteria of scientific knowledge", which are a set of properties (necessary attributes) of scientific knowledge that qualitatively

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]

KOZHEVNIKOV Nikolay N. - Doctor of philosophical science, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. E-mail: [email protected]

DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy, Professor Department of Philosophy M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

distinguishes it from other types of knowledge: philosophical, artistic, trivial, religious, etc., are of particular importance. Fundamental problems are associated with them: experimental verification of the basic principles of the sciences, verification of the categories laying in the foundations of the humanities, etc. The following groups of criteria are distinguished: objective laws of the world, rigorous evidence (authenticity) and the ability to reproduce the results, practical learning of reality, foreseeing the future. "The bases of the philosophy of science is the cornerstone of scientific philosophy as a whole. This field of knowledge covers most of modern philosophy with the exception of the directions of the irrational sense. "Foundations" provide the formation of a cognitive knowledge system for the philosophy of science, technology and the areas adjacent to them. Contribute to the development of the most important characteristics of key stages in the development of science. On their basis, the core of scientific methodology is formed, which allows to investigate scientific and philosophical issues in all scientific fields. All the "bases" have pronounced ontological aspects (the limits of dynamic equilibria and the cells formed from them), as well as epistemological, associated with the interpretation of the studied processes. The ontological aspects of the foundations of the philosophy of science are particularly well manifested in the "scientific pictures of the world", and the epistemological aspects in the "ideals and norms of research".

Keywords: reality, dynamic equilibria, cognition, ontology, paradigm, values, criterion, ideal, norm, picture of the world.

Введение

Основания философии науки достаточно обширны. «В качестве важнейших компонентов, образующих основания науки, можно выделить: 1) научную картину мира; 2) идеалы и нормы научного познания, 3) философские основания науки» [1, c. 188]. Под последними понимаются, прежде всего, мировоззренческие (культурные) универсалии, а также онтологические, эпистемологические, методологические, логические, аксиологические понятия и принципы философии. Каждый из отмеченных выше компонентов в свою очередь внутренне структурирован и связан с реальностями мира (физической, химической, филологической и другими). Кроме того в этой же группе понятий могут быть рассмотрены «основания научного знания», «основания научной теории» и т.п. Все они имеют онтологические и эпистемологические аспекты.

Важнейшие компоненты, образующие основания философии науки

Научные картины мира являются совокупностью фундаментальных концепций, которые дают наиболее общие представления о мире и его устройстве для определенного этапа развития науки. При этом особое внимание уделяется типам объектов и взаимодействиям между ними. По степени общности научные картины мира можно подразделить на всеобщие, фигурирующие в вышеприведенном определении, частные (физическая, биологическая и т.п.) и единичные. Последняя соответствует, например, взглядам конкретного ученого. Частные научные картины мира для определенной эпохи интегрируются в соответствующую ей общую научную картину мира. По мере возрастания роли живого организма, затем человека и индивида характер поведения становится целесообразным, а затем целенаправленным, что видно при переходе от физической и химической к биологической, а затем и социальной картинам мира. По способу описания реальности можно кроме научной картины мира, рассматривать мифологическую, религиозную, философскую и другие образования.

Идеалы и нормы исследовательской деятельности организуют, направляют и оценивают как само научное исследование, так и его результаты. Они включают в себя, прежде всего, специальные категории и научные ценности, характеризующие науку изнутри. К первым можно отнести «научную истину», «критерии истинности научного знания», «критерии научности знания», «научное доказательство», «научную эффективность», «научную теорию», «научное объяснение», «научное понимание» и др. Содержание категорий целесообразно рассмотреть для различных типов науки. Обычно выделяют соответствующие им этапы (наука Древнего мира, античная наука, средневековая наука, наука позднего Возрождения и Нового времени (XVI-XVII века), неклассическая наука, постнеклассическая наука.

Поскольку основными аспектами функционирования науки являются познавательная деятельность и социальный институт, то «идеалы и нормы науки распадаются на две группы:

1) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; 2) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и её ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений между собой и обществом в целом и т.д.» [2, с. 91].

Можно выделить следующие познавательные формы этих идеалов и норм: 1) объяснения и описания; 2) доказательность и обоснованность знания; 3) построение и организация знаний. В каждой из этих форм можно выделить три взаимосвязанных уровня: 1) отличающий науку от других видов познания; 2) исторические установки стилей мышления, присущих науке в определенные эпохи; 3) характеризующий специфику конкретных наук (дисциплинарных онтологий) [1, с. 244-245].

По первому уровню требования к науке были общими - «раскрытие сущности явлений» во все эпохи (античность, средневековье, Новое время, современность). На втором уровне имеются серьезные отличия в идеале изложения знаний: в математике Древнего мира - рецепты; в античной математике - дедуктивно развертываемая система доказательств; в Средние века - правильное, истинное знание, ориентированное на символический смысл вещей; в Новое время - эксперимент и его математическое описание. Аристотель, сенсуалисты, рационалисты искали единый универсальный критерий теории познания. Неклассическая наука отказалась от универсальных критериев, осознав плюрализм различных типов знания. Новоевропейская наука, возникшая после Коперника и Галилея по сути дела синтезировала программы Платона и Аристотеля в виде программы математического естествознания [3], основанного на эксперименте: эмпирическая наука возможна, но не на основе описания того, что исследуется. В её основе теоретико-познавательная установка: реальность дана в чувственном опыте, но её глубинный механизм постигается с помощью её препарирования и математической обработки.

Третий уровень выделяет идеалы и нормы для конкретных наук: 1) физические исследования опираются на принципы наблюдаемости, соответствия, инвариантности; 2) в математике нет идеала экспериментальной проверки; 3) в биологии главные идеи связаны с наследственностью и эволюцией.

С рассмотренными категориями тесно связанны соответствующие им ценностные основания, которые удобнее всего последовательно соотнести с классической неклассической и постнеклассической наукой. Ценности классической науки - это антисхоластика, объективная истина, сциентизм, фундаментализм (в котором наука имеет абсолютную истинность), бесконечный научный прогресс, практическая польза, общественная пропаганда достижений науки. Они в значительной степени идеализированы и догматизированы. Ценности неклассической науки - антифундаментализм, плюрализм (научных гипотез, теорий, методологии), относительность истины, релятивизм, обусловленность (ценностная, социокультурная) научного знания, научный скептицизм, субъект-объектное взаимодействие научного знания. Эти ценностные основания более либеральны и менее жесткие по сравнению с классической наукой. Ценности постнеклассической науки - консенсуальность с присущей ей объективностью, свобода, демократия, гуманизм, плюрализм, конструктивность, творчество, толерантность, самокритика, человекоразмерная сущность науки, отсутствие абсолютной однозначности. Необходимыми условиями существования и развития постнеклассической науки являются когнитивная смелость, творчески-конструктивный характер процесса научного познания, а также отсутствие абсолютных однозначности, точности и доказанности, универсальной применимости научных концепций и теорий.

Критерии научного знания представляют собой набор свойств (необходимых признаков) научного знания, качественно его отличающий от других видов знания: философского, художественного, обыденного, религиозного и т.п. Они справедливы для всех наук, однако их формулировки оставляют поле для дискуссий, критики, а число этих критериев может варьиро-

ваться. С ними связаны фундаментальные проблемы: экспериментальная проверка основных положений математики и логики; верификация оснований гуманитарных наук и т.п. Десятки выделяемых в настоящее время критериев принято разбивать на следующие группы [4].

Объективные законы мира. Их обнаружение ориентирует исследования на общие, существенные свойства предметов, что предполагает следующий порядок действий: 1) четкое определение исследуемых предметов; 2) выраженность этих предметов в общезначимых языковых понятиях; 3) однозначность значений и смыслов; 4) выявление объективной истины посредством устранения не присущих предмету исследования его субъективных характеристик; 5) непротиворечивость, концептуальная связность понятий, значений, смыслов. Строгая доказательность (достоверность) и возможность воспроизведения результатов: 1) воспроизведение полученных результатов другими исследователями, по всему миру; 2) эмпирическая проверяемость и подтверждаемость фактами; 3) теоретическое (логическое) обоснование аргументами; 4) принципиально возможная фальсифицируемость научных концепций; 5) обеспечение точности: а) математических, логических и других методов, б) приборов, инструментов, сложного оборудования и их подсистем; 6) непрерывная методологическая рефлексия; 7) объединение знания в целостную, органическим образом сформированную систему, на основе определенных теоретических принципов (системность познания). Практическое освоение действительности: 1. Производство и воспроизводство новых знаний. 2. Ориентация их на полезность и адаптивность. Предвидение будущего. Плодотворность, предсказательная сила научных идей и концепций.

«Философские основания науки» - это онтологические, эпистемологические, методологические, логические, аксиологические понятия и принципы философии. Однако, прежде всего, под ними понимаются мировоззренческие (культурные) универсалии, которые являются предельными основаниями науки и культуры и обеспечивают равновесные взаимодействия картин мира, идеалов и норм науки с господствующими мировоззрениями эпохи. «В системе мировоззренческих универсалий можно выделить два основных блока. Первый из них образуют категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объектов, преобразуемых в деятельности: «пространство», «время», «движение», «вещь», «свойство», «отношение», «количество», «качество», «причинность», «случайность», «необходимость» и т.д. Предметами, преобразуемыми в деятельности, могут быть не только объекты природы, но и социальные объекты, сам человек и состояния его сознания... Второй блок универсалий культуры составляют категории, характеризующие человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни К ним относятся категории: человек, общество, я, другие, труд, сознание, добро, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и т.д.» [1, с. 270].

Понятия, способствующие уточнению оснований философии науки

Парадигма - общепринятая фундаментальная теория в конкретных области знания и научном сообществе. Более конкретно - это совокупность фундаментальных идей, объединенных («сплетенных») в единую конструкцию. В истории науки были примеры, когда научная теория строилась на каком-то одном понятии, что невозможно, поскольку ни одно из них не может быть определено однозначно. Так для «массы» имеется по крайней мере четыре определения, для «энергии» их раза в два больше. Для «энтропии», «информации» - десятки, для «философии» - более ста, для «культуры» не менее пятисот. Так например, В. Оствальд -автор концепции «энергетизма» считал единственной реальностью «энергию», рассматривая «материю» и «дух» как формы проявления энергии. Были авторы, опиравшиеся в своих исследованиях исключительно на «материю», «дух», «текст» и т.д., но ни одно из этих понятий не стало устойчивым основанием их теорий. С другой стороны, И. Ньютон рассмотрел по крайней мере восемь понятий, взаимосвязанных в единую структуру (в различных источниках их число меняется от шести до двенадцати). Это «масса», «абсолютное пространство», «абсолютное время», «материя в виде движущихся корпускул», «инерция», «гравитация»,

«дальнодействие», «материальная точка» и т.п. Возникающая в результате их взаимодействия парадигма обладает гораздо большей устойчивостью, что подтвердил механицизм, который в течение более трехсот лет был во главе науки и это в эпоху бурного её развития.

Наука и философия науки имеют дело с «реальностью», которая представляет собой бытие в виде его данности человеку. Границы реальности относительны и определяются историческими, социальными, когнитивными условиями и интересами. Многие виды реальности (физическая, математическая, социальная, филологическая) исследованы достаточно подробно. Например, совокупность письменных и филологических текстов представляет собой «филологическую реальность».

«Философские основания науки» является понятием довольно расплывчатым, которое нуждается в уточнениях. К ним и, в частности к мировоззренческим универсалиям, можно отнести пределы динамических равновесий детерминистического хаоса [5], которые в различных сферах человеческой деятельности тесно связаны с философскими категориями, культурными универсалиями и т.п.

Любой объект мира (природное или культурное образование) может быть рассмотрен с точки зрения трех предельных фундаментальных равновесий: идентификационного (I - предел), коммуникационно-сетевого (С - предел) и ритмов мировой гармонии (К - предел). Каждому этапу процесса изменения любого природного или культурного образования можно сопоставить промежуточные динамические равновесия Д Н, G, связанные с I, С, К калибровочными соотношениями. Ячейка Д, Н, G является внутренней для природного или культурного образования и может быть устойчивой только в калибровочных узлах динамических равновесий [6]. Процесс состояний природного или культурного образования, характеризующий его развитие (изменение), можно представить как перемещение ячейки Д, Н, G в соответствующем феноменологическом пространстве». Система координат взаимодействует с открытыми природными и культурными образованиями, имеющими тенденцию к самоорганизации, саморазвитию, диалогу, взаимодействию с параметрами порядка-хаоса динамических равновесий [7]. Система координат мира также как и остальные «основания» имеет ярко выраженные онтологические аспекты (пределы динамических равновесий и образованные из них ячейки), так и эпистемологические, связанные с интерпретацией исследуемых процессов. О философии как предельных основаниях науки неднократно писали В.С. Степин, И.Т. Касавин.

«Основания философии науки» могут также опираться на «основания научного знания» и «основания научной теории». Первые содержат внутренние и внешние предпосылки научного знания в целом и в его частных проявлениях. Внутренние предпосылки научного знания могут быть эмпирическими, теоретическими, метатеоретическими, логическими. Внутренние предпосылки опираются на теоретико-познавательные (когнитивные) модели, которые определяют взаимную детерминацию различных элементов и уровней научного знания. Внешние предпосылки научного знания включают в себя предметное содержание исследуемых объектов, практические, социальные, психологические, личностные потребности и мотивации научного знания. «Основания научной теории» представляют собой эмпирические и теоретические (метатеоретические) принципы и аксиомы, которые могут быть дополнены философскими основаниями науки.

Заключение

Основания философии науки являются краеугольным камнем не только этого направления, но и научной философии в целом. Они выполняют несколько фундаментальных функций: 1) обеспечивается формирование когнитивной системы знания для философии науки, техники и прилегающих к ним областей. Это поле знания охватывает большую часть современной философии за исключением направлений иррационального толка; 2) прослеживается развитие важнейших характеристик ключевых этапов развития науки; 3) формируется ядро научной методологии позволяющей исследовать многие научные и научно-философские вопросы.

Онтологические аспекты оснований философии науки проявляются, прежде всего, в «научных картинах мира», а эпистемологические - в «идеалах и нормах исследовательской дея-

тельности». Основания философии науки можно рассматривать как систему координат, которые позволяют исследовать все процессы протекающие в этой сфере.

Литература

1. Стёпин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.

2. Мотрошилова Н.В. Нормы науки и ориентация ученого // Идеалы и нормы научного исследования - Минск: Изд. БГУ, 1981. - 431 с.

3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 456 с.

4. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). - М.: Академический проект. 2008. - 692 с.

5. Nikolay N. Kozhevnikov, Vera S. Danilova The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research - 2016, Vol. 5, Is.1, pp. 18-26.

6. Nikolay Kozhevnikov and Vera Danilova. Human Development in the World Coordinate System on the Basis of Limit Equilibria // Agatos, 2018, Vol. 9, # 1. - P. 135-143.

7. Кожевников Н.Н. Метафизический, онтологический, феноменологический, герменевтический аспекты системы координат мира на основе предельных динамических и сетевых равновесий: монография - Якутск: Изд. дом СВФУ, 2018. - Интернет издание. E-mail: [email protected]

References

1. Styopin V.S. Teoreticheskoe znanie. Struktura, istoricheskaya ehvolyuciya. - M.: Progress-Tradiciya, 2003. - 744 s.

2. Motroshilova N.V. Normy nauki i orientaciya uchenogo // Idealy i normy nauchnogo issledovaniya -Minsk: Izd. BGU, 1981. - 431 s.

3. Gajdenko P.P. Istoriya novoevropejskoj filosofii v eyo svyazi s naukoj. - M.: PER SEH; SPb.: Univer-sitetskaya kniga, 2000. - 456 s.

4. Lebedev S.A. Filosofiya nauki: kratkaya ehnciklopediya (osnovnye napravleniya, koncepcii, kategorii). -M.: Akademicheskij proekt. 2008. - 692 s.

5. Nikolay N. Kozhevnikov, Vera S. Danilova The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research - 2016, Vol. 5, Is.1, pp. 18-26.

6. Nikolay Kozhevnikov and Vera Danilova. Human Development in the World Coordinate System on the Basis of Limit Equilibria // Agatos, 2018, Vol. 9, # 1. - P. 135-143.

7. Kozhevnikov N. N. Metafizicheskij, ontologicheskij, fenomenologicheskij, germenevticheskij aspekty sistemy koordinat mira na osnove predel'nyh dinamicheskih i setevyh ravnovesij. Monografiya - YAkutsk: Izd. dom SVFU, 2018 - Internet izdanie. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.