Научная статья на тему 'Онтологические и феноменологические основания формирования личности'

Онтологические и феноменологические основания формирования личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
183
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ПРЕДЕЛ ДИНАМИЧЕСКИХ РАВНОВЕСИЙ / РИТМЫ МИРОВОЙ ГАРМОНИИ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОНТОЛОГИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / СИСТЕМА КООРДИНАТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна

Актуальность работы определяется тем, что в современных условиях индивид подвергается воздействию многочисленных негативных факторов, которые препятствуют ему стать личностью. Человечество сможет выжить только, если оно будет состоять именно из личностей, которые в современных условиях должны формироваться в контексте современной философии на основе фундаментального универсализма. Основной целью исследования является выявление общего основания личности, которым может стать система координат мира на основе предельных динамических равновесий. Методологией исследования являются основные аспекты системы координат мира. Онтологический представляет собой исследование реальных равновесий (случайных, промежуточных конструкций), направляемых предельными образованиями феноменологического пространства. Феноменологический ориентирован на интенциональную устремленность к фундаментальным предельным равновесиям и сформированным на их основе ячейкам. Оба эти подхода вместе предполагают целостный взгляд на мир вместе с его системой координат как обобщение всего этого подхода. Задачи включают в себя определение генезиса формирования личности, рассмотрение особенностей онтологического и феноменологического этапов её формирования, выявление основных характеристик этих этапов. Результатами исследования стало развитие представлений о личности. Основанные перечисления её основных характеристик переходят в определения, опирающиеся на взаимодействие «Я» и Другого. Их завершением является концепция личности, основанная на взаимодействии с системой координат мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Онтологические и феноменологические основания формирования личности»

— ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ —

УДК 111+172

Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова

Онтологические и феноменологические основания формирования личности

СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Актуальность работы определяется тем, что в современных условиях индивид подвергается воздействию многочисленных негативных факторов, которые препятствуют ему стать личностью. Человечество сможет выжить только, если оно будет состоять именно из личностей, которые в современных условиях должны формироваться в контексте современной философии на основе фундаментального универсализма. Основной целью исследования является выявление общего основания личности, которым может стать система координат мира на основе предельных динамических равновесий. Методологией исследования являются основные аспекты системы координат мира. Онтологический - представляет собой исследование реальных равновесий (случайных, промежуточных конструкций), направляемых предельными образованиями феноменологического пространства. Феноменологический - ориентирован на интенциональную устремленность к фундаментальным предельным равновесиям и сформированным на их основе ячейкам. Оба эти подхода вместе предполагают целостный взгляд на мир вместе с его системой координат как обобщение всего этого подхода. Задачи включают в себя определение генезиса формирования личности, рассмотрение особенностей онтологического и феноменологического этапов её формирования, выявление основных характеристик этих этапов. Результатами исследования стало развитие представлений о личности. Основанные перечисления её основных характеристик переходят в определения, опирающиеся на взаимодействие «Я» и Другого. Их завершением является концепция личности, основанная на взаимодействии с системой координат мира.

Ключевые слова: идентификация, коммуникация, предел динамических равновесий, ритмы мировой гармонии, интенциональность, онтология, феноменология, система координат.

N. N. Kozhevnikov, V. S. Danilova

Ontological and Phenomenological Foundations of Personality Formation

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The relevance of the work is determined by the fact that in modern conditions the individual is exposed to numerous negative factors that prevent him from becoming a person. Humanity can survive only if it consists of persons, who in modern conditions should be formed in the context of the modern philosophy

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]

KOZHEVNIKOV Nikolay N. - Doctor of philosophical science, Professor Department of Philosophy, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, СевероВосточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]

DANILOVA Vera S. - Doctor of Philosophy, Professor Department of Philosophy M. K. Ammosov, NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.

based on fundamental universalism. The main purpose of the study is to identify the common basis of personality, which can become a system of coordinates of the world based on the limit of dynamic equilibria. The methodology of the study is the main aspects of the world coordinate system. Ontological means the study of real equilibria (random, intermediate constructions) of the phenomenological space directed by limiting formations. Phenomenological is focused on the intentional aspiration to the fundamental limit equilibria and formed on their basis cells. Both of these approaches together assume a holistic view of the world, connected with its coordinate system, as a generalization of the whole of this approach. The tasks include the determination of the genesis of personality formation, consideration of the features of the ontological and phenomenological stages of its formation, the identification of the main characteristics of these stages. The research resulted in the development of ideas about the person. Based on the enumeration of its main characteristics, they pass into definitions based on the interaction of the "I" and the "Other". Their completion is the concept of personality based on interaction with the world's coordinate system.

Keywords: identification, communication, limit of dynamic equilibria, world harmony rhythms, intentionality, ontology, phenomenology, coordinate system.

Введение

Понятие «личность» имеет много определений и толкований, однако не все из них могут быть связаны с реалиями современной жизни и философией. «В первом приближении можно использовать следующее определение: личность есть совокупность таких качеств человека, которые делают его целостным, творческим, свободным, духовным существом» [1, с. 27]. Однако подобных определений, сосредоточенных на перечислении основных характеристик личности, достаточно много. Значительным эвристическим потенциалом обладают подходы, связывающие «Я» и «Другого». Тогда под личностью можно понимать конструкцию, в которой «Я» и «Другой» устойчиво взаимодействуют друг с другом, причем последний термин может означать Бога, Гуру, референтную группу (социальную) и т. п. Таким образом, для исследования процесса возникновения личности необходимо выявить особенности формирования «Я» и его взаимодействия с «Другим».

В современных условиях наиболее важными для развития представлений о личности являются онтологический и феноменологический подходы. Последовательное их развитие приводит к рассмотрению личности в контексте фундаментального универсализма, основанием которого может быть «система координат мира на основе предельных динамических равновесий, обусловленных детерминистическим «порядком-хаосом» [2]. Эта система возникает в окружающем нас мире посредством самоорганизации и охватывает все уровни его иерархии [3]. Фундаментальный универсализм на основе предельных динамических равновесий способен обеспечить формирование личности, которая будет обладать устойчивостью, оптимальностью и соответствовать основным подходам к этому понятию.

Методология развиваемого подхода

Согласно развиваемому нами подходу все природные или культурные образования стремятся к трем предельным фундаментальным равновесиям: идентификационному (I - предел), системно-коммуникационному (С - предел) и предельному ритму мировой гармонии (К - предел). Природное или культурное образование никогда этих равновесных пределов I, С, К не достигает вследствие противодействия окружающей среды» [2].

Идентификационное предельное динамическое равновесие обусловлено тем, что любой объект (природное или культурное образование) стремится к самоидентификации. Системно-коммуникационное предельное равновесие характеризуется тем, что все элементы стремятся объединиться в системы. Особи, индивиды существуют благодаря потокам информации, которыми живое обменивается между собой. Коммуницирование посредством диалогов - естественное состояние личностей и культур на соответствующих уровнях мира. Третье предельное равновесие обусловлено тем, что все устойчивые природные или культурные образования опираются на ритмы динамических равновесий.

Каждому этапу процесса изменения любого природного или культурного образования можно сопоставить промежуточные динамические равновесия F, H, G, связанные с I, С, К

калибровочными соотношениями. В пределах этой промежуточной ячейки F, Н, G устанавливается равновесие между произвольным природным или культурным образованием и промежуточными пределами его возможных динамических равновесий: феноменом (К), горизонтом (Н) и промежуточным ритмом мировой гармонии ^ - единица внутреннего ритма мировой гармонии) [3].

Можно выделить несколько аспектов системы координат мира. Интенциональная устремленность к фундаментальным предельным равновесиям и сформированным на их основе ячейкам представляет собой феноменологический аспект. Взаимодействие реальных равновесий индивида (случайных, промежуточных конструкций), направляемых пределами феноменологического пространства, представляет собой онтологический аспект. Целостный взгляд на мир вместе с его системой координат в контексте этой системы является метафизическим аспектом всего этого подхода.

Все природные и культурные образования, имеющие устойчивые равновесные связи с системой координат мира, принимают участие в её формировании, а с другой стороны - они могут быть исследованы в этой координатной системе. Благодаря координатной системе устраняется резкая оппозиция между научным и вненаучным знанием и мышлением. Все те мыслительно-духовные образования, которые выходят за пределы современного знания, но могут, тем не менее, устойчиво взаимодействовать с системой координат, могут быть рассмотрены в рамках этого подхода. Наиболее правильной и глубокой формой диалога является не диалог между индивидами, а диалог между ними и «системой координат мира». Ценностно-познавательная установка становится ориентированной на такой диалог, соответствующий гармоничному и оптимальному развитию.

«Система координат мира», с одной стороны, подстраивается под процесс, если последний имеет возможность «зацепиться» за какой-либо тип равновесия. С другой стороны, вступив в случайное взаимодействие с этим процессом, система координат помогает ему обрести более устойчивое равновесие, то есть становится методом философского исследования. С одной стороны, подобный метод обладает универсальной гибкостью, позволяющей взаимодействовать практически с любым природным явлением и процессом, с другой стороны - имеет единые критерии. Равновесия, возникающие в реальности на различных уровнях мира, направляются ячейками феноменологического пространства, составленных из фундаментальных предельных равновесий и образующих систему координат.

Онтологический этап формирования личности и его особенности

Онтологический этап начинается с выявления отдельных динамических равновесий, на основе которых формируются структуры, а затем и система этих равновесий. Формирование личности начинается непроизвольно, опираясь на бессознательное, затем в этом процессе появляется осознанная составляющая. Непроизвольное формирование личности имеет определяющее значение в детстве, однако в той или иной форме продолжается затем в течение всей остальной жизни. Идентификация индивида в детстве начинается с совокупности наиболее ярких впечатлений реальных и виртуальных событий, которые постепенно начинают опираться на отдельные динамические равновесия. Со временем возникает подвижная платформа динамических равновесий, которая обеспечивает выявление сущности «Я». Идентификация происходит в тесной взаимосвязи с коммуникацией индивида по отношению к ядрам своей сущности, а также с окружающей средой. Оба эти процесса могут также вступить во взаимодействие с ритмами мировой гармонии. Все три тенденции (идентификация, коммуникация, стремление к ритмам мировой гармонии) обеспечивают взаимодополнительность соответствующих процессов, которые приобретают со временем все большую устойчивость и оптимальность. Если в детстве имелся доступ к хорошим книгам, музыке, искусству, естественным наукам, математике, то идентификационная платформа будет достаточно широкой, с широкими возможностями для её универсализации.

Идентификацию можно рассматривать как один из вариантов аутопоэзиса, что означает самопостроение, самовоспроизводство, репликацию живых существ, в том числе человека,

которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт. Аутопоэзная система создает собственные компоненты, выстраивая таким образом самое себя [4]. Аутопоэзные системы - это «системы, которые в качестве единств определяются как сети производства компонентов, которые (1) рекурсивно, через свои интеракции, генерируют и реализуют сеть, которая производит их; и (2) конституируют в пространстве своего существования границы этих сетей как компоненты, которые участвуют в реализации сети» [5, с. 40]. В этом случае механизмом познания сущего становится само рассматриваемое сущее.

Коммуникация определяется сведением всех ярких идентификационных впечатлений в систему волей ребенка (подростка), направленной на достижение поставленных им целей или под воздействием окружающей социальной и гуманитарной среды. Все выявленное в результате самоидентификации: впечатления от социума, литература, музыка, естествознание, искусство - постепенно связывается в системы, которые настраиваются на определенные ритмы мировой гармонии, способствуя как отбору идентификационных впечатлений, так и совершенствованию механизмов формирования коммуникационных систем.

Коммуникационная система формируется квазиравновесными процессами. Механизм этой коммуникации заключается в перемещении всех новых элементов сущего, выявленных посредством идентификации на соответствующее ему место (оптимальное в этом предназначении). Совпадение ритмов сущего и системы оказывает соответствующую помощь. Механизмом коммуникации, присущим социально-гуманитарным процессам, может быть, например, непрерывная творческая работа.

Любая природная (культурная) система подвержена воздействию десятков и сотен ритмов мира, во многих из которых участвует человек. Есть множество способов настроиться на эти ритмы, «услышать», «поймать» соответствующие им колебания вокруг определенного динамического равновесия или их совокупности. Механизм настройки на ритмы и поддержание этого взаимодействия представляет собой нечто аналогичное непрерывной молитвы в исихаз-ме. Сначала эта «мелодия» звучит от случая к случаю, а затем она может стать непрерывной.

В идентификации ядром является самоорганизация её сущностей, в коммуникации -деятельность по созданию устойчивых систем, в ритме - их сохранение и удержание. Все конструкции из предельных равновесных состояний формируются поначалу как достаточно широкие, однако затем под воздействием друг друга они начинают перестраиваться. Идентификация начинает сужаться под воздействием коммуникационной деятельности и оптимизации ритмов гармонии. Коммуникационная система постоянно перестраивается в соответствии с новыми элементами, открываемыми идентификацией и уточнением соответствующих ритмов, приближением их к ритмам мировой гармонии.

Онтологический этап развития личности предполагает предварительное формирование «Я», которое в рамках развиваемого нами подхода должно состоять из подсистем «Я-идентификация», «Я-коммуникация», «Я-ритмы». Это приводит нас к феноменологическому этапу формирования личности, исходя из представлений о исследуемой системе координат мира.

Феноменологический этап формирования личности и его особенности

Феноменологический этап формирования личности предполагает рассмотрение всех процессов онтологического этапа (идентификация, коммуникация, стремление к ритмам мировой гармонии) с точки зрения их пределов, то есть системы координат мира, что предполагает взаимосвязь трех взглядов. 1) С точки зрения самого природного и культурного образования - в рассматриваемом нами случае индивида. 2) С точки зрения фундаментальной (внешней) ячейки (I, C, К) появляющейся в результате трансцендентальной интенциональности. 3) С точки зрения промежуточной ячейки (внутренней) (Д H, О), появляющейся в результате эйдетической интенциональности. Эти ячейки связаны калибровочными соотношениями, а их использование обеспечивает взаимосвязь с системой координат мира на основе предельных

динамических равновесий. С точки зрения системы координат особенно наглядны искажения в формировании своего «Я», присущие многим индивидам.

Прежде всего, значительные трудности связаны с обретением истинной (естественной) идентификации. Человек, сформированный только внешними обстоятельствами, имеет деформированное идентификационное ядро. Какие-то идентификационные параметры у него несомненно будут, но они не сведутся в устойчивую равновесную структуру. Последняя может развиваться только, если в идентификации присутствует значительный элемент самоорганизации. Человек, сформированный только внешними обстоятельствами, может быть хорошо приспособлен к повседневному, но выйти за его пределы ему трудно.

Человек же, сформированный как самоидентификацией, так и внешними обстоятельствами, имеет внутреннюю устойчивую структуру и ориентирован на фундаментальную и промежуточную ячейки системы координат. Устойчивость такого индивида определяется тесной взаимопереплетенностью достаточно прочной и широкой идентификацией, оптимальной коммуникацией и постоянной связанностью с ритмами мировой гармонии. Когда эти понятия достигают своих предельных состояний (полноты, целостности, оптимальности), возникает устойчивая взаимосвязь индивида с «системой координат мира», появлению которой могут способствовать различные причины. Например, любовь в семье обеспечивает устойчивость идентификаций на основе динамической платформы равновесий, с которыми взаимодействуют все остальные чувственные и интеллектуальные восприятия. Семья часто способствует развитию литературных, музыкальных, математических способностей, направляет увлечения детства и отрочества. Может быть настрой на одно из соответствующих им направлений, а может возникнуть целостный мир, когда соприкосновения с великой литературой гармонично дополняет не менее великая музыка, а математические откровения замыкаются с естественнонаучными представлениями об окружающем мире. Тогда и начинает формироваться сущность, определяющая развитие индивида и предпосылки для его последующего превращения в личность.

Формирование «Я» опирается прежде всего на набор идентификационных характеристик и включает в себя наиболее яркие впечатления, ядра последующих когнитивных структур, которые являются динамическими равновесиями или стремятся к ним. Со временем из этих зацепок, структурных ядер формируются системы ключевых мыслей и каркас личности. Устойчивость таких идентификационных характеристик возможна только тогда, когда они опираются на ритмы мировой гармонии. Идентификационные характеристики обеспечивают первичное зацепление за систему координат мира, что особенно хорошо заметно при ретроспективном взгляде на детство и все его впечатления. Возникает эйдетическое, то есть образно-понятийное, восприятие процесса формирования жизненных установок, в рамках которой определяются структуры, а затем и системы этих идентификационных характеристик.

Такие структуры и системы могут длительно существовать только при наличии всестороннего коммуникационного процесса, который посредством непрерывных дополнений и уточнений обеспечивает их полноту и устойчивость. Подобный процесс стремится охватить все, что постоянно выявляется и уточняется идентификацией, а затем уже, опираясь на методы коммуникации, стремится оптимизировать, «упаковать» выявленное в единое целое. При этом используются все доступные механизмы, связанные с чувственным и рациональным познанием, которые дополняют друг друга, а элементы соответствующей идентификации взаимодействуют друг с другом. В результате итоговые структуры системы стремятся охватить все, что было доступно индивиду в процессе его развития.

Идентификация и коммуникация взаимосвязаны со сложной иерархией ритмов мира. Первичные ритмы, на которые опираются идентификационные параметры, могут быть неустойчивыми и далекими от мировой гармонии. Однако постепенно по мере углубления процессов идентификации и коммуникации они стремятся ко все большему совершенству.

Из вышеизложенного следует, что идентификация не существует обособленно от других процессов, формирующих личность. Подход, опирающийся на «Я», является односторонним, что естественным образом определяет переход к метафизическому этапу формирования личности, где на первый план выдвигаются ячейки системы координат мира. Они формируются конкретным индивидом, однако процессы такого формирования зависят от характеристик структурного уровня мира и от особенностей образования. Прежде всего, в пределах конкретного формируется ячейка реальных равновесий, которую можно описать в терминах соответствующего уровня структурной организации природы. Ячейка (I, С, К) относится к области трансцендентального и принадлежит системе координат. Она соответствует фазовому пространству, но её исходным основанием является ячейка реальных равновесий индивида (5, Т Е), где - основное качество индивида, Т - время его существования, Е - энергия, необходимая для обеспечения устойчивых колебаний возле равновесных пределов. Промежуточная ячейка (Д Н, О) является результатом двух процессов, с одной стороны, калибровки на основе ячейки (I, С, К), с другой стороны, она максимально приближена к реальным равновесиям конкретного индивида (5, Т, Е).

Суть калибровки в том, чтобы ритмы Д, Н, О были кратны (или гомоморфны) другим устойчивым ритмам мировой гармонии. Влияние конкретного индивида состоит в том, что оно постоянно изменяет промежуточную ячейку, «тащит» её за собой. Однако быть устойчивой эта ячейка может только в калибровочных узлах.

Пределы I, С, К находятся в области трансцендентального и кроме самых общих представлений о них ничего не известно. Если бы они существовали в реальности или как-то явно проявлялись в трансцендентальном, то предельно-совершенная идентификация, достигшая идеальной оптимальности и устойчивости система, предельный ритм мировой гармонии представляли бы собой некий Абсолют или концепцию Бога, что отсутствует в развиваемом нами подходе.

Заключение

В процессе исследования личности можно выделить три этапа её формирования. Первый основан на выявлении её основных характеристик. Второй опирается на взаимодействие «Я» и Другого. Третий связан с системой координат мира.

Взгляд на формирование личности с точки зрения системы координат мира - это взгляд с точки зрения предельных равновесных состояний конкретного индивида. Связанные с ним реальные равновесия исследуются на онтологическом этапе формирования личности, где складываются предварительные представления о процессах идентификации, коммуникации, обретении ритмов мировой гармонии, однако исследование предельных состояний этих процессов начинается на феноменологическом уровне формирования личности, когда последняя начинает опираться на ячейки системы координат мира, что делает её устойчивой, целостной и оптимальной.

Процесс формировании личности начинается прежде всего с идентификации (набора её идентификационных характеристик), хотя в этом процессе участвуют и коммуникация и обретение ритмов индивидом. Коммуникация объединяет идентификационные сущности в систему, которая затем настраивается на фундаментальные ритмы мира. Индивид, установивший взаимосвязи со всеми этими пределами, начинает взаимодействовать с системой координат и этот процесс постепенно становится все устойчивее и устойчивее.

Личность, сформированная на основе своих предельных равновесных состояний, будет наиболее естественной и оптимальной. Элементы такого подхода к формированию личности можно встретить в религиозных практиках, опыте аскетов, процессе творческой самоорганизации. Если аналогичным образом на основе системы координат, на основе предельных динамических равновесий рассмотреть культуру, бытие, духовную сферу, то совместное взаимодополнительное их представление формирует универсалистское восприятие мира, в рамках которого все отмеченные выше элементы и структуры дадут наиболее целостную его картину.

Личность является ключевым элементом современного общественного и гуманитарного развития. Предлагаемый нами подход позволяет каждому индивиду выбрать наиболее подходящую ему модель личности. А. Сент-Экзюпери писал, что в каждом человеке может быть убит Моцарт, а А. Твардовский «найди себя в себе самом и не теряй из виду». Многие из тех, кто считает себя личностями, на самом деле имеют личину, то есть, не свое, а нечто скроенное наспех и случайно приспособленное к своим телу, сознанию и подсознанию. Объединение личностей на основе системы координат можно представить как вариант соборности, о которой говорили многие русские философы.

Литература

1. Волков В. Н. Онтология личности. - Иваново: Изд-во «Ивановский государственный университет», 2001. - 379 с.

2. Кожевников Н. Н. Система координат мира на основе предельных динамических равновесий. -Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - 176 с.

3. Kozhevnikov N. N., Danilova V. S. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research. - 2016, Vol. 5, Is.1, p. 18-26.

4. Maturana H. Autopoiesis // Autopoiesis: A theory of living organization. - New York: North Holland, 1981. - P. 21.

5. Матурана У., Варела Ф. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания / Перевод с англ. Ю. А. Данилова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 224 c.

References

1. Volkov V. N. Ontologiia lichnosti - Ivanovo: Izd-vo «Ivanovskii gosudarstvennyi universitet», 2001. -379 s.

2. Kozhevnikov N. N. Sistema koordinat mira na osnove predel'nyh dinamicheskih ravnovesii. - Iakutsk: Izdatel'skii Dom SVFU, 2014. - 176 s.

3. Kozhevnikov N. N., Danilova V. S. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research. - 2016, Vol. 5, Is.1, p.18-26.

4. Maturana H. Autopoiesis // Autopoiesis: A theory of living organization. - New York: North Holland, 1981. - P. 21.

5. Maturana U., Varela F. Drevo poznaniia: Biologicheskie korni chelovecheskogo ponimaniia / Perevod s angl. Iu. A. Danilova. - M.: Progress-Traditsiia, 2001. - 224 c.

^iHir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.