УДК 81:1
Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова
ФЕНОМЕНЫ И ГОРИЗОНТЫ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Для исследования литературных произведений используется система координат мира на основе предельных относительных динамических равновесий. Концепция естественной системы координат на основе предельных динамических равновесий может быть представлена следующим образом. Любое природное или культурное образование может быть рассмотрено с точки зрения предельных динамических равновесий, которые стремятся к трем предельным фундаментальным равновесиям: идентификационному (I - предел), коммуникационно-сетевому (С - предел) и предельному времени установления полной гармонии в пределах ячейки динамического равновесия системы координат (К - предел или предельный ритм мировой гармонии). В пределах этой ячейки устанавливается равновесие между произвольным природным или культурным образованием и промежуточными пределами его возможных динамических равновесий. Выявлены знаки, присущие онтологическим, феноменологическим, метафизическим, герменевтическим подходам к исследованию литературных произведений и соответствующие им основные равновесные структуры. Рассмотрены онтологические и феноменологические основания, обеспечивающие существование образа как единого целого. Устойчивость конструкции архитектоники обеспечивается постоянным вмешательством автора. Авторский стиль является третьим фундаментальным равновесием литературного произведения. В фундаментальных творениях этого жанра он соответствует ритмам предельной мировой гармонии.
Ключевые слова: динамическое равновесие, образ, стиль, архитектоника, энциклопедия жизни, знак, структура, идентификация, коммуникация, ритм мировой гармонии.
N. N. Kozhevnikov, V. S. Danilova
Phenomena and Horizons in Literary Works
For the study of literary works using the world coordinate system is based on the limit of the relative dynamic equilibrium. The concept of the natural coordinate system based on the limits of dynamic equilibrium can be represented as follows. Any natural or cultural education can be considered from the point of view of the limits of dynamic equilibrium, which seek to three limit the fundamental equilibriums: identification (I - limit), communication-network (C - limit) and limit the time of establishing harmony within the dynamic equilibrium of the cell coordinates (K - limitor the limiting rhythm of world harmony). Within the cell equilibrium is established between an arbitrary natural or cultural education and intermediaries outside his possible dynamic equilibriums. Revealed signs inherent ontological, phenomenological,0 metaphysical, hermeneutical approaches to the study of literary works and the corresponding basic equilib-
КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - д. философ. н., профессор каф. философии СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
KOZHEVNIKOV Nikolay Nikoaveich - Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of Philosophy, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д. философ. н., доцент каф. философии СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]
DANILOVA Vera Sofronovna - Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of Philosophy, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University.
rium structures. Considers ontological and phenomenological grounds ensure the existence of the image as a whole. Stability of architectonic design, ensures a constant intervention of the author. The author's style is the third fundamental equilibrium of a literary work. The iconic creations of the genre it matches the rhythms of limiting global harmony.
Keywords: dynamic equilibrium, image, style, architectonic, encyclopedia of life, sign, structure, identification, communication, the rhythm of world harmony.
Введение
В предыдущих наших работах развивается представление о системе координат мира на основе предельных относительных динамических равновесий, которая хорошо подходит для исследования литературных произведений. Методология философского подхода исследования литературных произведений опирается на совмещении четырех представлений этой системы координат мира: онтологического, феноменологического, метафизического, герменевтического [1].
Можно выделить несколько уровней литературоведческого исследования: «отдельные литературные произведения», «цикл произведений конкретного автора», характеризующий его в целом или как этап (грань) его творчества. Кроме того, можно рассмотреть «литературу отдельной страны» (на определенном этапе развития и в целом) и «мировую литературу» (на определенном этапе развития и литературу континента или субконтинента). В настоящей работе ограничимся исследованием, прежде всего, первых двух групп.
Литературное произведение представляет собой модель реальной действительности, которая обычно имеет дело с предельными состояниями объектов этой действительности. Оно может быть связано с реальностью опосредованно, то есть навеяно ею через фантазии, воспоминания, синтетические конструкции сознания. Литературное произведение как модельный объект регулируется автором, который поддерживает в устойчивом предельном состоянии основные элементы развиваемых им образов и сюжета. Рассмотрим возможности вышеприведенного подхода для конкретного литературоведческого исследования.
Методология онтологического и феноменологического подходов
Концепция естественной системы координат на основе предельных динамических равновесий может быть представлена следующим образом. Любое природное или культурное образование может быть рассмотрено с точки зрения предельных динамических равновесий, которые стремятся к трем предельным фундаментальным равновесиям: идентификационному (I- предел), коммуникационно-сетевому (С - предел) и предельному времени установления полной гармонии в пределах ячейки динамического равновесия системы координат (К - предел). В пределах этой ячейки устанавливается равновесие между произвольным природным или культурным образованием и промежуточными пределами его возможных динамических равновесий.
Моделирование ячеек реального мира представляет собой онтологию нашего исследования, исследование ячеек феноменологического пространства - феноменологию. Контакты между этими ячейками - герменевтику. Общее представление о пределах, о бытии этих пределов - метафизику.
Онтологический подход. Трем предельным фундаментальным равновесиям-пределам, к которым стремятся все природные и культурные образования, сопоставляются три соответствующих «координатных оси»: 1) любой природный или культурный объект из мира неживого, живого, духовного (клетки, особи, личности) стремится к самоорганизации и самоидентификации; 2) все природные и культурные объекты стремятся к коммуникационно-сетевому пределу, то есть к оптимальной полноте и устойчивому равновесию с окружающей средой, индивид определяется своими коммуникациями, культуры существуют благодаря диалогам; 3) существование всех природных и культурных объектов связано
с предельным временем установления полной гармонии между пределами I, С, К (ячейки динамического равновесия системы координат).
Промежуточные динамические равновесия, в которых закрепляются природные и культурные объекты, не достигнувшие своих самоорганизационно-идентификационного и системно-целостного пределов, останутся устойчивыми только в том случае, если будут находиться в «калибровочных» узлах, которые отделены друг от друга интервалами, соответствующими частоте колебаний этих фундаментальных пределов (фундаментальным ритмам мира). Калибровка заключается в выявлении оптимального и устойчивого «шага» этих ритмов. Сочетание всех трех типов «шагов» и ритмов, соответствующих этим пределам, формирует устойчивые природные объекты, а сами эти «шаги» и ритмы определяют параметры ячеек системы координат на основе детерминистического хаоса. В своем развитии эти «шаги», ритмы и ячейки направляются координатной системой и могут существовать в гуманитарной сфере многие тысячи лет как религиозные догматы, философские концепции, великие литературные творения. В случае отклонения от этих ритмов все природные и культурные объекты разрушаются.
Феноменологический подход. Феноменология системы координат опирается на феноменологию присутствия М. Хайдеггера [2] и многие понятия и идеи феноменологии сознания [3]. Феноменологический аспект рассматриваемой системы координат мира выдвигает на первый план исследование феноменов и горизонтов.
Феномен представляет собой «покрывало», граничную поверхность, отделяющую то, что доступно процессу познания, от трансцендентального, находящегося за пределами этой граничной поверхности. Переход в процессе познания от феномена к феномену означает переход от одного динамического равновесия к другому. Однако сам по себе подобный феномен может быть устойчивым, только если он взаимодействует с горизонтом этого процесса. Горизонт представляет собой границу между тем, что необходимо для настоящего исследования, и тем, что убирается (заключается в скобки) ради него. Феномены и горизонты образуют внешнюю ячейку системы координат. В пределах этой промежуточной ячейки устанавливается равновесие между произвольным природным или культурным образованием и промежуточными пределами его возможных динамических равновесий: феноменом горизонтом (Н), минимальным временем установления равновесия между ними (Т) - единицей ритмов мировой гармонии.
Ячейки F, Н, Т и тем более I, С, К находятся в феноменологическом (фазовом) пространстве. Однако реальный мир связан с этими ячейками через предельные динамические равновесия самого этого (реального) мира. Через эти реальные равновесия возможна связь с этой феноменологической ячейкой. Конкретное равновесие принадлежит как реальному миру, так и фазовому пространству. Ячейку реального мира можно сформировать из тех его равновесий, которые могут быть «нащупаны» в реальном мире.
Исследование литературных произведений в контексте описанных выше подходов
Приложим вышеизложенное к исследованию основных понятий литературного произведения, соотнесенных с обозначенными выше пределами. Такими понятиями являются художественный образ, архитектоника и стиль. Наглядно представить образ можно только в драматическом произведении, особенно если он воплощен артистом на сцене или в фильме. В прозаическом произведении и в лирике образ всегда переплетен с авторской речью, отдельными переживаниями и т. д. Особенностью нашего подхода является предельный взгляд на эти понятия, упрощающий их. Соотнесем образ с феноменом, архитектонику - с горизонтом, стиль - с ритмами гармонии.
Феномен литературного произведения определяется некоторым динамическим равно -весием, которое вводит такое новое качество, как точку отсчета, исходную площадку для дальнейшего исследования. Его можно рассматривать как сущность, характеризующую определенную единицу литературного пространства. Феномен ориентирован на идентификационный предел и представляет исходные понятия, введенные автором, набор
качественных характеристик, определяющих главные образы вместе с кодами, определяющими существование, качество этих образов. То есть образ в рамках нашего подхода может существовать только вместе с культурными и социально-гуманитарными кодами, с которыми он составляет единое целое.
Архитектоника является развитием понятий «фабулы», «сюжета», их подсистем и объединяет в себе пространственные, временные, ценностные, смысловые характеристики героя посредством «внеположенного взгляда автора» [4], образующих его целостность. Архитектоника - это построение литературного произведения как единого целого, взаимос -вязь основных составляющих его частей и элементов, определяющиеся идеей произведения. Его подход предполагает единство сюжетных линий, пространственных, временных, ценностных и смысловых компонентов художественной реальности. Согласно М. Бахтину, именно равновесный взгляд соединяет в единое целое все компоненты словесного творчества или литературного произведения.
«Архитектоника мира художественного видения упорядочивает не только пространственные и временные моменты, но и чисто смысловые; форма бывает не только пространственной и временной, но и смысловой... Нужно отметить, что пространственное, временное и смысловое целое в раздельности не существуют» [5, с. 159]. В обыденной жизни человек не воспринимается как целое, нами всегда выхватывается какая-то его грань, отдельная характеристика, но в художественном произведении «в основе реакции автора на отдельные проявления героя лежит единая реакция на целое героя, и все отдельные его произведения имеют значение для характеристики этого целого как моменты его. Специфически эстетической и является эта реакция на целое человека-героя, собирающая все познавательно-этические определения и оценки и завершающая их в единое и единственное конкретно-возрительное, но и смысловое целое» [5, с. 32-33].
Горизонт представляет собой границы литературного пространства, характеризующие «жизнь», описываемую в произведении. Его основными гранями являются параметры среды, к которой это произведение относится и по которым оно с этой средой взаимодействует. Горизонты в настоящем исследовании явные, например, ограниченные группами людей, событий. Это тот «мир», который соответствует выделяемым феноменам. Горизонты непроясненные, уходящие в некие неопределенности, типа «дымки веков», безграничности социума, безбрежности книжных собраний и текстов здесь не рассматриваются.
Ритм произведения характеризуется эвфоникой, ритмикой, строфикой, стилем и, прежде всего, рифмой стиха, которая наиболее наглядна. Кроме того, определенное значение здесь имеет динамический хронотоп. Все это создает ритмокаскад в знаковом (гениальном) произведении, связанный с предельными ритмами природы.
Учитывая изложенное выше, рассмотрим основные знаки, характеризующие онтологические, феноменологические, метафизические, герменевтические подходы к исследованию литературных произведений.
Таблица 1
Знаки, присущие онтологическим, феноменологическим, метафизическим, герменевтическим подходам к исследованию литературных произведений
Фундаментальный предел Онтологический подход Феноменологический подход Метафизический подход Герменевтический подход
I - идентификационный предел Набор характерных черт, определяющих качество образа, явления Феномен Бытие-сущность Язык прояснения
С - коммуникационный предел Коммуникация и её основания. Коммуникационная связь. Горизонт Бытие-экзистенция Язык объединения
К - предельные частоты гармонии Динамический хронотоп Бытие-присутствие Язык гармонии
Знаки есть у каждого предела I, С, К. Отметим знаки, характерные для творчества Ч. Диккенса и О. Бальзака.
Знаки Диккенс-1: маленький мальчик-сирота, брошенный в жестокую жизнь; коварный, бессердечный ростовщик, который получает удовольствие от того, что губит людей.
Знак Диккенс-С: галерея хороших людей, бескорыстных, но как правило бестолковых, помощь от них запоздалая, но действенная.
Знак Диккенс-К: спокойное, неторопливое повествование о мелодраматических злодеяниях. Мандельштам «У Чарльза Диккенса спросите, / что было в Лондоне тогда: / Контора Домби в старом Сити / и Темзы желтая вода.» [6, с. 33].
Знак Бальзак-1: Молодой человек, пробивающий дорогу в жизни, опираясь на любовь женщин.
Знак Бальзак-С: Пансион мадам Воке, где впервые переплелись жизненные обстоятельства основных персонажей «Человеческой комедии».
Знак Бальзак-К: Дом в центре Парижа в его историческом развитии - динамический хронотоп, где для каждой исторической эпохи пространство этого дома изменено.
Идентификационный предел характеризуется создателями литературных произведений, вводящими новое качество, образ, знаковый для своей эпохи. Наиболее яркие из них стали знаками своей национальной литературы, своего времени. Писатели, прорывавшие оболочку феномена и выводившие литературу на новые рубежи: А. Данте, М. Сервантес, П. Корнель. В русской литературе к ним можно отнести Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Салтыкова-Щедрина. Они предложили эффективные подходы литературного исследования для онтологических глубин жизни и человека. Общий абрис здесь может быть задан словами А. Твардовского «Все есть слова - для каждой сути. / Да, есть слова, что жгут, как пламя, / Что светят вдаль и вглубь - до дна» [7 с. 144].
Коммуникационный предел характеризуется писателями, которые подхытоживали результаты своих предшественников, становились выражением своей эпохи. Творчество писателей этого направления ориентировано, прежде всего, на коммуникационный предел. К ним можно отнести Ч. Диккенса, О. Бальзака, Э. Золя. В русской литературе это основные произведения А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького. Действительно, такие полотна, как «Евгений Онегин», «Война и мир», «Жизнь Клима Самгина» - это энциклопедия российской жизни в определенные эпохи, набор равновесных состояний этой жизни.
Предельные частоты гармонии. Писатели ярко выраженного стиля, который не спутать ни с каким другим: стиль А. Блока, А. Платонова, стиль потока сознания Дж. Джойса. Сюда же относятся стили А. Пушкина и Ф. Достоевского.
Приложим вышеизложенное к исследованию основных понятий литературного произведения, соотнесенных с обозначенными выше пределами.
Основные результаты и их обсуждение
В знаковых произведениях эпохи мы имеем дело с предельными состояниями действительности, которые можно также рассматривать как автомодельные, то есть описывающие значительные группы процессов или явлений. Сам образ, персонаж становятся знаками. Онегин, Печорин, Чацкий становились «героями своего времени». Базаров, Инсаров -нравственными маяками для целых поколений.
Для нашего исследования интерес представляет, прежде всего, сам процесс формирования
Таблица 2
Основные структуры системы координат, выявляемые методами онтологии, феноменологии, метафизики, герменевтики
Онтологический подход Феноменологический подход Метафизический подход Герменевтический подход
Набор характерных черт, определяющих сущность и качество явления, параметры их коммуникации, ритмы стиля и динамического хронотопа Взаимодействие Феномена и Горизонта. Ячейка F Н, Т в феноменологическом (фазовом) пространстве Взаимодействие бытийны регионов: Бытия-сущности, Бытия-экзистенции, Бытия-присут-ствия Язык гуманитарного кода. Язык социального кода. Язык культурного кода.
этих знаков. Как формируется онтология образа? Что является ядром коммуникационной связи? Что определяет язык истолкования этой связи? Коммуникационная связь позволяет по-новому сформировать представление об архитектонике произведения.
Кто такие Онегин и Печорин? С одной стороны, они тысячами нитей связаны с окружающей их средой. Онегин - человек «высшего света», где он признан своим и он должен постоянно «подпитывать» это присутствие появлением на балах, в театре, на детском празднике. Однако, несмотря на вовлеченность в эту среду, Онегин отстранен от окружающей его действительности. Он разочаровался во всех условностях «света», стоит над ними, поскольку он как-то связан с человеческой сущностью, понимает, что человек предназначен для чего-то более высокого. Особенно наглядно это проявилось, когда после смерти дяди он переехал жить в его сельское поместье и соседи поначалу пытались вовлечь его в своё деревенское общество.
Сначала все к нему езжали; Но как с заднего крыльца Обыкновенно подавали Ему донского жеребца, Лишь только вдоль большой дороги Заслышит их домашни дроги: Поступком оскорбясь таким, Все дружбу прекратили с ним... [8, с. 33] Основанием онтологии, то есть гарантом реальности, является язык [2, 9]. В нашем случае язык - это коды культурный, социальный и т. п. Отстранение Онегина от «высшего света» проявляется в том, что последний ориентирован исключительно на социальный код, совокупность всех условностей. Это проявлялось во мнении света по любому вопросу и в необходимости бывать на всех мероприятиях света. Какой-нибудь старый генерал в Петербурге предпочел бы полежать на диване дома, но вместо этого должен был каждый вечер ехать в театр, гости и т. п. А Онегин, также как Чацкий и Печорин, чувствал в себе некоторую (может быть еще только формирующуюся) ориентацию на гуманитарный код, то есть на творения человеческого духа. Онегин становится чужим в обществе его времени. Еще жестче «высший свет» расправляется с Чацким, оклеветав его, а что касается Печорина, то его отстраненность от социума достигла такой степени, что он в любой момент был готов принять смерть.
Образы Диккенса также тесно переплетены и уравновешены окружающей их средой. Собственно, именно эти полторы-две тысячи образов, согласно оценкам исследователей его творчества, и составляют «мир» Диккенса. Архитектоника его романов гораздо слабее и стиль тоже. Примерно так же можно охарактеризовать творчество Бальзака.
В процессе формирования окружающей среды для литературного героя - архитектони-
ки произведения - главным является вопрос, что обеспечивает взаимодействие разнородных частей этой системы, что является её «клеем»? Это взаимодействие обеспечивается кодами: социальным и главным образом культурным. Тот же «Евгений Онегин», как и многие другие знаковые произведения, представляет собой, согласно определению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни» (того времени). Ю. М. Лотман подробно рассматривает дворянский быть «онегинской поры» (хозяйство и имущественное положение, образование и служба дворян, интересы и занятия дворянской женщины, дворянское жилище и его окружение в городе и поместье, день светского человека, развлечения, бал, дуэль, средства передвижения, дорога) [10]. «Понять «Евгения Онегина», не зная окружающей Пушкина жизни - от глубоких движений идей эпохи до «мелочей» быта, - невозможно» [11, с.8].
Авторский голос Пушкина, обеспечивающий устойчивость архитектоники романа, чрезвычайно многообразен, гибок, способен адаптироваться к любому повороту сюжет. В нем звучат юношеский задор, ирония, искренность, усталость, умудренность жизнью, тоска и многое другое. Применительно к образу авторский голос имеет гораздо меньшее значение. Пушкин писал: «Моя Татьяна какой номер выкинула - вышла замуж за генерала!». То есть образ в его представлении обладает большой внутренней самоорганизацией, способностью к непредсказуемости.
Стиль - это прежде всего набор ритмов. Как легко написан и как легко читается роман. Но это легкость по форме, которая делает резонансным звучание ритмов в отдельной строке, затем ритма строфы - четырехстопного ямба, затем ритмы сюжета, отступлений - всего ритмокаскада, который калибрует и образы, и архитектонику.
Заключение
1. Именно социально-гуманитарные и главным образом культурные коды обеспечивают существование образа как единого целого. Основные образы классической русской литературы не могут существовать без энциклопедии русской жизни. С другой стороны, эта энциклопедия нуждается в своем герое, без которого она просто набор разрозненных фактов, но не органическое целое (фундаментальное динамическое равновесие).
2. Онтологическим основанием архиектоники является авторский голос, авторское видение, которые могут быть совершенно незаметны, но обеспечивают устойчивость конструкции архитектоники, не позволяя ей «рассыпаться». Автор постоянно выравнивает различные её элементы, что присуще только литературе и не бывает в жизни. «Жизненная правда» часто уступает «литературной» в глубине толкования жизни.
3. Авторский стиль является третьим фундаментальным равновесием литературного произведения. В знаковых творениях этого жанра он соответствует ритмам предельной мировой гармонии. Этот ритм звучит в поэмах Гомера, у Байрона, Пушкина и еще у нескольких десятков авторов мировой литературы.
Л и т е р а т у р а
1. Nikolay N. Kozhevnikov, Vera S. Danilova. The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research. - 2016. - Vol. 5, Is.1, - pp.18-26.
2. Хайдеггер М. Бытие и время - М.: Фолио, 2003. - 503 с.
3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1 - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 338 с.
4. Бахтин М. М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Вопросы литературы и эстетики - М.: Художественная литература, 1975. - С. 447-483.
5. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.
6. Мандельштам О. Э. Собр. соч. в 4 тт. Т. 1. - М.: ТЕРРА, 1991. - 432 с.
7. Твардовский А. Т.- М.: Художественная литература, 1978. - 684 с.
8. Пушкин А.С.. Собр. соч. в 6 т. Т. 3 - М.: ГИХЛ, 1950. - 516 с.
9. Гадамер Х.-Г. Истина и метод - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
10. Лотман Ю. М. Пушкин. - СПб.: Искусство-СПб, 1999. - 847 с.
11. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. - Л.: Просвещение, 1983. - 416 с.
R e f e r e n c e s
1. Nikolay N. Kozhevnikov, Vera S. Danilova The world coordinate system on the basis of limit dynamic equilibriums // European Journal of Philosophical Research. - 2016. - Vol. 5, Is.1, - pp. 18-26.
2. Hajdegger M. Bytie i vremja - M.: Folio, 2003. - 503 s.
3. Gusserl' Je. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filoso-fii . T. 1 - M.: Dom intellektual'noj knigi, 1999. - 338 s.
4. Bahtin M. M. Jepos i roman (O metodologii issledovanija romana) // Vopro-sy literatury i jestetiki - M.: Hudozhestvennaja literatura, 1975. - S. 447-483.
5. Bahtin M. M. Avtor i geroj: K filosofskim osnovam gumanitarnyh nauk. - SPb.: Azbuka, 2000. - 336 s.
6. Mandel'shtam O. Je. Sobr. soch. v 4 tt. T. 1. - M.: TERRA, 1991. - 432 s.
7. Tvardovskij A. T. - M.: Hudozhestvennaja literatura, 1978. - 684 s.
8. Pushkin A. S. Sobr. soch. v 6 t. T. 3 - M.: GIHL, 1950. - 516 s.
9. Gadamer H.-G. Istina i metod - M.: Progress, 1988. - 704 s.
10. Lotman Ju. M. Pushkin. - SPb.: Iskusstvo-SPb, 1999. - 847 s.
11. Lotman Ju. M. Roman A. S. Pushkina «Evgenij Onegin». Kommentarij. - L.: Prosveshhenie, 1983. -416 s.
ООО МИП «Арктик-Бур»
Организация, которая отвечает за качественное выполнение инженерных изысканий.
В настоящее время предприятие имеет необходимый опыт, хорошую приборную и производственную базы, испытательный буровой стенд на базе бурового станка СКБ-4, климатическую камеру типа КХТВ объемом 3000 литров и лабораторию комплексного исследования грунтов и горных пород для выполнения научно-исследовательских работ и инженерных изысканий.
Телефон: +7 (914) 264-27-25, 752-666.
E-mail: [email protected].
Адрес: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 50, каб. 104-4.