Научная статья на тему 'Основные научно-методологические подходы преподавания курса «История и философия науки»'

Основные научно-методологические подходы преподавания курса «История и философия науки» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1428
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНОДЕЙСТВИЕ / БЛИЗКОДЕЙСТВИЕ / ДЕТЕРМИНИСТИЧЕСКИЙ ХАОС / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ / СЛОЖНОСТЬ / НЕЛИНЕЙНОСТЬ / ОТКРЫТЫЕ СИСТЕМЫ / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ЧЕЛОВЕКО-РАЗМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС / МЕЖИ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / КРОССКУЛЬТУРНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилова Вера Софроновна, Кожевников Николай Николаевич

Настоящий учебный курс ориентирован на современный универсализм, науки биосферного класса, концепции ноосферы и взаимосвязанных планетарных оболочек, синергетический и системный методы развития мышления, то есть на основные идеи постнеклассических философии и науки. Методология курса предполагает осмысление и развитие следующих основных принципиальных моментов: 1) выделение фундаментальных этапов в развитии науки и философии: доклассического, классического, неклассического, постнеклассического; 2) рассмотрение в качестве основания курса научных картин мира, обладающих огромным эвристическим потенциалом и связанных с основными научными революциями. Последовательно рассмотрены онтология, эпистемология и трансформация рационализма для четырех отмеченных выше этапов развития философии; 3) переосмысление и обобщение основных принципов философии и науки в соответствии с современными реалиями: классических принципов логики, индукции и дедукции; неклассических принципов инвариантности, относительности, дополнительности, соответствия; постнеклассических принципов синергетики, глобального эволюционизма, неклассической рациональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные научно-методологические подходы преподавания курса «История и философия науки»»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 1/14

В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников

ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Настоящий учебный курс ориентирован на современный универсализм, науки биосферного класса, концепции ноосферы и взаимосвязанных планетарных оболочек, синергетический и системный методы развития мышления, то есть на основные идеи постнеклассических философии и науки. Методология курса предполагает осмысление и развитие следующих основных принципиальных моментов: 1) выделение фундаментальных этапов в развитии науки и философии: доклассического, классического, неклассического, постнеклассического; 2) рассмотрение в качестве основания курса научных картин мира, обладающих огромным эвристическим потенциалом и связанных с основными научными революциями. Последовательно рассмотрены онтология, эпистемология и трансформация рационализма для четырех отмеченных выше этапов развития философии; 3) переосмысление и обобщение основных принципов философии и науки в соответствии с современными реалиями: классических принципов логики, индукции и дедукции; неклассических принципов инвариантности, относительности, дополнительности, соответствия; постнеклассических принципов синергетики, глобального эволюционизма, неклассической рациональности.

Ключевые слова: дальнодействие, близкодействие, детерминистический хаос, мировоззренческие универсалии, сложность, нелинейность, открытые системы, когнитивный подход, человеко-размерный комплекс, меж- и трансдисциплинарность, кросскультурное мышление.

V. S. Danilova, N. N. Kozhevnikov

The Main Scientific and Methodological Approaches of Teaching the Course "History and Philosophy of Science"

This course is focused on the modern universalism, biosphere's class of science, the concept of the noosphere and interconnected planetary shells, synergistic and systematic methods of thinking - all this is the basic ideas of post-nonclassical philosophy and science. The methodology of the teaching course involves the understanding and development of the following main important points: 1. distinguishing of the fundamental stages in the development of science and philosophy: pre-classical, classical, nonclassical, post-nonclassical, 2. consideration of the basis of the course the scientific pictures of the world, that have an enormous heuristic potential, and associated with major scientific revolution. Consistently ontology, epistemology, and the transformation of rationalism for the above-mentioned four stages in the development of philosophy are considered. 3. Rethinking and synthesis of the basic principles of philosophy and science in line with current realities: the classical principles of logic, induction and deduction; nonclassical principles of invariance, relativity, complementarily and conformity; post-nonclassical principles of synergy, global evolutionism, nonclassical rationality.

Key words: long-range action, short-range action, deterministic chaos, world outlook's universals, complexity, non-linearity, open systems, cognitive approach, man-sized complex, inter- and transdisciplinarity, cross-cultural thinking.

ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д. филос. н., профессор кафедры философии СВФУ им. М. К. Аммосова.

DANILOVA Vera Sofronovna - Doctor of Philosophic Sciences, Professor of the Department of Philosophy, the NorthEastern Federal University named after M. K. Ammosov.

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - д. филос. н.,

профессор кафедры философии СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]

KOZHEVNIKOV Nikolay Nikolaevich - Doctor of Philosophic Sciences, Professor of the Department of Philosophy, the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

E-mail: [email protected]

Введение

Целью учебного курса «История и философия науки» является формирование современного научного мировоззрения у аспирантов, соискателей и всех интересующихся проблемами современной науки для естественнонаучных, социальных и гуманитарных специальностей. Это предполагает совместное взаимодополнительное исследование ключевых разделов постнеклассических науки и философии. Настоящий учебный курс ориентирован на современный универсализм, науки биосферного класса, концепции ноосферы и взаимосвязанных планетарных оболочек, синергетический и системный методы развития мышления, то есть на основные идеи постнеклассичес-ких философии и науки [1].

«Развитие философии осуществляется благодаря многократному повторению познавательного цикла: 1) от критического анализа универсалий культуры своего времени; 2) к постановке и решению теоретических проблем и выработке новых идей и смыслов философских категорий; 3) к последующей трансформации этих идей и смыслов в базисные ценности культуры (часто уже иной исторической эпохи» [2, с. 197].

История и философия науки в настоящем курсе имеют равноправное значение, хотя конкретное освоение истории науки в большей степени перенесено на самостоятельную работу аспирантов (СРА) и обсуждение ключевых вопросов на семинарах. История становления отдельных естественных, социальных и гуманитарных наук рассматривается с подробным выделением основных этапов их развития от зарождения до настоящего времени. К. Поппер и его ученики и последователи считают, что «описание динамики, исследование роста науки - это значительно более перспективный путь к пониманию науки, и поэтому они стремятся построить эволюционную или динамическую концепцию науки» [3, с. 10].

Методология, на которую мы опираемся при чтении курса «История и философия науки», предполагает осмысление и развитие следующих основных принципиальных моментов.

1. Выделение фундаментальных этапов в развитии науки и философии: доклассического, классического, неклассического, постнеклассического. Авторы, являющиеся сторонниками преподавания философии, исходя из четырех таких этапов, отдают отчет в том, что этот подход весьма условен и не охватывает всего многообразия систем, концепций и методов философии. Такой подход предложен В. С. Степиным, который выделяет три этапа развития философско-методологической рефлексии над наукой: центрированной на онтологической проблематике (классика), переносящий акцент на анализ процедур и операций построения знания (неклассика), акцентирующий

проблематику социокультурной детерминации науки (постнеклассика). Им соответствуют три типа научной рациональности. Классическая наука предполагает, что субъект дистанциирован от объекта, как бы со стороны познает мир, а условием объективно-истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности [4].

2. Следует отметить, что в настоящее время в большинстве высших учебных заведений мира философию изучают по направлениям или школам, что во многих случаях вполне оправдано. Однако последовательное рассмотрение этапов развития философии (доклассического, классического, неклассического, постнеклассического) позволяет задать систему координат не только для философии, но и для всего взаимодействующего с ней знания, связать этот процесс с естественнонаучными парадигмами, влиянием на их развитие социума и культуры различных эпох. Все основные понятия философии науки, основные онтологические и эпистемологические концепции и связанные с ними проблемы рассматриваются в процессе генезиса и формирования науки в целом. Кроме того, такой подход позволяет взглянуть на многие идеи доклассической и классической философии с точки зрения философии поздних эпох, трансформируя идеи предшествующих этапов в универсальные научные и философские системы современности. Особенности исследования дисциплинарных онтологий рассмотрены нами в специальной работе [5].

Доклассическая философия (в Древнем мире, античности, Средних веках - от УЛ-У вв. до н. э. по начало XVII в.) использовала для своего обоснования мифологические или религиозные методологические приемы. При этом основные понятия и даже системы понятий не имели самостоятельного значения, полностью вписываясь в существовавшие тогда религиозно-философские системы. Средневековая философия подчинила метафизику знанию, содержащемуся в божественном откровении, и признавала её высшей формой рационального познания бытия. Эта метафизика была схоластической, она разработала способы богопознания по аналогии с постижением высших родов «сущего», таких как истина и благо. Философия доклассического этапа оказала фундаментальное воздействие на формирование классической философии, и хотя часть стимулированных ею путей оказалась тупиковой, другие получили мощное развитие вплоть до того, что отдельные идеи в трансформированном виде оказались включенными в концепции неклассической и постнеклассической философии.

Классические философия и наука, сформировавшиеся в Новое время (начиная с XVII в.), опирались уже на строгие рациональные методы познания

человеком окружающего его мира. Особенностями научного мышления этого этапа являлось сведение предварительных рассуждений к исходным постулатам и создание последовательно восходящей структуры остального знания. В рамках классической философии сложились новые метафизика и диалектика, классические рационализм и детерминизм, представления о взаимодействии субъекта и объекта. Метафизика Нового времени стала метафизикой познания, опирающейся на рационализм и эмпиризм, а не метафизикой бытия, как в предыдущие эпохи. Особенно сильное влияние на её становление в это время оказали классические механика и математика. Великие философы XVII века были и великими естествоиспытателями. В XVIII в. философия отъединилась от позитивных наук, что привело к вырождению метафизики в догматическое систематизаторство. Этот догматизм критиковали Кант и его последователи.

«Традиционная классическая философия

претендовала на то, чтобы быть именно метафизикой, то есть знанием, более глубоким, чем самые фундаментальные естественнонаучные («физические», в самом широком смысле этого термина) теории. Она, подобно античным философам, ставила «логику» выше «физики», теоретическую истину -выше практического достижения, философию выше повседневной жизни» [6, с. 14]. «... гегелевская философия уже была «философией перехода». гегелевская философия предстает как «ослабленная», потерявшая прежнюю чистоту, совершившая грехопадение классическая метафизика - как «философия компромисса», которую теперь можно было критиковать и «слева» (например, за излишнюю приверженность к созданию универсальных все объясняющих систем), и «справа» (например, за признание относительной истины, что, конечно же, означает не что иное, как несовершенство истины) [7, с. 13].

Одновременно с метафизикой развивалась диалектика, которая до Нового времени представляла собой не универсальный способ философствования, каким он был при формировании и в начале своего использования, а учебный предмет, обучающий схоластике и искусству рационалистического диалога. Гегель попытался включить в свою систему диалектические идеи Гераклита (философское осмысление через логос борьбы противоположностей), Платона (устремленность всего сущего к единому благу), Аристотеля (энтелехия начал), Спинозы (божественность творящей самое себя природы), Канта (антиномичность чистого разума).

Классические философия и наука имеют дело с простыми системами, когда суммарные свойства частей исчерпывающе определяют свойства целого. Часть внутри целого и вне целого обладает одними

и теми же свойствами, связи между элементами подчиняются лапласовской причинности, пространство и время предстают как нечто внешнее по отношению к таким системам, состояния их движения никак не влияют на характеристики пространства и времени. Нетрудно обнаружить, что все эти категориальные смыслы составляли своеобразную матрицу описания механических систем. Показательно, что образ часов -простой механической системы - был доминирующим в науке Х'УП-Х'УШ вв. и даже первой половины XIX столетия. Мир устроен как часы, которые однажды завел Бог, а дальше они идут по законам механики. Категориальная сетка описания малых систем была санкционирована философией механицизма в качестве философских оснований науки этой эпохи. Но при переходе к изучению больших систем развитый на базе классической механики категориальный аппарат становится неадекватным и требует серьезных корректив [8].

У истоков неклассической философии стоят Шопенгауэр, Кьеркегор, философия жизни, школы неокантианства, позитивизм. Всесторонняя критика системы Гегеля выдвинула на первый план исследования философской интерпретации мироздания, выявление связи между природой и описывающим её языком. Неклассическая философия рассматривает познающий разум не как абсолютно суверенный, беспредпосылочный, дистанциированный от мира и извне постигающий его, а как находящийся внутри мира. Разум с этой точки зрения укоренен в человеческом жизненном мире. Между ним и бытием есть опосредующее звено - человеческая деятельность и язык, которое различает, но вместе с тем связывает их [9]. Причем язык здесь следует понимать в широком смысле, включая не только естественные языки, но и все типы языков культуры, все разновидности социокодов, закрепляющих и транслирующих социально-исторический опыт.

Появлению неклассической философии

предшествовала конкурентная борьба классических философских систем, их взаимная критика. Такая борьба сопровождала, прежде всего, фундаментальные идеи, содержащиеся в философских системах Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Предельные основания познания и деятельности, которые использовали эти системы, требовали их относительной замкнутости, что позволяло им выдавать свои принципы за последние основания бытия. В неклассическом подходе отвергается сама возможность создать последнюю и абсолютно истинную систему философского знания. Признание социокультурной обусловленности любого вида познания предполагает, что философия на каждом этапе своей истории детерминирована особенностями культуры своей эпохи, которая определяет те или иные возможности (часто не

осознаваемые) и ограничения философского поиска. Эти возможности и границы могут быть раздвинуты в иную историческую эпоху, но там появятся новые детерминанты философского творчества, а значит, его новые и возможности, и ограничения [10, с. 198-199].

Неклассический подход приводит к новому пониманию предмета и функций философии, к созданию новой системы представлений о природе, человеке, познании, идеалах социума. Неклассическая философия развивалась гораздо более непредсказуемо и разветвленно, чем классическая, будучи тесно связанной со случайностью, стохастическими процессами, бифуркациями. Особое значение здесь приобретает эпистемологический принцип, афористически выраженный Ф. Ницше: «все самое главное рождается вопреки» [11, с. 32]. Категориальная структура знания неклассической философии включила в себя следующие сферы: онтологическую, гносеологическую, аксиологическую, праксеологическую, нередуцируемые друг в друга.

3. Методология курса опирается на научные картины мира, обладающие огромным эвристическим потенциалом. Уже классическая философия тесно взаимодействовала с механической и электродинамической картинами мира, рассматривая через их призму особенности научной рациональности и становление научного мировоззрения. Следует отметить, что картины мира следует рассматривать во взаимодействии с основными научными революциям и в контексте особенностей научных традиций. Особое внимание уделяется общенаучным картинам мира, характеризующим переломные этапы в развитии как науки, так и философии. Также подробно рассмотрены специально-научные картины мира (дисциплинарные онтологии), сформировавшиеся в физике, химии, астрономии, географии, геологии, биологии и проанализированы их основные характерные черты. Отдельно рассмотрены дисциплинарные онтологии по техническим наукам, математике, информатике, медицине, экологии, имеющие свою специфику по сравнению с естественными науками. Еще в одной выделенной группе рассмотрены предпосылки и возможности для формирования социально-гуманитарных картин мира: исторической, экономической, лингвистической, литературоведческой, юридической, психологической, социологической, политологической, культурологической и педагогической. Вопрос о предпосылках формирования картин мира в социальной и гуманитарной сферах стал возможен в связи с тем, что в этих науках стали разделять «субъективную» и «объективную» части. Последние поддаются дигитилизации и исследованию на основе когнитивных подходов. Отдельные темы в этом курсе посвящены методологии социально-гуманитарных наук в целом, а также вопросам, связан-

ным с меж- и трансдисциплинарностью, поскольку все большее число современных социо-гуманитарных наук взаимодействуют с этими проблемами.

Научные картины мира тесно связаны с научными революциями. Три из них являются фундаментальными, радикально изменившими мировоззрение и философские принципы соответствующих эпох. Еще одну, расположившуюся между первой и второй из них будем условно называть «дополнительной». Первая научная революция связана с именами Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Ф. Бэкона, Р. Декарта и охватывает XVII в. Она основывается на понятиях «инерциальная масса», «материальная точка», «абсолютные пространство и время», принцип «дальнодействия». Следующая революция, которую мы обозначили как «дополнительную», связана с появлением специальных дисциплин. Именно в конце XVIII - начале XIX вв. как строгие науки возникли химия, биология, геология, география и еще много других дисциплин и направлений. Выделение этой научной революции очень важно, однако не все исследователи именуют её таким образом. Действительно, здесь не возникло фундаментальных понятий, перевернувших восприятие нашего мира.

В рамках второй научной революции вводятся фундаментальные понятия «поле», «эволюция», «близкодействие». Эту картину мира создавали М. Фарадей, Д. Максвелл, Ч. Дарвин, А. Эйнштейн, Г. Спенсер. Материя после этой революции стала пониматься как триадичное взаимодействие вещества, поля и вакуума. Третья научная революция продолжается в настоящее время. Основными понятиями здесь являются «детерминистический хаос» («детерминистический порядок»), сложность, пространственная и временная когеренции. Основные направления курса: онтология, эпистемология и методология науки - рассматриваются для этапов, обусловленных тремя основными революциями.

Опираясь на схему, содержащуюся в работе С. А. Лебедева [12], рассмотрим онтологии и эпистемологии, порожденные научными революциями и соответствующие перечисленным выше этапам.

В онтологии классической науки реальность -это актуально бесконечное множество отдельных материальных тел, движение которых подчиняется основным законам механики. Реальность состоит из трех самостоятельных субстанций: вещества, пространства, времени, причем изменения в одной из них не приводят к изменениям в других. Во взаимодействиях участвуют главным образом вещество и энергия. Все научные законы имеют необходимый характер, случайности исключены. Эпистемология классической науки изменила предмет и цель научного познания: предметом стало конкретное множество объектов, целью - истинное знание об их свойствах,

отношениях, законах, которым подчиняется поведение и взаимодействие этих объектов. Осуществилась специализация наук по изучаемым предметам. Основой научного познания стали данные наблюдения и эксперимента. Предмет научного познания однозначно детерминирует метод познания и истинное знание о нем, а субъект представляет собой идеальное когнитивное существо с развитым чувственным аппаратом, гарантирующим адекватность его ощущений и восприятий, и с развитой системой мышления, гарантирующей его способность к доказательному истинному знанию. Существует универсальный метод, ведущий к получению истинного знания о предмете исследования. Наука может и обязана обеспечить объективное и абсолютно-истинное знание о предмете исследования, а экспериментальное и логическое доказательства удостоверяет научную истину.

Онтология неклассической науки исходит из того, что материя, пространство, время - внутренне взаимосвязанные аспекты одной реальности. Масса, пространство, время и некоторые другие свойства тел относительны, то есть зависят от скорости этих тел или систем отсчета. Научные законы становятся вероятностными, статистическими. Положения редукционизма и аддитивности свойств не соблюдаются, то есть свойства систем не сводятся к сумме свойств элементов. Во взаимодействиях участвуют вещество, энергия и информация. Процессы связаны с эволюцией, то есть направленным изменением. Эпистемология неклассической науки допускает, кроме сущностного аспекта, социальные аспекты знания. Не существует единого универсального метода, но появляется множество средств, методик, подходов. Выдвигаются различные гипотезы, которые затем конкурируют, сравниваются - единый логический подход отсутствует. Научная истина не окончательно доказанная истина, а наилучшая из обоснованных гипотез, которая пользуется у научного сообщества наибольшим доверием. Субъектом научного познания является не отдельный индивид (конкретный ученый) и не трансцендентальный субъект (идеальный ученый или ученый вообще), а конкретное профессиональное научное сообщество. Научная истина является коллективным достоянием ученых, будучи результатом научного консенсуса.

Онтология постнеклассической науки утверждает, что порядок и хаос в структуре мира становятся равноправными, непричинные, резонансные связи и взаимоотношения между объектами - фундаментальными. Эволюция признается целесообразной и распространяется на всю Вселенную. Возникла ориентация на выявление и исследование сложных систем и человекоразмерных комплексов. Эпистемология постнеклассической науки рассматривает в качестве субъекта познания диверсифицированное

научное сообщество, каждый из отдельных ученых является частичным выразителем истины. Возможно неограниченное описание адекватных описаний одного и того же объекта. Любой элемент научного знания (факт, закон, идея, теория) не является абсолютно определенным, поскольку его значение зависит от научного контекста, открытого для новых интерпретаций. Максимальная практическая польза и адаптивность стали рассматриваться как одно из достоинств научного знания.

4. Важнейшим методологическим приемом является переосмысление основных принципов философии и науки в соответствии с современными реалиями. Так, в классической философии использовались основные принципы логики, индукции и дедукции. В неклассической философии стало возможным обобщать известные принципы естествознания: инвариантности, относительности, дополнительности, соответствия. В постнеклассичес-кой философии оказывается возможным обобщить исходные принципы синергетики, глобального эволюционизма, сформулировать представления о неклассической рациональности.

Представления о неклассической рациональности следует последовательно рассмотреть в контексте предшествовавших ей классического и неклассического этапов её становления, как это было сделано выше для онтологии и эпистемологии.

Классическая рациональность и классическая наука в целом стремятся к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде, предполагая однозначность в истолковании событий, исключение методов познания, основанных на случайности и вероятности. При этом природа предполагается неразвивающейся, неизменной, тождественной самой себе, ей присущ всеобщий и полный детерминизм -все процессы абсолютно предсказуемы. Всегда исследуется единый объект, отображаемый единственно возможным истинным способом. В неклассической рациональности и неклассической науке решающее значение приобрели идеи эволюции. Изменилось само понимание предмета знания, которым стала не реальность в чистом виде, а некий её срез, полученный в результате определенных теоретических и эмпирических способов освоения этой реальности. Научная теория здесь начинается с выявления способов и условий исследования объекта, обосновывается правомерность и равноправие различных видов описания объекта, различных его образов (репрезентаций). Вместо единого объекта имеется множество его проекций, однако каждая из них не является законченным описанием этого объекта. В постнеклассической рациональности и науке к ним добавляются ценностно-целевые структуры деятельности, их соотнесение с социальными ценностями

и целями. Здесь активно исследуются процессы самоорганизации, глобального эволюционизма, динамического хаоса. Ключевой чертой постне-классической науки является её комплексность, интенсификация междисциплинарных исследований, необходимость смежных наук для исследования возникающих проблем. Особое значение приобретают понятия «сложности», «нелинейности», совокупность взаимодействий, сети знаний по отдельным направлениям и универсальная сеть знаний.

Очень важное, на наш взгляд, значение имеет рассмотрение одной и той же концепции с различных позиций. Ими могут быть смежные науки, уровни иерархии, сравнение кратких формулировок и развернутых изложений. Наиболее эффективным является сравнение трех последовательных взглядов на одни и те же идеи: «из самой системы», «из окружающей среды», с точки зрения «соседнего иерархического уровня» (имеется в виду уровень с более сложной организацией элементов). Взаимодополнительное взаимодействие этих точек зрения образует достаточно полное знание об исследуемой концепции.

Заключение

Курс «История и философия науки» призван сформировать у слушателей навыки толерантного кросскультурного и междисциплинарного мышления, приобщению их к ценностям и нормам современной науки, способствовать идентификации собственной позиции в мировоззренческих проблемах науки, овладению принципами постнеклассического рационализма, методологии и этики научного познания. Курс также способствует освоению духовных, творческих мотивов и стимулов профессиональной научной деятельности, повышению уровней философско-мето-дологической и научно-методологической культуры. Отдельные модули предлагаемого курса предполагают синтез диахронического и синхронического подходов в формировании картинного видения мира на основе общих исходных понятий. Проводимый научный анализ основных концепций философии науки обеспечивает взаимосвязь между основными идеями этих разделов, позволяет обосновать единый подход для их осмысления. При этом фундаментальную роль имеют общенаучные термины и понятия, которые часто рассматриваются совместно с узкоспециальными и методологическими терминами и понятиями в рамках единой, дополняющей друг друга системы.

Л и т е р а т у р а

1. Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Картины мира и методы их исследования // Вестник ЯГУ. - 2007. - Т. 4, № 3. - С. 77-82

2. Степин В. С. Философия науки / Новая философская

энциклопедия в 4 тт. - М.: Мысль, 2001. Т. IV. - С. 195-200.

3. Садовский В. Н. Эволюционная эпистемология Карла Поппера на рубеже XX и XXI столетий. В Кн.: Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 464 с.

4. Степин В. С. Наука / Новая философская энциклопедия в 4 тт. - М.: Мысль, 2001. - Т. III. - С. 23-28.

5. Кожевников Н. Н., Данилова В. С. Современ-ные проблемы дисциплинарных онтологий // Вестник ЯГУ. -Якутск: 2007. - Т. 4, № 1. - С. 97-105.

6. Зотов А. Ф. Современная западная философия.

- М.: Высшая школа, 2001. - 784 с.

7. Степин В. С. Саморазвивающиеся системы: стратегии познания и деятельности / В трудах III Российского философского конгресса. Приветствия и пленарные доклады. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 42-65.

8. Хэлд Д. Интересы, знание и действие (К критической методологии Юргена Хабермаса). В кн.: Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас -Новосибирск: Изд. НГУ, 1995. - С. 81-114.

9. Башляр Г. Новый рационализм. Пер с фр. - М.: Прогресс, 1987. - 376 с.

10. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории)

- М.: Академический проект, 2008. - 692 с.

R e f e r e n c e s

1. Danilova V. S., Kozhevnikov N. N. Kartiny mira i metody ih issledovanija // Vestnik JaGU - 2007. - T. 4, № 3. - S. 77-82

2. Stepin V. S. Filosofija nauki / Novaja filosofskaja jenciklopedija v 4 tt. - M.: Mysl', 2001. - T. IV. - S. 195-200.

3. Sadovskij V. N. Jevoljucionnaja jepistemologija Karla Poppera na rubezhe XX i XXI stoletij. V Kn.: Jevoljucionnaja jepistemologija i logika social'nyh nauk: Karl Popper i ego kritiki - M.: Jeditorial URSS, 2000. - 464 s.

4. Stepin V. S. Nauka / Novaja filosofskaja jenciklopedija v 4 tt. - M.: Mysl', 2001a. - T. III. - S. 23-28.

5. Kozhevnikov N. N., Danilova V. S. Sovremennye problemy disciplinarnyh ontologij // Vestnik JaGU. - Jakutsk: 2007. - T. 4, № 1. - S. 97-105.

6. Zotov A. F. Sovremennaja zapadnaja filosofija. - M.: Vysshaja shkola, 2001. - 784 s.

7. Stepin V. S. Samorazvivajushhiesja sistemy: strategii poznanija i dejatel'nosti / V trudah III Rossijskogo filosofskogo kongressa. Privetstvija i plenarnye doklady. - Rostov-na-Donu, 2003. - S. 42-65.

8. Hjeld D. Interesy, znanie i dejstvie (K kriticheskoj metodologii Jurgena Habermasa). V kn.: Sovremennaja social'naja teorija: Burd'e, Giddens, Habermas. - Novosibirsk: Izd. NGU, 1995. - S. 81-114.

9. Bashljar G. Novyj racionalizm. Per s fr. - M.: Progress, 1987. - 376 s.

10. Lebedev S. A. Filosofija nauki: kratkaja jenciklopedija (osnovnye napravlenija, koncepcii, kategorii) - M.: Akademicheskij proekt, 2008. - 692 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.