Юрислингвистика
Legal Linguistics, 2021, 21, 1 1 -1 3 doi: https://doi.Org/10.14258/leglin(2021)2102
ЮРИДИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА УДК 342, ББК: 67.400, ГРНТИ 10.15, Код ВАК 5.1.1
Онтологическая природа гендерного равноправия как философско-правовой категории
А.В. Головинов1, Ю.В. Головинова2
1 Алтайский государственный университет пр. Ленина, 61, 656049, Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]
2Алтайский государственный педагогический университет ул. Молодежная, 55, 656035, Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]
Настоящая публикация направлена на постижение сущности понятия «гендерное равноправие». В статье показано, что растущая необходимость осмысления на философско-правовом уровне принципа равенства полов вызвана самими трендами в рамках меняющегося законодательства. Авторами установлено, что согласно общепринятой позиции под гендерным равенством понимают совершенно одинаковый уровень возможностей. Участие и присутствие представителей обоих полов в каждой сфере общества выступает неотъемлемым атрибутом юридического равноправия мужчин и женщин. Отмечается, что сегодня дискуссия разгорается вокруг ценности женщин, которые являются аномальной группой с точки зрения патриархального общества. Все это, в конечном счете, направлено на поиск юридических конструкций, минимизирующих иерархию различий между полами. Ключевые слова: гендерное равноправие, философия права, права женщин, дискриминация.
The Ontological Nature of Gender Equality as a Philosophical
and Legal Category
A. Golovinov1, Yu. Golovinova2
1Altai State University 61 Lenin Ave., Barnaul, Russia, 656049. E-mail: [email protected]
2Altai State Pedagogical University 55 Molodezhnaya str., Barnaul, Russia, 656035. E-mail: [email protected]
This publication is aimed at gaining the insight into the concept of "gender equality". The article shows that the growing need for understanding the principle of gender equality at the philosophical and legal level is caused by the trends themselves within the changing legislation. The authors have specified that according to the generally accepted position, gender equality is understood as an absolutely identical range of opportunities. The participation and presence of both sexes in every area of society is an integral part of the legal equality of men and women. It is noted that value of women is heatedly discussed, as they are seen as an abnormal group from the point of view of a patriarchal society. All above is ultimately aimed at finding legal constructs that minimize the hierarchy of differences between the genders.
Key words: gender equality, philosophy of law, women's rights, discrimination.
Юрислингвистика
12
Актуализация определения коренного значения понятия гендерного равноправия в нашем отечестве связана с тем, что за последние десять лет весьма стремительно развивается конституционное законодательство, связанное с закреплением и реализацией принципа гендерного равенства. Как справедливо заметил председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин: «Единственный способ вернуть широкое доверие к праву и правоприменению - это массовое, юридически корректное, жесткое и последовательное противодействие разрушению правовых институтов во всех сферах человеческой деятельности - от международного права до семейного и гендерного законодательства» [Зорькин 2016: 126].
В рамках теории и философии права до сих пор актуальна дискуссия о природе, сущности и перспективах развития принципа гендерного равенства. Согласно общепринятой позиции под гендерным равенством понимают совершенно одинаковый уровень возможностей. Участие и присутствие представителей обоих полов в каждой сфере общества выступает неотъемлемым атрибутом юридического равноправия мужчин и женщин. Укрепление социального партнерства между мужчиной и женщиной, а также инициирование полноценной и эффективной реализации прав и свобод каждого пола как раз и выражается в равенстве личного статуса [Бутакова 2009: 2]. Как отмечает Н.А. Шведова, гендерное равенство представляет собой одинаковую оценку со стороны социума различий и схожести между представителями мужского и женского пола, а также разницы их социальных ролей [Шведова 2002: 4]. Следовательно, можно констатировать, что половое равноправие может быть в известной степени определено как некая «одинаковость» мужчин и женщин. Однако не стоит эту одинаковость отождествлять с идентичностью. Знак равенства между женщиной и мужчиной поставить, увы, невозможно, как минимум причиной тому психические и физиологических различия, плюс очевидная разница в реализации их биологических функций [Ларинбаева 2004: 128].
Рассуждая об онтологической природе гендерного равенства, стоит заметить, что современные авторы тяготеют к соотнесению этого феномена с юридическим равноправием. Так, равенство - это принцип, определяющий юридический статус личности через его взаимодействия с государственной властью и представителями общества и реализуемый только в рамках системы прав и соответствующих обязанностей. Принцип же равноправия категорически отрицает неравенство во всех его возможных проявлениях. В данном случае, какое бы то ни было нелегитимное посягательство, ограничивающее права человека, есть вопиющая несправедливость. В этом своем качестве равноправие как принцип права есть не что иное, как идеал справедливого устройства государства и общества, для которого характерна всесторонняя реализация и защита прав и свобод человека и гражданина. Потому равноправие канонизирует паритет во взаимоотношениях личности и государства, дискриминации со стороны государственных органов при такой трактовке исключены.
Вместе с тем сложно отрицать факт того, что общество оказывает серьезное влияние на содержание гендерных взаимоотношений. Потому очевиден концепт первичности равноправия полов к праву в целом. История развития и опыт эмансипированного Запада показывают равное отношение в обществе к представителям разных полов. В государствах Азии, Африки и Океании доминирующие традиции и стереотипы препятствуют реализации идеала равенства женщин и мужчин. Такая неоднородность общественного восприятия гендерного равноправия свидетельствует об очевидной социальной обусловленности равенства полов.
Генезис понятия гендерного равенства имел определенную хронологию. Все начиналось с идеала абсолютного равенства полов. Но сама история государства и права проиллюстрировала утопичность такой идеи. Концепт «уравнивания» мужчин и женщин имел неприятные и безуспешные примеры реализации. Даже попытки представительниц женского пола изменить свою идентичность не увенчались успехом, в частности в равенстве оплаты труда мужчин и женщин. Равенство в таком подходе трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессии, тип образа жизни.
Для следующего периода характерным стало осознание равенства прав всех граждан независимо от пола как базового условия процесса растущей демократизации и либерализации общества.
В дальнейшем, условно на третьем этапе, природу принципа гендерного равенства попытались соотнести с возможностью осуществлять равные права. Типичным явлением для данного периода стало распространение доктрины позитивной дискриминации и равного старта. Так, при существовании гендерной дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет «уравнять шансы», предоставить «равный старт» дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется «позитивной дискриминацией». Яркий пример здесь - решение гендерного вопроса в истории Советского государства. Советы определили механизмы позитивной дискриминации, однако же им не удалось искоренить причины женской дискриминации.
Трендами новейшего периода в определении природы гендерного равенства выступают признание личной социальной ценности, самоощущений и самоидентификация мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин [Бутакова 2009]. Сегодня дискуссия разгорается вокруг ценности женщин, которые являются аномальной группой с точки зрения патриархального общества. Все это, в конечном счете, направлено на поиск юридических конструкций, минимизирующих иерархию различий между полами.
В свою очередь понятие «гендерное равенство» в философско-правовом ракурсе все чаще рассматривают как установление гармоничных отношений партнерства между мужчиной и женщиной; создание условий для полной реализации мужского и женского потенциала, выражающихся в равенстве потенциальных возможностей, равенстве
Юрислингвистика, 2021, 21
13
Юридическая герменевтика
личного статуса, идентичной системе ценностей, не зависящей от гендерных признаков, и равной оценке значимости обществом гендерных социальных ролей.
Литература
БутаковаЯ.С., Войнов В.П. Проблемы определения гендерного равенства / Актуальные вопросы современной науки. -2009. - № 7. - C. 2.
Зорькин В.Д. Право против хаоса / Библиотечка «Российской газеты». - 2016. - № 13. Июль. - C. 176. Ларинбаева, И.И. Юридическая онтология гендерного равноправия : автореф. дис. ... канд. юр. наук. Саратов, 2004. Шведова Н.А. Гендерное просвещение: просто о сложном - М. 2002.
References
Butakova, Ya.S., Voinov, V.P. (2009). Problems of determining gender equality. Actual problems of modern science No. 7. - Р. 2. Moscow (in Russian).
Larinbaeva, I.I. (2004) Legal ontology of gender equality: author. dis. ... Cand. legal entity sciences. Saratov,. (in Russian). Shvedova, N.A. (2002). Gender education: simply about the difficult. Moscow (in Russian).
Zorkin, V.D. (2016). The right against chaos. Library of the "Russian newspaper". No. 13. July. P. 176. Moscow (in Russian).
Citation:
Головинов А. В. Головинова Ю. В. Онтологическая природа гендерного равноправия как философско-правовой категории // Юрислингвистика. - 2021. - 21. - 11-13.
Golovinov, A. V. Golovinova, Yu. V. (2021). The Ontological nature of gender equality as a philosophical and legal category. Legal Linguistics, 21,11-13.
I : ■ EMI This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0. License
Legal Linguistics, 21, 2021